Советские игрушки на елку: Купить советские елочные игрушки СССР | Каталог
как «поповская» ель стала социалистической
Елка, монохромно украшенная шарами, разбавленными бантами, с точки зрения традиции празднования Рождества в России – явление довольно странное. Изначально рождественскую ель венчали навершием в виде Вифлеемской звезды, украшали фигурками ангелов, яблоками и сладостями. Со временем елочные украшения начали делать из картона, ваты, появилась стеклянные шары. Промышленность СССР вывела производство елочных игрушек на небывалый уровень – нетронутые наборы в картонных коробках и даже мишуру продают до сих пор, советские новогодние украшения стали предметом коллекционирования. Однако перед этим елка претерпела гонения, чтобы из «поповской» превратиться в идеологически верную – новогоднюю.
В Россию рождественская елка пришла из Германии на рубеже XVIII-XIX веков при императрице Александре Федоровне (урожденной принцессе Прусской) – жене Николая I. В древности германцы почитали ель и использовали ее в обрядах в дни зимнего солнцестояния, позже этот обычай христианизировался и изменил свое значение – вечнозеленое дерево символизирует жизнь вечную, которую даровал людям Иисус Христос. Традиционное европейское елочное убранство подразумевало навершие в виде Вифлеемской звезды; яблоки, которые вешали на ветки, – плоды древа познания добра и зла; печенье, вафли, пряники символизировали причастие. Ель украшали множеством восковых свечей, свет от них напоминал о святости, Воскресении. Со временем кроме яблок и выпечки на ветви начали подвешивать орехи, конфеты, бумажные розы и другие искусственные украшения.
«Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды», – так описывает рождественскую ель Гофман в сказке «Щелкунчик и Мышиный король» (1816).
Сегодня украшенная искусственная новогодняя ель может стоять в квартире месяцами, раньше же это было гораздо более короткое, но тем более ценное удовольствие. Ровно на один вечер зажигали свечи на ветках, дети быстро срывали угощения и назавтра уже забывали о зеленой красавице.
«Елку посадили в большую кадку с песком, обернули кадку зеленою материей и поставили на пестрый ковер. Как трепетала елочка! Что-то теперь будет? Явились слуги и молодые девушки и стали наряжать ее. Вот на ветвях повисли полные сластей маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, золоченые яблоки и орехи и закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки; таких елка еще и не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек, а к самой верхушке елки – большую звезду из сусального золота», – так выглядело рождественское дерево в сказке Андерсена «Ель» (1844). Дети быстро оборвали сладости и игрушки, а на следующий день елку до весны отправили на чердак…
Фото: Альберт Шевалье Тейлер, «Рождественское дерево», 1911 г.
И в Европе, и в России рождественская ель долгое время порицалась церковью, которая считала елку языческим ритуалом и к тому же теряла лес из-за вырубки (пока для Рождества не стали высаживать специальные питомники), и частью интеллигенции, которая была озабочена экологическим ущербом. Позже этот аргумент подхватит молодая советская власть.
В России немецкий обычай укоренился прежде всего в состоятельных домах – к 1840-м годам елка стала обязательным атрибутом Рождества. Уже наряженные ели поначалу продавали в иностранных кондитерских, а в 1850-х на Театральной площади в Москве раскинулся первый елочный базар. Со временем во вкус вошли городские жители и зажиточные крестьяне.
«Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: «Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!..» В самоварах, на долгих дужках, – сбитень», – описывает елочный базар Иван Шмелев в повести «Лето Господне» (1927-1948).
Фото: Генрих Манизер, «Елочный торг», 1870-е
Главным украшением ели были именно свечи – дети, не привыкшие к постоянной яркой иллюминации, воспринимали этот момент как чудо. На праздник было принято приглашать много детей, под елкой их ожидали подарки.
«В гостиной от пола до потолка сияла елка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. Дети стояли неподвижно, потрясенные», – такую картину рисует Алексей Толстой в повести «Детство Никиты».
Когда впервые начали изготавливать стеклянные елочные украшения, доподлинно не известно. По одной из версий, как-то раз в год неурожая яблок стеклодувы в местечке Лауша в Тюрингии придумали заменить яблоки на елках стеклянными шарами. По другой, дело было не в неурожае яблок, просто бедному стеклодуву не хватало денег на настоящие яблоки и орехи, и в 1847 году он придумал заменить их стеклянными. Так или иначе, Лауша считается одним их старейших центров производства елочных игрушек в Европе, в России же пионером рождественской игрушечной индустрии стала мастерская в Круговской волости Клинского уезда, ныне это Московская область.
В 1848 году князь Александр Сергеевич Меншиков (правнук фаворита Петра I Александра Даниловича Меншикова) получил разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово около Клина, появлению стекольного производства способствовали богатые залежи кварцевого песка в этих местах. На заводе начали выпускать бутылки, склянки, лампы, хрустальную посуду. Со временем мастера научились изготавливать и елочные игрушки, это предприятие существует и доныне, хотя переместилось в город Высоковск. Конечно, в России существовали и другие мастерские, в которых создавались елочные украшения, особенно богатым ассортимент елочных игрушек стал к началу ХХ века. Из Германии ввозились заготовки (цветные и фольгированные картонажи, фарфоровые головки и заготовки из стекла), которые уже в России превращались в готовые изделия.
По тому, как менялись елочные украшения, можно проследить историю России в течение полутора веков. Если сначала это были немецкие изделия, посвященные Рождеству, то со временем появились игрушки собственного производства. Через некоторое время Вифлеемскую звезду заменила пятиконечная красная советская звезда или просто декоративный наконечник-«пика». До наших дней дошло множество игрушек с символикой СССР: дирижабли, аэростаты, медали, шары, звезды, ракеты… Ангелов заменили сказочные персонажи, дети, космонавты, полярники, животные, птицы и рыбы, музыкальные инструменты, посуда, фрукты, овощи и грибы, кристаллы, прожекторы, сосульки, ракушки – разнообразие советской новогодней продукции впечатляет.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
В 1956-м на большой экран вышла комедия Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», в финале – праздничный вечер в Доме культуры: живая музыка, танцы вокруг нарядной елки, шампанское, конфетти. Фильм в том году стал лидером кинопроката, и сложно поверить, что советское государство 15 лет боролось с «поповским» и «буржуазным» символом. Конечно, связано это было с религией – в 1920-х годах велась активная антирелигиозная кампания. С 1922-го выходила поразившая Михаила Булгакова газета «Безбожник» (именно для такой газеты Иван Бездомный писал свою разоблачающую поэму об Иисусе Христе).
«Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне… Соль в идее: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены», – писал Михаил Афанасьевич в дневнике 5 января 1925 года.
В 1925 году был основан Союз воинствующих безбожников, издавались журналы «Атеист», «Воинствующий атеизм» и прочие. Религиозные праздники были отменены, над задачей по дискредитации рождественской традиции трудились литераторы. Праздновать Рождество – значит, праздновать рабство с невежеством, заявил поэт-футурист Семен Кирсанов, 25 декабря 1928 года в «Комсомольской правде» вышло его стихотворение «Рождество»:
Елки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке Деда Мороза,
Ангела – по зубам!
Грудь дыханьем расперта
В беге лыжном живом –
Праздником Зимнего спорта
Эти дни назовем!
Шире дыханья и руки,
На молодых парусах
Мимо жалкого хрюка
Рождественских поросят!
Рождество выставляли архаичным, отсталым праздником: в молодом советском государстве революционные праздники вместо «поповских», кольт вместо хлопушки, лампа в тысячу вольт – вместо елочных свечей:
«Так – берите, братцы, елку
И рубите на дрова!
Чтоб, смеясь, испеплить в печке
В хвойном брызжущем жару
Звезды, гроздья, блестки, свечи —
Всю Христову мишуру!»
«До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии. Религиозные родители под видом «веселой елки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ елки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению елке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация Союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того, чтобы ставить елку на крест, поставим крест на елку!» – писал журнал «Огонек» в конце 1920-х.
Фото: Москва, воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. 1929 г.
В 1927 году рождество перестало быть официальным праздничным днем, Моссовет запретил торговлю елями в столице – за нарушение грозил штраф или принудительные работы на один месяц. Традицию это не пресекло, люди сами добывали дерево и наловчились мастерить самодельные игрушки.
Все изменилось после того, как 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилось письмо члена ЦК ВКП(б), кандидата в члены Политбюро ЦК, второго секретарь ЦК КП(б) Украины Павла Постышева, который призвал реабилитировать красивый обычай. «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?» – говорилось в этом послании.
В советской мифологии Постышева превратили в Прометея, вернувшего детям елку, однако, скорее всего, решение о возврате елки раньше было принято «наверху». Этой темы коснулся в своих мемуарах Никита Хрущев. По словам бывшего Первого секретаря, Постышев поднял тему возвращения елки в личном общении со Сталиным. Иосиф Виссарионович поддержал идею: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям елку, а мы поддержим». Уже 29 декабря в «Правде» было опубликовано постановление о проведении новогодних елок в школах, детских клубах и детских домах, а 1 января 1936-го на первой полосе газеты находилось поздравление от И. В. Сталина. С тех пор ель превратилась в сугубо новогодний атрибут. Главная елка страны с 1937 года проводилась в Колонном зале Дома Советов, потом она переместилась в Кремль – в Георгиевский зал, а затем во Дворец съездов.
Фото: ТАСС (1950-е гг. СССР. Москва. Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов)
Во второй половине 1930-х советской промышленности удалось в кратчайшие сроки наладить массовое производство елочных украшений и электрических гирлянд. Над этой задачей трудились все крупные производства Москвы, Ленинграда и других больших городов, в том числе артели «Культпром», «Детская игрушка», «Елочная игрушка», Артель имени Шаумяна, фабрики «Гигровата» и ИЗО Парка Горького.
Улицы крупных городов, витрины магазинов теперь наряжали к Новому году, а на центральных площадях «вырастали» гигантские сборные ели. В продаже появились игрушки в виде героев сказок: Доктор Айболит, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Алладин, Старик Хоттабыч, Братец Кролик и Братец Лис и другие. Промышленность отвечала на заметные события в области культуры, создавались игрушки в виде персонажей популярных фильмов и мультфильмов, например, героев картины «Цирк» Григория Александрова, которая вышла в 1936 году.
Перед Великой Отечественной войной в тематике игрушек на первый план вышла военная: танки, броневики, оружие, самолеты, фигурки солдат. Очень популярны были елочные украшения из ваты, основу делали из проволочного каркаса, вокруг которого она крепилась, лица могли делать из воска, папье-маше или мастики. После росписи игрушки покрывали клейстером, посыпали «снегом» из мелкого стекляруса и закрепляли его специальным составом. Таким образом делали, к примеру, запеленутых младенцев и больших Дедов Морозов, которых ставили под елкой.
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
От «елочной» традиции полностью не отказались даже в страшные годы войны – на украшения шли отходы производства, например, проволока, жесть, а также бинты, вата, солома, яичная скорлупа – все, что было под руками. На елках оказывались расписные медицинские колбы, ампулы и разноцветные перегоревшие лампочки.
С 1940-х в СССР начали выпускать картонажные елочные игрушки – частные мастерские изготавливали их уже давно, но теперь наладили фабричное производство. Технику создания таких игрушек в XIX веке разработали в Дрездене, картонную тисненую форму покрывали золотой или серебряной краской – в отличие от стеклянных такие изделия были недорогими. С 1940-х в СССР продавались готовые картонажные игрушки, а в журналах печатали шаблоны: тематика зависела от периода, от военной техники до животных, птиц и сказочных кораблей. Фигурки делали из двух половинок, покрывали фольгой и раскрашивали. Картонажные игрушки выпускались до 1980-х годов. Кроме того, изготавливались игрушки и из папье-маше, в основном это были натуралистичные фигурки – от военных до детей на лыжах или с хоккейными клюшками, циркачей и животных.
В 1949 году отмечали 150-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Игрушечная промышленность отреагировала на него серией продукции по сказкам «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок». С конца 1940-х началась мода на разнообразные украшения из проволоки и стекляруса, в продаже появились хрупкие стеклянные бусы, а в начале 1950-х ассортимент магазинов пополнило множество игрушек на прищепках: заяц с барабаном, мишка с гармошкой, белка с орешком, домик с заснеженной крышей, Дед Мороз со Снегурочкой, елки и многие другие. После выхода «Карнавальной ночи» появились елочные игрушки в виде часов и будильников, показывающих без пяти минут двенадцать.
Во времена правления Хрущева самыми популярными елочными игрушками в СССР были фрукты и овощи: стеклянные гороховые стручки, клубника и малина, инжир и лимон на прищепке, стеклянные виноградные гроздья, пупырчатые огурчики, баклажаны, морковь и, конечно же, кукуруза. 1960-е – время советского космического прорыва: космос в газетах, литературе, кино, архитектуре, дизайне интерьера, космическая эра отразилась и на тематике елочных игрушек: из тонкого стекла изготовлялись фигурки космонавтов, ракеты, космические аппараты. В то же время в продаже появляется множество шаров с выемками (прожекторы), «снегом», граненой формой, даже светящиеся в темноте с фосфорной краской. Выпускаются комплекты «15 республик – 15 сестер», каждая девушка в национальном костюме. В 1970-1980-е годы очень популярны стали стеклянные шишки, колокольчики и домики.
Фото: Подэрни Роман/Фотохроника ТАСС (Москва, 27 ноября 1987 г. Товаровед магазина игрушки № 8 Москультторга Алла Агафонова с елочными игрушками)
Особым шиком считались игрушки из ГДР, которые продавались наборами в картонных коробках. В набор входило навершие, шишки, шары. Из всего ассортимента советских игрушек только украшения из ГДР декорировались канителью (тонкой металлической нитью) или махровым шнуром.
Сегодня приобрести отечественные елочные игрушки можно на любой вкус: от советских «запасов» и современной заводской продукции до изделий частных мастеров, которые порой творят чудеса: это может быть уникальная авторская роспись, вязаные снежинки, деревянные игрушки-конструкторы, бумажные объемные фигуры, фигурки из керамики, полимерной глины, эпоксидной смолы… Хорошие варианты найдутся на любой кошелек и под любой стиль: советское ретро; традиционный рождественский стиль с Вифлеемской звездой, ангелами и позолоченными орехами; народный стиль с тряпичными куклами, вязаными элементами и деревянными украшениями, расписанными в технике хохломы или гжели; морская, анималистическая, авто- и любая другая тема. Правда, для этого придется провести некоторое время в интернет-поисках и заранее заказать у мастеров или коллекционеров понравившиеся вещи.
как появились елочные игрушки и какими были в СССР — 11.12.2022 — Статьи на РЕН ТВ
Аэропланы, дирижабли, герои-полярники, космонавты и члены Политбюро — по советским елочным игрушкам можно изучать историю страны, не открывая школьный учебник. Вольно или невольно елочные украшения становились настоящими символами эпохи и демонстрировали достижения советского человека в быту и на производстве.
Мода на винтажные украшения возникла не сегодня, и порой кажется, что она никуда и не уходила. Для большинства заветная коробка с игрушками времен СССР, заботливо переложенными ватой и старыми газетами, — добрая память о детстве, новогодних гирляндах, скрипучем снеге и запахе мандаринов. О фигурках из ваты, стеклянных бусах и картонных звездах на макушку — в материале РЕН ТВ.
Где и когда стали наряжать новогоднюю елку
Первое упоминание о наряженных елках встречается в западноевропейских хрониках XVII века. Поначалу все украшения были съедобными: на ветвях в основном развешивались яблоки как библейский символ плодов с древа познания добра и зла.
Но постепенно елочные аксессуары «усложнились»: дерево стали убирать мишурой и разноцветными лентами. Особой популярностью пользовались свечи — символ ангельской чистоты — и звезда на макушке (в память о Вифлеемской звезде). В то же время изготавливали первые елочные игрушки в виде фруктов и овощей.
Фото: © Global Look Press/Tom Schneider/imageBROKER.com
В 1850-е годы на елках начали появляться стеклянные украшения, а в 1880-е — электрические лампочки. Интересно, что, по одной из версий, искусственные плоды «выросли» на ветках вследствие неурожая яблок. Стеклодувы «компенсировали» отсутствие обычных фруктов — и так началось регулярное производство стеклянных «угощений» к празднику.
Приключения новогодней елки в России
В России в качестве новогоднего и рождественского украшения использовались лишь елочные ветки — и только к XIX веку появилась традиция наряжать настоящие елки. А игрушки из стекла и картона заняли свое место и того позже — примерно через сто лет.
Первые стеклянные шары были довольно тяжелыми, технология выдувания тонкого стекла возникла только в начале XX века. Помимо стеклянных игрушек, в дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки из двух половинок выпуклого тонированного картона.
С конца 1920-х годов рождественская елка оказалась под запретом как «буржуазный» и антисоветский обычай. Но в 1935 году советский государственный и партийный деятель Павел Постышев предложил вернуть традицию наряженной елки. 28 декабря он опубликовал в «Правде» статью, в которой писал:
«В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся советской страны? Какие-то не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею…»
Фото: © ТАСС/Борис Кавашкин, Юрий Лизунов
Идею подхватили другие газеты, и новогодняя елка вернулась в страну.
Как появились советские елочные игрушки
Перед советским правительством возникла сложная задача — превратить рождественскую елку в «коммунистическую». Но с этим делом справились легко: игрушечные ангелочки трансформировались в фигурки советских пионеров, Вифлеемская звезда на макушке превратилась в красную кремлевскую. От искусственных фруктов и овощей отказываться не стали — плоды теперь символизировали колхозное изобилие.
В самом начале превращения рождественской елки в советскую производились украшения с портретами политических лидеров. В 1937 году была выпущена серия шаров с портретами членов Политбюро ЦК ВКП(б), а также большой шар с изображением Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина.
Полезным и практичным оказалось опубликованное в том же году пособие «Елка в детском саду». В нем давались простые рекомендации по украшению новогоднего дерева: как сделать самодельные игрушки, какого размера и на какие ветки вешать украшения, как соблюдать технику безопасности при пользовании новогодними свечами.
«Прежде всего необходимо украсить центральную, наиболее высокую верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, соответствующей своим размером размеру елки. Звезду эту можно подобрать в ассортименте готовых елочных украшений. Другие три-четыре верхушки елки можно украсить небольшими блестящими шпилями (верхушками из дутого стекла). Особенно хороши ярко раскрашенные цепи из цветов и насекомых, фигурок зверей, животных, птиц, снежинок, аэропланчиков с парашютиками».
Фото: © РИА Новости/Олег Макаров
Довоенные елочные игрушки
Стеклянные игрушки стоили очень дорого, поэтому большой популярностью пользовались елочные украшения из прессованной ваты. Существовали специальные каркасы для человечков и животных, с помощью которых игрушке придавали форму. Фигурку раскрашивали цветными красками и покрывали крахмальным клейстером.
В 1930-е годы активно осваивался Север, Заполярье. Не менее активно шло покорение воздушного пространства. Эта тематика не могла не найти отражение в новогодних украшениях: белые медведи, полярники, парашютисты, самолеты и дирижабли пользовались огромным спросом.
Выпускались и съедобные елочные украшения, иногда даже целыми наборами. Они состояли из шоколадных игрушек — рыбок и раков; пряничных фигурных изделий — зверей и птиц; марципановых яблок, груш и орехов.
В конце 1930-х годов на елках появились герои детских сказок: Кот в сапогах, Иван-царевич, братец Кролик и братец Лис. Была выпущена серия елочных украшений на восточную тему: Аладдин, старик Хоттабыч, восточные красавицы.
В начале 1937 года на праздник елки в московский Дом союзов Дед Мороз впервые пришел с внучкой — Снегурочкой. С тех пор Снегурочка стала неотъемлемой частью новогоднего праздника.
Елочные украшения во время Великой Отечественной войны
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на разруху и повсеместный дефицит, украшение новогодней елки было обязательным — эта традиция напоминала о мирной жизни и придавала сил.
Новогодние игрушки выпускались в ограниченном количестве и из отходов производства. Солдатиков, парашютистов, танки, пушки, самолеты штамповали из жести, а затем раскрашивали. Из металлической стружки и отходов проволоки скручивали пятиконечные звезды, снежинки и домики.
Фото: © РИА Новости/Валерий Генде-Роте
В домашних условиях игрушки делали из всего, что находилось под рукой, — картона, ленточек, разноцветной ткани, яичной скорлупы. На фронтах елки украшали стрелянными гильзами, ватой, фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, бумаги и ветоши. В ход шли даже окрашенные медицинские ампулы, колбы и пробирки.
Характерная игрушка тех лет — перегоревшая электрическая лампочка. Ее раскрашивали и припаивали к цоколю петельку, превращая в подобие новогоднего шара.
Послевоенные елочные украшения
В 1949 году страна торжественно отметила 150 лет со дня рождения Пушкина. В честь этой знаменательной даты была выпущена целая серия елочных игрушек, изображавших героев пушкинских сказок. На елках советских граждан появились Руслан и Людмила, сватья баба Бабариха, Гвидон, Золотая Рыбка.
В этот период на елках встречалось множество наборных игрушек из проволоки и стекляруса: стеклянные трубочки и бусины нанизывали на проволоку или нить. Тогда же вошли в моду длинные стеклянные бусы.
В 1950-е годы появились игрушки, которые крепились на елке с помощью прищепок. Это были птицы, самые разные животные: мишки, зайчики, белочки, лисички, а также грибочки и любимые детские персонажи в виде доктора Айболита или Красной Шапочки. Настоящим хитом был набор «Чиполлино». Добродушный профессор Груша, скалящийся синьор Помидор, ехидный адвокат Горох мало кого оставляли равнодушным.
Фото: © Фотохроника ТАСС/Куртов Иван
После выхода в 1956 году фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» новогодняя игрушка «Часы» со стрелками, показывающими без пяти двенадцать, приобрела огромную популярность. Часы выпускались самого разного дизайна и висели практически на каждой новогодней елке страны.
Ракеты, космонавты и царица полей кукуруза в 60-е
В 1960-е годы бурно развивалась сельскохозяйственная серия. Морковка, огурцы, сливы, клубника и баклажаны соседствовали на елках с традиционными шарами, символизирующими райские яблоки, о чем в то время, конечно, мало кто помнил.
Но главным украшением такого рода была, конечно, царица полей — хрущевская кукуруза. Она стала единственной елочной игрушкой, которая с тех пор непрерывно выпускалась на протяжении всех лет советской власти.
После полета Юрия Гагарина на первый план вышла космическая тема. Производители игрушек не могли не отреагировать на такое масштабное событие — новогодние прилавки заполнили целые отряды космонавтов.
Тогда же, в начале 1960-х, традиционная елочная верхушка — красная звезда — стала постепенно уступать место макушке-пике, стилизованной под форму взлетающей ракеты.
В это же время художники начали смелее экспериментировать с формой. В продаже появились шары разных размеров и разнообразной цветовой гаммы, с выемками, удлинениями, со «снегом» на поверхности. Некоторые покрывали светящейся в темноте краской. Тогда же возникли стеклянные сосульки и пирамидки.
Фото: © Фотохроника ТАСС/Подэрни Роман
В производстве игрушек стала активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались шары-прожекторы и шары-многогранники. Большой популярностью пользовались пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые бабочки или стрекозы.
Елочные гирлянды и дождик из фольги в 70-е и 80-е
К началу 1970-х наступила эра стандартизации. Производство елочных игрушек стало серийным, что привело к снижению разнообразия выпускаемых новогодних украшений. Но на разнообразие электрических гирлянд это никак не повлияло. Елочные гирлянды были в продаже и раньше — они представляли собой набор раскрашенных в разные цвета лампочек, теперь же это были фонарики производства нескольких советских заводов с оригинальным дизайном в виде свечек или еловых шишек.
В это время стали очень популярны дождик из металлической фольги и разноцветная пушистая мишура. Часто ими так завешивали елку, что ни игрушек, ни зеленых иголок уже невозможно было разглядеть.
Елочные игрушки как мода на винтаж
Покрытые воском дирижабли, первые спутники, пионеры и початки кукурузы давно уже не просто трогательные елочные украшения с легким налетом ностальгии. Они — желанная добыча для коллекционеров, которые ради редкого экземпляра готовы лететь за сотни километров от дома.
Не отстают от них и дизайнеры интерьеров — елки в стиле ретро давно вошли в моду и выходить из нее не собираются.
Мода на советские игрушки заставила многих покопаться на антресолях и в бабушкиных сундуках, куда традиционные елочные украшения были в свое время отправлены как «устаревшие». Новогодняя елка, оформленная в винтажном стиле, сегодня считается очень актуальной. У каждой такой елки получается своя история.
Советские винтажные елочные игрушки Шишки. Старые игрушки СССР
Советские винтажные стеклянные елочные игрушки Набор из 2-х сосновых шишек. Старинные елочные игрушки из стекла Сосновые шишки. Сделано в СССР. Год выпуска 1950-е.
ВНИМАНИЕ!!! Продается только елочная игрушка, все остальное для антуража.
Набор из 2 антикварных стеклянных елочных игрушек Сосновые шишки. Уникальный коллекционный экземпляр. Редкое винтажное коллекционное состояние!!! Оригинал.
Размеры: Высота (без металлической петли) – 2,17″ (5,5 см.), Глубина – 1,38″ (3,5 см.), Ширина – 1,38″ (3,5 см.)
Примечание: На фото блики света! Состояние: соответствует возрасту и классу. Коллекционный экземпляр. Прекрасное винтажное состояние, яркие цвета. Оригинальная художественная роспись. Без реставраций. Тем не менее, есть «следы» времени: небольшие потери краски. Но эта игрушка завораживает своей историей, винтажностью и духом времени. Посмотрите внимательно на фото, так как они являются частью описания!
Уникальный коллекционный экземпляр!!! Отличный неожиданный подарок для малыша. Отличный подарок на Рождество и Новый год, День святого Валентина, коллекционеру винтажных, антикварных вещей, другу и просто любимому человеку! Красивая и редкая вещь для вашей коллекции!
Обратите внимание: на фото блики света! Увеличьте фото, чтобы рассмотреть все в деталях, пожалуйста. Все винтажные вещи продаются в состоянии «как есть», на них всегда есть «следы» времени. Реальные цвета могут незначительно отличаться при отображении на экране. Вы можете запросить дополнительные фотографии. Не стесняйтесь задавать вопросы перед покупкой!
Обратите внимание: эта игрушка сделана давно и может не соответствовать сегодняшним стандартам качества. Поэтому эта игрушка в первую очередь винтажный предмет коллекционирования и элемент интерьера.
Посмотреть все винтажные елочные игрушки и украшения можно здесь: https://crealandia.com/creator/oldtimeseller/section/45569/
Доставка: Доставка из России. Обычно это занимает: до 14-45 дней в Европу, до 17-59 дней в США, до 1-2,5 месяца куда-то еще.
Покупка будет отправлена в течение следующих 1-7 рабочих дней после получения платежа, авиапочтой, с номером отслеживания. Каждый товар будет очень тщательно защищен, очень тщательно упакован. Все заказы отправляются по воздуху, чтобы добраться до вас быстрее! Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами!
Спасибо, что посетили мой магазин!
Больше предметов винтажного декора в моем магазине: https://crealandia. com/creator/oldtimeseller/
Континенты доставки:
Африка, Азия, Европа, Северная Америка
Страны доставки:
Эфиопия, Тунис, Южная Африка, Южная Корея, Гонконг, Кыргызстан, Иордания, Иран, Ирак, Индия, Израиль, Индонезия, Грузия, Китай, Бахрейн, Бангладеш, Азербайджан, Армения, Объединенные Арабские Эмираты, Япония, Шри-Ланка, Казахстан , Северная Корея, Вьетнам, Тайвань, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Таиланд, Сингапур, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Пакистан, Филиппины, Оман, Малайзия, Монголия, Макао, Мальдивы, Палестинская территория, Испания, Эстония, Франция, Великобритания (Великобритания), Гибралтар, Греция, Хорватия, Венгрия, Италия, Ирландия, Исландия, Чехия, Швейцария, Беларусь, Болгария, Бельгия, Босния и Герцеговина, Андорра, Австрия, Албания, Сан-Марино, Лихтенштейн, Ватикан, Турция, Словакия, Шпицберген и Ян-Майен, Словения, Россия, Сербия, Румыния, Португалия, Норвегия, Нидерланды, Мальта, Северная Македония, Черногория, Молдова, Монако, Латвия, Люксембург, Литва, Джерси, США (США), Гренландия, Куба, Канада
Готов к отправке в течение 3-5 рабочих дней
из России
Условия доставки
Доставка:
Доставка из России.
Обычно это занимает:
до 14-45 дней в Европу,
до 17-59 дней в США,
до 1-2,5 месяца куда-то еще.
Покупка будет отправлена в течение следующих 1-7 рабочих дней после получения платежа, авиапочтой, с номером отслеживания.
Каждый предмет будет очень тщательно защищен, очень тщательно упакован.
Все заказы отправляются по воздуху, чтобы быстрее добраться до вас! Если у вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами!
!!! Примечание: Налоги и потерянная посылка:
Все налоги и таможенные сборы покупатель оплачивает самостоятельно, в соответствии с законодательством своей страны.
В случае утраты отправления по вине почтовых отделений, таможни и почтовых служб страны отправления и получателя заказа я не имею никакого влияния и контроля за работой вышеуказанных служб и не несу ответственности за работы этих служб.
Политика возврата
Возврат и обмен:
Магазин не занимается обменом, возвратом товара или отменой заказа.
Однако, пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас возникнут проблемы с вашим заказом.
*Возврат и обмен: Магазин не обменивает, не возвращает товар и не отменяет заказ. Тем не менее, пожалуйста, свяжитесь со мной, если у вас есть какие-либо проблемы с вашим заказом.
*Потеря отправления: В случае утраты отправления по вине почтовых отделений, таможни и почтовых служб страны отправления и получателя заказа я не имею влияния и контроля над работой вышеуказанных сервисов и не несу ответственности за работу этих сервисов.
Запрос о продукте
Ваши личные данные будут использоваться, чтобы предоставить вам лучший опыт на этом веб-сайте, для управления параметрами доступа к вашей учетной записи и для других целей, описанных на этой странице политика конфиденциальности
Журнал-глазок
Серп и молот в качестве центрального украшения рождественской елки не являются обычным украшением, но в мультфильме Дзиги Вертова 1924 года «Советские игрушки» общий идеологический символ Советского Союза служит сезонным объектом для празднования. Благодаря использованию символизма Вертова серп и молот выступают в качестве замены религиозных символов, с которыми часто ассоциируется Рождество, прилагая все усилия, чтобы отделить праздник от его христианских ассоциаций. Вместо этого «Советские игрушки» настаивают на новом способе празднования и празднования Рождества, с гордостью демонстрируя светский символ серпа и молота спереди и в центре.
«Советские игрушки» — это ранний советский пропагандистский анимационный короткометражный фильм, в центре которого — коррупция бизнесмена и его последующее падение от рук различных членов советского общества, включая простых рабочих и солдат Красной Армии. В двух сценах фильма Вертова обычная новогодняя елка не является фокусом, а служит фоном. В первой сцене все персонажи выстраиваются в ряд перед рождественской елкой, что напоминает праздничные украшения или гордо выставленные детские игрушки. Затем эти персонажи разыгрывают повествование о советских игрушках. Эта сцена выдвигает на передний план фигуративные «игрушки»: несколько персонажей из русского общества, таких как два священника, два рабочих, солдат Красной Армии и, наконец, нэпман и его светская дама. время Новой экономической политики, которая была сосредоточена на ослаблении социалистических экономических принципов, чтобы разрешить ограниченное свободное предпринимательство, отмечая, что «многие городские рабочие возмущались прибылью, полученной нэпманами, бизнесменами и женщинами, которые использовали возможности для получения собственной прибыли». Нэпман изображен эгоистично пожирающим рождественское угощение, предназначенное для застолья. Этот акт чревоугодия представляет собой жадность рождественского потребительства, и по ходу фильма нэпман получает возмездие от рабочих и Красной Армии.
Вторая сцена с рождественской елкой, предпоследняя сцена анимации, показывает недавно преобразованное дерево, созданное описанными выше персонажами, сливающимися в одно целое. Это дерево украшено серпом и молотом, которые затемняют дерево и предлагают альтернативный символ для празднования Рождества, который находит отклик у советских людей в 1924 году. телевизионный специальный выпуск «Рождество Чарли Брауна» (Билл Мелендес) или 1966 полнометражных фильмов «Как Гринч украл Рождество» (Чак Джонс и Бен Уошэм). Оба этих фильма в значительной степени сосредоточены на воспринимаемом ими значении Рождества, в частности, на рождении Иисуса Христа, мире и доброжелательности к мужчинам в «Рождестве Чарли Брауна» и духе единения в «Как Гринч украл Рождество». В отличие от этих праздничных анимаций, «Советские игрушки» не стремятся привить существующее рождественское послание. Вместо этого он демонтирует существующие представления и перестраивает Рождество как праздник для простого рабочего. Дзига Вертов был ярым сторонником «киноглаза», теории принципов, сильно сосредоточенной на представлении правды посредством кинопроизводства. Из-за культурного значения советских игрушек его теория киноглаза важна для контекста, который фильм представляет в России 19-го века.24. Как писал Вертов: «Киноглаз погружается в кажущийся хаос жизни, чтобы найти в самой жизни отклик на заданную тему. Найти равнодействующую силу среди миллионов явлений, связанных с данной темой». относится ко всему его движению Кино-глаза, которое, по его словам, «использует все возможные виды техники съемки»4, особенно актуально для его использования в анимации, поскольку Вертов работает в царстве хаоса жизни и может использовать символику на протяжении всей анимации, чтобы представить проблемы, распространенные в советском обществе. Об этом свидетельствует многократное использование анимационных приемов, которые еще не были возможны в игровых фильмах, наиболее распространенными из которых были трансформации, такие как превращение персонажей в новогоднюю елку, превращение нэпмана в свинью, символизирующее его жадность, или слияние двух рабочих. один симбиотический работник, представитель коллектива. «Советские игрушки» — это продукт того, что Вертов считал проблемами тогдашнего Советского Союза, и он использует фильм как поиск решений. Благодаря своим возвышенным изображениям единства, уничтожения коррупции и жадности, а также поддержки и продвижения коллективных институтов, таких как Народный банк, Вертов способствует изменениям, необходимым в обществе. Позже в фильме предпринимаются еще более экстремальные и решительные действия, когда мы видим повешение нэпмана и его сообщников, в том числе светской дамы и священников, которые показаны коррумпированными. Затем эти драпировки служат украшением Красной Армии, которая превращается в новогоднюю елку. Это видение праздника, дополненное советскими символами и моралью в «Советских игрушках», представляет собой новое рождественское послание, характерное для советских настроений того времени. Фильм можно даже интерпретировать как коммунистический эквивалент рождественского потребительства, поскольку в анимации есть две ссылки на санкционированную государством производственную компанию Госкино, что является намеком на поддерживаемое государством коммерческое предприятие. Вертов использовал «Советские игрушки» как жизнеспособную рекламную платформу в своей собственной анимации, чтобы предложить решение частной деловой практики нэпмана в форме общественных, коллективных институтов.
Традиционные празднования Рождества во многих частях Советского Союза часто включали в себя символический пир из двенадцати блюд и участие в обширных религиозных церемониях в канун Рождества. Русская православная церковь стала мишенью антирелигиозных кампаний Советского Союза и представлена в негативном свете в « Советских игрушках» . Размещение Вертовом серпа и молота над рождественской елкой переориентирует и стремится переопределить дух и значение Рождества (как светского коммунистического праздника), а не религиозного повода для распространения и празднования Русской православной церковью. В частности, Мьёльснесс упоминает, что во время производства «Советских игрушек» в церкви царили разногласия и слабость.5 Это разделение демонстрируется в анимации, когда два священника дерутся, а советский рабочий с ликованием наблюдает за происходящим, упиваясь дисфункцией. двух персонажей, разрывающих друг друга на части. Когда церковь в беспорядке, празднование Рождества в «Советских игрушках» вместо этого переосмысливается как праздник для людей и их триумфа над препятствиями, преследовавшими советское общество. Таким образом, в фильме предпринимается попытка преодолеть и революционизировать традиционное празднование Рождества, сделав его праздником не церкви или учреждения, а праздника советского человека, важность которого подчеркивается превращением самого народа, в особенности рабочих и солдат, в Новогодняя елка.