Разница между католичеством и православием: О Православии и католичестве / Православие.Ru
Православие и католицизм — Схемы и пособия
См. также: Католический Катехизис с точки зрения православного богословия →
Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом. | Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать. |
Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным. | Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения. |
Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц. | Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми. |
Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына». | Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына». |
Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа. | Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя. |
Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г. | Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г. |
Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа. | Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле. |
Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность. | Утвердила догмат о Чистилище — состоянии душ усопших католиков, умерших в мире с Богом, но имеющих неотпущенные несмертные грехи. |
Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий…». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения. | При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся. |
Действительность таинства зависит от внешней правильности его совершения, также необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. При этом действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства, а необходимыми условиями для того, чтобы действие таинств было спасительным, являются вера в таинство со стороны приемлющих таинство и связанное с этим искреннее желание принятия таинства. | Для действительности таинства требуется правильное его совершение, а также намерение совершителя совершить и намерение принимающего принять таинство. При этом, если указанные условия соблюдены, таинство действует само через себя, а не через веру приступающего. Для действительности почти всех таинств вера считается необязательной, для этого достаточно намерения, даже если это намерение продиктовано худыми целями. |
Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). | Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). |
Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора). | Месса совершается на пресном хлебе (Гостия). |
Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются. | Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются. |
Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик. | Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. |
Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу. | Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок». |
— | Учение об индульгенциях. |
Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии. | Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. |
Основные обрядовые различия между православием и католицизмом
Православие | Католицизм |
---|---|
Усопшие особо поминаются на 3‑й, 9‑й и 40‑й день после смерти. | Усопшие особо поминаются на 3‑й, 7‑й и 30‑й день после смерти. |
Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование. | Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»). |
Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя. | Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни). |
Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. | В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда. |
Алтарь, как правило, ориентирован на восток. | Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах. |
В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день. | Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле. |
Детей начинают причащать с младенчества. | К первому причастию подходят только в возрасте 7–8 лет. |
Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево. | Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо. |
Целибат обязателен только для монахов. | Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов). |
Большая продолжительность постов и разные постовые традиции. Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых). | Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых). Есть один многодневный пост — Великий |
Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов. | Минимальный евхаристический пост составляет один час. |
В православном богослужении музыкальные инструменты не используются. | В католическом богослужении чаще всего используется орган. |
Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны. | Брак принципиально нерасторжим. |
Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. | Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др. |
Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник. | Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего». |
Принят термин «освящение воды». | Принят термин «благословение воды». |
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. | Католическое духовенство, как правило, безбородо. |
Отсутствие беатификации при причислении к лику святых. | Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация. |
Монастыри различаются лишь уставом. | Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации. |
В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме). | В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. |
Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари. | Используется григорианский календарь. |
Наиболее значимые сходства православия и католицизма
Православие | Католицизм |
---|---|
Основой всей жизни является Господь Иисус Христос. | |
Верующие стремятся жить по заповедям Христовым. | |
Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого. | |
Имеют апостольское преемство. | |
Имеют семь церковных Таинств. | |
Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания. | |
Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. | |
Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу. | |
Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г. | |
Имеют общее представление о семье. | |
Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека. | |
Не признают гомосексуальные браки. | |
Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире. |
Взаимное влияние православия и католицизма
Влияние православия на католицизм | |
1 | При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции. |
2 | Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора. |
3 | В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах. |
4 | Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов. |
5 | Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви |
Влияние католицизма на православие | |
1 | Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в. ) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе. |
2 | Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах. |
3 | Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру. |
6 | Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи. |
7 | Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия. |
- Пожертвовать
- 38 тыс. 0
-
0
Размер шрифта:
A-
15
A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст:
Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
В чём разница между католичеством и православием? |
Сравнение и противопоставление православных и католиков
РОБЕРТ АЛЛЕН
29 СЕНТЯБРЯ 2017
КЛАСС
… Pool/Getty Images News/Getty Images
Более 1000 лет существовала монолитная христианская церковь. Затем, в 1054 г. н.э., Папа и Константинопольский патриарх отлучили от церкви, что привело к так называемому Великому расколу, во время которого основная христианская церковь разделилась на так называемую католическую церковь на западе и православную церковь на востоке. Хотя между двумя конфессиями есть много общего, как в вере, так и в практике, каждая из них имеет свои отличительные черты.
Исследуйте эту статью
- Верования
- Ритуалы
- Структура
- Достигнув
1 Вартия
. , его непорочное рождение, его смерть и последующее воскресение, а также его ожидаемое возвращение на землю. Обе деноминации также признают учения, выраженные на первых семи вселенских соборах.
В основе Великого раскола между Римско-католической и Восточной православной церквями лежало то, как выражалась идея Троицы. В то время как Восточная православная церковь подчеркивала особую индивидуальность каждого члена Троицы, Римско-католическая церковь подчеркивала единство сущности Троицы. Кульминацией этого разделения стал спор о филиокве, который был одним из основных богословских триггеров Великого раскола. Церкви также расходились во взглядах на вечную девственность Марии, а также на природу первородного греха.
2 Ритуалы
Как в римско-католической, так и в восточно-православной церквях есть семь таинств. К ним относятся крещение, конфирмация, покаяние, причастие, брак, священный сан и помазание больных. Сегодня практика этих таинств в обеих церквях почти идентична по форме и содержанию.
Одно заметное различие в ритуалах между двумя группами проявляется в общении. В то время как Восточная православная церковь использует дрожжевой хлеб, Римско-католическая церковь использует пресный хлеб. Каждая из них также придерживается различных взглядов на причастие: Восточная православная церковь верит, что Иисус Христос мистическим образом присутствует в общении, в то время как Римско-католическая церковь верит, что хлеб и вино буквально, но незримо превращаются в тело и кровь Иисуса Христа. .
3 Структура
И римско-католическая, и восточно-православная церкви используют иерархическую форму церковного управления — существует несколько уровней священства, включая священников, монахов, монахинь и различные уровни епископов. В Римско-католической церкви епископа Рима называют Папой, и он находится на вершине организационной иерархии католической церкви. В католической церкви он считается представителем Христа как главы католической церкви на земле. Восточную Православную Церковь возглавляют патриархи, и каждый патриарх является административным главой Православной Церкви в данном географическом регионе. Эти патриархи считаются равными, и ни один из них не имеет власти над другим. Отказ Восточной православной церкви подчиниться воле епископа Рима был основным политическим фактором Великого раскола.
4 Reach
Римско-католическая церковь распространилась по всему миру, доминируя над большей частью западной религии. По состоянию на 2012 год во всем мире насчитывалось около 1,18 миллиарда католиков. В США проживает около 60 миллионов католиков, и католическая церковь играет активную роль в мировых делах, в том числе в международных отношениях через свой собственный город-государство Ватикан.
Во всем мире насчитывается около 200 миллионов последователей православия. Самая большая концентрация восточно-православных христиан находится в Русской православной церкви, которая, по оценкам, насчитывает около 100 миллионов приверженцев. Православию было очень трудно завоевать влияние на Западе, а число православных в США составляет от 1,5 до 3 миллионов — меньше, чем во многих протестантских конфессиях.
Об авторе
Роберт Аллен уже более десяти лет работает писателем на полную ставку. Ранее он работал в сфере информационных технологий в качестве сетевого инженера. Аллен получил степень бакалавра истории и религии/философии в Уэслианском университете Индианы, степень магистра гуманитарных наук в Университете Центрального Мичигана и закончил аспирантуру Христианской теологической семинарии.