В пословицах и поговорках народ раскрывает свое отношение к: Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор. Кто не знает пословиц и поговорок? В них…
О.А. Васильева, Отражение духовно-нравственных ценностей в трудах М. М. Зязикова посредством малых форм устного народного творчества
О.А. Васильева, кандидат политических наук, г. Волгоград
Отражение духовно-нравственных ценностей в трудах М. М. Зязикова посредством малых форм устного народного творчества
Выбор данной темы далеко не случаен. Произошедшие изменения в социально-экономической жизни нашего общества, а также смена многих духовно-нравственных ориентиров и приоритетов в постперестроечный период, привели к тому, что в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Но одно дело констатировать свершившийся факт, и совершенно иное — искать пути выхода из создавшейся ситуации. Именно поэтому все чаще и чаще ученые, работники культуры и искусства, литераторы в своих трудах в качестве иллюстративного материала обращаются к тем или иным формам устного народного творчества.
Не стали исключением в этом аспекте и труды известного ингушского ученого и видного политического деятеля М. М. Зязикова.
В частности, в своих фундаментальных монографиях, посвященных различным культурологическим, этнографическим проблемам, в частности, при характеристике ингушской традиционной этики, он неоднократно обращается к малым формам устного народного творчества, прежде всего, к пословицам и притчам, благодаря которым можно глубже узнать народ, его душу.
Это, безусловно, обогащает представление читателя о народе, который не только создал эти жемчужины народного творчества, отразившие многовековой опыт многих поколений, но и исподволь сделал их органической частью духовной культуры.
Более того, ссылка, например, на пословицу как бы подытоживает смысл сказанного, придавая ему особую доказательную силу и невольно заставляя запомнить важную мысль [Мокиенко 2010: 4].
Так общеизвестно, что мудрость народа воплощается в пословицах и поговорках — метких, кратких и весьма точных высказываниях на злобу дня, передаваемых из поколения в поколение и становящихся с течением времени не только источником вдохновения и идей, но и тем незыблемым столпом, который поддерживает устои народной жизни, укрепляя нравственный и духовный облик народа, становясь своеобразным моральным кодексом, сводом суждений, которые, с одной стороны, являются категоричными по форме, а с другой стороны, глубокими и самобытными по содержанию, но, что самое главное, обращенными, по большей своей части, к нравственной сути человека [Филипченко 2009: 5, 10].
Условно можно сказать, что притчи содержат, по сути, развернутое толкование того, что приводится в пословицах и поговорках.
Являясь малым дидактико-аллегорическим жанром, заключающим в себе моральное или религиозное поучение, притчи для ограниченного в своих способностях человека представляют занимательные, забавные рассказы или истории обо всем на свете, но для человека, стремящегося постигнуть глубину отдельно взятой притчи, она предстает кладезем мудрости, в котором отражается опыт не одного поколения людей.
Иными словами, притча, прежде всего, игра ума, воображения, проникновение в самые сокровенные уголки нашего сознания.
С практической точки зрения притча представляет собой своеобразное «практическое руководство по духовному самосовершенствованию, по раскрытию духовного могущества человека, раскрытию предназначения цивилизации как частицы вселенского Разума» [Капралова 2010: 3].
В свете вышеизложенного представляется весьма логичным обращение М. М. Зязикова, прежде всего, к пословицам при обращении к такой сложной философско-этической проблеме как ингушской традиционной этике, в целом, и категориям национального характера, в частности [Зязиков 2004: 162–176; Зязиков 2011: 15–27].
В этом плане показательно выглядит одна из последних монографий исследователя «На рубеже столетий. Ингушетия в конце XIX–начале XX веков», в частности, небольшая по объему, но весьма емкая по содержанию глава «Категории национального характера», посвященная нравственным ценностям ингушского народа.
Среди основополагающих категорий М. М. Зязиков выделяет достоинство, благородство, честь, воспитанность и слово.
Интересно построение композиция данной главы.
Так, прежде чем приступить к мотивированности выбранных категорий, автором анализируются «нюансы» и «тонкости» национального ингушского характера, как с позиций исторического прошлого, так и с отражением этих особенностей в малых формах устного народного творчества, прежде всего, в пословицах и притчах.
Пожалуй, мало у какого народа найдется столь оригинальное отношение к похвале, как это можно встретить у ингушей: «Похвали человека с кончик иголки, как он тут же начнет портиться у тебя на глазах» [Зязиков 2011: 15].
В приведенном образце заключен глубокий философский смысл: человек должен стремиться к достижению цели не ради похвалы, а во имя высокой цели или получения значимого результата своей деятельности, а излишняя похвала ничего, кроме вреда, не принесет ни тому, кто ее расточает, ни тому, кому она предназначена.
Следует отметить, что М. М. Зязиков не только занимается научными изысканиями, но и сам подает пример научной этики.
Последнее нашло свое выражение в обращении к трудам своих предшественников исследователей-ингушей, занимавшихся изучением проблемы национального характера, таких как Ч. Ахриева, М. Базоркина [Зязиков 2011: 15–17].
При этом М. М. Зязиков отметил и тот факт, что интерес к ингушской истории и устному народному творчеству характерен и для представителей иных этносов, например, русских ученых-кавказоведов, которые с трепетной любовью относились «к богатейшей и самобытной культуре ингушей» [Зязиков 2011: 18].
