Психология познание себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии
«Познавать себя — значит себе удивляться»
28 153
Познать себя
Что значит познать самого себя? Поначалу познание себя принимает форму знания о себе. Знание — это мудрость, которую можно сформулировать словами: я такой-то человек. Она сообщает нам о том, что мы называем нашей индивидуальностью.
«Выстраивание» — вот необходимое слово. Тот, кому в детстве не удалось выстроить свое «Я», нередко сильно страдает. Его мучает неясный страх, и он даже может оказаться на грани распада личности. Но вопрос в том, чтобы узнать, действительно ли это драгоценное «Я», эта личность, эта персона и есть наша глубочайшая реальность, наша сущность.
37-летняя София пришла ко мне на консультацию, которая проходит в форме сократовского диалога. Это метод рассуждений и поиска истины в форме «неудобных», провоцирующих вопросов, который практиковал основатель греческой философии Сократ. Работа приносит Софии удовлетворение, она замужем, у нее двое детей, но иногда она страдает от ощущения одиночества: ее не видят и не слышат такой, какая она есть на самом деле.
Таков сократовский парадокс: именно в той мере, в какой ты можешь сказать «Я ничего не знаю», ты приближаешься к пониманию себя.
«Кто вы?» Начинается поиск, София определяет себя: «Я то, я это…» Черты характера, профессиональные навыки, вкусы, склонности — София описывает свою индивидуальность.
Движимый желанием узнать ее по-настоящему, я не довольствуюсь ее ответами и продолжаю задавать вопросы. Пока не возникает пауза: «Кто я? Я не знаю… Я больше не знаю… С меня хватит!» София в гневе: «Все это ничего не даст, давайте покончим с этим! Я это… Я есть то, что я испытываю, и…» Я перебиваю: «Простите, что вы только что сказали?» София отметает вопрос, ее фраза кажется ей абсурдной: «Это просто вырвалось».
Вырвалось? Конечно. Для Софии ее истина, именно ее, смогла прорваться на поверхность: она — это то, что она испытывает. Она могла бы сказать: «Мои чувства, мои эмоции, мои самые простые телесные ощущения — все это я всегда исключала из того определения себя, которое я принимала за мое «Я». Но я не что иное, как то, что я испытываю! Все остальное — роли, маски, видимость…»
Постепенно София смогла расстаться с тем образом себя, который она всегда пыталась поддерживать, и стала жить ближе к своим ощущениям, к себе реальной.
Сократ, первый философ Запада, говорил: «Познай самого себя». Но он же говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таков сократовский парадокс: именно в той мере, в какой ты можешь сказать «Я ничего не знаю», ты приближаешься к пониманию себя.
Постоянно создавать себя
Всем знакомы эти «мгновения благодати», когда рождается точный жест, верное слово, правильный поступок. Когда мы действуем естественно, не задумываясь, и при этом с несвойственной нам внимательностью. Любовное свидание — и вдруг с непосредственностью, которая смущает нас самих, мы позволяем себе произнести какие-то новые слова, раскрываясь в них не только для возлюбленного, но и для самих себя…
Друг в отчаянии — и с наших губ слетает истина, которая открывается нам в тот момент, когда мы ее произносим… А в экстремальных обстоятельствах, когда нужно быть либо героем, либо трусом и когда мы, действуя, обнаруживаем в себе силы и способности, о которых не подозревали?
Это своего рода вдохновение: поскольку я сумел освободиться от того, что, как я считал, я знаю о себе, я даю возможность выразиться — спонтанно и творчески — моей глубинной сущности. Самопознание не есть данное нам знание. Это всегда творческий акт.
Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях
Настоящее познание себя состоит не в том, чтобы повторяться, а в том, чтобы творить. В это мгновение через меня, но при этом откуда-то издалека рождается неожиданное — непредсказуемые жест, шаг, слово, которые невыводимы из ситуации или обстоятельств, но при этом идеально соответствуют им.
Познание себя означает, что мы больше ничего не знаем о себе и вдруг позволяем себе себя же удивить. Это значит не быть таким же. Это значит быть действительно собой.
Почему они так редки, эти моменты, когда мы можем познакомиться с собой? Потому что за них приходится платить безопасностью. Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях. Мы даем ощущение безопасности другим людям, и они отвечают нам тем же: разве не основана вся общественная жизнь на тонких, но очень мощных ограничениях, которые удерживают людей в границах их предсказуемого «Я»?
Сократ был приговорен всего лишь за то, что осмелился усомниться в этом конструкте, который мы называем своим «Я». Но не будем обманываться: философ говорит с нами о нашей жизни. Каждое событие, каждая встреча, каждая неожиданность, которые выводят из равновесия, побуждают покинуть наезженные дороги нашей жизни, осознать тщетность и ужасающую недостаточность всего того, что мы якобы знаем — о других, о мире и о себе, — и дать наконец захватить нас той свободной и вдохновенной стихии, которая живет в каждом.
В книге «Отец» Дени Марке описывает отцовство как инструмент самопознания. Он делится с нами этим уникальным опытом.
«…Познание себя — это рождение для себя самого. Но чтобы заново родиться, нужно сначала умереть для себя прежнего. Когда родился мой первый ребенок, я умер для всего того, чем я был — или думал, что был. С первых дней своей жизни сын взялся делать из меня чистый лист, потому что ему был нужен отец, которого раньше не было: свободный от знаний и принципов, отданный в полное распоряжение того нового, уникального и неповторимого существа, которым является ребенок и которое он хочет являть всем своим существованием. Быть отцом — это опыт парадоксального, это опровержение всякого знания, это нескончаемая необходимость позволять себе вдохновляться… Глубочайший философский опыт! Вот почему я захотел рассказать об этом. Ведь философ — это не мозг, пожирающий книги. Мы все философы, когда соглашаемся на то, чтобы жизнь разрушила наше убаюкивающее всезнайство и уютную самоуспокоенность по поводу собственной личности. Философствовать — значит учиться у жизни. А для того, кто хочет выучить урок этого мира, нет лучшего учителя, чем ребенок…»
Об эксперте
Дени Марке — французский философ, писатель, психотерапевт.
Текст:Дени МаркеИсточник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Как заниженная самооценка влияет на отношения: 10 негативных последствий
«То расстаюсь, то схожусь с мужчиной. Что это: любовь или зависимость?»
Рыба гниет с головы: татарская притча о лжи и пороке
Дейтинг-выгорание: что это такое и как оно лечится — 3 простых способа
Что такое социальное здоровье и как его укрепить
«Муж сошелся с другой женщиной, но обещал вернуться. Попросил ждать его»
«Боюсь первого секса из-за неприятного опыта в прошлых отношениях»
«Мне нравятся неискушенные дебютантки»: зачем мужчины обращаются к проституткам — история от первого лица
Самопознание — Психология человека
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Самопознание – это стремление человека познать себя, — свои психические и физические особенности, свои способности и в целом все тонкости своей личности. Благодаря самопознанию человек может узнать о себе много нового и интересного, чего он раньше не знал и не понимал, и даже много такого, чего еще никто о себе никогда не узнавал. Также, благодаря самопознанию человек способен в значительной мере осмыслить себя и найти свое место в жизни. Иной раз мы даже не знаем, кем мы можем быть по жизни, где так сказать, наше место в этом мире и чем нам следует заниматься, чтобы в полной мере себя реализовать. Самопознание поможет ответить на эти и многие другие вопросы. Оно поможет каждому человеку обрести веру в себя и свои возможности, и придаст ему сил для реализации всех своих желаний. В этой статье я расскажу вам о том, каким образом самопознание способно помочь вам улучшить себя и свою жизнь и как именно человек может познать себя.
Зачем познавать себя
И все же, несмотря на всю видимую полезность самопознания, вопрос о том, зачем себя познавать, я уверен, возникает в головах многих людей, даже тех из них, кто уже активно занимается самопознанием. Все-таки, самопознание, самокопания, самоизучение, самоанализ – это непростая работа. Нужно немало времени уделять на то, чтобы в себе копаться, чтобы изучать особенности своей личности, а его многим и так не хватает. Да и думать нужно много о себе, своих поступках, своих мыслях, своем поведении, что само по себе непросто. Думать вообще очень тяжело, а о себе самом тем более. Ведь часто при размышлениях о самом себе надо иметь смелость смотреть правде в глаза, чтобы видеть себя таким, какой ты есть, а не таким, каким ты хочешь себя видеть. Вот этой смелости многим людям не хватает. Так что самопознание – непростая работа. Поэтому и встает этот вопрос – зачем это нужно делать? Не для того же, чтобы просто казаться умнее и выше других.
Причин, друзья, на самом деле много, и все они вносят свой вклад в желание человека познать себя. Но я думаю, что главная причина заключается в том, что в один прекрасный момент человеку начинает не нравиться его невозможность управлять собой и своей жизнью так, как ему этого хотелось бы. То есть, он это может делать плохо или во всяком случае не очень хорошо. И в тот момент, когда он начинает более или менее отчетливо понимать, что он плохо управляет своей жизнью и недостаточно хорошо контролирует самого себя, в результате чего многое в его жизни не ладится – у него возникает желание разобраться в себе, чтобы навести наконец в себе и своей жизни порядок. Другими словами, неудовлетворенность собой и своей жизнью – является отличным поводом для самопознания. Все-таки, когда в твоей жизни все хорошо и ты всем доволен, особенно самим собой, то никакого смысла изучать себя у тебя нет. А нет смысла, нет и желания. Человек наслаждается жизнью, совершенно не думая о том, как он может ее изменить, потому что она его полностью устраивает. А ведь чтобы изменить свою жизнь, человеку необходимо сначала изменить себя. Впрочем, и наоборот тоже можно делать – сначала менять свою жизнь, а затем меняться самому. Но все же лучше начинать с себя – это намного лучше.
Есть и такие люди, которые озадачены вопросом о смысле жизни и в поисках ответа на него идут, что называется, вглубь себя, ибо где же еще, как не внутри себя, искать ответы на столь важные и вечные вопросы. То есть, иногда не неудовлетворенность, а любопытство и желание развиваться становится для человека толчком к самопознанию. Правда это встречается редко, намного реже, чем необходимость в самопознании в следствии неудовлетворенности человеком своей жизнью, но встречается. Я считаю, что одно другому не мешает, так как любой порядок в жизни человека подразумевает и ясное понимание им того, ради чего он живет и то, из-за чего он хочет жить лучше. Ведь чем больше человек о себе и вообще о людях знает, тем лучше он понимает, как свои собственные возможности, так и в целом возможности человека, а это в свою очередь раскрывает перед ним более обширное пространство возможностей. Вы, я думаю, согласитесь со мной в том, что мы, люди, очень многого еще о себе не знаем. Мало того, мы не знаем о том, что именно мы о себе не знаем, то есть, не понимаем, что именно мы хотим найти внутри себя. И это завораживает. Это заставляет нас изучать себя так же активно, как, скажем, мы изучаем космос, потому что внутри нас скрыто тайн не меньше, чем в космосе. И кто его знает, что мы можем о себе узнать и как мы на основании этих знаний сможем себя развить, чтобы обрести новые способности и возможности, с помощью которых нам удастся качественно изменить свою жизнь.
Так что же мы о себе знаем и что нам нужно о себе узнать? Все-таки, самопознание должно от чего-то отталкиваться и иметь какую-то цель. О себе мы знаем многое и еще большего мы не знаем, и соответственно, самопознание имеет цель не найти что-то конкретное внутри себя, а вообще что-то найти и понять это. Глядя на других людей, мы можем видеть, каким вообще может быть человек, но интересен другой вопрос – а есть ли в нас что-то похожее, что мы наблюдаем у других людей? То есть, если вы смотрите на человека, который обладает такими качествами, которыми хотели бы обладать вы, то можете ли вы развить в себе похожую, я не говорю полностью идентичную, а похожую личность, которая бы вас полностью удовлетворила? Я считаю, что да – все, что вы наблюдаете у других людей, как хорошее, так и плохое, есть внутри каждого из нас. Другое дело, в насколько развитом состоянии в нас живет та или иная личность, те или иные качества, или лучше сказать, какие мы имеем задатки для формирования в себе той или иной личности. Вот с этим еще нужно разобраться. У кого-то из нас в более развитом состоянии имеются одни достоинства и недостатки, у кого-то другие, и в зависимости от нашего желания – мы можем развивать в себе именно те из них, которые нам нужны. Конечно, мы можем найти в себе и то, чего еще никто в себе не находил, и что является своего рода большой наградой для ищущего, но все же найти в себе что-то такое, что тебя привлекает в других людях – это большой соблазн. Поэтому имейте в виду, дорогие друзья – внутри себя вы можете найти любую известную вам личность, чтобы затем ее в себе вырастить. Еще раз повторю – вам необязательно быть на кого-то похожим, человек к этому стремиться не должен, ему нужно развивать собственное Я. Но ориентиром для него вполне могут стать другие люди, достойные люди, чтобы в плане развития своих личностных качеств ему не нужно было заново изобретать велосипед.
Очень полезно заниматься самопознанием для решения различных своих проблем. А их в нашей жизни всегда хватает. Но многие люди оказываются не только неготовыми к ним, но они даже не видят того, как они в принципе могут те или иные проблемы решить. Очень часто, когда мы с моими клиентами решаем какие-то проблемы, с которыми они ко мне обратились, я обращаю их внимание на те личностные качества, которыми они обладают и соответственно возможности, которые они благодаря этим качествам имеют, с помощью которых эти люди могут свои проблемы решить. Но они сами в силу разных причин этих качеств в себе не замечают и поэтому не видят имеющихся у них возможностей. А ведь что значит не знать о тех или иных своих личностных качествах и не видеть имеющихся благодаря им возможностей – это значит не пользоваться этими возможностями для решения своих проблем и заодно задач. Это как охотиться с заряженным ружьем, но не уметь из него стрелять. Понимаете, многие люди могут гораздо больше, чем они думают. И те проблемы, с которыми сталкивается большинство людей в повседневной жизни – для них не такие уж и серьезные, чтобы из-за них переживать и тем более отказываться из-за них от своих амбиций. Но люди воспринимают те или иные, безобидные для них ситуации, именно как проблемы, потому что просто не знают, как им самим их решить или как их избежать.
Я считаю, что не знание и непонимание людьми самих себя, хотя бы в наиболее допустимых для них пределах – это одна из основных проблем для большинства людей. И эту проблему нужно решать в числе первых. Я тоже себя не очень хорошо знаю, но я работаю над этим – я стараюсь познать себя как можно лучше. И должен сказать вам, друзья, что это очень интересно и чудовищно полезно. Это полезно не только в том смысле, что мы получаем возможность стать лучше, развив в себе те или иные качества, сначала обнаружив их в себе, а затем найдя способы их развить, но и в плане нашей самооценки. Ведь знаете, в нашей жизни иногда встречаются такие люди, которые говорят нам, что мы чего-то там не можем и что нам что-то там не дано. Вы с этим сталкивались? Я сталкивался. Мне говорили некоторые люди, что мне не дано то или это, и я им поначалу верил. И веря, старался не лезть в то, что не мое. Но знаете, моя гордость не позволяла мне смириться с мыслью о том, что я чего-то там не могу и что мне что-то не дано. Не смог я жить с такой мыслью. И я начинал работать в этом направлении, я работал преимущественно над тем, что было важно для меня, в чем я хотел преуспеть. И впоследствии оказывалось, что все мне дано, что все я могу, нужно только развивать в себе необходимые качества, а не уповать на природный дар или на отсутствие оного. Так что самопознание позволяет нам опровергнуть негативное мнение о нас других людей. И это опровержение важно прежде всего для нас самих, оно помогает нам поверить в себя.
Есть и еще один смысл в том, чтобы заниматься самопознанием – таким образом можно познать не только себя, но и других людей. А это в свою очередь поможет вам лучше их понять и наладить с ними отношения удобным для вас образом. Ведь все, что есть в нас самих – есть и в других людях, а то, что есть в других людях – есть и в нас. Иногда для того, чтобы понять другого человека, например, своего ребенка в подростковом возрасте, все что от человека, его родителя, требуется – это вспомнить себя в его годы. В вас ведь живет тот самый подросток, у которого есть свои проблемы и переживания, свои желания и мечты, свое мнение по поводу тех или иных вопросов – поэтому вы все это в себе можете поднять, чтобы найти со своим ребенком, с сыном или дочерью, общий язык. Вот в подростке пока еще нет зрелой личности, в нем нет взрослого человека, которого вы можете хотеть в нем видеть, а в вас его личность есть. Так кто кому должен идти на уступки, кто кого для этого должен постараться понять? Таким вот образом, друзья, мы все можем стать более дружелюбными и отзывчивыми, и у нас появится больше возможностей договориться друг с другом. Познавая себя – мы можем познать других. А познав других – мы можем найти к ним подход, можем найти общий язык с ними.
Как познать себя
Ну а теперь давайте поговорим о том, как познать себя. Первое, что само напрашивается на ум – это наблюдение, или если хотите, самонаблюдение. Для того чтобы познать себя – нужно за собой наблюдать. Но это не так просто делать, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что мы склонны к искажению информации о самих себе. То есть, мы, люди, часто обманываем себя, когда размышляем о себе, о своих качествах, своих достоинствах и недостатках, своих желаниях и возможностях. В большинстве случаев мы хотим казаться в своих собственных глазах лучше, чем мы есть в действительности. Поэтому иногда нужно наблюдать за собой не своими, а чужими глазами, и думать о себе не своим, а чужим умом. Понимаете, о чем я? – Я о чужом мнении о нас, о вас. Оно очень помогает самонаблюдению с целью самопознания. Конечно, чужое мнение тоже не всегда адекватно, но оно часто отрезвляет и уравновешивает наше собственное мнение о самих себе. Правда, кто-то думает о себе хорошо и даже слишком хорошо, а кто-то плохо, поэтому чужое мнение должно принадлежать грамотным людям, а не кому попало. Иначе одни люди вас просто еще больше принизят, а другие необоснованно возвысят и это не поможет вам познать себя, зато поможет сильно исказить вашу самооценку. Так что чужие глаза и чужой ум – нужно еще правильно выбрать. Интересуйтесь мнением о вас у тех людей, которых вы считаете умными.
Обратите также внимание на свою систему ценностей, свой образ жизни, свои желания и мечты – они помогут вам понять, какая вы в данный момент личность. Думаю, о том, какие люди чем интересуются, вы без труда узнаете из умных книг и статей, а затем посмотрите, насколько вы близки к тем или иным людям. Грубо говоря, если человек ведет крайне безответственный образ жизни, тем самым доказывая, что он плохо в ней разбирается, если его система ценностей основывается на удовлетворении примитивных базовых потребностей и этим ограничивается, если он мечтает о всякой малозначительной ерунде, которой хочет обзавестись, а не о, скажем, самовыражении, самореализации, достижении каких-то высоких целей в жизни, имеющих отношение к возвышенным потребностям, то ему определенно есть куда расти. И ему точно не стоит думать, что он знает о жизни все и что ему больше ничего от нее не нужно, и что особенно важно, что ему ничего не нужно от самого себя. Это, вообще-то, довольно-таки серьезная проблема для человека – не знать, что он чего-то не знает. В некоторых случаях только благодаря посторонней помощи человек может выйти за рамки своих представлений о жизни, чтобы узнать больше и о ней, и о самом себе.
Следующий момент, являющийся продолжением предыдущего – это науки о человеке, с их помощью вы сможете понять, что именно вы в себе уже нашли или можете найти. Ну, я могу вам со всей ответственностью заявить, что психология способна очень здорово помочь человеку познать себя. Она объяснит ему, почему в нем есть те или иные качества, почему ему присущи те или иные черты, почему он имеет те или иные желания. К примеру, человек во время самопознания обнаружил, что он чего-то боится, но не знает, чего именно и почему. Допустим, он замечает за собой, что ему страшно только в каких определенных ситуациях, но он не может понять, что эти ситуации означают, почему именно они его пугают, беспокоят. Но начав изучать ту же психологию, он может узнать о разного рода фобиях и о том, почему они возникают, и дальше уже сделать вывод, откуда в нем появился тот или иной страх. Мало того, он узнает о том, что страх присущ и многим другим людям, что поможет ему, например, перестать думать о себе, как о трусе, если он конечно так думает. Или человек хочет узнать о том, на что он способен, — сможет ли он, к примеру, добиться успеха в каком-то деле, или оно ему не по зубам. Из соответствующей литературы он может узнать о том, какие качества необходимы человеку для успешного решения тех или иных задач, для достижения тех или иных целей, и как эти возможности можно в себе развить. Другими словами, самопознание без знаний практически невозможно. Ибо не все, что мы наблюдаем, как в себе, так и у других людей – мы в состоянии объяснить без специальных знаний.
Следующий, тоже очень важный с моей точки зрения момент в самопознании, имеет отношение к таким двум человеческим качествам, как воображение и воля. Я не раз писал о том, что человек может, что называется, сам себя придумать, чтобы стать таким, каким он хочет быть. Главное – загореться желанием сделать из себя нужную вам личность, тогда и способы это сделать найдутся. Но прежде, нужно, как бы план своего развития составить, хорошенько подумав о том, кем именно вам хочется быть, какие ваши личностные качества помогут вам стать таким человеком и с чего вам следует начать свое развитие. То есть, понимаете, самопознание в данном случае превращается в самосоздание, человек сам себя создает – он не ищет в себе те или иные качества, он их сначала придумывает, а потом развивает. Скажете, это невозможно? А вот и возможно. И многие люди именно так и поступали в своей жизни, когда хотели кем-то стать. Выше я приводил вам пример с собой, когда говорил, что некоторые люди убеждали меня в том, что я чего-то не могу и что мне что-то не дано, а потом оказывалось, что я очень даже все могу и все мне дано. Откуда мы вообще можем знать, что дано нам, а что нет, если мы старались чего-то достичь? Все это ерунда полнейшая – мы сами решаем, что дано нам, а что нет.
Многие люди познавали себя не посредством поиска в себе чего-то или кого-то, а посредством саморазвития, самосовершенствования, посредством стремления к своим целям. Это совершенно разные вещи. В одном случае мы опираемся на концепцию о том, что кто-то другой нас создал для тех или иных целей, и мы ищем в себе что-то, что укажет нам на эти цели, а в другом случае, мы верим в то, что какими бы мы ни были от рождения, мы сами решаем, кем мы станем и каких целей будем стараться достичь. То есть, в последнем случае ответственность за то, какие мы и что мы можем, полностью ложится на нас. И я считаю, что это самый лучший способ самопознания. Пусть наши дела покажут нам и другим людям, какие мы сейчас и какими мы можем стать, а не наше исследование самих себя. Ибо так или иначе человек становится тем, кем он становится, под влиянием внешних факторов и благодаря своей собственной работе над собой. А то, что дает нам природа от рождения – это ничтожно малая часть нашей личности. Ну это, конечно, мое личное мнение, отчасти подтверждённое наукой, отчасти опровергнутое наукой.
В любом случае, друзья, заниматься самопознанием нужно любыми доступными вам методами. Это, как я уже говорил, и интересно, и полезно. В этом занятии есть смысл. Само по себе самопознание является одним из смыслов жизни. Или даже можно сказать, что самопознание дополняет жизнь человека, наполняя ее большим смыслом. Сократ говорил: познай себя и ты познаешь весь мир. Не знаю, насколько это действительно так, но я абсолютно убежден в том, что познав себя, мы познаем многое, очень многое. Я вам не все способы самопознания описал в этой статье, поэтому в будущем мы с вами обязательно вернемся к этой теме, чтобы еще лучше ее раскрыть. Но главное, чего я хочу добиться – это пробудить в вас интерес к самопознанию, и таким образом – побудить вас к этому достойному занятию.
Что такое самопознание в психологии? 8 примеров и теорий
«Кто я?» Простой, но глубокий вопрос.
Еще один провокационный вопрос: «Почему я веду себя так, а не иначе?»
Если вы задавали себе подобные вопросы, вы не одиноки.
Когда мы не знаем себя или действуем так, как мы не понимаем или не любим, это может быть сигналом того, что перемены нужны. Но как мы меняемся и что нужно изменить?
Эйнштейн однажды подумал: «Сколько людей застряли в ловушке своих повседневных привычек: частично оцепенелых, частично напуганных, частично равнодушных? Чтобы жить лучше, мы должны продолжать выбирать, как нам жить» (Купер, 2001, стр. 131).
Невежество, страх и равнодушие не дают толчка к самопознанию или позитивным изменениям.
И наоборот, самоанализ ведет к самопознанию, что является необходимым первым шагом на пути к позитивным изменениям (Schaffner, 2020).
Давайте посмотрим, как самопознание способствует самосовершенствованию и дает другие преимущества.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить наши три силовых упражнения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вашим клиентам реализовать свой уникальный потенциал и создать жизнь, полную энергии и подлинности.
Эта статья содержит:
- Что такое самопознание в психологии?
- Почему важно самопознание?
- Как самопознание может привести к самообладанию?
- Самопознание против самосознания
- Самопознание, самоидентификация и самооценка
- 2 реальных примера самопознания
- 6 теорий о самопознании
- Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое самопознание в психологии?
Самопознание в психологии — это «действительная подлинная информация о себе, которой человек обладает» (Morin & Racy, 2021, стр. 373). Сюда входит информация о нашем эмоциональном состоянии, личностных чертах, отношениях, моделях поведения, мнениях, убеждениях, ценностях, потребностях, целях, предпочтениях и социальной идентичности (Morin & Racy, 2021).
Самопознание является результатом саморефлексивных и социальных процессов (Morin & Racy, 2021).
Однако самопознание происходит не только от самоанализа. Согласно Брауну (1998), есть пять источников, которые вносят свой вклад в резервуар самопознания.
1. Физический мир
Эта категория информации ограничивается физической информацией, такой как рост, вес и цвет глаз.
2. Социальные сравнения
Этот источник самопознания возникает при сравнении себя с другими. Подкатегории включают восходящие и нисходящие сравнения, в которых мы сравниваем себя с кем-то в лучшем и худшем положении соответственно (Браун, 19 лет).98).
3. Отраженные оценки
Этот источник самопознания проистекает из оценок нас другими. Этот термин обозначает тот факт, что мы видим свое отражение глазами других (Браун, 1998).
4. Самоанализ
Этот источник самопознания извлекается из внутреннего наблюдения за мыслями, чувствами, мотивами и желаниями. Самоанализ переплетается с самопознанием и неразрывно связан с ним.
5. Самовосприятие
В этой категории самопознания мы узнаем о себе, наблюдая и исследуя собственное поведение.
Schaffner (2020) включает два дополнительных источника самопознания:
6. Подходы в стиле когнитивно-поведенческой терапии
Другой источник самопознания проистекает из рационального анализа наших негативных мыслительных процессов с помощью подходов, аналогичных когнитивно-поведенческим Терапия (КПТ).
7. Методы осознанности
Методы осознанности помогают нам оценить и улучшить наши навыки эмоционального интеллекта, развивая самопознание (Schaffner, 2020).
В общем, самопознание достигается через сочетание физического, социального и психологического мира.
Почему важно самопознание?
Самопознание «необходимо для здорового функционирования, потому что хорошее знание себя ведет к реалистичному принятию решений, касающихся ключевых аспектов жизни» (Morin & Racy, 2021, стр. 374).
Действительно, «Люди, которые не видят себя точно, скорее всего, испортят свою жизнь» (Бегли, 2020).
Ключевые аспекты, подверженные риску из-за отсутствия самопознания, включают выбор партнера по жизни, выбор образования и карьеры, а также где и как жить (Morin & Racy, 2021).
Дефицит самопознания приводит к переоценке субъективных сильных сторон, что может привести к снижению удовлетворенности жизнью и плохой успеваемости (Morin & Racy, 2021).
Schaffner (2020) перечисляет пять причин, по которым самопознание необходимо для психологического роста.
- Удовлетворяет желание учиться и осмысливать опыт.
- Предотвращает расхождение между самовосприятием и восприятием нас другими.
- Он освобождает нас от иррациональных прихотей нашего бессознательного.
- Способствует проактивному реагированию, а не реактивности.
- Это необходимый первый шаг к положительным изменениям.
Хусейн (2017) предполагает, что самопознание требует от нас сбалансированного подозрения в своих чувствах.
Другие преимущества включают в себя меньше разочарований в работе, меньше неуверенности и зависти, а также меньше стресса по поводу денег. Кроме того, мы обретаем способность брать на себя ответственность за свои эмоции и проявлять больше сочувствия и сострадания (Хусейн, 2017).
Наконец, самопознание помогает формировать наше понимание других и используется в качестве отправной точки для оценки других (Brown, 1998).
Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Как самопознание может привести к самообладанию?
Поскольку самопознание включает в себя честную самооценку и другую полученную информацию, мы можем использовать его для позитивных изменений и улучшения аспектов своей жизни.
Самопознание необходимо для «придания осмысленного повествования нашим прошлым, настоящим и будущим действиям, ощущения преемственности во времени, ощущения уникальности и сходства с другими» (Буковски, 2019).
Знание себя повышает нашу способность жить последовательной и полноценной жизнью. Кроме того, это позволяет нам понять наши основные мотивы и страхи и усиливает контроль над своими эмоциями (Schaffner, 2020).
И наоборот, неспособность распознать свои чувства делает нас уязвимыми и отдает их на милость (Schaffner, 2020).
Звездное самопознание мотивирует нас на амбициозные проекты, отношения и другие задачи. Отсутствие понимания может сдерживать большие устремления (Begley, 2020).
Психосоциальные области, созревшие для изменений
Три области, созревшие для изменений, включают слепые зоны, самообман и триггеры конфликтов.
1. Слепые пятна
Слепые пятна — это бессознательные процессы, которые «обычно искажают доступ к самопознанию и его формирование» (Bukowski, 2019).
Из этого видео мы узнаем, что Брайан Вагнер смотрит на мир иначе, чем большинство людей, и использует свой дар, чтобы помочь другим определить свои личные слепые зоны и преодолеть свои ограничивающие убеждения.
2. Самообман
Baumeister (2010) описывает самообман как разновидность принятия желаемого за действительное. В этом состоянии мы верим в то, во что хотим верить, лишенные строгих обоснований. Различные предубеждения служат средством самообмана.
3. Триггеры конфликта
Триггеры конфликта — это слова или действия другого человека, которые воспринимаются как оскорбительные и создают конфликт (Wilmot & Hocker, 2011). Тайбби (2019) предполагает, что эти триггеры связаны с незаживающими ранами нашего прошлого.
Почему мало кто стремится к самопознанию
- Изучение неизвестных аспектов самих себя рискованно, так как может раскрыть информацию, противоречащую нашим нынешним представлениям о себе.
- Наша культура больше заинтересована в успехе и продвижении, чем в самоанализе (Huseyin, 2017).
- Разнообразие тесно связанных терминов отвлекает искателей информации, создавая барьеры для самопознания (Bukowski, 2019). Такие термины, как самосознание, я-концепция и самоидентификация, разбавляют поле самопознания.
Давайте проанализируем некоторые из этих терминов для большей ясности.
Самопознание против самоосознания
Мы обсудили, насколько полезно самопознание для навигации по жизни, но чем оно отличается от самоосознания?
Самопознание относится к информации о субъективных тенденциях, таких как наше эмоциональное состояние, черты личности и модели поведения (Morin & Racy, 2021).
Психологи рассматривают самосознание как ступеньку на пути к самопознанию (Alicke, Zhang, & Stephenson, 2020).
Гоулман (1997) утверждает, что при самосознании разум исследует переживания и соответствующие эмоции. Это исследование может быть как нереактивным, так и непредвзятым.
Гоулман (1997, стр. 47) упрощает концепцию самосознания, определяя его как «осознание как нашего настроения, так и наших мыслей об этом настроении».
Некоторые преимущества самосознания включают улучшенный эмоциональный интеллект, эмпатию и навыки слушания (Berger, 2018).
Сильная эмпатия и навыки слушания играют важную роль в общении и для построения прочных и обогащающих межличностных отношений.
Кроме того, самосознание способствует критическому мышлению и принятию решений. Эти навыки часто ассоциируются с эффективными лидерами (Бергер, 2018).
Повысьте самосознание с помощью одного простого решения – Таша Эйрих
Самопознание, самоидентификация и самооценка
Согласно Шелдону Страйкеру, личность – это «часть» личности, «вызывается» во время взаимодействия с другими» (Appelrough & Desfor-Edles, 2008, стр. 478).
Количество идентичностей, связанных с человеком, соответствует ролям, в которых он участвует, например ребенок, родитель, сотрудник, друг и супруг (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).
Выраженность идентичности относится к тому, как человек организует свою идентичность иерархически, поскольку не каждая идентичность имеет одинаковое значение или статус (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).
Я-концепция — это образ, который мы формируем о себе, который, в отличие от самопознания, может быть или не быть основанным на реальности (Morin & Racy, 2021). Я-концепцию можно установить с помощью таких оценок, как опросник самооценки. Этот инструмент задает 48 вопросов, оценивающих области личности, такие как моральная, интеллектуальная, социальная, физическая, образовательная и темпераментная.
Я-концепция развивается на основе убеждений о себе, тогда как самопознание происходит из различных источников информации, включая внешние свидетельства (Morin & Racy, 2021).
Отсутствие ясности, стабильности и последовательности в представлении о себе связано с низкой самооценкой, хроническим самоанализом, высоким уровнем невротизма, низкой уступчивостью и низкой добросовестностью (Morin & Racy, 2021).
2 Примеры самопознания из реальной жизни
Самопознание может привести к источнику информации, необходимой для принятия важных решений и необходимых действий для здоровья и благополучия.
Наоми Осака
Смелые действия звезды тенниса Наоми Осака демонстрируют самопознание. Осака неоднократно выигрывала турниры Большого шлема и входит в число самых высокооплачиваемых спортсменок в мире (Келли, 2021 г.).
Осака приняла трудное решение поставить свое психическое здоровье выше своей карьеры и общественного имиджа, отказавшись от участия в пресс-конференциях Открытого чемпионата Франции по теннису 2021 года (Kelly, 2021).
По мере роста общественного энтузиазма Осака отказалась от участия в турнире и впоследствии была оштрафована на 15 000 долларов и прочитала строгую лекцию о нарушениях турнирного кодекса (Kelly, 2021).
Судя по всему, Осака знала себя физически, умственно, социально и профессионально. В социальных сетях она рассказала о затяжных приступах депрессии после своей первой победы на турнирах Большого шлема в 2018 году (Келли, 2021).
Она взяла на себя инициативу отдать предпочтение заботе о себе, а не карьере, несмотря на общественный контроль. Осака — редкий пример того, как самопознание можно использовать для принятия важных, иногда судьбоносных решений.
Виктор Франкл
Виктор Франкл был психиатром и психотерапевтом 20-го века, который, пережив Холокост, вышел из ужасных обстоятельств, чтобы создать логотерапию и написать множество книг (Frankl, 2006).
Он родился в Вене, Австрия, в 1905 году. Получил степень доктора медицины и доктора философии в Венском университете. Ранние работы Франкла (2006) были посвящены депрессии и самоубийству.
После долгих лет ожидания Франкл получил визу, позволяющую эмигрировать в США. Однако это решение потребовало, чтобы он оставил своих родителей, жену, братьев и сестер. Поразмыслив, Франкл позволил сроку действия визы (Schatzman, 2011).
В 1942 году Франкла вместе с семьей отправили в концлагерь Терезиенштадт. Он был единственным членом семьи, вышедшим из заключения (Schatzman, 2011).
Работа Франкла, его ранние достижения и решения, изменившие жизнь, означают мастерство самопознания и отражают его цели, ценности, убеждения и социальную идентичность.
6 Теории о самопознании
Различные модели и теории пытаются объяснить самопознание. Ниже приведены концепции, объясняющие, как приобретается самопознание.
1. Модель непосредственного наблюдения
Модель непосредственного наблюдения, в первую очередь связанная с Декартом, постулирует, что мы достигаем самопознания через наши собственные непосредственные мысли, отделенные от внешних входных данных или источников. Эта модель обычно используется для сравнения других философских моделей (Gertler, 2003).
2. Модель прозрачности
Модель прозрачности включает в себя принятие решения, рациональное осмысление и вывод о состоянии мира.
Используя эту модель, мы получаем знания не только о наших убеждениях, но и о любом отношении, чувствительном к суждениям. Одним из привлекательных моментов прозрачности является тесная связь между самопознанием и деятельностью (Jongepier, 2021).
3. Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм — это способ понять себя и наш мир посредством использования языка для создания общей реальности (Gergen, 2009).). Конструкционисты предполагают, что смысл создается по отношению к другим.
4. «Я-зеркало»
Эта модель, предложенная социологом Чарльзом Хортоном Кули, утверждает, что наше ощущение себя развивается посредством взаимодействия с другими.
В этой теории наша внешность отражается через другого человека. Затем мы выдвигаем гипотезу об их суждении о нас и в результате испытываем эмоцию в отношении этого суждения (Appelrough & Desfor-Edles, 2008).
5. Нарративное Я
Нарративное Я необходимо для интроспективных рассуждений и реконструкции автобиографической памяти. Он включает в себя две ветви мышления:
- Парадигматический способ, который обращается к логическим объяснениям для построения рационального объяснения реальности
- Режим повествования, в котором используются осмысленные интерпретации самих себя для создания связного объяснения нашей идентичности
Эти нарративы объединяют прошлые, настоящие и будущие события в связную последовательность (Bukowski, 2019).
6. Теория самовосприятия
Эта теория, предложенная Дэрилом Бемом, предполагает, что люди узнают о себе, наблюдая за поведением и делая выводы (Baumeister, 2010).
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
У нас есть множество ресурсов, которые помогут вам и вашим клиентам повысить самопознание. Ниже приведен список рекомендуемых курсов, статей и бесплатных рабочих листов со всего нашего сайта.
Курс Mindfulness X©
Этот курс был разработан для повышения внимательности посредством анализа лежащих в основе работы привычных моделей мышления. Сочетание психологии, исследований и практики, лежащих в основе осознанности, помогает участникам лучше понять работу разума, что способствует самопознанию.
Мастер-класс по эмоциональному интеллекту©
Эмоциональный интеллект — это способность управлять эмоциональными переживаниями и интерпретировать их. Люди с высокими навыками эмоционального интеллекта, как правило, лучше справляются с повседневным стрессом (Gohm, Corser, & Dalsky, 2005), имеют значимые и близкие отношения (Schutte et al., 2001) и более высокий уровень благополучия (Fernandez-Berrocal, Alcaide, Extremera). и Писарро, 2006).
Эмоциональный интеллект обеспечивает глубокое понимание субъективных эмоциональных тенденций, что способствует самопознанию. Этот мастер-класс является бесценным курсом для практиков, поскольку он включает в себя высококачественные материалы для практиков для проведения научно-обоснованных учебных занятий.
Кто я?
Этот рабочий лист предлагает клиентам узнать, кто они, рассматривая, как другие и различные временные версии самих себя могут реагировать на вопросы об их личности.
Например, клиенты будут думать о том, как их ближайшие друзья и семья, скорее всего, воспринимают их. Они также обдумают, что они могли бы сообщить о своей сегодняшней идентичности прошлой и будущей версиям самих себя.
Рабочий лист личных ценностей
Личные ценности относятся к убеждениям, принципам и идеям, которые отражают сущность каждого человека. Они придают смысл нашим действиям и формируют наши предпочтения, поведение и решения.
Этот рабочий лист помогает клиентам исследовать то, что они считают значимым и важным, и служит основой для определения того, как они могут сосредоточить свою энергию и время.
Замена негативного внутреннего диалога
В этом упражнении признается роль внутреннего диалога в осмыслении нашей жизни. Участникам предлагается переформулировать негативный разговор с самим собой в позитивный, внося позитивные изменения в свой повседневный рассказ.
Отслеживание и оценка успеха
Поскольку мы помним неудачи лучше, чем наши успехи, полезно отслеживать победы, чтобы дополнить свою личную историю успеха. Этот рабочий лист помогает отслеживать успехи, пополняя базу самопознания.
Самооценка самоуверенности Самопознание
Одним из многочисленных преимуществ самопознания является то, что оно может помочь обогатить навыки уверенности в себе. Этот рабочий лист побуждает участников исследовать различные положительные стороны себя, чтобы укрепить уверенность и самоэффективность.
87 Вопросы для самоанализа
Эта статья по самоанализу содержит определения, вопросы и упражнения, которые позволяют нам более целостно познать себя.
17 Упражнения для развития силы
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим развить свои сильные стороны, эта коллекция содержит 17 практических инструментов для развития силы. Используйте их, чтобы помочь другим лучше понять и использовать их сильные стороны для улучшения жизни.
Сообщение на вынос
В этом сообщении блога мы обсудили несколько преимуществ и оправданий самопознания.
Самопознание необходимо для личностного роста, принятия решений и точной самооценки. Это противоположно невежеству и помогает нам осмыслить наш опыт.
Важно отметить, что самопознание является важным инструментом, помогающим в процессе изменений. Меняться тяжело. Это требует преднамеренности и мужества.
Мы, люди, проводим большую часть жизни, избегая боли и дискомфорта, связанных с переменами.
Путешествие к самопознанию направлено на то, чтобы вывести нас из зоны комфорта и исследовать те аспекты самих себя, которые обычно игнорируются или избегаются.
Я задаю себе вопрос: «Как я буду себя чувствовать через десять лет, если решу не смотреть на все аспекты себя?»
Нельсон Мандела заявил,
«Нет страсти, которую можно найти, играя по мелочи — соглашаясь на жизнь, которая меньше той, на которую вы способны жить».
Купер, 2001, с. xvii
Хотя изменения могут быть трудными, исцеление, творчество, устойчивость и страсть выкованы через изменения.
Я верю, что ожидание под нашей самозащитой — это скрытая целостность.
Итак, кто ты и на что ты способен? Вам сейчас не интересно?
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три силовых упражнения.
- Алике М., Чжан Ю. и Стивенсон Н. (2020). Самосознание и самопознание. Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии . Получено 29 июня 2021 г. с https://oxfordre.com/psychology/view/10.1093/acrefore/97801
557.001.0001/acrefore-97801
557-e-743
- Аппельроу, С., и Десфор-Эдлес, Л. (2008). Классическая и современная социологическая теория . Пайн Фордж Пресс.
- Баумайстер, РФ (2010). Я. В RF Baumeister & EJ Finkel (Eds.), Передовая социальная психология: состояние науки (стр. 143-175). Издательство Оксфордского университета.
- Бегли, С. (2020, 18 мая). Сколько самопознания слишком много? Внимательный. Получено 9 июня 2021 г. с https://www.mindful. org/how-much-self-knowledge-is-too-much/
- Бергер, Б. (2018, 22 мая). Познай себя: Изучение преимуществ саморефлексии. Институт по связям с общественностью. Получено 7 июня 2021 г. с https://instituteforpr.org/know-thyself-examining-the-benefits-of-self-reflection/
- Браун, JD (1998). Сам. Рутледж.
- Буковски, Х. (2019). Самопознание. В V. Zeigler-Hill & TK Shackelford (Eds.) Энциклопедия личности и индивидуальных различий (стр. 61–76). Спрингер.
- Купер, РК (2001). Остальные 90% . Три реки Пресс.
- Фернандес-Беррокаль, П., Алькайде, Р., Экстрира, Н., и Писарро, Д. (2006). Роль эмоционального интеллекта в тревоге и депрессии у подростков. Исследование индивидуальных различий , 4 , 16–27.
- Франкл, В. Е. (2006). Человек в поисках смысла . Маяк Пресс.
- Герген, К. Дж. (2009). Приглашение к социальному конструктивизму (2-е изд.) Sage.
- Гертлер, Б. (2003). Самопознание. В Э. Н. Залта (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весна 2020 г.). Получено 19 июля 2021 г. с https://plato.stanford.edu/archives/spr2020/entries/self-knowledge/
- Гом, К.Л., Корсер, Г.К., и Дальский, Д.Дж. (2005). Эмоциональный интеллект в условиях стресса: полезный, ненужный или неуместный? Личность и индивидуальные различия , 39 (6), 1017–1028.
- Гоулман, Д. (1997). Эмоциональный интеллект. Бентам.
- Гусейн Р. (2017, 29 августа). Почему трудно обрести самопознание и что с этим делать . Искусство благополучия с Реззаном Хусейном. Получено 31 мая 2021 г. с https://www.artofwellbeing.com/2017/08/29/self-knowledge/
- Йонгепьер, Ф. (2021). Ценность прозрачного самопознания. Этическая теория и моральная практика , 24 , 65–86.
- Келли, Дж. (2021, 1 июня). Звезда тенниса Наоми Осака постояла за себя, смело поделилась своими проблемами с психическим здоровьем и ушла с Открытого чемпионата Франции. Форбс. Получено 21 июня 2021 г. с https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2021/06/01/tennis-star-naomi-osaka-stand-up-for-herself-bravely–shared-her- психические проблемы-и-уходи-из-французского-открытого/
- Морин, А., и Рейси, Ф. (2021). Динамические самопроцессы. В J. Rauthmann (Ed.), Справочник по личностной динамике и процессам (стр. 336–386). Эльзевир.
- Шаффнер, А. К. (2020, 25 мая). Что хорошего в самопознании? Психология сегодня. Получено 31 мая 2021 г. с https://www.psychologytoday.com/us/blog/the-art-self-improvement/202005/whats-so-great-about-self-knowledge
- Шацман, М. (2011, 23 октября). Некролог: Виктор Франкл. Независимый . Получено 22 июня 2021 г. с https://www.independent.co.uk/news/people/obituary-viktor-frankl-1237506
- Шутте, Н.С., Малуфф, Дж.М., Бобик, К., Костон, Т.Д., Грисон, К., Джедлика, К., … Вендорф, Г. (2001). Эмоциональный интеллект и межличностные отношения. Журнал социальной психологии , 141 (4), 523–536.
- Тайбби, Р.Л. (2019). Исцеление прошлого в настоящем. Психология сегодня. Получено 1 июля 2021 г. с https://www.psychologytoday.com/us/blog/fixing-families/201907/healing-the-past-in-the-present
- Уилмот, В.В., и Хокер, Дж.Л. (2011). Межличностный конфликт . Макгроу-Хилл.
.
.
.
.
.
.
.
.
Важность самопознания для подготовки к будущей работе (мнение)
iMrsquid/istock/getty images plus
В последние годы все больше внимания уделяется тому, чтобы сделать последипломное образование более инклюзивным, доступным для общественности, связанным с обществом, а также поощрение карьерного разнообразия аспирантов. Исследования доктора философии. карьерные пути, такие как Обзор заработанных докторских степеней, докторская степень. Проект Career Pathways и Коалиция за науку о жизни следующего поколения показывают, что в течение довольно долгого времени карьерный путь доктора философии. владельцы были нелинейными и охватывали различные секторы, включая академию, бизнес, правительство и некоммерческие организации.
Кроме того, пандемия COVID-19 привела к частым дискуссиям о будущем работы в целом. В многочисленных подкастах и вебинарах высказывались предположения о быстро меняющемся ландшафте работы, быстро меняющейся экономике знаний и необходимости развития высших учебных заведений, чтобы соответствовать требованиям будущего.
Среди этих системных размышлений и дискуссий об определении возможностей в рамках неизбежных изменений, где каучук встречается с дорогой для доктора философии? студенты, преподаватели и администраторы? В этой статье я предполагаю, что самопознание — это первый шаг к тому, чтобы взять под контроль подготовку и позиционирование на будущее.
Самопознание для кандидата наук. Студенты
Будучи ориентированным на будущее аспирантом, вы можете задаться вопросом, как подготовиться к широкому спектру выполняемых рабочих мест, а также к тем вакансиям, которые еще не появились, но могут быть очень востребованы завтра. (Вспомните науку о данных пять-десять лет назад. ) Вы можете начать с одного из самых важных аспектов развития карьеры: самопознания, которое включает в себя понимание вашего отношения к работе, вашей гражданской ответственности и вашего видения будущего.
Развитие самопознания важно для развития вашей карьеры по ряду причин. Во-первых, самопознание служит пробным камнем в меняющейся рабочей среде и ландшафте занятости. Данные университетов-участников программы Ph.D. Проект Career Pathways Совета высших школ предполагает, что кандидаты наук часто меняют работу на всех этапах карьеры. Сюда входят не только кандидаты наук в начале карьеры; от 40 до 60 процентов докторов наук по всем дисциплинам, получивших высшее образование восемь лет назад, и от 25 до 33 процентов тех, кто получил высшее образование 15 лет назад, сменили работу в течение последних трех лет.
Таким образом, вы, скорее всего, столкнетесь со многими должностями в своей карьере в различных секторах, и при подходе к разным должностям и организациям вам необходимо осознавать себя. Например, какие непреложные, важные аспекты работы необходимы вам как для выживания, так и для самореализации? Какие нежелательные аспекты работы вы можете терпеть в разумных дозах? Размышление над этими вопросами поможет вам в процессе исключения и поможет вам сосредоточиться на конкретных видах работ, которые вам подходят.
Во-вторых, самопознание важно для того, чтобы донести до потенциальных работодателей свое подлинное и целостное «я». Ожидается, что в заявлениях о приеме на работу и во время собеседований кандидаты продемонстрируют свою заинтересованность в конкретной должности или организации. Соискатели, которые тратят время на оценку того, насколько должностная инструкция и культура организации соответствуют их ценностям и интересам, могут честно и последовательно сообщать о своих интересах.
В-третьих, самопознание может помочь вам справиться с «проблемами гравитации». В их книге Проектирование вашей жизни , Билл Бернетт и Дэйв Эванс определяют проблемы гравитации как те, которые находятся вне вашего контроля и, следовательно, не подлежат действию. Например, если вы являетесь международным доктором философии. студентом в Соединенных Штатах, иммиграционная политика может создать серьезные проблемы, которые повлияют на ваши карьерные решения. Перед лицом таких серьезных проблем самопознание становится еще более важным, когда вы взвешиваете варианты трудоустройства, которые соответствуют вашим основным ценностям и интересам, а также сообщаете работодателям о своих сильных сторонах.
Наконец, самопознание является показателем эмоционального интеллекта; он включает в себя самооценку вашей компетентности и сильных сторон, а также сообщает о ваших целях профессионального развития для продвижения по службе. Работодатели ценят людей, которые обладают этими качествами и навыками. Самопознание будет иметь большое значение, помогая вам сотрудничать с вашими работодателями для вашего профессионального развития и продвижения на разных этапах карьеры.
Как получить самопознание
Вы должны участвовать в процессе самоанализа так же, как вы подходите к исследованию: в методических и основанных на данных шагах. Я рекомендую вам выполнить следующие шаги.
- Ретроспекция. Ретроспекция, или размышление о своем прошлом, может стать отличным первым шагом к более полному пониманию себя. Вы можете определить темы и движущие мотивы, будь то размышления о прошлом году или вашей общей профессиональной истории, например, почему вы выбрали конкретную специальность бакалавриата, почему вы подали заявку на определенные программы магистратуры и почему вы выбрали конкретную область исследований. Если у вас уже есть опыт работы и волонтерства, что побудило вас воспользоваться этими возможностями? Ретроспектива помогает соединить точки нелинейной карьерной траектории для создания связного повествования о сложном карьерном пути.
- Самоанализ. Самоанализ включает в себя размышление о ваших текущих мыслях и чувствах. После установления связи со своим прошлым вам следует изучить себя в настоящем, ответив на следующие вопросы: Какие части вашего дня делают вас счастливыми, вдохновляющими и занятыми? Что мотивирует вас в трудные дни? Как ваше мировоззрение влияет на ваше отношение к работе? Одно простое упражнение — составить список того, что вам нравится и не нравится в вашей текущей работе, чтобы помочь вам определить свои интересы. Сравнение наблюдений ретроспективы и самоанализа поможет лучше понять ваш профессиональный и личностный рост.
- Экстраполяция. Экстраполяция — это процесс оценки неизвестного путем применения трендов известного. Учитывая ваше прошлое и настоящее, в какое будущее вы хотели бы внести свой вклад? Какие проблемы вы хотите решить? Какие системы и практики вы хотели бы изменить? Как вы можете быть инклюзивным лидером? Я предлагаю три упражнения: 1) прочитать описания вакансий, 2) провести информационные собеседования и 3) попробовать Intersect Job Simulations. В каждом случае представьте, будет ли ваше будущее «я» счастливым или печальным, если вы прикрепите образные или буквальные смайлики к каждой из обязанностей и навыков, перечисленных в объявлениях о работе, выделенных на информационных собеседованиях или примененных в симуляциях работы. Экстраполяция предложит несколько версий вашего будущего «я» и может рассказать о видах работы и профессиональной культуре, которые будут вас вдохновлять.
Дополнительные ресурсы
Если вы хотите добиться большей беглости и уверенности в самооценке и самопознании, я рекомендую следующие ресурсы, связанные с развитием карьеры докторов наук.
- Imagine PhD, разработанный Консорциумом выпускников в области социальных и гуманитарных наук, докторов наук,
- myIDP от Американской ассоциации содействия развитию науки для докторов наук STEM и
- ChemIDP Американского химического общества для химии и смежных дисциплин.
Эти книги также предлагают руководство для профессионального развития через самопознание:
- Начни с того, почему и Найди свое почему Саймона Синека, в которых приводятся успешные примеры и практические применения обнаружения цели и сообщения о ней;
- Кандидат наук нового поколения. Мелани В. Синч, который включает в себя руководства по самооценке для карьерных путей STEM; и
- Планирование вашей жизни и Планирование вашей трудовой жизни Билла Бернетта и Дэйва Эванса за определение и обретение счастья в постоянно меняющемся ландшафте работы.
Наконец, я призываю вас признать, что версии личности развиваются вместе с жизненным опытом. В то время как положительный опыт может укрепить уверенность в себе, негативные и травмирующие инциденты могут ограничить или повредить ее. Вам следует обратиться за профессиональной помощью, чтобы справиться с любыми травмирующими событиями на пути к самосовершенствованию. В конечном счете, забота о себе, признание разнообразного жизненного опыта и присоединение к поддерживающим сообществам будут способствовать самоэффективности в вашей профессиональной и личной жизни.
Самооценка кандидата наук. Программы
В 2020 году пандемия COVID-19 и дискуссии о структурном расизме, вдохновленные движением Black Lives Matter, возобновили призывы к получению докторской степени. программы, ориентированные на учащихся, инклюзивные и доступные. Среди этих звонков, Ввод кандидата гуманитарных наук. на работу , Катина Л. Роджерс, и Новая докторская степень: как построить лучшее последипломное образование , Леонард Кассуто и Роберт Вайсбух, выступали за структурные изменения устаревших, исключающих систем и трудовых практик в академии и предлагали идеи. для реформ. Поскольку факультеты являются домом для докторов наук. программы, такие системные реформы потребуют от преподавателей и администраторов честной оценки культуры в своих отделах.
С этой целью Американская ассоциация университетов запустила первую фазу своей программы Ph.D. Образовательная инициатива с пилотной группой из восьми университетов, представляющих 31 академический факультет, чтобы сделать последипломное образование более ориентированным на студентов и полный спектр докторских наук. карьерные пути более заметными, ценными и жизнеспособными для всех студентов.
Основано на рекомендациях Rogers, Cassuto и Weisbuch, а также на совместном обучении, предоставленном AAU Ph.D. Образовательная инициатива, я призываю преподавателей и администраторов вузов работать вместе, чтобы понять и обдумать следующие вопросы:
- Каковы предыстория, предыдущий опыт и стремления ваших будущих и нынешних аспирантов?
- Какие карьерные пути есть у вашей докторской степени. квасцы взяли?
- Поддерживает ли ваш факультет и университет разнообразный жизненный опыт, стремления и профессиональное развитие нынешних студентов в отношении всего спектра карьерных возможностей?
Вам также следует рассмотреть возможность реализации следующих практических шагов по созданию инклюзивного и ориентированного на будущее докторского образования:
- Информируйте нынешних и будущих студентов о динамичных, нелинейных карьерных путях докторов наук, предоставляя данные о карьерных результатах докторов наук. доступным для выпускников.
- Примите и отметьте разнообразие карьеры докторов наук и используйте формулировку, учитывающую ценность, вместо того, чтобы сосредоточивать внимание на академических кругах, используя такие термины, как «альтернативная карьера» и «альтернативный-ac». Вместо этого рассмотрим всеобъемлющие термины, предложенные Советом Высших школ, и емкие метафоры, разработанные Джеймсом Ван Виком.
- Включить рамки для инклюзивного наставничества и подготовки аспирантов к разнообразной карьере в рамках процессов пересмотра программ, а также интегрировать обучение карьере и профессиональному развитию, а также практическое обучение в академическую программу.