Показать картину: Купить картины на стену недорого
Как смотреть на картины и понимать их
«Теории и практики» публикуют отрывок из книги «Как смотреть на картины», в которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.
«Как смотреть на картины», перевод Екатерины Куровой. Издательский проект «А+А»
Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.
Для чего служат картины?
Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона. Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель — магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.
Наскальный рисунок с изображением бизона. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры
Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век
Вторая картина совсем не похожа на первую — это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет — воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:
Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…
Ин. 11: 41–44
Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.
Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.
На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша — ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним — загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость — дурное качество, злонамеренность под маской искренности, — которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность — союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.
В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина — это отец-Время; за его плечами — символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени — по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.
Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость — не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных — напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.
Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года
Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год
Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.
И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) — она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.
Культурный контекст
Второй способ анализировать картины — задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что — пусть и не много — о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.
Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.
Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном — или даже пресыщенном — обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.
Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное видение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.
Сходство
Третий способ рассматривать картины — попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.
Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.
Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.
Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.
Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы
Композиция
Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа — Венера и Купидон — приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.
Композиция — это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета
Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.
Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками — бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.
Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.
Разговор о картинах
В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.
Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество прекрасных книг по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.
Для нас же самое главное — не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному видению — это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.
Как смотреть на картины. Сьюзен Вудфорд
Популярно об искусстве
Рассматривая истоки, сюжеты и композиционные решения более ста картин, созданных в разных странах и в разные времена, Сьюзен Вудфорд расширяет наше представление о живописи.
Сьюзен Вудфорд
712 ₽
На полку
Аннотация
Рассматривая истоки, сюжеты и композиционные решения более ста картин, созданных в разных странах и в разные времена, Сьюзен Вудфорд расширяет наше представление о живописи. В ее увлекательном тексте обозреваются основные проблемы, с которыми на протяжении истории искусства сталкивались художники, и найденные ими решения.
читать
отрывок
Рецензии
«Книга Сьюзен Вудфорд послужит идеальным проводником тому, кто начинает знакомиться с историей искусства и хочет понять природу того наслаждения, которое так часто, но не давая при этом никаких объяснений, доставляет нам живопись. Вудфорд пишет с глубоким знанием дела, с чувством и остроумием, по существу и без лишних сложностей. В ее тексте затрагиваются и раскрываются темы, которые расширят кругозор любого читателя — не только новичка. Книга “Как смотреть на картины” убедительно доказывает, что можно учиться, получая удовольствие».
Джулиан Белл
Отзывы
Livelib
Описание
ISBN
978-5-91103-448-1
Страниц
176 : ил.
Оригинальное название
Looking at Pictures
Тип обложки
Обложка
Формат (мм)
140х215
Вес
410 г.
Об авторе
Сьюзен Вудфорд выросла и получила образование в США, защитив диссертации в Гарвардском и Колумбиийском университетах. В настоящее время она живет в Англии и преподает историю искусства в Британском музее. Среди ее публикациий — популярные и академические работы по искусству, одна из которых — «Образы мифов в классической античности» — получила в 2003 году престижную премию Критикоса.
Вам также понравится
До этого вы смотрели
смотреть все
Подписывайтесь на рассылки Ad Marginem и А+А!
В рассылке Ad Marginem рассказываем о новинках и акциях, дарим промокоды и делимся материалами:
Чтобы получать специальную рассылку от издательского проекта А+А,
заполните форму по ссылке
Спасибо за подписку!
100+ Показать картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
100+ Показать картинки | Download Free Images on Unsplash
- A framed photoPhotos 6. 2k
- A stack of photosCollections 10k
- A group of peopleUsers 178
persona
concerto
palcoscenico
musica
mostrare
illuminazione
Festival
Семейные изображения и фотографииfuncarry
Hd красные обоиtheatreunited States
rennesBrown backgroundsdj
concertEvents imagesstage light
taiwantaipeibefore pandemic
show and tellchild carepreschool
Hd purple wallpaperscongregationlarge group
stagemansinger
rockgig
People images & picturesonly womenhair color
–––– –––– – ––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Музыка картинки и картинкиГерманияВечеринка фоны
Hd синие картинкиСветлые фоныHd цветные обои
crowdaudienceworship
one personideasspotted
festivalcanadavancouver
bandreligiousHd christian wallpapers
francevitréclub
theateractors×movie×
new zealandaucklandHd black wallpapers
Related collections
Show
565 photos · Curated by katalina motley
dog показать
406 фото · Куратор Маркис Галлашоу
Прямая трансляция
325 фото · Куратор Кен Люн
Hd grey wallpaperslightingwinterjam
Family images & photosfuncarry
one personideasspotted
concertEvents imagesstage light
festivalcanadavancouver
francevitréclub
theateractors×movie×
Music images & picturesgermanyParty backgrounds
Hd red wallpaperstheatreunited states
crowdaudienceworship
тайвантайпейдо пандемии
сценический певец
new zealandauckland черные обои hd
серые обои hdlightingwinterjam
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
HD Blue Wallpaperslight Foanlyshd Color обои
Rennesbrown Founalsdj
BandReligioushd Христианские обои
Show и Tellchild Carepreschool
Связанные коллекции
SHOW
565 Photos sthipated By Katlenina
7
Photos sthip nablenina
.0068 406 photos · Curated by Markis Gallashaw
Live Show
325 photos · Curated by Ken Leung
Hd purple wallpaperscongregationlarge group
rockgig
People images & picturesonly womenhair color
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Brooke Cagle
Unsplash+
Разблокировать
Семейные изображения и фотографииfuncarry
Yvette de Wit
Музыкальные изображения и изображенияgermanyParty backgrounds
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Daniel Schaffer
HD Blue Wallpaperslight Foanlyshd Color Wallpapers
ROB Смех
HD Red WallpaperSheatreunited
Ron Smith
Crowdaudienceworship
AntoIn
Unsplash+
Разблокировать
one personideasspotted
Nainoa Shizuru
concertEvents imagesstage light
Aditya Chinchure
festivalcanadavancouver
Lisanto 李奕良
taiwantaipeibefore pandemic
alex bracken
bandreligiousHd christian wallpapers
Antoine J.