Будучи выходцем из ингушской среды, зная культуру своего народа изнутри, М. М. Зязиков не претендует на всеобъемлющее и исчерпывающее описание национального характера своего этноса, особо останавливаясь на наиболее характерных чертах, с его точки зрения.
Выделяя и описывая выбранные категории национального характера, автор не только приводит ингушское и параллельно русское обозначение заявленных категорий, но и на основе описательного историко-философского контекста пытается максимально погрузить читателя в ингушскую среду описываемого хронологического периода.
Решить же поставленную задачу не представлялось возможным без применения яркого и запоминающегося иллюстративного материала, каковым и выступили, прежде всего, малые формы устного народного творчества — пословицы и притчи.
Так, например, описание такой категории как «сий (честь)» открывается весьма поучительной народной притчей «Утерянную честь не вернуть». Действительно, слова Чести, сказанные Воде, Ветру, Огню в случае расставания: «Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится», — звучат пророчески, ибо эта та категория этики, которая, с одной стороны, раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, а с другой стороны, — предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслужил [Честь 1989: 397, 398], т. е. восстановить утраченную честь не только трудно, но, по большому счету, невозможно.
Недаром потеря чести у многих народов приравнивается к смерти: «Сломался забор — можно новый поставить, потерявший честь — уничтожен» (Ингушская), «Кто принародно лишился чести, тот живой мертвец» (Ингушская), «Для благородного потеря чести и смерть равны» (Перс.), «Лучше голову потерять, чем честь» (Кирг.), «Лучше смерть, но с честью, чем жизнь без чести» (Нем.), «Можно жить, потеряв жизнь, но нельзя жить, потеряв честь» (Ирл.), «Стоит ли жизнь хранить, когда честь потеряна?» (Тамил.), «Чем жить бесчестно, лучше умереть с честью» (Лезг.), «Лучше и не жить, если честь загубить» (Еврейская) [Пословицы, поговорки, загадки народов России 2011: 174, 175; Пословицы и поговорки народов мира 2009: 369, 370, 371, 374, 375; Еврейское счастье 2008: 241].
При этом от общего М. М. Зязиков переходит к частному: чести мужчины и женщины. Но при этом он особо выделяет женщину, в отношении которой данное понятие приобретает «более щепетильный характер: «Девушка должна быть чиста как топленое масло» [Зязиков 2011: 22], ибо, как гласит довольно известная еврейская пословица: «Бесчестье женщины — навсегда» [Еврейское счастье 2008: 243].
Переходя к анализу заключительной категории «слово», М. М. Зязиков делает вполне закономерный вывод о том, что «характеру и поведению ингуша свойственны те же качества, которые присущи людям любой национальности, но при этом, естественно, имеются разного рода специфические, часто едва уловимые, свои собственные национальные особенности» [Зязиков 2011: 24].
И здесь возникает закономерный вопрос о том, какое отношение к категории национального характера имеет «дош (слово)»? Однако все не так просто.
Действительно, отталкиваясь от материализации мысли в слове, автор плавно переходит к истории ингушского языка, что снова подчеркивает эрудицию ученого.
Далее от широкого и многозначного толкования термина «слово» в ингушском языке М. М. Зязиков закономерно приходит к роли и значению слова в жизни ингуша, для которого слово может стать и «целительным бальзамом» и «смертельным ядом», что опять-таки нашло свое отражение в ингушских пословицах типа «Когда попросили самое сладкое, принесли язык; когда же попросили самое горькое, опять же язык принесли» [Зязиков 2011: 27].
Таким образом, выбранная М. М. Зязиковым подача материала вполне оправдывает себя, так как она не только позволяет прочувствовать душу ингушского народа, но и задуматься о своей собственной жизни, соотнося узнанное с реальностью бытия.
Список использованной литературы
Еврейское счастье: сборник еврейских пословиц и поговорок / Сост. М. П. Филипченко. М., СПб., 2008.
Зязиков М. М. На рубеже столетий. Ингушетия в конце XIX–начале XX веков. М., 2011.
Зязиков М. М. Традиционная культура ингушей: история и современность. Ростов-на-Дону, 2004.
Капралова О. Предисловие // Притчи народов мира / Сост. О. Капраловой. М., 2010.
Мокиенко В. М. Предисловие // Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц. М., 2010.
Пословицы и поговорки народов мира / Сост. М. П. Филипченко. М., СПб., 2009.
Пословицы, поговорки, загадки народов России / Сост. М. П. Филипченко. Ростов-на-Дону, 2011.
Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М., 1989.
Филипченко М. П. От составителя // Пословицы и поговорки народов мира / Сост. М. П. Филипченко. М., СПб., 2009.
ЗЯЗИКОВ МУРАТ МАГОМЕТОВИЧ
Заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе
Родился 10 сентября 1957 г. в городе Ош Киргизской ССР.
В 1980 г. окончил исторический факультет Чечено-Ингушского государственного университета им. Л.Н. Толстого.
В 2002 г. окончил Южно-Российский гуманитарный институт по специальности «юриспруденция».
С января по апрель 2002 г. – заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.
В 2002–2008 гг. – Президент Республики Ингушетия.
В 2008 – 2012 гг. – Советник Президента Российской Федерации.
С октября 2012 г. по настоящее время – заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Воинское звание – генерал-лейтенант.
Доктор философских наук. Автор более 40 научных работ,
опубликованных в России и за рубежом.
Государственные награды:
Орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;
2 ордена Мужества;
3 благодарности Президента Российской Федерации;
20 медалей.
Иные награды:
Орден Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени;
по решению Совета муфтиев России награжден орденом Почета «Аль-Фахр» I степени;
Почетный знак Организации Объединенных Наций за значительный вклад в решение гуманитарных проблем на Северном Кавказе и активную поддержку международных проектов ООН.
Творческий проект по теме: Строительство в русских пословицах и поговорках | Проект:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Тарусский многопрофильный техникум»
Творческий проект по теме:
Строительство в русских
пословицах и поговорках
Автор:
Студент 2-го курса специальности «Штукатур»
Руководитель: Голышева Ульяна Львовна
Преподаватель специальных дисциплин
Таруса
2020
Содержание
- Введение
Актуальность выбранной темы…………………………………………….
Тип проекта…………………………………………………………………….
Участники проекта……………………………………………………………
Образовательные области
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Гипотеза
Цель работы
Задачи работы
Сроки реализации проекта
2.Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
Разработка проекта
Оценка результатов
Защита проекта
- Результат
- Информационные ресурсы
1.Введение
Актуальность выбранной темы
Эпиграф проекта: «Русские народные пословицы и поговорки мудростью богаты»
Русский национальный характер формировался под влиянием русской национальной культуры, многие говорят о загадочной русской душе, не понимая, почему русского человека сложно понять. Русский национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках.
Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам.
Пословицы и поговорки учат нас, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и нравственным нормам законов народной жизни.
Не стала исключением и строительство как бытовая сторона, сопровождающая жизни каждого человека. Материалы, приспособления, специальности и многое др. нашло свое достойное место в пословицах и поговорках.
- Вовремя не построишь, так все дело расстроишь.
- Каков маляр, такова и окраска.
- Каков строитель, таков и дом.
- Каков строитель, такова и обитель.
В настоящей работе мы исследуем устное народное творчество в пословицах и поговорках и его связь со строительством потому как в рамках программы профессиональной подготовки мало изученная. Мы хотим воспитать учащихся расширить знания по строительству, уважения к труду. С помощью этой работы у учащихся расширяться знания по русскому творчеству, национальной культуре, пополнится словарный запас.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: обучающиеся группы профессиональной подготовки профессии «Штукатур»
Образовательные области: познание, коммуникация, чтение литературы, труд, безопасность.
Объект исследования – устное народное творчество России.
Предмет исследования – строительство в пословицах и поговорках.
Методы исследования – сбор информации, беседы.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, длился в течение трёх недель:
Гипотеза: У пословицы есть ответ на все случаи жизни.
Исходя из этого, мы решили обратиться к данной теме и проследить, как взгляд на строительство у русского народа отразились в его фольклоре, т.е. в пословицах и поговорках.
Мы должны научиться:
- видеть проблему
- уточнить значение некоторых из них
- работать с научной и художественной литературой
- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
- самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
- приобрести знания о русском фольклоре
- бережно относиться к русской истории
Цель работы – сформировать у учащихся представление о связи строительства и русского фольклора, пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.
Задачи работы:
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества.
- Выявить частоту употребления строительных терминов в пословицах и поговорках
- Исследования сборников пословиц и поговорок.
- Бережное отношение к национальной культуре.
- Обогатить познавательный опыт учащихся
- Формировать представление о строительстве (разнообразие профессий, терминов, материалов).
Этапы работы над проектом
Этап 1. Подготовительный этап
— Определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, подбор литературы о строительстве, профессиях, фольклоре, иллюстраций, сбор и классификация по разделам (пословицы, поговорки) постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Группа получает задания:
-Подбор художественной литературы о строительстве:
-Подобрать несколько пословиц или поговорок о строительстве;
- Строй, да достраивай.
- Построили канал — свет засиял.
- Добивайся успеха хорошего: строй быстро и дешево.
— Оформить несколько пословиц и поговорок с иллюстрациями;
Клеек да рубанок столяру отцы родные
Дело мастера боится
Каков строитель, таков и дом
Кто любит труд, того люди чтут.
Каков маляр, такова и окраска.
-Выписать пословицы и поговорки, в которых встречается тема относящиеся к строительству, ремеслу, труду:
— Кто строит, тот и отвечает.
-Без труда не выложишь и плитку никуда;
-Когда человек трудолюбив, то и земля не ленится;
-Мастерство за плечами не носят;
-Обучишь молодежь — быстрее стройку поведешь.
Этап 2. Разработка проекта
-Сбор и уточнение информации;
— Совместный подбор пословиц и поговорок о строительстве.
-Придумывают задания с использованием пословиц и поговорок.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.
Этап 3. Оценка результатов
-Анализ выполнения проектных заданий.
Учащиеся участвуют в подготовке к представлению собранного материала с выполнением творческого проекта в презентации.
Этап 4. Защита проекта.
-Презентация проекта
Информационные ресурсы
Список литературы:
- Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д.Арутюнова. — М., 1999.
- Благова, Г.Ф. Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе / Г.Ф.Благова. — М., 2000.
- Валгина, Н. С. Современный русский язык / Н.Г.Валгина, Д.Э.Розенталь. — М.: Просвещение, 1997.
- Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т.Г.Винокур. — М., 1993.
