Зрительный образ: как научиться визуальной грамотности — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Особенности развития зрительных функций у детей на ранних этапах жизни

Офтальмологическая клиника

Москва

ул. Марксистская, д. 3, стр. 1

пн 9:00-17:00, вт-сб 9:00-20:00, вс 9:00-18:00

+7 (495) 620-35-55

Заказать обратный звонок

+7 (495) 620-35-55


Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Смотрите также:

  • Проверка зрения у ребенка online

Оценка статьи:
4.6/5 (80 оценок)

Оцените статью

Запись оценки…

Спасибо за оценку

Детям, живущим в современном мире, компьютер, зачастую, заменяет общение с друзьями, занят…

Подробнее

Близорукость в большинстве случаев начинает развиваться в детском возрасте по разным причинам. Это м…

Подробнее

Известно, что морковь и черника — главные продукты, ответственные за хорошее зр…

Подробнее

Записаться на прием
Заказать обратный звонок

Поделиться

Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций (зрительные образы)

Для развития функций II блока используются другие методы.

Рассмотрим в качестве примера систему методов для развития зрительно-вербальных функций (Пылаева, Ахутина, 1999).

При разработке этой методики мы исходили из того, что решение зрительных задач может быть затруднено из-за недостаточного развития: 1) ориентировочной основы зрительного действия (III блок), 2) речи, 3) холис­тической стратегии восприятия, 4) аналитической стратегии восприятия. В соответствии с этим коррекционная работа должна решать следующие задачи: 1) развитие зрительного внимания, 2) развитие связей «зрительный образ – слово», дифференциация зрительных образов и значений слов, 3) развитие зрительно-гностических и зрительно-мнестических процессов, включая разные стратегии зрительного опознания.

Поскольку при недоразвитии любого из компонентов зрительного восприятия страдает вся функциональная система в целом, на первом этапе работы предлагаются сравнительно простые задания общего характера. К ним относятся задания первого методического комплекса на идентификацию зрительных изображений. Эти задания реализуются с помощью игры в «Лото» – ребенок находит картинку, соответствующую представленной. Усложнение заданий идет по двум линиям: гностической и речевой. Гности­ческая сложность нарастает при переходе от цветных реалистических пар к парам, где одна или обе картинки являются черно-белыми, силуэтными, схематическими или стилизованными. Сравнение реалистических изображений с более обобщенными способствует выделению значимых признаков предметов, организации внимания. Увеличение обоих видов сложности достигается при сближении поля выбора (на карточках представлены предметы разных кате­горий или одной категории) и при переходе от прототипических предста­вителей категорий к их периферическим, менее знакомым членам.

Для закрепления отрабатываемых зрительных образов используются задания на узнавание и/или вербальное воспроизведение: задания выбрать картинки или подписи к ним, вспомнить, как были расположены картинки и т.п.

Второй комплекс заданий – нахождение вербализуемых различий. Здесь для сравнения используются сюжетные картинки. Сначала на них мало объектов и самые простые различия: наличие/отсутствие деталей, изменение цвета, формы, количества.

Нахождение различий по памяти (ребенок смотрит лишь на одну картинку, припоминая другую) – наиболее сложный вид заданий в этом комплексе.

Третий комплекс заданий – перцептивное моделирование, т.е. воссоздание предмета из частей. Эти задания могут быть очень различными по сложности. Простое задание на подбор половинок служит хорошей основой для отработки образа в графическом плане. Имеющаяся половинка изображения предмета может использоваться как шаблон для обведения, к полученному контуру пририсовывается вторая половинка. Позже можно предложить рисование по памяти, актуализацию названий, подбор подписей.

Очень полезны входящие в этот комплекс задания на конструирование предметов, детально разработанные Н.Г. Калитой (1975). В отличие от предыдущих заданий, здесь изображение предмета делится на функционально значимые части, так, прибавление «ручки» или «носика» и «крышки» позво­ляет преобразовывать «горшок» в чашку, сахарницу, чайник. В этом задании выделяются и называются различительные признаки предметов, что позволяет тренировать аналитическую стратегию восприятия и расширять словарь.

Программа работы по конструированию включает:

1) складывание модели из частей, 2) дорисовывание детали с опорой на образец, 3) дорисовывание по памяти, 4) самостоятельное рисование по памяти («Вспомни, что ты складывал»), 5) отсроченное рисование по слову наименованию. В качестве закрепляющих могут быть использованы задания на классификацию картинок (например, «овощи» и «фрукты»), на нахождение недостающих деталей или выделение лишних, нелепых деталей.

Четвертый комплекс – сенсибилизированные задания. Здесь используются различные традиционные приемы «зашумления» изображения. Контурные изображения зачеркиваются, накладываются друг на друга или даются неполными, при этом использование тестового материала нейропсихологического исследования строго воспрещается.

Чтобы сделать такие задания развивающими, ребенку дается алгоритм действия: обведение контура по зрительному образцу или по речевой инструкции. Обведение по контуру с называнием деталей может опираться на аналитическую стратегию и готовить к целостному, гештальтному опознанию фигуры. Такие задания подготавливают детей к выполнению сложных задач по узнаванию изображений при неполной информации.

Завершая описание этой методики, отметим, что она может предварять блок методик для развития зрительно-пространственных функций (подробнее см. Пылаева, Ахутина, 2000; Ахутина, Кричевец, 2002).

Итак, мы привели примеры систем методов, направленных на развитие и коррекцию функций III и II блоков мозга. Если в первом блоке методов принципиально значимыми были экстериоризиция программы и базирование заданий, то во втором обеспечение простоты выбора необходимого элемента: от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких элементов. Это решение определяется предложенным А.Р. Лурия (1973а, 1975) пониманием механизма ошибок при дисфункции III и II блоков мозга: при дефиците функций III блока основными типами ошибок являются упрощение программы и инертность, при дефиците функций II блока – трудности выбора близких элементов.

развитие слабого звена – предыдущая | следующая – языковая способность

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

 

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. визуальный образ ментальный образ, аналогичный зрительному восприятию

  2. дальность видимости расстояние, на котором данный стандартный объект можно увидеть невооруженным глазом

  3. вассалитет состояние крепостного

  4. визуальная шутка шутка, эффект которой достигается визуальными средствами, а не речью (как в кино)

  5. 79″>

    виртуальное изображение отраженное оптическое изображение (видимое в плоском зеркале)

  6. тиски, зажатые как в тисках

  7. облегчить сделать проще

  8. фюзеляж центральный корпус самолета с экипажем и пассажирами

  9. неуверенность в своих намерениях или действиях

  10. визуальное пространство визуальное восприятие пространства

  11. 32″>

    визаж человеческое лицо

  12. визуальный аспект внешний или видимый аспект человека или предмета

  13. дефект зрения нарушение зрения

  14. поле зрения все точки физического окружения, которые могут быть восприняты стабильным глазом в данный момент

  15. визуальный сигнал: сигнал, включающий визуальную коммуникацию

  16. слабовидящие со значительным ухудшением зрения

  17. зрение способность видеть; визуальный факультет

  18. визуализируется в уме как ментальный образ

Визуальный дисплей — домашний

Помощь брендам в завоевании доверия и повышении доходов с помощью технологий взаимодействия с потребителями

Являясь системным интегратором и поставщиком управляемых услуг, Visual Image display может похвастаться многолетним опытом в области технологических решений для взаимодействия с потребителями, начиная от светодиодных видеостен и заканчивая интерактивными приложениями (включая киоски, мобильные и другие устройства), сенсорными технологиями, DOOH и электронными ценниками. Наша облачная платформа позволяет нашим клиентам собирать данные, а также видеть результаты своих инвестиций и состояния технологического комплекса в режиме реального времени.

