В чем разница гум и цум: ГУМ и ЦУМ — в чем разница?
Главный универмаг страны: история и современность
ГлавнаяИстория
История ГУМа
XIX век
Верхние торговые Ряды были открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект — на тот момент это был самый крупный пассаж Европы.
Пассажи — крытые торговые улицы — придумали строить в начале XIX века в Париже после наполеоновских войн, под впечатлением от крытых базаров арабского Востока (старейший из них, Passage du Caire, построен в 1799 году). Но это были просто крытые торговые улицы, в универмаги они стали собираться только во второй половине века. Ближайшим аналогом ГУМ’а является галерея Виктора-Эммануила в Милане (1877), но наш московский пассаж в полтора раза больше, и в миланском пассаже не торгуют на верхних этажах — там нет знаменитых гумовских мостиков.
Верхние Торговые Ряды сознательно делались как символ Новой Москвы. Они строились на традиционном месте московского торга, тут были бесконечные лавки, «полулавки», «четвертьлавки», и хотя на Красную площадь ряды выходили гордым классицистическим фасадом Осипа Бове, внутри это живо напоминало Большой базар Стамбула или Дамаска.
Москва после реформ Александра II была местом гордого российского купечества, причудливо сочетавшего в себе в тот момент истовый консерватизм в духе «самодержавия, православия, народности» с открытостью к техническому прогрессу и новым идеям капитализма. Новые Ряды и должны были стать самым модным и технически продвинутым европейским универмагом, но в «русском стиле».
В феврале 1889 состоялся конкурс на проект Рядов, который выиграл Александр Померанцев, Роман Клейн, занявший второе место, потом построил Средние Торговые ряды. Сейчас это кажется фантастическим, но через 4 года — после сноса старых рядов, после археологических раскопок, находки из которых были переданы в Исторический музей — Ряды были открыты. С полной отделкой, со стеклянными небесами Владимира Шухова, с собственной электростанцией, артезианской скважиной, с оптовой торговлей в подвальных этажах, с отделениями телеграфа, банка, ресторанами, парикмахерскими, выставочными залами, ателье — единственное что без собственных дверей.
По первоначальному проекту Александра Померанцева Верхние Торговые Ряды представляли собой 16 больших отдельных зданий с застекленными улицами между ними. Это был целый город, идеальный город русского торгового капитализма: шелковые и парчовые ткани братьев Сапожниковых (6 гран-при на Всемирных выставках), часы Михаила Калашникова (у него купили себе Patek Philippe Лев Толстой и Петр Чайковский), кондитерская Абрикосовых (поставщики императорского двора с правом печатать государственный герб на своих коробках), парфюмерия Брокар (также поставщик императорского двора. А также официальный поставщик испанского королевского двора) и так далее. Вместе с тем на верхних этажах линий товары были гораздо дешевле, а огромный двухярусный подвал использовался для оптовой торговли (он освещался через стеклянные фонари в полу).
XX век
В 1917 году торговлю закрыли, товары реквизировали, здесь расположился Наркомпрод Александра Дмитриевича Цюрупы, осуществлявшего отсюда политику «продовольственной диктатуры». В Рядах расположился склад реквизированного продотрядами и столовая для совслужащих.
В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержатся у власти, и объявил НЭП — «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних Торговых Рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)». Мы не чувствуем в этом слове особого привкуса, оно стало для нас привычным, а между тем это одно из немногих выживших в русском языке слов 20-х гг., нечто вроде РККА, Рабкрина, Потребкооперации. Все они умерли за ненадобностью — кроме ГУМ. Рекламой ГУМа, плакатами Владимира Маяковского и Александра Родченко, была заклеена вся Москва — ГУМ стал символом НЭПа.
Сталин закрыл ГУМ в 1930 году, сюда вселились министерства и ведомства, первая линия была полностью закрыта для входа, здесь находился кабинет Берии. Какая-то торговля продолжалась, у фонтана функционировал Торгсин и комиссионный магазин по продаже имущества врагов народа, на Никольскую выходил продуктовый магазин, но в целом ГУМ прекратил свое существование.
Сталин дважды — в 1935 и в 1947 годах — собирался сносить ГУМ, дважды выпускались правительственные постановления, но не дошли руки. Он умер 5 марта 1953 года. Над его гробом его преемник Георгий Маленков провозгласил, что товарищ Сталин завещал нам хранить мир между народами, выдвинул идею длительного сосуществования двух систем и снижения международной напряженности. Был вдвое уменьшен военный бюджет, началось усиленное развитие сельского хозяйства и легкой промышленности — все, что потом получило название «Нового курса» Никиты Хрущева. Но сначала они решили попробовать в ГУМе — он был реконструирован и открыт для публики 24 декабря 1953 года. 23 декабря был расстрелян Лаврентий Берия, газеты сообщили об этом в один день. ГУМ стал символом оттепели.
У ГУМа уникальная судьба — он открывался тогда, когда Россия поворачивалась в сторону людей, нормальной городской жизни, даже счастья. Мода в ГУМе, демонстрационный зал, пластинки в ГУМе, мороженое в ГУМе — все это стало московскими символами. И все это исчезало, когда мы поворачивали в другом направлении.
ГУМ сегодня
Сегодня ГУМ живет так, как он был когда-то задуман, — идеальный торговый город Москвы, будто бы проживший 120 лет своей жизни без потерь и катастроф. С 2007 года вновь радует посетителей фонтан в центре ГУМа — легендарное сооружение, запечатленное и в официальных хрониках ХХ века, и в миллионах частных фотографий (сегодня звук затвора фотоаппарата звучит здесь примерно один раз в три секунды).
Восстановлен легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. На внешнем фасаде реализован уникальный проект иллюминации. С 2006 года на Красной площади открывается ГУМ-Каток, который сразу приобрел славу самой яркой ледовой площадки столицы. Мы возродили традиции зимних гуляний на Красной площади, которыми славилась Москва XIX века, но взяли и то светлое и счастливое, что было в XX.
В ГУМе вновь работает Гастроном № 1, который когда-то создавал Анастас Микоян как практическое приложение к своей «Книге о вкусной и здоровой пище». И дизайном, и одеждой продавцов, и даже наличием в ассортименте некоторых классических товаров советской эпохи (например, чай «Три слона») Гастроном № 1 возвращает нас в 1950-60-е годы, хотя это, конечно, игра. По сути своей это магазин, способный удовлетворить гастрономические капризы самого взыскательного сегодняшнего потребителя.
В той же советской стилистике выполнены кафе «Фестивальное» и Столовая № 57. Кафе названо в честь Фестиваля молодежи и студентов, прошедшего в Москве в 1957 году и собравшего 34 000 человек из 131 страны мира. Об этом событии напоминают рисунки, лозунги на нескольких языках, размещенные на стенах.
Столовая № 57 — это классическая линия самообслуживания, идею которой Микоян подсмотрел в Америке в 1936-м, а смог реализовать только в эпоху оттепели. Правда, еда другая: тут теперь хорошая русская и европейская кухня, а не «хамбургер», как это называл Микоян, то есть не «микояновская котлета», как ее называли советские люди.
ГУМ — не просто магазин, в котором можно купить практически все. Это целый торговый квартал, в котором есть и аптека, и филиал банка, и магазин цветов… Это памятник архитектуры. Это комфортная зона отдыха с ресторанами и кафе. Это художественная галерея и место проведения культурных мероприятий. Это неотъемлемая часть российской истории. Это символ Москвы, и это самое близкое место к Кремлю, где вы можете чувствовать себя в Европе.
Текст: Григорий Ревзин
Это наш город: пранкеры Вован и Лексус
Люди
,
2 мин. на чтение
Это наш город: пранкеры Вован и Лексус
Анастасия Медвецкая
О непривычной жизни в Москве, об отсутствии разницы между москвичом и жителем Ярославской области и о своем новом пранк-шоу.
Родился…
Вован: Я из Краснодарского края — хороший, теплый регион, море всегда под рукой. Было тяжело менять на Москву такую жизнь.
Лексус: Я живу на два города — Екатеринбург, где вырос, и Москву. К Москве еще не привык.
Когда переехал в Москву…
Вован: На площади трех вокзалов укрывался картонкой. На самом деле первый раз приехал зимой 2011 года по приглашению тогдашнего НТВ. А переехал 31 августа того же года.
Лексус: Я с детства посещал Москву — смотрел разные культурные достопримечательности. Периодически так и приезжал, даже какой-то период в студенчестве жил в Москве. А потом оно как-то само собой сложилось, поскольку много рабочих моментов здесь — по сей день приходится присутствовать в этом прекрасном городе.
Любимые районы…
Вован: Мне нравится центр города с чисто утилитарным подходом: все локации вблизи — выйдя, можно и сходить поесть, и заведения культурные рядом — это приятно. Да и центр Москвы можно пешочком обойти за довольно небольшое время.
Лексус: Я соглашусь: Тверская, Красная площадь, ЦУМ, ГУМ — эти районы интересны, чтобы погулять там.
Кто такие москвичи…
Вован: Не знаю, мы их не видели. Никогда. Говорят, они существуют, но их никто никогда не видел.
Лексус: Москвичи такие же люди, как и остальные, только если не сравнивать с национальными республиками. Но так я не знаю, в чем разница между москвичом и условным жителем Ярославской области: москвичи — солянка из всех республик.
Хочу поменять в городе…
Вован: Трудно сказать на самом деле.
Лексус: Город и так прекрасно справляется со всеми своими функциями, но я бы добавил больше идентичности — старинного колорита, город от него избавляется. Не хватает исторических моментов с точки зрения архитектуры, та же реставрация.
Вован: Да, хочется, чтобы Москва не теряла свою историческую идентичность и ценность — она становится больше городом для всех, созданным под единый современный стандарт. С другой стороны, это некий универсум для столичного города — почему нет?
Лексус: Это такое общественно-политическое шоу, где мы презентуем наши эксклюзивные пранки с различными политиками, деятелями культуры, музыкантами. И обсуждаем самое главное, произнесенное в этих разговорах.
Вован: Не так давно мы получили премию Рунета как один из лучших культурных проектов сети. Продолжаем работать, что еще остается?
Фото: из личного архива Вована и Лексуса
Вован и ЛексусЭто мой город
- Подписаться:
ГУМ, Москва
- Дом
- Россия
- Москва
- Интересные места
- Торговые центры
- ГУМ
ГУМ в Москве, расположенный в самом центре города, является свидетелем трех разных эпох российской истории, от царизма и СССР до современной России. ГУМ — аббревиатура от «Государственный универсальный магазин». Торговый центр раньше назывался Верхние торговые ряды, но был переименован указом Ленина в 1919 г.21. ГУМ в Москве — один из крупнейших торговых центров во всей Европе и России.
Москва долгое время была торгово-финансовым центром России. В прошлые времена торговцы со всей страны собирались в столице, чтобы торговать широким ассортиментом товаров в бешеной, но выверенной манере. Пожар в Москве 1812 года, который, как считается, был преднамеренно устроен москвичами во время войны с Наполеоном, уничтожил большую часть Москвы, включая ее торговые центры. Верхние торговые ряды, предшественники ГУМа, находившиеся рядом с Кремлем, были спешно возведены по указу Александра I вскоре после пожара.
Гордый купеческий класс России был честолюбив, стремился идти в ногу с прогрессом и был открыт новым нововведениям капитализма. Восточные базары вдохновили русских и европейцев на строительство крытых торговых улиц, которые во второй половине XIX века превратились в универмаги. Таким образом был построен Московский универсальный магазин на средства Московской купеческой гильдии и открыт в начале декабря 1893 года на месте бывших Верхних торговых рядов.
Александр Померанцев был архитектором ГУМа, а Владимир Шухов инженером. На момент постройки это коммерческое здание было самым большим во всей Европе и было гордостью русских приказчиков и купцов, предлагая лучший шоппинг в Москве. Сам ГУМ гармонично вписался в русскую архитектуру рядом с Кремлем на Красной площади, московском символе инноваций и возрожденной столицы расцветающей России.
ГУМ неоднократно перестраивался и реставрировался с момента постройки. В 1921 декабря, в самый разгар периода НЭПа, стремительно росли продажи в ГУМе, который стал гордым символом своего времени. Однако с 1930 по 1953 год ГУМ не использовался по прямому назначению, а вместо него Московский универмаг был занят различными министерствами, ведомствами и типографиями. Лишь в 1953 году, во время хрущевской оттепели, ГУМ был восстановлен в своем историческом назначении и его двери снова открылись для посетителей.
Сегодня в ГУМе Москва на витринах представлены бренды со всего мира, здесь можно приобрести широкий ассортимент элитной одежды, обуви, парфюмерии, ювелирных украшений, нижнего белья, товаров для детей и товаров для дома. Это полноценный торговый район, включающий в себя не только гламурные салоны и магазины, но и кафе, рестораны, отделения банков и кинотеатры, которые ежедневно посещают более 30 тысяч посетителей. Кроме того, ГУМ является культурным центром, где регулярно проходят художественные выставки, показы мод и динамичные экспозиции.
Следует отметить, что в нескольких минутах ходьбы от ГУМа находится ЦУМ, главный универмаг Москвы советских времен, который посетители часто путают с ГУМом. Оба торговых центра, имея уникальную историю, считаются знаковыми достопримечательностями Москвы.
Торговые центры
- Охотный ряд
- ГУМ
- МЕГА
Интересные места
- Парк Гор4ки
0004
- Измайлово
- Московский зоопарк
- Мосфильм
- Рестораны, бары, ночные клубы
- Секретный бункер
- Театры
- Торговые центры
0 ВДНХ
История российской моды | Шопинг в Москве
Россия – страна с многовековой историей, и традиционная одежда во многом отражает ее. Вплоть до реформ Петра Великого в середине 18 века традиционный русский костюм был очень узнаваем.
Трудно сказать, когда началась история традиционной одежды в России. Но мы хорошо знаем, что носили Рюриковичи (князья в Киевской Руси) еще 1000 лет назад. Например, традиционной повседневной мужской одеждой была «рубаха» (вариант современных рубашек и футболок). «Рубаха» не имела особого силуэта, поэтому ее могли носить как женщины, так и дети, как дома, так и в праздники или «по особому случаю». Эта одежда была настолько удобной, что оставалась неизменной до начала 20 века, а сейчас можно увидеть, как люди носят ее во время национальных праздников.
русских женщин носили «сарафанчики» — разноцветные длинные платья с открытыми плечами. Под сарафан часто надевали рубаху или другую одежду, поэтому их носили как каждый день, так и по особым случаям. Еще одним важным элементом традиционного женского наряда является «шуба» (шуба). Однако носили их и мужчины. Из-за северного климата зимой почти все носили шубы; крестьяне шили их из доступных мехов, а богатые – из соболя, норки и других видов ценных мехов.
До середины 18 века мода в России была очень традиционной. Западные модные тенденции не проникали в страну до проведения реформ Петром I. Некоторые из них касались одежды. Царь запретил появляться в столице (Санкт-Петербурге) в традиционной одежде. Жесткая реформа привела к тому, что Петербург стал столицей «европейской русской моды». Это было время, когда началось влияние Европы на дизайн одежды в России.
В середине 19го века в русской моде расцветал стиль рококо. Женщины стали носить платья с узкими и низкими плечами, тонкой талией, юбкой-кринолином. В моду вошли овальные оправы и корсеты времен Людовика XV. К концу века появились высокие каблуки, юбки стали менее пышными, корсеты стали уже.
В начале 20 века повседневная одежда (особенно женская) стала более практичной. Женщины получили больше свободы, эмансипация привела к тому, что одежда стала свободнее. Постепенно обтягивающие корсеты полностью исчезли из гардероба. В светском обществе появились прародительницы современного коктейльного платья.
Во время Первой мировой войны мужской гардероб изменился под влиянием стиля милитари; это коснулось и женских платьев. Они стали лаконичнее, юбки – короче, в моду вошли жакеты и блузки простого кроя.
Серебряный век (20-е годы 20 века) был временем расцвета русской богемы. В моде были действительно откровенные наряды. Некоторые женщины (например, Лиля Брик, возлюбленная Маяковского) смело надевали на голое тело платья из прозрачной ткани. Чулки, жемчуг, украшения, шляпы — все это отражало эпоху перемен. Но произошли серьезные изменения…
… потому что к власти пришли большевики, которые ввергли страну в социализм. Отныне универсальность стала новым черным, а рабочая одежда стала любимым нарядом как женщин, так и мужчин. В моду вошли простые сарафаны, юбки-миди, шорты и галстуки. Такая одежда отвечала требованиям комфорта в ношении.
Вторая мировая война снова внесла коррективы в гардероб. С одной стороны, во время войны было не время быть модным, с другой — шел колоссальный обмен веяниями с Европой. Милитаризация оказала серьезное влияние на моду: подплечники стали атрибутом женского костюма, широкие заостренные плечи – признаком мужественности и силы. Строгая униформа стала частью повседневной жизни. Однако по окончании войны советская мода сильно трансформировалась и стала ближе к европейской, несмотря на катастрофический упадок легкой промышленности в стране. Русские женщины надевали трофейные платья с рукавами-фонариками, маленькие кофточки-болеро, шляпки и шелковые комбинации, привезенные мужьями из Европы.
60-е, 70-е, 80-е годы были годами постепенного превращения русской моды в европейскую. Особенно это стало заметно в 90-е годы, когда СССР перестал существовать. Россия стала европейской страной. Несмотря на то, что в 90-е годы российские модницы отставали от Европы, это дало толчок к появлению российских дизайнеров, у которых был свой стиль.
Известные российские модельеры
Одним из самых популярных модельеров современности является Денис Симачев. В 2000-х он завоевал популярность благодаря своим уникальным моделям. Коллекции Дениса ежегодно демонстрируются на Неделе моды в Милане. Дизайнер делает акцент на советской символике и русских национальных мотивах. Симачев — человек, заставивший мир вспомнить, что такое «русская хохлома»!
Гоша Рубчинский — российский дизайнер уличной одежды, вошедший в 2016 году в число 500 самых влиятельных людей в мире моды по версии Business of Fashion. Он также является фотографом и основателем одноименного бренда. Показы Гоши Рубчинского запомнились необычными манекенщицами и моделями одежды — многие критики считают его коллекции «глотком свежего воздуха в индустрии».
Имена Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина прочно связаны с российской модой с тех пор, как они начали свою деятельность в СССР. Кстати, в 2008 году Валентин Юдашкин стал дизайнером парадной военной формы регулярной армии России! Бренд Yudashkin Jeans в стиле кэжуал, выпускаемый Российским Домом Моды Валентин Юдашкин, имеет поклонников по всему миру.
Самый известный российский модельер Вячеслав Зайцев, который поражает публику своей неуемной фантазией и яркими красками. Несмотря на то, что сейчас дизайнеру 81 год, Вячеслав до сих пор удивляет поклонников смелыми платьями с русскими мотивами!
Еще один талантливый российский модельер – Ульяна Сергеенко. Она известна тем, что ее наряды носят такие знаменитости, как Дита фон Тиз, Наталья Водянова, Анджелина Джоли, Леди Гага и другие. Экстравагантные и элегантные платья привлекают самых известных женщин мира.
Москва ГУМ и ЦУМ – Центры Русской Моды
ГУМ (или Главный универсальный магазин) — крупный торговый комплекс в центре Москвы, занимающий целый квартал Китай-города и выходящий главным фасадом на Красную площадь. Построенный в псевдорусском стиле, ГУМ является памятником архитектуры федерального значения. Огромный магазин был построен в 19 веке, на протяжении всей истории ГУМ был популярным местом для шоппинга, а сегодня здесь расположены бутики практически всех элитных брендов, представленных в России. Кстати, ГУМ — одна из главных достопримечательностей нашего тура «Московская глушь»!
ЦУМ (ЦУМ ) — еще один огромный магазин в центре Москвы, расположенный на углу Петровки и Театральной площади (улица Петровка, дом 2). Он был построен в 1908 году в готическом стиле. ЦУМ общей площадью 70 000 м2 является одним из крупнейших универмагов Европы! ЦУМ найти немного сложнее, но вы можете положиться на наших гидов, которые всегда помогут сориентироваться во время экскурсий по Москве.
Торговый дом ЦУМ позиционирует себя как магазин по продаже предметов роскоши. Здесь расположены магазины более 2000 брендов, в том числе Givenchy, Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Lanvin, Chloe, Balmain, Balenciaga, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Michael Kors, Jimmy Choo, Patek Philippe. , Saint Laurent, Louis Vuitton, Berluti, Tom Ford, Bvlgari.
Даже если вы не уверены, что готовы тратить кучу денег на самую модную одежду в мире, ГУМ и ЦУМ все равно стоит посетить! Ведь это настоящие памятники архитектуры с уникальными дизайнерскими решениями и большими развлекательными зонами.