- Глухих, В. М. О благозвучии пословиц и поговорок /В.М.Глухих //Русская речь, 1997.
- Даль, В. И. Пословицы русского народа / В.И.Даль. — М.: Эксмо, 2003.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль.- М., 1955.
- Жигарина, Е.Е. Функциональный характер и вариативность пословиц в современном бытовании/Е.Е.Жигарина. – М., 2005.
- Жуков, В. П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П.Жуков. — М., Русский язык, 1993.
- Иллюстров, И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках: Сборник пословиц и поговорок / И.И.Иллюстров. — СПб, 1910.
- Круглов, Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г.Круглов. — М.: Просвещение, 1990.
Ход презентации
- Пословицы и поговорки. (Слово педагога)
Русский национальный характер формировался под влиянием русской национальной культуры, многие говорят о загадочной русской душе, не понимая, почему русского человека сложно понять. Русский национальный характер отражен не только в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках. Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам.
Отношение к ним выразилось во многих изречениях:
«Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится».
Пословицы и поговорки учат нас, наставляют, приобщают к сокровищам народной мудрости, к правилам и нравственным нормам законов народной жизни. Не стала исключением и строительство как бытовая сторона, сопровождающая жизни каждого человека. Материалы, приспособления, специальности и многое др. нашло свое достойное место в пословицах и поговорках.
В.И.Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Т.ж. говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»).
«…в них есть все: издевка, насмешка, попрек , словом – все шевелящее и задирающее за все живое» Н.В.Гоголь. Народ говорил: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Пословица – содержит законченную мысль.
Поговорка — часть суждения без вывода.
Работа по собиранию пословиц начинается с XVII – это были рукописные сборники, их составители неизвестны.
- Выступление учащегося. Презентация работ учащихся
-Оформленные творческие работы пословиц и поговорок с подобранными иллюстрациями.
-Рассказ учащегося о пословицы и поговорки, в которых встречаются инструменты, материалы, относящиеся к строительству и ремеслу (пословицы и поговорки).
2. Выступление преподавателя о пословицах и поговорках, о труде и строительстве, ремесле.
- Каков строитель, такова и обитель! Эта пословица о профессиональных качествах мастера, как он выполняет свое дело плохо или хорошо.
- Дело мастера боится. Пословица говорит о том, что умелому, знающему человеку (мастеру) любое дело не страшно, он с ним быстро и хорошо справляется.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Эта пословица о человеке, который любит трудиться и всегда занимается трудом.
- Построить здание – надо иметь знание. Эта пословица о человеке, который обладает знаниями, грамотный и может применить свои знание в дело.
- Строй, да достраивай. Эта пословица о человеке, который начал дело и его следует доделать.
- Маляры пришли втроём, обновили старый дом. Пословица о людях умеющих и знающих свое дело, которые качественно красят.
- Ремесло — золотой кормилец. Пословица о людях, которые получили профессию и умеющих применить ее в деле.
Задание: Собери пословицу
Штукатуры
Хочешь жить долго и пила плохая.
Построить здание не плетень заплести.
Дом возвести строй деревянный дом.
У плохого мастера надо иметь знание.
стены правят
Задание. Прочитай пословицу по слогам в порядке возрастания цифр.
8 ди | 24 ся | 16 тым | 3 с | 15 бы | 18 тер |
13 но | 4 тер | 20 вом | 9 не | 21 гор | 1 С |
22 дя | 19 ст | 2 ма | 5 ст | 6 вом | 11 дят |
7 лю | 17 мас | 12 ся | 10 ро | 14 до | 23 т |
Ответ: С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся
2. Кроссворд, викторина, игры с пословицами.
1. Вставить из множества рисунков тот, который подходит в пословицу.
- Не бравшись за…………….., избы не срубишь. (Топор)
- Каков………………такова и окраска. (Маляр)
- И гладко стружит, и стружки ………. . (Кудрявы)
- Без……………..как без рук. (Ремесла)
- Первый ……….строишь врагу, второй — на продажу, третий — для себя
(Дом)
- Сварщики железо плавят, ……………. стены правят (Штукатуры)
2.Собери части пословицы
● У плохого мастера и
пила плохая.
● И гладко стружит,
и стружки кудрявы.
● Есть у мастера сноровка –
водит кистью очень ловко.
● Хочешь, чтоб дом долго стоял,
строй каменный…..»
● Кто строит,
тот чего-нибудь да стоит.
В приведенных ниже пословицах и поговорках определите последнее слово, которое должно стоять вместо многоточия. Впишите эти слова в вертикальные ряды фигуры.
Тогда в выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.
1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .
2. Скучен день до вечера, коли делать … .
3. Кончил дело – гуляй … .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .
5. Поспешишь – людей … .
6. Хочешь много знать, надо мало … .
7. Умелые руки не знают … .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .
10. Семь раз примерь – один раз … .
11. Без труда не вынешь рыбку из … .
12. На чужую работу глядя, сыт не … . (Или С разговорами сыт не … .)
13. Что посеешь, то и … .
14. У работящего в руках дело огнем … .
15. Труд человека кормит, а лень … .
16. Делу время – потехе … .
17. Куй железо, пока … .
Ответы. 1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня. 5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо.
По горизонтали: Дело мастера боится.
Защита полученных результатов и выводов
В ходе работы над проектом ребята узнали
Что такое пословица?
Жанр фольклора (устного народного творчества).
Краткое изречение с поучительным смыслом.
Пословица- “ходячая, житейская” философия народа.
Чем пословица отличается от поговорки?
ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.
ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли.
Оценивание результатов проекта
Нашли любимые пословицы в литературе, преобладающие в общении
Пословица | Кол-во выборов | Место |
Дом возвести – не плетень заплести. | 9 | 3 |
Дело мастера боится. | 12 | 1 |
Каков маляр, такова и окраска. | 10 | 2 |
Одно кривое окно весь фасад портит. | 5 | |
Правой рукой строит, а левой ломает. | 2 | |
Долго строится — стоимость утроится. | 4 | |
Построили канал — свет засиял. | 6 | |
Кто строит, тот и отвечает. | 1 |
|
Вовремя не построишь, так все дело расстроишь. | 1 |
|
Обучишь молодежь — быстрее стройку поведешь. | 1 |
|
Добивайся успеха хорошего: строй быстро и дешево. | 3 |
|
У плохого мастера и пила плохая. | 1 |
|
При обсуждении полученных данных выяснили, что невозможно говорить по-русски, не зная пословиц, и что даже есть пословицы, и поговорки которые относятся к разной сфере деятельности человека.
Даже не говоря всей пословицы, мы понимаем, о чём речь
Кто любит трудиться, тому ……… (без дела не сидится) и т.д.
В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.
Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.
Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Результат: У учащихся сформирована система знаний о строительстве и использование строительных терминов в русском языке, литературе. Расширилась познавательная активность учащихся, расширились знания о строительной терминологии и использовании терминов в русском языке. Уважение к русской культуре, обогащение словарного запаса. Узнали много новых пословиц и поговорок. Учащиеся способны сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности. Материалы, собранные в процессе работы можно использовать в учебном процессе и в воспитательной работе.
Конфиденциальность, сплетни и открытость в Теле Христовом
Бог призывает христиан открывать друг другу свои проблемы (Галатам 6:2; Иакова 5:16). Но всегда ли правильно обсуждать чужую проблему с третьей стороной? А как насчет команд руководителей, которым нужно решить, что делать с участником? А как насчет консультанта-мирянина, которому нужна помощь, чтобы разобраться в трудной ситуации? Как насчет друга, который знает что-то серьезное о другом друге, но тот не соглашается раскрыть проблему? Как насчет друга, который говорит: «Мне есть чем поделиться, но ты должен пообещать никому ничего не рассказывать» или «Кстати, то, что я тебе сказал, было конфиденциально»?
Библейская позиция
Как и во многих других случаях, когда мы рассматриваем вещи под благодатью, нам не даются черно-белые предписания о том, как именно поступать в каждой ситуации. Библия излагает ключевые принципы, самым важным из которых является любовь. Лучший способ любить кого-то — это не один размер, который подходит всем. Верующие должны следовать водительству Святого Духа, возрастая в своем собственном различении. По мере роста их проницательности они разовьют способность чувствовать, какую позицию с наибольшей любовью следует занять в каждой ситуации.
С одной стороны, Писание категорически против сплетен.
- Притчи 20:19 — «…не общайся со сплетником». (См. также Притчи 11:13а; 16:27,28; 17:9б)
- Римлянам 1:29; 2 Коринфянам 12:20 — Оба отличают сплетни от клеветы и осуждают их как результат развращенного ума, неподходящего для христиан.
- 1 Тимофею 5:13; 2 Фессалоникийцам 3:11 – Оба осуждают «любопытных», которые «говорят о том, о чем не следует упоминать».
Точно так же некоторые отрывки защищают идею конфиденциальности.
- Притчи 11:13 – «Тот, кто ходит как вестник, открывает тайну, а тот, кто заслуживает доверия, утаивает дело».
- Притчи. 17:9а — «Скрывающий проступок ищет любви, а повторяющий что-то разлучает близких друзей».
- Притчи 20:19 – «Тот, кто ходит как клеветник, открывает тайны, поэтому не сообщайся со сплетником».
- Притчи 25:9-10 — «…не открывай тайны другого, чтобы слушающий не упрекнул тебя, и не исчезла молва о тебе».
- Матфея 18:15 — «Если же согрешит брат твой, пойди и обличи его наедине…» Это подразумевает желательность решения вопроса один на один.
Все мы видели, к каким разрушениям могут привести сплетни: обида на чувства, разрушенное доверие, разрушенные отношения – и, прежде всего, атмосфера недоверия и страха. Люди не хотят открываться из-за страха, что люди будут транслировать это. Кроме того, люди могут не рассказывать о серьезных проблемах или могут стирать свои версии этих проблем, если мы не можем предложить им безопасность конфиденциальности.
Недостаточно просто избегать сплетен. В то время как приведенный выше отрывок из Писания показывает ценность конфиденциальности между друзьями, следующие отрывки указывают на библейскую ценность прозрачности.
Возьмем, к примеру, дисциплинарные дела, связанные с объективным и вредным грехом.
- Матфея 18:16, 17 — Тот же отрывок, который рекомендует разрешать его в приватных командах, делая его общедоступным, если это необходимо.
- Галатам 6:1. Если кто-то был «захвачен грехом», это должно стать общественным достоянием.
- 1 Тимофею 5:20 – Павел говорит Тимофею, что старейшина, который «постоянно пребывает во грехе», должен порицаться «в присутствии всех».
Из подобных отрывков мы можем заключить, что не имеем права настаивать на том, чтобы другие христиане покрывали наши грехи. Другие отрывки указывают на то, что обсуждение грехов других может быть необходимо для здоровой работы поместной церкви.
Некоторые черты библейского лидерства подразумевают необходимость определенной степени открытого общения:
Метафоры церкви как тела и семьи убедительно доказывают открытость христиан друг перед другом и друг о друге:
- На участников влияют нуждающиеся (1 Коринфянам 12:26). Они должны помогать нуждающимся (Римлянам 12:15), но они не могут помочь, если не знают о нужде.
- «Отрывки друг от друга» (Галатам 6:2; Иакова 5:16) стоят во множественном числе. Мы должны рассматривать их не только в индивидуальном смысле (т.е. сеанс консультант/клиент 1:1), но и как семью, помогающую друг другу.
Эта концепция наделения противоречит ценностям нашей культуры автономного индивидуализма. Западная культура подчеркивает «право на неприкосновенность частной жизни» в ущерб ответственности человека перед обществом. Люди редко делятся своими проблемами друг с другом. Когда люди отваживаются рассказать о своих трудностях, это происходит почти исключительно в обстановке клиента/консультанта, где строго соблюдается конфиденциальность.
Западная церковь в значительной степени приняла взгляд нашей культуры на конфиденциальность. Христианская церковь непреднамеренно научила большинство своих членов жить на острове во имя избежания сплетен и «соблюдения конфиденциальности». Церкви не только косвенно отговаривают людей быть открытыми друг с другом, но и призывают тех, с кем они поделились своей проблемой, сохранять строгую конфиденциальность.
Строгое соблюдение конфиденциальности привело как к отсутствию сообщества, так и к множеству церковных прикрытий. Мы все видели, как западная церковь подвергается ужасным упрекам из-за сокрытия и отсутствия прозрачности. Заголовки новостей регулярно разоблачают церковных лидеров за то, что они призывают прихожан хранить молчание, в то время как прихожане должны были посовещаться с объективной третьей стороной. В результате получается что-то столь же уродливое, как церковь, пронизанная сплетнями: нет истинной общины, нет церковной дисциплины, и люди борются со своими греховными проблемами в одиночку.
Сплетни и разговоры
Приведенные выше отрывки не противоречат друг другу. Это напряжение, в котором должны жить христиане. Лучше всего сохранить то, в чем кто-то признался себе большую часть времени. Но бывают случаи, когда вы должны обратить на это внимание окружающих. Рассмотрим эти отрывки, которые превозносят дарование.
- Притчи 1:5 «Мудрый услышит и умножится в познаниях, и разумный найдет мудрый совет».
- Притчи 13:10 «…мудрость у ищущих совета».
- Притчи 15:22 «Без совета планы рушатся, а при многих советниках они сбываются».
Иногда может быть неправильно слышать только одну сторону. Библия побуждает нас искать дальнейших консультаций. Неспособность обсудить важные вопросы является распространенной ошибкой в проницательности.
- Притчи 18:17 «Первый заявивший свое дело кажется правым, пока не придет другой и не исследует его».
Возможно, вам придется задать себе несколько вопросов, чтобы определить, совещаетесь ли вы или сплетничаете.
- Сможет ли человек, с которым вы совещаетесь, дать вам мудрый совет?
- Является ли движущей силой беспокойство или любопытство?
- Вы ищете помощи или транслируете чьи-то зловещие секреты, чтобы получить отклик от людей?
- Действительно ли мы ищем информацию или просто выражаем недовольство?
Библия осуждает и запрещает сплетни. Тем не менее, он одобряет дарование ради созидания братьев и сестер во Христе.
Конференция | Сплетни |
---|---|
Движимый желанием помочь человеку и Телу Христову | Отсутствие заботы или даже желание навредить человеку и возвысить себя |
Совещается только с ответственными людьми, которые могут помочь | Разговаривает с кем угодно, не обращая внимания на то, как это на них подействует |
Совещается только по актуальным вопросам | Разговоры прошлые, мертвые, сугубо личные вопросы |
Выполняется в дополнение к разговору с человеком, если это необходимо | Выполняется вместо разговора с человеком, если это необходимо |
Внимательно объясняет контекст проблемы участникам конференции | Пренебрегает или искажает контекст проблемы |
Способствует большему доверию, открытости и меньшему количеству сплетен в Теле Христовом | Способствует боязни открытости и большему количеству сплетен в Теле Христовом |
Не поощряет делиться, если это не имеет отношения к другим или мешает любить других | Принуждает других людей рассказывать, чтобы получить удовольствие от того, что они «в курсе» |
Соблюдает пределы информации, которую необходимо знать | Чувствует себя вправе знать все |
При рассмотрении вопроса о совете или хранении молчания
Христиане должны относиться друг к другу на основе ответственного доверия. Если вы достаточно доверяете другому брату или сестре, чтобы довериться ему или ей, вы также должны доверять этому человеку в том, что касается ответственного использования этой информации. Тем не менее, вы также должны демонстрировать благонадежность, сохраняя конфиденциальность, когда кто-то делится смущающими личными подробностями, которые не являются ни вредными для человека, ни греховными.
Во время служения нам часто приходится решать, совещаться или молчать. Строгих правил нет, но вот несколько полезных рекомендаций для принятия решения.
