Памятник мать: факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.
факты о памятнике, история создания, прототипы, образ.
Публикации раздела Архитектура
Памятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.
Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори
Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.
Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.
Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: wikipedia.org
Скульптор Евгений Вучетич. Фотография: Евзерихин Эммануил/ТАСС
Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.
Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.
Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836. Фотография:
Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: А. Родченко / wikipedia.org
Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н. э. Лувр, Париж. Фотография: Marie-Lan Nguyen / commons.wikimedia
Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.
Читайте также:
- Самые высокие памятники Москвы
- Подвиг матери
- «Деревенский Микеланджело»: 5 скульптур Степана Эрьзи
Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.
Слева направо сравнение по высоте (в том числе пьедестал) с самыми большими статуями в мире: Статуя Единства, Будда Весеннего Храма, Статуя Свободы, Родина-Мать, статуя Христа-Искупителя и «Давид» работы Микеланджело. Изображение: Insider / commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0
Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.
После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.
Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.
Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.
Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959—1967. Фотография: Vovka / commons.wikimedia / CC BY-SA 2.5
Монумент «Тыл — фронту». Скульптор Лев Головницкий, архитектор Яков Белопольский. Магнитогорск. 1979. Фотография: rusmuseumvrm.ru
Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949. Фотография: Antoinevandermeer / commons.wikimedia / CC BY-SA 3. 0
Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.
Теги:
СкульптурыГородаПамятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПамятникиПубликации раздела Архитектура
Ещё
Как строили Родину-мать и памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде: история в фото
Комсомольская правда
Результаты поиска
ОбществоИстория современностиКАРТИНА ДНЯ
Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
15 октября 2017 3:10
15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» [история, фото, видео]
Мамаев курган стал символом жизни, смерти и бессмертия. Фото: Игорь БУГАЕВ
Грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет» уже больше полувека. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане в Волгограде торжественно открыли памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». Мы вспоминаем историю Мамаева кургана и мемориала.
Аллея пирамидальных тополей проложена по краю искусственной насыпи.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
135 ДНЕЙ И НОЧЕЙ, КАК В АДУ
У Мамаева кургана особая энергетика. Это место окутано множеством легенд, его часто называют местом силы. По преданию сарматы хранили здесь свои святыни, а Гитлер надеялся найти ключ к мировому господству. Правда это или нет, но именно здесь, как нигде, осознаешь цену жизни и смерти.
На военно-топографических картах Великой Отечественной Мамаев курган значился как «высота 102». Тот, кто ею владел, мог контролировать почти весь Сталинград, Заволжье и переправы через Волгу. 135 дней — с сентября 1942-го до конца января 1943 года — шли ожесточенные бои за господство над Мамаевым курганом. И именно здесь располагался штаб 62-й армии.
Из воспоминаний командующего 62-й армией дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова:
«Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боев за Сталинград, что здесь, на этом клочке не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб».
«На наш командный пункт, находившийся на самой вершине Мамаева кургана, ливнем сыпались мины, снаряды и бомбы противника».
«Здесь были разгромлены многие танковые и пехотные полки и дивизии противника и не одна наша дивизия выдержала жесточайшие бои, бои на истребление, невиданные в истории по своему упорству и жестокости».
«Мамаев курган и в самую снежную пору оставался черным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии».
«Сколько раз вершина Мамаева кургана переходила из рук в руки, никто не может сказать. За Мамаев курган бились воины из дивизии Родимцева, дралась вся дивизия Горишного, 112-я дивизия Ермолкина и больше всего за него сражалась славная четырежды орденоносная гвардейская дивизия Батюка».
Здесь сложили головы тысячи красноармейцев. И сейчас на восточном склоне Мамаева кургана покоятся 34 505 защитников Сталинграда. Еще 2047 считавшихся без вести пропавшими солдат, останки которых уже после войны нашли поисковики, перезахоронили на воинском мемориальном кладбище. Наверное, именно поэтому здесь особенно остро ощущаешь гордость за своих предков, которые выстояли и победили в страшной войне. А мемориал «Героям Сталинградской битвы» в этом святом месте стал символом жизни, смерти и бессмертия.
ВСЕСОЮЗНАЯ СТРОЙКА
Первый обелиск на Мамаевом кургане появился сразу после окончания кровопролитных боев — 8 февраля 1943 года. А идея увековечить подвиг и память героев Сталинградской битвы пришла уже после войны. История Мамаева кургана как мемориала началась в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР. На конкурсе выбрали проект скульптора Евгения Вучетича. Проектирование ансамбля поручили Сталинградпроекту, а строительство — Сталинградгидрострою, который занимался и Волжской ГЭС.
Фрагмент памятника на Мамаевом кургане. Первоначальный проект. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Главным архитектором стал Яков Белопольский. Инженерными расчетами уникального памятника-ансамбля одновременно с работой над созданием Останкинской телебашни занялся инженер-конструктор Николай Никитин. А военным консультантом стал маршал Василий Чуйков.
Мемориал торжественно заложили 2 февраля 1958 года. Грандиозная, поистине народная стройка шла почти девять лет.
Начали с разминирования Мамаева кургана. Тогда, в 1959-м обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля. Опасное наследие войны на кургане находят и спустя семьдесят лет после Сталинградской битвы.
Затем строители спланировали склоны, возвели подпорные стены площадей и пантеона, фундамент главного монумента. Пришлось вскрывать и переносить братские могилы.
Стройка на Мамаевом кургане напоминает любую другую. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
День и ночь шла на Мамаев курган вереница машин, которым обеспечивали «зеленый коридор». Все материалы подбирали очень тщательно — все только самое лучшее. Бетон — как и для Волжской ГЭС, металл — с местного завода «Красный Октябрь». Гранит для лестниц и бордюра везли из карьеров Украинской ССР, поливные насосы — из Уфы, прожекторы — из Калининграда, вентиляторы для Зала воинской славы — из Оренбурга. Строили мемориал всем миром, всей тогда еще огромной страной.
Здесь многое было впервые, поэтому авторам пришлось решать множество неординарных задач. К тому же монументы решили сделать не из камня, а из железобетона. Тоже впервые.
Первой на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть». Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Сначала на Мамаевом кургане появилась скульптура «Стоять насмерть», потом — стены-руины, последним стал зал Воинской славы — на его месте планировали создать музей-панораму. Но самым сложным и грандиозным сооружением мемориала стал монумент «Родина-мать зовет!».
На площади Героев только начали отливать статуи. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Братские могилы у подножья Родины-матери. Они еще не засыпаны и лестницы в другом месте. Май, 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Так выглядел будущий пантеон в мае 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Малая братская могила. Теперь рядом построили Храм Всех Святых. Памятник сменили. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!
Лазерное шоу «Свет великой победы» на Мамаевом кургане.Фото: Геннадий БИСЕНОВ
ТТХ
Высота фигуры Родины-матери — 52 метра
Высота с мечом — 85 метров
Высота фундамента — 16 метров
Длина меча — 33 метра
Вес — 8000 тонн
Вес меча — 14 тонн
Модель Родины-матери в одну десятую натуральной величины. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Родина-мать — образ собирательный, и внешне, и внутренне. Изначально в замыслах авторов скульптура должна была выглядеть совсем иначе. На 18-метровом постаменте, в котором располагался «памятный зал», должна была стоять 25-метровая Родина-мать. И держала она в руках не меч, а знамя. А у ее ног склонялся солдат, целующий сноп колосьев. Но Сталинградская битва хоть и стала переломной в истории Второй мировой, до победы было еще далеко.
Волгоградский архитектор Федор Лысов, который работал над проектом, позже вспоминал, что все причастные, в том числе и Вучетич, ощущали неудовлетворенность этим проектом. Так и появилась идея с женщиной, зовущей своих сыновей на бой с врагом: «Суровое волевое лицо, гневно сдвинутые брови, кричащий широко открытый рот и развевающиеся на ветру волосы и шарфы — все это олицетворяло неодолимую силу, экспрессию и страстный призыв».
Родина-мать стала венцом инженерной мысли.
«В статую, совершенно не считаясь с ее формой, вписывается регулярная конструкция из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок. Из этой системы стенок поверхность статуи вырезает конструкцию решетки, а железобетонная оболочка включается в совместную работу с регулярной пространственной системой стенок», — писал в докторской диссертации Николай Никитин.
Эскиз монумента «Родина-мать зовет!». Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Скульптура стоит на полутораметровой плите и 16-метровом основании. Оно начинается примерно там же, где и подъем к монументу. Сначала основание хотели обложить камнем, но по воле Хрущева скульптура «подросла» в два раза — наша Родина-мать непременно должна была быть больше американской статуи Свободы.
К тому времени фундамент был уже готов. Чтобы его укрепить, сверху насыпали 150 тысяч тонн земли. Так что вершина Мамаева кургана насыпная. А сама «высота 102» находится в двухстах метрах от нее. Под этой насыпью оказалась и часть братских могил.
В 1964 году на вершине кургана установили строительные леса, подъемный кран и лифт-подъемник. Только на леса ушло более тысячи тонн металла. Монтировали их полтора года. Отливали Родину-мать прямо на месте. Рядом стоял уменьшенный в десять раз макет высотой 5,2 метра. Его «разрезали» на части через каждые 5 сантиметров и каждую деталь десятикратно увеличивали на фанерных листах для создания лекал наружной гипсовой опалубки.
Металические леса. Установка. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Внутри установили стальную арматуру и деревянную опалубку. И постепенно наращивали ее, заполняя предварительно напряженным бетоном, ярус за ярусом.
Так отливали руки Родины-матери. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
А вот руки, голову и шарф Родины-матери Никитин решил сделать на земле. Их поднимали наверх при помощи крана, как и меч.
Так поднимали меч, чтобы вложить его в руку Родины-матери. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Подъем меча. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
И вот меч уже в руке величавой громадины. Правда, через семь лет его заменят, уж слишком сильно гремел. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
После установки меча строительные леса вокруг Родины-матери начали постепенно разбирать. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Внутри Родина-мать напоминает необустроенную многоэтажку с множеством небольших комнаток размером 3х3 и высотой 4 метра. Таких «этажей» одиннадцать. Кстати, величавая громадина держится только благодаря собственной тяжести — на основании она никак не закреплена.
Так выглядит Родина-мать изнутри.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
— Как-то у Евгения Вучетича спросили, что будет, если Родина-мать начнет падать. Он ответил — ничего страшного. Для этого у подножия скульптуры есть специальные ниши, куда можно поставить домкраты и выпрямить ее, — рассказывает Александр Чернов. — Каких-то специальных домкратов на данный момент нет. И я думаю, что это, скорее, была уловка Вучетича, чтобы быстрее сдать объект. Но ниши эти все же существуют.
Монумент внутри не отделан — он изначально был задуман как памятник, а не место для экскурсий. Вверх ведет бетонная лестница, есть даже перила, выше — уже металлические лесенки. В правую руку, к мечу, ведет небольшой лаз. А сердце Родины-матери — это небольшая комнатка, где расположена аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации.
Говорят, что внутри Родины-матери есть лифт и даже VIP-ресторан, откуда можно выйти посидеть во рту. На ладони может развернуться автомобиль, а под монументом — подземелье, где сокрыты тайны мироздания. Но это лишь легенды, которых вокруг мемориала за полвека набралось множество.
Наверху скульптуры есть люк, еще один — в эфесе меча.Фото: Андрей МИРЕЙКО
Бетонные стенки монумента не очень толстые. Системы вентиляции нет. Поэтому летом Родина-мать моментально нагревается, а зимой насквозь промерзает. От перепадов температур бетон сильно страдает, сыпется.
Чтобы обеспечить жесткость и предотвратить растрескивание конструкции из напряженного бетона, изнутри скульптуру стянули стальными тросами. 99 канатов диаметром 38 миллиметров, каждый из которых выдерживает нагрузку в 60 тонн, идут от пяток до уровня груди и через руки монумента. Осенью 2017 года их полностью заменят.
77 таких канатов стягивают Родину-мать сверху вниз, еще 10 канатов в левой руке и 12 — в правой. Все 99 канатов заменят в этом году.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
Первый меч для Родины-матери отлили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Его установили в мае 1967 года. Но на ветру он раскачивался и сильно гремел. Поэтому в 1972 году меч заменили на стальную аэродинамическую конструкцию. Чтобы гасить колебания от ветра, в верхней части сделали специальные жалюзи — демпферы. На старом мече их не было. На эфесе меча есть выходы и для промышленных альпинистов.
Родина-мать в лесах. Этапы строительства. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
«ПОЭМА ИЗ КАМНЯ И БЕТОНА»
Скульптуры «Стоять насмерть» и «Скорбь матери» отливали по тому же принципу, что и Родину-мать — рабочие модели масштабировали, по лекалам делали гипсовые формы и заполняли их бетоном. А вот гипсовые формы для шести композиций на площади Героев делали уже с моделей в натуральную величину.
Скорбь матери, склонившейся над убитым сыном. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Площадь Героев. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Мемориальный комплекс еще не завершен, но людей на Мамаев курган уже приходило много. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
входная площадь. 1965 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Остов стен-руин сделали из красного кирпича на железобетонных фундаментах. По нему пустили металлический каркас, на котором закрепили деревянные щиты. А уже на них монтировали гипсовые слепки рельефов, которые снимали с развалин мельницы Гергардта и жилых домов.
Большая подпорная стена перед залом Воинской Славы. 1963 год. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
По замыслу архитекторов рядом с Родиной-матерью должна была располагаться панорама. Но когда здание уже приобрело очертания, архитекторы вновь передумали. Панораму решили строить рядом с мельницей Гергардта. Поэтому 4 октября 1963 года авторский коллектив вносит в журнал работ запись, определяющую работы по переделке здания панорамы в Зал воинской славы.
Смотровая площадка. Верх стен здания тогда еще панорамы. После ее переделают в Зал Воинской славы. 1963 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
На месте Зала Воинской Славы планировали создать музей-панораму. Но передумали. Вот это решение. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Проект претерпел и множество других изменений. Так, вместо зеленой площадки на площади Героев появилось Озеро слез. А внутри пантеона вместо Стены слез — стены-знамена. На 34 приспущенных стягах высечены 7200 имен. В центре зала — рука погибшего воина, передающего потомкам Вечный огонь.
БРЕЖНЕВ, ЧУЙКОВ И ВЕСЬ СТАЛИНГРАД
Торжественное открытие мемориала «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане состоялось 15 октября 1967 года, накануне 50-летия Великого Октября, как тогда говорили. Вечный огонь в Зал воинской славы везли через весь город с площади Павших Борцов. Сопровождали его защитник Дома Павлова Иван Афанасьев, дважды Герой Советского Союза летчик Василий Ефремов и Герой Советского Союза Константин Недорубов. На протяжении всего пути с раннего утра стояли тысячи волгоградцев.
Факел везли через весь город, встречать его на улицы вышли десятки тысяч людей. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Об этом писали все газеты страны. В номере «Комсомольской правды» от 17 октября 1967 года этому событию отвели первую полосу:
«От Вечного огня, бьющего из сердца звезды, зажигает факел дважды Герой Советского Союза летчик В.С. Ефремов. Боевой бронетранспортер движется по улице Мира — первой улице, поднятой из руин; движется по проспекту Ленина… Огонь в сопровождении эскорта знамен плывет по городу, где все — память, где каждая пядь земли — свидетельница подвига».
Номер «Комсомольской правды» от 17 октября 1967 года.Фото: Екатерина СИМОХИНА
Затем — митинг на площади Героев Мамаева кургана. На трибуне Брежнев, Косыгин, Подгорный, министр обороны СССР маршал Андрей Гречко, другие маршалы, генералы, гости. Торжественные речи. Самая длинная — у генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Мы приведем лишь небольшой отрывок:
«Камни живут дольше, чем люди. Но именно люди, только люди дают бессмертие всему, чего коснется их подвиг. Подвиг героев сделал бессмертными камни Мамаева кургана».
Сопровождали факел Иван Афанасьев, Василий Ефремов и Константин Недорубов. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Министр обороны СССР маршал Андрей Гречко:
«Пусть меч, который держит в руке стоящая на вершине кургана Мать-родина, будет грозным предупреждением для всех, кто помышляет повторить поход против Страны Советов».
После первых лиц страны речи произносят маршалы Еременко и Чуйков. Взял слово и Яков Павлов — тот самый защитник легендарного Дома Павлова. Выступили и сталинградцы: мастер завода «Красный Октябрь» Анатолий Серков, комбайнер Архипов, студентка второго курса политеха Лиля Киршина.
На трибунах — высокие гости. Торжественный митинг на Мамаевом кургане. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Сейчас та студентка — Лилия Драгунцова, работает в родном ВолгГТУ и воспитывает внуков. А своего будущего мужа она встретила в лагере, бесплатную путевку в который получила после того самого митинга. В это воскресенье Лилия Михайловна вновь выступит на митинге, теперь уже в честь 50-летнего юбилея Мамаева кургана.
Первые лица проходят в пантеон Славы. Брежнев сам подносит пламя к Вечному огню. Звучит гимн, залпы артиллеристского салюта, в небе проносятся реактивные самолеты. И венки, венки, венки…
Сотрудник музея Иван Бормотов, Константин Недорубов, Иван Афанасьев и снайпер Зайцев на митинге. 15 октября 1967 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
— Ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине, — вспоминал Вучетич.
Позже высокие гости отправятся на торжественный прием, где Брежнев поздравит Вучетича с присвоением звания Героя Социалистического Труда. Минута молчания на площади Павших Борцов. И праздничный концерт в театре драмы.
Строительство и торжественное открытие памятника-ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде
Кадры кинохроники
ВЫСОКИЕ ГОСТИ
Первые лица государств, известные революционеры и политики посещали Мамаев курган еще задолго до открытия мемориала. Здесь бывали Че Гевара, Фидель Кастро, Индира Ганди и, конечно, все руководители страны. И сегодня любой визит в Волгоград непременно начинается с этого места.
Император Эфиопии Хайле Селлассиес. Малая братская могила. 1959 г. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Джавахарлал Неру и Индира Ганди здесь тоже были. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
Евгений Вучетич и Фидель Кастро на Мамаевом кургане. 1963 год. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Евгений Вучетич рассказывает Никите Хрущеву о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Хрущев осматривает строящийся мемориал. 1963 г. Фото из личного архива фотокорреспондента ТАСС Степана Курунина.
Борис Ельцин побывал на Мамаевом кургане 9 мая 1996 года. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА
Со дня открытия Мамаев курган менялся не раз.
Дважды Герой Советского Союза маршал Василий Чуйков умер 18 марта 1982 года. Он завещал похоронить себя не в Кремлевской стене, не на Новодевичьем кладбище, а рядом со своими боевыми товарищами — на Мамаевом кургане.
«Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 года мой командный пункт… С того места слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал», — напишет Чуйков 27 июля 1981 года.
Чуйков стал единственным маршалом, похороненным за пределами Москвы. Его могила расположена на площади Скорби.
Нашли последнее пристанище на Мамаевом кургане и командующий 64-й армией генерал-лейтенант Михаил Шумилов (1975), первый секретарь Сталинградского обкома и горкома, председатель городского комитета обороны Алексей Чуянов (1977), летчик Василий Ефремов (1990), легендарный снайпер Василий Зайцев — его перезахоронили в 2006-м.
Каждая из шести композиций на площади Герев — это история о мужестве.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
Стены-руины озвучивал Левитан.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
К 50-летию Победы, 8 мая 1995 года, здесь открыли воинское мемориальное кладбище, где перезахороняют останки защитников Сталинграда, которые продолжают находить поисковые отряды. 136 одиночных могил, 8 братских, в которых покоятся останки 1911 воинов. На барельефе высечены 26 158 фамилий солдат, похороненных в большой и малой братских могилах на Мамаевом кургане.
На барельефе высечены 26 158 фамилий. Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
На воинском мемориальном кладбище покоятся останки 1911 воинов.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
На вершине засиял золотыми куполами храм Всех Святых. Открыли его в 2005 году.
Храм Всех Святых открыли в 2005 году.Фото: Инна ШЕРЕМЕТЬЕВА
На День победы на Мамаевом кургане теперь устраивают лазерное шоу. Родина-мать на глазах покрывается золотом или меняет платье на пурпурное. А на огромном экране, которым становится подпорная стенка Зала Воинской славы, показывают военную хронику. Приходят посмотреть на это десятки тысяч волгоградцев.
Несколько лет назад началась масштабная реконструкция памятника-ансамбля. В чаше бассейна на площади Героев заменили гидроизоляцию, стены облицевали мрамором. Обновили большую подпорную стену, которую подпортили грунтовые воды. В Зале воинской славы обновили крышу, пол, частично стены и фасад. 3 мая 2015 года здесь вновь зажгли Вечный огонь.
Фото: Андрей МИРЕЙКО
Фото: Андрей МИРЕЙКО
Летом 2017 года началась реставрация скульптуры «Родина-мать зовет!». После торжеств в 2018 году ее оденут в сложные леса и капитально обновят. Так что легендарный монумент простоит еще не один десяток лет.
#родинаматьФото: nazarov50587
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Около 1 миллиона лет назад образовалась возвышенность кургана.
1 миллион кубометров — объем земляных работ при строительстве мемориала на Мамаевом кургане.
20 тысяч кубометров бетона ушло на создание комплекса.
19 тысяч квадратных метров гранита уложили на склонах.
820 метров — путь от проспекта Ленина до вершины.
26 га — общая площадь мемориального комплекса.
40 000 деревьев и 24 000 кустарников высадили на склонах работники Волгоградского треста зеленого хозяйства.
36,5 тысячи защитников Сталинграда захоронены на Мамаевом кургане.
Родина-мать в лесах. Этапы строительства. 1964 г. Фото: Музей-заповедник «Сталинградская битва».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как выглядит Родина-мать в Волгограде изнутри
Корреспонденты «Комсомолки» заглянули в историю, побывали внутри монумента и узнали, как сегодня чувствует себя одна из самых высоких статуй в мире (читать далее)
Реставраторы Родины-матери: Никуда она не падает, но полечить надо
52 метра над землей. Именно с такой высоты смотрит на Волгоград «Родина-мать». С этой высоты посчастливилось увидеть город-герой и альпинистам, которые сейчас проводят реставрационные работы на самом высоком монументе нашей страны. Более того, им посчастливилось заглянуть в глаза и в самое сердце нашей «Мамы» (читать далее).
50 лет памятнику-ансамблю на Мамаевом кургане: открытие мемориала на первых полосах советских газет
Осенью 1967-го весь советский народ жил в ожидании юбилея — 50-летия Октября. Главным событием в канун праздника стало открытие на Мамаевом кургане памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. Читайте, что писали об этом советские газеты полвека назад (читать далее).
Загадки истории: Кто позировал Вучетичу для Родины-матери
Родина-мать образ собирательный — и внешне, и внутренне. Такой сильный и мощный, что его энергетики хватит на всех. Однако периодически кто-нибудь из женщин да заявит, что именно она позировала Вучетичу (читать далее).
Родина-мать не при смерти, она просто слегка больна
Эксперты уже давно спорят о состоянии самого знаменитого памятника России. Бетонную громадину «хоронят» чуть ли не каждый год (читать далее).
Самые интересные факты о скульптуре «Родина-мать зовет!»
15 октября 1967 года в Волгограде произошло грандиозное событие — была открыта статуя Евгения Вучетича. Родину-мать строили целых восемь лет (читать далее).
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: «Комсомольская правда» в Волгограде», ул. Краснознаменская, д.7, 7-ой этаж, Волгоград. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 400031 Контактный телефон: +7 (8442) 91-94-63, 91-94-65. [email protected]
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Памятник матерям | Памятник матерям
Публичное признание их жертвы
Эффективное решение проблемы материнской смертности гораздо сложнее, чем обеспечение матери доступом к надлежащему медицинскому обслуживанию в момент родов. Каждая страна с чрезвычайно низким уровнем материнской смертности (или быстро снижающимся уровнем) достигла таких результатов благодаря согласованным усилиям общественности по поддержке многочисленных систем, необходимых для обеспечения безопасных родов. Любое решение по снижению предотвратимой материнской смертности должно вовлекать все общество. Одним из эффективных способов сделать это являются общественные мемориалы.
Публичные мемориалы привлекают внимание к делам, ценностям и надеждам и помогают научить нас, как реагировать на жертвы и великие дела наших собратьев. По всему миру картины и памятники, воспевающие мужество и самопожертвование солдат, гражданских прав и политических лидеров, украшают наши города, парки и музеи. Но чем чтить тех, кто породил наши народы? Чтобы начать этот разговор, давайте продемонстрируем взаимосвязь между материнской смертью и другим типом смерти, который мы уже ценим и о котором свободно говорим в публичной сфере: солдатами, которые погибли, защищая наши страны.
Больше женщин умерло при родах, чем солдат погибло на войне
Мемориалы, посвященные солдатам, также сообщают ценности. Они говорят нам, что общество считает важным и в каких вопросах мы должны продемонстрировать общественную поддержку. Они помогают нам развить чувство того, ради чего стоит чем-то жертвовать как лично, так и коллективно. Однако, когда другие, не менее важные проблемы не видны, легко недооценить эти проблемы и одновременно переоценить войну и связанные с ней жертвы.
По всему миру установлены тысячи мемориалов в честь тех, кто погиб, защищая наши народы, но в настоящее время нет ни одного мемориала в честь тех, кто дал жизнь этим народам. Мы можем и должны поддерживать лучший баланс в общественной сфере между сопоставлением окончательных жертв солдат и матерей. Миролюбие и стабильность целых наций зависят от баланса между защитой интересов как в общественной, так и в частной сферах. Когда нам не удается защитить интересы женщин, само общество становится нестабильным, что в конечном итоге требует еще больших жертв. Однако, когда мы покажем, что мы одинаково ценим жизнь каждого человека в общественной сфере, мы добьемся большей общей социальной стабильности. Памятник матерям будет стоять как символ баланса, отражая то, что общество ценит, расширяя наши определения безопасности и жертвы.
Когда вы ищете в Интернете «материнскую смертность», появляются эти изображения. Это просто графики и цифры. Нет ничего, что могло бы представлять или связывать потерю жизни с человеком. Предоставляя публичное присутствие матерям, которые умерли по причинам, связанным с беременностью, наши сообщества могут начать видеть и ценить эту не менее важную потерю жизни. Памятник матерям даст этим женщинам лицо и голос, помогая каждой из нас более осмысленно осознавать масштаб их жертвы и более искренне желать улучшить материнское здоровье во всем мире.
Памятник матерям:
Помощь семьям в исцелении.
Семьи смогут поделиться своими личными историями о потерянных жизнях. Мы можем делать пожертвования в их имя и честь.
Повышение осведомленности.
Основной целью общественного мемориала является помочь каждому посетителю осознать потерю, понять цену и принять меры. Каждый может изменить ситуацию.
Разрешить действия и партнерства.
По мере того, как каждый посетитель мемориала и веб-сайта все больше осознает проблемы, связанные с этой потерей, мы надеемся, что это побудит их к действию. Мы установили партнерские отношения с несколькими организациями в Соединенных Штатах и по всему миру, с которыми посетители могут связаться и пожертвовать свое время, деньги или специальные навыки, чтобы помочь непосредственно снизить риски.
Мемориалы, которые мы строим, будут мотивировать сообщества работать вместе, чтобы обеспечить безопасность детородных женщин. Обеспечивая их безопасность, мы помогаем обеспечить стабильность и устойчивость семей, городов и, в конечном счете, наций в целом.
- Фонд ООН в области народонаселения, «Материнская смертность сократилась вдвое за 20 лет, но необходим более быстрый прогресс», Пресс-релиз, 16 мая 2012 г. (по состоянию на 17 марта 2015 г.). ↩
- Межведомственная группа ООН по оценке материнской смертности, Maps , база данных MME Info (по состоянию на 20 марта 2015 г.). ↩
- Фонд ООН в области народонаселения, «Материнская смертность сократилась вдвое за 20 лет, но необходим более быстрый прогресс», Пресс-релиз, 16 мая 2012 г. (по состоянию на 17 марта 2015 г.). ↩
- Всемирная организация здравоохранения, « Материнская смертность », Информационный бюллетень № 348, Центр СМИ (по состоянию на 12 марта 2015 г. ). ↩
- Кертис Скиннер и Сьюзан Охшорн, «Оплачиваемый отпуск по семейным обстоятельствам: укрепление семей и наше будущее», Национальный центр помощи детям, живущим в бедности, Школа общественного здравоохранения Мейлмана при Колумбийском университете, апрель 2012 г. (по состоянию на 17 марта 2015 г.). ↩
- Human Impact Partners, «Информационный бюллетень: Отпуск по уходу за ребенком и здоровье младенцев, детей и матерей» (Окленд, Калифорния: Human Impact Partners, 2011) (по состоянию на 19март 2015 г.). ↩
- Клаудия Гарсия-Морено, Алессандра Гедес и Венди Кнерр, «Последствия для здоровья», в Понимание и борьба с насилием в отношении женщин , Сара Рамзи, изд., Всемирная организация здравоохранения и Панамериканская организация здравоохранения, 2012 г. (по состоянию на 19 марта 2015 г.). ↩
- Anita Raj и Ulrike Boehmer, «Детские браки девочек и их связь с национальными показателями ВИЧ, материнского здоровья и младенческой смертности в 97 странах», Violence Against Women , том. 19, № 4 (апрель 2013 г.). ↩
- С. Мэтью Стирмер, «Проект памятника матерям: переосмысление жертвоприношения путем раскрытия материнской смертности», SquareTwo , Vol. 7 № 3 (осень 2014 г.), рис. 2. ↩
Мать пионера из Сан-Франциско (1915 г.) – Памятники пионерам на Западе Америки Дань уважения первым евроамериканским поселенцам в Калифорнии была создана для 19-летия Сан-Франциско.15 Панамско-Тихоокеанская международная выставка. После ярмарки был забыт, но позже отреставрирован и перенесен на постоянное место в парк Золотые Ворота в 1940 г.
[Памятник пионерам и развалины ратуши, 1906 г.]. Идентификационный номер фотографии AAA-4776. ЦЕНТР ИСТОРИИ САН-ФРАНЦИСКО, ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА САН-ФРАНЦИСКО. Идея создания в Сан-Франциско памятника матери пионерки 1915 года возникла десятилетием ранее, когда житель Сан-Франциско осмотрел более ранний памятник первопроходцам города. Вид на 9 Сан-Франциско0013 Памятник первопроходцам , возвышающийся над руинами этого города после землетрясения 1906 года, вдохновил надзирательницу общества Сан-Франциско Эллу Стерлинг Мигельс на видение памятника матерям-первопроходцам в ее городе. Она неустанно работала, чтобы продвигать свое видение памятника женщинам-первопроходцам как цивилизаторскому влиянию на суровый мир золотой лихорадки в Калифорнии. Как и многие женщины ее времени, Мигельс считала, что женское влияние должно быть направлено через материнство в домашнюю сферу. Хотя многие белые калифорнийцы разделяли расовое видение Мигельс, они не спешили принимать ее видение памятника, изображающего сидящую мать-пионерку, держащую церковь на коленях.
Усилия Мигельса вдохновили на создание Ассоциации памятников матерям пионеров (PMMA). Под руководством президента Хелен Санборн ассоциация организовала кампанию по сбору средств. Они планировали воздвигнуть памятник, «символизирующий материнство, который будет посвящен матерям-первопроходцам Запада — самоотверженным женщинам, которые вместе со своими малышами выдержали опасности и претерпели тяготы и лишения, которые всегда выпадают на долю пионерская жизнь». [1] Они представляли женщину и двух или трех детей в середине 19Одежда -го -го века с изображением отца-золотоискателя на заднем плане или на бронзовой рельефной панели на основании статуи.
Мигельс и PMMA изо всех сил пытались заручиться поддержкой статуи, пока не вмешался Женский совет Панамско-Тихоокеанской международной выставки (PPIE). Женский совет PPIE стремился установить памятник на всемирной выставке в Сан-Франциско в 1915 году. PPIE был призван отпраздновать восстановление Сан-Франциско после землетрясения 1906 года. Памятник матери-пионерке присоединится к более ранним памятникам калифорнийским мужчинам, пережившим это землетрясение.
[Мать пионера на Панамско-Тихоокеанской международной выставке], ок. 1915 г. Фото № AAE-0099. ЦЕНТР ИСТОРИИ САН-ФРАНЦИСКО, ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА САН-ФРАНЦИСКО. Большинство зданий и скульптур PPIE были сделаны из гипса. Они были предназначены только для того, чтобы пережить ярмарку. Например, гигантский мужчина Pioneer и мужчина-индеец The End of the Trail направлялись на свалку после ярмарки, пока их не забрали жители Визалии, штат Калифорния. Напротив, Мать-пионерка была отлита из бронзы и останется постоянным подарком городу Сан
Элла Стерлинг Мигельс задумала памятник, изображающий женщину, держащую «церковь на коленях». Предоставлено Историческим центром Сан-Франциско, Публичной библиотекой Сан-Франциско.
Франциско.
PMMA и различные ассоциации пионеров Калифорнии пообещали собрать средства для проекта. Но вскоре возникло напряжение между Джоном Траском, главой отдела изобразительных искусств PPIE, и женщинами из клуба, спонсировавшими статую. Некоторые женщины усомнились в выборе Траска нанять известного восточного скульптора. Они считали, что это должен сделать местный художник. Но Траск был ведущей фигурой в истеблишменте изящных искусств. Он был убежден, что ни один калифорнийский художник не подходит для проекта такого значения. Вместо этого он отдал заказ своему другу Чарльзу Графли.
Grafly отказался от изображения Мигелса женщины в кринолине, держащей церковь на коленях, и видения PPMA о женщине-первопроходце в более практичном платье в стиле прерий. Вместо этого Графли изваял женщину, одетую в оленью кожу с бахромой и мокасины, которые у многих жителей Востока ассоциируются с Диким Западом. Скульптор окружил своих женщин-первопроходцев обнаженными детьми, символизирующими будущее.
Модель Графли вызвала возмущение в Сан-Франциско, потому что она стирала расовую и гендерную идентичность. Десять лет назад в Портленде, штат Орегон, появилась скульптура Sacajawea в честь матерей белых пионеров. Но в 1915 году жители Сан-Франциско возмутились изображением Графли белой женщины, одетой в туземную одежду. Давление со стороны «Дочерей коренных жителей Золотого Запада» и других ассоциаций женщин-пионеров убедило Графли заменить «костюм примитивной индейской скво» [2] на домотканое платье и простые кожаные туфли. Под давлением женщин-доноров Графли также согласился отрегулировать головной убор. Но даже в окончательной версии не хватало широких полей, характерных для солнцезащитных шляп середины девятнадцатого века, предназначенных для защиты светлой кожи белых женщин от солнца.
Некоторые члены клуба, спонсирующие памятник, в том числе Мигелс, также были возмущены тем, что Графли настаивал на изображении обнаженных детей. Президент PMMA Санборн настаивал на том, что из-за наготы детей организация не может собирать публичные подписки в поддержку памятника. Но Графли по-прежнему полна решимости сохранить аллегоричность детей у ее ног. Филантроп и почетный президент Женского совета PPIE Фиби Херст и сенатор США (и бывший мэр Сан-Франциско) Джеймс Фелан наконец пришли к компромиссу. Они убедили Графли сделать гениталии мальчика «несколько менее заметными»9.0096 [3] и, таким образом, менее оскорбителен для благородных чувств английских женщин.
Чарльз Графли, Мать пионера, 1915, Сан-Франциско, Калифорния
Общественное мнение об обновленной статуе в целом было положительным. Более тысячи человек посетили студию художника, чтобы увидеть завершенную статую, которую они признали «символическим шедевром». [4] Тысячи калифорнийских школьников пожертвовали пенни и 5 центов на установку памятника, в том числе 651,59 доллара в Сан-Франциско и 59 долларов.1,94 в Лос-Анджелесе (всего около 30 000 долларов в долларах 2015 года).
Памятник Матери пионера был отлит из бронзы, чтобы сделать его постоянным украшением в Сан-Франциско, но на PPIE ему было уделено меньше внимания, чем гипсу Пионер и Конец пути . После ярмарки эти предметы были перевезены в парк Муни-Гроув в Визалии. Но бронзовый Pioneer Mother Grafly был заброшен и забыт. Четверть века спустя он был обнаружен, потрепанный непогодой и подвергшийся вандализму, в полуразрушенном Дворце изящных искусств. В течение трех месяцев после его открытия общественные и исторические группы помогли восстановить памятник, и он был выставлен на Международной выставке «Золотые ворота», а затем 8 декабря 19 декабря был установлен на последнем месте на лугу в парке «Золотые ворота».40.
Связанные памятники:
Франк Хапперсбергер, Памятник пионеру Лика , 1894
Дуглас Тил ден, Памятник , 1897
Солон Борглум, Американский пионер , 1915-1980
Джеймс Эрл Фрейзер, End of the Trail , 1915
Исследовать:
Пешеходная экскурсия по монументам первопроходцев в Сан-Франциско на платформе Clio0007
Примечания:
[1] «Памятник материнству».