Особенности национального характера русских людей: Недопустимое название — Русский эксперт

Специфика русского национального характера и новая национальная идея

Библиографическое описание:


Смыслов, В. В. Специфика русского национального характера и новая национальная идея / В. В. Смыслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/archive/7/534/ (дата обращения: 12.12.2022).

Русскому человеку генетически передались противоречивые свойства славянского эпилептоидного типа характера, — по определению Ксении Касьяновой, известного социолога и культуролога современности. Эпилептоид в обычных ситуациях спокоен, терпелив, основателен и запаслив, но способен к срыву в раздражающей ситуации, если долго давить на него — он взрывоопасен. Он сам задает свой темп жизни и целеполагание, стремится действовать в собственном ритме и по своему плану. Ему присущи основательность, последовательность, упорство в достижении цели, могущее переходить в упрямство. Такой народ выделяет лидеров или вождей-организаторов, которые либо воспринимают общенациональные интересы и с невероятным упорством стремятся к их реализации, либо маниакально навязывают народу свои представления [2; С. 145].

Эпилептоидному характеру свойственны замедленные реакции, некоторая «вязкость» мышления и действий (русский мужик задним умом крепок). В спокойных состояниях эпилептоидный тип склонен к легкой депрессии: вялости, апатии, плохим настроениям и пониженному тонусу деятельности, что характеризовалось как русская лень. Переключение на другой вид деятельности происходит с трудом, а мобилизация сил для этого — замедленна, ибо требуется время для «раскачки», привыкания к новым обстоятельствам. Но в результате русский человек давал адекватный ответ вызовам судьбы, ибо от природы талантливый народ веками оттачивал свой ум и смекалку в труднейшей борьбе за выживание. Именно поэтому русский долго запрягает, но быстро едет. По сравнению с европейцами, русские более сдержанны в своих проявлениях, но и более постоянны в своих состояниях -как в спокойствии, так и в буйстве.

Буйная природа славянина укрощается православным воспитанием. Православные обряды, традиционные ритуалы, а также взыскующий государственный уклад компенсировали недостаток внутренней энергии. Праздничные обряды украшали жизнь, выравнивали и укрепляли ее профилактической разрядкой, разгрузкой психики. Может быть, только народ с подобным характером мог приспособиться к суровым неустойчивым климатическим и геополитическим циклам северо-востока Евразии. Но за счет потерь и приобретений, за счет усугубления некоторых трудностей характера. Слабости и болезненные качества компенсировались жизненным укладом: русский образ жизни является продолжением русского характера и наоборот.

Но когда рушились традиции и связи с глубинными национальными ориентирами, — русский человек терял себя, деградировал, отдавался ложным авторитетам или утопиям. Ощущение бессмысленности жизни для русского человека страшнее любых испытаний.

Русский национальный характер не просто противоречив, как и любой другой, а поляризован, расколот. Противоположности в нем обострены до крайности, ничем третьим не опосредованы. Н.А. Бердяев подмечал, что русский народ — «самый аполитический, никогда не умевший устраивать свою землю» и одновременно Россия — «самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», все в ней «превращается в орудие политики». В русской стихии «поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность» и в то же время это страна «невиданных эксцессов, национализма, угнетения подвластных национальностей, русификации» [1; С. 160].

Русские покорны, смиренны, но одновременно — «апокалиптики», «нигилисты», бунтари, у них много «хаотического, дикого», обратной стороной их смирения является «необычайное русское самомнение». Русская душа «вечно печалует о горе и страдании народа и всего мира», но ее «почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна.., ленива…, так покорно мирится со своей жизнью». Стремление к «ангельской Святости» парадоксальным образом сочетается со «звериной низостью» и мошенничеством. У русского, по С. Аскольдову, из трех человеческих качеств: «святого», иначе безгреховного, «человеческого», то есть социального и «звериного», то есть природного, — можно найти лишь первое и последнее. Искренняя жажда божественной правды у русских сосуществует с «бытовым и внешнеобрядовым пониманием христианства», далеким от подлинной религиозной веры.

Причину поляризованности, расколотости русского национального типа Н.А. Бердяев объяснил дисгармоний «мужественного» и «женственного» начал в нем. Об этом же писали В.В. Розанов, Вл. Соловьев. Неуравновешенность этих начал присуща незрелому национальному характеру. Недостатком мужественности, твердости духа, воли, самостоятельности в русском народе Н.А. Бердяев объясняет неразвитость в России общественных классов, гипертрофию бюрократизма, специфику русского самодержавия.

Благодаря женственному компоненту русская «национальная плоть» имеет такие качества, как милосердие, душевность, мягкость, бескорыстие, терпеливость, отзывчивость, способность отречься от благ во имя светлой веры, идеала.

С недостатком «мужественного» начала в русском национальном характере соглашались не все его аналитики. Например, Н.О. Лосский, напротив, считал, что русский народ, особенно его великорусская ветвь, «в высшей степени мужествен», в нем «особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью» [4; С. 34]. Да и сам Н.А. Бердяев констатировал, что «мужественный дух потенциально заключен в России».

Не вникая в существо спора о соотношении «мужского» и «женского» начал (в других интерпретациях русский национальный тип ассоциируется с детским началом, символом несовершеннолетия) отметим, что в основе феномена поляризованности, расколотости лежат многие факторы. Существенное значение имеет расположение страны, где проходил стык двух типов цивилизации, культур. Русский историк В.О. Ключевский писал: «Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа положила на нее особенности и влияния, которые всегда привлекали ее к Азии или в нее влекли Азию»[3; С. 7].

В России встречались, перекрещивались две цивилизации. Дуализм двух миров, культур, обусловил «конфликтный» тип российской цивилизации. В русской душе столкнулись и смешались два потока мировой истории — восточный и западный, представляющие собой относительно самостоятельные нормативные системы, не способные к сращиванию. Они, по мнению Н. А. Бердяева не составляли органически цельный характер, не превратились « в единую волю и единый разум», №запутавшись» в душе.

Перепутье между Востоком и Западом, пересечение двух полярных потоков, взаимоотталкивающихся, но сосуществующих культурных традиций, обусловили поляризованность русской души, ее апокалиптичность и нигилизм, которые «не признают серединного царства культуры». Отсюда та   торопливость,   суетливость,   скоропалительность,   с   которой   русский человек всякий раз спешит «заявить о себе» в хорошем или плохом деле. Как образно выразился НА. Бердяев, он «хочет, чтобы поскорее все кончилось или всем, или ничем». Русская поляризованность «одинаково находит себе выражение и в черносотенстве, и в большевизме. Крайне правые и крайне левые у нас сходятся, как одна и та же темная стихия, та же смесь неосознанного и извращенного апокалипсиса с нигилизмом»[1; С. 162].

Поляризованность русского национального типа проявляется в «забвении всякой мерки во всем», развитой потребности «хватать через край», дойти «до последней черты», «в замирающем ощущении, дойдя до пропасти, свеситься в нее наполовину, заглянуть в самую бездну и — в частных случаях, но весьма нередких — броситься в нее как ошалелому вниз головой».

В такие роковые периоды, по оценке Ф.М. Достоевского, русский человек доходит до «судорожного и моментального» самоотрицания и саморазрушения, способен на самые крайние действия, готов порвать все связи, отношения, отречься от всего (семьи, обычаев, бога), «сжечь все мосты». В апокалиптической настроенности, устремленности к концу, неприятии серединной культуры следует искать источник как наших исторических свершений, взлетов, силы духа, так и падений, провалов, духовных болезней.

Ситуация «висения над пропастью», «хождения по краю пропасти» порождает в обществе особую атмосферу напряженности тревожности, страха, дискомфорта, обостряет социально-экономические и политические проблемы, придавая им особую остроту и трагичность, чувство «близкого конца», катастрофы. Но она же создает и условия, стимулирующие духовное творчество.

В русских, наряду с тенденцией саморазрушения, самоотрицания, сильны, может быть, даже в большей степени, импульсы самосохранения, самоспасения, самовосстановления, в котором они проявляют ту же силу, напористость, стремительность. Русский человек, впадая в абсолютизацию одной из противоположностей и желая изжить, преодолеть ее до конца, испытывает столь же искреннюю потребность в другой, ей противостоящей части единого целого.

Потребность отрицания, разрушения подчас всего самого главного, святого, и самовосстановления, возрождения питается «героической» сущностью россиян. Русскому человеку необходимы великие дела и свершения, такие как разрушение и созидание. Ему претит серая, будничная, рутинная жизнь. Созидание у русских идет не иначе, как через разрушение всего и вся, через общественные потрясения, кризисы и катаклизмы, когда общественный организм близок к смерти. Смысл разрушения в том, чтобы смести все мерзкое, уродливое, неприглядное, и с новой надеждой возродить что-то лучшее.

Только пройдя через великие потрясения, жертвы, покаяние люди становятся способны к духовному преображению, возрождению всего прекрасного, к нравственному просветлению. В этом смысле русская душа, по оценке Н.А. Бердяева, «способна дойти до упоения гибелью». По утверждению И.А. Ильина мы знаем русскую душу, видим путь, пройденный нашим народом, и, говоря о России, обращаемся к Божьему замыслу, положенному в основание русской истории, русского национального бытия.

Иногда Россия напоминает старца, схимника, который с благоговением принимает все-все испытания, искренне реагируя на внешний мир, — если гнев, то неистовый, если любовь, то неземная, если битва, так на смерть. Но лишь одна религия была способна привести в чувства душу русского человека. Христианство в той форме, в которой оно пришло на Русь было явлением всемирным, вселенским. Крещение в 988 г. такого количества людей история ещё не знала. Скорее всего, это напоминало библейский сюжет. И образ русского старца напоминает нам апостола, святого. Русский характер был способен подчиниться только такой вере — всепрощающей,

сильной, строгой, абсолютной Христианской. И только такой вере способен верить русский человек, в котором живут религиозность, способность к высшим формам опыта, чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, нигилизм, раскольничество, мессианизм и миссионизм.

Обращаясь к исследованию Николая Онуфриевича Лосского нужно отметить и согласиться с тем, что русская культура, подобно культуре великих народов, уже осуществляла и будет осуществлять свою миссию, благотворно влияя на развитие всего человечества.

Цель описания всех вышеперечисленных качеств русского характера доказать его уникальность, удивительность, величие, парадоксальность, на самом деле Божественную сущность. Истоки этих качеств мы найдём в древности. На русской земле было много событий, и сегодня мы можем заглянуть в нашу историю только благодаря древнерусским летописцам.

            Главным принципом, на основе которого формировался русский национальный характер, является антиномия. Для сдерживания его крайних проявлений необходима сильная власть. Для нравственного очищения общества следует распространять веру среди различных слоев общества (поскольку Россия – многоконфессиональное государство). Укрепив веру, необходимо позаботиться о формировании в сознании россиянина идей патриотизма, при условии, что государство будет заботиться о своем народе, соблюдать его гражданские права.    

 

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыт по психологии национальности. – М.: Мысль, 1990. –  207 с.

2.  Касьянова К. О русском национальном характере. – М.: Академический проект, 2003. –  560 с..

3. Колючевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992. – 191 с..

4. Лосский Н. О. Характер русского народа: В 2 кн. – М.: Ключ, 1990.- Кн. 1. – 64 с..

Основные термины (генерируются автоматически): русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, Азия, русская душа, русский национальный тип, Европа, русская история, русский характер.

Русский менталитет и иммиграция: какие страны близки нам по менталитету?

Распространенная ошибка

Безусловно, русские и украинцы уверены, что знают все о западном менталитете. Однако на практике зачастую выясняется, что это не так, и наша собственная самоуверенность играет с нами злую шутку. Более того, многие люди недостаточно хорошо знают даже собственный менталитет.

Оказавшись за границей, мы с трудом уживаемся с окружающими, даром расходуем нервные клетки и даже впадаем в депрессию от того, что вокруг нет ничего, что грело бы душу. В чем же ошибка?

Нужно заранее узнать больше о собственном менталитете, проанализировать особенности менталитета и культурно-социальную ситуацию в стране, куда мы едем, провести сравнение и понять ментальные отличия. Анализ поможет нам оценить, насколько гармонично мы «впишемся» в новую среду.

Русский менталитет: его особенности

Что же такое русский менталитет? Википедия дает следующее определение: «Менталитет – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности».

Во множестве социологических исследований фигурируют такие признаки русского менталитета

  • стремление поставить общественные интересы выше личных
  • чувственное восприятие реальности
  • открытость, искренность и добросердечность
  • проявления милосердия
  • отрицательное отношение к формальностям
  • предвзятое отношение к окружающим
  • нелюбовь к тем, кто «высовывается» и кому «больше всех надо»
  • тяга к спорам
  • приверженность к даровым продуктам
  • стремление решить проблемы полюбовно и в неофициальной обстановке
  • пренебрежительное отношение к здоровью

Отличие западного и восточного менталитета

Психологи отмечают следующие отличия русского менталитета от западного

Российский менталитетЕвропейский менталитет
Мы чаще полагаемся больше на эмоции, чем на рациональный подход.Народы севера Европы поступают наоборот, доверяясь логике и разуму.
Нам чужд размеренный уклад жизни, и мы не отказываем себе в спонтанном празднике.В Северной и Центральной Европе в этом смысле строго придерживаются дат календаря.
Мы редко планируем свои расходы и жизнь в целом, что связано с частыми кризисами и экономической нестабильностью.В Австрии, Швейцарии, Великобритании жители иногда чересчур педантично подходят к данному вопросу и скрупулезно расписывают свой ежедневник на месяц вперед.
Для русского менталитета характерна сентиментальность. Мы легко проникаемся чувствами других людей, умеем сопереживать.В Италии и Франции не принято рассказывать малознакомому человеку о семейных проблемах и выслушивать подобные откровения.
Мы любим говорить по душам, легко делимся своими личными проблемами.В Европе умеют держать дистанцию даже с близкими друзьями и не говорят на личные темы.
Мы чрезвычайно отходчивы. Даже крупная ссора может быть забыта после быстрого примирения.Европейцы не мстительны, однако после ссоры с человеком могут совершенно порвать отношения без возможности их восстановления
Нам свойственен так называемый социальный конформизм – желание, чтобы все было «как у людей», и о нас никто не мог бы подумать плохо – даже в ущерб нам самим.Европейцы привыкли пользоваться развитой системой услуг, которая ставит в центре социальной жизни индивидуум со всеми его потребностями.
Выходцев из России, Украины, Беларуси в Европе часто называют консерваторами, которым нелегко дается овладение новыми технологиями и в целом чужда смена уклада жизни.В Европе любая новинка, новейшая технология вызывает живой интерес даже пожилых людей, так как они воспринимают ее появление как шаг к улучшению качества собственной жизни.

Менталитет русского народа на европейской почве

Когда всё по полочкам

Неужели между нами и европейцами лежит пропасть, которую не преодолеть? Вовсе нет! Стоит заметить, что странах СНГ достаточно много людей, имеющих характер и черты, сходные с европейскими. Для них социальная адаптация проходит максимально быстро и легко.

«Австрия оказалась очень комфортной страной для меня, — отмечает клиент нашей компании Дмитрий Шашков из Зальцбурга. – Я переехал сюда по инвестиционной программе, чуть более года жил со статусом ВНЖ, а теперь вот уже 7 месяцев как получил австрийский паспорт. Сразу замечу, что большинству моих знакомых из Москвы пришлось бы здесь тяжеловато. Австрийцы – народ деловой и живущий по расписанию. Они даже веселятся и расслабляются в строго отведенные часы, что для русского человека диковато. Однако такой уклад жизни подходит мне на 100%. Я исповедую прагматизм и люблю, когда все разложено по полочкам. Ты четко планируешь свое будущее и знаешь, что за углом тебя не подстерегают неожиданности».

Полезные черты

А многие иммигранты находят в менталитете, культуре, традициях чужого народа чрезвычайно полезные для себя черты и с удовольствием заимствуют их. Казалось бы, что общего между русскими и англичанами…

«Еще до того, как я оформил ВНЖ в Великобритании и стал вести здесь бизнес, мне казалось, что мы довольно разные, — делится впечатлениями Григорий Лозовой из Кембриджа. – На практике все вышло иначе. Британская душа не менее загадочна, чем русская. Они так же любят критиковать себя и тут же восторгаются собой. Причем, их самокритике стоит позавидовать. Они очень щепетильно относятся к своим успехам, особенно в бизнесе, тщательно планируют дела. А неудачи переживают, наверное, не менее трагически, чем наши соотечественники. Что я с удовольствием перенял у англичан, так это их целеустремленность и уверенность в собственных силах».

Южный темперамент

Если вы считаете, что менталитет западной цивилизации – это прагматизм, отстраненность и холодность, то южные народы (греки, испанцы, португальцы) совершенно не попадают под эти определения.

«Создается впечатление, что испанцы зациклены на собственных удовольствиях,  — рассказывает Андрей Картуш из Барселоны. – Для них бурные развлечения – это обычное занятие, которому они могут предаваться круглосуточно. Такой образ жизни зачастую сказывается на их работе, что очень роднит их с нами. Они запросто могут проспать, опоздать. В то же время отличаются энергичностью. По сравнению с испанцами даже самые экспрессивные русские отходят на второй план. Вы думаете, почему наших соотечественников так много в Испании? С русскими у испанцев много общих черт: недостаточная организованность, непредсказуемость. Если бы не их чересчур «выпирающий» индивидуализм, я бы сказал, что это те же русские, но гораздо более экспрессивные. Подкупает то, что испанцы чрезвычайно просты, общительны, искренни, гостеприимны. Вот поэтому русским комфортно в Испании. Я купил здесь недвижимость, оформил ВНЖ Испании и живу уже третий год, не испытывая проблем с адаптацией».

Если дружба, то надолго

Есть страны, которые предпочитают жители определенных стран или даже регионов. В частности, Венгрию для иммиграции выбирают жители Украины, особенно ее западных регионов. Здесь более высокий уровень жизни, доступные цены и выгодные условия для получения ВНЖ и гражданства.

«Уже полтора года, как мы переехали в Будапешт из Киева по программе «ПМЖ за инвестиции», — говорит наша клиентка Ирина Колганова. – Венгрия близка нам по менталитету хотя бы потому, что долгое время также была социалистической страной, и это наложило отпечаток на ее жителях. Венгры противоречивы: в них объединены черты Востока и Запада. В одном и том же человеке вы можете заметить турецкое радушие и германскую скаредность. Но чаще всего мы встречаем позитивных, приветливых людей, особенно среди молодежи. Венгры намного спокойнее и рассудительнее русских. Вероятно, наша эмоциональность и непредсказуемость их отпугивает. Тем не менее, они лояльно относятся к мигрантам, с ними не так просто ужиться, но если дружба сложилась, то не пожалеешь».

Русский менталитет глазами иностранцев

К сожалению, очень многое в отношениях русских с европейскими народами подпортила политика. Также еще жива память о деятельности советского правительства, Второй мировой войне. Это необходимо учитывать при выборе страны для иммиграции.

Если говорить о странах, в которых иностранцы о русском менталитете отзываются положительно, то это Греция, Испания, Португалия, Сербия, Словения, Мальта. С народами этих стран у нас практически не возникало исторических конфликтов, поэтому там вас примут максимально радушно.

Вполне терпимо относятся к русскому менталитету в Венгрии, Великобритании, Австрии, Нидерландах, Франции. Недаром именно в этих странах проживает наибольшее количество выходцев из стран СНГ.

Рассказываем, в каких карибских странах и на каких условиях можно получить гражданство за инвестиции. Почему карибский паспорт популярен среди инвесторов из развитых стран

Выбирая страну для оформления ВНЖ или гражданства, обязательно анализируйте особенности собственного менталитета и сравнивайте с менталитетом местным. Только таким способом вы защитите себя от ненужных конфликтов и негативного опыта.

В свою очередь, мы в своем блоге продолжим информировать вас о наиболее выгодных иммиграционных программах стран Европы и отвечать на ваши вопросы и комментарии. Подписывайтесь на наши обновления и будьте в курсе событий!

Культура России. Ключевые понятия — Атлас культуры

  • Щедрость
  • Товарищество
  • Прочность
  • Осторожность
  • Интеллект
  • Защита
  • Взаимозависимость
  • Блат

Российская Федерация является самой большой страной в мире, охватывающей 11 часовых поясов и множество различных географических зон. Огромная страна содержит в себе невероятное разнообразие людей, верований, ценностей и образов жизни. Эти различия особенно заметны между различными регионами и Россией. Большинство россиян проживает в развитых и промышленно развитых центрах, при этом, по оценкам, 74% населения проживает в городских районах или городах. 1 Однако в сельских городах и деревнях также проживает большое количество людей. Из-за огромных размеров страны и долгой и сложной истории любое краткое описание России рискует чрезмерно упростить культуру. Хотя последующие описания не претендуют на то, чтобы отражать каждого россиянина, существуют общие темы и принципы, которые способствуют ценностям, отношениям, убеждениям и доминирующему обществу. Вообще говоря, щедрость, стойкость и сила, как правило, являются общими чертами русского характера по всей стране.

Контекст текущих взглядов

Доминирующее и мощное положение России в мировой политике означает, что мнения о стране и ее людях часто формируются до того, как они столкнутся с ними. Для австралийцев русскую культуру обычно объясняют через призму Запада, который видит в ней противоборствующую силу. Такие описания обычно неверно понимают историю страны и мотивирующие факторы с российской точки зрения. Столкнувшись с этими предположениями жителей Запада, русские регулярно оказываются в ситуации, когда они преданно защищают свою страну, что в некоторой степени подтверждает представление о них как о воинственных людях. Взаимодействие с русскими, вероятно, будет более гладким, если вы потратите время на то, чтобы понять и оценить контекст с российской точки зрения. Лучше не критиковать Россию или президента Владимира Путина; в то время как русский может согласиться с некоторыми аспектами вашего аргумента, комментарии могут восприниматься как очередная иностранная критика и быть нежелательными.

Русские, как правило, имеют очень тесную эмоциональную связь со своей историей, поскольку их недавнее прошлое сыграло неотъемлемую роль в формировании их нации и общества сегодня. Чтобы понять русских людей, нужно понимать, что они фактически пережили две революции, две мировые войны и гражданскую войну в ХХ веке. В последние десятилетия они также пережили значительные социально-экономические и политические потрясения. Системный социально-экономический кризис 1990-х годов привел к обнищанию многих и повлиял на образ жизни людей, а также на их взгляды на будущее. Чувство меланхолии и ностальгии может стать заметным в разговорах, когда русские обсуждают прошлое (или неохотно говорят о нем).

Этническая идентичность и национальное единство

Огромные размеры России являются свидетельством необычайной истории завоеваний. Тем не менее, он также отражает проблемы, с которыми столкнулось его общество, чтобы должным образом обеспечить и объединить такую ​​разросшуюся и разнообразную группу людей. По данным переписи 2010 года, в пределах России проживает около 200 различных групп и национальностей. 2 Хотя большинство людей славяне, многие другие имеют тюркское и монгольское происхождение. Татары, украинцы, башкиры, чуваши и чеченцы являются одними из крупнейших меньшинств.

Многие представители меньшинств продолжают сохранять свою самобытность и культурные традиции. Они могут говорить на языках или следовать религиям/обычаям, характерным для их народа. меньшинства также часто больше, демонстрируя сильную лояльность и гордость за свою группу. В некоторых случаях люди могут быть более лояльны к своей идентичности, чем к российской. Однако это обычно не относится к русским ( русских ), которые составляют большинство населения (77,7% по данным на 2010 г.). Как правило, они считают себя «100%» русскими ( россиянин ) и могут просто определить себя по региону своего рождения.

Национализм, солидарность и культурная идентичность, разделяемые столь разными русскими, очень сложны и обычно резюмируются метафорами. Иногда русские возвращаются к тому, чтобы просто оставить этот факт без объяснения, цитируя известного поэта, который сказал: «Умом Россию не понять… в нее можно только верить». 3 Другие могут относиться к идее и символике общей русской «души» ( душа ). Этим объясняется душа как соединение сердца, ума и культуры, объединяющая точка, делающая русских единым «народом» ( narod ), несмотря на их различия.

Душу России обычно называют сострадательной и щедрой. Это также иногда связано с языком страны или наследием в литературе, танце, театре, музыке и философии, поскольку Россия имеет богатую историю вклада в искусство. Тем не менее, русские, возможно, имеют больше общего в своей коллективной истории и опыте побед и поражений. Говорят, что души людей открываются друг другу через совместное страдание и радость. Таким образом, страдания можно терпеть до тех пор, пока люди видят, что они разделяют их.

Первые впечатления и общение

Русские могут показаться довольно серьезными или суровыми при первом знакомстве с незнакомыми людьми. Обычно они улыбаются и мало проявляют эмоций на публике. В основном это связано с тем, что формальное поведение означает уважение, особенно при общении с незнакомцами или с теми, кто старше или имеет более высокий социальный статус. Таким образом, публичное поведение обычно сдержанно, а открытые жалобы или гнев встречаются редко. Люди также обычно прилагают значительные усилия к своему внешнему виду всякий раз, когда покидают уединение своего дома, представляя себя очень стильно каждый раз, когда у них может быть потенциальное взаимодействие.

После первого знакомства русские, скорее всего, станут более случайными. Они часто очень честны в своих мнениях и стремятся сделать их известными. Русские также могут быть довольно смелыми, обращаясь к другим, из-за чего они могут казаться иностранцам очень напористыми. Например, они могут попросить присоединиться к столу с незнакомыми людьми вместо того, чтобы обедать в одиночестве, дать совет тому, кто об этом не просил, или попросить об услуге. Русские склонны отдавать предпочтение людям, похожим на них.

Партикуляризм и правила

Россия — это общество, в котором личные отношения важнее правил, а личности ценятся за их уникальную личную значимость. Члены обществ имеют культурную тенденцию доверять всем, кого они знают, на основе знакомства. Между тем, они могут проявлять ограниченное доверие к незнакомцам, пока не сформируют личные отношения. Это означает, что русские часто имеют сильное принуждение пытаться установить личные отношения с незнакомцами, чтобы построить знакомство и, таким образом, доверие в любой социальной среде — будь то частная или профессиональная. Демонстрация товарищества и готовности нарушать правила для кого-то укрепляет доверие и укрепляет дружбу. Считается, что быть слишком холодным, совестливым или законопослушным — это «сухо» (9).0038 суховатв ) и быть совершенно сухим ( сухар ) означает вообще не иметь человеческого прикосновения.

Поскольку личные отношения часто считаются более важными, чем правила, они иногда интерпретируются скорее как рекомендации, особенно когда необходимы исключения для друзей или семьи. Положения и планы имеют ограниченную силу в России. Хотя люди ценят правила и графики, реальность такова, что они могут не работать или могут быть изменены при непредсказуемых обстоятельствах. Это отношение отражено в поговорке о светофорах: «Зеленый цвет для всех. Красный для меня». Этот образ мышления рассматривает себя как «исключение» из правил; сигнал для всех остальных, чтобы остановиться, по-прежнему возможность идти. Он отражает внутригрупповой менталитет русской культуры, а также легкое пренебрежение к закону и порядку.

Взаимозависимость и «блат»

Семья и близкие друзья играют важную роль в жизни россиян, отражая природу культуры. Обширные социальные сети имеют решающее значение для достижения цели. Под обещание дружбы люди оказывают друг другу услуги, от старых школьных друзей до бывших соседей. Некоторые примеры включают помощь человеку в представлении, получении информации, доступе к полномочиям или перемещении по домену . Эта личная сеть известна как « блат 9».0039’ 4 – «благоприятный доступ». Долгосрочные личные отношения играют центральную роль в продвижении групповых интересов и перспектив отдельных лиц, создавая возможности, безопасность и способствуя социальной мобильности. Блат / одолжения также могут быть мотивированы социальной или финансовой выгодой, особенно когда человеку нужны личные связи, чтобы преодолеть бюрократию. Например, если родитель хочет, чтобы его ребенок поступил в хороший университет, и он знает кого-то из членов правления, он может попросить об одолжении «ради старой дружбы», а также сделать «подарок» этому человеку за его проблемы.

Хотя это и полезно, дружба в России преследуется не только ради того, что люди могут от нее получить; большинство из них глубоко личные, аутентичные и доверчивые. Преемственность этих дружеских отношений видна в том, что люди не ожидают немедленного взаимного одолжения. Вместо этого ответная услуга обычно оказывается в более позднее время (возможно, даже годы спустя), когда это действительно необходимо. На вопрос, хотят ли они что-то взамен, можно сказать: «Мы люди одного круга. Мы сведем счеты позже». В конечном счете, хотя это может происходить как в частном, так и в профессиональном контексте, динамика блата в социальных сетях носит очень личный характер.

В значительной степени это было вызвано необходимостью, поскольку правительство не всегда может рассчитывать на поддержку. Однако это также связано с давней ментальностью выживания в русской культуре. Эти обмены обычно происходят, потому что они жизненно важны или связаны с безнадежным делом. Степень, в которой люди полагаются друг на друга, значительно различается в зависимости от того, где они живут, их благосостояния и возраста. Как правило, изолированные деревни или города в сельской местности больше, поскольку они могут не иметь доступа к определенным положениям. В некоторых городах весь район может активно участвовать в коллективном решении повседневных проблем. Великодушие и дух товарищества остались сильными чертами русского характера даже после того, как страну охватил экономический кризис. Многие в трудных финансовых обстоятельствах по-прежнему будут стараться помочь окружающим тем, что они могут себе позволить, несмотря на то, что им придется больше думать о своих неотложных потребностях.

Статус и смирение

Власть в России сильно централизована, и существует большая разница в ресурсах между теми, кто обладает властью, и людьми, которые от них зависят. Эти различия во власти привели к усилению внимания к символам статуса. Таким образом, люди из более низкого социально-экономического уровня часто экономят на покупке предметов роскоши (таких как технологии, одежда или автомобили), чтобы продемонстрировать признаки успеха. Однако, несмотря на такое внимание к внешности, в обществе в целом нет очевидных классовых различий. Как правило, единственным социальным идентификатором, который может каким-то образом указать на богатство или статус человека, является его место рождения.

Скромность необходима для общения в России. Ожидается, что люди будут преуменьшать личные достижения, вклад и способности и говорить скромно (поскольку большинство выживает при скромном уровне жизни). Исключение составляют случаи, когда речь идет о собственном ребенке, и в этом случае социально уместно хвастаться успехами ребенка. Однако, как правило, люди проявляют смирение, чтобы избежать зависти или злорадства по отношению к тем, кто борется. Русские, оказавшиеся в счастливых обстоятельствах, обычно преуменьшают свое богатство или благополучие. Например, ответ на вопрос «Как дела?» может быть «нормальным» или «так себе», даже когда все в лучшем виде. Это также может помочь избежать негативных мнений в России, поскольку все еще существует культурная тенденция несколько возмущаться успехом других и, возможно, относиться к нему скептически. Иногда предполагается, что те, кто богат в одиночку, заработали свои деньги мошенническим путем.

Уязвимость и нестабильность

Россия имеет историю и географию, которые, кажется, подтверждают представление о том, что ее народ всегда находился в состоянии обороны, будь то из-за уязвимости перед лицом холода или вторжения. Например, в стране очень мало естественных защитных сооружений (например, горных хребтов), которые могли бы защитить ее от нападения. Это означает, что его история завоеваний и экспансий рассматривалась русским народом как необходимая защита от вторжения.

Постоянное чувство уязвимости и неуверенности сохраняется и из-за других политических ситуаций. С распадом Советского Союза в 1990-х годах в стране произошли полные системные потрясения, которые привели к обнищанию многих. Такие фундаментальные изменения, последовавшие за эпохой коммунизма (когда люди жили в последовательных и предсказуемых условиях всю свою жизнь), глубоко потрясли российское общество. Переход к конкурентной рыночной экономике для некоторых был очень сложным, особенно для жителей деревень и городов. Сегодня многие россияне, которые могут зарабатывать достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности, по-прежнему чувствуют себя глубоко незащищенными и имеют сниженное чувство социальной мобильности. По данным Левада-центра, 65% россиян в возрасте от 18 до 24 лет не планируют свою жизнь дальше, чем на два года вперед (2016 г.). В 2015 году 46% респондентов опроса заявили, что не могут планировать свое будущее, потому что не знают, что с ними будет даже в ближайшие несколько месяцев. 5

Признавая опасные ситуации, в которых русские исторически сталкивались, можно понять, почему культура так сильно избегает неопределенности. 6 Россияне очень ценят стабильность и безопасность. Как сказал Герт Хофстеде, «[они] чувствуют большую угрозу из-за неоднозначных ситуаций», и это отношение подтверждается их недавней историей. Людям более комфортно с гарантированной стабильностью, и они склонны подходить к ситуациям со скептицизмом и осторожностью, а не рисковать. В конечном счете, культура имеет тенденцию быть консервативной и особенно неохотно относится к изменениям.

Изменения с 1990-х годов

Русская культура традиционно скромна и инклюзивна; однако за последние 10 лет наблюдается заметный рост и . Это наиболее заметно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, основное стремление россиян во всех демографических группах состоит в том, чтобы обеспечить стабильную работу и будущее, чтобы их дети были более преуспевающими и успешными, чем они сами.

Культурные сдвиги в сторону было легче принять образованному и урбанизированному населению, и многие люди наслаждаются новообретенным успехом в многочисленном среднем классе. У тех, кто вырос в постсоциалистический период, отношение часто отличается от взглядов россиян, живших в советское время. Этот разрыв между поколениями обычно проявляется в тенденции к оптимизму среди молодых поколений. Они часто больше надеются на будущее и гибко подходят к использованию иностранных подходов. Многие молодые люди становятся нетерпимыми к общественному консерватизму и национализму. Это контрастирует с некоторыми представителями старшего поколения, которые изо всех сил пытались приспособиться и в целом придерживались более пессимистичных и перспективных взглядов. Пережив время, когда государство отвечало за них и определяло их благополучие, они могут почувствовать снижение чувства контроля над своей жизнью и смириться с мыслью, что она не в их руках.

Наконец, важно понимать, что некоторые россияне могут рассматривать трудности, пережитые в 1990-е годы, как более опасные для общества, чем коммунистический режим. Советский Союз часто ассоциируется со стабильностью. Пожилые россияне могут испытывать ностальгию по более простым и предсказуемым временам, когда они были молоды, тогда как на более молодых россиян может влиять популярная национальная риторика, прославляющая коммунистическую эпоху и подчеркивающая победы России и статус мировой сверхдержавы того времени. В то время как каждая российская семья, вероятно, имеет свое личное мнение и истории о том, какой на самом деле была жизнь при коммунизме, эти личные анекдоты теперь сочетаются с их собственными рассказами о трудностях «переживания 99-х годов».0 с». Действительно, этот недавний опыт больше соответствует нынешним отношениям; для молодых россиян советские времена имеют мало контекста вне истории и личных историй их собственной семьи.

_________________________

1 Центральное разведывательное агентство, 2020

2 Центральное разведывательное агентство, 2020

3 Fyodor Tyatchev, 1866

  • 0 4 «Blatev, 1866

    4« Ир. /преступная деятельность. Это не предполагаемое значение или использование здесь.

    5 Левада-центр, 2016 г.

    6 Культура набрала 95/100 баллов за избегание неопределенности по параметрам Герта Хофстеде.

    Русский национальный характер

    Русские всегда поддерживают победителей и на стороне сильнейших. У американцев совсем другое отношение.

    Русская классическая литература от Гоголя, Толстого и Достоевского полна отсылок, иногда сардонических, иногда экстраординарных, но никогда не банальных, о русской душе. У русских есть определенная вера в «русскую душу», и что это набор верований, разделяемых людьми. Это результат истории, литературы, традиций и некоторого их опыта, а также некоторых они живут своей повседневной жизнью, смешанной с некоторыми тайнами, которые окружают русские традиции, русские действительно думают, что это существует, как вера в определенные верования, и эта русская душа, которая у них есть, воспринимается ими как нечто, отличающее их от других. от людей из других стран, от людей из Западной Европы и США.

    Это всплывает в повседневной жизни, в разговорах, которые ведут русские. Русские верят в то, что нужно проводить много времени друг с другом, они верят в создание групп, коллективов, а когда они вместе, они делятся российским опытом со всех сторон. Они разделяют и трудности, и радости жизни в России, потому что это страна, которая прошла через трудности, но вышла из них. Они очень решительны и очень импульсивны.

    Происходит возрождение русской культуры, того, во что люди верили до революции, а именно музыки, искусства, тяги, которую испытывает каждый живущий в России, выбраться из города в деревню, попробовать и ощутить подлинное русское аграрное прошлое. Возрождение произошло в 19 г.92 Русской православной церкви, музыки, танца, как традиционного, так и адаптированного, а также торжество того, что это Россия, а не часть советского целого.

    Предприятиями в России часто управляют отдельные лица, и часто они сильно централизованы в том, что касается процессов принятия решений. Когда русские садятся и укрепляют эти отношения, во время работы, после работы, они делают это таким образом, что поднимается вся тема русской души». И это довольно часто цементируется; люди сядут с несколькими стопками водки, посмотрят друг другу в глаза и убедятся, что они на одной волне и что они братья по оружию.

    Указом президента создана специальная рабочая группа во главе с руководителем аппарата Сергеем Ивановым для разработки основ государственной политики в области культуры». Ответственным секретарем рабочей группы назначен советник президента по культуре Владимир Толстой. Документ основан на многочисленных выступлениях Путина за предыдущие два года, по словам Толстого. Обсуждение документа началось в апреле 2014 года, после того, как он был внесен в парламент перед передачей на всеобщую экспертизу. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, основной тезис проекта документа гласит, что Россия не является ни Европой, ни Азией, и характеризует страну как древнюю, независимую, самобытную цивилизацию9. 0024

    Михаил Антонов писал: «Характер народа является сильным фактором, определяющим судьбу страны и правительства нации. Национальный характер, который может частично меняться с течением времени, в основном остается неизменным в исторической жизни народа. понимает народ, это главный шанс для страны и самой власти выжить…. Русские никогда не бывают эффективны в европейских демократических условиях, так как требуют сурового тона.Не странно, что идеальный лидер в России обычно характеризуется как жесткий, но справедливый царь. Русские, как и все с имперским сознанием, понимают свое предназначение, однако предназначение России резко отличается от предназначения Европы».

    «Когда Россия набирает силу, когда они [Запад] понимают, что упустили из виду важные вещи, тогда мы наблюдаем все эти движения тела. Запад придерживается своей логики. Да, Россия — часть Европы, но мы — Восточная Европа. «, унаследовавшая византийские традиции, уходящие своими корнями в православие и универсализм. В этом главное отличие нас от Запада. Установленные Западом железные занавесы заставят Россию больше ориентироваться на собственные интересы», — сказал Сергей Пантелеев, директор Института русской Диаспора.

    Фильм Вуди Аллена 1975 года «Любовь и смерть» был пародией на задумчивый русский характер, глубоко недоверчивый к счастью и стремящийся потворствовать каждой тревожной мысли и меланхолическому чувству. Русские, как правило, более общительны, больше сосредоточены на межличностной гармонии и способны видеть свои личные потребности в более широком контексте, с точки зрения стороннего наблюдателя. Критики долго возлагали вину за дореволюционный стереотипный фатализм, непредусмотрительность, нечестность, сексуальную безнравственность, ложь и пьянство русского народа на пагубное влияние правительства абсолютизма, произвола и чрезмерного патернализма. Русские историки, признавая низкие стандарты правительства и нации, затруднялись определить, было ли у нации правительство, которого она заслуживала, или последнее следует считать причиной первого.

    Русская ксенофобия

    Проекция на другого — признак паранойи. Психологи используют термин «ксенофобия» для описания тех, кто боится незнакомцев или всего чужого. На протяжении долгой и беспокойной истории России, а затем и Советского Союза одной из движущих сил этой культуры была ксенофобия — страшный страх при царях перед любым западным влиянием, так или иначе проникающим в Россию; ужасный страх при комиссарах или коммунистических диктаторах от Ленина и Сталина до Хрущева и Брежнева перед всем, что они считали иностранным. Это была одна из главных проблем Советского Союза и одна из главных трудностей, с которыми они столкнулись, чтобы стать признанной частью мировой семьи наций. В духе гласности — или открытости — Горбачев привел Советский Союз в атмосферу гораздо меньшей ксенофобии. Но позже произошел явный возврат к временам ксенофобии — боязни чего-либо извне.

    Ксенофобия в основном означает ненависть. Это означает ненависть ко всему чужому. Это означает ненависть ко всему странному, чужому или другому. Это означает ненависть, которая ощущается так сильно, что иногда переходит в насилие. За последние несколько лет в России увеличилось количество преступлений на почве ненависти и насильственных нападений на иммигрантов и иностранных студентов. Вина за эти действия, как правило, ложится на местные «бритоголовые» и экстремистские группировки. Пассивность российской общественности делает возможным сохранение во многих регионах России «тесных связей между полицией и скинхедами»9.0024

    Евразийцы больше, чем какой-либо другой европейский народ, пострадали от географического фактора, настолько удаленного от очагов цивилизации, что греческая и римская культура и деятельность средневекового Запада проникли в страну очень слабо и с очень запозданием, никогда не затрагивая ее. массы глубоко и предоставив их своим стихийным силам. Здесь язычество и варварство дожили до последних столетий, странным образом смешавшись с высшими достижениями человеческого разума. Кротость и жестокость, коммунизм и самый передовой индивидуализм, самое сильное государство и самое слабое политическое сознание, отсутствие расовой ненависти и самых жестоких «погромов», самая глубокая религиозность и самое низкое суеверие, всепроникающая демократия и самая абсолютная монархия, все эти и другие противоречия были результатом уникального столкновения мифической древности и суровой реальности, вечной и неразрешимой загадкой для западного наблюдателя.

    Русская депрессия

    Есть более дюжины причин, по которым депрессия вполне возможна для русского человека: ужасные дороги; неодинаковые стандарты здравоохранения и образования в стране; социальная изоляция на севере в сочетании с риском развития рака в промышленных городах; провинции, живущие без надежды на развитие из-за разгула коррупции; климат одновременно неравномерный и непредсказуемый, когда люди часто остаются дома в холода; ранние ночи и огромные открытые пространства.
    Депрессия может разгореться вблизи полярного круга. Швеция, Норвегия или Финляндия имеют один из самых высоких показателей депрессии в Европе, несмотря на высокий уровень жизни. Россия пытается устранить огромный разрыв в неравенстве, оставшийся после распада СССР, когда ВВП более половины стран, по сообщениям, был сосредоточен в руках подпольных криминальных авторитетов, которые подкупили нашу промышленность в ходе шоковых реформ раннего периода. 1990-е. Когда коммунизм остался позади, на смену ему пришло то, что экономисты называют гангстерским капитализмом.
    Чтобы пережить тяжелое время, русские должны были стать жесткими, угрюмыми. Культура мачизма никуда не делась. Как и во многих странах бывшего советского блока, это отрицание боли составляет часть культурного ядра. Безысходность ощутима. Но это счастливая, смиренно-комическая безысходность. Затем это смешивается с отсутствием веры в перспективы улучшения.

    Русская нечестность

    Многое было сделано из российской нечестности в коммерческой, политической и общественной жизни. Уже Ганзейскому союзу было трудно иметь дело с евреями-обманщиками, а газеты 19-го века были полны сообщений о распространенных нарушениях, которые немыслимы в Германии, Англии или Соединенных Штатах. Но коммерческая честность является непременным условием для наций с сильно развитой промышленной системой и растет вместе с международными отношениями.

    Изучающий средневековую экономику слишком хорошо знает, что ганзейские города и промышленные центры в Низинах практиковали гораздо более предосудительные методы, чем то, что они описали в восточных основных продуктах питания. Им приходилось постоянно издавать законы против использования некачественных материалов в производстве тканей, а фальшивые этикетки и имитации были искусством, о котором простодушные жители Европы совершенно не знали. Но важно, что русское слово «дурак» происходит от низшей шерстяной ткани, которую им навязали те самые низинцы, которые обвиняли их в ложных весах и нечистой шерсти. Долгое перечисление незаконных сделок, на которые общественное мнение в России смотрело сквозь пальцы, было пустяком по сравнению с гигантскими аферами западного коммерческого мира.

    Житель Запада был слишком хорошо обучен и слишком уважал закон, чтобы проявлять нечестность в мелочах и там, где это не окупалось. Он консультировался с законом перед совершением преступления, и ему в целом удавалось держаться «в рамках закона». Русский, одержимый подобными преступными наклонностями, занимался своим делом грубо и вульгарно. Он недолго заметал следы и был достаточно глуп, чтобы жульничать в мелких и незначительных делах. Если иностранцы попались на глаза таким евреям, они не должны забывать, что «предупреждение о покушении» не было открыто европейским законодателем.

    русские воры. Вячеслав Яцко утверждает, что «Эта национальная черта восходит к обычаям и традициям русской крестьянской общины… В общине вся собственность была общей, частной собственности не существовало. Советская власть отменила частную собственность и воспитала к ней глубокое неуважение. В настоящее время воровать все, о чем не заботятся должным образом, — это своего рода национальный вид спорта». Самым распространенным преступлением, о котором сообщается в РЮО в Санкт-Петербурге, остается воровство, в основном в форме мелких уличных преступлений, таких как карманные кражи. Известно, что преступники действуют в местах и ​​учреждениях, часто посещаемых туристами и деловыми путешественниками.Большинство зарегистрированных инцидентов происходит в местах с интенсивным пешеходным движением, таких как вокзалы, общественный транспорт, рынки, подземные переходы, торговые центры, многолюдные рестораны и популярные туристические места. области

    Русский Алкоголь

    Русские справляются, поскольку они исторически притупляли свои чувства алкоголем. Чжо На заметил, что русские «… пьют, чтобы быть пьяными. Поэтому вам не нужно пытаться убедить русского пить, когда вы угощаете его, потому что он думает, что пить хорошо, и он получает от этого удовольствие. Однако после того, как он допьет вино, он станет очень грустным и расскажет о своей печальной истории. Иногда он будет плакать. В напитке великодушный и хрупкий характер проявился в полной мере».

    До перестройки фоном существования было пьянство. Это никого не удивило и не считалось чем-то криминальным. Нет, конечно, не все пили — и не так смертельно. Но предобеденный «выстрел» считался нормой и никому не казался предосудительным. Но и в этом случае существовали определенные правила, нарушать которые считалось дурным тоном. Похмелье не было причиной опоздания.
    В то время как ожидаемая продолжительность жизни мужчин немного увеличилась до 64 лет, по сравнению с 59 годами. Спустя годы после краха коммунизма Россия по-прежнему занимает 166-е место в мире, на одну ступеньку выше Гамбии. Всемирная организация здравоохранения оценивает российское здравоохранение на 130-м месте, резко скатившись с 20-го места в 1970-х годах. Алкоголь убивает каждого пятого мужчину, умирающего в России каждый год; Российские мужчины потребляют ошеломляющие 35 литров почти 10 галлонов чистого алкоголя в год.

    Диллон резюмировал врожденные противоречия следующим образом: «По своей природе евразийцы богато одарены: проницательным, тонким пониманием, замечательной быстротой восприятия, мягким, всепрощающим нравом, неиссякаемым потоком жизненных сил, грубым, убедительным красноречием, которое может Добавим к этому способность к подражанию, прямо-таки обезьянью по размаху и силе, которая составляет неплохую экипировку даже для людей с самыми высокими судьбами. Но эти дары, предназначенные принести обильные плоды при благоприятных обстоятельствах, превращаются в проклятия политическими, и религиозные условия, делающие их свободное осуществление и развитие невозможными и делающие их обладателей такими же безличными, как египтяне, взрастившие Хеопса, или строители коралловых рифов Тихого океана.

  • Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *