Сколько чувств у человека википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

Содержание

биография, личная жизнь, читать книги писателя.

Сергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина

Слева направо: отец поэта Александр Есенин, Сергей Есенин с дядей Иваном Есениным. 1913 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин с сестрой Екатериной на Пречистенском бульваре. Москва, 1925 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Родители Сергея Есенина — Александр Есенин и Татьяна Есенина. Москва, 1905 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка». Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу», — писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал». Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина. Сначала работал экспедитором, затем — помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит».

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать — все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. Некоторые сочинения он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Скитания поэта в столице

Сергей Есенин. 1916–1917 годы. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин (справа) и поэт Василий Казин. Москва, 1923 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин. Москва, 1919 год. Фотография: Николай Свищев-Паола / Московский государственный музей С.А. Есенина, Москва

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва — это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга». Так родилось решение переехать в столицу.

В 1915 году Есенин прибыл в Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы — Александру Блоку. Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр», рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды». Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки — позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград, Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина». Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

Поэзия Сергея Есенина

Сергей Есенин (слева) и поэт Николай Клюев. Петроград, 1916 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин «Радуница». Репринтное воспроизведение издания 1916 года. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кострома

Сергей Есенин (слева) и поэт Николай Клюев. Петроград, 1916 год. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других».

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны, а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда — в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга…», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя», — вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция, вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

Поэт в «передовой линии имажинизма»

Сергей Есенин (слева) и поэт Анатолий Мариенгоф. Москва, 1919 год. Фотография: Николай Свищев-Паола / Московский государственный музей С.А. Есенина, Москва

Сергей Есенин (сидит слева) в кругу друзей. Не ранее 1920 года. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. Петроград, 1915 год. Фотография: Михаил Мурашев / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось — он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, — жаловался он в одном из писем, — без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью», а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1.

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии, Бельгии, Франции, Италии, Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину». В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев», сделал наброски поэмы «Чёрный человек».

Личная жизнь Сергея Есенина

Первая жена Сергея Есенина — актриса Зинаида Райх. Москва, 1924 год. Фотография: Московский государственный музей С.А. Есенина, Москва

Слева направо: приемная дочь Айседоры Дункан Ирма, Сергей Есенин со второй женой — танцовщицей Айседорой Дункан. Москва, не ранее 1922 года. Фотография: Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

Вторая жена Сергея Есенина — танцовщицей Айседорой Дункан. Берлин, Германия, 1922 год. Фотография: Александр Биндер / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва

С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит… Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить».

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)». В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх. Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле, затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году — в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей — дочь Татьяна и сын Константин.

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь», — писал Сергей Городецкий. «Конечно, — добавлял он, — Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться».

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил».

Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла», — писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого. Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

Болезнь и смерть Сергея Есенина

Юрий Космынин. Черный человек (фрагмент). Иллюстрация к книге Сергея Есенина «Стихотворения и поэмы. XX век — поэт и время». 1988. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Юрий Космынин. Письмо к женщине (фрагмент). Иллюстрация к книге Сергея Есенина «Стихотворения и поэмы. XX век — поэт и время». 1988. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

Юрий Космынин. Иллюстрация к книге Сергея Есенина «Стихотворения и поэмы. XX век — поэт и время» (фрагмент). 1988. Вологодская областная картинная галерея, Вологда

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт». Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36», стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов — «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести», стихотворения «Письмо к женщине», «Мой путь», в «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Видно, так заведено навеки…». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать…», «Не вернусь я в отчий дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело…».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

Интересные факты

Сергей Есенин. Москва, 1919 год. Фотография: Николай Свищев-Паола / Московский государственный музей С.А. Есенина, Москва

Сергей Есенин. 1925 год. Фотография: Государственный исторический музей, Москва

Сергей Есенин. 1924 год. Фотография: Моисей Наппельбаум / Государственный исторический музей, Москва

1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем… мы уж как-нибудь… по-нашему… в исконной, посконной». В литературных салонах поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.

2. В своем произведении «Пугачев» Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши».

3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина — исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» — как «оу».

4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев: «В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня».

5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было». На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» — поправил: «Ну, триста Ну, тридцать». Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.

6. Несмотря на то что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски». Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».

Сколько у человека чувств?. Книга всеобщих заблуждений

Сколько у человека чувств?. Книга всеобщих заблуждений

ВикиЧтение

Книга всеобщих заблуждений
Ллойд Джон

Содержание

Сколько у человека чувств?

Как минимум девять.

Пять – те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. (К примеру, согласно Аристотелю, думаем мы с помощью сердца, пчелы происходят от разлагающихся туш быков, а у мух всего по четыре лапки.)

По общепринятому мнению, у человека есть еще четыре чувства.

1. Термоцепция – чувство тепла (или его отсутствия) на нашей коже.

2. Эквилибриоцепция – чувство равновесия, которое определяется содержащими жидкость полостями в нашем внутреннем ухе.

3. Ноцицепция – восприятие боли кожей, суставами и органами тела. Странно, но сюда не относится мозг, в котором вообще нет чувствительных к боли рецепторов. Головные боли – независимо от того, что нам кажется, – исходят не изнутри мозга.

4. Проприоцепция – или «осознание тела». Это понимание того, где находятся части нашего тела, даже мы не чувствуем и не видим их. Попробуйте закрыть глаза и покачать ногой в воздухе. Вы все равно будете знать, где находится ваша ступня по отношению к остальным частям тела.


Каждый уважающий себя невропатолог имеет свое собственное мнение насчет того, существуют ли еще какие-то чувства, кроме этих девяти. А некоторые вообще убеждены, что их не меньше двадцати одного. Скажем, как насчет чувства голода? Или жажды? Чувства глубины? Чувства смысла? Языка? Или бесконечно интригующая синестезия, когда чувства сталкиваются и переплетаются так, что музыка начинает восприниматься в цвете?

А как насчет чувства электричества? Или чувства опасности – когда волосы становятся дыбом?

Кроме того, существуют чувства, которые есть у некоторых животных, но отсутствуют у людей. Акулы, например, обладают сильной электроцепцией, позволяющей им чувствовать электрические поля; магнитоцепция определяет поля магнитные и используется в системах навигации птиц и насекомых; эхолокация и «боковая линия» практикуются рыбами для ориентации, а инфракрасное зрение необходимо оленям и совам для ночной охоты или поиска пищи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

15.

СТЕНОГРАММА… ЧУВСТВ (Адрес седьмой: Офицерская ул., 53, кв. 9)

15. СТЕНОГРАММА… ЧУВСТВ (Адрес седьмой: Офицерская ул., 53, кв. 9)
Если Фонтанка считается ахматовским районом города, то Офицерская, может, самое блоковское место Петербурга. На этой улице был когда-то театр, где грянул первый сценический успех Блока; здесь жила мать поэта,

Сколько душ у человека?

Сколько душ у человека?
Обские угры верили, что у мужчин есть пять (или семь) душ, тогда как у женщин — четыре (или шесть). Различали душу-дыхание — лили (у хантов — лил) и душу-тень — ис. Лили вселяется в тело человека при его рождении, а после смерти переходит в фетиш —

М. Линдстром — Брендинг чувств

М. Линдстром — Брендинг чувств
Беседа с Мартином Линдстромом — известным экспертом в области брендов. «Экономические стратегии», № 3-2006, стр. 98-103
Мартин Линдстром — известный эксперт в области брендов. Среди его клиентов такие компании, как Disney, Mars, Pepsi, American Express, Mercedes-Benz,

Глава 17 «Стенограмма чувств»

Глава 17 «Стенограмма чувств»
Музыку Толстой считал некой демонической силой, сверхчувственной гениальной субстанцией. Она вдохновляла, стимулировала его к творчеству. Толстой любил «тапотировать» за роялем перед тем, как сесть за письменный стол. Но музыка была

IX Круг человеческих чувств

IX
Круг человеческих чувств
Этический кодекс, требующий, подобно японскому, строгого исполнения обязанностей и сурового самоограничения, может, в конце концов, оставить на личных желаниях клеймо зла, подлежащего искоренению из человеческого сердца. На этом основывается

Упражнение «Отражение чувств»

Упражнение «Отражение чувств»
Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на

«Бесприданница» А. Н. Островского как «Париж» сердечных чувств человеческих

«Бесприданница» А. Н. Островского как «Париж» сердечных чувств человеческих
Я не виновата, я искала любви и не нашла…
ее нет на свете… нечего и искать.
А. Н. Островский. Бесприданница
Почему рассматриваемая в рамках настоящего очерка драма А. Н. Островского названа им

Сколько хороших и сколько плохих

Сколько хороших и сколько плохих
ПритчаУчитель решил проверить своих двух учеников: поняли ли они его наставления, что людей надо понимать душой, сердцем.— Пойдите в ближайшую деревню и посчитайте, сколько там хороших и сколько плохих людей! — сказал он им.Один вернулся

1.12. Сколько полов у человека?

1. 12. Сколько полов у человека?
Так сколько же полов у человека? Концепция пола меняется во времени. На значительном промежутке времени от античности до конца XVII века западная культурная модель была в сущности однополой. Единственным полноценным полом признавался мужской,

10.10. Выбор партнера: взаимность чувств самое главное

10.10. Выбор партнера: взаимность чувств самое главное
Попробуем теперь ответить на вечный вопрос: что главное в любимом человеке? В 2003 г. нами (Бутовская, Смирнов, 2003) были опубликованы результаты опроса молодых русских москвичей (от 18 до 28 лет) — какие признаки считаются

Краткая история чувств

Перейти к основному содержанию

Мы используем отслеживающие файлы cookie для анализа и отслеживания трафика веб-сайта, чтобы мы могли улучшить ваш опыт и адаптировать ваш контент.

Дополнительная информация

15 окт. 2020

Это горячо спорный вопрос, сколько у нас на самом деле чувств и как они называются? Мы погружаемся глубже в мир чувств.

Статья Клэр Фрэнсис

5, 9, 21, 53 … сколько у нас органов чувств?

Неудивительно, что в Сенсорном фонде часто говорят о наших чувствах. Подобно охотникам за крупной дичью, мы пытаемся выследить те хитрые чувства, которые ускользают из нашего поля зрения, как только мы пытаемся дать им определение. Мы не первые, кто столкнулся с этой проблемой, поэтому следует «Краткая история органов чувств», чтобы продемонстрировать, что вряд ли в ближайшее время будет достигнуто соглашение о том, сколько именно у нас есть чувств.

Аристотелю (384-322 до н.э.) приписывают первую нумерацию чувств в его работе De Anima. Даже если бы кто-то пронумеровал их до этого, несомненно, что Большая пятерка известна уже тысячи лет, известна всем нам и является тем, что большинство из нас имеет в виду, когда говорит о чувствах.

  • Зрение или зрение
  • Слух или слух
  • Обоняние или обоняние
  • Вкус или вкус
  • Осязание или осязание

Однако неврологи считают и соглашаются, что существует не менее девяти чувств. Широко приемлемое для неврологов определение чувства — это группа сенсорных клеток, которая реагирует на определенное физическое явление и соответствует определенной области мозга, где сигналы принимаются и интерпретируются. Некоторые вещи, которые мы, неспециалисты, можем назвать «чувствами», такие как, например, чувство направления, определяются неврологами как постсенсорная когнитивная деятельность и не учитываются в этом определении.0003

Поскольку существует некоторое совпадение между различными чувствами, различные методы неврологической классификации могут дать до 21 чувства. И в это число не входят некоторые физиологические переживания, такие, например, как чувство голода или жажды. Общепринятые чувства для нейробиологов в настоящее время включают:

  • Термоцепция — чувство тепла (существуют споры о том, что чувство холода может быть отдельным чувством)
  • Ноцицепция — восприятие боли
  • Равновесие — восприятие равновесия
  • Проприоцепция — восприятие телесного осознания (закройте глаза и коснитесь носа. Поняли с первого раза? Это проприоцепция в действии)

Не доволен вверх до 21? Эко-психолог Майкл Дж. Коэн считает, что количество органов чувств, находящихся в нашем распоряжении, равно 53. Его определение чувства выходит за рамки определения физиологического феномена/нервного датчика. Он разбивает чувства на четыре категории: 9.0003

  • Чувства излучения: чувство цвета, чувство настроения, связанное с цветом, чувство температуры.
  • Органы чувств: чувствительность к гравитации, давлению воздуха и ветра, движению.
  • Химические чувства: гормональные чувства, такие как феромоны, голод по еде, воде или воздуху.
  • Психические чувства: боль, внешняя и внутренняя, психическое или духовное расстройство, самоощущение, включая дружбу, товарищеские отношения и силу, психические способности.

Коэн считает, что все мы сенсорные существа и что наши человеческие чувства составляют большую часть того, кто мы есть. Наши чувства даны нам не для того, чтобы ими баловаться, быть игрушками или украшением, а механизмами, изначально разработанными для того, чтобы помогать нам выживать и процветать в мире природы. Поскольку жизнь в «развитом» мире сейчас настолько ограничена (американцы, например, тратят в среднем 95% своей жизни в помещении) наши чувства мало чем занимаются и, следовательно, становятся либо атрофированными, либо чрезмерно чувствительными, что, в свою очередь, приводит ко многим из распространенных сегодня недугов, таких как стресс, тревога и депрессия.

В следующий раз, когда вы отправитесь куда-нибудь в новое место или выберите новый маршрут. Сконцентрируйтесь на том, что вы испытываете, не только на запахах и звуках, но и на всех ощущениях: холоде, голоде, ожидании, нервозности… Продолжайте, забудьте о потворстве своим чувствам и больше думайте об их упражнении.

Более полный список 9, 21 или 33 чувств см. в Meditation 24-7

.

Считаете ли вы эту статью полезной? Если да, то почему бы не сделать небольшое пожертвование.

Подпишитесь, чтобы получать электронные новости от Sensory Trust.

Вы можете изменить то, что вы получаете, в любое время, и мы никогда не будем продавать ваши данные третьим лицам.

Твое имя
Ваша фамилия
Ваш электронный адрес

Сделать пожертвование

Ваше пожертвование поможет изменить жизнь некоторых из самых обездоленных людей в Великобритании.

Пожертвовать

Магазин

Покупайте книги и руководства Sensory Trust, а также инклюзивные мероприятия и ресурсы в нашем интернет-магазине.

Магазин

Смысл в Википедии | Медитация 24-7

Из Википедии, свободной энциклопедии
(перенаправлено из органов чувств)

Эта статья о чувствах живых организмов (зрении, вкусе и т. д.). Чтобы узнать о других значениях, см. Смысл (значения) .

Органы чувств — физиологические способы восприятия. Чувства и их действие, классификация и теория являются пересекающимися темами, изучаемыми в различных областях, в первую очередь в неврологии, когнитивной психологии (или когнитивной науке) и философии восприятия.

Определение «чувства»

Среди неврологов нет твердого согласия относительно того, сколько именно существует чувств, из-за различных определений смысл . В общем можно сказать, что «чувство» — это способность воспринимать внешние раздражители. Школьников обычно учат, что есть пять чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус; классификация, разработанная древними народами). Принято считать, что у человека есть по крайней мере семь различных органов чувств, и как минимум еще два наблюдаются у других организмов.

Широко приемлемым определением чувства было бы «система, состоящая из типа сенсорных клеток (или группы типов клеток), которые реагируют на определенный вид физической энергии и которые соответствуют определенной области (или группе областей). ) внутри мозга, где сигналы принимаются и интерпретируются». Споры возникают в отношении точной классификации различных типов клеток и их сопоставления с областями мозга.

Пять классических чувств

Зрение

Зрение или зрение описывает способность обнаруживать электромагнитные волны в пределах видимого диапазона (света) глазом и мозгом, чтобы интерпретировать изображение как «зрение». Существуют разногласия относительно того, составляет ли это одно, два или даже три различных чувства. Нейроанатомы обычно рассматривают его как два чувства, учитывая, что разные рецепторы отвечают за восприятие цвета (частота фотонов света) и яркости (амплитуда/интенсивность — количество фотонов света). Некоторые утверждают, что стереопсис, восприятие глубины, также представляет собой чувство, но обычно считается, что это действительно когнитивная (то есть постсенсорная) функция мозга по интерпретации сенсорного ввода для получения новой информации. Недавно некоторые ученые считали, что это «третье» чувство связано с измерением времени, хотя до сих пор не было зафиксировано никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту теорию. Неспособность видеть называется слепотой.

Слух

Слух или слух – это чувство восприятия звука, возникающее в результате того, что крошечные волосковые волокна во внутреннем ухе обнаруживают движение мембраны, которая вибрирует в ответ на изменения давления, создаваемого атмосферными частицами в (в лучшем случае) диапазоне от 9 до 22 000 Гц, однако это зависит от каждого человека. Звук также может быть обнаружен как вибрации, проводимые через тело при тактильном контакте. Только таким образом обнаруживаются более низкие и более высокие частоты, чем можно услышать. Неспособность слышать называется глухотой.

Вкус

Вкус или вкус — одно из двух основных «химических» чувств. Хорошо известно, что на языке есть по крайней мере четыре типа вкусовых «рецепторов» (рецепторов), и, следовательно, есть анатомы, которые утверждают, что они на самом деле составляют четыре или более различных чувств, учитывая, что каждый рецептор передает информацию слегка разные области головного мозга. Неспособность ощущать вкус называется агевзией.

Четыре хорошо известных рецептора обнаруживают сладкое, соленое, кислое и горькое, хотя рецепторы сладкого и горького окончательно не идентифицированы. Пятый рецептор для ощущения, называемого 9.0085 умами , была впервые теоретизирована в 1908 г., а ее существование подтверждено в 2000 г. (см. [1]). Рецептор умами обнаруживает глутамат аминокислоты, ароматизатор, обычно встречающийся в мясе и в искусственных ароматизаторах, таких как глутамат натрия.

Запах

Запах или обоняние – это другое «химическое» чувство. В отличие от вкуса, существуют сотни обонятельных рецепторов, каждый из которых связан с определенной молекулярной особенностью. Молекулы запаха обладают разнообразными свойствами и поэтому более или менее сильно возбуждают определенные рецепторы. Эта комбинация возбуждающих сигналов от различных рецепторов составляет то, что мы воспринимаем как запах молекулы. В головном мозге обоняние обрабатывается обонятельной системой. Нейроны обонятельных рецепторов в носу отличаются от большинства других нейронов тем, что они регулярно умирают и регенерируют. Отсутствие обоняния называется аносмией.

Если различные вкусовые ощущения не рассматривать как отдельные чувства, можно утверждать, что вкус и обоняние также следует сгруппировать вместе как одно чувство.

Осязание

Осязание или тактильность – это ощущение давления, обычно на кожу. Существует множество рецепторов давления, которые реагируют на изменения давления (твердое, чистящее, продолжительное и т. д.). Неспособность чувствовать что-либо или почти что-либо называется парестезией.

Термоцепция – ощущение тепла и отсутствия тепла (холода), в том числе кожей и включая внутренние кожные ходы. Существуют некоторые разногласия по поводу того, сколько чувств это на самом деле представляет — терморецепторы в коже сильно отличаются от гомеостатических терморецепторов, которые обеспечивают обратную связь о внутренней температуре тела.

Ноцицепция (физиологическая боль) представляет собой бессознательное восприятие близкого повреждения или повреждения ткани. Его можно классифицировать как от одного до трех чувств, в зависимости от метода классификации. Три типа болевых рецепторов: кожные (кожа), соматические (суставы и кости) и висцеральные (органы тела). Долгое время считалось, что боль — это просто перегрузка рецепторов давления, но исследования первой половины 20 века показали, что боль — это особое явление, которое переплетается со всеми другими чувствами, включая осязание. В настоящее время боль научно определяется как полностью субъективное переживание.

Эквилибриоцепция, вестибулярное чувство, представляет собой восприятие равновесия или ускорения и связано с полостями внутреннего уха, содержащими жидкость. Существуют некоторые разногласия относительно того, включает ли это также чувство «направления» или ориентации. Однако, как и в случае с восприятием глубины ранее, обычно считается, что «направление» — это постсенсорное когнитивное осознание.

Проприоцепция, кинестетическое чувство, представляет собой восприятие осознания тела и представляет собой чувство, о котором люди часто не подозревают, но на которое очень полагаются. Легче продемонстрировать, чем объяснить, проприоцепция — это «бессознательное» осознание того, где в любой момент времени расположены различные области тела. (Это можно продемонстрировать, если кто-нибудь закроет глаза и помашет рукой. При правильной проприоцептивной функции человек никогда не потеряет осознания того, где на самом деле находится рука, даже если она не определяется другими органами чувств.) . Его можно использовать во время реакции. Проприоцепция и осязание неявно связаны, и их нарушение приводит к неожиданным и глубоким нарушениям восприятия и действия (Robles-De-La-Torre 2006). Напротив, у осьминога проприоцепция отсутствует или ограничена из-за сложных форм, которые могут образовывать их щупальца.

Нечеловеческие чувства

Аналогично человеческим чувствам
Другие живые организмы имеют рецепторы для восприятия окружающего мира, включая многие из перечисленных выше органов чувств человека. Однако механизмы и возможности сильно различаются.

Обоняние
Среди нечеловеческих видов обоняние у собак гораздо более острое, чем у людей, хотя механизм аналогичен. Насекомые имеют обонятельные рецепторы на своих антеннах.

Зрение
У гадюк и некоторых удавов есть органы, позволяющие им обнаруживать инфракрасный свет, так что эти змеи могут ощущать тепло тела своей добычи. У обычной летучей мыши-вампира также может быть инфракрасный датчик на носу[1]. Однако инфракрасные чувства – это просто зрение в другом диапазоне световых частот. Выяснилось, что птицы и некоторые другие животные являются тетрахроматами и обладают способностью видеть в ультрафиолете вплоть до 300 нанометров. Пчелы также способны видеть в ультрафиолете.

Баланс
Гребневики имеют рецептор баланса (статоцист), который работает совершенно иначе, чем полукружные каналы млекопитающих.

Не аналогичны человеческим чувствам
Кроме того, у некоторых животных есть чувства, которых нет у людей, в том числе следующие: обнаружить электрические поля. Несколько видов рыб, акул и скатов развили способность ощущать изменения электрических полей в непосредственной близости от них. Некоторые рыбы пассивно ощущают изменение близлежащих электрических полей; некоторые генерируют собственные слабые электрические поля и ощущают структуру потенциалов поля на поверхности своего тела; а некоторые используют эти способности генерировать и воспринимать электрическое поле для социальной коммуникации. Механизмы, с помощью которых электроцептивные рыбы строят пространственное представление из очень небольших различий в потенциалах поля, включают сравнение латентности спайков от разных частей тела рыбы.

Единственным известным отрядом млекопитающих, демонстрирующим электроцепцию, является отряд однопроходных. Среди этих млекопитающих утконос (см. [2]) обладает наиболее острым чувством электроцепции.
Энтузиасты модификации тела экспериментировали с магнитными имплантатами, чтобы попытаться воспроизвести это чувство,[2] однако в целом люди (и, возможно, другие млекопитающие) могут обнаруживать электрические поля только косвенно, определяя их влияние на волосы. Например, электрически заряженный воздушный шар будет воздействовать на волосы человека на руках, что можно ощутить на ощупь и идентифицировать как исходящее от статического заряда (а не от ветра или чего-то подобного). Однако это не электроцепция, поскольку это постсенсорное когнитивное действие.

  • Эхолокация — это способность определять ориентацию по отношению к другим объектам посредством интерпретации отраженного звука (например, сонар). Летучие мыши и китообразные известны этой способностью, хотя некоторые другие животные также используют ее. Чаще всего он используется для навигации в условиях плохого освещения или для идентификации и отслеживания добычи. В настоящее время существует неопределенность, является ли это просто чрезвычайно развитой постсенсорной интерпретацией слуховых восприятий или же оно действительно представляет собой отдельное чувство. Решение проблемы потребует сканирования мозга животных, когда они фактически выполняют эхолокацию, что на практике оказалось сложной задачей. Слепые люди сообщают, что они могут ориентироваться, интерпретируя отраженные звуки (особенно собственные шаги) — явление, известное как эхолокация человека.
  • Магнитоцепция (или «магниторецепция») — это способность обнаруживать колебания магнитных полей, которая чаще всего наблюдается у птиц, хотя она также наблюдалась у насекомых, таких как пчелы. Хотя нет никаких сомнений в том, что это чувство существует у многих птиц (оно необходимо для навигационных способностей перелетных птиц), оно не является хорошо изученным явлением (см. [3]). Имеются экспериментальные и физические доказательства того, что это чувство существует в слабой форме у людей.

Магнитотактические бактерии строят внутри себя миниатюрные магниты и используют их для определения своей ориентации относительно магнитного поля Земли.

  • Для определения давления используется боковая линия, которая представляет собой систему волосков, чувствительных к давлению, обнаруженную у рыб и некоторых водных амфибий. Он используется в основном для навигации, охоты и обучения.
  • Обнаружение направления поляризованным светом используется пчелами для ориентации, особенно в пасмурные дни.

Чувства и интеллект
В результате исследования того, как креативность проявляется у разных людей, Говард Гарднер описал несколько видов интеллекта: визуальный, музыкальный, логический/математический, лингвистический, двигательный, натуралистический, кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллект. Большинство из них соответствуют определенным чувствам — фактически, все они могут, если включить высших чувств Рудольфа Штайнера языка, мышления и эго. Другие чувства (вкус, обоняние) также могут иметь свой особый интеллект (Гарднер сказал, что его поиски дополнительных видов интеллекта продолжаются). Таким образом, связь между интеллектом и сенсорным восприятием представляется тесной. Гай Мерчи предположил, что существует более 30 чувств, включая чувство времени и чувство страха.

See also

  • Attention
  • Auditory illusion, Optical illusion, Touch illusion
  • Communication
  • Empiricism
  • Intuition
  • Sensation
  • Multimodal integration
  • Sensitivity (human)
  • Sense of time
  • Sensory system
  • Сенсориум
  • Синестезия

[править]
Исследовательские центры

  • Медицинский институт Говарда Хьюза (HHMI) 9Имплантат дает художнику ощущение «магнетического зрения».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *