Страшные немецкие легенды: Эти страшные немецкие сказки… | Папмамбук
Эти страшные немецкие сказки… | Папмамбук
Ведьма в жизни маленького немца
В далекие языческие времена ежегодный цикл праздников полностью зависел от природы, от движения солнца. Этот цикл имел четыре «вершины»: зимнее и летнее солнцестояния, «конец лета» (конец октября) и «конец зимы» (конец апреля). Четыре «вершины года» всегда были связаны с нарушением границ, выходом злых сил в земной мир. Главным воплощением этих сил в Германии являются ведьмы. Особенно много ведьм появляется накануне Вальпургиевой ночи в саксонских местечках вокруг самых северных немецких гор, Гарц: на горе Брокен, высшей точке Гарца, и происходит встреча всех ведьм в ночь на 1 мая.
Конечно, речь не о настоящих ведьмах – хотя, как уверяют социологи, каждый третий немец до сих пор верит в реальность их существования. На улицах немецких городов появляются лотки с ведьмами-куклами, в витринах книжных магазинов стоят книги о ведьмах, многие жители надевают соответствующие костюмы (шапки-колпаки, остроносые туфли, метла). Даже те немецкие семьи, где культ ведьм не поддерживается, без всяких сомнений покупают детям игрушки, костюмы, книги, связанные с образом ведьм (hexen). Во многих детских учреждениях (и частных, и государственных) проводятся Hexenspiel – праздники ведьм, где дети разыгрывают сценки из народных поверий и легенд. В общем, образ ведьмы сопровождает маленького немца с самых первых лет его жизни.
В отличие от «амбивалентной» русской Бабы Яги, которая совершает и много полезных дел, фольклорная немецкая ведьма – исключительно отрицательный персонаж, воплощение зла. И лучше всего ее образ воплощен в классических немецких сказках, собранных и опубликованными братьями Якобом и Вильгельмом Гриммом.
Ведьминские сказки и их происхождение
Братья Гримм записали пятьдесят сказок о ведьмах. Самая знаменитая из них – «Гензель и Гретель», где ведьма необыкновенно жестока. Ведьмами являются волшебница в «Йоринде и Йорингеле», крестная в «Рапунцеле», стряпуха в «Найденыше». Явно ведьминское происхождение имеют мачехи из «Белоснежки» и сказки «Братец и сестрица»
Ведьма способна менять свой облик, притворяясь другой женщиной или животным. Живет она обычно в глубине леса, в маленьком незаметном домишке. Часто сказочная ведьма выступает «наставницей» девушек-подростков. Она всячески противостоит главному герою, используя колдовские приемы, но в конце концов герой побеждает ее. Как посчитали дотошные немецкие филологи (из русских переводов и пересказов мы не узнаем о самых жестоких подробностях ведьминского существования), в сказках Гриммов ведьму шесть раз сжигают, пять раз вешают, пять раз топят, трижды разрывают дикие звери и столько же раз их ослепляют, дважды обезглавливают…
Откуда столько зверства? А главное – зачем? Ответы на эти вопросы мы найдем в классических трудах по фольклористике, например, в исследованиях Владимира Проппа.
Пропп подробно исследовал исторические корни волшебной сказки и пришел к выводу, что ее происхождение тесно связано с обрядовой практикой наших далеких предков. Эта связь не всегда прямая: сказка не «фотографирует» обряд, не описывает его дословно. Столетиями сказка сохранялась в устной форме, многие ее устаревшие элементы (прежде всего, мотивы) переосмыслялись и заменялись реалиями нового времени.
Среди первобытных обрядов был один — самый главный, обязательный для всех членов общество. Это обряд инициации, который «переводил» человека из статуса ребенка в статус взрослого. Инициация – ключевое слово для понимания всех волшебных сказок, и в первую очередь страшных, «кровожадных» сказок немецких земель.
Никому точно неизвестно, как выглядела инициация у древнейших народов Европы. Письменных свидетельств нет; европейских племен, в практике которых существовали подобные обряды, ко времени появления первых этнографов и этнологов уже не существовало; археологические источники мало что говорят по этому поводу. Однако вряд ли суть инициационных обрядов древней Европы сильно отличалась от хорошо изученных инициаций народов Африки, Америки, Австралии.
В разных культурах инициацию проходили в возрасте 10-16 лет и мальчики, и девочки (хотя сами ритуалы различались в зависимости от пола).
Инициация всегда начинается с обрядов «отделения»: подросток оставляет привычный ему мир, разрывает все связи с «материнским», женским миром детства, с состоянием беспомощности, безответственности, асексуальности. Вторая часть – «включение» подростка в принципиально новый мир, полностью противоположный тому, где он существовал ранее. Эта часть обряда обычно подразумевала длительное (до года!) проживание подростков в удаленных и уединенных местах, где старейшины «посвящали» их в три основные и взаимосвязанные тайны: секс, смерть и священный мир. Обязательной частью такого «включения» были физические испытания, преодоление которых доказывало, что подросток действительно стал взрослым. Период «включения» подразумевал множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте, членовредительство. Инициация – это всегда символическая смерть слабого ребенка и рождение нового человека, сильного и взрослого.
Давайте попробуем сопоставить с обрядом инициации типичную «страшную сказку», например всем известную «Гензель и Гретель». Герои-дети уходят из родительского дома (их прогоняют, требуют стать взрослыми и найти себе пропитание). Оказываются в далеком лесу, возле уединенной хижины (она сделана из пряников, что резко противопоставляет хижину голодному родительскому дому). Хозяйка дома подслеповата: как пишут Гриммы, «у ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо, но зато у них нюх, как у зверей, и они чуют близость человека» (слепота, темнота, завязанные глаза, одноглазость, всевозможные «операции» на глазах – непременная часть инициаций). Дети с помощью смекалки, силы, ума преодолевают все испытания, получают награду (крадут драгоценности) и возвращаются домой в принципиально новом качестве.
Перед нами – классическая схема инициации.
Получается, что эти сказки предназначены вовсе не маленьким детям, а подросткам. Тем, кто готовится перейти из мира детей в мир взрослых, готовится к отрыву от матери, семьи, очага, к выходу в большой и по-настоящему опасный мир. Сказка – это своего рода проверка: выдержит ли, не испугается? Это эмоциональная тренировка, подготовка духа к совершению важнейшего в жизни обряда. А ведьма – страж на границе двух миров, победа над которым и станет пропуском в новый мир. Кстати, само немецкое слово Hexe («ведьма») имеет в совсем составе корень hag-, обозначавший «забор, преграду, огороженное возделываемое поле».
Немцы давно уже «приручили» своих страшных ведьм, стерегущих границу мира, превратив их в игрушки и сделав героями детских книжек. Самый показательный пример – приключенческая повесть Отфрида Пройслера «Die kleine Hexe» (в русских переводах – «Маленькая ведьма», «Маленькая колдунья», «Маленькая Баба Яга»), написанная в 1957 году и ставшая настоящей классикой немецкой детской литературы. Ее главная героиня – добрая и озорная ведьмочка, которая в Вальпургиеву ночь без разрешения отправляется на шабаш и в наказание должна «стать хорошей ведьмой за один год».
Такие «ведьмочки» живут с немецкими детьми почти с момента их рождения: их укладывают в детские кроватки, рисуют на именинных тортах, в детских книжках они рассказывают о буквах и цифрах. С младенчества привыкшие к присутствию ведьм, немецкие дети вовсе не считают сказки братьев Гримм кровожадными. Может быть, в этом кроется одна из причин «смелости» немецкоязычных авторов, которые не боятся обсуждать в детских книгах темы семейного насилия, боли и смерти?
Немецкие сказки в современной России
В нашей стране пока все иначе. В последние годы все громче звучат голоса противников народных сказок (как русских, так и иностранных). «Прагматики» убеждены, что сказка уводит от реальности, приучает к бесплодному фантазированию. Некоторые психологи отговаривают от чтения страшных сказок (к которым причисляют, в частности, «Бармалея» и «Муху-цокотуху»), поскольку они формируют у ребенка страхи и комплексы. Православная церковь резко протестует против Бабы Яги и «Сказки о Балде»… В этой статье, вовсе не стремясь найти окончательные ответы на все вопросы, мы попытались обозначить проблемное поле. И напоследок попросили нескольких взрослых высказать свое мнение: нужны ли современным детям страшные немецкие сказки?
Светлана, гештальт-психолог:
Восприятие страшных сказок детьми резко отличается от восприятия взрослых – ребенок просто не может вообразить себе горы трупов, лужи крови, которые уже присутствуют в сознании взрослого (я исключаю случаи, когда ребенок стал свидетелем подобной ситуации в реальности). Мне попадались исследования немецких психологов, специально занимавшихся изучением этой проблемы. Они разделили детей на две группы: одной группе читали страшные сказки, а второй — нет. И в результате дети из второй группы росли более боязливыми, тревожными, подверженными страхам.
Я считаю, что страшные сказки необходимы для нормального развития ребенка. Эти «ужасные ситуации» позволяют читателю проигрывать самые разные жизненные ситуации, находить их решение. Ребенок-читатель учиться переживать ощущения ненависти, гнева, агрессию, злость. Мне кажется, стоит научить ребенка преодолевать свой страх и «завершать» ужасную ситуацию победой над ней.
Михаил, социолог, психолог:
Люди разные. Дети разные. И им нужны разные книги, разные сказки. Если родители видят, что ребенок чрезвычайно впечатлителен, эмоционален, подвержен страхам – не надо читать ему страшные гриммовские сказки, это психологическое преступление. Если ребенок агрессивен, азартен, если в нем ярко выражены лидерские качества, если ему нужен постоянный адреналин – попробуйте, прочтите. И реакция ребенка подскажет, стоит ли двигаться в этом направлении. Ну, и нижняя возрастная граница для страшных сказок – 5 лет.
Кристина, мать троих детей:
Я люблю Гриммов и читаю их сказки детям. Малышам, в 2-3 года, – самые простые сказки, без ведьм и членовредительства. В 4-5 начинаются «Гензель и Гретель», «Рапунцель», «Белоснежка». Никаких дополнительных ужасов и страхов у них не появляется, слушают спокойно и внимательно. Мне кажется, современные дети существуют в таком мощном информационном потоке, что ведьмы и людоеды их скорее смешат, чем пугают.
Анна Рапопорт
Немецкие легенды | raskazka.net
Главная→Рубрики Фольклор Западной и Центральной Европы→Немецкие сказки→Немецкие легенды
Опубликовано автором kosmacz18 января, 2022
Немецкая легенда
Господин Ганов, знаменитый профессор и библиотекарь из Данцига, пылко опровергал истинность предрассудков и суеверий древнейших и современных народов касательно привидений и возвращения душ; и однако он с большой серьезностью рассказывает о следующем удивительном приключении, случившемся со знакомым ему молодым человеком, неким Флаксбиндером.
Сей молодой человек, знавший в жизни одни излишества и разврат, отсутствовал как-то вечером дома; мать, войдя в его комнату, увидала призрак, столь напоминавший лицом и фигурой Флаксбиндера, что она приняла его за сына. Призрак этот сидел за столом, заваленным книгами, и то читал, то погружался в раздумья.
Добросердечная мать, убежденная, что видит сына, была приятно удивлена и немало обрадовалась сей неожиданной перемене; как вдруг она услыхала внизу, на улице, голос того самого Флаксбиндера, который сидел перед нею в комнате…
Сперва она ужасно испугалась; но видя, что тот, кто играл роль ее сына, не отвечал, выглядел мрачным и безмолвным и глядел запавшими глазами, она заключила, что это призрак; такое умозаключение лишь удвоило ее ужас, и она поспешила открыть дверь настоящему Флаксбиндеру.
Молодой человек, возвращавшийся с буйной пирушки, с шумом входит в комнату… видит призрак… приближается… призрак не двигается с места. Флаксбиндер, пораженный этим зрелищем, весь дрожит и немедленно принимает решение отвернуться от порока, отказаться от дурных привычек и прилежно учиться: словом, он обещает во всем подражать призраку.
Едва он изложил сей достохвальный план, как призрак жутко ухмыльнулся, бросил книги и исчез. А Флаксбиндер сдержал слово, и с тех пор его было не узнать.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о привидениях и духах
Опубликовано автором kosmacz20 ноября, 2020
Силезская легенда
Один господин из Силезии пригласил нескольких друзей, устроив для них роскошный обед; но перед самым обедом те извинились, сказав, что не смогут прийти. Господин из Силезии, ожидавший приятного вечера, но оставшийся за обедом в одиночестве, был разочарован и вскричал в великой ярости:
— Поскольку никто не желает обедать со мной, пусть приходят в гости все демоны!
Произнеся такие слова, он вышел из дома и направился в церковь, где читал проповедь некий священник. И пока он слушал проповедь, во двор его дома въехали богато одетые всадники, черные, как арапы — и велели слуге сказать хозяину, что гости прибыли. Донельзя испуганный слуга бросился в церковь и уведомил о том своего господина. Тот в ошеломлении обратился к священнику, кончавшему проповедь. Святой отец без лишних рассуждений отправился к дому, куда явились черные всадники, и приказал вывести оттуда все семейство. Это было исполнено с такой поспешностью, что в доме остался младенец, спавший в колыбели. Адские гости тем временем начали переворачивать мебель, завывать и выглядывать из окон в обличии медведей, волков, кошек и жутких уродцев; они держали в руках наполненные вином кубки, рыбу и куски отварного и жареного мяса.
Пока соседи, приходской священник и многочисленные слуги глядели на это зрелище, бедный хозяин дома воскликнул:
— Горе мне! Где моё несчастное дитя?
Последнее слово застряло у него в горле, когда один из черных людей поднес младенца к окну.
— Друг мой, что мне делать? — в отчаянии обратился отец к одному из самых преданных слуг.
— Господин мой, — отвечал слуга, — я вручу свою жизнь Господу, и во имя Его войду в сей дом, и с Его помощью и благословением спасу ребенка.
— В добрый час, — сказал хозяин, — да пребудет с тобой Господь, да поможет Он тебе и укрепит твои силы.
Слуга, получив благословения хозяина, приходского священника и всех собравшихся, вошел в дом и, воззвав к Господу, открыл дверь зала, где собрались темные гости. И все эти ужасающего вида чудовища, из которых одни стояли, другие сидели за столом, а третьи ползали по полу, кинулись к нему и возопили:
— Эй! Эй! Ты что здесь делаешь?
Слуга, побледневший от страха, но тем не менее непоколебимый в своей вере, обратился к злодею, державшему младенца, и сказал:
— Отдай мне ребенка.
— Нет, — отвечал тот, — он мой; иди и скажи своему хозяину, пускай придет и возьмет его.
Но слуга настаивал:
— Я исполню свой долг! И потому именем Иисуса Христа заклинаю тебя отдать мне это дитя, которое я должен возвратить отцу.
Сказав так, слуга выхватил у демона ребенка и крепко сжал его в руках, а черные гости разразились страшными криками и угрозами:
— Ах, проходимец! Ах, мерзавец! Брось младенца, иначе мы разорвем тебя на куски!
Но верный слуга, не обращая внимания на их гнев, вышел в целости и сохранности и положил ребенка на руки отца. Несколько дней спустя адские гости исчезли, и господин из Силезии, сделавшийся мудрым и добрым христианином, возвратился в свой дом.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о вере и чудесах, Сказки о грехе и раскаянии, Сказки о чертях и Дьяволе
Опубликовано автором kosmacz9 марта, 2021
Немецкая легенда
Филипп Меланхтон рассказывает, что его тетушка овдовела, будучи в положении; однажды вечером, когда уже близились роды, она сидела у огня и увидела, как в дом вошли двое — первый походил на ее умершего мужа, а с ним был высокий и грузный францисканец. Поначалу она испугалась, но муж успокоил ее, говоря, что должен сообщить ей нечто важное; затем он жестом велел францисканцу удалиться ненадолго в другую комнату, дабы он мог передать жене свои пожелания. Он просил ее отслужить по нему мессы и дать ему руку, ничего не страшась. Она замешкалась, и он заверил ее, что не причинит ей зла. Что ж, она вложила свою руку в ладонь мужа, после отняла руку, и вправду не испытав никакой боли, однако рука оказалась так обожжена, что навсегда осталась почерневшей. После этого муж позвал францисканца, и два призрака исчезли…
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о привидениях и духах
Опубликовано автором kosmacz14 августа, 2017
Как Альберт Великий получил землю под монастырь у Вильгельма Голландского
Немецкая средневековая легенда
Альберт Великий очень хотел заполучить участок земли поблизости от Кёльна под строительство монастыря. Земля принадлежала Вильгельму, графу Голландскому, по каким-то причинам не желавшему с ней расставаться. Сообщается, что Альберт заполучил ее следующим необычайным способом. Он пригласил Вильгельма, когда тот проезжал через Кёльн, на роскошный обед, приготовленный для него и всего его двора. Монарх принял приглашение и вместе со своей пышной свитой направился в резиденцию мудреца. Это было в середине зимы, Рейн был скован льдом, и было так холодно, что едущие верхом рыцари рисковали отморозить пальцы на ногах. И каково же было их удивление, когда по прибытии в дом Альберта они увидели, что стол накрыт в саду, в котором лежит снег глубиной в несколько футов. Глубоко возмущенный граф снова сел на коня, но Альберт в конце концов уговорил его сесть за стол. Не успел граф это сделать, как темные тучи рассеялись, засияло теплое солнце, холодный северный ветер внезапно исчез, и подул ласковый ветерок с юга, снег и лед растаяли, деревья покрылись зеленой листвой и плодами, цветы распустились у них под ногами, а на всех деревьях запели жаворонки, соловьи, черные дрозды, кукушки и прочие благозвучные певчие птицы. Граф и его спутники были несказанно удивлены, но отобедали, и в качестве вознаграждения за это Альберт получил участок земли под строительство монастыря. Он, однако, еще не показал им все свое могущество. Как только трапеза была закончена, он произнес нужное слово, и темные тучи окружили солнце, крупными хлопьями посыпался снег, певчие птицы упали замертво, листья осыпались с деревьев, а подувший ветер был таким холодным и завывал так зловеще, что гости закутались в свои плотные плащи и удалились в дом, чтобы погреться у огня на кухне Альберта.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о магии и волшебстве, Сказки о мудрецах, Сказки о чудесах
Опубликовано автором kosmacz14 августа, 2017
Гомункул Альберта Великого
Немецкая средневековая легенда
В 1244 году учеником Альберта Великого стал прославленный Фома Аквинский. Об учителе и его ученике рассказывают множество удивительных историй. Уделяя должное внимание другим областям науки, они никогда не прекращали поиски философского камня и эликсира жизни. Хотя они не открыли ни того, ни другого, люди верили, что Альберту удалось получить некоторую порцию эликсира жизни, посредством которого он оживил медную статую, на создание которой при благоприятном положении планет он потратил многие годы. Альберт и Фома Аквинский собрали ее, наделили даром речи и заставили выполнять функции домашней прислуги. В этом качестве она была чрезвычайно полезной, но из-за несовершенства механизма болтала намного больше, чем того хотелось бы обоим философам. Они испробовали различные средства, чтобы избавить ее от излишней словоохотливости, но ничто не помогло; и однажды Фома Аквинский был настолько взбешен шумом, создаваемым ею в тот момент, когда он бился над решением математической задачи, что схватил увесистый молот и разбил ее на куски. Впоследствии он сожалел о содеянном и с пониманием отнесся к выговору, который учитель устроил ему за то, что он дал выход своему гневу, столь неподобающему философу. Но попыток вернуть статую к жизни они не делали.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Рассказы о гомункулах, Рассказы об алхимиках, Сказки о мудрецах
Опубликовано автором kosmacz14 августа, 2017
Фома Аквинский и конюхи
Немецкая средневековая легенда
Фома Аквинский мог творить чудеса так же, как его учитель. Рассказывают, что он временно проживал на одной из улиц Кёльна, где ему сильно досаждал непрекращающийся стук копыт лошадей, которых конюхи ежедневно прогоняли по ней для тренировки. Философ умолял последних выбрать какое-нибудь другое место, где бы они его не беспокоили, но конюхи оставались глухими к его настойчивым просьбам. Попав в столь незавидное положение, он прибегнул к помощи магии. Он изготовил небольшую бронзовую лошадь, на которой начертал определенные каббалистические символы, и в полночь закопал ее на середине улицы. На следующее утро конюхи как обычно ехали верхом по улице, но как только лошади достигли места, где была закопана волшебная лошадь, они встали на дыбы и неистово шарахнулись вспять: их ноздри раздулись от ужаса, гривы встали дыбом, а по бокам потек пот. Напрасно всадники использовали шпоры, напрасно они понукали лошадей и угрожали им: животные ни в какую не хотели проходить это место. На следующий день результат был тот же. В конце концов конюхам пришлось подыскать другое место для тренировки лошадей, и Фому Аквинского оставили в покое.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о магии и волшебстве, Сказки о мудрецах
Опубликовано автором kosmacz14 августа, 2017
Дар Альберта Великого
Немецкая средневековая легенда
Первые тридцать лет своей жизни Альберт Великий был исключительно глуп, и все опасались, что от него не будет никакого толку. В раннем возрасте он стал членом доминиканского монастыря, но настолько мало преуспел в своих занятиях, что в отчаянии неоднократно порывался их бросить, тем не менее он не сделал этого, так как был наделен недюжинным упорством. Когда он достиг среднего возраста, его разум будто очнулся от сна, и он усваивал все предметы, за изучение которых брался, с чрезвычайной легкостью. Столь поразительную перемену в таком возрасте не могли объяснить иначе, как чудом. Утверждали и верили, что Дева Мария, тронутая его страстным желанием стать ученым и знаменитым, сжалилась над его ущербностью и явилась ему под сводами монастыря, где он сидел почти отчаявшийся, и спросила его, в какой из наук он хочет преуспеть — в философии или в теологии. Он, к разочарованию Девы Марии, выбрал философию, и она мягко и печально упрекнула его за сделанный выбор. Она, однако, согласилась сделать его самым выдающимся философом своего времени, но, к его огорчению, сказала, что когда он достигнет пика своей славы, он снова станет ни на что не годным и бестолковым. Альберт никогда не старался опровергнуть эту молву, но продолжил свои исследования с таким неослабным рвением, что о нем вскоре заговорили по всей Европе.
Рубрика: Немецкие легенды
|
Метки: Сказки о мудрецах, Сказки о чудесах
Опубликовано автором kosmacz20 марта, 2017
Гольбейн и английский граф
Немецкая легенда из «Книги о художниках» ван Мандера
Однажды некий английский граф приехал к Гольбейну с желанием видеть его искусство или то именно произведение, которое было у него в работе. Для Гольбейна, писавшего в то время с натуры или делавшего что-то в тайне, посещение это было совсем некстати, и потому он, в самых вежливых выражениях, два или три раза отказал графу исполнить его желание в данную минуту, прося при этом не обижаться его отказом, так как он только именно теперь не был в состоянии сделать для него угодное, и пусть граф будет настолько любезен заехать к нему в другое время. Но как бы Гольбейн ни уговаривал его, граф не отступал и пытался силою войти к нему вверх по лестнице, очевидно думая, что его особа должна встречать со стороны какого-то живописца большую почтительность и уважение. Тогда Гольбейн предупредил, чтоб он не заходил дальше в своих грубостях. Но так как граф не обратил на это внимания, то он схватил его и сбросил с лестницы. Во время падения граф, поручая свою душу Богу, кричал по-английски: «О Lord, have Merci upon me» («Боже, помилосердствуй»). Пока испуганные этим падением дворяне и слуги, составлявшие свиту графа, ухаживали за своим господином, Гольбейн, заперев и заставив дверь своей комнаты, бросился наверх и чрез слуховое окно убежал к королю. Прибежав туда, он стал умолять короля даровать ему помилование, не говоря, однако, в чем было дело, хотя тот несколько раз спрашивал его об этом. Наконец король обещал помилование, если он расскажет о своем поступке или преступлении. Когда потом Гольбейн откровенно во всем сознался, король сделал вид, что раскаивается, простив его так поспешно, и сказал, чтоб в будущем он остерегался поступать так дерзко. Вместе с тем он приказал ему быть от него поблизости и дожидаться в одном из королевских покоев, пока не узнает, что сталось с графом.
Вскоре после того перед королем предстал принесенный на носилках раненый граф, весь избитый и в бинтах; он жалостно стонал и прерывающимся голосом жаловался на жестоко его избившего живописца. При этом он, утаивая долю истины в происшедшем случае, сильно преувеличивал в своем гневе ту долю правды, которая служила во вред Гольбейну, что и не ускользнуло от внимания короля. Окончив свою жалобу, граф потребовал, чтобы король подверг живописца такому наказанию, какого тот заслуживал за причиненные его особе страдания. Но когда, несмотря на свой гнев, он заметил, что король оставался равнодушным и продолжал настойчиво расспрашивать о причине, вызвавшей несчастный случай, из чего было видно, что он вовсе не был склонен наказывать за происшедшее так строго, как того хотел граф, этот последний выразился довольно внятно, что при случае он и сам доставит себе удовлетворение. Тогда король, разгневанный, что граф в его присутствии в такой степени забывал о всяком к нему уважении и так смело говорил о том, что хочет заступить его место, грозно сказал ему: «Теперь ты будешь иметь дело не с Гольбейном, а с моей королевской особой» и, между прочим, еще крикнул: «Ты думаешь, что я так мало дорожу этим человеком? Я вот что скажу тебе, граф: если мне захочется, я из семи мужиков могу сделать семь графов; но из семи графов я не могу сделать ни одного Ганса Гольбейна или подобного выдающегося художника». Такой ответ очень испугал графа, и он стал молить о прощении, обещаясь исполнить все, что прикажет король. Тогда король поставил ему в условие, что он никогда ни сам, ни через других не станет пытаться мстить Гольбейну за причиненную обиду, в противном случае он подвергнется такому наказанию, как если бы он предпринял что-либо против самого короля. На этом ссора из-за падения и закончилась.
Рубрика: Немецкие легенды
5 жутких немецких историй о привидениях, которые не дадут вам уснуть ночью
Последнее обновление:
Церковные колокола в деревне только что пробили полночь.
За воротами замка на замшелом камне появляется женщина.
У нее меланхоличный вид, и она носит длинное белое платье, модное 200 лет назад.
Она смотрит в туман на склоне горы и вздыхает.
Откуда эта история? Почти каждый замок в Германии.
Дело в том, что Хэллоуин не так популярен в Германии. Но это не значит, что призраков, упырей, гремлинов, городских легенд и жутких сказок здесь мало. В конце концов, это страна братьев Гримм, оригинальных каталогизаторов одних из самых ужасных и внутренне страшных народных сказок в западной культуре.
Это также страна со средневековым замком, аббатством, монастырем или крепостью почти везде, куда ни глянь, а там, где есть средневековая структура, обычно есть жуткая история о привидениях. Как будто этого было недостаточно, трагедии 20-го века, которые развернулись в Германии — Вторая мировая война и репрессивное правительство Восточной Германии — означают, что есть еще много современных историй о привидениях.
Так чего же ты ждешь? Хватай фонарик, собирайся у костра и готовься к сезону с этими пятью немецкими историями о привидениях.
Скачать:
Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы
можно взять куда угодно.
Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)
Что вы должны знать о немецких призраках
Хэллоуин постепенно становится все более популярным в Германии.
Хотя Хэллоуин уходит своими корнями в древние обряды с Британских островов, праздник, каким мы его знаем сегодня, происходит из Северной Америки. Но, как и многие аспекты американской культуры, Хэллоуин медленно, но верно проникает в Германию. Особенно в таком большом интернациональном городе, как Берлин, вы можете легко найти костюмы на Хэллоуин и детские угощения.
И некоторым это не нравится.
Не все немцы довольны этим американским импортом. « Шпигель», , один из главных источников новостей Германии, сообщил еще в 2013 году, что некоторые немцы недовольны тем, что на их берегах наступил Хэллоуин, ссылаясь на ослабление их культуры, а также на раздражающие аспекты традиций Хэллоуина, такие как трюковая часть фразы «трюк или удовольствие. »
Тем не менее, за немецкой жуткостью далеко ходить не надо.
Но хотя Хэллоуин не является исконно немецким праздником, вам не придется далеко ходить, чтобы найти жуткие немецкие сказки. Историй о привидениях действительно предостаточно в этой стране сказок, замков и темных лесов.
А теперь пугающе хорошая немецкая лексика.
20 немецких словарных слов, которые подготовят вас к историям о привидениях
Выучите эти 20 жутких словарных слов, и вскоре вы сможете рассказывать истории о привидениях на немецком языке.
- Der Geist (призрак)
- Die Gespenstergeschichte/Geistergeschichte (история о привидениях)
- Костюм (костюм)
- Das Gespensterhaus/Geisterhaus (дом с привидениями)
- Вампир (вампир)
- Der Teufel (дьявол)
- Das Volksmärchen (сказка)
- spuken (преследовать/спугнуть)
- das Zauberwald (призрачный лес)
- gruselig/unheimlich (жуткий)
- умереть Гексе (ведьма)
- дер Флюх (проклятие)
- дер Фридхоф (кладбище)
- умереть Untoten (нежить)
- der Schadenzauber (черная магия)
- das Geisterschloss (замок с привидениями)
- Дер Гул (упырь)
- die Gruselgeschichte (страшная история)
- das Monster (монстр)
- übernatürlich (сверхъестественное)
5 жутких немецких историй о привидениях, которые не дадут вам уснуть ночью
1.
Der Freischütz (Стрелок)
Что за история?
Мастер-стрелок не может поймать ни одной дикой свиньи или оленя в темных осенних лесах. Однажды к нему подошел таинственный торговец, закутанный в плащ, скрывающий его лицо. Торговец предлагает стрелку семь пуль с одним условием. Первые шесть пуль поразят то, что стрелок хочет, чтобы они попали, но торговец выберет траекторию седьмой. Стрелок соглашается.
Стрелок быстро зарабатывает себе репутацию лучшего охотника в деревне, так как он приносит домой кабана за кабаном. Он привлекает внимание самой красивой девушки в городе, и они влюбляются друг в друга.
Но слишком рано стрелок израсходовал все шесть пуль, и когда он стреляет седьмой, она сбивается с пути и попадает в грудь его возлюбленной, убивая ее.
Разносчик является обезумевшему стрелку и оказывается дьяволом. Живи благочестивой жизнью, покайся в своей гордыне, и ты воссоединишься с девушкой после своей смерти, — говорит дьявол стрелку. Стрелок пытается, но его одолевает желание иметь другую девушку в деревне, и вместо этого он женится на ней.
Спустя год после того, как его пуля пронзила грудь его первоначальной любви, он едет верхом в лесу, когда натыкается на поляну, где скелеты танцуют вокруг холодного пламени. Один из скелетов, девичий, всю ночь вальсирует с ним, а на следующее утро жители деревни находят стрелка и его лошадь мертвыми на опушке леса.
Какова предыстория?
Народные сказки о Freischütze были распространены в 1500-х, 1600-х и 1700-х годах в Германии. Сказка была впервые записана в «Das Gespensterbuch» (Книга призраков), сборник немецких сказок о привидениях и народных сказок, составленный в 1810-х годах и опубликованный в пяти томах. Впоследствии эта история стала источником вдохновения для оперы Карла Марии фон Вебера.
Где я могу узнать больше?
Вы можете прочитать оригинальный Gespensterbuch здесь, хотя имейте в виду, что он написан на Fraktur или старом немецком тексте. Вам лучше ознакомиться с оперным либретто здесь или просто подумать об этой сказке в следующий раз, когда вы отправитесь в путешествие по Германии и окажетесь блуждающим в старом жутком лесу.
2.
Rattenfänger von Hameln (Крысолов из Хамельна)
Что за история?
Жители Гамельна в Нижней Саксонии умирают от чумы, охватившей Европу. В отчаянии они нанимают трубача, чтобы отвлечь городских крыс музыкой, в надежде, что это спасет город от болезней.
Дудочник действительно спасает город от чумы, но неблагодарные горожане отказываются ему платить. В отместку волынщик играет на своей дудке, чтобы выманить всех городских детей. Он играет на трубе, пока они не уходят в море и не тонут.
Какова предыстория?
Версии Крысолова можно найти во многих средневековых источниках, поскольку сказка обыгрывает средневековые и ранние современные европейские страхи перед эмиграцией и болезнями. Братья Гримм, знаменитые немецкие фольклористы, записали сказку в один из своих сборников в начале 19 века, а знаменитый Гёте тоже написал поэму о сказке.
Где я могу узнать больше?
Ну, вы можете посетить Хамельн для исторического отдыха и атмосферной истории. Вы можете прочитать историю здесь или, если хотите попрактиковаться в навыках восприятия на слух, можете послушать ее здесь.
3. Анна Сюдов,
die Weiße Frau (Белая женщина)
Что за история?
Анна Сюдова была любовницей короля Бранденбурга Иоахима II в 16 веке. Они прожили вместе счастливую жизнь в Грюневальде под Берлином. На смертном одре Иоаким попросил сына позаботиться об Анне, и сын пообещал, что позаботится.
Но после смерти Иоахима сын бросил Анну в берлинскую цитадель Шпандау, где она и умерла. Говорят, что Анна бродит по залам цитадели, не в силах уйти.
Какова предыстория?
Weiße Frau (белая дама) истории о привидениях — популярные рассказы о европейских замках, крепостях и монастырях. Они почти всегда связаны с обиженной женщиной, которая бродит по сельской местности и не может уехать. Действительно, статус Анны Сыдовой как беспокойной любовницы, которая не может упокоиться в могиле после причиненной ей обиды, является обычным явлением в европейском фольклоре. Достаточно взглянуть на Анну Болейн, обиженную любовницу Генриха VIII, которая, как говорят, часто посещает Лондонский Тауэр, где она была заключена в тюрьму.
Где я могу узнать больше?
Посетите Zitadelle Spandau, конечно же! Но в противном случае вы можете прочитать об Анне и ее предыстории здесь.
4. Мария Рената Зингер фон Моссау
Что за история?
Мария Рената Зингер фон Моссау была монахиней со страшной тайной. Она присоединилась к баварскому монастырю в середине 18 века, но другие монахини вскоре стали одержимы конвульсиями и поклялись, что дьявол взял их под контроль.
Во время обыска в монастыре в комнате фон Моссау были обнаружены странные одежды и яды, и она призналась, что в детстве поклялась сатане. Фон Моссау был обезглавлен и сожжен, осужден за ересь и колдовство.
Какова предыстория?
Фон Моссау едва ли не была единственной женщиной, обвиненной в колдовстве в Европе раннего Нового времени. Такого рода обвинения были обычным явлением в обществе, охваченном тревогой по поводу болезней, религиозных войн и быстрых перемен. Однако фон Моссау была одной из последних женщин, казненных по такому обвинению в Германии.
Где я могу узнать больше?
Вы можете прочитать все о фон Моссау здесь. Или вспомните о ней, когда побываете в баварской глуши или окажетесь в Неаполе; говорили, что она предпочитает неаполитанские методы отравления.
5.
Die Gänsemagd (Девушка-гусь)
Что за история?
Королева отправляет свою дочь и служанку дочери в далекое королевство, чтобы дочь вышла замуж за принца. По пути служанка заставляет принцессу поменяться с ней местами и уезжает на драгоценной говорящей лошади принцессы Фаладе. Когда они прибывают в замок, фальшивая принцесса приказывает убить Фаладу, а настоящая принцесса вынуждена работать гусыней.
Она умоляет мясника, убившего Фаладу, повесить его череп над городскими воротами, чтобы она могла говорить с ним, и накладывает проклятие на мальчика, который насмехается над ней, пока она пасет гусей. Король слышит об этой странной девушке и спрашивает ее историю. Когда он узнает правду, он одевает девушку-гуся в королевское одеяние и наказывает фальшивую принцессу, катая ее по городу в бочке с шипами, пока она не умрет.
Какова предыстория?
«Девушка-гусь» взята, как вы уже догадались, из сборников сказок братьев Гримм. Хотя у него счастливый конец для главного героя, у него типично ужасный конец для его антагониста (ложной принцессы). История в различных формах была адаптирована для кино и телевидения много раз за последнее столетие.
Где я могу узнать больше?
Прочитать все о девочке-гусыне на немецком здесь.
Как видите, немцам не нужен даже Хэллоуин — у них достаточно жутких историй на целый год.
Так что, даже если вы живете в умеренном климате, плотно закройте ставни, притворитесь, что приближается зима, представьте, что вы ютитесь в коттедже высоко в Баварских Альпах или в замке глубоко в Шварцвальде, и погрузитесь в жуткую германскую народные сказки и истории о привидениях в этот сезон Хэллоуина.
Скачать:
Этот пост в блоге доступен в виде удобного переносимого PDF-файла, который вы
можно взять куда угодно.
Нажмите здесь, чтобы получить копию. (Скачать)
« Как выучить разговорный немецкий язык, который блестит с первого дня
Быстро выучить немецкий язык: как воспользоваться 6 удобными приложениями для изучения немецкого языка с карточками »
10 Темные немецкие легенды (немецкий фольклор)
Нет такой веселой и беззаботной культуры, как Германия. Но есть и более темная сторона. Тысячи лет разделений и невзгод оставили Германию с бесчисленными искаженными легендами. И дело не только в том, что французы воруют сосиски. Многие немецкие легенды действительно тревожны. Считается, что даже традиционные сказки часто были вдохновлены реальными историческими трагедиями. Крысолов из Хэмлина вполне мог быть реальной фигурой, похитившей целую деревню детей. И это просто сказка. Более систематизированные немецкие легенды рассказывают об оборотнях, вампирах, каннибалах и трагических историях о привидениях.
Темные немецкие легенды
10: Стрелок
В отдаленной долине когда-то был отчаянный охотник. Прошли недели с тех пор, как он в последний раз убил животное, и ему и его жене грозила голодная смерть. В этот момент его винтовка была сломана. Поэтому, даже когда он столкнулся с вепрем, он ничего не смог сделать. Но однажды утром к нему подошел незнакомец. Незнакомец был закутан в плащ, скрывавший его лицо, и говорил с таким акцентом, которого он никогда раньше не слышал. Незнакомец дал ему пистолет с семью патронами, сказав, что это подарок друга. Эти пули были особенными – никакие другие не подходили к оружию. Первые шесть попадут в любую цель, которую пожелает охотник. Но таинственный незнакомец выберет цель седьмого.
Со временем это подтвердилось. Охотник вскоре обеспечил более чем достаточно мяса для своей жены и много раздавал общине. Каждую неделю он приносил домой кабана, не нуждаясь во втором выстреле. То есть до 7-й недели. В тот четверг на их участке появился особенно крупный кабан. Это была слишком хорошая возможность, чтобы ее упустить. Поэтому он прицелился и выстрелил. Он услышал, как пуля вошла в цель, и звук падения ее тела на землю. Но каким-то образом кабан убежал невредимым, не оставив кровавого следа. Только обернувшись, охотник увидел свою жену, лежащую на земле истекающую кровью. Некоторые предполагают, что незнакомец на самом деле был дьяволом, что является общей темой немецких легенд.
9: Настоящий Франкенштейн
Прежде чем написать свой основополагающий готический роман «Франкенштейн», юная Мэри Шелли провела много времени в Германии. Именно здесь она узнает легенды, от которых стынет кровь. Один рассказывал о сумасшедшем дворянине, живущем в одиночестве в своем отдаленном замке. За огромными каменными стенами он занимался алхимией. У этого человека регулярно крали трупы с близлежащих кладбищ и привозили в его замок для странных экспериментов. Используя бог знает что в бог знает каким образом, он создал эликсир жизни, раствор, который мог бы пробудить мертвых и потенциально дать бессмертие. Но это не совсем сработало. Трупы, к которым оно применялось, обязательно оживлялись. Но они были бы безмозглыми. Зомби-подобные фигуры нежити без воли, желания или сознания. Это было далеко не то бессмертие, на которое надеялся их создатель, поэтому он отказался от своей мечты. Смирившись с неудачей, он отправил своих творений в лес, окружающий его замок. Некоторые были растерзаны волками или просто стихией. Но многие все еще там, бродят по черному лесу.
8: Девушка без рук
Жил-был бедный мельник, который вместе со своей маленькой дочерью управлял небольшим зерновым хозяйством. Год за годом они изо всех сил пытались остаться в бизнесе, едва зарабатывая достаточно, чтобы выжить. Но однажды к нему подошел человек, которого он никогда раньше не видел. В этом человеке было что-то угрожающее, но он казался достаточно милым. На самом деле он предложил мельнику мешок с золотом. В обмен на нее он просил только то, что стояло за мельницей. Мельник знал, что там стоит яблоня — небольшая потеря по такой цене. Только приняв золото, мельник понял, что его дочь все время стояла под яблоней за мельницей. Он продал ее незнакомцу.
Неделю спустя странный человек снова появился. Теперь они видели в нем то, чем он был: дьяволом. Он пришел забрать душу девушки, так как уже заплатил за нее. Но так как девушка не совершила смертного греха, он не мог этого сделать. Разгневанный дьявол потребовал, чтобы мельник отрубил девушке руки. Опасаясь, что дьявол убьет их обоих, он подчинился, изувечив собственную дочь. И до конца жизни она была без рук.
7: Оборотень из Морбаха
В отдаленном районе Германии можно найти крохотную деревушку Морбак. Сегодня в Морбахе ничего особенного не происходит. Но местные жители рассказывают о времени, когда люди по всей Европе знали о них. Как они это описывают, когда-то жил печально известный оборотень по имени Йоханнес Швейцер. В то время как наполеоновские войны разрывали Европу на части, он свободно бродил, терроризируя немецкую сельскую местность на своем пути. Проклятый богом за совершение военных преступлений, он должен был жить как чудовище до самой смерти. В течение многих лет он казался неудержимым, но по прибытии в Морбах что-то случилось.
Каким-то образом обедневшие жители этой неизвестной деревни убили человека-волка — последнего представителя своего вида в Европе. В память об этом была зажжена одна свеча. Как ни странно, эта свеча никогда не гасла сотни лет. Только в 1988 году эта свеча окончательно догорела. Через несколько дней появились новые сообщения о чудовищном существе, скрывающемся в лесах. Отчеты прекращались только тогда, когда зажигалась новая свеча. Поскольку эта новая свеча догорает и по сей день, она остается одной из самых известных немецких легенд.
6: Детский крестовый поход
Это был 1212 год нашей эры, эпоха крестовых походов. Но много лет назад Иерусалим пал перед мусульманскими войсками и христианским миром, который с тех пор отчаянно пытался вернуть его себе. Тем не менее, начать крестовый поход никогда не было легким страхом, и никому это не удавалось. Затем однажды появился 12-летний немецкий мальчик, утверждающий, что его посетил сам Иисус. Иисус сказал мальчику лично вернуть Иерусалим и обратить его жителей в христианство. Он путешествовал по многим германским землям, провозглашая свои божественные поиски, рассказывая о том, как он поведет армию к Иерусалиму, отвоюет его мирным путем и обратит в христианство каждого мусульманина. Для обеспечения мира армия, которую он собрал, полностью состояла из детей.
К тому времени, когда они отправились в Святую Землю, он возглавлял отряд из 30 тысяч детей. Под предводительством бога детский крестовый поход двинулся на Иерусалим, ожидая, что их встретят как героев. Но чтобы пересечь Средиземное море они взялись за помощь группы купцов, которые пообещали перевезти их бесплатно. Это казалось подарком от бога, но ненадолго. Воспользовавшись их наивностью, купцы увезли их в Северную Африку. Там детей продали в рабство, и больше их никто не видел. Может показаться не совсем правильным включать это в список немецких легенд. Некоторые считают это настоящим историческим событием, но это весьма спорно.
5: Вальпурга Хаусманнин
Жила-была молодая женщина по имени Вальпурга Хаусманнин в сельской Баварии. Ее муж умер молодым, она оказалась в нищете. Это сделало ее легкой добычей для коллеги-мужчины, который вскоре соблазнил ее. Однажды ночью он соблазнил Вальпургу выпить огромное количество алкоголя. На следующее утро она проснулась и увидела, что над ней стоит сам сатана. Он рассказал, что коллега-мужчина на самом деле был замаскированным демоном, и что прошлой ночью она продала свою душу. Дьявол теперь владел ее душой, и у нее не было выбора, кроме как делать все, что он приказывал.
В последующие годы она регулярно выходила ночью убивать детей. Каждый раз, когда находили труп, от него отводили пробу крови. Но за это время она убила 41 ребенка, сломав их навыки и выпив их кровь, как вампир. Действительно, Walpurga Hausmannin действительно является одной из самых мрачных немецких легенд.
4: Tatzelwurm
В Баварских Альпах небольшие поселения уже давно страдают от ужасного зверя. Подобно гигантской ящерице с головой автомобиля, он быстро расправлялся с одинокими путниками, проходившими через далекие горы. Обладая огромной силой и длинным гладким телом, он, как известно, обитает в туннелях глубоко в горах, выбираясь только для того, чтобы поесть. Подобно змее, он чувствует даже легкие колебания земли, заранее зная, когда кто-то приближается. Многие ничего не подозревающие путешественники стали жертвами этого монстра, утащенного под землю и съеденного заживо. Его дыхание ядовито, его когти острее стали. В 1811 году местный лорд предложил награду золотом тому, кто сможет убить зверя. Десятки охотников и наемников отправились на поиски чудовища, стремясь вернуть его голову в качестве трофея. Никого из них больше никогда не видели.
3: Король Вацманн
Давным-давно жил злой король, которого ненавидели все, кто его знал. Жестокий тиран, он был коррумпирован и эмоционален, часто вымещая свою ярость, оскорбляя своих подданных. В течение многих лет он похищал, убивал, пытал, грабил, как будто намеренно причинял страдания своему народу. Иногда он даже охотился на людей, преследуя их с помощью лука и стрел. Однажды утром он застрелил целую семью крестьян. Ему это нравилось, но это была последняя капля. Кельтские боги его племени долго терпели его жажду крови, но это уже было слишком. В отместку за резню они прокляли его. Король и его семья превратились в камень. Теперь, когда их король стал статуей, племя погрузилось в гражданскую войну и вскоре исчезло из истории. Говорят, что их каменные фигуры все еще можно найти где-то в Южной Германии.
2: Rosstrappe
Давным-давно жил великий король, чей замок стоял на вершине горы. Это было время, когда Европа все еще была домом для мифических существ, особенно великанов, правивших ее северным регионом. Имея рост 50 футов, ни один человек никогда не был в состоянии убить великана. Что касается людей, то они были непобедимы. Затем однажды особенно сильный великан отправился на юг и потребовал доброй руки над своей дочерью. Принцесса пришла в ужас от перспективы выйти замуж за великана, но король опасался расправы и согласился на брак.
Но за день до свадьбы она решила бежать, села на лошадь и ускакала. Великан погнался за ней, все время крича. Казалось, он догонял лошадь, но тут они достигли крутого края обрыва. Лошадь с огромной силой прыгнула с него, преодолела брешь и благополучно приземлилась на другой стороне. Но великан был слишком тяжел, чтобы сделать то же самое, и упал замертво на камни внизу.
1: Nachzehrers
В лесах Северной Германии прячутся ужасающие монстры-нежить. Ночью эти отвратительные существа появляются, чтобы питаться человеческой плотью.