- Оскорбляет ли ваше молчание другого человека или свидетельство Тела Христова?
Многие проблемы носят настолько сугубо личный характер (мастурбация) или имели место так давно (сексуальная жизнь неверующего), что нет веской причины делиться этим с другими. Покажите им принятие и позвольте им поделиться этим с другими, когда они узнают их.
Но нам следует добиваться совещаний по другим вопросам, непосредственно затрагивающим другую сторону (супруга прелюбодея) или свидетельство Тела Христова (мошенничество брата в бизнесе, молодежного работника, жаждущего детей). Мы не хотим вступать в «заговор молчания» в сфере серьезного греха, который вредит другим и свидетельству о Христе.
- Какова роль человека в церкви?
Те, у кого больше полномочий, несут больше ответственности и подотчетности. Нам нужно относиться к дьякону или старейшине, впавшему в тяжкий нравственный грех, иначе, чем к новообращенному христианину. Старейшины и дьяконы несут ответственность в Теле Христовом, а молодые верующие — нет.
Новообращенным может понадобиться наставление или библейское убеждение. Или они могли споткнуться, пытаясь одержать победу над своим грехом. Лучше всего побуждать молодых верующих делиться с самыми близкими людьми (т. е. с супругами, друзьями, соседями по комнате и т. д.).
В зависимости от серьезности греха вам может потребоваться настоять на признании близкого члена семьи; в противном случае вам придется сказать этому человеку. В случае несовершеннолетних это будет включать родителя; в случае состоящих в браке — супруга. Возьмем, к примеру, женатого человека, который признается во внебрачной связи, или студента, рассказывающего, что он/она резал себя. Они иллюстрируют некоторые обстоятельства, которые требуют, чтобы вы сообщали членам семьи, если духовник отказывается поделиться с ними.
- О чем конкретно вы хотите поговорить?
Вы должны четко понимать, что и почему, и советоваться с теми, кто может помочь. Если вы не можете четко ответить на эти вопросы, вам, вероятно, следует хорошенько подумать, прежде чем совещаться.
- Это вопрос, который должен оставаться между друзьями или супругами? Или это что-то вредное или греховное?
Мы наслаждаемся настоящей близостью, когда чувствуем свободу быть правдой в своей жизни. Если верующие никогда не могут сказать друг другу что-то наедине, возможно, мы действуем против нашей цели истинного сообщества и глубокой дружбы. Мы должны работать над созданием атмосферы в дружбе и браке, когда люди не боятся делиться.
- Является ли дарование единственным вариантом?
Рассматривали ли вы возможность мягко поощрять человека, который сообщил вам информацию, чтобы он открылся другим, вместо того, чтобы делать это за них? Вы не думали спросить их, можно ли совещаться? Это срочно, или вы можете дать человеку больше времени, чтобы открыться другим? Уместно ли когда-либо направлять их к заслуживающему доверия профессиональному христианскому консультанту (который соблюдает конфиденциальность)? Профессионал может быть в лучшем положении, чтобы помочь им решить болезненные личные вопросы.
- Каковы ваши собственные тенденции в этой области?
Вы склонны к сплетням? Считаете ли вы, что делитесь историями в публичной обстановке в качестве формы превосходства? Люди приходят к вам со сплетнями или шокирующими историями о человеческих грехах?
С другой стороны, вы одержимы секретностью? Вы не желаете совещаться, даже если не знаете, что делать с тем, что вам кто-то сказал? Вы замкнуты и не желаете делиться своей борьбой с людьми?
Практические вопросы
Что делать с «Никому не говорить»?
Нам следует опасаться слепого согласия на сохранение чьей-то тайны раньше времени. Мы должны сказать им, что будем обращаться с информацией ответственно. Если это исповедание греха, мы должны оценить, является ли оно достаточно серьезным или разрушительным, чтобы оправдать его. Как мы уже говорили ранее, мы можем рассмотреть возможность поощрения их открываться большему количеству людей.
Если они призывают к секретности после того, как раскрыли что-то греховное или потенциально опасное для себя/других, заявите, что вы не поняли этого в таком свете.
Если очевидно, что они хотят скрыть свой грех, призовите их выйти на свет и показать соответствующие места Писания. Когда другие имеют право знать (супруга прелюбодея), дайте им возможность исповедоваться первыми, но удостоверьтесь, что они это сделали.
Если они просят вас нести это бремя, заверите их, что вы не отнесетесь к нему легкомысленно. Но вы должны бросить им вызов, чтобы подумать, могут ли другие помочь.
Сколько подробностей мы должны предоставить, если решим совещаться?
Совещайтесь без использования чьего-либо имени, когда это возможно. Ограничьте добавление посторонних деталей, которые не помогут понять собеседника.
Заключение: два подхода к сопротивлению
- Мы должны энергично сопротивляться сплетням в Теле Христовом.
Мы должны научиться судить о своей плоти, прежде чем сплетничать, и мы должны извиняться, когда делаем это. Развивайте конструктивную заботу о другом человеке. Научитесь спрашивать себя: «Почему я хочу говорить с другими о ситуации этого человека?» Мы также должны быть осторожны, чтобы избежать пассивного участия, когда другие сплетничают. Притчи 17:4 «Злодей слушается уст злых; лжец обращает внимание на губительный язык».
Мы должны предостеречь тех, кто занимается сплетнями. Мы не должны делать это с самодовольным отношением. В конце концов, кто из нас может сказать, что никогда не занимался сплетнями? Если вы заметите, что кто-то может сплетничать, вы можете спросить: «Почему ты мне это рассказываешь?» или «Вы спорили с ними по этому поводу?» или «Что бы вы хотели, чтобы я сделал с этой информацией?» или «Это подходящее место, чтобы говорить об этом?»
- Мы должны так же решительно противостоять безоговорочному «праву на тайну», описанному выше.
Библия учит, что неправильно участвовать в сокрытии определенного пагубного греха. Притчи 10:18 «Сокрытие ненависти делает тебя лжецом…» Происходит ли ваше настаивание на «праве на тайну» из желания скрыть свой грех? Это из-за вашей собственной неуверенности?
Павел свободно рассказывал другим о своих худших грехах, и вся церковь, казалось, знала о постыдном отречении Петра от Христа. Мы должны рассматривать упорство в сохранении греха в тайне как признак духовной незрелости.
Тот, кто говорит: «Я открыт с Богом, но не с другими христианами», обманывает себя. Открытость перед Богом подразумевает открытость перед другими христианами, поскольку Бог служит нам через Свое Тело.
Развивайте «открытость перед обществом» как неотъемлемый аспект жизни Тела (1 Иоанна 1:7; Галатам 6:2; Иакова 5:16). Мы должны двигаться к открытости друг с другом, веря, что наши братья и сестры любят нас и помогут нам.
Использовать сплетни в качестве предлога для того, чтобы не быть открытым, равносильно выплескиванию ребенка вместе с водой из ванны.
Мы должны противодействовать сплетням и пресекать их, но мы также должны практиковать, моделировать и поощрять открытость. Открытость — одна из ключевых причин жизненной силы, которой мы наслаждаемся в этом общении!! Мы должны быть готовы заплатить цену за то, чтобы иметь дело со сплетнями по мере их появления, чтобы взращивать атмосферу общественной открытости в Теле Христовом.
Душа ленивого желает, и ничего не имеет…
Библейская мудрость
2 июля 2018 г.
Притчи 13:4 – «Душа ленивого желает, и ничего не имеет; а душа прилежного обогатится».
от доктора Билла Эдгара, бывшего председателя Попечительского совета Женевского колледжа, бывшего президента Женевского колледжа и многолетнего пастора Реформатской пресвитерианской церкви Северной Америки (RPNCA)
Ленивый человек желает того же, что и трудолюбивые люди: дом, еда, каникулы, деньги на колледж и пенсию. Но желания ленивого человека остаются неудовлетворенными, а усердный обретает богатство.
Сегодня неприлично описывать людей как ленивых, не говоря уже о том, что лень ведет к бедности, но в Притчах мир именно так. Соломон знает, что угнетение, плохое здоровье и отсутствие возможностей играют определенную роль в том, что некоторые имеют мало, и есть много нечестно добытых доходов. Но главная проблема в том, чтобы хотеть и иметь, а не хотеть и не иметь, — это тяжелая работа и лень. Скрывать этот факт от бедняков снисходительно и бесчеловечно.
Лень во дни Соломона описывала фермеров, которые оправдывались, что не обрабатывали свои поля. «Кто смотрит на ветер, тот не будет сеять, и кто смотрит на облака, тот не будет пожинать» (Екклесиаст 11:4). Подойдет любое оправдание. Ленивый человек говорит: «Лев на улице (Притчи 26:13)». Лень сегодня особенно проявляется в лености ума. Что касается «задач со словами», то отношение моих учеников по алгебре было таким: «Я сделаю 50 практических задач, я сделаю 100, но, пожалуйста, мистер Эдгар, о, пожалуйста, не заставляйте меня решать задачи и надо подумать». Ленивец начинает работу, но не заканчивает. Он работает только рывками, когда ему хочется. Он может не утруждать себя общением с коллегами, еще один вид лени. Некоторые просто не ходят на работу регулярно. И поразительно: «Ленивец в глазах своих мудрее семи человек, говорящих разумно» (Притчи 26:16)».
Существует академический надомный бизнес, посвященный объяснению (и оправданию) ленивых людей: они живут в обществе, где такие люди, как они, не получали вознаграждения за свою работу в прошлом; их «социальный капитал» низок; у них другие «ценности», чем у общества в целом. Большая ошибка объяснителей состоит в том, что они думают, что лень нуждается в объяснении, но лень — это вполне нормально. Лень характерна для многих цивилизаций, например, для тех, где хозяева заставляли рабов выполнять работу. Возможно, именно поэтому Церковь в основанной на рабстве Римской империи постоянно учила добродетели трудолюбия. Вот Павел, разговаривающий с ефесскими старейшинами: «Вы сами знаете, что руки сии служили в нуждах моих и бывших со мною. Во всем я показал вам, что, усердно трудясь таким образом, мы должны помогать слабым и помнить слова Господа Иисуса, как Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:34-35). )’». Трудолюбие, а не лень, вот что нужно объяснять.
В глубине души ленивый человек восстает против Божьего проклятия на работе. Мы трудимся в поте лица, сорняки всегда мешают, работаем редко «на выживание», часто нудно. Работа есть работа! Но тот, кто подчиняется ее требованиям, обычно увидит, что его желания исполняются, как учит пословица.