Слияние дизайна, технологий и данных

Создание эффективных впечатлений, которые приносят результаты

С момента основания компания Visual Image стремилась создавать впечатляющие впечатления с помощью технологий для привлечения и информирования аудитории, клиентов и сотрудников. Мы считаем, что наши партнеры и их клиенты заслуживают лучшего способа взаимодействия друг с другом, и, кроме того, отслеживая взаимодействие, мы можем помочь постоянно улучшать этот опыт, создавая тем самым большую ценность, доверие, лояльность и взаимодействие с брендом.

Каждая виртуальная система образов разработана

с этими обещаниями:

Наши цели

Привлечь. Привлекать. Конвертировать. Удерживать.

Наша миссия состоит в том, чтобы беспрепятственно создавать потребительский опыт, используя технологии и креативность, которые беспрецедентно продвигают бренды. В основе всего, что мы делаем, лежит глубокая интеграция дизайна, опыта, функциональности, простоты и эффективности. Каждая часть технологии является частью целенаправленного проекта, созданного для достижения желаемых результатов.

Покрытие по всему миру

НАСТОЯЩАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ С УСТАНОВКАМИ В 45+ СТРАНАХ

Visual Image имеет установки в более чем 45 странах, все из которых поддерживаются нашими местными командами и партнерами. Мы являемся универсальным поставщиком цифровых технологий, программного обеспечения, установки, управляемых услуг и поддержки для розничной торговли, правительства, гостиничного бизнеса, здравоохранения и множества других отраслей.

Посмотреть карту всех мест установки

Установлено более 50 миллиардов пикселей

Что Отображение визуального изображения Предоставьте

Цифровой контент для привлечения потребителей, управляемый с ОДНОЙ платформы по всему миру.

Покрытие по всему миру

Мы установили тысячи дисплеев в более чем 45 странах и оказываем поддержку нашим партнерам на местах.

Готовые решения

Мы позаботимся обо всем: логистике, оборудовании, программном обеспечении, датчиках, конфигурации, сборе данных и аналитике. Как системный интегратор, мы занимаемся каждым элементом развертывания и можем интегрироваться в ваши существующие платформы

Управление данными

Мы повышаем окупаемость инвестиций за счет данных и взаимодействия, которые постоянно измеряются и корректируются, чтобы определить, достигаются ли бизнес-цели.

Поддержка 24/7/365

Наша служба непрерывности обеспечивает постоянную связь с вашим бизнесом. Расширенный мониторинг позволяет нам начать исправление до того, как проблемы повлияют на бизнес!

Управление активами и жизненным циклом

Управляйте всем своим технологическим имуществом, чтобы избежать дорогостоящих простоев — номера моделей и серийные номера, версии прошивки, дата последнего обслуживания.

Гарантированное выполнение

Мы выполняем то, что обещаем, вовремя и в рамках бюджета!

Технология взаимодействия с потребителями

Профессиональные и управляемые услуги

Visual Image разрабатывает и создает инновационные решения, помогающие нашим клиентам достигать результатов
, которые улучшают качество обслуживания, уменьшают трения и затраты при сборе данных для постоянного улучшения

Стратегическое видение

Наше стратегическое видение: Каких результатов вы хотите достичь? Укрепляйте доверие, повышайте вовлеченность, доставляйте WOW, обучайте и

Узнать больше »

Дизайн и инжиниринг

Наша сила заключается в детальном понимании многих технологий и способов их творческого внедрения. Наши возможности

Узнать больше »

Управление проектами и интеграция

Наша команда по управлению проектами и интеграции поставила тысячи систем для различных технологий и предприятий по всему миру.

Узнать больше »

Разработка программного обеспечения

Программное обеспечение и разработка — одна из наших лучших услуг. Программное обеспечение и команда разработчиков Visual Image могут разрабатывать новые платформы или

Узнать больше »

Глобальная поддержка и обслуживание

Сочетание глобальной поддержки и обслуживания технологий во многих организациях не позволяет проводить внутреннюю экспертизу каждой системы. Есть

Узнать больше »

Расширенный мониторинг

Часто возникают проблемы с проактивной службой расширенного мониторинга Visual Image. Прежде чем они повлияют на ваш бизнес и корневую систему

Узнать больше »

Усиление персонала

Расширение штата ИТ-ресурсы исчерпаны до предела, и многие организации просто не имеют пропускной способности, чтобы решить эту проблему.

Узнать больше »

Управление активами и жизненным циклом

Получите лучшие услуги по управлению активами и жизненным циклом с визуальным изображением. Даже самые современные предприятия часто делают

Узнать больше »

Аналитика и визуализация данных

Наша аналитика и визуализация данных — одна из лучших услуг, предоставляемых Visual Image. Измерение того, что

Узнать больше »

Почему выбирают нас?

Отображение визуального изображения Передовые технологии взаимодействия с аудиторией

  • Интеграция датчиков с искусственным интеллектом для управления взаимодействием

  • Объедините технологию машинного зрения с POS-системами для динамического измерения запасов, изменения контента и получения результатов

  • Беспрепятственное подключение торговых платформ к платформам электронной коммерции с системами в магазине для получения убедительного личного опыта

  • Измените качество обслуживания клиентов с помощью дополненной реальности и периферийных вычислений для виртуальных примерок, цифровых примерочных и сенсорного погружения.

  • Объедините интерактивные технологии с базами данных для обучения, информирования, укрепления доверия и сокращения времени ожидания

доверяют крупные корпорации

Наши партнеры

В Visual Image display у нас нет клиентов или поставщиков, у нас есть партнеры. Каждая часть технологии, которую мы создаем, настолько интимна, что процесс должен осуществляться между партнерами, и только так он может быть успешным.

Visual Image

Совершенствование искусства взаимодействия

Являясь системным интегратором и поставщиком управляемых услуг, Visual Image может похвастаться многолетним опытом в области решений для взаимодействия с потребителями, начиная от светодиодных видеостен и заканчивая интерактивными приложениями (как киоскными, так и мобильными). Сенсорные технологии, DOOH и электронные ценники. Наша облачная платформа позволяет нашим клиентам собирать данные, а также видеть результаты своих инвестиций и состояние технологий в режиме реального времени.

Исключительный сервис

От начала до непрерывного совершенствования

Стратегия и видение

Воплощение вашего видения в реальность.

Стратегия содержания

Накорми зверя!

Дизайн и проектирование

Так много вариантов!

Интеграция с CMS и платформой

Как сетка, но лучше.

Мобильная интеграция

Думайте нестандартно.

Подключение и планирование сети

Техника, телефон домой.

Управление проектами и логистика

Из точки А в точку Б.

Интеграция, тестирование и проверка

Больше удовольствия, чем установка новой системы видеоигр в свой день рождения.

Непрерывность и мониторинг

Мы надеемся, что вы этим не воспользуетесь… но никаких обещаний.

Управление активами и жизненным циклом

Насколько велики ваши идеи?

Монетизация

Кто не любит зарабатывать деньги?

Аналитика и визуализация данных

Помощь машинам.

Технология взаимодействия с потребителями

Наши решения

Исключительное обслуживание

От начала до конца

Стратегия | Концепция | Интеграция

Воплощение вашего видения в реальность.

Содержание | Креатив

Накорми зверя!

Оборудование | Новые технологии

Так много вариантов!

Программное обеспечение | CMS | Магистраль

Как сетка, но лучше.

Разработка мобильных приложений

Думайте нестандартно.

Связь

Технологический телефон домой.

Логистика | Развертывание

Из точки А в точку Б.

Установка

Больше удовольствия, чем установка новой системы видеоигр в свой день рождения.

Поддержка | Сетевые операции

Мы надеемся, что вы не будете использовать это… но никаких обещаний.

Worldwide Services

Насколько велики ваши идеи?

Монетизация

Кто не любит зарабатывать деньги?

Данные | Аналитика

Помощь машинам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *