Шутят евреи: Евреи шутят — Aviv
Евреи шутят — Aviv
— Запомни, Сема, сынок… Чтобы быть хорошим человеком, ты должен быть всегда пунктуальным и осторожным!
— А что значит пунктуальным, папа?
— Это чтобы ты всегда выполнял то, что обещал!
— А осторожным?
— Чтобы никогда и никому не обещал!
* * *
Назвал сына Изяславом. Очень удобно. Когда надо — Изя. Когда надо — Слава.
* * *
– Ребе, что такое жизнь?
– Зачем ты хочешь испортить ответом такой прекрасный вопрос?!
* * *
– Хаим, твоя жена француженка?
– Да нет, какой-то хулиган научил.
* * *
— Ребе, мне нужен совет.
— Какой?
— Хочу пожертвовать миллион и ещё миллион оставить себе.
— Так жертвуйте. А в чем совет?
— Где взять два миллиона?
* * *
– Ребе, у меня дохнут куры. Что делать?
– Кидай им зерно в круг, предварительно его начертив.
Еврей начертил круг, стал кидать в него зерно, но куры все равно дохли. Тогда он опять пришел к ребе:
– Что делать?
– Нарисуй квадрат и бросай зерно в квадрат. Еврей нарисовал квадрат, стал бросать в него зерно, но куры все равно дохли.
– Что делать, ребе?
– Нарисуй треугольник и бросай зерно в треугольник.
Еврей нарисовал треугольник и стал бросать туда зерно. Куры сдохли все.
– Ребе, все куры сдохли.
– Жалко, у меня было еще столько идей…
* * *
Коммивояжер Зяма жалуется дешевой проститутке:
— После свидания с тобой я хожу во вшах!
— А ты за трешку думал в соболях ходить?
* * *
Моня. Таки с деньгами не так хорошо, как без них плохо.
* * *
— Мама, папа, я таки беременна!
— Ойц, какое счастье! Яша, ты слышал? Наша дочка наконец-то начала виговаривать звук «Р»!
* * *
— Яша, ты шо подаришь на свадьбу брату?
— Конверт.
— А деньги туда положишь?
— По-твоему, сам конверт ничего не стоит?!
* * *
Сара звонит мужу:
— Абраша, после работы ты не мог бы завезти меня на почту?
— Конечно. А куда тебя отправить?
* * *
— Как по-вашему, Рабиновичу можно доверить тайну?
— Вполне. Четыре года назад ему повысили зарплату, а его жена и до сих пор не знает об этом.
О сайте
Похожие статьи
«Не все евреи умные» Главный раввин Москвы об антисемитизме, еврейском заговоре и хороших шутках: Политика: Мир: Lenta.
ru
Бытует мнение, что все плохое, начиная с мировых кризисов и заканчивая отсутствием воды в кране, происходит по вине евреев, — якобы именно они стоят за кулисами всех важных решений и дергают за веревочки мирового еврейского заговора. Люди с еврейскими корнями и вправду давно расселились по всему миру, и многие преуспели, однако разговоры о глобальном заговоре и мировом правительстве они считают не самой удачной выдумкой антисемитов. «Лента.ру» поговорила с президентом Совета раввинов Европы, главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом и узнала, как шутить про евреев, чтобы весело и не обидно, кого они боятся и чем, кроме заговора, можно объяснить их доминирование в списках богатейших людей мира.
«Лента.ру»: Антисемитизмом, среди прочего, считают лживые измышления о евреях. Но как быть с шутками и анекдотами? Про еврейский заговор, например, можно шутить?
Гольдшмидт: Конечно, можно! Вопрос лишь в том, кто стоит за этой шуткой. Понимаете, в каждой шутке есть что-то умеренное и что-то неумеренное. К тому же в каждом обществе есть правила и стереотипы: если чернокожий комедиант шутит над чернокожими — это воспринимается нормально, но если белый начинает издеваться над чернокожими — это будет воспринято как расизм. Здесь есть очень четкие правила, как можно себя вести, в чем надо быть очень осторожным.
А еще говорят, что критика действий Израиля может быть воспринята как антисемитизм. Как в таком случае отделить обоснованную критику от антисемитизма?
Очень просто. Каждый человек, который критикует Израиль или его политику, должен себе задать вопрос: если бы это была Франция, Великобритания, Сомали или Египет — стал бы я так же критиковать их действия? Если ответ «нет, но я это сделаю, поскольку речь об Израиле» — то это и есть антисемитизм.
Например, последний конфликт с Газой — более 600 ракет выпустили по Израилю. Ну, и критикуют Израиль из-за того, что он защищает себя и ответил воздушным ударом. Но так сделает любая нормальная страна, включая Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты. На тебя с ракетами нападают — нужно что, просто сидеть? Как бы себя вела нормальная страна? Россия как бы себя вела, если бы ее закидали 600 ракетами? Каким был бы ответ такой стране? Думаю, что намного хуже, чем ответ Израиля.
Пинхас Гольдшмидт на Конференции европейских раввинов в Антверпене, май 2019 года
Фото: пресс-служба Совета раввинов Европы
Кстати, о заговоре, но уже без шуток. Человек ультраправых взглядов, защищая эту теорию, всегда опирается на статистику: среди миллиардеров и самых влиятельных людей чуть ли не треть — евреи. Даже в десятке самых богатых людей мира по версии Forbes их пять. Как это можно объяснить?
Всегда сложно объяснить, почему, например, 22 процента получателей Нобелевской премии еврейского происхождения… Я думаю, что это тема для обсуждения. Один раз меня пригласили в Нью-Йорк. Там сидели три нобелевских лауреата-еврея в разных научных областях и обсуждали, почему это именно так.
Есть социологический ответ: евреи из-за антисемитизма должны были работать в два раза или три раза больше для того, чтобы получить то же самое, что другие. И поскольку они были вынуждены трудиться больше остальных, когда сняли барьер антисемитизма — результат оказался таким.
Я дам вам раввинский ответ: есть важный момент, связанный с еврейством. Например, у нас закон: человек должен в каждую свободную минуту что-то учить. Хотя сегодня большая часть еврейского народа — светские люди, это все равно в нашем национальном геноме — не тратить время попусту, с пользой проводить каждую минуту. Есть люди, у которых дедушки, бабушки, прадедушки уже забыли, что такое Талмуд, но вот то, что надо всегда, каждый день что-то учить — это осталось в наших традициях.
Но есть сферы, где еврейский народ очень слаб: атлеты, футбол или сельское хозяйство. Найти еврея в сельском хозяйстве… Проще найти его на Луне!
Еще один козырь антисемита: евреи всегда отстаивают еврейские интересы и интересы Израиля. К примеру, американский политик-еврей пытается что-то сделать для Израиля — это же хорошо для Израиля?
Если он что-то делает для Израиля? Конечно, хорошо!
А насколько это хорошо для США, и допустимо ли в таком случае этому политику быть в политике? Ведь он должен работать на благо своей страны.
Есть сейчас круги, которые обвиняют евреев в том, что у них двойная лояльность. Такое обвинение — это старый антисемитский стереотип. Во времена коммунизма тоже обвиняли евреев в том, что они являются интернационалистами, что у них нет корней, что они нелояльны к своей стране.
Хочу в этом отношении рассказать очень известный… даже не анекдот, а реальную историю. Во время войны Судного дня в 1973 году Израиль находился в очень сложном положении. Тогда премьер-министром Израиля была Голда Меир, а госсекретарем США — Генри Киссинджер. Голда Меир тогда сказала: «Слушай, Киссинджер, ты еврей — давай, помоги своему народу». И Киссинджер ответил: «В первую очередь я американец, во вторую очередь — республиканец, и в третью очередь я еврей». На что она ответила: «Мы читаем на иврите справа налево, все в порядке».
Сейчас большое внимание уделяется угрозе для евреев, исходящей от людей ультраправых взглядов. А в чем конкретно угроза? Где грань, за которой национализм становится антисемитизмом?
Это очень хороший вопрос, который также можно задать, например, в отношении ислама. Где кончается умеренный ислам и начинается радикальный? Такая же разница между национализмом и фашизмом.
Главный вопрос — готовы ли партии или политические движения верить в ценности, на которых построен наш современный мир? Одна из них: у тебя есть право сказать свое мнение, даже если я с ним категорически не согласен. Другая: помимо большинства, комфортно должно существовать и меньшинство. И есть ли у государства только одна религия, или меньшинство тоже имеет право на свою свободу вероисповедания — и так далее.
Демократия — это когда все идет согласно мнению большинства. Но при этом меньшинство, в том числе религиозное, имеет право жить спокойно. Вот что важно! И если кто-то хочет уничтожить эти гарантии нашего современного мира и вернуться ко временам [итальянского диктатора Бенито] Муссолини или возродить средневековые устои — это огромная опасность для человечества.
То есть угроза от людей ультраправых взглядов для еврейского сообщества именно в том, что они хотят его исключить из общества?
Да.
Однако в последнее время прослеживается тренд на сотрудничество. Взять ту же Германию, где в националистической партии «Альтернатива для Германии» (АдГ) создали еврейскую группу. Или Австрия…
Не было в АдГ еврейской фракции. Были два-три еврея, которые сказали, что они будут голосовать за АдГ. Например, два-три еврея поехали в Иран, чтобы участвовать в выставке карикатур про Холокост. Это никакая не партия, это три сумасшедших еврея — крайние, которых использовали для политических целей. Вот и здесь так же. Не скажу, что все евреи умные. Есть и глупые евреи. Когда Всевышний создавал еврейский народ, не все стояли в очереди, чтобы получить ум.
Бывший канцлер Австрии Себастьян Курц в музее истории Холокоста
Фото: Ammar Awad / Reuters
Вам не кажется, что это новый тренд на сотрудничество ультраправых и христиан с еврейским сообществом против мусульман — и особенно мигрантов? Поскольку беженцы для Европы стали большой проблемой, и были случаи, когда на немецких улицах на евреев нападали именно мигранты-мусульмане.
Я вижу, все эти законы против евреев, против брит-милы и шхиты (обряда обрезания и кошерного забоя животных — прим. «Ленты.ру») — обычно это все исходит от ультраправых сил. Им явно не нужны никакие меньшинства у себя дома, и потому им устраивают проблемы на каждом шагу. И хотя, например, Австрийская партия свободы говорит, что любит Израиль, но второй номер этой партии недавно объявил: все, кто хочет купить кошерные продукты, должны регистрироваться.
Вот вы сказали про Германию… Хочу напомнить, что там особенно много нападений из-за ультраправых, а не из-за мусульман. В США последние два больших нападения на синагоги — [преступники] тоже из ультраправых.
Сейчас евреи сотрудничают с мусульманами в том числе из-за запрета на забой скота, потому что раз касается одних, то может коснуться и других. А готово ли еврейское сообщество отринуть антисемитизм мусульман, чтобы достичь цели? Известно же, что некоторые имамы открыто призывают сжигать евреев.
Естественно, внутри исламского общества тоже есть проблемы. Много беженцев, которые приехали жить в Европу, прибыли с антисемитским настроем. Есть огромное поле для работы, и нам нужно строить мосты. Конференция Совета раввинов Европы в последние годы именно этим и занимается.
В Бельгии 40 тысяч евреев и 900 тысяч мусульман, из них 60 процентов — марокканского происхождения. Вот марокканские мусульмане Бельгии недавно устроили вечер, на котором присутствовало более 100 имамов. Нас пригласили, мы там выступили, они нас официально благословили. Это показатель того, что наше сотрудничество и диалог возможны, даже если какой-то имам когда-то высказался о сжигании сионистов.
Я считаю, что в этом вопросе наша задача — диалог. Вспомните наш диалог с католической церковью. Только недавно — 52 года тому назад — там тоже считали, что все евреи грешники, и что их надо если не уничтожать, то хотя бы осложнить им жизнь. Это была официальная антисемитская позиция католической церкви — религиозная. Они поменяли свою позицию.
У нас есть проблемы с представителями арабского мира. Да, но при этом давайте посидим вместе, поработаем. Это наша задача, и мы ее выполним. С конференцией Совета раввинов Европы мы создали Совет мусульманско-еврейских лидеров (Muslim Jewish Leadership Council) и уже видим большие достижения.
Материалы по теме:
Понятно. Получается, есть проблемы со стороны ультраправых, есть со стороны мигрантов. А вот если представить, где еврею страшнее оказаться — в берлинском районе с мигрантами или в берлинском районе с ультраправыми?
Я считаю, что вы задали вопрос неправильно. Да, возможно, что какие-то прямые угрозы физические от исламских эмигрантов на сегодняшний день больше, чем от ультраправых. Но при этом ультраправые могут прийти во власть, а мигранты не могут прийти во власть. Вспомните, что произошло в Европе, когда 75 лет тому назад ультраправые пришли во власть.
То есть потенциально большая физическая опасность исходит именно от радикальных мигрантов?
Возможно, в том, что касается нападений сегодня, — да. Но при этом мигранты не набирают по 20-30 процентов на выборах.
Согласно проведенному осенью 2018 года опросу CNN, в семи странах Европы всего 10 процентов людей испытывают неприязнь к евреям, но до 40 процентов считают, что влияние евреев слишком велико. Похожие данные по России приводил и «Левада-центр»: примерно 40 процентов полагают, что нужно ограничивать число евреев на руководящих постах…
Скажите, сколько евреев на руководящих постах в России? Ну, сколько сегодня осталось? В российской политике очень мало евреев.
Но предубеждения в их отношении все равно существуют.
Что очень интересно! В странах, где меньше евреев на таких постах, больше подобных предубеждений. И наоборот: в странах, где больше евреев, там меньше предубеждений. Это все мифы.
Насколько такие верования идут на пользу антисемитизму и как их вывести из сознания людей?
Самое удивительное, что в странах, где евреев не осталось, мифов о них всегда больше. Вопрос всегда в том, кто использует эти мифы, кто их распространяет. Всегда есть заинтересованное лицо. Чтобы бороться с мифами, нужно определить, что является антисемитизмом, и тогда это вывести, запретить.
Фото: Глеб Гаранич / Reuters
Вы занимаетесь множеством проблем как в России, так и в Европе. Какое сейчас направление деятельности самое острое и самое перспективное?
Проблема, которую мы сегодня чувствуем очень остро, — то, что мы живем через 74 года поле окончания Великой Отечественной войны и после Холокоста. Последние жертвы и последние выжившие из гетто и концлагерей уходят, свидетелей уже почти нет, все это становится частью истории. Европейцы забыли, что значит жить под фашизмом, забыли, что значит жить в несвободной стране.
Они забыли, что до Первой мировой, в Средние века все большие державы воевали друг против друга, Европа постоянно была в состоянии войны. Создание Евросоюза после Второй мировой создало новую Европу: отодвинуло вечные конфликты интересов больших держав, сохранило равновесие и дало возможность развиваться эти последние 70 лет. И вот эти положительные изменения сегодня под вопросом, поскольку есть политические силы, которые говорят: «Вернемся к 1913 году!». Люди забывают прошлое, они не думают о будущем.
Материалы по теме:
Существует еще одно интересное явление. Если смотреть статистику, то каждый год в мире от насилия, убийств, войн, нападений и так далее погибает гораздо меньше людей, чем 50 или 100 лет назад. Намного меньше. Раньше 40 процентов детей умирали до достижения пятилетнего возраста. Сегодня цифры совершенно другие, но переживают люди намного больше сегодня, чем 50 или 100 лет назад. Почему? Потому что сегодня у нас больше информации. Если раньше мы читали в какой-нибудь газете, что на Шри-Ланке теракт, погибли 10-15 человек, мы не знали, как звали убитых, у нас не было фотографий, биографий погибших. Сегодня, когда происходит теракт, мы знаем, как убийца убивал, где стрелял, как выглядел труп. У нас намного больше информации, поэтому и тревоги у людей намного больше, чем раньше, хотя по факту происшествий намного меньше.
Я думаю, что одна из главных современных проблем заключается в том, что люди не привыкли работать и жить в новых условиях, когда есть совершенно новые виды коммуникации между людьми: социальные сети, новые СМИ. Поэтому все политические турбуленции, которые мы сегодня чувствуем и видим в мире, — отчасти результат именно этого.
Еврейский юмор – Еврейская община озера Чапала
Скотт Ароновиц
[email protected]
Посмотрите на еврейскую историю. Невыносимый плач был бы невыносим. Таким образом, на каждые десять евреев, бьющих себя в грудь, Бог назначил одного сумасшедшего и забавляющего тех, кто бьет себя в грудь. К пяти годам я знал, что я тот самый. – Мел Брукс, урожденный Мелвин Камински
Айзек Азимов широко, хотя и неточно, считается самым плодовитым писателем, известным современным изданиям. В дополнение к его томам за томами научной фантастики (некоторые из которых даже являются хорошими, хорошо написанными рассказами), его знаменитому вкладу в более широкое знание естественных наук, предназначенному для неспециалистов, его географическим и хронологическим приложенным обзорам как Старого, так и Новые заветы и его часто вызывающие недоумение записи во всех оставшихся дектилях десятичной системы Дьюи, кроме одного, он написал четыре книги в 2019 г. Американский юмор 0018-го -го века с несколькими его собственными шутками, шутками и лимериками. Почему?
Некоторые ответили бы, что если бы покойный доктор Азимов интересовался этим вопросом, он в конечном итоге занялся бы исследованием и написал книгу об этом. Вовсе не ошибочный аргумент, учитывая его библиографию, но я бы сказал, что объяснение более врожденное.
Он был писателем. Он был евреем. И есть законы. Древние законы.
Немногие люди, живущие сегодня, за исключением мужчин (и только мужчин) общинного замкнутого ортодоксального еврейства Израиля, могут честно утверждать, что знают наверняка все предполагаемые 613 заповедей Талмуда. Некоторых из нас даже заставили поверить, что их всего 10, и что все они появляются в Исход 20:2-18.
Мой последний школьный учитель иврита был определенно более образован, чем большинство, и время от времени его желание поделиться некоторыми из наиболее неясных концепций педагогики еврейской истории совпадало с моей спорадической способностью бодрствовать и уделять внимание в течение двух дополнительных часов. во вторник после шести часов столь поучительной государственной школы, как того требует закон. (И да, я заслуживаю особой похвалы за это, поскольку я страдал от синдрома дефицита внимания задолго до того, как у него появилось название, и было много дней, немало из них вторников, когда не что иное, как божественное вмешательство не давало мне уснуть. за пределами классной комнаты.)
И хотите верьте, хотите нет, я начал всю эту обличительную речь об Азимове/юморе, намереваясь доказать свою точку зрения. Я почти уверен, что где-то в Талмуде есть заповедь, гласящая, что если кто-то по профессии писец и является евреем, то в какой-то момент своей карьеры он должен опубликовать том, публично представить набросок или набор, написать сценарий или разработать телесериал, демонстрирующий неотъемлемую часть иудаизма — юмор.
(Что это? Вы говорите, что в Талмуде никогда не упоминаются сценарии или телесериалы? Я соглашусь с этим, если и только если вы представите в письменной форме все 613 заповедей Талмуда, точно переведенные на современный английский язык и в которых явно отсутствуют какие-либо упоминание 20 9Технология 0018-го -го века. Нет? Тогда потише и дайте мне закончить.)
****************
Хорошо, я признаю, что я возможно позволил себе некоторую вольность в моей интерпретации доктрины Талмуда. И мотивы Айзека Азимова для публикации книг о юморе. И эта милая маленькая рыжеволосая инженю в колледже. (Просто не обращайте внимания на последнее.) Однако вы можете быть удивлены, узнав, что это НЕ первая статья, когда-либо написанная на тему еврейского юмора. И давайте смотреть правде в глаза: в английском языке не так много уникальных способов сказать: «Евреи забавные».
И поскольку, несмотря на второстепенный урок фальшивой истории, вы все еще читаете, мы можем договориться двигаться дальше, прежде чем вы решите, что вам нужно посмотреть, как сохнет важная краска.
Отдавая дань формату лекций, можно сказать, что евреи, как народ, переживали не самые легкие времена. Задолго до того, как у нас появилась собственная страна, нас выгнали из домов, с земли и даже с целых континентов . До нашего господства в сфере развлечений и средств массовой информации мы часто обнаруживали, что не можем заставить даже неевреев слушать нас, потому что мы были «другими». Просто никакая широко разбросанная группа людей, разделяющих общее наследие, не смогла бы выжить со времен Авраама без силы духа, сопротивления, готовности съесть почти что угодно когда нужно и, да, неукротимое чувство юмора.
Увы, наша чаша переполнена. На самом деле так далеко, что мы вышли далеко за пределы того, что исторически известно как «еврейский юмор», и оставили свой коллективный след на смешных костях всего человечества. Поклонник классических фарсов братьев Маркс? Все четверо, и даже сбежавший из страны Гуммо, всю свою жизнь были набожными евреями. И тем не менее, ни одна религиозная отсылка не попала ни в один из их фильмов.
Вуди Аллен может служить примером неряшливого, невротического еврея лучше, чем кто-либо другой, но четыре десятилетия спустя население в целом помнит Энни Холл не за горстку полных ненависти к себе реплик Элви Сингера, а за грандиозную погоню за лобстерами и чих, от которого испарился кокаин на три тысячи долларов.
Никогда не пропускал ни одной серии «Сайнфелда»? Джерри и соавтор Ларри Дэвид происходят из Племен. То же самое с Майклом Ричардсом (Крамер) и Джейсоном Александром (Джордж). И даже Фрэнк «Серенити сейчас!» Костанцу и его несравненно пронзительную жену Эстель, итальянку, какой могла быть их вымышленная фамилия, могли сыграть только легенды еврейской комедии Джерри Стиллер и Эстель Харрис (урожденная Нуссбаум).
Это не значит, что строго «еврейский» юмор не оказал влияния. Все, кто знаком с подлинной курортной культурой Катскиллских гор — а, увы, есть еще немало людей, получивших полное образование «борщевого пояса» на «Грязных танцах », — понимают, что никто не может извлечь выгоду из уникальных еврейских причуд и стереотипов, подобных те комики, которые все сумели звучать как всеобщий двоюродный дядя Сеймур после третьего стакана Хирама Уокера.
Как я уже говорил, это не первая статья на тему еврейского юмора. И вряд ли он будет последним (хотя я сохраняю за собой права, так что, вероятно, просто переработаю его на неопределенный срок). Потому что до тех пор, пока евреев преследуют, или хотя бы чувствуют, что преследуют, или пока вообще не на что жаловаться…. пока у антисемитов и антисионистов есть форум для их слепой ненависти (и разве век Интернета не дар, который продолжает дарить?)…. пока какой-нибудь сводничий политик будет напоминать своим избирателям, что «некоторые из моих лучших друзей — евреи!»… пока «что mamser через улицу просто должен был сказать ЕЩЕ ОДНУ ВЕЩЬ, и ему конец!»…. мы будем продолжать полагаться на юмор, чтобы выразить наше возмущение, боль, негодование и, да, даже случайную радость так, как это может сделать только юмор.
**************
А теперь, ваша награда за то, что вы дочитали до этого места или иным образом были достаточно сообразительны, чтобы перейти к этому пункту, вот выборка вечных цитат из этого бесконечного множества еврейских комиков, писателей, философов и т. д., все из которых выполняли свой талмудический долг, внося свой вклад в анналы юмора, в этих случаях все на английском языке, а некоторые (только некоторые) даже не упоминая к иудаизму или его приверженцам. ..
Во-первых, кажется справедливым включить один из личных фаворитов доктора Азимова, из его собственной Сокровищницы юмора Айзека Азимова: «Человек сидит в кинотеатре и смотрит комедию-мистика. В ряду прямо перед ним сидит еще один человек, а рядом с ним собака. Каждый раз, когда появляется визуальная шутка или словесная шутка, собака воет от смеха. Всякий раз, когда злодей появляется в кадре, собака начинает тихо, но презрительно рычать. Пока идут финальные титры, мужчина хлопает владельца собаки по плечу и говорит: «Сэр, простите меня, но я никогда в жизни не видел ничего подобного реакции вашей собаки на этот фильм!» Это было невероятно!» На что владелец собаки вздыхает и безропотно говорит: «Да, поймите. Он НЕНАВИДИЛ книгу».
«Я думаю, что мужчины с проколотым ухом лучше подготовлены к браку. Они испытали боль и купили украшения». – Рита Руднер
«Когда моя дочь навещает своего парня, она как Федерал Экспресс. Она обязательно должна быть там на ночь! – Родни Дэнджерфилд
«Помимо собаки, лучший друг человека – книга. Внутри собаки слишком темно, чтобы читать». – Граучо Маркс
«Однажды я спросила своего мужа: «Почему ты не зовешь меня по имени, когда мы занимаемся любовью?» Он ответил: «Потому что я не хочу тебя будить».0015 – Джоан Риверс
«Восемьдесят процентов женатых мужчин изменяют в Америке. Остальные жульничают в Европе». – Джеки Мейсон
«Что сказал официант столу еврейских женщин? «Добрый день, дамы. Здесь что-нибудь в порядке?» – неопознанный стендап-комик из Кэтскилла
И мой личный фаворит, который, как я слышал, приписывается как минимум шести разным комикам, но я почти уверен, что он возник либо в Кэтскилле, либо в Комедийный клуб Нью-Йорка: «Янв. 20, 21__: Скоро будет инаугурация первого еврея, избранного президентом Соединенных Штатов, и пока десятки тысяч людей собираются перед зданием Капитолия в связи с историческим событием, мать этого человека находится в своем законном праве место, удобное кресло в первом ряду импровизированных трибун над сценой. Рядом с ней сидит недавно назначенный на пост государственного секретаря, приветливый мужчина лет пятидесяти. Она наклоняется к нему и шепчет: «Видите того мужчину, стоящего рядом с главным судьей?» Он тихонько хихикает и отвечает: «Да, конечно». «Ну, — говорит она ему, сияя, — его брат — кардиолог.
Смешно ли это для евреев?
Прослушайте эту статью
Чтобы услышать больше аудиоматериалов из таких изданий, как The New York Times, загрузите Audm для iPhone или Android .
В кульминационной сцене мюзикла «Кэролайн, или Перемена» 8-летний еврейский мальчик Ной и его афроамериканская служанка Кэролайн, живущая на юге Джима Кроу, вступают в ожесточенную драку и заканчивают до обмена уродливыми оскорблениями. Ной говорит, что надеется, что бомба убьет всех чернокожих, и Кэролайн отвечает, что все евреи отправятся в ад.
Это всегда напряженный момент, но было что-то особенно тревожное в тот вечер, когда я увидел недавнее возрождение Бродвея. Хотя после гневного выплеска Ноя воцарилась тишина, за комментарием Кэролайн последовало то, чего я не ожидал: смех. Нервное хихиканье в неудобные моменты может быть механизмом преодоления. И это не было реакцией публики каждую ночь. Но в радиоинтервью Шэрон Д. Кларк, сыгравшая главную героиню, сказала, что на большинстве шоу был смех. Она была обеспокоена этим, но не могла объяснить.
Меня это раздражало, потому что я думал, что смогу. В головы театралов, конечно, не залезешь, но как еврей я узнал этот смех. Кто купит билет на бродвейское шоу и посмеется над вечным проклятием еврейского народа, кроме евреев?
Существует давняя и богатая еврейская традиция бороться с антисемитизмом, высмеивая его. Это породило огромное количество отличных комедий, от Мела Брукса, превращающего нацистов в шутов музыкального театра в «Продюсерах», до Саши Барона Коэна в образе Бората, ведущего обитателей южного бара с пением «Бросьте еврея вниз по течению». хорошо.» За этими шутками скрывается чувственность, вокруг которой я вырос и которую давно усвоил.
Изображение
Адам Макке в роли Ноя и Шэрон Д. Кларк в роли Кэролайн в недавней бродвейской постановке «Кэролайн или перемена». Кредит… Сара Крулвич/Нью-Йорк Таймс доводит ее до нелепостей, лишает ненависть власти. Меня убедила эта идея, и, как и у многих светских людей, еврейское чувство юмора является более неотъемлемой частью моей личности, чем какие-либо религиозные обряды. Это также повод для гордости. Стойкая комическая чувствительность, которая находит радость в темных местах, является одним из величайших еврейских наследий, как и способность смеяться над собой.
Зависшие от вопроса, хороши ли последние новости для евреев, всегда казались не только безнадежно неэффективными, но и утомительными. Критики из Антидиффамационной лиги, бдительные к ущербу, наносимому каждым еврейским стереотипом, никогда не покончат с древними предрассудками, но они могут испортить хорошее времяпрепровождение. И все же, как критик, работающий с хаотичной и постоянно меняющейся культурой в онлайн-мире, который кажется более возмущенным и терпимым к языку ненависти, мне все больше не нравится такого рода снисходительность. Это слишком бойко. И это заставило меня пристальнее взглянуть на тревожный рост антисемитизма сегодня, еврейскую культуру и самобытность, а также на последствия того, что мы находим забавным.
ЗА ПОСЛЕДНИЙ год некоторые евреи все больше возражали против двойных стандартов в разговоре о культуре. Возьмем, к примеру, все более политизированный вопрос о кастинге, вызвавший серьезные споры. Мы никогда не были более чувствительны к вопросам обеления, присвоения и представления. Подумайте о Скарлетт Йоханссон, которую наняли на азиатскую роль. Но когда неевреев изображают как Голду Меир, миссис Мейзел или Рут Бейдер Гинзбург, ответной реакции мало. Великолепная инди-комедия «Малышка Шива» затрагивает явно еврейские темы, но тот факт, что главную роль играет стоящая католичка Рэйчел Сеннотт, почти не вызывает удивления.
В своем подкасте Сара Сильверман страстно рассказала о том, как еврейские персонажи регулярно играют актеры-неевреи, особенно сетуя на отсутствие содержательных ролей для женщин. «Образец в фильме просто бесспорен, — сказала она, — и образец таков: если персонаж еврейской женщины смел или заслуживает любви, ее никогда не играет еврей».
Нееврейские исполнители, играющие еврейских персонажей, включают Фелисити Джонс в «По признаку пола», Рэйчел Сеннотт в «Малышке Шива» и Рэйчел Броснахан в «Удивительной миссис Мейзел». Утопия; Николь Ривелли/Amazon Prime Video
Она произнесла этот резкий монолог с амбивалентностью, которая также нашла отклик у меня. Актерское мастерство требует чуткого скачка воображения. Как и Сильверман, я знаю, что великие исполнители любой религии могут и блестяще играли евреев, и что легче сойти за еврея, чем, скажем, за афроамериканца. Но разве опыт еврея не имеет значения для роли Тевье в «Скрипаче на крыше» (как это сделал Альфред Молина, воспитанный католиком, на Бродвее) или для воплощения Джоан Риверс в биографическом фильме? (До того, как проект развалился, ее должна была сыграть нееврейка Кэтрин Хан.) Я думаю, это важно. Когда нееврей играет еврея, результаты часто оказываются более заметными, манеры ярко выраженными, что часто может означать разницу между тем, кто играет еврея, и тем, кто живет с еврейским персонажем.
В своей книге «Евреи не в счет» британский комик Дэвид Баддил утверждает, что кастинг — одна из многих проблем современного дискурса, иллюстрирующих, что антисемитизм гораздо более приемлем, чем другие формы фанатизма. Достаточно указать на карьеру Мела Гибсона, чтобы найти доказательства. Отчасти причина, объясняет Баддиэль, заключается в том, что в то время, когда мы особенно чувствительны к неравенству сил, антисемитизм отличает то, что фанатики представляют еврейский народ как с низким статусом (крысы, продажные), так и с высоким статусом (управляющие банками, отчасти глобального заговора).
Евреи явно добились огромного успеха в Голливуде, на Бродвее и в комедиях, среди других творческих занятий, но это не стирает специфическую дискриминационную тень, нависшую над их возвышением. Сильверман указывает на количество известных евреев, сменивших свои имена. «Если бы Вайнона Райдер осталась Вайноной Горовиц, снялась бы она в «Эпохе невинности»?» — спросил Сильверман. — Она бы не стала.
За дискуссиями о неевреях в еврейских ролях стоит долгая история голливудского беспокойства по поводу того, что работа будет «слишком еврейской», слова, которые преследовали еврейских художников на протяжении поколений. Впервые Джерри Сайнфелд появился в ситкоме «Бенсон» в 19 лет.В 80 году он сыграл курьера, пытающегося продать губернатору анекдот для использования в речи. Когда один из них провалился («Вы слышали о раввине, который купил себе ранчо? Назвал это бар-мицвой»), он спросил: «Слишком по-еврейски?» Девять лет спустя исполнительный еврей NBC отклонил пилотную серию «Сайнфелда» как «слишком нью-йоркскую, слишком еврейскую», и, пока ее подбирали, сеть заказала только четыре эпизода.
В самой запоминающейся шутке своей прорывной бродвейской комедии 1986 года «Мир глазами меня» комик Джеки Мейсон сказал: «Вы знаете, что произойдет после этого шоу: неевреи скажут: «Это хит». А евреи скажут: «Слишком по-еврейски»», — бодро произносит Мейсон, но в нем есть неприятный подтекст, намек на ненависть к себе.
Акцент Джеки Мейсона отражал дерзкий отказ от ассимиляции. Кредит … Марио Руис / Getty Images
Мейсон всегда был для меня чем-то вроде виноватого удовольствия. По сравнению с моими любимыми комиксами, он казался невероятно старомодным, не только из-за ритмов борщевого пояса, но и из-за фрагментов, сосредоточенных на том, насколько неевреи принципиально чужды евреям. Но, слушая его совсем недавно, я обнаружил неповиновение, которое было по-своему радикальным, даже контркультурным. Сам его акцент, который, если что-то и усиливалось, когда он становился старше, представлял собой дерзкий отказ от ассимиляции. Еврейские артисты, добившиеся массового успеха, звучали не так, как он.
И когда он умер в прошлом году, а средства массовой информации уделили его наследию скромное внимание, я задумался о полосе препятствий на пути еврейского успеха в стране, где мы являемся ничтожным меньшинством. Но я также думал о той роли, которую играют евреи в измерении степени приемлемого еврейства, о чем Мейсон говорил в своем шоу.
КОГДА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В КУЛЬТУРЕ обсуждается сегодня , часто подчеркивается, насколько ценным может быть, когда дети из групп меньшинств видят или слышат кого-то, похожего на них, и как это может расширить их кругозор. Я никогда не чувствовал, что это было проблемой для меня, потому что, казалось, в искусстве было много евреев. Конечно, некоторые изменили свои имена или преуменьшили свою предысторию, но мы могли сказать. Я никогда не подвергал сомнению мысль о том, что евреи были широко представлены в массовой культуре, пока не прочитал книгу Джереми Добера «Еврейская комедия: серьезная история» и не узнал, что ни один главный герой в прайм-тайм на телевидении с 19-го века явно не идентифицировал себя как еврей.54 по 1972 год и снова с 1978 по 1987 год.
Это стало неожиданностью и заставило меня пересмотреть свой детский рацион поп-культуры 1980-х годов. Тогда это в основном состояло из предложений трех телевизионных сетей, а также изредка фильмов с рейтингом PG. Это была эпоха «Шоу Косби» и «Семейных уз», и я не мог вспомнить ни одного еврейского персонажа в сериале, который смотрел, пока не стал подростком. Но главный сдвиг в представлении евреев произошел в 1989 году. Именно тогда состоялась премьера «Сайнфелда», «Всего, кроме любви» с Ричардом Льюисом и «Куриного супа» с Мэйсоном. (Это также год «Когда Гарри встретил Салли».) Что поразительно в этом притоке еврейских персонажей, так это то, что был разрешен только один тип: мужской стендап с нееврейским любовным интересом.
«Сайнфелд» (слева) и «Когда Гарри встретил Салли» олицетворяли собой пары 80-х еврейских забавных парней и нееврейских женщин. Кредит… Монти Бринтон/NBC, через Getty Images; Columbia Pictures
Чтобы не быть слишком евреем в популярной культуре моей юности, нужно было быть забавным человеком, интересующимся кем-то из другого происхождения. Для забавной еврейки нужно было дождаться «Няни».
Какое значение имело то, что мальчиком я не видел еврейских пар по телевизору? Я не уверен — делайте выводы о том, что я вышла замуж за нееврея.
Но одна вещь, которую я, безусловно, развила, будучи молодым еврейским стервятником, — это инструменты, позволяющие получать удовольствие от работы антисемитов. Самые формирующие артисты, которых я любил в детстве, от Роальда Даля до Ice Cube и H.P. Лавкрафта, есть послужной список ненавистных комментариев в адрес евреев. Я знал это еще тогда.
Когда я стал старше и изучение Шекспира привело к пожизненной любви к театру, я никогда не думал, как многие думают, что величие и человечность характеристик драматурга превосходят его портрет Шейлока в антисемитском классике «Венецианский купец». ” Но я также обнаружил, что отбрасывать эту невероятную пьесу из-за нее было чрезмерной реакцией. Быть молодым евреем, жаждущим и внимательным к лучшему в культуре, иногда означало научиться жить с некоторым антисемитизмом.
Если честно, это было несложно. Я никогда не чувствовал, что мне мешают или определяют предубеждения против евреев, хотя я, безусловно, мог бы рассказать версию своей жизни, которая выглядела бы так. У меня есть длинный список того, что теперь известно как микроагрессия, от друга детства, который отказывался верить, что я еврей, а затем перестал со мной общаться, до комикса в Интернете, отвергающего мой положительный отзыв, потому что тема была еврейской. Но они меня не травмировали и даже не смутили. Это не хвастовство. Во всяком случае, только недавно я усомнился в обратной стороне того, что я не задерживаюсь на этих событиях. Мешает ли мне какой-то копинг-механизм ясно видеть мир?
Конечно, одна из причин, по которой некоторые евреи не поднимают больше шума из-за дискриминации, одна из причин, по которой они чувствуют себя комфортно, смеясь над ней, заключается в том, что они — мы — чувствуют себя в безопасности. Легче смеяться над антисемитизмом, когда он происходит в безопасном месте. Ощущение такое: в мире есть проблемы похуже.
В своей нашумевшей книге «Люди любят мертвых евреев» Дара Хорн яростно нацеливается на это пресыщенное отношение, на преуменьшение и рационализации, которые делают евреи-американцы, будь то натянутые меры, на которые идут интеллектуалы, чтобы доказать, что Шекспир превзошел фанатизм в своем изображении. Шейлока или утешиться рассказом о вере Анны Франк в добро людей (до того, как плохие люди убили ее).
Убедительный аргумент Хорна состоит в том, что за отрицание приходится платить, что рост антисемитских инцидентов и преступлений на почве ненависти против евреев, включая самое смертоносное антисемитское нападение в американской истории на синагогу «Древо жизни» в Питтсбурге, напрямую связан с исчезновением клеймо нетерпимости к евреям. Она утверждает, что в ненависти к евреям нет ничего необычного; годы после Холокоста, когда это было социально неприемлемо, были аномалией. «Исторически говоря, десятилетия, в течение которых мы с родителями росли, просто не были нормальными», — пишет Хорн. Теперь, пишет она, норма вернулась.
Для таких евреев, как я, с семейными фотографиями, на которых запечатлены родственники, убитые во время Холокоста, этот пункт меня остановил. Есть признаки нового, более трезвого отношения к антисемитизму среди молодых художников-евреев. 26-летняя Ханна Эйнбиндер, которая включила длинную молитву на иврите в свой стендап, сказала, что не пользуется Twitter отчасти из-за антисемитизма и всегда носит ожерелье со звездой Давида по политическим причинам.
Комик Алекс Эдельман, 32 года, построил свое чрезвычайно смешное внебродвейское шоу «Только для нас» вокруг посещения собрания белых националистов в Квинсе, бесед с антисемитами, которые в конечном итоге заканчиваются конфронтацией. Его шоу подчеркнуто пессимистично относится к способности комедии бороться с фанатизмом.
Комическая Ханна Эйнбиндер включает молитву на иврите в свой стендап-сет. Фото… Скотт Ковальчик/CBS через Getty Images юмора в этом, я вспомнил свою первую взрослую работу редактором в еврейской газете The Forward в конце 1990-х.
Одна из моих обязанностей заключалась в том, чтобы вводить распечатанные письма в редакцию в компьютерную систему, и в подшивке письма от женщины, предлагающей отзыв об истории о еврейских школах, я допустил опечатку. Вот что она написала о своих сверстниках в детстве: «Мы точно знали, почему Мика сказал нам сначала поступать справедливо, а затем любить милосердие». По катастрофической ошибке я переписал это так: «сначала вершить правосудие, а потом любить». 0116 деньги ».
Вскоре меня вызвали в редакцию и уволили. Моей первой реакцией был шок и паника. Что я буду делать теперь? Как я буду платить за аренду? Но при размышлении бросается в глаза то, как быстро моя тревога превратилась в своего рода восторг. Я потерял работу, но получил ужасно забавную историю, которую, несомненно, буду рассказывать долгие годы. И я сделал. Это вызвало массу смеха. Задолго до соцсетей моя история стала настолько вирусной, что кто-то рассказал мне ее на вечеринке, не зная, что она обо мне. В моей версии женщина, написавшая письмо, и уволивший меня редактор были виновны в нелепой чрезмерной реакции на честную ошибку. Разве они не могли просто посмеяться над этим?
В 2014 году, после того как исследование Pew показало, что 42 процента американских евреев назвали хорошее чувство юмора «необходимым» для того, чтобы быть евреем (более чем в два раза больше, чем тех, кто назвал «соблюдение еврейского закона»), The Forward спросил мне вернуться, чтобы поговорить с редакцией о комедии.