Пять видов рас людей: Расы человека — урок. Биология, 8 класс.
Расы человека в таблице (8 класс, биология)
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2155.
Обновлено 6 Января, 2021
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2155.
Обновлено 6 Января, 2021
Род Homo появился 2–2,5 млн. лет назад. Все представители Homo имеют одинаковую анатомию и физиологию. Однако с развитием цивилизаций и расселением человечества стали появляться и меняться расы человека.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Щербань Ларисой Степановной.
Опыт работы учителем биологии — более 19 лет.
Что такое раса?
Раса – это группа людей, сложившаяся под влиянием окружающей среды. В результате адаптации к определённым условиям отличительные признаки стали передаваться по наследству.
Расы различаются фенотипом, т.е. внешним видом. Эти различия складывались на протяжении нескольких десятков тысяч лет. Основные черты, по которым одна раса отличается от другой:
- цвет кожи и глаз;
- разрез глаз;
- цвет и структура волос;
- форма носа, губ, лица;
- рост.
Рис. 1. Разный разрез глаз.
Полезные изменения во внешности помогают выживать и лучше приспосабливаться к климатическим и географическим условиям. Несколько примеров:
- светлая кожа северных народов помогает лучше усваивать витамин D;
- тёмная кожа южан предохраняет от солнечных ожогов и перегрева;
- широкие губы и нос способствуют эффективному испарению влаги и охлаждению;
- узкий нос сохраняет тепло и предупреждает переохлаждение;
- узкий разрез глаз помогает уберечь глазные яблоки от пыли и обветривания.
Одно из важных условий возникновения рас – территориальная изоляция и исключение возможности межрасовых браков.
Основные расы
Традиционно выделяют три расы, отличающиеся между собой. Описание дано в таблице “Расы человека”.
Раса | Признаки | Расселение |
Негроидная |
| Африка, Латинская Америка, Вест-Индия |
Монголоидная (азиатско-американская) |
| Центральная и Восточная Азия, Северная Америка |
Европеоидная |
| Европа, Средняя Азия, Северная Америка, Северная Африка |
Рис. 2. Сравнение жителей Африки, Азии и Европы.
Некоторые специалисты отдельно выделяют американоидную (коренные индейцы) расу. Также негроидную расу подразделяют на негрскую, пигмейскую, южноафриканскую (койсаноидную) и эфиопскую расы.
Раса, вид и нация
В эпоху великих географических открытий люди, веками проживающие на разных континентах, стали знакомиться со своими «соседями», имеющими отличия, как во внешнем виде, так и в культуре. На основании этих различий стали возникать целые концепции о подвидах Homo, преобладании одной расы над другой и т.д.
Раса не является отдельным видом или нацией по следующим причинам:
- основной критерий выделения вида – способность свободно скрещиваться и давать жизнеспособное, плодовитое потомство;
- понятие нация, как и народность, больше связано не с физическими отличиями (как раса), а с культурными, традиционными, языковыми, религиозными.
Межвидовое скрещивание встречается в природе, но далеко не всегда даёт полноценное потомство, способное передать свои уникальные качества следующему поколению. Люди в рамках одного вида (Homo sapiens) вне зависимости от цвета кожи, волос, роста могут заключать браки и рожать жизнеспособных детей.
Существует мнение, что деление на расы в современном мире бессмысленно, т.к. с возможностью свободно перемещаться по миру люди беспрепятственно заключают межрасовые браки. В результате происходит метисация, сглаживающая различия между расами.
Рис. 3. Метисы.
Что мы узнали?
Из статьи 8 класса биологии узнали о понятии расы и критериях выделения, рассмотрели полезные признаки, накопленные в процессе адаптации, и основные расы человечества, разделили понятия вида, расы и нации.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Нелли Степанова
10/10
Виктор Полисевский
10/10
Михаил Гудков
10/10
Светлана Ширшицкая
9/10
Алина Громова
10/10
Ибрагим Абдурахимов
7/10
Оценка доклада
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 2155.
А какая ваша оценка?
Формирование Homo sapiens. Когда возникли расы?
Одной из существенных и доныне не решённых проблем является само существование рас в доголоценовые времена. Существуют, как водится, две крайние точки зрения с промежуточными вариантами.
Согласно одной полярной версии, рас в верхнем палеолите и ранее просто не было, они сформировались уже в голоцене. Широкоизвестна много раз цитировавшаяся концепция В.В. Бунака о существовании в верхнем палеолите «краниологического полиморфизма«, выражающегося в наличии разнородных индивидов в пределах каждой отдельной популяции (Бунак, 1959, 1966, 1980). Противоположная версия – расы существовали во все времена, хотя не обязательно были похожи на современные, сейчас мы наблюдаем просто один из вариантов расовой картины. Как ни странно, эта версия может быть связана тоже с именем В.В. Бунака, поскольку именно он обосновал историческую концепцию расы, согласно которой «раса есть историческая категория» (Бунак, 1938).
Сложение рас в более-менее поздние времена на современном уровне может быть обосновано двояко. Во-первых, почти всеми признаваемое африканское моноцентрическое происхождение вида Homo sapiens предполагает возникновение вида на сравнительно ограниченной территории, хотя бы это и была вся Африка. Таким образом, первоначальные популяции Homo sapiens наверняка были в расовом отношении довольно однородными, тем более, если учитывать построения генетиков, расчитывающих наличие в прошлом периодов резкого сокращения численности и вариабельности – «бутылочных горлышек». Выход же из Африки, привёдший к появлению всех прочих рас, кроме негроидной, по всем данным, был первоначально осуществлён очень немногочисленной группой людей из Восточной Африки, скорее всего – древними негроидами или предками восточноафриканской расы. Выход доныне точно не датирован, генетики в последнее время обычно называют дату 80 тысяч лет назад, палеоантропологические и археологические данные говорят о достоверном появлении сапиенсов за пределами Африки только ко времени от силы 45 тысяч лет назад или чуть раньше. В любом случае, все внеафриканские расы должны были появиться за эти четыре-пять десятков тысяч лет. Проблема, правда, в том, что даже древнейшие внеафриканские сапиенсы уже заметно различаются и далеко не всегда похожи на негроидов. Может, это следствие расовообразовательных процессов, шедших от 80 до 45 тысяч лет назад – в промежуток, гипотетически предсказанный, но не обоснованный реальными находками. Таким образом, моноцентрическое происхождение вида не даёт строгого обоснования появления рас лишь позже верхнего палеолита, ибо расселение произошло, возможно, до его начала.
Другим образом позднее сложение рас можно обосновать, исходя из представления о популяционной обусловленности рас. Согласно общепризнанному определению, раса – это популяция или (чаще) группа популяций, имеющая общую историю возникновения на определённом ареале и отличающаяся набором биологических наследуемых признаков (или просто – генетическим своеобразием). Из этого можно сделать вывод, что современные так называемые «большие» расы – просто сильно размножившиеся популяции, которым повезло с местом жизни – климатом, ресурсами, соседями (мысль не моя). В глубокой же древности, когда процессы изоляции преобладали, своеобразие малочисленных групп могло сравнительно быстро доходить (хотя бы только из-за генетико-автоматических процессов типа генного дрейфа и эффекта основателя) до таксономического уровня «больших» рас. Впрочем, хронологическая стабильность таких рас должна была бы быть невеликой из-за малой численности. И этих резко различных рас могло быть великое множество даже на довольно ограниченных территориях. Когда мы находим такие различающиеся черепа, мы воспринимаем это как «верхнепалеолитический краниологический полиморфизм». Сложение же современных «больших» рас, имеющих огромный ареал и численность, должно быть связано с получением какими-то из первоначальных мелких популяций неких явных преимуществ. Такие преимущества вряд ли были биологическими, скорее они должны быть социальными и технологическими.
Первое и очевидное, что приходит в голову – появление производящего хозяйства, земледелие, скотоводство, государственное централизованное устройство с хотя бы как-то организованной армией, желательно – металлургия, жизнь в крупных долговременных поселениях уровня селища и выше. А все эти «достижения цивилизации» появляются лишь в голоцене. Группы, получившие перечисленные усовершенствования, могли успешно вытеснять и истреблять много мелких разрозненных популяций с примитивным типом организации, что мы и знаем из истории. Количество рас сокращалось, а расовые признаки «продвинутых» популяций быстро распространялись в пространстве и численности, создавая современную расовую картину. Такой сценарий объясняет позднее – голоценовое – сложение рас и выглядит вроде бы достоверным, но есть НО. Сложность в том, что среди современных рас есть примеры значительной расовой однородности, сложившейся без каких-либо из перечисленных «вершин цивилизации».
Конечно, на первом месте тут австралийские аборигены. До контактов с европейцами они имели самую примитивную культуру на планете (за исключением родственных им тасманийцев) и были в то же время одной из самых однородных рас. Об их однородности лучше всего говорит тот факт, что до сих пор никому не удалось чётко и объективно выделить в австралоидной расе какие-то варианты. Описанные мюррейский и карпентарийский типы, даже при признании их реальности, отличаются друг от друга весьма слабо; лишь третий – барриноидный – тип имеет более явную специфику; однако провести внятную географическую границу между этими типами практически невозможно. Великая расовая однородность австралийских аборигенов, что замечательно, обеспечивалась, кроме отсутствия резких географических барьеров, как раз низким уровнем социальной стратификации. У аборигенов даже не было племён в общепризнанном значении. Брачные связи ограничивались ближайшими соседями, но в целом система брачных контактов охватывала фактически весь континент, способствуя сглаживанию расовых отличий. Барьеры между группами были фактически лишь лингвистическими, а таковые никогда и никого на планете не удерживали от заключения браков (я не хочу сказать, что аборигены никак не отделяли себя от соседних групп, но у них не было племён, каст, богатых и бедных, «высших» и «низших»).
Другими примерами широкого распространения довольно расово-однородных популяций, имеющих низкий цивилизационный уровень, могут служить бушмены и готтентоты Южной Африки, меланезийцы, а также индейцы обеих Америк. Конечно, можно возразить, что в Австралии и Африке нет значительных географических барьеров, кои могли бы способствовать изоляции, в Америку люди попали сравнительно недавно и потому расовая дифференциация не зашла далеко, а меланезийцы, как-никак, достигли уровня производящего хозяйства. Однако, существуют примеры обратного рода. В Индии высокая древняя культура и цивилизация скорее способствовали ВОЗНИКНОВЕНИЮ массы расовых вариантов вследствие одной только кастовой изоляции. В отсутствие географических препятствий (более того – в пределах одного населённого пункта!) и потенциально равном социокультурном уровне расы существуют тысячи лет в практически полной изоляции. Таким образом, предположение о связи сложения современной расовой картины с социокультурными, хозяйственными и цивилизационными аспектами демографии, как минимум, сталкивается с массой сложностей и исключений.
Гонка | Определение, идеологии, конструкции и факты
William C. Woodgridge: Modern Atlas (1835)
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Франц Боас
Сэр Эдвард Бернетт Тайлор
Кваме Энтони Аппиа
Роланд Б. Диксон
Эшли Монтегю
- Похожие темы:
- расизм
мулат
коричневые младенцы
пардо
метисы
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
раса , идея о том, что человеческий вид делится на отдельные группы на основе унаследованных физических и поведенческих различий. Генетические исследования в конце 20-го века опровергли существование биогенетически различных рас, и теперь ученые утверждают, что «расы» — это культурные вмешательства, отражающие определенные взгляды и убеждения, которые были навязаны различным группам населения после западноевропейских завоеваний, начавшихся в 15-м веке.
Современное значение термина раса по отношению к людям начало появляться в 17 веке. С тех пор оно имело множество значений в языках западного мира. Что общего у большинства определений, так это попытка классифицировать людей в первую очередь по их физическим различиям. В Соединенных Штатах, например, термин раса обычно относится к группе людей, которые имеют некоторые общие видимые физические черты, такие как цвет кожи, текстура волос, черты лица и строение глаз. Такие отличительные черты связаны с крупными, географически обособленными популяциями, и эти континентальные агрегаты также обозначаются как расы: «африканская раса», «европейская раса», «азиатская раса». Многие люди думают, что раса отражает любые видимые физические (фенотипические) различия среди человеческих групп, независимо от культурного контекста и даже при отсутствии фиксированных расовых категорий.
Термин раса также применялся к языковым группам («арабская раса» или «латинская раса»), к религиозным группам («еврейская раса») и даже к политическим, национальным или этническим группам с мало или совсем нет физических признаков, отличающих их от соседей («ирландская раса», «французская раса», «испанская раса», «славянская раса», «китайская раса» и т. д.).
На протяжении большей части 20-го века ученые западного мира пытались идентифицировать, описывать и классифицировать человеческие расы и документировать их различия и отношения между ними. Некоторые ученые использовали термин раса для подвидов, подразделений человеческого вида, которые считались достаточно различными биологически, чтобы позже они могли эволюционировать в отдельные виды.
Ни разу, с первых рудиментарных попыток классификации человеческих популяций в 17-м и 18-м веках и до наших дней, ученые не пришли к единому мнению о количестве рас человечества, признаках, которые должны использоваться при идентификации рас, или смысл самой расы . Эксперты предложили ряд различных рас, варьирующихся от 3 до более чем 60, основываясь на том, что они считали отличительными различиями только в физических характеристиках (к ним относятся тип волос, форма головы, цвет кожи, рост и т. д.). Отсутствие согласия в отношении значения и идентификации рас продолжалось и в 21 веке, и современные ученые не ближе к согласию, чем их предки. Таким образом, раса никогда за всю историю своего использования не имела точного значения.
Хотя большинство людей продолжают думать о расах как о физически обособленных популяциях, научные достижения 20-го века показали, что физические различия человека не соответствуют «расовой» модели. Вместо этого физические вариации человека имеют тенденцию накладываться друг на друга. Не существует генов, которые могли бы идентифицировать отдельные группы, соответствующие общепринятым расовым категориям. На самом деле, анализ ДНК доказал, что у всех людей гораздо больше общего генетически, чем различий. Генетическая разница между любыми двумя людьми составляет менее 1 процента. Более того, географически удаленные друг от друга популяции отличаются друг от друга лишь 6–8 % генов. Из-за наложения признаков, не имеющих отношения друг к другу (таких как цвет кожи и структура волос), и неспособности ученых группировать народы в отдельные расовые группы современные исследователи пришли к выводу, что концепция расы не имеет биологической обоснованности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Многие ученые, занимающиеся другими дисциплинами, в настоящее время принимают это относительно новое научное понимание биологического разнообразия человеческого вида. Более того, они давно поняли, что концепция расы, относящаяся исключительно к фенотипическим признакам, не охватывает ни социальную реальность расы, ни феномен «расизма». Вдохновленные достижениями в других областях, особенно в антропологии и истории, ученые начали рассматривать расу как социальное и культурное, а не биологическое явление, и определили, что раса является социальным изобретением относительно недавнего происхождения. Свои наиболее характерные черты она получает от социальных последствий ее классификационного использования. Идея «расы» начала развиваться в конце 17 века, после начала европейских исследований и колонизации, как народная идеология о человеческих различиях, связанных с различными популяциями — европейцами, индейцами и африканцами — собранными вместе в Новом Свете. . В 19XX в., после отмены рабства, идеология в полной мере проявилась как новый механизм социального разделения и стратификации.
Исторические концепции гонки — Простая английская Википедия, Бесплатная энциклопедия
Из простой английской Википедии, Бесплатная энциклопедия
Карта человеческих гонок ( Meyers Konversations -Lexikon , 1885–1890) 9000 3 666666660, 1885–1890).
Арийцы
Семиты
Хамиты
Negroid :
African Negro
Khoikhoi
Melanesian
Negrito
Australoid
Uncertain:
Dravida & Sinhalese
North Mongol
Chinese & Indochinese
Korean & Japanese
Tibetan и бирманский
малайский
полинезийский
маори
микронезийский
эскимосский и инуитский
американец
Некоторые ученые говорили о трех расах человечества: европеоидной расе, проживающей в Европе, Северной Африке и Западной Азии, монголоидной расе, проживающей в Восточной Азии, Австралии и Америке, и негроидной расе, проживающей в Африке к югу от Сахары. Другие ученые придерживались иного мнения и говорили о четырех или пяти расах. Эти идеи были популярны с конца 18 века до середины 20 века. Поскольку эти идеи относятся к прошлым временам, они называются исторических определений расы или исторических концепций расы .
Сегодня ученые сходятся во мнении, что существует только одна человеческая раса. Современные генетические исследования показали, что представление о трех (или четырех, или пяти) расах было ошибочным. [1] [2] :360
Классификация Иоганна Фридриха Блюменбаха, впервые предложенная в 1779 году, [3] широко использовалась в 19 веке с множеством вариаций.
- эфиопская/черная раса.
- европеоидная раса/белая раса
- монгольская/желтая раса
- американская/красная раса
- малайская/коричневая раса
Расовая классификация середины двадцатого века, составленная американским антропологом Карлтоном С. Куном, разделила человечество на пять рас:
- Негроидная (черная) раса
- Раса австралоидов (австралийских аборигенов и папуасов)
- Раса капоидов (бушменов/готтентотов)
- Монголоидная (восточная/индейская) раса
- Европеоидная (белая) раса
Пять человеческих рас, иллюстрация 1911 года. Белые ученые изобрели идеи рас, потому что они хотели быть выше. [4]
Было много предубеждений, основанных на таком взгляде на мир. Европейцы и азиаты считали себя выше других цветов кожи. Расизм, ненаучная теория или идеология, заключался в том, что определенная раса была выше или ниже. Утверждалось, что в расах, составляющих человеческий род, существуют глубокие, биологически обусловленные различия. В нем также говорится, что расы должны жить отдельно и не вступать в смешанные браки. Сторонник расизма называется расистом. Эти взгляды, в свою очередь, поддерживали ужасы африканского рабства, апартеида, законов Джима Кроу, нацизма и японского империализма.
- ↑ Американская ассоциация физических антропологов (27 марта 2019 г.). «Заявление AAPA о расе и расизме». Американская ассоциация физических антропологов . Проверено 19 июня 2020 г.
- ↑ Темплтон, А. (2016). ЭВОЛЮЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РАСЕ. В Losos J. & Lenski R. (Eds.), Как эволюция формирует нашу жизнь: очерки биологии и общества (стр. 346-361). Принстон; Оксфорд: Издательство Принстонского университета. дои: 10.2307/j.ctv7h0s6j.26. То, что эта точка зрения отражает консенсус среди американских антропологов, утверждается в: Вагнер, Дженнифер К.; Ю, Джун-Хо; Ифеквунигве, Джейн О.; Харрелл, Таня М .; Бамшад, Майкл Дж.; Роял, Чармейн Д. (февраль 2017 г.). «Взгляды антропологов на расу, происхождение и генетику». Американский журнал физической антропологии . 162 (2): 318–327. doi:10.1002/ajpa.23120. PMC 5299519. PMID 27874171.
- ↑ Антропологические трактаты Иоганна Фридриха Блюменбаха.