Ромалы по цыгански это: Русско-цыганский разговорник • Arzamas
«Ромалы, здоровьте!» — Такие дела
- Общество
- Случаи
- Фотоистории
-
07. 10. 2021
С семьей Вики и Раджа я познакомилась в 2020 году, когда снимала детей, участвующих в социальном проекте «Лето в деревне». К их дому я бегала покурить втайне от детей, и мы подружились
К Вике и Раджу вместо традиционного торта я обычно везу «гостевой набор» из куриных тушек и мешка макарон — хватит на пару дней для всей семьи. Когда он закончится, пойдем ловить рыбу в местном пруду, а там уже и детские пособия подоспеют. Добыча пропитания здесь — ежедневный аттракцион.
Для заработка Радж со старшими сыновьями ходит искать металл — сдают найденное в пункт приема, иногда подворачиваются подработки в Москве или Брянске. В ближайшем городе Новозыбкове с работой и так плохо, а цыган и вовсе берут неохотно. На двоих из девяти детей родители получают пособия, остальные живут без прописки, поэтому претендовать на пособие не могут. Дом, в котором живет семья, официально им не принадлежит. Радж оплачивает электричество по счетам, воду дети приносят из сельской колонки, газа нет — еду готовят на костре или на печи.
Вика и Радж очень гордятся, что их дети растут образованными. Старшие умеют читать и писать, а двое младших вообще пошли в школу вровень со сверстниками — невиданное дело. Сами родители не могут похвастаться образованием. Ходить в школу Вика даже не пробовала. Зато пробовал Радж: «Я пошел в первый класс и подрался со старшеклассниками. Меня из школы исключили. Читать я не умею, зато сам расписаться могу».
За пределами маленького поселка ситуация не столь дружелюбна. При появлении ромалов на детской площадке из песочницы поспешно уводят блондинку лет пяти, мальчика постарше забирают с ржавой карусели, которую облепила ватага цыганят. На балкон выходит мужчина в трусах: «Убирайтесь, мля, не для вас строили». Мужчина добавляет, что детские площадки — для нормальных детей.
У школы встречаем женщину с шикарным начесом на голове. Она замечает меня в толпе цыганских детей: «Вы помогать приехали? Это все бесполезно, они же дебилы». «Это учительница», — поясняют мне дети.
Вечерами я читаю детям вслух цыганские сказки, предусмотрительно скачанные на телефон. Семейство, затаив дыхание, слушает истории о покровительнице цыганского народа — святой Саре, о защитнице детей — тетушке Биби, о восставших из своих могил «мулло», об огромном желтом еже Чагрине, наводящем порчу на лошадей, о крошечных человечках — шувани-мануши, оберегающих цыганский дом, о симпатичных якшами — духах полей, лесов и рек. В сказках переплетаются индийский фольклор, христианские мотивы и деревенские верования.
Сто Личность :: Ай, ромалэ!
Фото: пресс-служба фестиваля «Цыгане под небом России»
Фестиваль «Цыгане под небом России» проходит в Москве ежегодно
Как сегодня живут цыгане под небом Москвы.
Вице-президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Владимир Кутенков рассказал «СтоЛИЧНОСТИ» о том, почему весь мир слушает цыганские романсы, как цыгане сохраняют свою культуру и откуда берутся мифы о них.
– Владимир Константинович, когда цыгане появились в России, и конкретно в Москве?
– Цыгане пришли в Россию двумя путями: в XV–XVI вв. через Литву, которая тогда была частью Российской империи, а также через Польшу. Они так и назывались – русские цыгане. Другой путь был через Румынию, Украину, Венгрию. Это кэлдэрары, котляры. Они очень узнаваемы – женщины одеваются по сей день в длинные юбки, носят платки.
В начале XVIII в. цыгане стали селиться ближе к Москве. Первое упоминание о них встречается в 1733 г., в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии: «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».
Что же касается искусства, в конце XIX – начале XX в. сначала в гостинице «Яръ» появился цыганский хор Ильи Соколова, насчитывавший 40–45 человек. Ради цыганского пения ездил в «Яръ» князь Феликс Юсупов, будущий убийца Григория Распутина. «Кто хоть раз слышал Веру Панину, никогда не забудет, – писал он в мемуарах. – До старости эта некрасивая, вечно в чёрном цыганка брала публику за душу низким волнующим голосом. Под конец жизни она вышла за восемнадцатилетнего юнкера».
В СССР было 700 ансамблей
– И в советское время цыгане были невероятно популярны. Помню, моя мама на бобинах Сличенко слушала.
– Николай Алексеевич Сличенко, светлая память ему, прославил цыган Москвы и России на весь мир. Когда его гастроли были в Париже, на афише было написано: «Цыган из легенды».
Вообще в Советском Союзе существовало более 700 цыганских ансамблей. Был цыганский цирк в Москве: наездницы на лошадях, жонглёры, танцевали венгерку чечёткой, и при этом ещё на голове самовар держали.
Многие солисты и ансамбли работали в Москонцерте. Вот говорят: цыганские романсы. Да не было никакого цыганского романса! Был русский. Но, когда русский романс запели цыгане, они привнесли в него уникальную интонацию – и получился своеобразный уникальный жанр. Почему он так популярен? Да потому, что это синтез двух культур! Великая певица Людмила Зыкина дружила со Сличенко и взяла от него многое. Она сама рассказывала: «Выхожу на сцену, пою одну песню, вторую. Принимают как обычно. Думаю: надо подцыганить. Когда следующую стала петь песню, были овации невероятные». Зыкина со Сличенко не раз пели вместе, она знала его интонацию цыганскую – в ней есть чуть-чуть грусти, но грусть светлая, есть и ирония, и чувства. Всё, что поётся, поётся с душой.
– Сегодня цыганское искусство пользуется успехом?
– Пока не было пандемии, у нас были переполнены залы. Даже на ступеньках сидели. А сейчас мы по известным причинам соблюдаем 50% заполняемости. Ждём, когда сможем вернуться к обычной жизни.
– О цыганской кухне мало известно. Что цыгане готовят на праздник?
– Мясо. Много и разного. Цыгане, когда кочевали, всегда им питались. Мы не рыбаки, откровенно говоря. Поэтому, когда наши борщ делают, то мяса там невероятное количество. Если говорить о группе русских цыган, то мы пироги очень любим. Собственно, что русские готовили, то и цыгане. А котляры, пришедшие из Австро-Венгрии, естественно, многое взяли оттуда, где раньше жили. У них есть тушёная капуста с мясом. Невероятно вкусно!
Цветы на воде
– Какие мероприятия проходят в Москве по развитию и сохранению цыганской культуры?
– В первую очередь, мы ежегодно 8 апреля отмечаем Международный день цыган. Поддерживает нас в этом Департамент национальной политики и межрегиональных связей города. Почему именно 8 апреля? В этот день в 1971 г. состоялся Первый всемирный цыганский конгресс в Лондоне, где был создан Международный союз цыган (сегодня объединяет общественные организации 42 стран), приняты гимн Djelem Djelem («Джелем, джелем») и цыганский флаг. Его верхняя половина голубого цвета, олицетворяет небо, нижняя зелёного цвета – траву. И колесо посередине. Цыгане ведь кочевали сколько веков! А вышли они из Индии.
8 апреля цыгане во всём мире бросают в воду цветы, чтобы почтить память погибших в годы войны. В этот день вспоминают о холокосте. После того как в 1938 г. Гиммлер выпустил циркуляр об «урегулировании цыганского вопроса из-за природы этой расы», в нацистских концлагерях Освенциме, Треблинке, Бухенвальде, Дахау истребили более полумиллиона цыган…
В Москве траурный митинг и спуск венков проходит у Театра эстрады на Берсеневской набережной.
Но хочу подчеркнуть: цыгане были не только жертвами нацистов, они сражались против гитлеровской Германии с оружием в руках, участвовали в обороне Москвы. Так, в ноябре 1941 г. из Таганского РВК был призван Василий Канестеров. Ефрейтор Канестеров награждён медалями «За оборону Москвы», «За отвагу» и др. Под Москвой воевал и артист цыганского театра «Ромэн», основатель артистической династии Джамиль Джелакаев. 9 мая обязательно вспоминаем и их.
Также у нас есть прекрасный ежегодный фестиваль «Цыгане под небом России». В октябре он прошёл в концертном зале «Измайлово».
– Что было на фестивале?
– Представил свои работы единственный в мире цыганский музей. Это выставка картин, фотографий, документов по истории цыганского народа, предметов повседневного быта, костюмы. Цыганский кукольный театр под управлением Сергея Андреева из Костромы показал спектакль «Как солдат кашеварил». Ещё был вечер цыганской поэзии, мастер-классы по цыганскому танцу во главе с профессиональным хореографом З. Архинчеевой. Также мы провели большую конференцию. Говорили на разные темы: о молодёжной инициативе и трудовой занятости, о спорте, развитии интернет-технологий, истории, культуре, интеграции цыган в современное общество. Одним словом, вся наша деятельность направлена на то, чтобы улучшить взаимопонимание цыган с другими народами нашего многонационального города и государства в целом, привлечь внимание к культуре и судьбе цыган.
К земле не приспособлены
– Надо признать, что отношение в обществе к цыганам неоднозначное.
– Мы работаем с цыганами в Москве и Подмосковье, пропагандируем, чтобы не занимались плохими делами, если по-простому сказать. Все цыгане – верующие, а в Библии ведь сказано: не укради, не убий. Это очень нам помогает. Масса есть предубеждений. Например, что цыгане воруют детей. Это миф. В цыганской семье своих детей всегда много. Или, скажем, многие представляют себе цыгана с серьгой в ухе, думая, что это наш атрибут. На самом деле это просто украшение. Серьга раньше указывала, что этот мужчина – единственный в роду. Ещё миф – цыгане обычные кочевники, едут куда глаза глядят. Нет! У них был путь. Они знали, куда едут. Всё было распланировано. В таком-то месяце начинаем, проедем 200 км, и там будет озеро. Можно постирать, искупаться. Знали, и в какой деревне будут зимовать. Своих лошадей давали хозяевам домов, где ночевали, и те пользовались лошадьми. Также они нанимались на работы. Цыгане – хорошие лудильщики и кузнецы, они делали посуду, орудия для огорода. Ну а женщины, понятно, гадали. Они были близки к природе, умели видеть знаки. Дар предвидения сто процентов есть у цыганок. Помню, мы приехали в Казань, где создавались цыганские колхозы. В 1956 г. был издан правительственный указ, чтобы цыгане осели. Бабушка тогда сказала: «Долго здесь не задержимся». И действительно – все разбежались. Цыгане не приспособлены к земле. Им значительно интереснее работать с лошадьми, быть кузнецами. Или выражать себя в искусстве.
Досье
Владимир Кутенков родился в 1948 г. в Самарской области в семье оседлых цыган. В 1971 г. стал актёром театра «Ромэн». В 1988 г. создал цыганский ансамбль «РЭНДО». Председатель Цыганской национально-культурной автономии Юго-Восточного округа Москвы.
Один из авторов книги «История цыган: новый взгляд».
Рома | Люди, смысл, история, язык, образ жизни и факты
Танцы рома в Скопье, Северная Македония
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- кочевничество
Гитанос
Мануш
Калдераш
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Кто такие рома?
Цыгане — это этническая группа традиционно кочующих людей, которые родом из северной Индии и сегодня живут по всему миру, главным образом в Европе. Большинство рома говорят на той или иной форме цыганского языка.
Где живут цыгане?
Цыгане живут в основном в Европе, особенно в славяноязычных странах Балкан и Центральной Европы. Многие рома живут в Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Чехии, Словакии и Венгрии.
Что означает слово рома?
Слово «Рома» — это форма множественного числа от «Рим». Многие рома называют себя ромом, что означает «мужчина» или «муж».
Почему цыгане подвергаются дискриминации?
Поскольку рома традиционно являются кочевым народом, местное население и большинство групп часто обвиняют их во многих бедах и соответственно преследуют. Наиболее ярко это проявилось во время Холокоста, когда нацисты убили примерно 400 000 цыган.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Рома , единственное число Рим , также называемый Цыгане или Цыгане (считается уничижительным) , этническая группа традиционно странствующих людей, происходящих из северной Индии, но проживающих в настоящее время по всему миру, главным образом в Европе. Большинство рома говорят на той или иной форме цыганского языка, который тесно связан с современными индоевропейскими языками северной Индии, а также является основным языком страны, в которой они живут. Принято считать, что группы рома покинули Индию в результате неоднократных миграций и что они были в Персии к 11 веку, в юго-восточной Европе к началу 14 века и в Западной Европе к 15 веку. Ко второй половине 20 века они распространились на все обитаемые континенты.
Многие рома называют себя одним родовым именем Ром (означающим «мужчина» или «муж»), а всех нецыган — термином Гадже (также пишется как Гадзе или Гайе; термин с уничижительным оттенком, означающий «деревенщина»). », «йокель» или «варвар»). Группа известна под разными именами по всей Европе, в том числе Zigeuner и Sinti (Германия), Gitans (Франция), Cigany (Венгрия), Gitanos или Calo (Испания) и Ciganos (Португалия) — на Ближнем Востоке и в Северной Африке. , где они известны под разными именами, особенно Дом. Многие рома считают имя цыган уничижительным. Другие предпочитают свой этноним и возражают против того, чтобы их называли рома.
Из-за их миграционного характера, их отсутствия в официальных данных переписи и их популярной классификации с другими кочевыми группами, оценки общей численности населения рома в мире колеблются от двух до пяти миллионов. Из спорадических отчетов в разных странах нельзя получить никакой значимой статистической картины. Большинство рома все еще проживало в Европе в начале 21 века, особенно в славяноязычных странах Центральной Европы и на Балканах. Большое количество проживает в Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Словении, Чешской и Словацкой республиках и Венгрии.
Экзотический стереотип о кочевых цыганах часто маскирует тот факт, что все меньше и меньше остается действительно мигрирующих, хотя этот пункт является спорным. Однако ясно, что кочевничество рома носило преимущественно замкнутый характер. Все кочевые цыгане мигрируют, по крайней мере, сезонно, по шаблонным маршрутам, игнорирующим национальные границы. Они также следуют по цепочке как бы родственных или родовых звеньев. Собственная предполагаемая склонность цыган к странствованию была насильственно усилена изгнанием или депортацией. Всего через 80 лет после своего первого появления в Западной Европе в 15 веке они попали под наказание изгнания почти во всех странах Западной Европы. Однако, несмотря на их систематическое изгнание или перевозку за границу, они продолжали снова появляться в том или ином обличье в странах, которые они покинули.
Все незаселенные конфедерации, живущие среди оседлых народов, становятся удобными козлами отпущения. То же самое и с цыганами, которых местное население регулярно обвиняло во многих грехах в качестве прелюдии к более позднему официальному и юридическому преследованию. Их отношения с властями страны пребывания отличались постоянными противоречиями. Официальные указы часто были направлены на их заселение или ассимиляцию, однако местные власти систематически отказывали им в простом гостеприимстве палаточного лагеря. Во время Холокоста нацисты убили около 400 000 цыган. Французские законы в наше время запрещали им разбивать лагеря и подвергали их полицейскому надзору, однако они облагались налогами и призывались на военную службу, как обычные граждане. Испания и Уэльс — две страны, которые часто приводят в качестве примеров, где цыгане осели, если не полностью ассимилировались. В наше время социалистические страны Восточной Европы пытались реализовать программы насильственного заселения, чтобы положить конец миграции рома.
Традиционно цыгане занимались профессиями, которые позволяли им вести кочевой образ жизни на окраинах оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и участниками выставок, лудильщиками (кузнецами и мастерами по ремонту посуды) и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, попрошайничали и работали артистами. До появления ветеринарии многие фермеры обращались к цыганским торговцам скотом за советом по здоровью стада и содержанию скота.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Современная жизнь рома отражает «прогресс» мира Гадже. Путешествие осуществляется караванами автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля скотом уступила место продаже подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кастрюль и сковородок из нержавеющей стали сделало лудильщиков устаревшими, некоторые городские рома нашли работу автомеханиками и мастерами по ремонту кузовов автомобилей. Некоторые рома все еще кочуют, но многие другие ведут оседлый образ жизни, занимаясь своим ремеслом или работая неквалифицированными наемными рабочими. Передвижные цирки и парки развлечений также обеспечивают работой современных рома в качестве дрессировщиков и дрессировщиков животных, операторов концессий и гадалок.
Архетипическая цыганская семья состоит из супружеской пары, их неженатых детей и по крайней мере одного женатого сына, его жены и их детей. После свадьбы молодая пара обычно живет с родителями мужа, в то время как молодая жена изучает обычаи группы своего мужа. В идеале к тому времени, когда старший сын будет готов уехать со своей семьей, младший сын уже женится и присоединится к семье со своей новой женой. Хотя к концу 20-го века эта практика значительно сократилась, браки традиционно устраивали старейшины в семье или группе (9).0069 vitsa ) для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, бандами или, иногда, конфедерациями. Центральным элементом браков рома была выплата выкупа за невесту родителям невесты родителями жениха.
Цыгане признают разделение между собой с некоторым чувством территориальности, подчеркнутым определенными культурными и диалектными различиями. Некоторые авторитеты выделяют три основные конфедерации: (1) калдераш (кузнецы, прибывшие с Балкан, а затем из Центральной Европы и являющиеся наиболее многочисленными), (2) гитанос (французские гитанцы, в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и юг Франции, сильные в искусстве развлечения) и (3) мануш (французские мануши, также известные как синти, в основном в Эльзасе и других регионах Франции и Германии, часто путешествующие артисты и циркачи). Каждое из этих основных подразделений было далее разделено на две или более подгруппы, отличающиеся профессиональной специализацией или территориальным происхождением, или тем и другим.
Никогда не было зарегистрировано ни одной власти, ни конгресса, ни «короля», признанного всеми рома, хотя «международные» конгрессы рома проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте и Софии (1906 г. ) и в Роуне в 1906 г. Польша (1936 г.). Тем не менее, наличие политической власти среди рома — установленный факт. Те, кто использовал дворянские титулы, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местными жителями, вероятно, были не более чем вождями банд, которые перемещались группами от 10 до нескольких сотен семей. Эти вожди ( voivode s) избираются пожизненно из числа выдающихся семей группы, и должность не передается по наследству. Их сила и авторитет варьируются в зависимости от размера группы, ее традиций и отношений с другими группами внутри конфедерации.
Именно воевода выполнял обязанности казначея всей банды, определял схему ее миграции и становился ее представителем перед местными муниципальными властями. Он правил через совет старейшин, который также консультировался с phuri dai , старшая женщина в группе. Влияние phuri dai было сильным, особенно в отношении судеб женщин и детей, и, казалось, во многом основывалось на очевидной способности зарабатывать и организации женщин как группы внутри банды.
Самым сильным среди цыганских институтов социального контроля был kris , который сочетал в себе как свод обычного права и ценности справедливости, так и ритуал и формирование трибунала группы. Основой цыганского кодекса были всеобъемлющие концепции верности, сплоченности и взаимности внутри признанной политической единицы. Окончательная негативная санкция 9Трибунал 0069 kris , который рассматривал все споры и нарушения кодекса, был отлучен от группы. Однако приговор к остракизму может исключить человека из участия в определенных групповых мероприятиях и наказать его за выполнение черных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, после чего следовал праздник примирения.
Банды состоят из vitsa s, которые представляют собой группы расширенных семей с общим происхождением по отцовской или матрилинейной линии, до 200 человек. большой вица может иметь своего начальника и совет. Членство в Вите может быть заявлено, если потомство возникло в результате брака с Вицей . Лояльность и экономическое сотрудничество ожидаются на уровне домохозяйства, а не на уровне vitsa . В цыганском языке нет общего термина для домашнего хозяйства. Для сотрудничества мужчина, вероятно, опирается на набор действий, состоящий из круга значимых родственников, с которыми он физически близок и в данный момент не находится в конфликте.
Цыгане были одним из средств распространения народных верований и обычаев, а в районах, где они расселены (например, в Румынии), были верными хранителями «национальных» обычаев, танцев и т. п., которые на рубеже 21 века в значительной степени исчезли из сельской жизни. Их музыкальное наследие обширно и включает в себя такие традиции, как фламенко. Хотя рома имеют богатые устные традиции, их письменная литература относительно скудна.
В начале 21 века цыгане продолжали бороться с противоречиями в своей культуре. Хотя им реже приходилось защищаться от преследований со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость сохранялись. Возможно, более серьезной проблемой, с которой они столкнулись, было разрушение их образа жизни из-за городских влияний в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные для музыки рома, помогли сохранить определенные верования, однако некоторые из более молодых и талантливых представителей этой музыки были увлечены материальными наградами во внешнем мире. Комплексное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с нецыганами становились все более распространенными.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.
Краткая история цыган в Румынии Covinnus Travel
Декабрь
17
2019
0
Истоки, предрассудки, традиции, курьезы
Одна из самых популярных тем для разговора с гидом по – история цыган в Румынии.
Несмотря на то, что они представляют одно из крупнейших меньшинств в стране, о них мало что известно: их происхождение, язык, старые традиции и другие курьезы. Вот почему мы скорее находим информацию, которая показывает стереотипные образы и предубеждения, глубоко укоренившиеся в коллективном сознании по отношению к цыганам. Например, в литературе «Кармен», «Горбун из собора Парижской Богоматери» или «Житанилья» мы встречаем цыганских персонажей, которым приписывают мистические способности гадания, страстный нрав в сочетании с пламенной свободолюбием и склонностью к преступление или грабеж.
В этой статье мы представим краткую историю цыган в Румынии и узнаем их историю за стереотипами.
Рома, также известные как «цыгане», представляют собой одно из крупнейших меньшинств в Румынии. Фактически, они являются второй по численности этнической группой в стране после венгров. Согласно переписи 2011 года, в Румынии проживает 621 573 рома, или 3,08% от общей численности населения.
Однако многие цыгане не заявляют о себе как о потомках рома. Вот почему существуют разные оценки фактической численности цыганской группы, где-то в районе 6-8%.
Крупные общины есть также в Болгарии, Турции, Украине, Республике Молдова, Венгрии, Сербии, Польше, России и т.д. — растущая этническая группа. Во всем мире проживает около 12 миллионов цыган. Большинство из них (8-10 миллионов) живут в Европе.
Цыганские повозки, запряженные лошадьми
Трудно точно определить, принимая во внимание письменные источники, легенды, лингвистический анализ и даже генетический анализ, каково точное происхождение рома.
Однако считается, что они происходят из регионов Пенджаб и Раджастхан на северо-западе Индии. Все историки принимают эту теорию.
Цыгане начали мигрировать в Европу и Северную Африку, пересекая Иранское нагорье около 1000 г. н.э., вытесненные существовавшей в Индии кастовой системой, где они занимали самое низкое положение.
Точные причины, вынудившие их покинуть свои территории и начать миграцию, неизвестны. Однако существуют разные гипотезы:
- сначала они были наняты в качестве музыкантов, ремесленников или даже воинов
- другие историки ссылаются на экономические причины, тяжелые условия жизни, дискриминацию по отношению к ним
- кочевничество было просто обычным явлением в тот период
Их миграция не оставила ощутимых следов по одной простой причине: веками у рома не было письменной культуры, а была преимущественно устная. Таким образом, их культура передавалась в семье, причем как семейная память. Поэтому он не мог увековечить более 4-5 поколений.
Историю цыган лучше написали другие.
В IX-X веках цыгане прибыли в Персию, затем в Армению (в лексиконе ромов много персидских и армянских слов).
На самом деле существует легенда, объясняющая, как цыгане попали в Персию. В 60000-лирической персидской национальной эпической поэме «Книга царей (Сах-наме)» Фирдоуси упоминает просьбу персидского царя Бахрана Гура к индийскому царю Шангулу прислать ему художников:
«Здесь бедняки пьют вино, не слушая музыки, с чем не могут согласиться самые богатые. Поэтому выберите и пришлите мне 10 000 мужчин и женщин, играющих на лютне. “
Бахрам Гур предложил этим музыкантам зерно, крупный рогатый скот и ослов и отправил их в провинции своего королевства, чтобы они могли работать земледельцами и, в то же время, петь для бедных.
В течение года они съели все зерно и весь скот; король отругал их за расточительство, а затем изгнал из своего королевства. Он приказал им погрузить все свое имущество на спины ослов и жить, играя их песни. Каждый год они бродят по стране и поют для богатых и бедных.
Первое появление племен рома в Европе произошло так:
- 1348 – Сербия (на территории современного Косово)
- 1362 – Дубровник (сегодняшняя Хорватия)
- 1378 – Рильский монастырь, Болгария
- 1385 – Валахия (южный регион современной Румынии)
- 1400 – Трансильвания (центральный район современной Румынии)
- 1428 – Молдавия (восточный регион современной Румынии)
- 1417 – Венгерское Королевство
- 1419– Франция
- 1425 – Испанское королевство
- 1530 – Англия
- 1536 – Дания
Изначально цыган приветствовали на Западе. Король Сигизмунд Люксембургский из Венгрии предложил им рекомендательные письма для защиты. Таким образом, племена рома получили право свободно кочевать по венгерской территории. Вы можете спросить себя, почему им было позволено это делать. Цыгане представлялись христианскими паломниками, и в первую часть их европейской миграции их принимали и относились к ним именно так. Более того, несколько лет спустя Папа Мартин 5 -й вновь подтвердил статус цыган как так называемых паломников от Гроба Господня.
Местные жители отзывались о цыганах с любопытством, смешанным с сочувствием, и не стеснялись предлагать им еду и кров.
Однако, начиная с 16 века, появляются первые акции против цыган. Сначала это произошло в Швейцарии, затем в других странах Запада. В Португалии, например, их депортировали в колонии за океаном, что объясняет присутствие общин рома в Бразилии.
Франция отправила их на остров Мартиника. Теперь мы находим цыган в США, Вирджинии и Луизиане из-за процесса колонизации этого «Нового Света».
Портрет рома
История цыган в Румынии не может быть представлена без включения главы о рабстве.
Некоторые считают, что первые рома прибыли на румынские территории в 1241 году во время монгольского нашествия и попали в плен. Другие поддерживают версию о том, что цыгане попали в рабство, попав в плен во время боев с татарами.
Считается, что рома уже были рабами или войсками монголов или татар, а румыны захватили их и сохранили свой статус.
Считается, что это дебют рабства в румынских княжествах. В 15 -м -м веке, когда в эти страны прибыла основная масса цыганских племен, рабство уже было широко распространено.
В румынских княжествах существовало 3 категории рабов-цыган по владельцам:
- цыгане, принадлежащие к монастырям;
- Рома, принадлежащая лорду,
- Ромы, принадлежавшие помещикам (боярам).
Румынские княжества (Молдова и Валахия) на протяжении большей части своей истории были единственной территорией в Восточной и Центральной Европе, где было узаконено рабство цыган, и местом, где оно было наиболее распространено.
Рома считались частной собственностью владельца. Он имел право пустить их в работу, продать или обменять на разные товары. Он также имел право применять физические наказания в случае необходимости, но не имел права лишать их жизни. Однако у хозяина были некоторые обязанности, связанные с одеждой и кормлением своих рабов.
Даже сама Православная Церковь держит рабов и не оспаривала институт рабства. Однако среди духовенства раздавались голоса, выступавшие за отмену смертной казни и пытавшиеся ограничить жестокое обращение владельцев с цыганами.
Девушка-цыганка
Во время Второй мировой войны цыгане были объявлены «врагами расового государства» при Гитлере.
Таким образом, они были помещены в ту же категорию, что и евреи.
В 1942 году более 25 000 цыган были депортированы в Приднестровье румынским правительством во главе с маршалом Ионом Антонеску.
Приднестровье находится на территории современной Республики Молдова и в то время оккупировано румынскими и немецкими военными.
Это был край с очень плодородной землей. Чтобы эксплуатировать эти обширные территории и привозить более дешевую рабочую силу, румынские власти депортировали из Румынии кочевых рома, а также часть оседлых рома, считавшихся «опасными» в обществе (людей с судимостью или рецидивистов).
Некоторые цыгане, которым пообещали землю и работу, даже настояли на депортации в Приднестровье.
К сожалению, многие из них погибли там в период с 1942 по 1944 год из-за плохих условий жизни, нездорового жилья, отсутствия еды и медицинского обслуживания.
Много лет прошло для того, чтобы цыгане были признаны жертвами Холокоста и получили компенсацию за оставшихся в живых.
Не все из них воспользовались компенсационными мерами из-за коррупционных и бюрократических аспектов.
Слово «рома/цыгане» означает «мужчина/люди», и используется как этноним (название, применяемое к данной этнической группе). Женская форма — «ромни», , и они говорят на цыганском языке .
Действительно, слово рома звучит как слово румын , но это просто совпадение. Так что нет, рома не значит румын. Это довольно распространенная ошибка.
Рома или Цыгане представляют этническую группу, которая начала миграцию из Индии более 1000 лет назад. Румыны — еще одна этническая группа, большинство жителей сегодняшних румынских территорий и наследники древних даков и римлян.
В Канун Средневековья местные жители называли цыган «цыганами», ошибочно считая их выходцами из Египта.
Сегодня не только в Румынии, но и в остальной Европе политкорректным термином для обозначения цыган является рома или цыгане.
Кроме того, считается, что слово «цыган» имеет уничижительный или негативный оттенок и не отражает ни реальности, ни многообразия этой этнической группы. Это связано с большим количеством страданий и боли.
В 1856 году в румынских княжествах было отменено рабство цыган. Среди румынских политиков велись важные дебаты о будущем свободных цыган в Румынии. Они предложили различные методы поддержки ассимиляции рома в румынскую нацию. Цыгане должны были быть разбросаны по деревням, им было запрещено использовать цыганский язык, поощрялись межэтнические браки, а образование для цыганских детей стало обязательным.
Когда цыгане прибыли в Европу, они были организованы в разные племена в соответствии со своей профессией.
В Древней Индии секреты профессии передавались в семье, от отца к сыну. Так было и с ромами, так и сейчас.
В последние десятилетия все больше и больше цыган забывают или начинают игнорировать племя, к которому они принадлежали. Треть цыган, проживающих в Румынии, больше не считают себя членами определенных племен. Также некоторые профессии исчезли практически полностью.
Большинство из тех, кто до сих пор считает себя частью племени:
- Домашние цыгане (vatrași) – это бывшие слуги, застрявшие на века при дворе помещиков или монастырей. Раньше они умели заниматься сельским хозяйством.
- Медники – они изготавливали и производят котлы, кастрюли, кастрюли, перегонные кубы и т. д. из латуни и меди. С самого начала они жили в палатках, передвигаясь на разноцветных телегах. Многие до недавнего времени сохраняли свой традиционный образ жизни. Эта группа по-прежнему сохраняет положение вождя и практику суда общинных старейшин.
- Золотодобытчики – изначально их работа заключалась в поиске и обработке золота в теплое время года и обработке древесины в холодное время года. Они потомки древних ювелиров Индии.
- Урсари или дрессировщики медведей- их предки, были фокусниками, дрессировщиками, прыгунами и т.д. В Средние века они бродили по деревням с дрессированными медведями, зарабатывая себе на жизнь. После того, как эта профессия исчезла, в начале прошлого века дрессировщики медведя научились другим ремеслам у других племен.
- Габор – это цыгане из Трансильвании, которые взяли свое имя в честь владельца поместья, где они работали. Мужчины с гордостью носят свои знаменитые черные шляпы. Это не племя с определенной профессией.
- Серебряные мастера – отличные мастера (изготовление украшений), представители элиты цыганского народа. В настоящее время их очень мало в уездах Телеорман, Яломица, Тулча и Бухарест. Традиционное суждение и традиционный брак все еще практикуются в обществе.
- Кузнецы – в Средние века они владели монополией на обработку железа. Среди них более ценились специализированные кузнецы. В двадцатом веке многие стали фермерами или рабочими в промышленности. После 1989 года немногие оставшиеся кузнецы в деревнях снова делали телеги и инструменты. Они были богаты, среди первых осевших, но также и среди первых, кто потерял свой язык.
- Флористы — это относительно новое поколение, появившееся и бурно развивавшееся в межвоенный период. В настоящее время цветоводы представляют собой наиболее однородную категорию рома, относительно богатую.
- Лаутари (исполнители на струнных инструментах) – это были музыканты, которые выступали в группах под названием «Тараф». Их приглашали выступать и развлекать на различных праздниках из деревень: свадьбах, крестинах, важных праздниках, даже похоронах (в зависимости от события исполнялись определенные песни). Эта профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Несмотря на то, что цыгане не учились музыке в престижном музыкальном университете, они могли исполнять довольно сложные песни, не умея читать ноты. Сегодня очень немногие цыганские музыканты в Румынии пытаются сохранить эту традиционную профессию. Румыны, а больше всего зарубежная публика, высоко ценят тех, кто старается.
Сегодня цыгане полностью интегрированы в румынское общество и являются частью рабочего класса. Учитывая их прошлое и тот факт, что большинство из них все еще борются с предрассудками, преодолеть бедность сложно. Некоторые принадлежат к разным племенам и сохраняют традиционные виды деятельности. Другие выживают за счет социальной помощи и при необходимости работают в сельском хозяйстве в деревнях (это сезонная работа).
Существует множество проектов социальной интеграции, разработанных румынскими властями, НПО и Европейским союзом, но для улучшения ситуации требуется больше времени. Многие дети рома бросают школу уже через несколько лет обучения, а в некоторых случаях девочки рома даже не ходят в школу. Родители устраивают их браки, и уже в 13-14 лет они переезжают в дом своих тоже совсем юных мужей.
Это довольно щекотливая ситуация, с которой румынским властям необходимо справиться: поощрять цыганские общины отправлять своих детей в школу и в то же время бороться с их дискриминацией.
Во время наших частных и совместных туров мы пытаемся разрушить предрассудки. Мы посещаем цыганские общины, и у туристов есть возможность поговорить с ними и узнать их настоящие истории. Все наши туристы интересуются этой частью румынской истории и поддерживают инициативы по оказанию помощи общинам рома посредством туризма.
Есть так много других интересных аспектов культуры и традиций рома. Мы попытались предложить вам лишь беглый взгляд на историю цыган в Румынии.
В конце статьи мы предлагаем более красочный способ открыть для себя историю народа рома в Румынии с помощью фильма и книги.
Aferim — это название румынского фильма 2015 года, в котором так точно воссоздана история раба-цыгана, который убегает от своего хозяина после романа с женой. Чтобы найти цыган, нанимают местного полицейского, и так начинается полное приключений путешествие. Действие происходит в Валахии, одном из румынских княжеств, в 19 веке.век. Фильм раскрывает так много социальных аспектов цыганской общины, таким образом преподнося суровый урок истории с горько-сладким юмором.
Фильм был показан в рамках основного конкурса 65-го Берлинского международного кинофестиваля, где режиссер Раду Юде получил Серебряного медведя за лучшую режиссуру.
Вдоль заколдованного пути — красивая и трогательная книга, написанная Уильямом Блэкером, британским журналистом, который испытал жизнь сельской жизни в Румынии в 19 веке.