Рисунки карандашом сталина: Как нарисовать Иосифа Сталина карандашом поэтапно

Полтора года за неправильный портрет

Публикация уже появлялась в рунете, но она довольна любопытна, поэтому можно и повторить.

Часто в сети встречаются некие(голословные) утверждения, что реальные лагерные и тюремные сроки за порванный портрет/разбитый бюст «одного из руководителей Советского государства» в 1930-1953гг. выдумки врагов и Рэнд Корпорейшен.

Увы,  это не так.  Данный сюжет любопытен тем, что осуждение произошло, казалось бы, в относительно «вегетарианский» период: 1935г. Этим объясняется, на мой взгляд, и относительно небольшой срок В.К. Зырянову.

.

В ГПУ Свердловской области
Внеочередное донесение 22 апреля 1934 г.

22 апреля с/г в райаппарат информатором райкома т. Никитиной доставлен портрет т. Сталина, нарисованный умело, четко, со значительным сходством лица, рукой человека, занимающегося рисованием. На листе, немного больше половины листа тетради, изображен т. Сталин, сидящий за столом раздумье, одна рука — левая приставлена к голове, а правой держит кружку, на столе стоит бутылка с вином (как видно) и на тарелке лежит сухая, одни кости, селедка.
В райком этот портрет доставшен парторгом Агафуровского детского туберкулезного санатория — Зоновой, которая во время обхода квартир с целью проверки подготовки к 1 мая обнаружила
на квартире у преподавателя ФЗС — Зырянова (преподает географию) и  отправила пионервожатого выкрасть портрет, который и выкрал.
Зырянов живет в бараке с/перес.
Зырянов, бывший член комсомола, исключен. Зав. школой ФЗС — Соколова является женой попа.
Ученики во время проработки материала о смерти Маркса выражались «сдох Маркс» в таком-то
году, высказывают — «Сталин переделал Ленина».
Нарисованный портрет прошел через многих людей.
Приложение: портрет нарисован карандашом.

ЗАВУП 3 района г. Свердловска
Шепелев

Рисунок В. К. Зырянова, выполненный карандашом.

Показания обвиняемого Зырянова В. К.
25 февраля 1935 г.

Вопрос: Расскажите, что Вас побудило нарисовать т. Сталина в таком виде?
Ответ: Примерно 5-го апреля 1934 г. я пришел из школы № 15 и начал рисовать на 1/4 листа пьяницу Костырева, сапожника Агафуровских дач. По мере оформления рисунка — стал вместо Костырева
оформляться т. Сталин. Я не обдумав этого продолжал дорисовывать портрет, несмотря на
то, что уже был уверен, что получается т. Сталин. Не считая за преступление нарисовать т.
Сталина в таком виде, я рисунок довел до конца.
Вопрос: Кому Вы показывали нарисованный портрет т. Сталина?
Ответ: Нарисованный портрет т. Сталина я принес в школу для того, чтобы показать его педагогу
Сусловой, чтобы она оценила его с художественной стороны, способен ли я рисовать. Портрет
видели: Суслова, Устинова Антонина Яковлевна и еще кто-то третий, не помню.
Всеми было подмечено, что это т. Сталин. И после этого рисунок я не уничтожил, а унес к
себе в землянку и положил на стол.
Вопрос: Кому Вы угрожали из педагогов и в какой форме?
Ответ: Узнав об исчезновении нарисованного мной портрета т. Сталина, я решил его разыскать.
С этой целью я написал записку, носящую запугивающий характер, в которой не расписался и отдал
Сусловой или Мошановой для того, чтобы узнать, где находится этот портрет.
Вопрос: Признаете ли этот факт как антисоветское действие, направленное на дискредитацию вождя т. Сталина?
Ответ: Данное действие, то есть нарисование этого портрета признаю антисоветским, но мною
оно сделано не умышленно. Больше добавить ничего не могу, написанное мне прочитано.

Подписи

Из обвинительного заключения по делу № 46 по обвинению гражданина Зырянова Виктора
Константиновича (г. Свердловск) в преступлении, предусмотренном ст. 58-10 УК РСФСР

23 марта 1935 г.
…Будучи привлечен к ответственности и допрошен в качестве обвиняемого — Зырянов Виктор Константинович в предъявленном ему обвинении полностью признал себя виновным.
На основании изложенного — Зырянов Виктор Константинович — с 1913 г. рождения, происходит из
семьи кустаря-сапожника с. Бульзей, Уфалейского района, Челябинской области, осужден в 1932 г.
за фабрикацию анонимных писем и отбывал 1 месяц принудработ.
Имеет незаконченное образование, до 1934 г. работал педагогом школы ФЗС № 15. В данное время безработный, холост, избирательных прав не лишен.
Обвиняется в том, что:
1. В апреле месяце 1934 г. лично нарисовал портрет вождя т. Сталина с контрреволюционным
смыслом.
2. Распространял этот снимок среди педагогического и учащегося состава школы, чем добивался
компрометации вождя т. Сталина в глазах пед. состава и учащихся.
Настоящее дело по обвинению Зырянова Виктора Константиновича, по согласованию с прокурором
НКВД, подлежит направлению на рассмотрение спец. коллегии областного суда.

Уполномоченный 4-го отдела СПО
Лосева
Зам. нач. 4-го отдела СПО
Сааль
Согласны: Зам. нач.
СПО УГБ УНКВД Стасин
Государственный архив административных органов Свердловской области.Ф. 1. Оп. 2. Д. 9849.

Из дела можно почерпнуть биографические сведения о Викторе Зырянове.
Ко времени ареста ему не исполнилось и 22 лет. Он из семьи безлошадного крестьянина-бедняка. На допросе он, в частности, говорил: «Живу в землянке с семьей в 5 человек». По материалам следственного дела можно составить портрет и пионервожатой, которая выкрала рисунок.
Она заявила: «Мне Синилов (член ВКП(б). — Ред.) поставил задачей во что бы то ни стало достать этот портрет, говоря, что этот факт антисоветский. Я дала слово, что достану». И далее с гордостью она отметила: «Я сумела это сделать», «он там, где ему нужно [быть|».
Из материалов допроса видно, что в самом факте помещения бутылки рядом со Сталиным, да еще с «обглоданной селедкой» (в другом случае в протоколе записано: «с костлявой селедкой»), следователи стремились увидеть «контрреволюционный смысл», «антисоветскую» направленность действий учителя. В деле есть документ О врачебном освидетельствовании Зырянова, который «признаков психического расстройства не обнаруживает».
8 апреля 1935 года состоялось заседание специальной коллегии Свердловского областного суда. Подсудимый просил учесть, что у него «остаются без всяких средств к существованию отец,
мать, сестра. Я живу мыслями, какими живет пролетариат всей страны, а классово чуждым себя не считаю». Тем не  менее его осудили на 5 лет лишения свободы. Правда, он подал жалобу, и Спецколлегия Верховного суда РСФСР нашла возможным снизить наказание до полутора лет лишения свободы.

Публикация доктора исторических наук Михаила Галицкого

Опубликовано: Журнал «Родина», №9, 1997. — с.77-78.

Tags: 1935 г., юстиция

Полное собрание рисунков вождей — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

16.02.2007 03:50

Рубрика:

Общество

Полное собрание рисунков вождей рассказывает о советской эпохе правдивее речей и книг

Константин Михайлов

Первое впечатление: господи, да ведь «небожители» — такие же грешные люди, как и все. Подшучивали, рисовали дружеские шаржи. Рисовали, посылали в президиум, передавали из рук в руки с пометками и «сопроводительными надписями». Некоторые собирали эти картинки, составляли даже целые коллекции. Особенно увлекался ими Климент Ворошилов, множество картинок нашлось в фондах «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, публициста Карла Радека. В бышем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ныне РГАСПИ) хранится более тысячи таких рисунков.

Самым увлеченным рисовальщиком был Валерий Межлаук, которого историки величают «интеллигентом с партбилетом». В 1934 году Межлаука назначили председателем Госплана, одновременно он был заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Молотова. Но рисовали и сами «вожди». Сталину достоверно принадлежит рисунок с изображением вождя оппозиции Пятакова. Надписи же, сделанные Сталиным, встречаются на многих рисунках.

Большее количество работ сохранилось от Николая Бухарина. Бухарину принадлежит и странный шарж-автопортрет, на котором он изобразил себя с острыми ушами и лисьим пушистым хвостом. В углу рисунка написал: «Свиная лисичка в старости (текущей)». Историки поражаются совпадению: в марте 1938 года, на процессе по делу оппозиции, прокурор Вышинский заявит: «А Бухарин, эта проклятая помесь лисы и свиньи, как он ведет себя по этому вопросу? Как подобает лисе и свинье»…

Рисунки 1920-х годов добродушны, шутливы. Но чем ближе конец 1930-х, тем явственнее дыхание террора. Ирония уступает место сарказму, юмор — сатире в рамках «генеральной линии». Каменев на рисунке Межлаука «не то анатомирует себя, не то делает себе харакири». Есть и сопроводительные надписи, сделанные рукой Берия: «Товарищу Анастасу (Микояну. — К.М.). Посылаю работу т. Межлаука», «Тов. Ворошилову. Работа Межлаука». Пишет на чужих рисунках и Сталин, словно накладывает резолюции: «Правильно», «Дополнительно», «Всем членам Пленума».

Один из авторов книги, профессор исторического факультета Московского университета Александр Ватлин, считает коллекцию «рисунков вождей» портретом советской элиты 1920-1930-х годов. Серию рисунков Межлаука он называет «репортажем с петлей на шее». Но, судя по рисункам, с петлей на шее жила вся элита.

— Да, это вроде бы нормальные, обычные люди, — рассуждает Ватлин. — Но они живут в ненормальное время. Они словно сдают экзамен. И боятся его не сдать. Какая-нибудь ошибка, недочет — и под рисунком появляется подпись вроде — «Ждите, пока я вас доем». Это подлинная стилистика 1930-х годов.

И в самом деле, «рисунки вождей» интересны тем, как демонстрируют они атмосферу «наверху», восприятие партийных лидеров, в первую очередь Сталина. Бухарин в 1929 году еще позволяет себе изобразить генерального секретаря в виде угрюмого человека с закрытыми глазами. Карл Радек во время дебатов об оппозиции изготовляет коллаж «После дискуссии».

Сталин изображен на нем в виде барина в шубе, вокруг которого суетятся подхалимы; в красной шубе — собачка, лижущая сапоги вождя, — узнается Бухарин. С середины 1930-х карикатуры на Сталина уже не встречаются — авторов ждало нечто более страшное, чем скамья для порки. Справедливости ради заметим, что и вожди оппозиции были к иронии в свой адрес нетерпимы. Тот же Бухарин, после временного примирения со Сталиным в 1928 году, выставил одним из условий наказание автора карикатуры в журнале «Пушка», высмеивавшей избрание Бухарина членом Академии наук. «Если он беспартийный — арестовать, если партийный — предать партийному суду», — требовал Бухарин. Спустя несколько месяцев Орджоникидзе доложил на Пленуме ЦК ВКП(б): «Журнал закрыт, редактор смещен, карикатурист арестован».

Вот такое изобразительное искусство…

Сталин. Рисунок Бухарина, сделанный на заседании Политбюро в апреле 1929 г.

Зиновьев. Таким увидел его Бухарин на заседании Политбюро 3 марта 1926 г.

Дзержинский. Шарж Бухарина. 30 июня 1925 г. Авторская подпись: «Меч разящий пролетарской диктатуры, или Дзержинчик на страже революции». Наверху — надпись рукой Дзержинского: «Надо сбоку нарисовать Бухарина, Калинина и Сокольникова с напильниками, подтачивающими меч».

Ворошилов глазами Бухарина.

Аарон Сольц — «совесть партии» в образе мудрой совы. Шарж Бухарина. Октябрь 1927 г. На обороте автор написал: «Преподобный отче Аарон Александрович».

Нарком иностранных дел Литвинов, вынужденный соблюдать правила политеса в общении с мировой буржуазией. Шарж Межлаука.

Карикатура Межлаука. Авторская подпись: «Эволюция советского работника по теории Дарвина (приспособление видов). Растет: задница для заседаний, брюхо для чая».

Троцкий и Каменев. Акварель Межлаука. Каменев перекрашивает Льва Троцкого в «тигра». Партийная пропаганда середины 1920-х гг. обвиняла Троцкого в бонапартистских замашках по примеру «французского тигра» Клемансо.

Это не Киса Воробьянинов, а член ЦК ВКП(б) Смилга. Репрессирован в 1937 г. На шарже Бухарина Сталин надписал красным карандашом: «Всем членам пленума».

«Как Буденный ходил на VIII съезде в разведку — скоро ли кончит оратор». Карикатура Межлаука. Ноябрь—декабрь 1936 г.

Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск:

История

Главное сегодня

  • WSJ: ВСУ потеряли под Артемовском несколько самых подготовленных подразделений

  • Захарова заявила, что «беседа» Блинкена с Лавровым является акцией перед выборами в США

  • Сенатор Климов: США найдут Шольцу замену, если он попытается «соскочить»

  • В МИД РФ перечислили 11 cтран, которые могут стать безвизовыми для россиян

  • Bloomberg: Британия приостановила поставки газа в Европу

  • Фигуристка Аделия Петросян выиграла финал Гран-при России

Страшный синий карандаш Иосифа Сталина » MobyLives

Страшный синий карандаш Иосифа Сталина » MobyLives

17 октября 2013 г.

Юлия Флейшакер

Из «Открытой культуры», письмо 1940 года, написанное начальником сталинской охранки, с директивой Сталина «расстрелять».

At Хроника высшего образования , Холли Кейс внимательно изучила Иосифа Сталина в одной из его менее известных ролей: редактора и владельца большого синего карандаша. В «Тиране как редакторе» Кейс рассматривает редакционный процесс Сталина как отражение его мировоззрения. Хотя Сталин был писателем, кажется, он предпочитал роль редактора, и Кейс думает, что она знает почему. «Редактор — это невидимая рука, способная изменить смысл и сообщение, даже ход истории». Далее она объясняет, что синие карандаши часто использовались для редактирования, потому что цвет нельзя было сфотографировать. Его верный синий карандаш делал незаметными сталинские правки.

Советский историк Михаил Гефтер обнаружил рукопись 1940 года о Отто фон Бисмарке , отмеченную самим Сталиным, и, хотя он искал улики жестокого человека, производившего редактирование, Гефтер сказал, что все, что он нашел, было «разумным редактированием, указанием с довольно хорошим вкусом и пониманием истории». Дело пишет,

Иосиф Джугашвили был студентом духовной семинарии, когда наткнулся на сочинения Владимира Ленина и решил стать революционером-большевиком. После этого, помимо взрывов, грабежей банков и организации забастовок, он стал редактором, работая в двух бакинских газетах, а затем редактором первой большевистской ежедневной газеты «Правда». Ленин восхищался редактированием Джугашвили; Джугашвили восхищался Лениным и отверг 47 статей, которые он представил в «Правду». Джугашвили (впоследствии Сталин) был человеком безжалостным и серьезным редактором.

Неудивительно, что Сталин приложил тяжелую руку к редактированию идеологического манифеста 1938 года и истории Коммунистической партии, Краткий курс истории ВКП(б) (большевики) . Отмечая, что многие из нанятых сценаристов с трудом успевали за меняющимся составом персонажей (в конце концов, это было примерно во времена Великой чистки, и избранные игроки продолжали умирать), Кейс пишет, что даже после неустанных набросков, исправлений, и правок, Сталин написал ее авторам после получения их окончательной рукописи, что ему нужно будет отредактировать 11 из них. Как пишет Кейс, это «была почти полная ревизия».

После того, как он был опубликован, Краткий курс вызвал много критики, к ужасу Сталина. «Где были герои, где была советская родина, где действительно был Сталин?» Не убежденный, Сталин ответил на критику «радикальной перестройкой советской образовательной системы, чтобы поощрять самостоятельное изучение текста, а не оставлять его для неквалифицированных преподавателей для обсуждения в классах и кружках чтения».

Кейс пишет, что синий карандаш Сталина был его постоянным спутником, и он не боялся пользоваться им в самых разных ситуациях.

Для Сталина редактирование было страстью, выходившей далеко за рамки опубликованных текстов. Следы его синего карандаша можно увидеть на меморандумах и речах высокопоставленных партийных чиновников («Против кого направлен этот тезис?») и на комических карикатурах, нарисованных членами его ближайшего окружения во время их бесконечных ночных встреч («Правильно!» или «Показать всех членов Политбюро»). Во время немецкой осады Сталинграда (1942-43 гг.) он своим синим карандашом обвел город с запада на большой настенной карте в Кремле, а летом 1944 г. он перекрасил границы Польши в синий цвет. На встрече с Уинстоном Черчиллем несколько месяцев спустя британский премьер-министр наблюдал, как Сталин «взял свой синий карандаш и поставил большую галочку», что означало его одобрение «процентного соглашения» о разделе Европы на западную и советскую сферы влияния. после войны.

Джош Джонс по адресу Open Culture даже опубликовал изображение Сталина, нацарапанного синим поверх списка людей, с простой пометкой «Казнить всех» и другой рекомендацией «расстрелять через расстрел», относящейся примерно к 20 000 заключенных. Джонс добавляет:

Помимо серьезного редактирования пропаганды и подписания смертных приговоров, Сталин использовал свой карандаш, чтобы портить рисунки русских художников 19-го века, нацарапывая под ними «грубые и зловещие подписи» красным или синим цветом. Он оставил свой след на 19 фотографиях, на всех обнаженных, в основном мужчин. Он прочертил их туловища и другие части тела карандашом (внизу) и написал на одном из рисунков: «Радек, ты, рыжий ублюдок, если бы ты не помочился на ветер, если бы ты не был таким плохим, ты был бы еще жив.

Что может быть лучше для синего карандаша, чем посмертно насмехаться над убитыми врагами? Вышеупомянутая рукопись об Отто фон Бисмарке представляет собой еще один пример пугающей редакционной власти Сталина:

.

В заключение автор предупредил немцев, чтобы они не отказались от альянса и не напали на Россию. Сталин вырезал. Когда автор возразил, сославшись на то, что в предупреждении и заключается весь смысл книги, Сталин ответил: «Но зачем вы их пугаете? Пусть попробуют. …»

Конечно, немцы пытались, и погибло 30 миллионов человек. Вот это какая-то извращенная редакционная власть.

Подробнее о том, как Джугашвили стал Сталиным, можно прочитать в 1913: Год перед бурей Флориана Иллиеса.

Джулия Флейшакер — бывший директор по маркетингу и рекламе в Melville House.

MobyLives

Иосиф Сталин, пожизненный редактор, носил большой, синий, опасный карандаш

Кажется вполне естественным, что Иосиф Сталин, руководивший, пожалуй, самым масштабным уничтожением людей, их имущества, их документов и историй, должен был также быть дотошным редактором. Знаем мы это или нет, невидимая рука редактора вторгается между нами и почти всем, что мы читаем (даже если это писатель как редактор), принимая эзотерические решения, создавая альтернативные результаты и стирая прошлое. Во времена Сталина, да и сегодня во многих редакциях, редактор пользовался цветным карандашом вместо клавиатуры и зависал над рукописью, делая пометки, поправляя мелочи, перечеркивая предложения и делая неразборчивые комментарии на полях. Карандаш Сталина был синего цвета, которого не было видно на фотографии.

Этот цвет становится метафорой невидимости Сталина в увлекательной статье о Сталине как редакторе Холли Кейс, доцента истории Корнельского университета. До того, как Сталин стал Сталиным, он был Иосифом Джугашвили, революционером-большевиком, недоучившимся в семинарии, «безжалостным человеком и серьезным редактором». Сталин отклонил 47 статей Ленина в «Правде » (и подавил предостережения Ленина о своем ставленнике после смерти первого). И как только он пришел к власти в качестве главы советского государства в середине двадцатых годов, Сталин остался в этом качестве, сильно переписывая документы и рукописи, делая заметки и исправления в сотнях официальных партийных документов. «Для Сталина, — пишет Кейс, — редактирование было страстью, выходившей далеко за рамки опубликованных текстов». Она комментирует парадокс неизбежного публичного присутствия диктатора и его навязчивых, но невидимых редакционных тенденций:

У Сталина, казалось, всегда был под рукой синий карандаш, и многие способы его использования прямо противоречат общепринятым представлениям о его личности и мыслях. Он отредактировал идеологию или преуменьшил ее, вырезал ссылки на себя и свои достижения и даже проявил гибкость ума, отменив некоторые из своих предыдущих правок.

Так что, пока голос Сталина звенел в каждом ухе, его портрет висел в каждом офисе и на каждом заводе и подпрыгивал на каждом хореографическом параде, Сталин за синим карандашом оставался невидимым. Более того, он разрешал очень немногим подробности его личной жизни стали достоянием общественности, что побудило биографа Сталина Роберта Сервиса прокомментировать поразительную «аскетичность» «сталинского культа».

Мы не должны принимать сталинское «самоуничижение», пишет Кейс, за скромность. Она цитирует загадочного уличного художника Бэнкси, чтобы подчеркнуть: «невидимость — это сверхспособность». Сталин применил силу своего карандаша к тысячам официальных документов и пропагандистских материалов, даже полностью переписав 1938 Советская библия, Краткий курс истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) . Поручив авторскому коллективу 12 глав, Сталин счел необходимым «принципиально переработать 11 из них» (см. выше титульный лист первого издания).

Синий карандаш Сталина также вмешался более прямым и пугающим образом. Документ слева показывает список людей, задержанных НКВД, предшественников КГБ. Синий почерк, нацарапанный над списком, принадлежит Сталину. Он гласит: «Казнить всех».

Ниже у нас есть еще один приказ о казни, на этот раз в виде письма 1940 года, написанного начальником сталинской охранки Берией и рекомендующим «расстрелять» около 20 000 заключенных, большинство из которых были польскими офицерами, в лагере в Катыни, резню, которую Советы возложили на нацистов. На письме Берии (внизу) синим карандашом стоят подписи Сталина и нескольких членов Политбюро.

Помимо серьезного редактирования пропаганды и подписания смертных приговоров, Сталин использовал свой карандаш, чтобы испортить рисунки 19русские художники ХХ века, рисовавшие под ними красным или синим цветом «грубые и зловещие подписи». Он оставил свой след на 19 фотографиях, на всех обнаженных, в основном мужчин. Он прочертил их туловища и другие части тела карандашом (внизу) и написал на одном из рисунков: «Радек, ты, рыжий ублюдок, если бы ты не помочился на ветер, если бы ты не был таким плохим, ты был бы еще жив.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *