Признаки бедности психология: Психология бедности: что это и как избавиться

Как психологические установки влияют на наш успех


Фото с сайта unsplash.com

Если бизнес застыл на месте или постоянно упирается в денежный «потолок», возможно, проблема кроется в… вашей голове. К счастью, это можно исправить.

Почему одни богатеют на ровном месте, а другие прогорают, даже имея денежные запасы? Как проработать психологические причины финансовых проблем и поменять свои установки? Об этом рассказала Яна Ветер, врач, клинический психолог, нейропсихолог, финансовый коуч, автор проекта «Самопсихология».

Чем отличается мышление «бедных» и «богатых»?

— Феномен «богатых» и «бедных» изучается давно. И специалисты выявили несколько особенностей мышления, которые присущи и тем, и другим.


Яна Ветер

Клинический психолог, финансовый коуч, автор проекта «Самопсихология»

«Бедные» — жалеют, «богатые» — мечтают. «Бедные» думают, что все хорошее — уже позади. Они много жалеют об упущенных возможностях, винят себя и других: «Если бы я пошел в другой университет. ..», «Если бы начальник меня повысил…» и т.д.

В то же время люди с психологией «богатых» понимают, что их много чего хорошего еще ожидает впереди. Они видят себя в будущем реализованными: могут представить окружение успешных людей, как дети получают хорошее образование, как они живут той жизнью, которой мечтают жить, ощущают возможность это совершить.

Статистически, «богатые» люди больше ошибаются, но после неудачи у них быстро срабатывает желание поставить новую цель.Люди с психологией бедных — наоборот: если и достигают финансового благополучия, то, столкнувшись с неудачей, быстро разворачивают в голове картинки бедности и катастрофы.

Фото с сайта uainfo.org

Бедные — боятся успеха, богатые — в него вливаются. У людей с психологией бедных есть страх перед богатством и богатыми людьми. Если такой человек попадает, например, в дорогой ресторан, то на телесном уровне чувствует дискомфорт: его бросает то в жар, то в холод, хочется поскорее уйти. И он будет избегать таких ситуаций — психика не любит стрессов.

По этой же причине — из-за страха богатства — таких людей богатое окружение выталкивает. Страх — это очень важная социальная эмоция. Если кто-то боится, мы воспринимаем это подсознательно: считываем мимику, жесты, движения глаз. Срабатывает реакция: если человек боится — это небезопасно, надо держаться подальше.

Люди же с психологией богатых в «успешной» среде чувствуют себя значительными и нужными. Даже если прямо сейчас они объективно не достигли должного уровня. Именно этим можно объяснить, казалось бы, случайные истории, когда они знакомятся буквально на улице с партнерами или инвесторами или быстро растут по карьерной лестнице.

Фото с сайта otis.com

Бедные — экономят, богатые — зарабатывают. В психологии «бедных» превалирует стремление сэкономить, купить подешевле, не позволять ненужных трат. В психологии «богатых» — постановка новых финансовых целей: думают не как сэкономить, а как заработать больше на то, чего они хотят.

«Бедные» верят, что рост доходов — линейный: «сколько работаю — столько и зарабатываю». Поэтому если хочется чего-то большого — это сколько же надо работать?! От такой цели проще отказаться.В психологии «богатых» есть понимание и чувство, что доход растет по экспоненте — принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата.

Человек с низким уровнем дохода в данный момент может иметь психологию «богатого» — и наоборот. Соответственно, у первого все шансы хорошо продвинуться по жизни, у второго — многое потерять. Это становится особенно очевидно после кризиса среднего возраста, который происходит около 30 лет. Когда одни растут и к 40 становятся успешными, а другие могут скатиться вниз, даже если были выходцами из обеспеченных семей.

Фото с сайта psyhoterapy.info

Почему полезно знать: у вас мышление «бедного» или «богатого»? Пока человек с психологией «бедного» не переключится — не сможет добиться успеха, даже если ему в руки попадет большая сумма денег. Например, социологи наблюдали за теми, кто крупно выиграл в лотерею. И выяснили, что люди с психологией «бедных» через 5–10 лет оказывались в еще более сложном финансовом положении, чем до этого события.

Кто делит нас на «богатых» и «бедных»?

Мы сами! Наш мозг имеет две важные системы:

  • Древняя — лимбическая — отвечает за наши импульсы, эмоции, бессознательные реакции 
  • Новая — кортикальная, которая появилась позже в результате эволюции — отвечает за рациональные поступки, планы.  

В лимбической системе зафиксированы установки, которыми мы руководствуемся в жизни, даже когда этого не осознаем. 

Примеры установок:

  • Честным путем не заработать
  • Чтобы много заработать, надо пахать как лошадь
  • Денег всегда мало
  • Деньги — как вода и др.

Выделяют две глобальные группы установок:

  • Первая — счастье не в деньгах, а в их количестве. Эта установка делает акцент на жизни ради денег. Человек либо делает все, чтобы заработать как можно больше, либо, наоборот, опускает руки, потому что никак не может угнаться за деньгами.
  • Вторая группа установок — счастлив не тот, кто имеет много денег, а тот, кому их хватает. Эта установка более гармоничная: человек понимает, что деньги — это не цель, а средство достижения цели, один из инструментов, с помощью которого можно улучшить качество жизни.

Большинство установок формируется в детстве, когда мы видим отношение родителей к деньгам. Взрослея, мы либо принимаем их модель и шлифуем, либо понимаем, что категорически не хотим жить так и делаем наоборот. Хорошо, если в детстве были даны позитивные установки. Например, если семья была бедной, но мама и папа говорили, что нужно искать новые возможности и пробовать. Когда ребенок вырастает — примет эту модель и будет иметь большие шансы на успех. 

Фото с сайта 5. ua

Но может быть и обратная ситуация. Например, если в семье, где есть деньги, родители о них слишком беспокоятся, постоянно отказывают себе и детям в «лишних вещах», повторяя: «Денег нет». Вырастая, ребенок может принять эту негативную установку и жить бедно. Либо пойдет от обратного и будет сразу тратить появившиеся деньги — ведь завтра их может уже не быть.

Как влияют установки на отношения с деньгами? В зависимости от установок человек может либо искать решения проблемы, либо замирать и впадать в состояние «финансовой жертвы». Это очень хорошо видно при разделении людей по денежным типам.

Денежные типы личности

В зависимости от того, к какому психотипу относится человек, выстраиваются его отношения с деньгами — так же, как и с людьми. Если вы плохо относитесь к кому-то, рано или поздно он это поймет и, скорее всего, его реакция будет взаимной.

В своей практике я использую типы, которые выделили Скотт и Бетани Палмер:

  • Сберегатели. Постоянно ищут скидки, акции, покупают только нужное. Экономят на качестве и уровне комфорта. Например, не пользуются подогревом сидений в машине зимой, потому что так дешевле. Сберегатели редко приходят на консультации к специалистам, так как считают свою модель поведения правильной и рациональной
  • Растратчики. Не смотрят на цену: если хочется — покупают. Это те люди, у которых одежда в шкафу висит с бирками, многие вещи почти никогда не были надеты. Растратчики часто обращаются за помощью к специалистам, их проблема — «деньги утекают сквозь пальцы»
  • Любители риска. Обожают новинки. Собирают покупки в корзину, даже не зная, могут ли расплатиться. Часто живут «от зарплаты до зарплаты», любят кредиты. Зачастую страдают игровой зависимостью. Ими руководит мотивация «а вдруг выгорит». Часто оказываются на финансовом дне, их жизнь — это сплошные взлеты и падения
  • Стражи безопасности. Отличаются от «сберегателей» тем, что покупают только известное и понятное. Они готовы тратить деньги, но у них всегда должны быть сбережения на черный день. Причем это странный «черный день», который ждут и приближают. Такие люди редко рискуют, не ставят больших финансовых целей. Редко достигают больших высот, потому что там — уже неизвестность, а значит — небезопасно. У данного типа присутствует смешение психологии «бедных» и «богатых». Часто есть перевернутая установка, что 80% усилий дают только 20% результата. Но если они выходят из зоны комфорта, то достигают хороших результатов
  • Пофигисты. Они вообще не беспокоятся о своем финансовом состоянии, так как их все устраивает. Пофигисты не прочитают эту статью, они никогда не приходят на консультации. Но часто приходят их партнеры: «Помогите мужу заработать». А мужу оно надо? Нет, ему хорошо.

В каждом человеке, как правило, живет один доминантный и один дополнительный тип. У зрелой личности не будет сочетания противоположных типов, например, «растратчик» и «сберегатель» или «страж безопасности» и «любитель риска». Если у вас сейчас происходит именно так, то, скорее всего, один из типов — родительский, другой — ваш собственный. Это переломный этап, когда идет процесс формирования психологически зрелой личности.

Нет хороших и плохих типов, правильных или неправильных. Свой тип нужно просто знать, чтобы увидеть точки роста и сознательно принимать решения.Например, «сберегателям» неплохо бы раз в неделю покупать себе что-то просто так, а «растратчикам» завести безотзывной депозит, который регулярно нужно пополнять.

Работа с установками

Если вы не научились ездить на велосипеде в детстве, а сейчас хотите кататься — надо брать велосипед и учиться. Невозможно научиться кататься теоретически, так и не попробовав крутить педали.

Фото с сайта strela-coach.ru

Так же и с установками: с ними нужно работать, и вот как это можно сделать:

Шаг 1. Возьмите лист бумаги и минимум 10 раз, а лучше — 50 продолжите фразу: «Богатый человек — это…» Пишите все, что приходит в голову, даже если сейчас это кажется странным. Излагайте честно и долго не думая. Лучше именно писать — потому что так мы переносим на сознательный уровень то, что хранилось в недрах бессознательного. Так создается ощущение, что мы физически, руками берем наши страхи и управляем ими.

Шаг 2. Обозначить, например, маркером, все негативные установки. Если негативных установок больше половины — человеку сложно стать богатым.

Шаг 3. Принять, что негативные установки — это ваши страхи, и решить, что вы хотите с ними работать. Не выбрасывайте лист, носите его с собой несколько дней, периодически просматривая, анализируя, какие поступки продиктованы этими установками. Ищите примеры из своей или чужой жизни, когда эти установки не работали. Например, есть установка: «Чтобы разбогатеть, нужно много работать». А вы видите, что ваш приятель финансово более успешен, но работает значительно меньше. Цель этого — осознать, что ваши установки — не аксиома, их можно и нужно менять.

Фото с сайта kiev.informator. ua

Шаг 4. Перепишите каждую негативную установку в позитивном ключе. Например, установку «Чтобы было много денег, надо много работать» можно заменить на: «Рост финансового успеха зависит от уровня моих профессиональных качеств и умения найти выгодные возможности». Не просите кого-то придумать установки, они должны быть такими, в которые искренне можно поверить. Когда вы пропишете новую установку, закройте глаза, почувствуйте, как вы живете исходя из этого нового правила. Представьте все до мелочей — как расправляется ваше тело, какие ощущения внутри, какие события и люди начинают окружать вас.

Можно повесить стикеры с установками на зеркало и рассматривать каждый день, например, когда утром чистите зубы. Это займет всего 1–2 минуты. Не нужно переписывать сразу 50 установок, можно 3–5. При проработке хотя бы одной резонанс распространяется на все остальные — как будто бросаешь в воду камень, а от него расходятся круги.

Так с установками стоит поработать 21 день — этот тот срок, за который новая установка укореняется.

Шаг 5. Пользуйтесь новой установкой. Когда необходимо принять финансовое решение — будь то крупный контракт или мелкая покупка, —  остановитесь на минуту и вспомните, что чувствовали, когда утром работали с установками. В этом состоянии принимайте решение. На это уйдет уже больше времени — может не сразу получиться. Но потом, как делятся многие, происходит магия: «Бизнес три года стоял — а тут как пошло».

И дальше, принимая решения исходя из новых установок, психика начинает формировать опыт — устойчивые убеждения, которые вытесняют старые. Меняется образ мышления. А вместе с тем меняемся и мы.

И не забудьте подписаться на наш telegram-канал и на наш канал в Дзене.

Читайте также

  • «Я же девочка и не хочу ничего решать» — с чего начать прокачку эмоционального интеллекта
  • Что делать, если вам страшно: учимся правильно бояться, чтобы достичь успеха
  • «Массажист разминает им тельца — никакой психолог не нужен». Как не допустить выгорания сотрудников

Что такое психология бедности?

Проверьте себя. Бывает такое?

Зависть

Зависть может быть хорошим мотиватором, если вы ориентируетесь на успешного человека, стараясь стать лучше. Но если вы склонны искать виноватых, чтобы оправдать собственный провал, задумайтесь. Считаете, что жизнь к вам несправедлива? Всё самое лучшее вечно получают те, кто глупее вас? Чем они заслужили новую должность, красивый автомобиль и счастливую жизнь? А вы уверены, что эти люди действительно ничего из себя не представляют? Не завидуйте. Развивайтесь.

Низкая самооценка

Низкая самооценка — это склонность фокусироваться на своих слабостях и не замечать свои сильные стороны. С низкой самооценкой связан синдром самозванца, который заставляет вас думать за других: вам постоянно кажется, что коллеги вас игнорируют, начальство вас не ценит, друзья избегают общения. Эти опасения сильны, они парализуют вас и не позволяют сделать даже маленький шаг на пути к изменениям. Кажется, пора разобраться в своих достоинствах.

Жизнь — боль!

Все вокруг уже чего-то добились, только вы стоите на месте. Жизнь тяжела, и вы склонны себя жалеть: как же вам не повезло родиться в этой несвободной стране, жить в этом ужасном городе, где всем наплевать, какой вы замечательный, и у вас вечно нет денег. Не обижайтесь на весь мир, лучше подумайте: вам действительно не хватает денег или вы просто слишком рьяно сравниваете себя с другими, а также не умеете адекватно оценивать свои потребности?

Деньги — зло!

Вы считаете, что все обеспеченные люди аморальны, нечестны и вороваты. Вы убеждаете себя, что ничего особенного вам не нужно, что важнее всего Любовь, Справедливость, Родина (нужное подчеркнуть), — и тем самым лишаете себя мотивации трудиться. Деньги не синоним счастья, но они существенно повышают качество жизни, особенно когда речь идёт о здоровье. Нет ничего плохого в том, чтобы стремиться к финансовому благополучию.

Казаться, а не быть

В СССР было принято скрывать богатство, а сейчас люди, наоборот, стараются замаскировать бедность, отмечают социологи. Вы стремитесь казаться богаче, чем вы есть на самом деле, — и этим очень вредите своему благосостоянию. Позволяете себе дорогие рестораны чаще разумного, покупаете новый айфон вместо оплаты жилья, ваш шкаф набит одеждой, но… вы живёте в долг. Или надеетесь, что кто-то другой снимет с вас ответственность за вашу жизнь, то есть попросту снова даст вам денег. Считаете это нормальным?

Экономить на всём

Экономия — полезная привычка, если не превращать её в крайность. Вы находитесь в постоянном поиске специальных предложений, скидок и халявы? Вы отказываете себе во многом, но почему-то денег не прибавляется? Как и счастья. На самом деле, «бесплатно» или «почти бесплатно» — часто маркетинговые ходы, которые заставляют вас покупать ненужные вам вещи или потреблять больше рекламы. Кроме того, на поиск халявы вы тратите слишком много энергии, которую могли бы потратить на рост и развитие.

Как бедность влияет на мозг и поведение — Ассоциация психологических наук — APS

Бедность держит, казалось бы, нерушимую хватку в семьях, районах, городах и целых странах. Она простирается от одного поколения к другому, загоняя людей в социально-экономическую яму, из которой почти невозможно выбраться. Частью топлива для бесконечного цикла бедности является ее подавляющее воздействие на когнитивное развитие людей, исполнительные функции и внимание, как это продемонстрировали четыре ученых на первом Международном съезде психологических наук, состоявшемся 12–14 марта в Амстердаме, Нидерланды.

На интегративном научном симпозиуме по познанию, поведению и развитию в социально-экономическом контексте исследователи поделились выводами о психологических последствиях жизни с ограниченными ресурсами и низким социально-экономическим статусом (СЭС) по сравнению с изобилием и безопасностью. Но выступавшие также подчеркивали, что фактических данных о причинах и последствиях бедности уже достаточно для обоснования политики, направленной на смягчение экономического неравенства.

«Мы много знаем, — говорит психолог Синтия Гарсия Колл, исследователь детского развития, проректор Университета Карлоса Альбису в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. «Здесь есть моральная проблема. Сколько еще нам нужно говорить о том, что бедность вредна для человека?»

Основная часть симпозиума была сосредоточена на воздействии на разум денег в их дефиците, а часто даже в изобилии. И исследователи считают, что исследования на стыке психологии и экономики являются примером истинной интегративной науки.

«Если мы продолжим это взаимодействие между учеными, занимающимися детским развитием, экономистами, неврологами [и] учеными-когнитивистами, — сказала Марта Дж. Фарах, научный сотрудник Уильяма Джеймса, APS, — я думаю, весьма вероятно, что мы лучше поймем, как бедность влияет на развитие мозга и жизненные шансы людей, а также какие инструменты вмешательства могут быть эффективными».

Развитие мозга

Действительно, десятилетия исследований уже задокументировали, что люди, которые сталкиваются с такими стрессорами, как низкий семейный доход, дискриминация, ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию, подверженность преступности и другие условия низкого СЭС, очень восприимчивы к физические и психические расстройства, низкий уровень образования и низкие показатели IQ, отмечает Фарах, профессор Пенсильванского университета. Но, изучая влияние детской бедности на развитие мозга, Фара исследовала, влияет ли взросление в неблагополучной среде на когнитивные процессы в равной степени или же одни способности нарушаются в большей степени, чем другие. Она и ее коллеги обнаружили, что память особенно уязвима для жизни при низких настройках SES. И одним из конкретных факторов, влияющих на память, является способность родителей реагировать и поддерживать в стрессовых условиях бедности.

В своей лаборатории Фарах и ее коллеги изучили данные исследования развития, в котором группа детей отслеживалась более 20 лет. Когда детям было 4 и 8 лет, ассистенты-исследователи приходили домой, чтобы записать различные подробности их воспитания. Например, они смотрели на когнитивную стимуляцию в доме, такую ​​как наличие книг или обучающих игрушек. Они брали интервью у матерей и опекунов и наблюдали за их взаимодействием со своими детьми. Особое внимание они уделяли тому, сколько тепла и заботы получил каждый ребенок от матери или опекуна.

Команда Фарах затем изучила результаты когнитивных тестов, которые давали детям, когда они учились в средней школе, и обнаружила, что большое количество когнитивной стимуляции в более раннем возрасте улучшает языковое развитие детей. Они также обнаружили, что высокий уровень родительской заботы в возрасте 4 и 8 лет способствует улучшению памяти в средней школе.

Фара процитировала недавнее исследование, показывающее связь между СЭС и объемом гиппокампа — индикатором производительности памяти. Например, междисциплинарное исследование 2012 года, проведенное под руководством когнитивного нейробиолога из Колумбийского университета Кимберли Ноубл, выявило меньший объем гиппокампа у детей и подростков с низким СЭС по сравнению с их сверстниками с высоким СЭС.

Главное значение исследований когнитивной неврологии для развития, по словам Фары, заключается в том, что они бросают вызов широко распространенному представлению о том, что бедные должны винить в своих обстоятельствах только самих себя.

«Опросы показали, что очень распространенное мнение о том, почему бедные люди бедны, состоит в том, что они недостаточно стараются, они безответственны, принимают неверные решения, не учатся в школе и так далее», — сказала она. сказал. «Но… нейроны не заслуживают порицания или похвалы. Они не тратят усилий. У них нет хорошего или плохого поведения. Они просто ведут себя в соответствии с законами естественного мира».

Исследования также показывают, что бедность в раннем детстве может быть более вредной, чем бедность в более позднем детстве, сказал Гарсия Колл. Она процитировала исследования таких ученых, как исследователи развития Грег Дункан (Калифорнийский университет, Ирвин) и Кэтрин Магнусон (Университет Висконсин-Мэдисон), которые обнаружили, что первые 5 лет жизни являются наиболее чувствительным периодом для разрушительного влияния экономических лишений. . Продольное исследование Дункана, например, показало, что низкий доход семьи больше связан с трудными обстоятельствами во взрослой жизни, когда он возникает в возрасте до 5 лет, а не в более позднем детстве.

Исключения

Изучая другой конец спектра, некоторые исследователи обнаружили, что подростки из очень обеспеченных семей проявляют особую уязвимость к психологическим проблемам в различных областях. Стипендиат APS Суния С. Лутар из Аризонского государственного университета, например, обнаружила, что экономически привилегированная молодежь более подвержена стрессам — с высоким уровнем злоупотребления психоактивными веществами, расстройствами настроения и поведением, нарушающим правила, — чем их сверстники.

Некоторые из этих результатов были продемонстрированы в рамках проекта под названием «Исследование молодежи из пригородов в Новой Англии», который представляет собой непрерывную лонгитюдную оценку примерно 350 учащихся средних школ из пригородов. Лютар и ее коллеги начали изучать эту популяцию в 1990 и обнаружили, что проблемы со здоровьем и поведением, которые в народе называют «гриппом», возникают примерно в 7-м классе и со временем могут усугубляться.

Гарсия Колл сосредоточила свое исследование на детях иммигрантов и обнаружила в некоторых образцах, что подростки-иммигранты в первом поколении имели более низкий уровень преступности среди несовершеннолетних, лучшие результаты тестов и успеваемость, а также более позитивное отношение по сравнению с их американцами. прирожденные сверстники.

«Есть что-то в аккультурации в обществе, — сказала она, — где вас считают бедным, меньшинством и/или неполноценным, и они не оказывают вам никакой поддержки в том, кто вы есть или кем вы должны стать — двухкультурное общество». индивидуальный. Но дома хоть какая-то надежда. Есть мечта иммигранта».

Но, добавила она, эти преимущества неуклонно снижаются в последующих поколениях, что называется парадоксом иммигрантов. Это означает, что дети и внуки иммигрантов будут иметь проблемы со здоровьем и поведением, если мы не вмешаемся.

«Это то, что я называю «стать американкой, может быть опасно для вашего здоровья», — сказала она.

Эта поколенческая тенденция проявляется даже в сексуальном поведении. Используя продольные данные о латиноамериканцах в Соединенных Штатах, Гарсия Колл и ее коллеги измерили рискованное сексуальное поведение подростков, задав участникам вопросы об их сексуальном поведении, включая использование презервативов и противозачаточных средств, возраст первого полового акта и количество сексуальных партнеров. Они обнаружили, что рискованное поведение среди подростков в третьем поколении, особенно девочек, было выше, чем у подростков в первом и втором поколении, даже с учетом таких переменных, как доход семьи, образование родителей и возраст начала полового созревания.

Дефицит и пропускная способность

Товарищ APS Эльдар Шафир из Принстонского университета по-другому смотрит на бедность, рассматривая ее влияние на поведение и принятие решений. И данные показывают, что бедные люди принимают гораздо более проницательные решения, чем принято считать; По его словам, они взвешивают
компромиссов, уделяют особое внимание ценам и осторожно распределяют ресурсы. Но их интенсивная сосредоточенность на использовании своих скудных ресурсов может поглотить все их умственные способности, оставив им мало или вообще не оставив «когнитивной пропускной способности» для получения профессиональной подготовки, образования и других возможностей, которые могли бы вывести их из бедности.

В серии экспериментов, результаты которых были опубликованы в 2013 году в журнале Science , Шафир и его коллеги обнаружили, что у человека, озабоченного денежными проблемами, наблюдалось снижение когнитивных функций, подобное падению IQ на 13 пунктов (аналогично к потере сна всю ночь).

Исследователи начали свое исследование в торговом центре в Нью-Джерси, случайным образом набрав 400 участников с разным уровнем дохода. Они просили испытуемых подумать, как бы они решили гипотетические финансовые проблемы, такие как оплата ремонта автомобиля. Некоторым участникам был предложен «легкий» сценарий, например, счет механика составил всего 150 долларов, в то время как другим был назначен «сложный» сценарий, например, ремонт стоимостью 1500 долларов. Участники обдумывали эти сценарии, выполняя некоторые тесты, предназначенные для измерения подвижного интеллекта и познания. Испытуемые были разделены на «бедных» и «богатых» в зависимости от их доходов.

Исследователи обнаружили, что в финансово управляемых сценариях обе группы одинаково хорошо справлялись с тестами. Но столкнувшись со сложными сценариями, участники из бедной группы справились с тестами значительно хуже, чем участники из богатой группы.

Чтобы подтвердить эти результаты и изучить влияние бедности на природные условия, исследователи протестировали более 460 фермеров, выращивающих сахарный тростник в Индии, которые обычно бедны до ежегодного сбора урожая, но богатеют после него. По словам Шафира, каждый фермер лучше справлялся с когнитивными тестами после сбора урожая, чем до сбора урожая.

«В основном, когда у этих парней с таким же образованием, таким же здоровьем было много, их IQ функционировал примерно на 10 пунктов выше, чем когда у них был дефицит», — сказал он.

Как показывают исследования Шафира, проблемы такого типа четко проявляются при принятии важных финансовых решений. В исследовании 2012 года он и группа экономистов-бихевиористов попытались изучить причины, по которым заемщиков, испытывающих нехватку денежных средств, часто привлекают и осаждают хищнические методы кредитования (например, ссуды до зарплаты). Экспериментаторы случайным образом распределили студентов-добровольцев на роли богатых или бедных. У бедных было меньше ресурса — времени — в игре по зарабатыванию денег. Участники играли несколько раундов игры, и в некоторых условиях могли брать время из будущих раундов, но с лихвой. (Например, для некоторых участников заимствованная секунда времени фактически будет стоить 2 секунды следующего раунда.)

Исследователи обнаружили, что богатые участники, как правило, избегали брать взаймы по высокой цене, но бедные участники быстро брали кредит, занимали слишком много, быстрее заканчивали время и в конечном итоге покидали лабораторию с меньшим количеством денег, когда игра была завершена. Подобное поведение часто объясняется близорукостью бедных и отсутствием контроля, за исключением того, что здесь «бедными» участниками были студенты Принстона. Дефицит может затронуть даже привилегированных.

Шафир предложил, чтобы политика и услуги, направленные на помощь бедным, учитывали влияние бедности на когнитивную функцию человека. Это может включать упрощение обычно сложных заявлений о приеме на работу и других форм, которые особенно сложно заполнять людям с чрезмерными умственными ресурсами. Он утверждал, что без этих приспособлений общество фактически препятствует способности человека добиваться успеха.

«И если вы посмотрите на это таким образом, — сказал Шафир, — мы постоянно нарушаем Международный билль о правах человека, который обязывает нас делать то, что, как мы знаем, может привести к улучшению условий жизни менее удачливых и [ ] бесправных».

Несмотря на резкий экономический рост, колоссальный технический прогресс и существенное увеличение среднего располагаемого дохода, наблюдаемое во многих странах за последние 50 лет, как в социальных науках, так и в обществе в целом возникли сомнения в том, что люди в эти страны действительно лучше.

Социологи в Европе разработали эмпирический способ «картирования» социальных тенденций, предоставляя психологам, экономистам и другим исследователям данные, которые они могут использовать для лучшего понимания причин и последствий социальных преобразований, говорит социолог Юрген Шупп из Немецкий институт экономических исследований (DIW Berlin).

Шупп, выступавший на интегративном научном симпозиуме по познанию, поведению и развитию в социально-экономическом контексте во время Международного съезда психологических наук в марте, руководит исследовательским подразделением Социально-экономической группы (SOEP) DIW Berlin. Этот проект начался в 1984 как лонгитюдное многогрупповое исследование частных домохозяйств. Среди данных, собранных в SOEP, есть уровень жизни, доступность и качество работы, социальное распределение благосостояния, возможности получения образования, здоровье и ожидаемая продолжительность жизни, а также субъектный опыт удовлетворенности жизнью.

Результаты, которые представляют продольные индикаторы таких тенденций, как рост доходов домохозяйств и продолжительность жизни людей в бедности, стали основными частями государственных экономических отчетов.

Ссылки и дополнительная литература

Фарах, М. Дж., Бетанкур, Л., Шера, Д. М., Сэвидж, Дж. Х., Джаннетта, Дж. М., Бродский, Н. Л., … Хёрт, Х. (2008). Стимуляция окружающей среды, родительская забота и когнитивное развитие человека. Развитие науки, 11 , 793–801. doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00688.x

García Coll, CT, & Szalacha, L.A. (2004). Множественные контексты среднего детства. Будущее детей, 14 , 80–97.

Гуарини, Т. Е., Маркс, А. К., Паттон, Ф., и Гарсия Колл, К. Т. (2011). Парадокс иммигрантов в рискованном сексуальном поведении среди латиноамериканских подростков: влияние поколения и пола иммигрантов. Прикладная наука о развитии, 15 , 201–209. doi: 10.1080/10888691.2011.618100

Хэкман, Д. А., Бетанкур, Л. М., Бродский, Н. Л., Кобрин, Л., Хёрт, Х., и Фарах, М. Дж. (2013). Избирательное влияние ранней родительской реакции на стресс-реактивность подростков. ПЛОС ОДИН, 8 . doi: 10. 1371/journal.pone.0058250

Мани А., Муллайнатан С., Шафир Э. и Чжао Дж. (2013). Бедность препятствует когнитивной функции. Наука, 341 , 976–980. doi: 10.1126/science.1238041

Ноубл, К.Г., Хьюстон, С.М., Кан, Э., и Соуэлл, Э.Р. (2012). Нейронные корреляты социально-экономического статуса в развивающемся мозге человека. Наука о развитии, 15 , 516–527. doi: 10.1111/j.1467-7687.2012.01147.x

Racz, SJ, McMahon, RJ, & Luthar, S.S. (2011). Рискованное поведение у богатой молодежи: изучение совпадения и последствий множественного проблемного поведения. Journal of Child and Family Studies, 20 , 120–128. doi: 10.1007/s10826-010-9385-4

Шах А.К., Муллайнатан С. и Шафир Э. (2012). Некоторые последствия того, что у вас слишком мало. Наука, 338 , 682–685. doi: 10.1126/science.1222426

Психологические взгляды на бедность | JRF

Бен Фелл и Майлз Хьюстон

4 июня 2015 г.

Обзор психологических исследований причин и последствий бедности.

Этот отчет охватывает четыре основные предметные области: социальные процессы, психическое здоровье, генетические факторы и факторы окружающей среды, а также неврологические и когнитивные эффекты. В нем оцениваются научная методология и теория, разработанные исследователями бедности, и подчеркивается их потенциальная актуальность для тех, кто занимается социальной политикой.

Отчет включает:

  • обзор психологических методов и дисциплин;
  • социально-психологические последствия бедности;
  • психологические объяснения рисков для психического здоровья, связанных с бедностью;
  • психологические исследования наследственности бедности и ее влияния на биологию человека на генетическом уровне;
  • влияние детской бедности на когнитивное и неврологическое развитие; и
  • совет для политиков, стремящихся использовать результаты психологических исследований.

Этот отчет является одним из четырех обзоров, рассматривающих бедность с разных точек зрения. См. также:

  • Социологические взгляды на бедность
  • Философский обзор бедности
  • Экономические теории бедности

Резюме

Ключевые моменты

  • Восприятие бедных крайне негативно; стереотипно считается, что им не хватает теплоты и компетентности. Реакцией на этот стереотип часто является презрение, вредное поведение по отношению к этой группе и убеждение, что бедность является результатом личных недостатков. Это представляет собой препятствие для политиков, стремящихся бороться с бедностью.
  • Социальные контакты с негативно воспринимаемыми группами могут помочь в борьбе с этими взглядами и улучшить отношение и отношения.
  • Негативное восприятие влияет на то, как люди видят себя. Те, кто живет в бедности, демонстрируют значительно более низкий уровень уверенности в своей способности добиться успеха. Это имеет негативные последствия для физического и психологического здоровья, а также снижает образовательные и профессиональные достижения.
  • Бедность увеличивает риск психических заболеваний, включая шизофрению, депрессию, тревогу и зависимость от психоактивных веществ. Бедность может действовать как причинный фактор (например, стресс, вызванный бедностью, провоцирующий депрессию), так и следствие психического заболевания (например, симптомы шизофрении, ведущие к снижению социально-экономического статуса и перспектив).
  • Бедность в раннем детстве связана с генетической адаптацией, формирующей краткосрочную стратегию преодоления стрессовой среды развития. Это происходит за счет долгосрочного здоровья, с повышенной восприимчивостью к сердечным заболеваниям и некоторым видам рака.
  • Дети, выросшие в среде с низким социально-экономическим статусом, демонстрируют постоянное снижение когнитивных способностей во многих областях, особенно в языковой функции и когнитивном контроле (внимание, планирование, принятие решений).
  • Нехватка ресурсов вызывает «мышление о дефиците», характеризующееся повышенным вниманием к непосредственным целям в ущерб второстепенным задачам и долгосрочному планированию. Это может способствовать увековечиванию круга бедности

Исходная информация

В этом исследовании рассматривались психологические исследования причин и последствий бедности. Он был построен вокруг четырех основных областей: социальные процессы, психическое здоровье, гены и окружающая среда, а также мозг и познание. В обзоре подчеркивалась потенциальная значимость исследования для разработки политики и разработки мер, а также рассматривалась научная методология и обоснование исследователей бедности.

Социальные процессы

Исследования групповых стереотипов показывают, что восприятие бедных крайне негативно; они считаются людьми с низким уровнем теплоты и компетентности. Эти стереотипы связаны с негативными эмоциональными реакциями, особенно чувством презрения к этой группе, а также с активным и пассивным поведением, причиняющим вред этой целевой группе. Другой ключевой компонент стереотипа бедности связан с личной ответственностью, при этом бедность рассматривается как результат личных неудач, а не несчастья или социальных факторов.

Эти негативные стереотипы о людях, живущих в бедности, потенциально могут серьезно подорвать попытки уменьшить бедность. Потенциальным инструментом снижения негативного воздействия таких стереотипов являются межгрупповые контакты. Социальный контакт с негативно воспринимаемыми группами может улучшить отношение, вызвать положительные эмоции, такие как сочувствие, и разрушить негативные стереотипы. Возможно, было бы целесообразно включить бедняков в качестве ключевой целевой группы в усилия по содействию социальной интеграции в Соединенном Королевстве.

Преобладание негативных стереотипов о бедняках может также неблагоприятно сказаться на тех, кто страдает от экономических трудностей. Исследования показывают эффекты «самостереотипирования», когда стереотипное восприятие конкретной группы может влиять на самооценку членов группы и фактическое психологическое состояние. В контексте бедности эти эффекты самостереотипирования могут быть особенно проблематичными для восприятия личной ответственности и самоэффективности (веры в свою компетентность и способность добиться успеха). Исследования показали значительно сниженный уровень самоэффективности у людей с низким социально-экономическим статусом (СЭС), что было связано с плохим физическим и психологическим здоровьем, а также с ограниченными образовательными и профессиональными перспективами. Нефинансовая поддержка бедняков может включать в себя повышение их самооценки.

Психическое здоровье

Бедность является значительным фактором риска широкого спектра психических заболеваний. В этом исследовании были рассмотрены данные о влиянии СЭС на три категории: шизофрения, аффективные и тревожные расстройства, а также злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Хотя это и не исчерпывающий список условий, связанных с бедностью, вопросы, поднятые в этих трех областях, можно обобщить, и они имеют явное значение для лиц, определяющих политику.

Распространенность шизофрении значительно выше среди лиц с низким СЭС. Сложный набор причинных факторов и симптомов шизофрении (и большинства психологических расстройств) означает, что эта ассоциация может быть результатом ряда возможных причинных факторов. Одной из теорий с относительно последовательной доказательной поддержкой является гипотеза «социального дрейфа», в которой отмечается, что снижение СЭС, связанное с шизофренией, часто происходит вскоре после появления симптомов. Это говорит о том, что болезнь может представлять собой фактор риска обнищания, а не наоборот, как предсказывает гипотеза «социальной причинности».

Тревога и депрессия также связаны с эффектом социального дрейфа. Однако причинная роль стрессовых жизненных событий, связанных с бедностью, по-видимому, играет гораздо более важную роль в возникновении депрессивных симптомов. Одним из распространенных средств от расстройств настроения и тревожных расстройств является социальная поддержка. Однако для человека, живущего в бедности, наличие прочных социальных сетей может оказать негативное влияние, поскольку члены этих сетей также, вероятно, будут жить в бедности. Поскольку одни и те же стрессоры могут воздействовать на тех, кто находится в социальной сети человека, это может привести к «заражению стрессом». Необходимы дальнейшие исследования того, почему возникает этот эффект, чтобы найти способы повысить эффективность вмешательств социальной поддержки для людей с низким СЭС. Один из подходов, связанный с преимуществами межгрупповых контактов, может заключаться в поощрении сетей социальной поддержки, включающих людей из различных социально-экономических слоев.

Связь между злоупотреблением психоактивными веществами и алкоголем и социально-экономическим статусом, хотя и распространена в стереотипах бедности, несколько противоречива. Проблемное употребление наркотиков и алкоголя выше среди людей с низким уровнем СЭС, но общий уровень зависимости среди этой группы населения все еще относительно низок. Существуют также значительные различия в употреблении алкоголя и психоактивных веществ в зависимости от продолжительности бедности. Например, одно исследование показало, что потребление алкоголя снижается после краткосрочной безработицы, но увеличивается при длительной безработице. Хотя безработица не аналогична бедности, этот вывод согласуется с объяснениями поведения, связанного с бедностью, из других областей психологии, в частности, с поведением, связанным с низкой самоэффективностью и кажущейся беспомощностью перед лицом стрессовых ситуаций.

Гены и окружающая среда

Генетические методы, такие как исследования, сравнивающие близнецов, показали, что наследуемость СЭС (степень, в которой признаки, унаследованные от родителей, определяют СЭС человека) относительно высока. Хотя причинно-следственные объяснения этого трудно поддерживать из-за ограничений методологии близнецовых исследований, одно интересное открытие было сделано в раннем генетическом исследовании, которое показало, что наследуемость IQ зависит от SES. В частности, IQ в меньшей степени передается по наследству для людей с низким СЭС, чем для людей с высоким СЭС. Предложенное объяснение заключалось в том, что среда с низким СЭС ограничивает когнитивное развитие, не позволяя детям, выросшим в бедности, полностью реализовать свой «генетический потенциал». Эта интерпретация близко соответствует исследованиям в области психологии развития, показывающим широко распространенные нарушения когнитивного развития у детей с низким социально-экономическим статусом.

Последние разработки в области генетических методов позволили измерить изменения в экспрессии определенных генов. Ряд таких «эпигенетических» изменений (изменений в активности генов, которые не являются результатом изменений самого генотипа) позволяют предположить, что у тех, кто вырос в бедности, может развиться генетическая адаптация к стрессовому повседневному опыту бедности. Эта адаптация обеспечивает краткосрочную стратегию выживания за счет долгосрочного здоровья, при этом некоторые из этих эпигенетических эффектов связаны с повышенной восприимчивостью к сердечным заболеваниям и некоторым видам рака. Эти результаты подчеркивают исключительную важность ранних вмешательств для компенсации стрессовой среды бедности, поскольку долгосрочные последствия ранней депривации серьезны, необратимы и потенциально фатальны.

Мозг и познание

Бедность в период развития ребенка также оказывает непосредственное влияние на когнитивные способности и неврологическую активность. Дети из семей с низким уровнем СЭС демонстрируют снижение уровня когнитивных функций и активности мозга во многих областях. Наиболее серьезные последствия обнаруживаются в языковой функции и регуляции когнитивных ресурсов, таких как внимание и планирование. Эти дефициты могут представлять собой первую ступеньку на «лестнице бедности», снижая уровень образования с потенциальными косвенными последствиями для перспектив трудоустройства и психологических факторов, таких как самооценка и самоэффективность.

Психология бедности в последнее время отошла от концепции бедности как особого состояния, влияющего на избранное население. Вместо этого дефицит (любого ресурса) характеризуется как психологическое состояние, которое время от времени испытывает каждый. Когда ресурсов (например, времени, денег, еды) не хватает, эта «гипотеза дефицита» утверждает, что фокус внимания людей сужается, концентрируясь на ближайшей задаче (пополнение ограниченного ресурса) за счет второстепенных задач или долгосрочного планирования. Оценка последствий такого «менталитета дефицита» может помочь в проведении мероприятий по сокращению бедности, позволяя лицам, определяющим политику, смягчить когнитивное напряжение, возникающее в результате хронической нехватки ресурсов (экономических или иных). Сторонники гипотезы дефицита предлагают такие инициативы, как «умные дефолты» (уменьшение количества решений, которые кто-то должен принять, например, при получении льгот) или финансовые напоминания в качестве методов, которые могут уменьшить это когнитивное напряжение.

Заключение

Изучение бедности в психологии распределено по различным областям и дисциплинам. Относительно небольшое количество исследований, посвященных этому феномену, означает, что повторение результатов происходит редко. Следовательно, любое применение психологической теории при разработке политики или вмешательств в идеале должно включать эмпирический исследовательский компонент. Это внесло бы вклад в корпус психологических исследований и позволило бы точно настроить политику и вмешательства для социального контекста, в котором они должны быть реализованы.

Несмотря на приведенные выше примеры того, как адаптировать результаты рассмотренного исследования для информирования об изменении политики или планировании вмешательства, психологическая теория может обеспечить только дополнительный подход к сокращению бедности. По сути, бедность — это экономическая проблема, а не психологическая. Понимание психологических процессов, связанных с бедностью, может повысить эффективность экономических реформ, но не является панацеей. Предлагаемые здесь предложения дополнят целенаправленную экономическую стратегию, направленную на сокращение бедности.

О проекте

Этот проект включал литературный обзор исследований бедности во всех областях психологии. Охваченный материал представляет собой образец доступного исследования. Цель состояла в том, чтобы предоставить обзор различных теоретических взглядов и методологических подходов к бедности в психологическом сообществе, а также выделить области, в которых результаты таких исследований имеют отношение к тем, кто участвует в разработке политики или планировании вмешательства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *