Резня в нанкине 1937 г фото: Старые фотографии – кадры Нанкинской резни (20)

«Кровавые цветы войны» — фильм о Нанкинской резне

В 1937 году в тогдашней столице Китайской Республики Нанкине японская армия чинила ужасающие зверства — массовые убийства гражданского населения, издевательства, изнасилования. Чего стоит один лишь тот факт, что повседневным развлечением японских солдат было отрубание голов. Бесчеловечные издевательства над безоружными мирными жителями Нанкина продолжались на протяжении шести недель, начавшись 13 декабря 1937 года, когда японцы вошли в город. За этот период солдаты японской императорской армии истребили свыше 300 тысяч мирных жителей и пленных, а также совершили множество чудовищных деяний. Виновные в этих преступлениях были осуждены Международным военным трибуналом по Дальнему Востоку и Нанкинским военным трибуналом.

Многие литературные произведения, телевизионные сериалы и кинофильмы посвящены памяти погибших в Нанкинской резне, в частности, фильм прославленного режиссера Чжан Имоу «Цветы войны», снятый в 2011 году по мотивам романа Янь Гэлин.

Действие фильма происходит в 1937 году во время антияпонской войны. Повествование ведется от лица одной из выживших воспитанниц монастыря. Главный герой фильма, случайно оказавшийся в Китае американец-гробовщик Джон (его роль играет знаменитый голливудский актер Кристиан Бэйл), приходит в монастырь, чтобы похоронить покинувшего этот мир священника. За стенами монастыря идут ожесточенные бои за Нанкин, последние бойцы обороняют монастырь, стремясь защитить его воспитанниц, девочек-подростков, которые не смогли вовремя покинуть обитель. Американец задерживается в монастыре. Затем там же находят убежище проститутки из известного в Нанкине борделя. Они просят американца починить старый грузовик и увезти их из города. А девочки умоляют остаться с ними под видом священника и защитить их. Когда последние защитники монастыря погибают в бою, в него врываются японцы.

Гетеры успевают спрятаться в подвале, а девочки — нет, но они остаются живы. Их приглашают спеть для японского командования. Понимая, что от такого приглашения нельзя отказаться, воспитанницы предчувствуют, чем закончится этот концерт. Тогда вместо них на банкет к японцам решают поехать «жрицы любви».

У Джона большой опыт в нанесении грима, поэтому он превращает видавших виды женщин в юных девочек. Гетеры уезжают на встречу с японцами, а гробовщик прячет воспитанниц в грузовике и вывозит из города. То, что произошло с отважными женщинами, которых все считали падшими, осталось за кадром.

Картина описывает всю глубину психологической драмы, которая происходит с людьми во время войны. Американец, который сначала озабочен лишь тем, что ему должны заплатить за визит и похороны, спасает воспитанниц. Проститутки, которые заботятся лишь о своих интересах, приносят себя в жертву ради детей.

9 октября 2015 года документы, касающиеся Нанкинской резни, были включены в список объектов наследия «Память мира» ЮНЕСКО

Кинолента выдвигалась на «Оскара», но не попала в список номинантов. Кроме того, фильм номинировался на премию «Золотой глобус», а также получил премию Asian Film Awards за лучший актерский дебют (вручен актрисе Ни Ни) и еще пять номинаций — за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучший сценарий, лучшую музыку и лучшие костюмы.

Память

В 1985 году по инициативе городских властей в Нанкине был сооружен Музей памяти жертв Нанкинской резни. Он находится рядом с братской могилой, где захоронены тела многих тысяч жертв. Она известна в народе как «траншея десяти тысяч тел». 13 декабря 2014 года Китай провел первый День памяти жертв Нанкинской резни.

Российская газета — Спецвыпуск: Дыхание Китая №11(7769)

Поделиться:

Мировое кино

Вторая Мировая Война » Нанкинская резня

Айрис Чан с изданной в 1997 г. книгой-исследованием «Изнасилование Нанкина: забытый Холокост Второй мировой войны»

Глава 1. Путь к Нанкину

В попытке понять японских солдат, нужно ответить на самые очевидные вопросы. Почему поведение японских солдат вышло из рамок человечности? Почему японские офицеры не остановили своих подчинённых, а наоборот, способствовали развитию событий? Какую роль играло при этом японское правительство? Какие у него были реакции на те сведения, которые получало из собственных и иностранных источников? Чтобы ответить на эти вопросы надо начать издалека и рассказать немного о японской культуре и истории.

Японская военная традиция в XX веке основывалась на конкуренции, которая культивировалась тысячелетиями. С очень давних времён в Японии властвовали лорды, которые постоянно натравливали друг на друга собственные армии. К Средневековью, был создан особенный класс воинов, названных самураями. Их кодекс чести назывался «бусидо», что означает «путь воина». Исходя из этого свода правил, вершиной доблести и благородства считалось умереть, служа своему лорду.

Конечно, такой кодекс чести не был изобретён японцами, были похожие кодексы и у других народов. Всё началось с римского поэта Горация, который написал: «Dulce et decorum est pro patria mori».[1] Но самурайская философия требовала гораздо больше преданности. Самурай должен был покончить жизнь самоубийством, если ему не удавалось полностью выполнить обязательства военной службы. Надо упомянуть, что у самураев был очень торжественный и болезненный обряд самоубийства названный «хара-кири»: воин должен был при свидетелях сам себе вспороть живот, не дрогнув при этом.

В XII веке глава самой властной семьи в Японии, Сёгун, предложил императору, которого почитали как потомка богини солнца, военную защиту в обмен на то, что элита станет «помазанниками Божиими». Со временем кодекс чести самураев глубоко проник в японскую культуру. Если изначально ему придерживалась лишь маленькая часть японского населения, то со временем этот кодекс стал примером для всех юношей.

Несмотря на то, что кодекс чести «бусидо» был основан в XVIII веке, его влияние не только не ослабло за последующие столетия, но и возросло. Ярким примером этого являются камикадзе, во время Второй Мировой Войны. Пилоты камикадзе таранили своими самолётами другие самолёты и корабли, и погибали. А на Западе образ юношей, готовых погибнуть за своего императора, ужасал публику. Это желание погибнуть, но не сдаться было довольно распространено среди японцев. Среди солдат союзников, на трёх убитых был один, сдавшийся в плен, а среди японцев, на сто двадцать убитых сдавался в плен лишь один.

Ещё Япония отличалась от других стран своей изоляцией. В XV и XVI веках Японией стал править род Токугава, который полностью изолировал остров от внешнего мира. Эта изоляция, которая должна была защищать страну, наоборот замедлила её технологическое развитие и сделала Японию более уязвимой. В течение 250 лет страна не могла продвинуться дальше меча и лука.

Но в XIX веке обстоятельства вышибли Японию из её изоляции. В 1852 г. американский президент Миллард Филлмор, раздражённый из-за отказа Японии открыть свои порты для коммерции, решил применить силу. Он послал коммодора военно-морских сил США Мэтью Перри в Японию. Перри тщательно изучил японскую историю, и решил подействовать на японцев страхом, показав военную мощь США. В июле 1853 года он послал в Токийский залив два бронированных парохода: такую технику японцы видели впервые. Коммодор Перри торжественно прошествовал через Токио в сопровождении свиты из 70 вооружённых офицеров, требуя встречи с самыми высокопоставленными японскими чиновниками. Японцы были ошеломлены. Историк Сэмюэль Элио Морисон сравнил визит Перри с пришествием инопланетян, которое бы сильно удивило и испугало землян. Испуганные японские аристократы суматошно прятали драгоценности, готовились к бою и собирались вместе, пытаясь, что-нибудь спланировать. В конце концов, пришлось признать превосходство американской военной технологии и согласиться на поставленные требования. Своим визитом, коммодор Пэрри не только заставил Японию подписать договоры с США, но ещё и открыл двери в Японию для Великобритании, России, Германии и Франции.

Такое унижение для японцев не прошло безследно. Некоторые японские аристократы втайне советовали немедленнo начать войну с Западом, но другие были на стороне мира, рассуждая, что война ослабит Японию. Они считали, что Японии надо было сделать вид, что она покорилась, но тем временем, планировать мщение:

«Потому что иностранцы силнее нас в исскустве механики, нам нужно наладить с чужими странами общение, научиться у них владению оружием и тактике. После этого мы объеденим все японскии нации в одну и сможем пойти войной на чужестранцев. Мы сможем награждать наших воинов, отличившихся в бою, землёй за границей».

Несмотря на то, что эта точка зрения была не особо популярной, впоследствии, реальность соответствовала именно ей. Ибо именно по той схеме, которая пропагандировалась, развивалась дальнейшая военная стратегия Японии.

Не имея чёткого представления о том, что делать, сёгунат Токугава решил ждать и наблюдать —  решение, которое, в итоге, привело к краху. Такая тактика умиротворения пришлась не по нутру многим японцам, которые восприняли это как преклонение перед Западом. Некоторые решили, что сёгун потерял своё право править, и повстанцы стали собираться и готовить дворцовый переворот, чтобы вернуть власть императору.

В 1868 году мятежники утвердили власть за императором Мэйдзи, и стали объединять враждующие вотчины в одно целое: современную, мощную Японию. Они также сделали синтоизм — официальной религией, а императора — национальным символом. Новое правительство сделало самурайский кодекс чести «бусидо» идеалом, к которому должны были стремиться все граждане. Дополнительным стимулом для национализма и патриотизма была нависшая над Японией угроза извне. В эту эпоху, названную Реставрацией Мэйдзи (1868—1889 гг.) были придуманы лозунги: «Почитайте Императора! Изгоняйте варваров!» и «Богатая страна, мощная армия!»

За короткий срок Япония достигла современного развития в технологии, экономике и армии. Правительство отправило лучших студентов учиться в университетах на Западе, создало множество заводов для военного производства, и заменило местные вотчинские армии на национальную армию. К тому же Япония тщательно изучила разные военные тактики Америки и Европы. Больше всех пришлась по душе немецкая военная система. В тот период Япония вынуждена была признать своё несовершенство и слабость по отношению к Западу.

К концу XIX века Япония чувствовала себя более менее уверенно и решила испробовать свои новые силы на своих соседях. В 1876 г. Япония послала в Корею пять военных кораблей, и заставила корейское правительство подписать с Японией коммерческий договор. Эта тактика напоминала то, как 20 лет назад, коммодор Пэрри ошеломил японцев показом американского военного превосходства.

За этим шагом последовали стычки с Китаем. Вследствие договора в 1885 г. Корея стала протекторатом и Китаем, и Японии, но мир долго не продержался. В течение следующего десятилетия, Китай попробовал подавить корейское восстание, которое поддерживали японские ультранационалисты. В сентябре 1894 г., всего лишь через шесть недель после объявления войны, японцы не только захватили Пхеньян, но и разгромили китайский северный флот на море. В итоге правительство Цин было вынуждено подписать Симоносекский договор, согласно которому Китай должен был выплатить Японии двести миллионов таэлей и отдать Японии Тайвань, Пескадоры, Ляодунский регион Маньчжурии и ещё четыре порта. Впоследствии это называлось Японо-китайской войной 1894-1895 гг.

Полный триумф испортил лишь приход Западных войск. Согласно договору, Япония получила от Китая Ляодунский Полуостров, но должна была его сдать из-за вмешательства России, Франции и Германии. Это доказательство Западного влияния на японские действия лишь укрепило Японскую решимость достигнуть военного превосходства над Западом. К 1904 г. Япония увеличила размер своей армии в два раза и стала самодостаточной в производстве оружия и боеприпасов.

Её усилия вскоре оправдались: Япония смогла хвастаться не только победой над Китаем, но и над Россией. Во время Руссо-японской войны 1905 года, Япония захватила Порт Артур на Ляодунском полуострове и одержала победу над русским флотом возле острова Цусима. Благодаря этим победам Япония получила половину Сахалинских островов и коммерческое превосходство в Маньчжурии. Страна ликовала. Один японский профессор высказался, что Японии было «предначертано расширяться, и покорять другие страны».

Начало XX века было эпохой эйфории для Японии. Благодаря модернизации, страна достигла не только военного престижа, но и экономического процветания. Из-за первой мировой войны создался большой спрос на японские железо, сталь и текстильную мануфактуру, да и просто на зарубежную торговлю. Цены на акции подскочили и многие магнаты вынырнули из неизвестности, удивляя весь мир своей экстравагантностью. Даже японские женщины, которым отводилась домашняя роль в обществе, стали появляться с деньгами в казино и на ипподроме.

Может быть, если бы это процветание продолжилось, то укоренился бы средний класс, в противовес военному империализму, но этого не случилось. Вместо этого, в Японии произошел экономический кризис, который довёл страну до жестокого голода и, наконец, подтолкнул её к войне.

В 1920-х годах, в Японии пришёл конец достатку. С концом Первой мировой войны прекратился спрос на военную продукцию, японские фабрики были закрыты, и тысячи рабочих потеряли работу. Вдобавок к этому крах на бирже в США 1929 года и последующая экономическая депрессия, снизили спрос американцев на роскошь, что сильно сказалось на японской промышленности шёлка.

Несмотря на то, что Япония была на стороне союзников в Первой Мировой Войне, многие бизнесмены и покупатели пренебрегали японской продукцией. Благодаря военным трофеям, и европейские страны, и Япония расширили свои империи. Но Японский империализм вызывал у Запада недоверие и беспокойство, так как нельзя было забыть японскую агрессию по отношению к Китаю в начале XX века. К тому же, Япония пыталась повторять Западный колониализм на бывших немецких колониях в Азии, которые она получила по договорам. Вследствие своего недоверия Западные финансисты стали больше вкладывать в Китай, а Китай, разъярённый из-за Версальского договора, который дал Японии немецкие права на полуостров Шаньдун, организовал бойкот на японскую промышленность. Эти действия стали ударом для японской экономики, а Япония снова стала жертвой международного сговора.

Экономический кризис разорил японский средний класс. Бизнесы закрывались, царила безработица, обедневшие фермеры и рыбаки продавали своих дочерей в проституцию. Инфляция, забастовки и ужасное землетрясение в 1923 г. только усугубили ситуацию в стране.

В это время была популярная идея, что Японии надо покорить новую территорию, чтобы предотвратить общий голод. За 80 лет, прошедших с Реставрации Мэйдзи, население Японии возросло от 30 миллионов до 65 мил. Становилось всё трудней всех прокормить. Огромными усилиями японские фермеры увеличивали урожай за акр, но в итоге они достигли предела развития, и к 1920 годам сельскохозяйственная промышленность перестала расти. Япония стала всё больше и больше зависеть от импортных продовольственных товаров: с 1910 г. до конца 1920-х гг. импорт риса увеличился в три раза. Эти импорты раньше окупались текстильным экспортом, но теперь из-за сниженного спроса, интенсивной конкуренции и высоких тарифов ситуация изменилась в худшую сторону.

К 1920 годам юные радикалы в японской армии доказывали, что военная экспансия — единственное спасение страны. В своей книге «Адресовано к молодым мужчинам» подполковник Хасимото Кингоро написал:

«Есть только три способа избежать перенаселения в Японии: эмиграция, продвижение в мировом рынке и территориальная экспансия. Первый способ нам недоступен из-за анти-японской иммиграционной политике во многих странах. Второй способ тоже невозможен из- за повышенных тарифов и упразднения торговых договоров. Что Японии остаётся делать, если из трёх способов два невозможны?»

Другие японские писатели недовольно писали о больших размерах других стран, которые не были полностью реализованы. В Японии фермеры добились максимального объёма урожая на акр, а в Западный странах, люди даже не пытались использовать всю возможную землю.

Япония смотрела с завистью на земельные ресурсы Китая и Западных стран. Почему, спрашивал военный пропагандист Садао Араки, Япония должна довольствоваться 142,270 квадратными милями, чтобы прокормить 60 миллионов населения, когда у стран как Австралия и Канада было больше трёх миллионов квадратных миль на шесть с половиной миллионов людей? Это было несправедливо. Ультранационалисты считали, что у США были самые большие преимущества: не только три миллиона квадратных миль территории на материке, но ещё и 700,000 квадратных миль в колониях.

В XVIII веке Америка считала своим предназначением расширяться на запад к Тихому океану. Теперь, в XX веке, Япония считала своим предназначением расширяться в Китай. Это было достаточно логично и предвидимо, что гомогенный и самолюбивый японский народ смотрел на разрозненный и слабоуправляемый Китай, как на свою собственность. Но алчный взор Японии распространялся дальше Азии.

В 1925 г. был подписан договор Японии с США, Великобританией, Францией и Италией об ограничениях по морскому вооружению. Японцы были владельцами третьего самого могущественного в мире флота. Член военного штаба Окава Сумей написал книгу о том, что Японии не только предназначено «освободить» Азию, но и о неизбежности мировой войны между Японией и США. Последняя глава его книги была более менее пророческая. Сумей предсказывал огромную, почти апокалиптическую борьбу между двумя державами:

«Перед тем, как может быть создан новый мир, должна произойти смертельная борьба между Западом и Востоком. Это очевидно по отношению Америки к Японии. Самая могучая страна на Западе — Америка. Самая могучая страна на Востоке — Япония. Этим двум странам предначертано сразиться и только Богу известно, чем это кончится«.

В 1930-х годах в японском правительстве соревновались два видения будущего: одни хотели использовать новые технологические достижения, чтобы улучшить японскую жизнь, а другие считали, что надо использовать японское военное превосходство, чтобы покорять чужие страны. Ультранационалисты призывали к экспансии и требовали установления военной диктатуры, которая бы ограничивала личный достаток, сделала всю собственность общественной и покорила Азию. Эти идеи имели особый успех среди юных офицеров, которые из-за своих провинциальных корней и молодости, были склонны не доверять политикам из Токио. К тому же, эти юные офицеры нетерпеливо хотели немедленный доступ к власти. Несмотря на то, что они ссорились между собой тоже, их объединяла общая цель: уничтожить все бюрократические, экономические и политические препятствия, которые стояли на пути Японии по покорению Азии и мщению Западу.

Шаг за шагом, они заставили умеренных членов правительства пойти на серию компромиссов, но остались недовольны таким темпом и стали готовить переворот. В 1931 был подготовлен переворот, но не осуществлён. В 1932 г. группа морских офицеров устроила в Токио теракт, который убил премьер министра Инукая Цуёси, но власть не была захвачена.

Наконец 26-ого февраля 1936 г., группа молодых офицеров устроила государственный переворот, который унёс жизни нескольких государственных деятелей. Токио был парализован в течение трёх дней. Виновные были либо посажены, либо казнены, и власть перешла от экстремистов к более умеренным политикам. Но и эта группировка разделяла с юными офицерами фанатичную веру в то, что Япония должна покорить Азию.

Скоро японским ультранационалистам стало очевидно, что если они хотят покорить Китай, им надо действовать. Китай, один раз подавленный японцами в 1895 г., усиливался и укреплялся. За 20 лет Китай преобразился из разваливающейся империи в республику. В 1911 г. революционеры победили армию династии Цин и двухсотлетняя маньчжурская власть кончилась. Во время 1920-х годов, националисты под предводительством Чана Кайши победили воевод в северном Китае и объединили страну. Националисты так же объявили, что одна из их целей — это упразднение всех несправедливых договоров, которые были Китаю до сих пор навязаны. Действия Чана Кайши встретили в Китае широкую поддержку и мешали японским интересам в Маньчжурии и Монголии.

Японское правительство санкционировало вмешательство японской армии в китайские дела. В 1928 году был убит Чжана Цзолиня, правитель Маньчжурии, за то, что он отказался сотрудничать с Японией. Это убийство разъярило китайцев, и на японскую промышленность было наложено эмбарго.

К 1930-ым годам между Японией и Китаем шла необъявленная война. 18 сентября 1931-ого года японская армия подорвала железнодорожные пути, принадлежащие японской компании, чтобы спровоцировать Китай. Когда ответа не последовало, японцы убили китайскую охрану и сфабриковали рассказ для международных СМИ о китайском саботаже. Японцы возпользовались этим инцидентом, чтобы захватить Маньчжурию, которую они переименовали в Маньчжоу-го, и установить там Пу И- последнего китайского императора, наследника династии Цин и марионетку японского правительства. Захват Маньчжурии возбудил ещё большее антияпонское негодование в Китае. Дело не обошлось без крови.

В 1932 году в Шанхае китайская толпа напала на пятерых японских буддистских священнослужителей и убила одного из них. Япония ответила на удар ударом, разбомбив город, где произошло столкновение, убив тысячи людей. Действия Японии были международно осуждены, но на Японию это не подействовало. Страна изолировала себя и в 1933 г. покинула Лигу Наций.

Чтобы подготовиться к неизбежной войне с Китаем, Япония потратила десятилетия на обучения своих мужчин военному делу. Обучение начиналось чуть ли не с пелёнок. Магазины детских игрушек были похожи на военные лавки: в них продавались игрушечные солдатики, танки, шлемы, военное обмундирование, винтовки, противовоздушное оружие, горны и гаубицы. Мемуары того времени пишут о том, как японские мальчишки устраивали бои на улицах, используя бамбуковые балки в качестве ружей. Некоторые мальчишки даже мечтали героически погибнуть.

Японские школы напоминали военные подразделения. Некоторые учителя были военными офицерами и они читали ученикам лекции об их долге помочь Японии исполнить своё предназначение, покорив Азию и доказав всему миру, что с Японией надо считаться. Маленьких мальчиков учили обращаться с деревянным оружием, а старших с настоящим. Учебники были источниками военной пропаганды. Один учебник географии написал, что Япония будет расшираться из-за своего удобного местоположения.

«Япония лежит впереди Азии, храбро наступая на Тихий Океан. В то же самое время она заслоняет собой азиатский континент от внешних атак».

Учителя так же внушали мальчикам ненависть и презрение к китайскому народу, готовя их к будущему наступлению на континент. Один историк рассказывает о том, как его ученик расплакался, когда ему надо было разрезать лягушку. Преподователь его ударил по голове и спросил: «Почему ты плачешь о какой-то лягушке? Тебе придётся убивать сотни китайцев, когда ты вырастешь!»

(Тем не менее, ситуация не так проста, как кажется изначально, и не ограничивается лишь психологическим программированием. Оксфордский историк Рана Миттер замечает, что:

«У японского общества было двойственное отношение к Китаю. Они не ограничивались простым презрение, как в случае с Кореей, так как понимали, что многое черпают из китайской культуры. Однако беспорядочная ситуация, царящая в Китае, их раздражала. Кандзи Исивара, который организовал Маньчжурский инцидент в 1931 г., яро поддерживал революцию 1911 г. Япония спонсировала стипендии и госпиталя для китайцев, а некоторые учёные искренне ценили китайскую культуру. Сотрудники японского Министерства иностранных дел и военного дела часто были экспертами по Китаю.»

Исторические корни милитаризма в японских школах тянутся вплоть до Реставрации Мэйдзи. В конце XIX века японский Министр образования объявил, что школы нужны не для обучения детей, а для блага страны. Преподавателей начинающий классов обучали подобно военным новобранцам. Они жили в бараках и подвергались жесткой дисциплине идеологической обработки. В 1890 г. вышел Императорский Указ об Образовании, который установил моральный кодекс не только для учеников и учителей, но и для всех японских граждан. Этот указ был гражданским эквивалентом военного кодекса чести, который ставил выше всего повиновение власти и безоговорочную преданность императору. В каждой японской школе хранилась копия указа, вместе с портретом императора. Её доставали каждое утро, чтобы читать. Был даже случай, когда учитель якобы покончил жизнь самоубийством, потому что запнулся во время чтения этого «священного» текста.

К 1930-м годам система образования в Японии была чётко регламентированной и механической. Один путешественник был приятно удивлён, видя как тысячи учеников дружно и чётко маршировали. Но его реакция была бы наверняка другой, если бы увидел какой ценой давалась эта синхронность. Учителя часто вели себя как садистские военные офицеры, отвешивая детям оплеухи, ударяя их кулаками и деревянными мечами.  Учеников заставляли держать тяжёлые предметы, сидеть на коленях, стоять босиком на снегу и бегать вокруг площадки, пока они не падали от измождённости. Но несмотря на такое обращение, в школы редко приходили недовольные родители.

Если мальчик решал становиться солдатом, то подвергался ещё более жёсткому обращению. Бесконечные злобные колкости, задирания и дедовщина быстро подавляли новобранцeв. Повиновение ценилось превыше всего, а чувство самодостоинства заменилось на чувство, причастности к великому делу. Чтобы заменить индивидуальность на преданность общему благу, офицеры и другие солдаты избивали новобранцев без малейшей причины. Писатель Ириани Тосио написал, что офицеры часто объясняли свою жестокость следующими словами:

«Я бью тебя не потому что ненавижу, а потому что люблю. Разве ты считаешь, что я избиваю тебя потому что лишён рассудка?!» Некоторые новобранцы погибали от таких порядков, другие кончали жизнь самоубийством, но большинство становились закалёнными бойцами, которыми армия умело пользовалась и продолжала оттачивать.

Обучение офицеров было не менее жёстокое, чем для простых солдат. В 1920-х годах все кадеты должны были пройти через Военную Академию в Исигае. Кадеты жили в тесных бараках, учились в неотапливаемых классах, а кормили их еле-еле, так что Академия больше походила на тюрьму, нежели на учебное заведение. Интенсивность военного обучения в Японии превосходила интенсивность обучения почти во всех Западных Академиях. В Великобритании офицер проводил 1,372 часов в классе и 245 часов личного исследования, а в Японии стандарт был намного выше: 3,382 часов в классе и 2,765 часов самостоятельной работы. Ежедневный режим кадетов был суров и утомителен, включая в себя занятия по физической подготовке, истории, географии, иностранным языкам, математике, науке, логике, рисованию и чистописанию. В итоге, все стремились всё выучить на зубок и, чтобы никогда не забылось. Но превыше всего для японских кадетов была «воля, не знавшая поражения». Кадеты настолько боялись любой возможности провала, что оценки экзаменов от них скрывались, дабы уменьшить количество суицидов.

У кадетов не было ни своего личного места, ни возможности проявить лидерские качества. То, что кадет читал, было строго подвергнуто цензуре, свободного времени вообще не существовало. История и наука были искажены, потому что японцев представляли как сверхлюдей. Один Западный писатель заметил:

«Во время своих юных, впечатлительных лет кадетов отгораживают от всех удовольствий, интересов и влияний внешнего мира. Тот узкий путь, по которому они движутся, полностью пропитан пропагандой. Японская культура и так далека от нашей, а такое воспитание отдаляет её ещё больше.»

Летом 1937 г. Японии, наконец, удалось спровоцировать войну с Китаем. Японский полк, размещённый рядом с Тяньцзинем согласно существующему договору, выполнял ночные манёвры недалеко от старинного Моста Марко Поло. Во время перерыва, кто-то стрельнул несколько раз по японцам, а на следующий день один из солдат не явился на построение. Этот случай послужил японским войскам причиной подойти к китайской крепости Ваньпин и потребовать, чтобы их впустили отыскать своего пропавшего солдата. Когда китайский командир отказал японцам, они обстреляли форт.

К концу июля японцы уже заняли весь регион, расположенный вокруг Тяньцзиня и Пекина, а в августе они напали на Шанхай. Началась вторая японо-китайская война (1937-1945 гг.)

Но покорение Китая оказалось сложнее, чем Япония предполагала. В Шанхае, соотношение китайских сил с японскими было десять к одному, потому что глава националистического правительства, Чан Кай-ши, сосредоточил здесь свои лучшие войска. Первая неудача случилась с японцами, когда они в августе попытались высадить в Шанхае 35 тысяч солдат. Китайская артиллерия убила несколько сотен человек, в том числе и двоюродного брата императрицы Нагако. К великой досаде японцев, китайцы несколько месяцев храбро защищали свой город.  

В 1930-х годах японские военные верили, что им удастся покорить Китай за несколько месяцев. Но когда бой за один город затянулся на несколько месяцев, японские мечты о скорой победе порушились. Когда Шанхай, наконец, сдался в ноябре 1937 г., настроение в японских войсках было скверное, и многие жаждали мести.

 

[1] Это радостно и доблестно, умереть за отечество.

IIris Chang The Rape of Nanking: The Forgotten Holocaust of World War II by Iris Chang.
1st edition, New York, NY, 1997.

Перевод Ярославы Кузиной 
для www.world-war.ru

TikToker утверждает, что найдены фотографии резни в Китае в 1937 году — Rolling Stone

Подпись к миниатюре последнего видео Эвана Кейла в TikTok состоит из трех слов: «Пожалуйста, помогите мне».

В то время как его прозвище в социальных сетях — «Человек-пешеход», на самом деле коллекционер занимается бизнесом по продаже золотых и серебряных слитков. На стороне он собирает редкие предметы и исторические памятные вещи, делясь самыми интересными находками со своими 100 000 подписчиков, число которых сейчас выросло до полумиллиона. После того, как Кайл нашел книгу, которая, по его мнению, содержала невиданные ранее фотографии 1937 Нанкинской резни, он обратился за помощью к своим последователям.

На первых 20 страницах фотографии, похоже, сделаны военнослужащим ВМС США, отправленным в Китай во время опосредованной войны союзников в Юго-Восточной Азии примерно в 1938 году. Но когда Кайл перелистнул следующую страницу, вместо того, чтобы найти больше фотографий памятников и военных маневров , он нашел как минимум 20 страниц чистого хаоса.

«Когда я получил эту книгу… и я открыл ее и вышел за пределы этой страницы, я закричал», — сказал он в видео TikTok, которое сейчас набрало более 1,9 лайков.миллион раз и имеет более 40 000 комментариев и репостов. «Каким-то образом тот парень, который сделал те фотографии, присутствовал на Нанкинском изнасиловании. И он сделал около 30 фотографий, неизвестных истории, которые хуже всего, что я когда-либо видел в Интернете. “

Тревожные черно-белые фотографии показывают груды тел, обезглавливание и другие пытки, запечатленные на фотографиях книги и снабженные комментариями, и все они были настолько наглядны, что Кайл не мог опубликовать их на TikTok, не рискуя заблокировать свой аккаунт. В конце концов он опубликовал несколько в Твиттере — вместе со своими рассуждениями: он поделился видео, чтобы привлечь внимание исследовательского сообщества.

«Как он сделал эти фотографии и ушел, и никто ничего не сделал», — говорит он в своем видео. «Просто факт: музей должен принять это».

Изнасилование в Нанкине, также известное как Нанкинская резня (и ранее англизированное как Нанкин), было историческим нападением японской императорской армии на китайский город Нанкин во время Второй китайско-японской войны. По данным Международного военного трибунала и ЮНЕСКО, резня в Нанкине была «организованным и массовым убийством» не менее 200 000 китайских солдат и гражданских лиц, и не включает неизвлеченные тела и десятки тысяч жертв изнасилования. Задокументировано лишь небольшим тайником международных гражданских лиц и членом нацистской партии, который остался в Зоне безопасности города, известно, что от инцидента осталось очень мало записей улик, как задокументировано в книге журналиста Айрис Чанг 9. 0015 Изнасилование Нанкина: Забытый Холокост Второй мировой войны.

Но настоящие ли фотографии в книге? По словам другого любителя истории социальных сетей, это неправильный вопрос.

Джо Хедвиг Тиувис, историк-исследователь и создатель аккаунта Fake History Hunter в Твиттере, сказала, что, хотя фотокнига может содержать подлинные фотографии моряка и подлинные фотографии войны, она не верит, что графические изображения, которые она видела, относятся к резне в Нанкине. Вместо этого, говорит она, скорее всего, это были фотографии нескольких военных событий разного возраста, упакованные и проданные в качестве сувениров владельцу, который поместил их в свой альбом на память.

Это видео стало вирусным в tiktok, мужчина находит альбом, в котором, по его мнению, могут быть чрезвычайно редкие и необычные фотографии резни в Нанкине (Нанкин).
Но все не так, как кажется, я объясню в следующих твитах. 🧵https://t.co/8bnhv9AuM0

— Охотник за фейковой историей (@fakehistoryhunt) 1 сентября 2022 г.

«Если бы фотографии были уникальными и действительно были сделаны предыдущим владельцем альбома, они должны были быть совершенно новыми», — говорит она Rolling Stone. «Мне удалось отследить некоторые фотографии и я обнаружил, что они находились в открытом доступе годами, а в некоторых случаях десятилетиями. Они даже появляются в архивах фотостудий». Как она отметила в Твиттере, некоторые фотографии датируются 1905 годом.

Теувис видит в этом рвении один из многих распространенных способов, с помощью которых исторические артефакты могут обрести новую (и часто неправильную) жизнь в социальных сетях, и говорит, что люди обязаны относиться к потенциальным открытиям с настоящей осторожностью, чтобы избежать дезинформации.

«Я думаю, что вы всегда должны проводить небольшое фундаментальное исследование самостоятельно, и когда вы думаете, что у вас есть что-то действительно особенное», — говорит она. «Возможно, сначала проконсультируйтесь с другими экспертами или музеями, прежде чем рассказывать миру».

Ни одна из фотографий не была подтверждена официальным музеем или историческим обществом, но Кайл достаточно верит в их подлинность, чтобы поставить на них свой двухлетний опыт коллекционера. В настоящее время он работает над их аутентификацией. Но когда он говорил с Rolling Stone в четверг днем, он сказал, что с ним уже несколько раз связывался музей, который сказал, что он находится в Нанкине.

Когда его спросили о фотографиях, которые совпадают с другими уже известными фотографиями из разных эпох, Кайл сказал, что никогда не слышал о моряках, помещающих фотографии на память в свои собственные книги. Но даже если они ненастоящие, он рад, что так много людей узнали об истории Нанкинской резни.

Тем временем он пытается связаться с музеем, надеюсь, со Смитсоновским институтом, чтобы сделать фотографии.

«Я пытаюсь сделать так, чтобы у него было как можно больше просмотров», — говорит он Rolling Stone . «Это такая важная история, а история обречена на повторение. Я вижу много глупого дерьма, которое происходило тогда и продолжается сегодня. А это, знаете ли, урок».

27 Изнасилование в Нанкине Фотографии и факты, раскрывающие его истинные ужасы

Автор: Mark Oliver | Проверено Джоном Куроски

Опубликовано 22 марта 2018 г.

Обновлено 1 сентября 2022 г.

Эти трагические фотографии и истории запечатлели ужасы Нанкинской резни, также известной как Нанкинское изнасилование, совершенной японскими солдатами против китайских мирных жителей в 1937 и 1938 годах.

1 из 23

Молодой китаец стоит на коленях со связанными за спиной руками в ожидании казни путем обезглавливания руками японского солдата во время Нанкинской резни. Wikimedia Commons

2 из 28

— изнасилованы и заражены венерической болезнью японскими солдатами во время Нанкинской резни. Wikimedia Commons

3 из 28

Слева: Китаянка привязана к столбу и насильно целуется с японским солдатом. Справа: в другом месте мужчина остается связанным и с завязанными глазами. Wikimedia Commons

4 из 28

Статья, описывающая «Соревнование на вырубку 100 человек» — жестокое соревнование, в котором два японских солдата бросили вызов друг другу, чтобы убить как можно больше людей, насколько это возможно.

Жирный заголовок гласит: «Невероятный рекорд» — Мукаи 106 — 105 Нода — оба младших лейтенанта получают дополнительные возможности». Шинджу Сато/Wikimedia Commons

5 из 28

Китаец держит своего сына, который был ранен во время бомбежки, и умоляет о помощи. 7 из 28

Китайские жертвы, насильственно захороненные заживо во время изнасилования в Нанкине. Wikimedia Commons

8 из 28

Мертвые тела валяются в этом районе, когда японские солдаты толкают тележку, чтобы везти добытое нечестным путем имущество, когда они грабят здания. Викисклад

9 из 28

Мужчина стоит на коленях и ожидает казни мечом. Wikimedia Commons

10 из 28

Японские школьницы перед Императорским дворцом в Токио, Япония, машут флагами в честь завоевания японцами Нанкина .PhotoQuest/Getty Images

11 из 28

Японский стрелок приближается к китайскому фермеру. Вскоре после того, как была сделана эта фотография, китайский фермер был застрелен. Moriyasue Murase/Wikimedia Commons

12 из 28

Китайские военнопленные используются в качестве живой мишени для японских солдат, пробующих свои штыки. Вероятно, немногие из этих людей, если вообще были, были пощажены. Wikimedia Commons

14 из 28

Японские лидеры генерал Иванэ Мацуи (на переднем плане) и принц Асака едут в Нанкин вскоре после его захвата. Викисклад

15 из 28

Ухмыляющийся японский солдат держит в руке отрубленную голову жертвы. Wikimedia Commons

16 из 28

Японский солдат готовится публично обезглавить китайского мальчика.

18 из 28

Японские солдаты сопровождают захваченный китайский истребитель во время падения Нанкина. Архив Андервуда/Getty Images

19 из 28

Эта фотография была сделана как раз в тот момент, когда меч японского солдата перерезал шею китайскому заключенному. Wikimedia Commons

20 из 28

Молодые китайцы со связанными руками загружаются в грузовик. После того, как было сделано это фото, группа была изгнана на окраину Нанкина и убита. Синьхуа/Getty Images

21 из 28

«После того, как один или несколько мужчин раздели и изнасиловали их», — репортер журнала LIFE . писал, описывая кровавую бойню, которая произошла незадолго до того, как была сделана эта фотография, «ей проткнули штыком грудь, а затем во влагалище засунули бутылку». Вся ее семья, включая годовалого ребенка, была убита. LIFE magazine/Wikimedia Commons

22 из 28

Японские войска убивают китайских солдат и мирных жителей вдоль реки Янцзы и сжигают мертвых. Wikimedia Commons

23 из 28

лодка.Wikimedia Commons

24 из 28

Бесконечное поле мертвых тел, лежащих на земле после изнасилования в Нанкине. Itou Kaneo/Wikimedia Commons

25 из 28

Трехлетний ребенок лежит мертвым на земле во время изнасилования в Нанкине. Синьхуа/Getty Images

26 из 28

Обгоревшее тело китайца, облитого керосином и подожженного. Commons

27 из 28

Японские солдаты стоят среди трупов. Itou Kaneo/Wikimedia Commons

28 из 28

«Забытый Холокост»: 27 трагических фотографий изнасилования в Нанкине

Посмотреть галерею

Многие жители Запада прекрасно знают об ужасах, которые происходили на их стороне мира на протяжении всей истории. Но слишком часто, когда злодеяние происходит на другом конце света, люди мало что о нем слышат или много о нем думают.

Наряду со всеми катастрофами, обрушившимися на Европу во время Второй мировой войны, не менее тревожными были зверства, совершенные в Юго-Восточной Азии — даже несмотря на то, что большинство людей на Западе почти никогда не узнают о них в школе.

И немногие зверства, совершенные в Азии во время Второй мировой войны, были столь же ужасны, как Нанкинская резня, также известная как Нанкинское изнасилование.

В то время как Европа пыталась сдержать нацистскую военную машину, Китай стал жертвой японского вторжения, которое впервые началось в конце 19 века.37. В конце концов, Китай потерял 20 миллионов жизней (второе место среди всех стран, участвовавших в войне), в то время как Японская империя стремилась завоевать большую часть Восточной Азии и Тихого океана.

И целых 17 миллионов китайских жертв не были солдатами. Это были гражданские лица, безоружные и беззащитные, и многие из них прошли через невообразимый ад, прежде чем были убиты.

Некоторые из худших из них произошли в течение шести недель после того, как японцы ворвались в столицу Китая Нанкин (ныне известный как Нанкин) 19 декабря.37.

Жестокий марш, предшествовавший изнасилованию Нанкина

Изнасилования и убийства, которые вскоре охватят Нанкин, начались еще до того, как японская армия достигла городских стен. Японская армия двигалась через Китай в начале своего вторжения, убивая и грабя со строгим приказом «убить всех пленников».

Однако японцы на этом не остановились. Среди армии захватчиков ничего не запрещалось, и они верили, что это придавало им силы. Один японский журналист, путешествовавший с 10-й армией, написал в своих заметках, что, по его мнению, армия движется вперед с такой силой из-за «молчаливого согласия среди солдат и офицеров, что они могут грабить и насиловать, как хотят».

Нанкинская резня начинается

Когда японская армия достигла Нанкина, их жестокость не ослабевала. Они сжигали городские стены, дома людей, окрестные леса и даже целые деревни, оказавшиеся на их пути.

Они грабили почти все здания, которые могли найти, воруя как у бедных, так и у богатых. Затем они убили множество людей, с которыми столкнулись. Некоторые жертвы Нанкинской резни были брошены в массовые безымянные могилы; другие просто оставили гнить на солнце.

Для армии вторжения Похищение Нанкина иногда было даже игрой. Японские журналы хвастались соревнованием между двумя солдатами, Тошиаки Мукаем и Цуёси Нодой, которые бросили вызов друг другу в гонке, чтобы увидеть, кто первым сможет убить 100 человек своими мечами.

Что еще хуже, люди, которых вскрыли эти двое мужчин, не были вражескими комбатантами, убитыми на поле боя, когда они боролись за свою жизнь. По признанию самих мужчин, жертвами стали безоружные, беззащитные люди. Нода признался после окончания войны: «Мы выстраивали их в ряд и рубили от одного конца линии до другого».

Более того, это признание не было извинением. Всего за несколько секунд до этого Нода насмехался над своими жертвами за то, что они позволили ему убить их, говоря: «Китайские солдаты были такими глупыми». Он также добавил: «После этого меня часто спрашивали, имеет ли это большое значение, и я отвечал, что это не имеет большого значения».

Внутри ужасов изнасилования Нанкина

Всего за шесть недель, в течение которых японцы устроили Нанкинскую резню, начиная с 13 декабря 1937 года, примерно от 20 000 до 80 000 китайских женщин подверглись жестокому изнасилованию и сексуальным домогательствам со стороны вторгшихся солдат. Иногда они ходили по домам, вытаскивая женщин и даже маленьких детей и жестоко насилуя их. Затем, покончив со своими жертвами, они часто убивали их.

Такое убийство было не просто актом бессмысленного варварства — эти люди выполняли приказы. «Чтобы у нас не было никаких проблем с нашими руками, — сказал один командир своим людям, имея в виду всех женщин, которых они изнасиловали, — либо платите им деньги, либо убивайте их в каком-нибудь безвестном месте после того, как закончите».

Однако захватчики не остановились даже на простом убийстве. Они заставили этих женщин страдать самым ужасным образом. Беременных матерей разрезали, а жертв изнасилования изнасиловали бамбуковыми палками и штыками, пока они не умирали в агонии.

«Я никогда не слышал и не читал о такой жестокости», — записал в своем дневнике один миссионер в Нанкине, Джеймс М. Маккаллум. «Изнасилование! Изнасилование! Изнасилование! По нашим оценкам, по крайней мере 1000 случаев ночью и много днем».

«16 декабря семь девушек (в возрасте от 16 до 21 года) были увезены из Военного училища», — говорится в отчете Международного комитета (группы иностранцев, которые создали Нанкинскую зону безопасности, чтобы предоставить убежище жертвам Нанкинской резни). ). «Пять вернулись. Каждую девушку насиловали шесть или семь раз в день».

«Одна старушка 62 лет пошла домой возле Хансимэня, а ночью пришли японские солдаты и хотели ее изнасиловать», — говорится в другом отчете комитета. «Она сказала, что слишком стара. Поэтому солдаты забили ее палкой. Но она выжила и вернулась».

Между тем, один из журналистов The New York Times , присутствовавший на месте происшествия, написал: «Я подъехал к набережной на своей машине. И чтобы добраться до ворот, мне пришлось просто перелезть через груды тел, скопившихся там… Машина просто должна была проехать по этим трупам». Добравшись до набережной, он стал свидетелем резни 200 человек всего за десять минут.

Степень, в которой японские официальные лица были осведомлены о таких зверствах во время Нанкинской резни, уже давно является предметом интенсивных споров. Например, японский генерал Иванэ Мацуи, командующий войсками в Китае, утверждал, что не знал о массовых преступлениях, но тем не менее чувствовал моральную ответственность.

В конце концов, он был осужден и казнен за участие в бойне после войны, с тех пор Нанкинское изнасилование стало самым спорным вопросом.

Наследие резни по сей день

К тому времени, когда закончилось самое страшное Нанкинское изнасилование, около 300 000 человек были убиты — в основном в течение нескольких недель. Когда японских солдат и чиновников судили и казнили за военные преступления сразу после Второй мировой войны, суд установил, что по меньшей мере 200 000 человек погибли во время изнасилования в Нанкине.

Тем не менее, оценки числа погибших сильно различаются: некоторые из них составляют всего 40 000 человек. Более того, эти оценки вызывают ожесточенные споры, отражающие, насколько вызывающими разногласия остается «забытый Холокост», по словам автора Айрис Чанг, по сей день.

Японское правительство, например, не приносило официальных извинений за зверства времен Второй мировой войны до 1995 года, и даже эта относительно недавняя извиняющаяся позиция не была единодушной и универсальной.

Например, в 1984 году Ассоциация ветеранов японской армии провела интервью с японскими ветеранами, присутствовавшими во время Нанкинской резни, чтобы опровергнуть сообщения о зверствах японцев.

Однако организаторы исследователей с удивлением обнаружили, что ветераны откровенно рассказывают о массовых зверствах, и официальный журнал Ассоциации ветеранов был вынужден вместо этого опубликовать извинения за изнасилование в Нанкине:

«Какой бы ни была тяжесть войны или особые обстоятельства военной психологии, мы просто теряем дар речи, столкнувшись с этим массовым незаконным убийством. Как те, кто имеет отношение к довоенным военным, мы просто глубоко извиняемся перед народом Китая. Это было действительно достойный сожаления акт варварства».

Только за последние десять лет десятки японских чиновников и политиков отказались взять на себя ответственность или вообще отрицали, что это произошло. В 2015 году премьер-министр Японии Синдзо Абэ выступил с заявлением по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны и вызвал широкую критику за то, что на самом деле не извинился в процессе (что способствовало разжиганию нынешней напряженности в отношениях между Китаем и Японией).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *