Объясните как возникли расы: Объясните, как возникали расы. Как условия жизни наших предков влияли на формирование тех или иных признаков?

Глава 2

В чём проявляется биологическая природа людей и в чём — социальная?

Расы человека. Расами называют систематические подразделения внутри вида. Расы человека — это большие группы людей, на которые подразделяется вид Человек разумный по общим, наследственным, биологическим особенностям: строение лицевой части черепа, цвет кожи. В настоящее время существует несколько классификаций человеческих рас. Наиболее распространённой является классификация, согласно которой выделяют три большие расы (рис. 11): австрало-негроидную (экваториальную), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую). Они довольно отчётливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют главные общевидовые особенности людей: величину и строение головного мозга, способность к труду, творческий потенциал.

Рис. 11. Представители больших рас: А — европеоид; Б — монголоид; В — негроид

Иногда австралоидов и американских индейцев выделяют в отдельные большие расы.

Большие расы подразделяются на более мелкие группы (малые расы), а те — на  национальности  и  народности. Важным доказательством видового единства человечества являются браки между людьми, относящимися к разным расам, и рождение жизнеспособного потомства от этих браков.

Формирование рас началось в очень далёкие времена, 30—40 тыс. лет назад, и было связано с расселением людей по новым географическим областям. Расовые признаки имели приспособительное значение и были закреплены естественным отбором. К примеру, густые курчавые волосы негроидов, образующие теплоизолирующую подушку, предохраняют голову жителей Тропической Африки и Австралии от перегревания, а тёмный цвет кожи — от избыточного ультрафиолетового облучения.

Формирование монголоидной расы было связано с заселением территорий с обширными степными пространствами, где яркое солнце и сильные ветры, несущие песок, дали преимущества людям с узким разрезом глаз, который защищал глаза от травм.

В настоящее время значение этих признаков невелико, поскольку каждый человек может воспользоваться головным убором, очками, защитными кремами, но наследственные особенности закрепились и остались по сей день.

Видовое единство человечества. Все человеческие расы сохранили общевидовые особенности вида Человек разумный, и все они находятся на одном и том же уровне эволюционного развития в биологическом и психическом отношении. Представители всех рас в равной степени способны к достижению самых больших высот современной цивилизации. Расистские взгляды о преимуществах одних рас перед другими находятся в полном противоречии с данными современной науки.

Расы не следует путать с понятиями «нация» и «народ». Представители разных рас могут быть членами единого государства и говорить на одном языке. Наличие речевых центров — биологическая особенность человеческого вида. То, на каком языке человек заговорит, зависит не от принадлежности к той или иной расе или народности, а от социальных факторов — от того, с кем человек живёт и кто его будет учить. Посредством речи осуществляется возможность не только воспринять опыт, накопленный человечеством, но и способность руководить своим поведением: взрослый, сформировавшийся разумный человек сначала намечает цели, планирует свои поступки, в необходимых случаях фиксирует свои мысли на бумаге, а уж потом действует.

Среда обитания человека. Вы уже знаете, что человек является биосоциальным существом. Все биологические законы действуют на человека, как и на всех других представителей живой природы. Однако существование человека невозможно вне общества. Поэтому среда обитания человека представляет собой сочетание природных и социальных условий. На ранних этапах эволюции человечества ведущую роль играла природная среда. Однако в процессе социального развития (строительство жилищ, использование одежды, приручение животных) человек начал поддерживать постоянство условий своего существования. В настоящее время воздействия на человека природных условий нейтрализуются влиянием социальной среды.

Социальная среда — это совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий, окружающих человека. Она зависит от экономического развития общества, от национальных традиций, от особенностей быта, выбора профессии и других факторов.

Часть социальной среды, связанную с непосредственной жизнедеятельностью человека (жилой дом, место отдыха, больница и т. д.), называют бытовой средой. Научно-технический прогресс существенно изменил и улучшил наш быт. Вместе с тем жизнь в условиях максимального комфорта приводит и к ряду отрицательных последствий. Электрический ток, электромагнитное поле, повышенный уровень радиации, токсичные вещества, шумовое загрязнение — всё это оказывает неблагоприятное влияние на здоровье человека. Микроклимат жилища (температура, влажность и подвижность воздуха) определяет самочувствие и настроение человека, влияет на его здоровье.

Часть социальной среды, связанную с трудовой деятельностью человека, называют производственной средой. Производственная среда — это рабочее место человека: цех — для рабочего, ферма — для сельского труженика, аудитория — для студента. С одной стороны, современный прогресс способствует улучшению условий труда, но при этом техника является главной причиной производственных травм. Любое предприятие или организация обязаны соблюдать санитарно-гигиенические нормы и обеспечивать выполнение правил техники безопасности.

Большие расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; природная и социальная среда.

1.Объясните, как возникали расы. Как условия жизни наших предков влияли на формирование тех или иных признаков?

2.Почему так называемые расовые признаки несущественны для жизни в современных условиях?

1.Сравните понятия «нация» и «раса». Докажите, что нельзя употреблять такие сочетания, как «польская раса», «французская раса» и т. д.

2.Проанализируйте состояние производственной среды, с которой связана ваша трудовая деятельность (класс, спортивный зал или другие помещения школы). Существуют ли в этой среде негативные факторы, отрицательно влияющие на ваше здоровье?

Человеку принадлежит строго определённое место в систематике живых существ: тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, семейство гоминид, род Человек, вид Человек разумный.

Предки человека перешли к прямохождению и стали использовать орудия труда, чтобы выжить и защищать себя от хищников. Труд и связанная с ним речь стимулировали развитие мозга и содействовали созданию социальной среды, вне которой не могут существовать современные люди.

В процессе становления человеческого общества и человека различают несколько стадий, в том числе древнейшие люди, древние люди и первые современные люди.

Различия по расовым признакам не отражаются на умственных способностях человека и его социальных возможностях. Люди, принадлежащие к различным расам и народностям, равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Среда обитания современного человека представляет собой сочетание природных и социальных условий.

Возникновение человеческих рас. Причины, гипотезы

Введение. О сложности изучения расовой изменчивости

Согласно исторической концепции расы, выдвинутой В.В. Бунаком, расы не являются стабильными, а представляют собой меняющиеся во времени категории (Бунак, 1938). Эти изменения более чем очевидны в современном быстро меняющемся мире с его массовыми миграциями и метисацией всех возможных расовых типов в обширных зонах контактов, как естественных, так и искусственных, например, в гигантских мегаполисах. Тем не менее, комплексы расовых признаков позволяют достаточно отчётливо различать несколько основных значительных группировок человечества – больших рас. Опуская длинную историю расоведения, пропуская бесконечные дебаты специалистов и учитывая терминологическое изобилие, можно констатировать, что даже самые первые расовые классификации не слишком отличаются от самых современных. Как и прежде, по суммарному комплексу признаков человечество делится всего на несколько больших рас – от трёх до пяти.

Расовые признаки

Расовые признаки включают сотни черт строения человека, имеющих наследственную природу, достаточно большую изменчивость и минимально зависящих от влияния окружающей среды. Для нашей цели, из них, впрочем, приходится исключить подавляющую часть, как неопределимую на ископаемых останках (можно надеяться, что неопределимую сейчас, но потенциально определимую в недалёком будущем, с развитием генетики и изучением ДНК из древних находок).

Ископаемые расы

Исследование ископаемых рас сталкивается с традиционными проблемами палеоантропологии: недостаток материалов и слабая изученность имеющихся материалов. Первая из них выражается в том, что известные находки, как правило, изолированы во времени и пространстве. Для верхнего палеолита почти нет сколь-нибудь представительных серий.

Когда возникли расы?

Одной из существенных и доныне не решённых проблем является само существование рас в доголоценовые времена. Существуют, как водится, две крайние точки зрения с промежуточными вариантами.

Об устойчивости и изменчивости рас

Мнение о том, что расы в том или ином виде существовали всегда, с одной стороны, подтверждается значительными различиями ископаемых черепов, с другой – тоже имеет недостатки. Во-первых, уже несколько раз упоминалось, что зачастую в одном древнем местонахождении мы имеем черепа, которые формально можно отнести к разным расам. Конечно, можно объяснять это индивидуальной изменчивостью, смешанными браками или переходом индивидов из группы в группу, но в таком случае неясно, как же тогда, при такой лёгкости смены группы, сохранялась значительная расовая разница между этими группами?

Африка. Древнейшие находки: становление Homo sapiens

Древнейшие находки в Африке, часто определяемые как сапиенсы: черепа из Ндуту (350 – 500-600 тыс.л.н.), Нгалоба LH 18 (110-130 – 200-370 – 490 тыс.л.н.) и Эяси (древнее 130 тыс.л.н.) в Танзании, Гуомде (270-280 тыс.л.н.) в Эфиопии, Элие-Спрингс в Кении (200-300 тыс.л.н.), Флорисбад (259 тыс.л.н.) в Южной Африке.

«Протонегроиды»

Гораздо более сапиентен и сохранен, нежели все предыдущие, череп Назлет Хатер 2 из южного Египта. Его датировка колеблется от 30 до 45 тыс.л.н., по разным данным может быть 33, 37 или 38-45 тыс.л.н. (обзор мнений см.: Дробышевский, 2010в).

Происхождение негрской расы

Более поздние находки в Африке представляют в целом современную картину расовых ареалов.
Однако, прежде чем начинать оценивать конкретные находки, полезно задаться вопросом: какой, собственно, комплекс признаков может считаться негроидным и негрским? Чем он отличается от прочих? Удивительно, но очень мало кто подробно изучал этот вопрос.

Первые настоящие негроиды: голоцен

В голоценовых местонахождениях Западной, Центральной, отчасти Северной, Восточной и Южной Африки мы встречаем обычно уже типичное негроидное население. Примеров тому довольно много и перечислять все нет большой необходимости.

Происхождение центральноафриканской (пигмейской) расы

Происхождение центральноафриканской или пигмейской расы привлекало многих исследователей, хотя догадок тут было, наверное, больше, чем фактов. Например, в прошлом часто утверждалось, что пигмеи представляют собой некий очень древний вариант, едва ли не предковый для всего человечества. Свидетельства освоения тропических дождевых лесов Африки относятся ко времени более 30-34 тысяч лет назад (стоянки Мосуму в Экваториальной Гвинее и Нджюни в Камеруне (Mercader et Marti, 2000)), а возможно – до 200-300 тысяч лет.

Происхождение «расы» — ключевая часть истории расизма

Когда мы оглядываемся назад на 2020 год, символические фотографии года, несомненно, будут включать изображения толп, собравшихся вокруг опрокинутых, окрашенных баллончиком статуй. Обвинение в отношении этих памятников привлекло внимание страны к тому, как история рабства в Соединенных Штатах отбрасывает длинную тень, которая простирается от Среднего прохода и Джима Кроу до затянувшейся истории полицейского насилия в отношении афроамериканцев, которое привело к Движение Black Lives Matter в первую очередь.

Истории рабства и расизма в Соединенных Штатах как никогда актуальны. Это также относится к сравнительно малоизученной истории расы как концепции, без которой невозможно понять, как европейцы и их колониальные «потомки» в Соединенных Штатах спроектировали самую полную и устойчивую дегуманизацию народа в истории.

Логика истории рас поначалу кажется обманчиво ясной: чтобы оправдать насильственную депортацию 400 000 чернокожих африканцев в Северную Америку (и еще одиннадцати миллионов в другие части Америки между 1525 и 1866 годами), европейцы и их американские наследники нашли ее необходимо унижать и оскорблять своих пленников. И все же сегодняшний расизм — это больше, чем пагубный побочный продукт 19-го века.система американских плантаций го века; оно также выросло из сложной и якобы «научной» европейской концепции человеческого вида, зародившейся в эпоху Просвещения.

К началу XVIII века ученые и естествоиспытатели континента уже не обращались автоматически к Библии для объяснения истории человечества. Стремясь найти физические объяснения природных явлений, натуралисты использовали более «эмпирические» методы для решения одного из самых больших «антропологических» вопросов того времени: почему люди из Африки, миллионы которых уже трудились на европейских плантациях, выглядели не так, как белые? европейцы?

К 1740-м годам можно было найти дюжину или более якобы научных объяснений. Некоторые утверждали, что чернота исходила от паров, исходящих от кожи; другие утверждали, что черная кожа передавалась из поколения в поколение благодаря силе материнского воображения или потемневшей сперме; третьи утверждали, что жара или воздух Жаркой зоны затемняют жидкости и окрашивают кожу.

Получите исправление истории в одном месте: подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень TIME History

Господствующая «антропологическая» концепция, появившаяся около 1750 года, называлась вырождением, что можно понимать как полную противоположность тому, что мы знаем сейчас о происхождении человечества. В отличие от модели, которая показывает, как эволюция и последовательные миграции людей с африканского континента объясняют многоцветность человечества, теория вырождения утверждала, что существовала первоначальная и высшая белая раса, и что эта группа людей перемещалась по земному шару и мутировала в разные цвета. климат. Эти морфологические и пигментные изменения не рассматривались как адаптация или результат естественного отбора; они объяснялись извращением или ухудшением высшего архетипа.

Практикующие врачи вмешались, чтобы конкретизировать это расплывчатое повествование, создав основу для идеи того, что мы теперь называем расой. Анатомы, в частности, препарировали тела предположительно выродившихся африканцев и опубликовали множество шокирующих статей о предполагаемом вреде жизни в тропическом климате: черные мозги, черная желчь, черная сперма и даже расовые черные вши.

Наиболее фанатичные из европейских врачей приписывали чернокожим африканцам особые недостатки органов, включая лень и снижение когнитивных функций. Неудивительно, что эта ложь и методы, которые ее породили, процветали в Соединенных Штатах: в 1851 году Сэмюэл А. Картрайт определил две «болезни», связанные с африканцами. Первым было психическое заболевание, которое он назвал 9.0005 драпетомания , из-за которой рабы убегали. Второй была Dysaesthesia Aethiopica , разновидность летаргии, поразившая африканцев, которые не были порабощены или не находились под присмотром белых. Его лекарство: помазание их маслом и наложение кожаного ремешка.

Европа тоже завещала американцам саму категорию «раса». К 1770-м годам немецкие подставные лица, в том числе Эммануил Кант и Дж. Ф. Блюменбах — последний из которых ввел термин европеоидов , потому что он считал, что первоначальная раса-прототип возникла на Кавказе, — подтвердили, что новые биометрические и анатомические открытия оправдывают использование модернистского слово раса для различения человеческих подвидов.

Схемы расовой классификации предоставили самую мощную основу для понимания различий между белыми и черными. Некоторые натуралисты пошли еще дальше, предположив, что африканцы на самом деле сформировали совершенно другой вид. Как и ожидалось, эта последняя идея была принята некоторыми членами прорабовладельческого лобби в Соединенных Штатах.

Прогрессивные мыслители, аболиционисты и, в конце концов, бывшие порабощенные люди, включая писателя Олауда Эквиано, начали критиковать корни и последствия расовых предрассудков еще в 1770-х годах. И все же, несмотря на то, что научные исследования подтвердили, насколько ошибочными были расовые теории эпохи Просвещения, многие из самых поздних и ненаучных европейских представлений о расе остались глубоко укоренившимися в американской психике, не говоря уже об арсенале альтернативных правых. Действительно, иммиграционная политика администрации Трампа, настаивающая на том, что иммигранты из одних стран менее желанны, чем из других, фактически возрождает вековые представления о якобы детерминистской природе расы.

Расовое мышление, особенно когда оно используется нашими политиками, должно отвергаться на каждом шагу. Частью эффективного опровержения таких злонамеренных позиций может стать расширение нашего понимания расизма, включив в него анекдотическое, ложное и псевдонаучное рождение этих идей много веков назад. В конечном итоге это может быть тем, с чем может согласиться каждый американец: откуда бы мы ни пришли, мы все несчастные наследники смертоносной и незаконной науки.

Взгляд историков на то, как прошлое влияет на настоящее

Эндрю Карран является автором книги Анатомия черноты: наука и рабство в эпоху Просвещения и совсем недавно Дидро и искусство мыслить свободно . Он профессор гуманитарных наук Уильяма Армстронга в Уэслианском университете.

 

Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].

Расовая и этническая принадлежность, объяснение | National Geographic

Раса и этническая принадлежность — два понятия, связанные с происхождением человека. Раса определяется как «категория человечества, имеющая определенные отличительные физические черты». Термин «этничность» в более широком смысле определяется как «большие группы людей, классифицированные по общему расовому, национальному, племенному, религиозному, языковому или культурному происхождению или происхождению».

«Раса» обычно ассоциируется с биологией и связана с физическими характеристиками, такими как цвет кожи или текстура волос. «Этническая принадлежность» связана с культурным самовыражением и идентификацией. Тем не менее, оба являются социальными конструкциями, используемыми для классификации и характеристики, казалось бы, различных групп населения.

Этнические группы имеют общие культурные корни. Район Меа Шеарим, расположенный недалеко от Дамасских ворот в Иерусалиме, населен в основном евреями-харедим.

Фотография Джона Стэнмейера

Генетика и раса

Ни раса, ни этническая принадлежность не определяются в геноме человека. У людей действительно есть генетические вариации, некоторые из которых когда-то были связаны с предками из разных частей мира. Но эти вариации нельзя отнести к отдельным биологическим категориям. Генетические тесты нельзя использовать для проверки или определения расы или этнической принадлежности, хотя сами тесты связаны с повышенной верой в расовые различия.

Хотя раса не имеет генетической основы, социальная концепция расы по-прежнему формирует человеческий опыт. Расовые предубеждения подпитывают социальную изоляцию, дискриминацию и насилие в отношении людей из определенных социальных групп. В свою очередь, расовые предрассудки наделяют одних социальными привилегиями, а других — социальными и физическими различиями, и широко выражаются в иерархиях, которые отдают предпочтение людям с белой кожей по сравнению с людьми с более темным цветом кожи.

Категоризация расы

Раса и этническая принадлежность часто рассматриваются как одно и то же, но социальные и биологические науки считают эти понятия разными. В целом люди могут принимать или отрицать этническую принадлежность с большей готовностью, чем расовую, хотя в разные периоды истории разные этнические группы объединялись в расовые категории.

Религиозные обычаи также играют роль в этнической принадлежности. Здесь верующие празднуют освящение воды и омовение ног эфиопских патриархов в Великий четверг в Старом городе Иерусалима.

Фотография Джона Стэнмейера

Как пишет ученый-правовед Таня К. Эрнандес, «социальный опыт постоянно рассматриваемого как отдельного человека — это то, что формирует расовую идентичность, а не общую культуру». Люди, принадлежащие к одной этнической группе, могут говорить на одном языке, быть выходцами из одной страны или разделять религию или другие культурные убеждения или самовыражение.

Расовая политика

Правительство Соединенных Штатов признает различия между концепциями расы и этнической принадлежности и классифицирует людей как белых, чернокожих или афроамериканцев, азиатов, американских индейцев и коренных жителей Аляски, коренных жителей Гавайев и других островов Тихого океана, или « другой.» Он также признает две этнические принадлежности: латиноамериканец или латиноамериканец и неиспаноязычный или латиноамериканец. Эти демографические данные, в свою очередь, влияют на государственную политику и право гражданских прав.

Люди делятся более чем на 99 процентов своего генетического материала друг с другом, и вариации больше между отдельными людьми, чем между этническими группами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *