Сломать стереотипы: Как ломать стереотипы и разрывать шаблоны?

Содержание

Сломать стереотипы — Аналитический интернет-журнал Власть

Эмин Аскеров в один момент решил выйти из зоны комфорта,
уволиться из Назарбаев Университета и заняться социальным предпринимательством.
Вложив изначально 2,5 миллиона тенге, он потерял 5,5 миллионов в первый год. Но
смог обучиться, переформатировать свой бизнес и дать работу нескольким десяткам
человек, которым обычно не дают ни единого
шанса.

«У японцев есть такое выражение «икигай» — это значит «то, ради чего мы просыпаемся по утрам». GreenTAL – это то ради чего я просыпаюсь по утрам», — говорит Эмин Аскеров.

Социальный работник по первому образованию, до 2015 года занимался воспитательной работой в Назарбаев университете. Аскеров признается, у него были условия, которые его полностью устраивали: хорошая зарплата, собственный кабинет в департаменте по студенческим делам, арендная квартира здесь же, на территории университета, и любимые студенты. Но его постоянно беспокоил один и тот же вопрос: что он делает полезного для общества, учитывая свою первую профессию и ее осознанный выбор. Социальным работником Аскеров стал не случайно – его мама работала в этой же сфере и была заведующей районного Собеса.

«Я помню начало 2000-х годов, когда мама периодически выезжала по селам, районам, изучала обстановку, пыталась как-то помогать людям. И, возвращаясь обратно после этих командировок, она постоянно рассказывала нам, как тяжело живут люди в отдаленных районах. В своем роде, я думаю, она заложила зерно в мое подсознание о том, что очень важно помогать людям. И как раз в Назарбаев Университете во мне и начала просыпаться идея о том, что нужно что-то делать для нашего общества. Поэтому я решил рискнуть, выйти из зоны комфорта, и попробовать себя в новом направлении. И сейчас скажу, что очень счастлив», — говорит он.

Аскеров всегда хотел помогать людям и заниматься бизнесом – именно так родилась идея создания социального предпринимательства, которое объединяет оба направления. Так появилась идея создания социальной мастерской GreenTAL, где занимались плетением из ивовой лозы, которая и появилась благодаря поддержке со стороны общественного фонда – волонтерской организации Bestforkids. Убытки первого года составили 5,5 миллионов тенге, после чего, признается предприниматель, он понял, что «плохой бизнесмен, из-за которого еще и страдают особенные люди». Пошел снова учиться, только на этот раз бизнес-основам, а затем вернулся и уже переформатировал производство – открыл столярный, швейный и сварочный цеха, декоративное направление и полиграфию.

«Конечно, были и есть до сих пор определенные сложности. Но, честно говоря, они нас не пугают. Наоборот, я очень сильно замотивирован дальше заниматься этим делом. Потому что конечный результат очень и очень сильно вдохновляет, когда ты видишь, как люди меняются в процессе, как они открывают свои новые способности и стороны – это дорогого стоит», — заверяет Аскеров.

Главный цех GreenTAL расположен в медицинском центре психического здоровья. Здесь нужно отдать должное руководству медучреждения, говорит предприниматель: в 2016 году позволили бизнесу развиваться именно здесь, а также трудоустраивать местных пациентов. Работает в цехах 37 человек, 29 из которых относятся в социально уязвимым слоям населения, а 14 – это люди с ментальным нарушениями.

«Действует стереотип, что эти люди вообще не могут работать и нетрудоспособны. Мы вот уже два года ломаем этот стереотип, потому что они у нас работают официально и приносят большой результат», — заверяет социальный предприниматель.

Многие бизнесмены отказываются работать с такими людьми. Аскеров считает, что связано это, в первую очередь с тем, что предприниматели боятся, что это навредит их проекту. Он же на деле увидел обратное – именно эти люди способны проявлять себя лучше, чем обычные работники. А все потому, что у людей с особыми потребностями мотивация выше: сидя годами дома, они всеми силами хватаются за любую предоставленную возможность работать.

«Поэтому я очень счастлив работать с такими людьми и вижу, какой в них есть потенциал», — подчеркивает он.

Естественно, как и на каждом предприятии, сотрудники получают заработную плату. Плюс, с дотациями помогает центр занятости акимата столицы. К примеру, рабочие с ментальной инвалидностью получают дотации по заработной плате от госучреждения в районе 85 тысяч тенге до налогообложения и около 71 тысяч тенге на руки.

«В целом, мы работаем как обычный бизнес, даже не пользуемся преференциями, не участвуем в тендерах. Пытаемся завоевывать любовь клиента и работать на качество нашего продукта. Для меня было целью достичь такого качества, чтобы у нас не покупали продукцию с точки зрения: «давайте поддержим, они же трудоустраивают социально уязвимых». И, наконец-то, нам удалось достичь этого, — говорит Аскеров. — Сейчас мы работаем с международными организациями, обслуживаем такие организации как ООН, с посольствами работаем. И что самое удивительное, многие уже обращаются к нам, даже не зная, что мы – социальное предприятие».

В январе текущего года GreenTAL подписали договор со столичным детским домом №1, который находится на улице Сейфуллина, и открыли там столярный цех. Детей, которые здесь проживают, теперь вовлекают в обучающий процесс с последующим трудоустройством. Сюда же могут приходить на обучение и дети из малообеспеченных семей, лучших из которых Аскеров тоже готов трудоустроить на неполный рабочий день – 2-3 часа в день, или несколько раз в неделю, чтобы дать им «возможность помогать своим родителям и зарабатывать».

«То есть, мы пытаемся бороться с иждивенчеством и даем детям, находящимся в детском доме, возможность заработка», — объясняет он.

Кроме того, в начале апреля компания подписала еще и договор с центром неврологии. Здесь уже будут работать те, кто лечится от алко- и наркозависимости. Они займутся выращиванием грибов, а также смогут пройти ремесленнический курс по войлоковолянию.

«Мы не фокусируемся строго на людях с инвалидностью, у нас все: инвалиды всех категорий, малообеспеченные, многодетные, бывшие осужденные, детдомовские ребята – все они могут прийти к нам, получить бесплатно обучение, самые лучшие кандидаты остаются у нас работать», — обещает Аскеров.

Но на этом работа его не заканчивается. В 2017 году он создал еще и школу социального предпринимательства. Важно развивать это направление, уверен Аскеров, ведь, если обучить 50 человек, каждый из них сможет трудоустроить по 50 – а это колоссальный эффект. В 2018 году он объездил 13 регионов Казахстана и обучил около 2000 тысяч человек. Только в столице Казахстана после его курсов 12 человек открыли свое дело. Проект создания Школы социального предпринимательства поддержала компания Шеврон.

«Это образовательный проект, который нацелен передать все основные инструменты создания успешного социального предприятия. Раньше я проводил обучение в течение двух месяцев, потом месяц, теперь сократил эту программу до двух полных дней. И за два дня я даю всю необходимую информацию, как начать, даже не имея финансовых средств. Тренинг так и называется «Социальный бизнес с нуля». В рамках этого образовательного проекта я как раз проговариваю: где взять деньги, как работать с потенциальными грантодателями, инвесторами и так далее, как нанимать людей, с какими сложностями могут столкнуться. То есть всё, с точки зрения практики, — говорит предприниматель. — И скажу, что очень сильно начинает набирать обороты этот новый тренд и много желающих со стороны гражданского общества посвятить себя социальным темам».

Уже сегодня Аскеров вновь улетел, на этот раз – в Тараз, а до конца апреля посетит еще пять регионов. Помимо обучения новых людей, он планирует открывать школы социального предпринимательства в регионах. А если найдет единомышленников, то откроет сеть филиалов GreenTAL по всей стране.

Еще из рубрики People to watch

Перейти в рубрику People to watch

Элисар Нурмагамбетов, предприниматель: «Кульминацию своей деятельности я вижу в Казахстане»
«Мне нужна помощь»
Эпоха возрождения ремесла
Как найти ответы на самые удивительные вопросы ребенка

сломать стереотип.

Как убеждать деликатно и изящно», Надежда Древаль – ЛитРес

Вступление

Кому эта книга нужна и зачем?

Практическую пользу от этой книги получит человек, который обладает хотя бы минимальной природной чуткостью, внимательностью и способностью воспитывать самого себя. И который уже мотивирован улучшить качество своего общения с окружающими или эффективность влияния на них.

Остальные читатели, надеюсь, после прочтения этой работы смогут сказать, что поведение других людей для них стало хотя бы немного более понятным.

Кому эта книга не нужна?

Тем, кому лень подбирать слова и интонации,

кто не хочет думать прежде, чем говорить,

кому не важно, что чувствует его собеседник,

кто хочет, чтобы его «просто любили таким, какой он есть»,

и кому ничего ни от кого не нужно.

К сожалению, коммуникация, начиная от изучения алфавита и правописания и заканчивая усвоением социальных норм, – это процесс, требующий внимания и усилий. Силы нужны уже только для того, чтобы понимать других людей, ведь каждому из нас приходится читать сигналы, идущие по разным – вербальным и невербальным – каналам, а слова в разных контекстах и в зависимости от индивидуального опыта могут означать разное.

Еще больше энергии требуется, чтобы научиться влиять на чужое поведение.

Нужно скрупулёзно подбирать слова, шлифовать интонации, озвучивать десятки аргументов, подавая их в разных формах и в разное время, и не терять самообладание в моменты, когда результата нет.

И так много тысяч раз.

Даже в десять тысяч первый раз успех конкретной коммуникации гарантирован всё ещё не будет. На поведение человека влияет слишком много факторов, выявить каждый из которых пока не могут ни машины, ни другие люди.

Успех конкретной коммуникации никогда не гарантирован. Но можно значительно увеличить частоту получения положительных результатов. 

В том числе с помощью этой книги. В ней я расскажу о главных, на мой взгляд, механизмах, управляющих поведением людей.

Как практические методики убеждения, ТРИЗ и исследования мозга помогли создать эту книгу

В студенческие годы я тратила почти всю свою зарплату и стипендию на доступную литературу, связанную с психологией влияния на людей. Это длилось несколько лет, пока я не поняла, что новой теоретической информации в книгах я больше не нахожу.

К счастью, в те годы начал активно развиваться интернет, и я переключилась на чтение научных статей на любимую тему. Стала пробовать использовать выводы из них в своей практике. Что делаю до сих пор.

В 2006 году, уже отучившись на юриста [1], работая на выборах, я познакомилась с людьми, использующими в работе ТРИЗ [2]. От коллег я узнала о стереотипах и их влиянии на поведение людей.

[1] Очень рекомендую это образование тем, кто хочет, оставаясь в гуманитарной области, развить логику и системное мышление.

[2] Теория решения изобретательских задач – набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем.

Оказалось, что стереотипы – это не абстрактная философская категория, а реальный рычаг воздействия на любого человека. То, что включает и выключает его внимание, изменяет его настроение, отношение к предметам, помогает формировать доверие между людьми.

Было похоже, что я обнаружила базовый принцип, лежащий в основе многих и многих частных приёмов, описанных в работах коммуникаторов-практиков, которые заполняли полки книжных магазинов.

Я поняла, что мне всё это время очень не хватало понимания именно механизмов процесса убеждения. Полезные примеры и приёмы – это хорошо. И я благодарна авторам прочитанной мной литературы за то, чем они делились в своих трудах.

Но настоящий переворот в понимании процессов влияния и убеждения произошёл у меня благодаря людям, которые научили меня работать со стереотипами. Они дали мне систему, в которую остальные знания по теме легко уложились, новые выводы из исследований стали легче запоминаться и подталкивать меня к собственным открытиям.

Прошло больше 15 лет. Эти принципы до сих пор в нашей профессии [3] передаются, в основном, из уст в уста, от специалиста к специалисту. Они почти не описаны и потому доступны немногим.

[3] Я не стала дальше работать по юридической специальности, а ушла в область коммуникации.

Я решила это исправить, открыв методику широкому кругу людей.

В каких областях эти знания можно применять

Стереотипы есть в любой коммуникации. И полезны они будут везде, где есть контакты между людьми.

Вербализованные [4] стереотипы обладают удивительной силой. Человек не может проигнорировать информацию, в которой он узнаёт один своих сильных стереотипов. Вот почему в своей работе [5] я всегда использую эту технологию.

[4] Стереотипы в словесной форме.

[5] Моя работа – привлекать внимание людей, а затем побуждать их к определенным действиям.

ПРИМЕРЫ

Где пригодятся стереотипы?

>  Создание:

– заголовков в печатных и электронных изданиях,

– анонсов мероприятий и программ,

– аудио- и видеороликов.

>     Написание колонок, репортажей, больших информационных обзоров и отчётов.

>     Интервью.

>     Переговоры.

>     Исследования поведения потребителей и избирателей.

>     Защита от «чёрного» пиара.

>     Распознавание и нейтрализация манипуляций.

>     Рекламные и предвыборные кампании.

>     Создание продуктов, их названий и оформление упаковки.

>     Позиционирование продуктов и отстройка их от конкурентов.

Стереотипы мы использовали в областях, где эта технология некоторым коллегам других профессий казалась трудно применимой. Мы писали научные статьи [6], сценарии мероприятий, организовывали выставки и концерты, запускали гражданские инициативы, собирали подписи, проводили общественные дискуссии, собирали людей на митинги (во времена, когда за это ещё не сажали), снимали игровое и документальное кино…

[6] Например, статья в лондонской «Энциклопедии неформальных практик» на тему «чёрного» пиара; www.in-formality.com.

Но и это не всё. Каждый день в личном общении знания о том, как работают стереотипы, помогают

> легко завязывать разговоры,

> любую беседу делать интересной,

> предупреждать и мягко устранять конфликты,

> управлять своим настроением и настроением собеседника,

> знакомиться с интересными людьми и запоминаться им,

> нейтрализовывать неприятных персонажей или помогать им стать доброжелательными.

Из всего перечисленного больше всего меня радуют открывающиеся возможности налаживать качественную личную коммуникацию. И, как минимум, для этого с методиками коррекции стереотипов, мне кажется, стоит познакомиться каждому рефлексирующему человеку.

Важная оговорка

Когда поднимаешь тему скрытого воздействия на других людей, всегда появляется человек, который обращает внимание на моральную сторону этого процесса. Насколько вообще допустимо влиять на мысли, решения, поведение других людей?

Я думаю, что сама постановка этого вопроса бессмысленна. Мы в любом случае постоянно осознанно и неосознанно влияем друг друга.

Никак иначе быть не может: есть контакт, значит, есть влияние. С другой стороны, у людей, на которых мы воздействуем, есть свобода воли, а значит, они могут игнорировать наше воздействие, если оно им не нравится.

Но есть вопросы. Какие последствия будут у наших действий? И будут ли здесь иметь место обман и злоупотребление доверием? [7]

[7] Спасибо авторам Уголовного кодекса Российской Федерации, которые помогли мне с формулировкой: пользуюсь здесь частью определения понятия «мошенничество».

Этого нет? В таком случае влияние допустимо.

Иными словами, если от влияния выигрывают оба (происходит примирение, создаётся партнёрство, у людей расширяются границы восприятия мира, они начинают понимать вещи, которые ранее им были не очевидны и т.д.), то влияние не только допустимо, но даже полезно.

ПРИМЕР

Автомобиль «Скорой помощи» может спасти жизнь человека. Но можно этим же автомобилем сбить кого-то насмерть.

Странно ведь из-за этого обсуждать, насколько допустимо создавать автомобили и продавать их?

При желании убить можно и топором, и камнем, и палкой. Вопрос не в предметах: топорах, камнях и палках, – не в том, кто их изготовил… Вопрос в ответственности за действия, которые совершают люди, когда эти предметы берут в руки.

Поэтому ответственность в данном случае лежит не на том, кто методикой делится, а на том, кто её использует.

Будьте, пожалуйста, аккуратны, внимательны и ответственны, когда станете пользоваться полученными знаниями.

Часть 1

Как стереотипы управляют поведением людей

Почему стереотипы нельзя сломать?

Стереотип для целей этой книги – это устойчивое мнение человека о чём-либо, повторяющаяся вербальная реакция на раздражитель [8].

[8] Нейробиологи к стереотипам относят также устойчиво воспроизводимые физические действия. Мнение – это тоже повторяемое действие, только совершают это действие не мышцы, а мозг человека.

Словесная реакция не обязательно должна высказываться вслух. Она может быть сформулирована мысленно.

Стереотипы влияют на наши эмоции и поведение. Именно они лежат в основе всех действий человека. То, что люди называют инстинктами, установками, ценностями, – всё это стереотипы.

Стереотипы появляются в результате пережитого опыта. Этот опыт может включать интеллектуальные усилия и испытанные человеком эмоции.

С уверенностью нельзя утверждать, от каких именно размышлений и переживаний конкретный стереотип появится или изменится, но некоторые закономерности в этом отношении нейробиологи и специалисты по коммуникации регулярно фиксируют. О них я и буду рассказывать. Используя эти знания, вы сможете влиять на стереотипы и, соответственно, поведение людей.

 

Стереотип нельзя сломать, несмотря на то, что многие этого страстно бы желали. Вероятно, и эту книгу вы взяли именно с такой целью: сломать чьи-то стереотипы. Но не спешите разочаровываться. Процесс изменения стереотипов всего лишь чуть более тонкий, чем нам с вами бы хотелось.

Стереотип не получится удалить, уничтожить или стереть. Если стереотип сформировался, то он, как правило, задерживается в голове человека надолго. Со временем под влиянием других стереотипов он может ослабеть, но где-то фоном он будет присутствовать всегда. И он всегда будет готов повлиять на поведение человека, как только появится для этого повод. В этом его коварство. И в этом причина сложности работы со стереотипами.

Более того, иногда стереотип активизируется оттого, что человеку просто что-то показалось. В общем-то, и кажется человеку именно то, что связано с его самыми сильными стереотипами.

«Оговорки по Фрейду», о которых все вы наверняка знаете, имеют те же корни. Те слова, которые для нас имеют повышенную важность, наружу чаще и рвутся.

Стереотипы в тех или иных формах упоминаются ещё в работах конца XIX и начала XX века. Их так или иначе изучали и Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов, и двукратный лауреат Пулитцеровской премии американец Уолтер Липпман, и российский физиолог, академик Алексей Алексеевич Ухтомский [9]. На последнего я хотела бы обратить ваше внимание.

[9] Ударение на У.

У Алексея Ухтомского есть целое учение о доминанте, в котором описываются физиологические процессы, лежащие в основе подобных реакций. В своих трудах он рассказывает, в каких обстоятельствах у животных (людей в том числе) может появляться психологическая доминанта. Кроме того, он показывает, насколько доминанту сложно ослабить:

«Состояние сильного утомления также не уничтожает ее. Получается впечатление, что в замирающей деятельности центральной нервной системы под влиянием утомления или броматов [10] доминанта может становиться еще выпуклее, чем в норме, и она гаснет последнею» [11].

[10] Вещества на основе брома, обладающие седативным – успокаивающим – действием.

[11] «О доминанте», А. Ухтомский.

Соответственно, под сильным наркотическим или алкогольным опьянением человек говорит о том, что волнует его больше всего. «Сознание» (рацио) спит. Доминанта работает.

Сильнейшие стереотипы людей зачастую порождаются доминантами. Доминанты лежат в нижних слоях психики человека, в его животной природе, они вызывают автоматические реакции, проходя мимо сознания. Конечно, простые логические размышления (или доводы) на них зачастую не действуют. Поэтому и корректировать стереотипы нужно сначала на уровне «животном» и только потом переходить к рациональным обоснованиям (хотя последнее не всегда нам потребуется, если на первом этапе мы поработали хорошо).

Социолог, политолог, публицист, человек, который ввёл в широкий научный оборот понятие «стереотип», Уолтер Липпман объясняет это так:

«Окружающая среда – слишком сложное и изменяющееся образование, чтобы можно было познавать ее напрямую. Мы не готовы иметь дело со столь тонкими различиями, разнообразием, перемещениями и комбинациями. Но поскольку нам приходится действовать в этой среде, прежде чем начать с ней оперировать, необходимо воссоздать ее на более простой модели. Чтобы путешествовать, человек должен иметь географические карты» [12].

[12] «Общественное мнение», Уолтер Липпман.

Далее я буду уделять особое внимание работе с рептильным [13] мозгом, без «одобрения» которого новые убеждения, установки человек не будет принимать.

[13] Наиболее древняя сформировавшаяся в процессе эволюции часть мозга человека, которая отвечает за биологическое выживание и телесное функционирование.

Когда вы узнаете о функциях и принципах работы стереотипов, вам станет понятно, почему иногда люди совсем не слышат друг друга, взрываются из-за пустяков: почему порой резко меняют тему разговора или слышат то, чего собеседник не имел ввиду.

В этот момент ими управляют стереотипы. И чем больше человек утомлён, испуган, раздражён – чем больше нагружены его мозг и психика, – тем меньше пользы будет от обращений к его логике.

Тренд в науке

Стереотипы на протяжении последних полутораста лет были неплохо исследованы, а последние десятилетия изучение работы мозга стало одним из главных трендов в естественных и гуманитарных науках. Из сотен книг по нейрофизиологии и психологии мы можем получить представление о том, как появляются и работают стереотипы, как устроено человеческое внимание, восприятие и память.

И хотя точных цифр, полных данных у нас ещё нет, в исследованиях учёных, работающих независимо друг от друга и использующих для доказательства своих гипотез разную аппаратуру и методики, прослеживаются общие закономерности работы стереотипов.

Появилось немало научно-популярной литературы, в которой переведены на «простой человеческий» язык современные исследования на эту тему. Переиздаются и Ухтомский, и Павлов, и Липпман, но руководства по тому, как формировать и изменять стереотипы в живой среде, за пределами исследовательских центров, я найти не смогла.

Надеюсь, мой опыт и опыт моих коллег, изложенный в этой книге и подкреплённый недавними открытиями ученых мирового уровня – систематизированный и изложенный понятным языком, станет для моих читателей и интересным чтением, и полезным инструментом для налаживания качественной коммуникации с окружающими.

Итак. Время для хороших новостей: вредный стереотип можно ограничить другими стереотипами или, иначе говоря, его скорректировать.

Какие стереотипы считать вредными (ещё их называют отрицательными), решаете вы сами. Эта книга о технологиях влияния, а не о методиках самосовершенствования человека. Хотя использовать технологии влияния в процессе саморазвития нам никто не мешает.

Корректировать можно и чужие, и свои стереотипы. Далее речь будет идти по умолчанию о работе с другими людьми.

В разных обстоятельствах стереотипы ведут себя по-разному. Одно и то же убеждение человек может в одной ситуации отстаивать до хрипоты, а в другой легко подменит противоположным. Иногда собеседник поддерживает разговор на интересующую нас тему, а иногда он же её игнорирует… Всё это мешает процессу убеждения и иногда запутывает того, кто только начал учиться работать со стереотипами.

Одно из базовых правил ТРИЗа (методы ТРИЗ, как я уже упоминала выше, мы с коллегами часто используем при работе со стереотипами) – искать возможность превратить слабость в силу. Поэтому к нестабильности мы относимся как к полезному свойству.

И действительно, достаточно выждать или создать удобный момент, чтобы даже средней силы формулировка помогала скорректировать мнение человека о чем-либо. Понимание этого правила избавляет нас от массы бесполезных действий (как вы уже поняли, в неподходящий момент мы просто выжидаем, экономим силы).

Мы учимся ловить и создавать ситуации, в которых вредные стереотипы нашего собеседника будут слабы. 

Потом нам останется лишь правильно привлечь внимание к новой, нужной нам мысли. В идеале эта мысль должна быть продолжением каких-то других стереотипов человека, на которого мы хотим повлиять. Тогда он легко ее примет как свою.

Вот две ключевые составляющие нашей работы: нужный момент + точный сигнал. О них далее и пойдёт речь.

Что будет, если вы попытаетесь сломать стереотип человека?

В отличие от, например, бледной поганки, которую можно отобрать и выкинуть в мусорку, чтобы спасти друга, стереотип из головы другого человека извлечь насильно никак невозможно (предполагаю, что у вас нет прибора, которым пользовался Уилл Смит в фильме «Люди в чёрном» [14]). То есть собеседник просто внутренне не согласится с вами, даже если по какой-то причине кивнёт вам в ответ.

[14] Прибор, частично стирающий человеку память.

Без нужного «входа» человек даже не будет воспринимать, «слышать» ваши аргументы.

ПРИМЕР

Сильные стереотипы, связанные с теориями заговоров [15], изменить лишь логическими контраргументами обычно не получается. Вспомните тех, кто верит в «пятую колонну» или чипирование Биллом Гейтсом людей через 5G и прививки, несмотря на все очевидные факты–доказательства. Такие стереотипы «ломать» не получается. Не обладая никакими достоверными данными, а ссылаясь на откровенные фантазии и давно раскрытые подлоги, люди продолжают упорно стоять на своём.

[15] О них можно многое узнать из книги профессора The University of Sheffield (Великобритания) Ильи Яблокова: «Русская культура заговора».

Бить «в лоб», пытаться ломать стереотипы – это почти всегда пустая трата времени. Это ложная задача. А поскольку она сама по себе стала сильным стереотипом – так и говорят: «А давайте сломаем стереотип о том, что… (например, в России ходят медведи по улицам)» – и на это спускаются зачастую огромные ресурсы, я делаю на этом акцент: это СВЕРХ–ложная задача. Её в такой постановке не решить. Надо мягко и, если вы этим занимаетесь первые десять лет, то неторопливо корректировать, поправлять стереотипы. Иногда, чтобы скорректировать один, нужно переработать целую группу других стереотипов. Особенно когда речь об убеждениях, давно укоренившихся в массах и трудно опровергаемых прямыми фактами.

И другого способа, кроме как делать это нежно и деликатно, не существует.

Основные выводы:

Стереотип – это мнение, убеждение человека, его автоматическая реакция на раздражитель.

Стереотипы, хоть и живучи, но не настолько жестки и неповоротливы, какими их обычно представляют.

Стереотип нельзя удалить из головы, но его можно ослабить, скорректировать, временно отключить, таким образом управляя поведением людей, их решениями, чувствами и действиями.

Ломать стереотипы – сверхложная задача. Их можно лишь корректировать. И делать это следует деликатно.

Примеры стереотипов

Мы сталкиваемся со стереотипами не только когда чьё-то утверждение противоречит нашим убеждениям.

Нет. Взаимодействуем со стереотипами мы постоянно. Стереотип – это любая оценка. 

Мы и слышим, и сами часто проговариваем стереотипы. Настолько часто, что проще сказать, где стереотипы не встречаются.

ПРИМЕРЫ

Стереотипов нет в безоценочных пересказах событий: кошка прыгнула, почтальон принёс, дверь скрипнула, лампочка загорелась, солнышко выглянуло, самолёт прилетел.

А вот это уже стереотипы, здесь есть оценка: кошка может уронить вазу, когда прыгает; почтальон иногда приносит не все посылки; дверь скрипучая; лампочка загорается медленно; солнышко в это время года светит, но не греет; самолёт опять опоздал.

Если человек выражает отношение, делится умозаключением, наблюдением-выводом, значит, он озвучивает стереотип.

Ниже я приведу список стереотипов из самых разных областей. С какими-то из них вы согласитесь, какие-то вызовут у вас раздражение. Некоторые вы запомните, какие-то с равнодушием проскочите, а парочку можете даже не понять.

Постарайтесь не погружаться в мысли на эти темы. Этот список составлен не для того, чтобы вас заставить размышлять о деньгах или политике. Моя задача сейчас показать вам, насколько это широкое понятие – «стереотип».

ПРИМЕРЫ СТЕРЕОТИПОВ

Бабло побеждает зло.

Кто хорошо работает, тот хорошо зарабатывает.

Не в деньгах счастье.

Лучшие повара – мужчины.

Женщина может решать больше задач одновременно.

Всё новое – хорошо забытое старое.

Детям до пяти лет нужно позволять всё.

В Америке плохая система здравоохранения.

России нужен сильный президент.

Любовь живёт три года.

В Сочи красиво.

Правильно говорить «в Украине», а не «на Украине».

С возрастом приходит мудрость.

Мужчина должен хорошо зарабатывать.

Нужно есть кашу, потому что она полезна.

Мясо для человеческого организма еда неестественная.

Футбол лучше хоккея.

После сорока лет на работу устроиться нереально.

Сон – лучшее лекарство.

Не знаешь, не берись.

Тьфу-тьфу-тьфу.

Без высшего образования нельзя.

ЕГЭ – плохая система.

Нельзя делать человеку больно.

Без выхода из зоны комфорта развития не будет.

Психологи – шарлатаны.

Паук! Ой!

Бухгалтеров скоро заменят роботы.

Тополиный пух… (как дальше?)

Ты – мне, я – тебе.

Лучше жидкое средство для стирки, чем порошок.

 

Компьютер не может обыграть человека в го.

Писателем может стать каждый.

Английский язык примитивный.

Новая Тесла – это позор.

Новая Тесла – это вау!

Тесла не стоит нашего внимания.

Все эти и любые другие оценки, умозаключения – это стереотипы. И «тьфу-тьфу-тьфу» тоже, и «вау», и «ой». Последние примеры – стереотипы, выражающие яркую эмоцию.

Их тоже можно скорректировать.

Стереотипы в следующем списке встречаются у многих. Часто именно они становятся «камнем преткновения» в личных отношениях.

Как должно быть?

Как у всех.

Как у знакомых.

Как у меня.

Нормально.

Как обычно.

Как правильно.

Как у авторитетных людей…

Почему эти стереотипы так популярны? Они часто встречаются (в жизни, в книгах, на экранах…), они легко проходят контроль внутренней системы безопасности человека (такие стереотипы, как правило, разделяет большинство, а значит, они уже «проверены»; подробнее о работе системы безопасности расскажу во второй главе) и/или соответствуют личному опыту многих людей.

Вот ещё несколько стереотипов, которые легко воспринимаются и часто находят отклик: пословицы, поговорки, общеупотребимые фразы, риторические вопросы:

На нет и суда нет.

О вкусах не спорят.

Никто не знает всего.

Никто не знает, как на самом деле.

Знал бы, где упадёшь…

А кто не ошибался?

Подобные стереотипы можно использовать, чтобы мягко выразить своё несогласие или аккуратно закрыть тему. Они не усугубляют конфликт, потому что опираются на так называемые «общие стереотипы», оспаривать которые очень сложно. Собеседнику проще, услышав такую фразу, кивнуть или махнуть рукой.

Основные выводы:

Любое высказывание, в котором есть оценка, – это стереотип.

У каждого человека очень много стереотипов. Много тысяч.

Есть стереотипы, которые встречаются у большинства людей.

Архивы ломая стереотипы — Национальный женский юридический центр

Стереотипы о расе, поле, сексуальной ориентации, возрасте и других личных характеристиках формируют то, как люди воспринимают других, взаимодействуют с ними и принимают решения о них. На протяжении десятилетий то, как группы людей изображались средствами массовой информации, популярной культурой и государственными чиновниками, приводило к предубеждениям — часто неосознанным — которые могут привести к дискриминации женщин и цветных людей.

ТематикаАбортыПозитивные действия в сфере образованияЛегкая атлетикаКонтроль над рождаемостьюЛомая стереотипыУход за детьми и раннее обучениеУход за детьми и раннее обучение Доступ и доступностьВнедрение политики в области ухода за детьми и раннего обученияРаботники по уходу за детьми и дошкольному обучениюПомощь в уходе за детьмиНалоговые стратегии по уходу за детьмиСтратегии налогообложения по уходу за детьмиДанные о бедности и доходахДискриминация в здравоохраненииДискриминация в здравоохраненииОбразование и титул IXРавная оплата и разрыв в заработной платеЗаконы о равной оплате трудаСправедливость в образованииРасширение охвата медицинским страхованиемСправедливые графики работыПрограммы поддержки семьиНалоговые льготы для семьиФедеральный бюджетФедеральная налоговая политикаОбщее здравоохранение и страховое покрытиеПрава на старт и дошкольные учрежденияЛьготы на здоровьеЗдравоохранение и репродуктивные праваЖильеЖилье в движенииВ штатахПоддержка доходовКачество работыСудьиНазначения судейЮридическая сеть за гендерное равенствоЮридическая сеть за гендерное равенство/TIME’S UP Фонд обороныЛГБТ-равенствоСудебные разбирательстваНизкооплачиваемая работа и минимальная заработная платаИзмерение разрыва в заработной платеMedicaid & MedicareВоенныеНетрадиционные nal Работа для женщинРодители, дети и низкооплачиваемая работаПенсии и сбереженияБедность и гарантия доходаБеременность и воспитание детейБеременность, воспитание детей и работаБеременные и родители студентовРасовый и гендерный разрыв в оплате трудаРасовая справедливостьРеформирование практики страхованияОтказы в уходе и дискриминацияРепродуктивное правосудиеШкольная дисциплина и предотвращение выталкиванияНаука, технологии и профессиональное образованиеСексуальные домогательства в школахСексуальные Harassment in the WorkplaceSingle-Sex EducationSocial SecuritySupreme CourtTaxesTIME’S UP Legal Defense FundUnemployment InsuranceWorkplace JusticeContent TypeAmicus BriefsAnalysisBlogCommentCommunity PartnershipsFact SheetsLegislative TestimonyLetterLitigation Against Federal GovernmentMapsNWLC LitigationPress ReleasesReports & ToolkitsResource CollectionsState by State ComparisonsState ResourcesTablesVideosWebinars & PresentationsStateAlabamaAlaskaArizonaArkansasCaliforniaColoradoConnecticutDelawareDistrict of ColumbiaFloridaGeorgiaHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisi анаМэнМэрилендМассачусетсМичиганМиннесотаМиссисипиМиссуриМонтанаНебраскаНевадаНью-ГэмпширНью-ДжерсиНью-МексикоНью-ЙоркСеверная КаролинаСеверная ДакотаОгайоОклахомаОрегонПенсильванияРод-АйлендЮг0004

  • Просмотр
  • NWLC приветствует назначение судьи Кетанджи Браун Джексон в Верховный суд

    Пресс-релизы

    Месяц латиноамериканского наследия: знакомство с латиноамериканской идентичностью

    В поисках правильного ярлыка (ов), чтобы быть достаточно латиноамериканцем

    Блог

    Больше месяца: празднование черной истории каждый день

    Месяц наследия коренных американцев азиатского происхождения на Гавайях (AANHPI)

    Коллекции ресурсов

    Мы заслужили подкаст: феминистские сюжеты о наших любимых реалити-шоу

    Блог

    Будущее за черным: Месяц черной истории

    Наше целительное наследие: Месяц латинского наследия

    Комментарий NWLC Министерству сельского хозяйства США о соответствии требованиям SNAP

    Комментарий

    Месяц гордости 2019: Празднование богатой истории, постоянной активности и повседневной стойкости ЛГБТ-сообщества

    «Голос отдыхающей суки»: уважение к моему гневу как американки азиатского происхождения и отказ от вымысла о респектабельности

    Блог

    Отметьте Месяц наследия #AANHPI: #ProtectFamilies

    Блог

    Владение своим лидерством

    Блог

    Месяц наследия американцев азиатского происхождения, коренных жителей Гавайских островов и островов Тихого океана, 2019 г.: я чту свой . . .

    Я чту свои глаза, нос и цвет кожи

    Блог

    Миф о разделении поколений #MeToo

    Блог

    Не ваш стереотипный спящий великан: Месяц латиноамериканского наследия

    Безумно богатые азиаты — это только начало

    Блог

    Тебе здесь не место: разговор о влиянии азиатского представительства

    Блог

    Пэтси Минк боролась за устранение барьеров на пути к образованию для женщин и девочек, и мы должны продолжать борьбу

    Блог

    Не монолит, не безразличие, не модель: Месяц наследия американцев азиатского происхождения и жителей тихоокеанских островов (APAHM)

    Блог

    Что упускает из виду стереотип «образцового меньшинства»: женщины AAPI на периферии

    Блог

    Предвзятость не такая уж подлая

    Блог

    Риск быть темнокожей женщиной с голосом

    Блог

    Страница 1 из 212»

    Как избавиться от стереотипов?

    Расовая справедливость — путь к расовому прогрессу. Следите за нами в твиттере @GetRaceRight

    Итак, мы застряли? Мы рабы стереотипов? Настолько ли они вездесущи, настолько неуловимы, настолько могущественны, что у нас нет другого выбора, кроме как следовать туда, куда они ведут?

    Нет. Ни в коем случае. Есть много вещей, которые мы можем сделать.

    Самообразование

    Один хороший первый шаг — именно то, что вы делаете сейчас — узнайте больше о проблеме. Повысьте свою осведомленность о расизме и о том, как с ним бороться. Белые студенты Университета Рутгерса, прошедшие курс по предрассудкам и конфликтам, стали менее предубежденными (показатель их чувств) и менее стереотипными (показатель их убеждений) по сравнению с такими же студентами, не прошедшими курс (Рудман, Эшмор и Гэри). , 2001). Важно отметить , что класс довольно конкретно занимался предрассудками и конфликтами. Настоящая польза заключается в том, чтобы задавать трудные вопросы, а не избегать их. Мне нравится «отмечать разнообразие». Знакомство с новыми культурами, пробование новой еды и празднование новых праздников расширяют кругозор и открывают перед нами новые возможности. Но при отсутствии решения сложных проблем предрассудков и стереотипов это обычно не влияет на фундаментальные способы, которыми мы думаем о людях других рас и культур. Отмечать разнообразие весело и полезно, но это не заменит прямого решения сложных вопросов.

    Один из лучших способов — подписаться на антирасистских активистов и ученых в социальных сетях.

    Хотите хорошую книгу? Ибрам X. Кенди, автор Штамп с самого начала и Как быть антирасистом , предлагает это. Журнал Time говорит, что это хорошо. Но не читайте только одну книгу. Вам нужны разные точки зрения. Найдите несколько книг, написанных людьми разного происхождения и пола. Так много хороших книг было написано с точки зрения различных религий.

    Знакомство с новыми людьми

    Полезно узнавать о расах и расизме. Но самого по себе недостаточно. Существует огромное количество исследовательской литературы, охватывающей десятилетия, о том, что происходит, когда мы устанавливаем содержательные, взаимные отношения с людьми из других групп (Allport, 1954). Нахождение в равноправных (но 90 257, а не 90 258 доминантных/подчиненных) отношениях с людьми разного происхождения позволяет нам видеть в них полноценных людей: членов своих социальных групп, конечно, но уникальных в своем особом наборе личного опыта и характеристик. . Результатом такого рода контактов является значительное снижение как предрассудков, так и стереотипов (Pettigrew and Tropp, 2006). Например, по сравнению с белыми детьми в школах с десегрегацией, белые дети в полностью белой школе чаще говорят негативные вещи о черных детях, которых они видят на картинке, и с меньшей вероятностью предполагают, что черные и белые дети могут быть друзьями ( МакГлотлин и Киллен, 2006).

    Небольшой опыт межрасовых взаимодействий также снижает тревожность как среди представителей большинства, так и среди представителей меньшинств. Как оказалось, знакомство с людьми из других слоев общества обычно проходит лучше, чем мы ожидаем. Это дает дополнительную мотивацию и повышает уверенность в развитии большего количества таких отношений (Mallett, Wagner, and Harrison, 2011). Мы также становимся более эмпатичными, когда учимся заботиться о других людях и понимать, как они видят мир (Tausch and Hewstone, 2013).

    Конечно, то, как вы знакомитесь с людьми, очень важно. Позиция культурного смирения полезна — подходите к людям из разных слоев общества с таким же уважением и вниманием, которое вы хотите получить от них.

    Существует несколько особенностей культурного смирения (Tervalon and Murray-Garcia, 1998), в том числе

    1. Обучение самосознанию, пониманию наших собственных культурных взглядов, того, как формировалась наша социальная идентичность и как она свою очередь, проинформировали наши перспективы.
    2. Уменьшение дисбаланса сил между нами и другим человеком. Это особенно важно, когда мы встречаем кого-то другого происхождения на нашей собственной территории, где доминирует наша социальная группа.
    3. Вступление во взаимные отношения, в которых обе стороны открываются друг другу. Если я узнаю что-то о вас, не раскрывая ничего о себе взамен, я не формирую взаимные отношения, и я не должен удивляться, если вы не заинтересованы в том, чтобы остаться с вами для большего.
    4. Работа над институциональными изменениями. Поскольку институциональная политика и процессы затрагивают больше людей, чем мы сами, культурное смирение требует отстаивания справедливого отношения во всех организациях, частью которых мы являемся.

    Получите мотивацию

    Помните старую шутку о том, что достаточно одного терапевта, чтобы заменить лампочку, но лампочка должна хотеть измениться? Исследования показали, что один из способов избежать того, чтобы стереотипы контролировали ваше мышление, — это просто иметь мотивацию не поддаваться контролю. Все, что для этого требуется, — это немного больше осознания и немного дополнительных усилий.

    Исследователь стереотипов Патрисия Дивайн (1989) провела здесь полезное различие: мы все знаем расовые стереотипы, столь распространенные в этой стране, но не всем нам верить им. Стереотипы — это параметр по умолчанию, установленный нашей национальной историей, но мы можем изменить этот параметр. Мы можем решить избавиться от дурной привычки создавать стереотипы, решив замечать, когда они возникают, и решив думать по-другому.

    Профессор Девайн и ее коллеги провели убедительное исследование того, как помочь людям преодолеть их неявные предубеждения (Девайн и др., 2012). Они научили студентов университета пяти методам уменьшения стереотипного мышления:

    • Замена стереотипа (обучение распознавать свои стереотипные реакции на других людей и генерировать нестереотипные альтернативы для объяснения поведения этого человека)
    • Контрстереотипное изображение (воспоминание или воображение людей из стереотипных групп, которые не соответствуют стереотипу)
    • Индивидуация (обращение внимания на другие вещи о ком-то помимо стереотипов их группы – личные вещи, которые могут помочь вам увидеть в них личность, а не только члена группы)
    • Перспектива (представление того, как выглядит мир глазами стереотипного человека)
    • Контактный номер (сознательный поиск возможности познакомиться с людьми из стереотипных групп)

    Эти методы разработаны, чтобы помочь кому-то избавиться от стереотипной привычки. Как и в случае с любой вредной привычкой, которую мы хотим изменить, нам нужно осознать, что мы делаем, а затем заменить их другими, более позитивными моделями поведения.

    После четырех недель практики этих методов белые студенты университетов продемонстрировали значительно более низкие неявные предубеждения в отношении чернокожих, что было измерено с помощью теста на неявные ассоциации, снижение, которое сохранялось еще четыре недели после этого. (Я думаю, что увидеть позитивные изменения в такой укоренившейся привычке всего за месяц очень многообещающе.) Участники также указали, что они больше обеспокоены расовой дискриминацией, чем раньше. Студенты, которые не прошли обучение, не показали никаких изменений; их предубеждение против чернокожих продолжалось, как и прежде.

    Это не случайность , что беспокойство по поводу дискриминации оказалось важным в этом исследовании. Когда стереотипы не направлены на нас, их легко игнорировать или игнорировать. Память о том, что стереотипы имеют последствия — что они часто ведут к дискриминации, — подпитывает мотивацию, необходимую нам для того, чтобы избавиться от привычки к стереотипам и заменить их новыми, лучшими мыслительными процессами.

    Узнайте факты

    Вы дежурный полицейский, одетый в штатское, который сталкивается с преступлением. Вы достаете пистолет и готовитесь действовать, когда прибывает офицер в форме. На месте преступления, без униформы, с оружием наготове, вы, вероятно, выглядите как подозреваемый — возможно, вам грозит опасность быть застреленным вашим сослуживцем.

    Офицер в нерабочее время в такой ситуации был застрелен офицером в форме десять раз в США с 1982 г. В девяти из этих случаев убитым офицером был чернокожий или латиноамериканец (Бейкер, 27 мая 2010 г.).

    Дежурные офицеры редко бывают на месте преступления. Но полицейским часто приходится сталкиваться с людьми, которые могут быть подозрительными, а могут и не вызывать подозрений, и им приходится мгновенно определять, является ли этот человек опасным или опасным.0257 в  опасно. Это вопрос жизни или смерти, и любой офицер хотел бы сделать это правильно. Однако даже когда люди действительно хотят поступать правильно, имплицитные расовые стереотипы могут играть роль в принятии ими решений за доли секунды.

    В исследовательской лаборатории, как и на улицах, белые люди с большей вероятностью примут бумажник или мобильный телефон за оружие, если его держит чернокожий, а не белый (Payne, 2001). Однако это не является неизбежным. Получение фактов может помочь. В одном исследовании (Plant, Peruche, and Butz, 2005) белые участники исследования «стреляли» в белых подозреваемых только тогда, когда они держали в руках пистолет (а не, скажем, мобильный телефон). Но они «стреляли» в черных подозреваемых, если у них вообще что-то было. Однако с практикой и обратной связью участники научились реагировать на реальные объекты, а не на цвет мужчин, которые их держат. С опытом они становились более точными и менее стереотипными в своих суждениях. Этот опыт даже заставил их меньше думать о расе. Когда им давали задание на завершение слов, они с меньшей вероятностью, чем контрольная группа, превращали что-то вроде R _ _ E в ГОНКА, выбирая вместо этого ПРАВИЛО или какое-либо другое нерасовое слово. Вы можете подумать, что, проводя время за компьютером, рассматривая фотографии мужчин разных рас и решая, держат ли они в руках пистолет, у участников повысилась чувствительность к расе. Наоборот, это позволило им сосредоточиться на реальной проблеме — оружии или других ручных предметах — и уменьшило роль расы в их мышлении.

    В большом отчете, спонсируемом Институтом медицины (Smedley, Stith, and Nelson, 2003 — схема которого здесь), рекомендуется получать факты как одно из лучших средств борьбы с расовым неравенством в здравоохранении:

    Стандартизированные данные сбор, однако, имеет решающее значение для понимания и устранения расовых и этнических различий в здравоохранении. . . сбор соответствующих данных, касающихся расовых или этнических различий в процессе, структуре и результатах ухода, может помочь выявить дискриминационную практику, независимо от того, являются ли они результатом преднамеренного поведения и отношения или непреднамеренных, но не менее вредных, предубеждений или политики, которые приводят к расовые или этнические различия в уходе.

    Окружной прокурор Манхэттена Сайрус Р. Вэнс-младший санкционировал проведение исследования (McKinley, 8 июля 2014 г. ), чтобы выяснить, относятся ли прокуроры Нью-Йорка к подозреваемым по-разному в зависимости от их расы. У прокуроров есть достаточная свобода действий в принятии решений о том, как поступить со своими делами, что может открыть дверь для принятия стереотипных решений. В их решениях о том, браться ли за дело, не было расовых различий, но были различия во всех остальных этапах процесса. По сравнению с белыми и азиатскими подозреваемыми, обвиняемыми в идентичных преступлениях, дела чернокожих и латиноамериканцев с меньшей вероятностью закрывали, с меньшей вероятностью предлагали доступный залог, с меньшей вероятностью предлагали сделки о признании вины, позволяющие избежать тюремного заключения, и с большей вероятностью выносили приговор. отбывать срок в тюрьме по окончании процесса.

    В ответ на полученные данные г-н Вэнс попросил своих сотрудников пройти тренинг по неявной предвзятости, чтобы помочь им определить способы справедливого обращения со всеми подозреваемыми, независимо от их происхождения. исследование оружия и сотовых телефонов.

    Выяснение фактов на местах необходимо для выявления личных и институциональных предубеждений, которые ускользают от нашего внимания даже при формировании социальных ситуаций, в которых мы живем. Как утверждает профессор права Синтия Ли (2013): «Последствия неявных расовых предубеждений особенно часто проявляются незамеченными в таком обществе, как наше, которое считает себя пострасовым». Если мы заранее решим, что не подвержены стереотипам, мы исключаем всякую возможность узнать, так ли это на самом деле.

    Существуют тысячи исследований стереотипов и способов их преодоления. Одно хорошее резюме, опубликованное Институтом восприятия, называется Наука о равенстве, том I: устранение скрытых предубеждений, расовой тревожности и угрозы стереотипов в образовании и здравоохранении.

    Итог:  Не хотите плыть по течению и впитывать расистские идеи и стереотипы общества в целом? Это потребует немного усилий, но есть способы избежать отравления смогом, которым мы дышим.

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *