Сталин рисунки: Нарисовать сталина — 30 фото

Полное собрание рисунков вождей — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

16.02.2007 03:50

Рубрика:

Общество

Полное собрание рисунков вождей рассказывает о советской эпохе правдивее речей и книг

Константин Михайлов

Первое впечатление: господи, да ведь «небожители» — такие же грешные люди, как и все. Подшучивали, рисовали дружеские шаржи. Рисовали, посылали в президиум, передавали из рук в руки с пометками и «сопроводительными надписями». Некоторые собирали эти картинки, составляли даже целые коллекции. Особенно увлекался ими Климент Ворошилов, множество картинок нашлось в фондах «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, публициста Карла Радека. В бышем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ) хранится более тысячи таких рисунков.

Самым увлеченным рисовальщиком был Валерий Межлаук, которого историки величают «интеллигентом с партбилетом». В 1934 году Межлаука назначили председателем Госплана, одновременно он был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Молотова. Но рисовали и сами «вожди». Сталину достоверно принадлежит рисунок с изображением вождя оппозиции Пятакова. Надписи же, сделанные Сталиным, встречаются на многих рисунках.

Большее количество работ сохранилось от Николая Бухарина. Бухарину принадлежит и странный шарж-автопортрет, на котором он изобразил себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. В углу рисунка написал: «Свиная лисичка в старости (текущей)». Историки поражаются совпадению: в марте 1938 года, на процессе по делу оппозиции, прокурор Вышинский заявит: «А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу? Как подобает лисе и свинье»…

Рисунки 1920-х годов добродушны, шутливы. Но чем ближе конец 1930-х, тем явственнее дыхание террора. Ирония уступает место сарказму, юмор — сатире в рамках «генеральной линии». Каменев на рисунке Межлаука «не то анатомирует себя, не то делает себе харакири». Есть и сопроводительные надписи, сделанные рукой Берия: «Товарищу Анастасу (Микояну. — К.М.). Посылаю работу т. Межлаука», «Тов. Ворошилову. Работа Межлаука». Пишет на чужих рисунках и Сталин, словно накладывает резолюции: «Правильно», «Дополнительно», «Всем членам Пленума».

Один из авторов книги, профессор исторического факультета Московского университета Александр Ватлин, считает коллекцию «рисунков вождей» портретом советской элиты 1920-1930-х годов. Серию рисунков Межлаука он называет «репортажем с петлей на шее». Но, судя по рисункам, с петлей на шее жила вся элита.

— Да, это вроде бы нормальные, обычные люди, — рассуждает Ватлин. — Но они живут в ненормальное время. Они словно сдают экзамен. И боятся его не сдать. Какая-нибудь ошибка, недочет — и под рисунком появляется подпись вроде — «Ждите, пока я вас доем». Это подлинная стилистика 1930-х годов.

И в самом деле, «рисунки вождей» интересны тем, как демонстрируют они атмосферу «наверху», восприятие партийных лидеров, в первую очередь Сталина. Бухарин в 1929 году еще позволяет себе изобразить генерального секретаря в виде угрюмого человека с закрытыми глазами. Карл Радек во время дебатов об оппозиции изготовляет коллаж «После дискуссии».

Сталин изображен на нем в виде барина в шубе, вокруг которого суетятся подхалимы; в красной шубе — собачка, лижущая сапоги вождя, — узнается Бухарин. С середины 1930-х карикатуры на Сталина уже не встречаются — авторов ждало нечто более страшное, чем скамья для порки. Справедливости ради заметим, что и вожди оппозиции были к иронии в свой адрес нетерпимы. Тот же Бухарин, после временного примирения со Сталиным в 1928 году, выставил одним из условий наказание автора карикатуры в журнале «Пушка», высмеивавшей избрание Бухарина членом Академии наук. «Если он беспартийный — арестовать, если партийный — предать партийному суду», — требовал Бухарин. Спустя несколько месяцев Орджоникидзе доложил на Пленуме ЦК ВКП(б): «Журнал закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован».

Вот такое изобразительное искусство. ..

Сталин. Рисунок Бухарина, сделанный на заседании Политбюро в апреле 1929 г.

Зиновьев. Таким увидел его Бухарин на заседании Политбюро 3 марта 1926 г.

Дзержинский. Шарж Бухарина. 30 июня 1925 г. Авторская подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Наверху — надпись рукой Дзержинского: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими меч».

Ворошилов глазами Бухарина.

Аарон Сольц — «совесть партии» в образе мудрой совы. Шарж Бухарина. Октябрь 1927 г. На обороте автор написал: «Преподобный отче Аарон Александрович».

Нарком иностранных дел Литвинов, вынужденный соблюдать правила политеса в общении с мировой буржуазией. Шарж Межлаука.

Карикатура Межлаука. Авторская подпись: «Эволюция советского работника по теории Дарвина (приспособление видов). Растет: задница для заседаний, брюхо для чая».

Троцкий и Каменев. Акварель Межлаука. Каменев перекрашивает Льва Троцкого в «тигра». Партийная пропаганда середины 1920-х гг. обвиняла Троцкого в бонапартистских замашках по примеру «французского тигра» Клемансо.

Это не Киса Воробьянинов, а член ЦК ВКП(б) Смилга. Репрессирован в 1937 г. На шарже Бухарина Сталин надписал красным карандашом: «Всем членам пленума».

«Как Буденный ходил на VIII съезде в разведку — скоро ли кончит оратор». Карикатура Межлаука. Ноябрь—декабрь 1936 г.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск:

История

Главное сегодня

  • Банк России ужесточит с мая регулирование выдачи ипотеки

  • В Турции вечером 20 февраля произошло новое землетрясение магнитудой 6,3

  • МО РФ: Авиация ВКС России сбила украинский Су-27 под Изюмом в Харьковской области

  • СВР: Российские военные уничтожили большую часть техники, предоставленной НАТО Украине

  • Министр обороны ФРГ Писториус: Бундесвер не располагает самолетами, о которых просит Киев

  • Песков рекомендовал молдавским властям быть осторожными в оценках по Приднестровью

«Волчьи рисунки Сталина»: что на самом деле они означали

24 декабря 2022

Русская семерка

По воспоминаниям современников, Сталин увлекался не только поэзией, но и рисованием. Порой он изображал абстрактные фигуры, а порой и весьма талантливые шаржи. Однако в конце жизни, как утверждала Светлана Аллилуева, сюжеты «картин» вождя изменились.

Фото: Русская семеркаРусская семерка

Портреты и шаржи

Видео дня

Многим известно о том, что Иосиф Сталин всерьез увлекался поэзией и даже сам писал стихи. Именно благодаря любви к литературе у будущего вождя открылся и еще один талант. Как пишет Евгений Громов, автор книги «Сталин. Власть и искусство», в юности на Сталина произвела огромное впечатление поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Мальчик, который, по мнению Громова, не выказывал способностей к живописи, с таким усердием скопировал портрет Руставели, что владелец книжного магазина, который Сосо регулярно посещал, захотел приобрести этот портрет. Но Сталин продавать рисунок не захотел, а попросту подарил его хозяину лавки. Впрочем, последний в долгу не остался и в свою очередь презентовал постоянному клиенту пару книг.

Однако лучше всего Иосифу Виссарионовичу удавались шаржи. По крайней мере, этот факт отмечает в своей книге «Непридуманная история Второй мировой» Александр Никонов. По словам Никонова, в 1923 году Сталин весьма удачно изобразил революционера Николая Бухарина, передав его характерные черты. А в 1930 году на одном из заседаний забавы ради вождь набросал карикатуру на наркома финансов Николая Брюханова. Тот, согласно задумке художника, был подвешен за причинное место. Под рисунком Сталин оставил строчку примерно следующего содержания: если это самое место наркома выдержит, то его следует оправдать, если же оторвется – утопить. Никого, конечно, топить не стали. И Бухарин, и Брюханов впоследствии были расстреляны.

Рисунки в блокнотах

Вообще, во время всевозможных заседаний и совещаний Сталин частенько выводил что-то на бумаге. Об этой привычке вождя упоминает, в частности, в издании «Правители России» и Михаил Мухин. Далеко не все наброски Иосифа Виссарионовича обозначали что-то определенное. Так, Дональд Рейфилд, автор книги «Сталин и его подручные», утверждает, что подчас лидер страны изображал на бумаге сложные узоры из треугольников и кругов. Но здесь речь идет не о живописи, а скорее о так называемых неосознанных рисунках, которыми грешат больше половины всех жителей Земли. Кстати, по мнению немецких ученых из Института психологии в Бонне, геометрические фигуры на таких «картинках» свидетельствуют о твердости и рациональности их автора.

Между тем бывало, что Сталин изображал на листах своего блокнота вовсе не геометрические фигуры и даже не людей. В последние годы жизни Иосиф Виссарионович все чаще и чаще рисовал волков. Причем заметила это не только дочь Сталина Светлана Аллилуева. Если верить Александру Бондаренко и Николаю Ефимову, авторам «Утаенных страниц советской истории», 17 февраля 1953 года, когда генералиссимус принимал у себя посла Индии Кумара Менона, он тоже рисовал волков с длинными и острыми клыками. Примечательно, что в какой-то момент Сталин даже вдруг во всеуслышание заявил о том, что крестьяне поступают очень мудро, уничтожая бешеных волков.

С чем это было связано?

О том что делают с волками крестьяне, Иосиф Сталин знал не понаслышке. Как пишет Саймон Себаг-Монтефиоре в своей книге «Молодой Сталин», вождь обязан был этими знаниями ссылке, которую он отбывал в Туруханском крае. Возле поселка Курейка по ночам всегда сновали волки, поэтому прежде, чем выйти во двор по нужде, Сталин стрелял из ружья, чтобы отпугнуть хищников. Воспоминания о кружащих вокруг избы волках Иосифа Виссарионовича не покидали до самой смерти. Вообще эти животные вызывали у вождя вполне определенные ассоциации. Английский историк считает, что Сталин изображал волков в своей записной книжке тогда, когда задумывал последнюю кампанию террора — «дело врачей».

А вот Александр Костин в своей книге «Убийство Сталина. Все версии и еще одна» отмечает, что в карикатурах тех лет волки олицетворяли агентов ЦРУ. Костин же упоминает о том, что в последние недели жизни Сталин приказывал держать печи на даче, где он жил, раскаленными до предела: охотники отпугивают зверей именно с помощью огня. Если верить Николаю Зеньковичу, автору книги «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина», буквально за несколько дней до своей внезапной кончины советский лидер вдруг сказал: «Волк рыскает в поисках моей крови». Эти слова были произнесены Сталиным и в присутствии индийского посла Менона.

Истории,Николай Брюханов,Дональд Рейфилд,Михаил Мухин,Светлана Аллилуева,Николай Бухарин,Александр Костин,Шота Руставели,Николай Ефимов,Александр Бондаренко,Александр Никонов,ЦРУ,

Советское искусство, культура СССР

« Советский художник Илья Машков

Советский художник Степан Егорович Орлов »

Образ Сталина в советском искусстве. Федор Шурпин. Утро нашей страны. 1946-1948 гг. Государственная Третьяковская галерея

Изображать вождя – не значит видеть вождя. Его жизнь окутана мифологией. Образ Сталина в советском искусстве — это произведение искусства, а не документальное свидетельство. «Нет искусства ради искусства, не может быть никаких «свободных», независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников… Они просто никому не нужны. Да, таких людей не может быть». Это цитата из выступления Сталина на встрече с творческой интеллигенцией в 1946. ​​Тема, достойная советского студента начала 1950-х — «Образ Сталина в советском искусстве». Сразу вспоминается культовая картина Федора Шурпина «Утро нашей Родины», где отец народа стоит на фоне бескрайнего голубого неба и полей с десятками случайных тракторов. Он – покоритель космоса. Более того, его создатель, уставший с шинелью на правой руке после благого дела, подобен Создателю в «день шестой»: «Это было неплохо».

Сталин – знамя наших побед

О том, что сталинская иконография сакральна, свидетельствует другой пример. В 1937 году в Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная 20-летию Революции. Понятно, кто главный герой. Оригинальные работы советских художников, участвовавших в нем, были переведены в фотопечать, отправленную в провинциальные музеи, и одновременно с Москвой открылись выставки по всей России. Но каждая типографская копия, заверенная в Москве, придавала ей статус оригинала.

Трудно отличить «руку» Василия Ефанова от «кисти» Александра Герасимова. Узнаваемы, пожалуй, Дмитрий Налбандян, Валерий Барыкин – пастозные, яркие, сочные. Но были и Павел Судаков, Василий Сварог, Александр Бубнов. Знаменитые Исаак Бродский и Федор Решетников. Но были и забытые мастера, рисовавшие вождя. Такие же забытые, как и имена русских иконописцев, кроме Рублева и Дионисия.

Великий русский мистик-гард Павел Филонов в 1936 нарисовал портрет Сталина, внешне — реалистичный, но полный внутренней энергии. О персонаже можно сказать: «Он – от него исходит святое сияние». Филонов своим методом «аналитического искусства» реалистично нарисовал внутренний образ сталинского титана, сталинского героя. Но Филонов остался изгоем соцреализма.

Георгий Рублев, вполне ортодоксальный коммунист-монументалист, написал «Сталина в кресле» в духе своего любимого Матисса. Художника обвинили в формализме.

Федор Решетников (1906—1988). Генералиссимус Сталин. 1948

Исаак Бродский. Портрет Сталина. 1928

Александр Лактионов (1910-1972). Речь товарища Сталина 7 ноября 1941 года. 1942

Федор Модоров (1890 – 1967). Доклад Сталина на XVIII съезде

Семен Аладжалов (1902 – 1987). Сталин с сыном Василием

Виктор Орешников. (1904 – 1987). Портрет Иосифа Сталина. 1948

Павел Филонов. Портрет Сталина. 1936

Георгий Рублев. Портрет Сталина. 1936

Александр Герасимов (1881-1963). Сталин и Ворошилов в Кремле. 1938

Александр Бубнов (1908 – 1964). Портрет Иосифа Сталина. 1949

Александр Левитан (1913 – 1949). Портрет Иосифа Сталина

Александр Герасимов (1881 – 1963). Портрет Иосифа Сталина

Константин Китайка (1914 – 1962). Сталин на авиашоу. 1949

Павел Мальков (1900-1953). Тост за русский народ 24, 19 мая45. 1949

Василий Ефанов (1900 – 1978). Сталин и Молотов с детьми. 1947

Константин Китайка (1914 – 1962). Сталин на авиашоу. 1949

1948 портрет Сталина. Борис Карпов (1896-1968)

Председатель Государственного Комитета Обороны и Народный Комиссар Обороны СССР товарищ И. В.Сталин, 1942 (плакат) Борис Карпов (1896-1968)

Портрет Иосифа Сталина. Борис Карпов (1896-1968)

Николай Филиппов (1940 г.р.). Портрет Сталина.

Искусство в том виде, в каком его любил Джо Сталин: В Русском музее выставлены произведения закрытого общества САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — 

Какое искусство больше всего любил Иосиф Сталин? Некоторые ответы: бронзовая статуя греческого атлета прекрасной пропорции, мускулы которого дрожат, когда он поднимает свой диск над головой в знак победы — и чуть не лопает облегающие шорты.

Или красивая черная лакированная шкатулка, тщательно расписанная в русской народной традиции — мужчины с отбойными молотками за плечами в композиции «Шахтерам слава!»

Оба экспонируются в Русском музее в Санкт-Петербурге, являясь частью одной из самых интригующих и занимательных коллекций произведений искусства, собранных здесь со времен перестройки года.

«Агитация за счастье: советское искусство сталинской эпохи» собирает работы с 1930 по 1950 год — период «короткий и, по мнению многих, далеко не художественный безупречный», по словам организатора выставки Евгении Петровой.

Быть советским художником никогда не было так тесно, как в те 20 лет. От художников ожидалось, по словам Сталина, сосредоточение на одной теме: «Великая тема — тема героя нашего времени. Герой сталинской эпохи не похож на героев всех других эпох: его отличают активность и скромность, нравственная чистота и требовательность, благородство и постоянство».

Самой героической темой был, конечно, сам Великий, а «Агитация за счастье» важничает больше, чем Сталин: Сталин целеустремленно смотрит вперед, Сталин в бинокль вызывает артиллерийские корректировки на фронте, Сталин рисует линия карандашом вдоль карты, в то время как генералы с обожанием наблюдают, как Сталин любезно принимает аплодисменты многонациональной толпы («Слава великому Сталину»), Сталин болтает с хорошенькими молодыми женщинами («Вождь, Учитель и Друг»).

Ленина можно увидеть гораздо меньше, хотя его бюст или статуя парят на фоне большинства портретов Сталина, словно ангел-хранитель, прищурившись на своего избранного преемника.

Если эпоха, представленная на выставке, была художественно отсталой, то выставка получается умной и разнообразной. Он включает в себя не только картины и рисунки — некоторые размером с открытку, другие больше, чем самосвал, — но также скульптуры, вазы, фарфоровые чашки и будильники. Таков был тенор тех времен, когда, по словам Петровой, «шкатулка для драгоценностей, чайный сервиз и картина имели только одно назначение: отметить грандиозность и величие конкретного исторического момента».

Петрова потратила шесть месяцев на монтаж шоу, которое продлится до мая. Многие из представленных работ томятся в хранилищах музея с 1950-х годов.

На выставке также представлены старинные плакаты, газеты и брошюры, пробуждающая живая музыка 1940-х и 50-х годов, и даже зал, посвященный праздничному искусству, где посетители могут танцевать на беседке под живую музыку.

Дважды приезжал Валентин Преображенский, 70-летний художник. Он находит работу слишком патриотичной и слишком коммерческой.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *