Рекомендации по развитию воли: Официальный сайт ГБУ ЦДК — Владимирова И.М., Развитие волевых качеств дошкольника. Методические рекомендации педагогам и родителям
Рекомендации по развитию воли младших школьников
Рекомендации по развитию воли младших школьников
Комплекс диагностических мероприятий позволяет разработать рекомендации по развитию воли младших школьников: в процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные, половые, личностные особенности детей. Наряду с процессом овладения знаниями, воспитывается культура и самодисциплина умственного труда. Воспитание воли начинается с мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.
Непосильные трудности тоже не помогут волевому воспитанию. Убедившись в невозможности выполнить задание, ученик оставит работу, у него появится чувство неуверенности в своих силах и начнет развиваться привычка не доводить дела до конца. Это ведет к слабоволию. Таким образом, первое важное условие воспитания воли — это трудные, но посильные задания.
Чтобы у школьника развивать усилия к преодолению трудностей, учитель должен создавать побуждения к учению, так как без сильного желания невозможно добиться поставленной цели. Если намеченная задача очень сложна, надо, не отказываясь сразу от ее выполнения, разбить ее на отдельные задания, выполнить ее по частям. Дети должны видеть и чувствовать, что они добиваются успеха, хотя и не сразу, а постепенно.
Стимулом для преодоления учащимися трудностей должна быть разумная требовательность учителя. Но только на ней одной нельзя строить учебно-воспитательную работу. Важно, чтобы дети испытывали чувство удовлетворения от выполнения заданий. Это чувство появится только в том случае, если их усилия будут завершаться успехом. В случае неудачи учителю надо ободрить ученика, внушить ему, что неуспех имеет временный характер и что при настойчивом труде ребенок добьется нужных результатов.
С первых дней учения в школе детей следует приучать к самостоятельной работе, необходимой для воспитания воли. Но делать это надо постепенно. Если неуверенного, робкого ребенка сразу предоставить самому себе, то его растерянность и страх перед неудачей еще более возрастут. Для укрепления воли робких или недостаточно сообразительных, но старательных детей необходимы одобрение и похвала учителя. У самоуверенных, смелых и мало дисциплинированных учащихся надо воспитывать чувство особой ответственности за все, что они делают.
Важно приучать ребенка строго выполнять принятое решение, данное обещание, всегда доводить дело до конца. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю.
Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.
Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом. Полезны игры, направленные на развитие волевых качеств младшего школьника, так, например, игра «Поиск клада» (Приложение 5), «Перо в вверх!» (Приложение 6), упражнение «Соедини точки» (Приложение 7), способствуют активному развитию волевой сферы младших школьников.
Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий.
Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. Хорошо поставленная работа с младшими школьниками отряде способствует воспитанию у детей волевых качеств. У каждого ребенка должна быть определенная обязанность. Общественные поручения воспитывают у детей чувство ответственности перед коллективом, приучают не только подчиняться его требованиям, но и выступать от имени коллектива, организовывать работу других его членов, оказывать на них необходимое влияние. Все это воспитывает определенные волевые качества школьника.
Полезны также и беседы с детьми. Опыт лучших учителей говорит о том, что и в 8-9 лет ребята могут заниматься некоторой работой над собой. на детей младшего школьного возраста большое влияние оказывает личный пример учителя: его четкость в работе, организованность, умение все делать вовремя, никогда не опаздывать, заранее подготовить и строго продумать элементы урока. Весь стиль работы педагога, обладающего сильной волей, действует на учащихся, которые любят подражать учителю. Его дисциплинированность и волевой тонус передаются и школьникам.
Добиться воспитания у детей волевых качеств только в стенах школы нелегко. Это слишком длительный процесс, а ученики сравнительно немного времени проводят под руководством учителя. Поэтому необходима совместная работа педагога с родителями. Родителям надо давать рекомендации о том, как воспитывать у ребенка волевые качества, говорить о разумной требовательности к детям, напоминать о режиме дня, об укреплении здоровья школьника, о приучении его к посильному участию в работе по дому. Очень важно, чтобы у детей складывались правильные понятия о волевых качествах.
Сила воли: как развить и укрепить
Способность сознательно управлять своим поведением, или воля, играет важную роль в нашей жизни. Без нее невозможно стать по-настоящему значимым человеком и добиться успеха, поэтому вопрос о том, как развить силу воли, является весьма актуальным. Это сложное психическое явление, представляющее собой совокупность свойств личности, и начинать его развитие нужно с самоанализа, с осмысления тех волевых качеств, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Тем более развитие каждого из этих качеств требует своего специфического подхода.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Волевые качества личности и их развитие
- 1.1 Инициативность
- 1.2 Самостоятельность
- 1.3 Настойчивость
- 1.4 Самоконтроль и самообладание
- 2 Еще несколько советов по развитию силы воли
Волевые качества личности и их развитие
Формирование способности к сознательному управлению своим поведением начинается с самого раннего детства, когда у малыша только появляются зачатки произвольных действий. Даже в 3 года ребенок способен сдерживать некоторые свои импульсивные порывы, понимать необходимость определенных действий, даже если ему этого не хочется.
Особенно интенсивно развитие волевых качеств идет в подростковом возрасте, и к 18-20 годам они должны иметь достаточно высокий уровень. Однако в реальности такого часто не бывает, и человек обладает лишь отдельными из этих качеств или они слабо проявляются. Встречаются и вовсе безвольные индивиды.
Так или иначе, развитие силы воли – это в первую очередь выявление и решение проблем с отдельными волевыми качествами.
Инициативность
Поговорка о том, что труднее всего сделать первый шаг, верна. Ведь для этого необходимо преодолеть собственную инертность, страх и лень. Инициативность – это способность самостоятельно без давления извне принимать решения и выполнять их. Умение заставить себя действовать самостоятельно без всяких внешних стимулов – это очень важное качество, необходимое для достижения успеха. К сожалению, люди далеко не всегда обладают им и ждут, когда им «на блюдечке с голубой каемочкой» принесут престижную работу, хорошую зарплату, грандиозные проекты, где можно не только заработать, но и продемонстрировать свои способности и т. д. Вот тогда уж они покажут себя во всей красе.
Эти безынициативные люди не ленивы, они просто инертны и могут всю жизнь ждать волшебного стимулирующего «пинка». Но взявшись за дело, они вполне способны быть настойчивыми и упорными. Из подобных людей получаются неплохие исполнители, но они не создадут ничего своего.
Для того чтобы развить такое важное волевое качество, как инициативность, нужно найти для себя по-настоящему интересное дело. Такое дело проще всего начинать самостоятельно, потому что интерес – хороший стимул.
Для инициативности также важно развитие творческого потенциала, потому что богатое воображение и креативность способны породить яркие новые идеи и планы, которыми хочется заниматься и которые побуждают к активности и инициативности.
Самостоятельность
Работать под чужим руководством, по кем-то составленным инструкциям скучно, но проще, чем самостоятельно. И, кстати, можно с чистой совестью поругать этого «кого-то» и объяснить причины своих ошибок криво составленной инструкцией.
А вот действовать самостоятельно, по собственному плану значительно сложнее и требует немалых волевых усилий. Причем трудности не только материальные и физические, но и психологические, так как ответственность и за успех, и за неуспех ложится исключительно на вас.
Часто подростки, не желающие подчиняться требованиям учителей и родителей и проявляющие своеволие, считаются недисциплинированными. Наверное, это так. Но более важно то, что они стремятся к самостоятельности, которая, увы, не приветствуется в их возрасте. Поэтому и у взрослых это качество развито слабо или вовсе отсутствует, а оно очень важно и необходимо для каждого человека, стремящегося быть не просто пешкой в чужой игре.
Как можно развить самостоятельность взрослому? Понятно, что на основной работе сложно бывает проявлять это качество – не все руководители любят слишком самостоятельных подчиненных. Но развивать самостоятельность можно в разных видах деятельности. И вообще, даже решение о том, чтобы заняться чем-то еще, кроме работы, нужно принимать самостоятельно. Например, можно заняться фрилансом и начать подрабатывать в интернете, посвятить свободное время спорту или творчеству, организовать выставку своих работ или тематическую группу в одной из социальных сетей. Да много что можно сделать, чтобы почувствовать себя не винтиком в чужом механизме, а самостоятельной личностью.
Настойчивость
Принятие решений иногда требует серьезных усилий, но на этом волевой акт не заканчивается. Чтобы выполнить намеченное, тоже часто требуется много сил и терпения. Есть очень инициативные и вполне самостоятельные личности, которые быстро «загораются», рождают новые интересные идеи, организуют собственные проекты, но надолго их активности не хватает. Этим людям недостает энергии, которая необходима для поддержания длительной активности и является основой настойчивости. Кстати, это слабое место многих творческих личностей. Поэтому, даже имея высокий творческий потенциал, не все становятся выдающимися писателями, музыкантами, художниками.
Где же найти эту энергию и как развить у себя настойчивость? Уровень энергии во многом зависит от индивидуально-психологических свойств человека, например, от темперамента. Холерики быстро «вспыхивают» и так же быстро «прогорают», а флегматики демонстрируют буквально чудеса настойчивости, но у них проблема с инициативностью.
Именно настойчивость, упорство в достижении поставленной цели чаще всего связывают с понятием «сила воли». И развить ее можно, только систематически убеждая себя в необходимости доводить до конца любое начатое дело. Лучше не начинать вообще, если вы не уверены в собственных силах и терпении. Но каждое дело должно быть закончено. И рано или поздно это войдет в привычку, станет для вас нормой поведения.
Можно еще посоветовать постоянно стимулировать себя, представляя результат ваших усилий, думать о том, как это будет здорово, приятно, как можно будет гордиться собой и похвалиться друзьям, и какую выгоду вы получите, завершив дело.
Самоконтроль и самообладание
Воля проявляется не только в преодолении внешних трудностей, но и в решении внутренних проблем, в том числе связанных с нерешительностью, страхом, желанием отсидеться в тихом спокойном уголке. Эти чувства есть у каждого человека, и часто они выступают в качестве очень сильных мотивов, побуждающих нас к пассивности, инертности. Именно самоконтроль помогает отказаться от столь привлекательного покоя и в ситуации выбора мотивов предпочесть наиболее значимые и важные.
А самообладание защищает от импульсивных, необдуманных поступков, помогает сдерживать сиюминутные желания. Уровень самообладания во многом зависит от развитости рационального контроля и способности управлять эмоциональной сферой. Поэтому развитие данного качества тесно связано с умением регулировать проявление эмоций, не только контролировать их, но и подавлять ненужные и спонтанные всплески.
Очень хорошо помогают развивать самоконтроль и выдержку занятия спортом, где большую роль играет привычка преодолевать себя, свою усталость, боль, лень.
Еще несколько советов по развитию силы воли
Воля очень тесно связана с рациональной сферой и способностью сознательно анализировать свои действия и их последствия. Поэтому и управление волевыми процессами лежит в сфере разума. Классические психологические тренинги, которые формируют поведенческие навыки, здесь не слишком эффективны. Но несколько советов психолога помогут вам укрепить силу воли:
- Никогда ничего не делайте спонтанно, под влиянием эмоций. Приучайте себя анализировать возможные последствия своих поступков.
- Принимая важное решение, сначала оцените свои силы и возможности и только потом начинайте действовать.
- Приучайте себя к самостоятельности не только на уровне исполнения, но и на уровне принятия решений. Чем чаще вы будете проявлять инициативу, тем больше она станет для вас привычной и даже привлекательной.
- Ощущая потребность в чем-то, всегда анализируйте мотивы: что подталкивает вас к свершению поступка, насколько значимы или мелочны эти побуждения. Работают ли они на ваш успех или связаны только с сиюминутными желаниями.
- Старайтесь быть последовательными. Поставив перед собой задачу, всегда добивайтесь ее решения. Даже если это не слишком значимая задача.
Для развития силы воли важна и деятельность, которую выбирает человек. Есть занятия, которые и сами по себе способствуют развитию волевых качеств. Это в первую очередь спорт и творчество. Они требуют от человека самоотдачи, упорства и настойчивости.
Важную роль в любом деле играет заинтересованность, поэтому старайтесь ставить перед собой не только нужные, но и привлекательные цели, которые хочется достигнуть. Они, как маяк, способны осветить даже самый трудный путь.
Развитие воли: появление самодисциплины
Детский дом, Лорен, 14 ноября 2017 г.,
Доктор Монтессори рассматривала утверждение будет как решающее для развития ребенка. Воля — это способность демонстрировать саморегуляцию, контролировать импульсы и, в конечном счете, обретать внутреннюю силу, необходимую для принятия наилучших решений в любых данных обстоятельствах. Развитие воли является ступенькой для ребенка, чтобы открыть для себя правильное нравственное развитие по мере того, как он или она становится взрослым, и постоянно практикуется в классе Монтессори, от Детского дома до шестиклассников. Ниже руководитель младшей начальной школы Анна Швинд делится своими мыслями о волеизъявлении, а также о нескольких способах, которыми вы можете поддержать потребность вашего ребенка проявлять свою волю дома.
Начнем с фантастического (и мучительного) примера ребенка, прилагающего невероятные усилия, чтобы отсрочить удовлетворение; четырехлетний Тео может съесть свою конфету (здесь она называется «конфетка») сейчас или подождать десять минут и съесть ДВЕ конфеты! Десять минут, особенно для четырехлетнего ребенка, — это вечность; тем не менее, он это делает! Все способы, которыми Тео отвлекает себя в течение этих десяти минут, интересны и занимательны: он поет, скандирует, пинает ножки стола, играет с конфетами, напоминает себе разговором с самим собой о награде в В конце концов, он несколько раз меняет свое физическое положение, он даже кладет конфету (все еще в обертке) в этот рот и достает ее снова и снова — и все же он ее не ест!
Если вы узнали этот сценарий, то, скорее всего, вы знакомы со знаменитым Стэнфордским зефирным экспериментом Уолтера Мишеля 1972 года по отложенному удовлетворению. Спустя годы исследование показало положительную корреляцию между детьми, которые могли отсрочить удовлетворение, ожидая второго зефира, и общей компетентностью и более высокими баллами SAT. Здравый смысл подсказывает нам, что научиться откладывать удовольствие — это хорошая вещь .
«Доктор. Монтессори связала бы зефирный тест с волей. Она считала, что одной из важнейших целей школы должна быть помощь детям в проявлении их воли, и она понимала, что способность проявлять волю требует постоянной практики. В Расширенный метод Монтессори она писала: « Наши маленькие дети формируют свою собственную волю, когда в процессе самообразования они приводят в движение сложную внутреннюю деятельность сравнения и суждения и таким образом делают свои интеллектуальные приобретение с порядком и ясностью; это своего рода «знание», способное подготовить детей к принятию собственных решений… тогда они смогут принимать решения в каждом действии своей повседневной жизни». объясняет Анна Швинд, руководитель младших классов в Вилла-ди-Мария.
Анна продолжает: «Люди часто спрашивают, почему в Монтессори-классе недостаточно всех материалов для каждого ребенка, и хотя причин много, одна из них — дать детям возможность проявлять свою волю. Это ежедневный зефирный тест. Они учатся ждать, пока материал будет доступен, откладывать удовлетворение, проявлять терпение. Сам акт выбора материала из того, что имеется на полке, является усилием воли: почему ручная стирка, а не столовая? Почему большая рамка из бисера, а не шахматная доска? Дети учатся делать выбор, потому что выбор есть внешнее отражение внутренней воли. Воля подобна мышце, которую можно укрепить с помощью. Это восхваляемый аспект Монтессори-образования по формированию характера, который кажется таким неуловимым, но все чаще рассматривается педагогами всех мастей как критически важный для развития детей».
Класс Монтессори, независимо от возраста и стадии, полон вдумчиво созданных, осознанных примеров ситуаций и сценариев, в которых дети могут практиковать проявление своей воли. Начальный класс поощряет самостоятельное передвижение на самом базовом уровне: от ходьбы в класс на своих двух ногах до вешания собственного пальто и выбора того, с какой работы начать утром. Каждое движение поощряет контроль над телом посредством напряжения ума; воля действует самым малым и самым большим образом.
Итак, вы можете задаться вопросом, что можно сделать дома, чтобы побудить ребенка развивать свою волю? Ниже Анна делится некоторыми основными и доступными советами.
«Воля вашего ребенка — это не то, что нужно подавлять, подчинять своей собственной или сломать. Дайте им возможность использовать его безопасно. Позвольте им, например, выбрать, что будет есть вся семья в определенный будний вечер, возможно, из набора приемлемых вариантов. Затем поручите им часть приготовления еды, за которую они будут нести ответственность. Позвольте им выбрать фильм, который вы будете смотреть, или игру, в которую вы будете играть вместе, или книгу, которую вы будете читать им вслух, или какой из двух парков они предпочли бы посетить (опять же, не стесняйтесь ограничивать их выбор).
Дополнительным бонусом этих занятий является то, что они позволяют вам лучше узнать своего ребенка. Каковы их интересы? Что они любят? Ваш первоклассный ребенок может легко приготовить себе обед каждый день (или, возможно, накануне вечером, если ваше утро слишком беспокойное). Они предпочли бы сваренное вкрутую яйцо или сырную палочку из-за белка? Они хотят приготовить кесадилью для обеда?
Напоследок открою секрет о завещании. Воля людей идет дальше, когда они не знают, что она исчерпаема. Да, я знаю, я только что сгубила силу воли для всех вас, теперь вы знаете, что она может закончиться в любой момент. Но пока берегите своего ребенка от этих знаний. Не говорите им: «О, я вижу, вы не можете сделать правильный выбор, потому что вы устали/раздражены/голодны». Ожидайте, что они всегда будут делать правильный выбор. Встречайте их с состраданием, когда они этого не делают. Дайте им сон/тихое неструктурированное время/перекус, в котором они нуждаются, не сообщая им, что вы поняли, что они на пределе своих возможностей. И когда их воля обновляется и освежается (потому что она всегда освежается!) дайте им больше возможностей проявить ее».
Спасибо, Анна, за идею и участие в этой увлекательной теме!
«Мы должны помочь ребенку действовать самостоятельно, хотеть самостоятельно, думать самостоятельно; это искусство тех, кто стремится служить духу». (Доктор Мария Монтессори, «Образование для нового мира»)
РАЗВИТИЕ ВОЛИ — Дошкольное образование Монтессори в Encinitas
WPadmin
12 января 2021 г.
Без категории
«Цель дошкольного образования должна состоять в том, чтобы активизировать собственное естественное желание ребенка учиться».
-MARIA MONTESSORI
Монтессори-среда предлагает ребенку множество возможностей для выбора. Эта способность выбирать для себя последовательно развивается на начальном этапе жизни и продолжается до взрослой жизни. Такие незаменимые навыки, как сила воли или самоконтроль, являются результатом многих маленьких выборов в повседневной жизни в школе Монтессори
и, безусловно, укрепляются с практикой.
Доктор Мария Монтессори считала, что детьми движет мощная сила изнутри. Когда их энергия и дух помещаются в среду, отвечающую их любознательности, они реагируют на
с энтузиазмом, нежностью, способностью концентрироваться и любопытством. Таким образом, благоприятная среда побуждает их предаваться непостижимому поиску открытий.
Что мы на самом деле подразумеваем под словом «Уилл»?
«Фиксированное и постоянное намерение или цель».
Проще говоря, Воля — это способность демонстрировать самоуправление, контролировать свои импульсы и, в конечном счете, наследовать внутреннюю силу, необходимую для принятия наилучших решений в любых данных обстоятельствах.
Возможно, вы знакомы со старой английской поговоркой: «Где есть воля, есть и способ». Это означает, что если у вас есть непоколебимая вера в достижение чего-то, вы обязательно найдете способ добиться этого. Это означает, что когда мы умышленно делаем что-то, мы импульсивны и полны решимости приложить максимум усилий для выполнения соответствующей задачи. Наоборот, если мы навязываем кому-то свою волю, мы пытаемся заставить его делать то, чего он не хочет. И это может привести к протесту, отказу от сотрудничества, бунту или даже увеличению разрыва в общении.
Поэтому, осознавая важность «Воли» в процессе развития ребенка, доктор Монтессори подчеркивала, насколько она важна. Она знала, что это ступенька в процессе развития ребенка, который требует постоянной практики. В результате это стало константой среды Монтессори.
«Стимулировать жизнь, оставляя ее, однако, свободной для развития, — вот первая обязанность воспитателя».
— МАРИЯ МОНТЕССОРИ
«КАЖДОЕ ЗОЛОТО НЕ БЛЕСТИТ»
Люди часто жалуются на отсутствие материалов, доступных для каждого ребенка в среде Монтессори. Но они не в состоянии распознать настоящую причину этого. Они не подозревают о том, что в Монтессори-среде все хорошо продумано и поэтому тщательно создано. Хотя есть бесчисленное множество причин, по которым не все доступно для каждого, самая важная из них — дать детям возможность проявлять свою волю. Они учатся ждать, пока материал не будет доступен, откладывать свое умиротворение и наследовать терпение.
Банальная привычка выбирать материал из доступных вариантов усиливает их силу воли. Следовательно, их воля укрепляется с каждым использованием. Каждое движение поощряет контроль над телом посредством напряжения ума; воля действует самым малым и самым большим образом.
ВКЛАД РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ ВОЛИ
Родители не должны подавлять волю своего ребенка или подавлять ее самостоятельно. Они не должны принуждать своих детей к каким-либо действиям путем принуждения. Следовательно, им должна быть предоставлена достаточная свобода, чтобы делать свой собственный выбор, и им должны быть даны возможности безопасно использовать свою волю. Например, иногда
родители должны позволить им решить, что они хотят надеть на вечеринку в выходные или что они предпочли бы на обед, возможно, это должно быть разрешено в допустимых пределах.
Воля также развивается через порядок в жизни ребенка.