Небесные танцовщицы апсары: полубогиня небесная танцовщица и куртизанка
полубогиня небесная танцовщица и куртизанка
Апсары – это девы неземной красоты, что выполняют свои функции в небесной обители. В древнеиндийских текстах «Сутры о Нанде» говорится, что даже самая прекрасная девушка мира не сможет сравниться с бесконечно притягательными апсарами, что исполняют свои священные танцы для богов.
Их нередко сравнивали с восточными гуриями, греческими нимфами, однако у апсар были и совершенно уникальные черты. Индийцы считали, что существует много апсар, каждая из которых поистине неповторима. Что же особенного в этих полубогинях? Где живут апсары и как служат богам?
Апсары – вечно прекрасные девы небес
Прекрасные апсары в индуистской мифологии считаются покровительницами воздушной и водной стихий. Упоминания о них встречаются в древнейших индийских текстах. Например, в «Ригведе» рассказывается лишь об одной апсаре, а вот в «Ахтарваведе» уже говорится о многих небесных красавицах.
«Рамаяна» описывает апсар как прекрасных дев, что вышли из вод, сохранив поистине божественный облик. Индуистские мифы рассказывают о том, что некогда существовало особое сословие людей, гандхарвы. Среди них было немало певцов, поэтов, музыкантов, воинов. Именно для них апсары исполняли свои чарующие танцы, становились жёнами и помощницами гандхарвов.
Апсары даруют вдохновение своей музыкой / © BLUES AOIII / bluelan.artstation.com
Апсары никогда не старели, а их красота со временем расцветала лишь ярче. В «Ригведе» упоминается об одной из таких прелестниц, что стала стала супругой могущественного правителя и воина из династии Парураваса. Впрочем, чары апсар действовали не только на простых смертных.
Не секрет, что искусство танца в Индии считается одним из самых сложных и по-своему волшебных. Владея им в совершенстве. апсары могли очаровать как земного мужчину, так и бога. Несколько раз апсары даже соблазняли демонов, лишая их сил, а значит, помогая богам одержать победу.
В то же время сам образ этих небесных красавиц является воплощением женственности и нежности. Лотосоокие девы с тонкой талией и широкими бёдрами сводили с ума мужчин, становясь для них эликсиром жизни, источником энергии и вдохновения. Здесь хочу заметить, что неслучайно апсары часто становились спутницами поэтов, людей, постоянно нуждающихся во вдохновляющей силе.
Красавицы апсары во дворце Индры / © Harshanand Singh / harshanandsingh.artstation.com
Разнообразные функции апсар
Но далеко не всегда апсары показаны как соблазнительницы. Мне приходилось встречать упоминание о них как “небесных куртизанках”, но это не совсем верно. Эти красавицы выполняли самые разные функции. Незаменимыми апсары становились во время войн богов с демонами. Представляя светлую сторону, они мчались на поле боя, придавая сил защитникам и поднося им прохладительные напитки, что действовали поистине волшебно.
Порой и вовсе встречаются поразительные описания действий апсар. Они выступают в роли пилотов боевых колесниц, что летали по воздуху. Надо признать, картина представляется и правда фантастическая. Апсары имели немало общего с волшебницами.
Они могли управлять силами природы, легко меняли свой облик, превращались в животных и птиц. Однако чаще всего они представали перед героями и воинами в своём истинном обличье – в виде полуобнажённых девушек, одетых в прозрачные струящиеся наряды из лёгких тканей.
Небесная танцовщица апсара / © Matsya Das / matsyadas.artstation.com
В «Нанде Сутре», о которой я уже упомянула, встречается очень яркое описание апсар. Там говорится, что даже девушка из рода Шакья, затмевающая красотой прочих смертных женщин, в сравнении с розовоногими апсарами напоминает искалеченную обезьяну.
Ни одна женщина не выдержит даже частичного сравнения с этими прелестницами. В «Адипарве» герой Арджуна поймал в реке крокодила, который внезапно принял облик прекрасной стройной женщины. Вокруг неё всё было озарено сиянием – настолько ослепительной была красота полубогини.
Апсара / © Даро Сэм / harshanandsingh.artstation.com
Ритуалы с апсарами и их почитание
Интересно, что апсары не считались божествами в привычном для нас смысле этого слова, однако ими восхищались, их не переставали изображать на стенах храмов. Ритуалы с их участием часто упоминаются в тантрических текстах.
Одно из подобных сведений можно встретить в «Йогини Тантре», где рассказывается, что Шива совершал обряд каулы-сандханы при помощи пяти божественных танцовщиц. Более того, в тантрических трактатах говорится, что поддержка апсар помогает обрести сверхспособности даже смертному человеку. Чтобы период правления был славным, а земли процветали, царю необходимо было взять в жёны одну из таких небесных красавиц.
Но если у богов и правителей отношения с апсарами были вполне ровными, то отношение аскетов к этим прелестницам нельзя назвать однозначным. Дело в том, что апсары нередко соблазняли этих мужчин, что полностью лишало их обретённой силы аскета.
Танец апсары / © mavis kou / mingmeikou.artstation.com
Тем не менее, сами апсары, их умение вдохновлять и дарить жизненную энергию, способствовало достижению аскетами “Неизведанного”. Бесконечно прекрасное искусство танца этих красавиц позволяло аскету шагнуть на новую ступень своего духовного развития. При этом апсары по праву считались чувственным препятствием, испытанием, которое люди, посвятившие себя служению богу, должны были достойно пройти.
В апсарах превосходно сочетаются качества соблазнительных богинь, чарующих нимф, утончённых танцовщиц и просто земных женщин. Мне кажется, что именно такое слияние качеств сделало их невероятно притягательными и прекрасными.
Оркестр Апсары – Буддийский рай / © rowena doge / rowenadoge.artstation.com
Умение совмещать силу и слабость, нежность и решительность, очарование и вызывающую привлекательность не могло остаться незамеченным. Не исключено, что в образах апсар запечатлён некий совершенный образ, который, без сомнения, может открыть в себе любая женщина.
Апсары – небесные танцовщицы и соблазнительницы аскетов | Мусагет — традиции, верования, обряды
Апсары – небесные танцовщицы и соблазнительницы аскетов
Апсары – это девы неземной красоты, что выполняют свои функции в небесной обители. В древнеиндийских текстах «Сутры о Нанде» говорится, что даже самая прекрасная девушка мира не сможет сравниться с бесконечно притягательными апсарами, что исполняют свои священные танцы для богов.
Их нередко сравнивали с восточными гуриями, греческими нимфами, однако у апсар были и совершенно уникальные черты. Индийцы считали, что существует много апсар, каждая из которых поистине неповторима. Что же особенного в этих полубогинях? Где живут апсары и как служат богам?
Апсары – вечно прекрасные девы небес
Прекрасные апсары в индуистской мифологии считаются покровительницами воздушной и водной стихий. Упоминания о них встречаются в древнейших индийских текстах. Например, в «Ригведе» рассказывается лишь об одной апсаре, а вот в «Ахтарваведе» уже говорится о многих небесных красавицах.
«Рамаяна» описывает апсар как прекрасных дев, что вышли из вод, сохранив поистине божественный облик. Индуистские мифы рассказывают о том, что некогда существовало особое сословие людей, гандхарвы. Среди них было немало певцов, поэтов, музыкантов, воинов. Именно для них апсары исполняли свои чарующие танцы, становились жёнами и помощницами гандхарвов.
Апсары даруют вдохновенье своей музыкой
Апсары никогда не старели, а их красота со временем расцветала лишь ярче. В «Ригведе» упоминается об одной из таких прелестниц, что стала стала супругой могущественного правителя и воина из династии Парураваса. Впрочем, чары апсар действовали не только на простых смертных.
Не секрет, что искусство танца в Индии считается одним из самых сложных и по-своему волшебных. Владея им в совершенстве. апсары могли очаровать как земного мужчину, так и бога. Несколько раз апсары даже соблазняли демонов, лишая их сил, а значит, помогая богам одержать победу.
В то же время сам образ этих небесных красавиц является воплощением женственности и нежности. Лотосоокие девы с тонкой талией и широкими бёдрами сводили с ума мужчин, становясь для них эликсиром жизни, источником энергии и вдохновения. Здесь хочу заметить, что неслучайно апсары часто становились спутницами поэтов, людей, постоянно нуждающихся во вдохновляющей силе.
Красавицы апсары
Разнообразные функции апсар
Но далеко не всегда апсары показаны как соблазнительницы. Мне приходилось встречать упоминание о них как “небесных куртизанках”, но это не совсем верно. Эти красавицы выполняли самые разные функции. Незаменимыми апсары становились во время войн богов с демонами. Представляя светлую сторону, они мчались на поле боя, придавая сил защитникам и поднося им прохладительные напитки, что действовали поистине волшебно.
Порой и вовсе встречаются поразительные описания действий апсар. Они выступают в роли пилотов боевых колесниц, что летали по воздуху. Надо признать, картина представляется и правда фантастическая. Апсары имели немало общего с волшебницами.
Они могли управлять силами природы, легко меняли свой облик, превращались в животных и птиц. Однако чаще всего они представали перед героями и воинами в своём истинном обличье – в виде полуобнажённых девушек, одетых в прозрачные струящиеся наряды из лёгких тканей.
Небесная танцовщица апсара
В «Нанде Сутре», о которой я уже упомянула, встречается очень яркое описание апсар. Там говорится, что даже девушка из рода Шакья, затмевающая красотой прочих смертных женщин, в сравнении с розовоногими апсарами напоминает искалеченную обезьяну.
Ни одна женщина не выдержит даже частичного сравнения с этими прелестницами. В «Адипарве» герой Арджуна поймал в реке крокодила, который внезапно принял облик прекрасной стройной женщины. Вокруг неё всё было озарено сиянием – настолько ослепительной была красота полубогини.
Апсара
Ритуалы с апсарами и их почитание
Интересно, что апсары не считались божествами в привычном для нас смысле этого слова, однако ими восхищались, их не переставали изображать на стенах храмов. Ритуалы с их участием часто упоминаются в тантрических текстах.
Одно из подобных сведений можно встретить в «Йогини Тантре», где рассказывается, что Шива совершал обряд каулы-сандханы при помощи пяти божественных танцовщиц. Более того, в тантрических трактатах говорится, что поддержка апсар помогает обрести сверхспособности даже смертному человеку. Чтобы период правления был славным, а земли процветали, царю необходимо было взять в жёны одну из таких небесных красавиц.
Но если у богов и правителей отношения с апсарами были вполне ровными, то отношение аскетов к этим прелестницам нельзя назвать однозначным. Дело в том, что апсары нередко соблазняли этих мужчин, что полностью лишало их обретённой силы аскета.
Танец апсары
Тем не менее, сами апсары, их умение вдохновлять и дарить жизненную энергию, способствовало достижению аскетами “Неизведанного”. Бесконечно прекрасное искусство танца этих красавиц позволяло аскету шагнуть на новую ступень своего духовного развития. При этом апсары по праву считались чувственным препятствием, испытанием, которое люди, посвятившие себя служению богу, должны были достойно пройти.
В апсарах превосходно сочетаются качества соблазнительных богинь, чарующих нимф, утончённых танцовщиц и просто земных женщин. Мне кажется, что именно такое слияние качеств сделало их невероятно притягательными и прекрасными.
Апсары
Умение совмещать силу и слабость, нежность и решительность, очарование и вызывающую привлекательность не могло остаться незамеченным. Не исключено, что в образах апсар запечатлён некий совершенный образ, который, без сомнения, может открыть в себе любая женщина.
Апсара | Индийская религия и мифология
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
Введение
Краткие факты
Связанный контент
Apsara — New World Encyclopedia
Барельеф в храме Ангкор-Ват XII века в Камбодже.
An Apsara (санскрит: अप्सरा: apsarāḥ , множественное число अप्सरस: apsarasaḥ ) — женский дух облаков и вод в индуистской и буддийской мифологиях. Английские переводы этого слова: «нимфа», «небесная нимфа» и «небесная дева».
Содержание
- 1 Апсары в древней литературе
- 1.1 Ригведа
- 1.2 Махабхарата
- 1.2.1 Тема нимфы и мудреца
- 1.3 Натья Шастра
- 2 апсары в изобразительном искусстве
- 2.1 Апсары в искусстве древней Явы и Бали, Индонезия
- 2.2 Апсары в искусстве и архитектуре Камбоджи
- 2.3 Кхмерский классический танец
- 2.4 Апсары в искусстве Чампа
- 3 Примечания
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 6 кредитов
Апсары — это сверхъестественные существа, которые выглядят как молодые женщины необычайной красоты и элегантности, владеющие искусством танца. Это жены гандхарвов, придворных слуг Индры. Они танцуют под музыку своих мужей, обычно во дворцах богов, и развлекают богов и павших героев. В их назначении заботиться о павших героях их можно сравнить с валькириями скандинавской мифологии. Говорят, что апсары могут изменять свою форму по желанию и в особенности управлять удачей в играх и азартных играх. Урваши, Менака, Рамбха и Тилоттама — самые известные из них. Апсар иногда сравнивают с музами древней Греции, причем каждая из 26 апсар при дворе Индры представляет отдельный аспект исполнительского искусства. Апсары связаны с водой; таким образом, их можно сравнить с нимфами, дриадами и наядами древней Греции. Они также связаны с обрядами плодородия. В индуизме низшие апсары иногда рассматриваются как духи природы, которые могут заманивать людей на смерть; в этом отношении их можно сравнить со славянскими русалками или греческими сиренами.
Апсары в древней литературе
Золотая апсара в стиле Маджапахит, Ява, Индонезия. В яванской традиции апсары живут на небесах Индры и, как известно, соблазняют аскетов.
Ригведа
Ригведа рассказывает об апсаре, жене Гандхарвы; однако Ригведа , похоже, также допускает существование более чем одной апсары. Единственная апсара, названная конкретно, — это Урваши. Целый гимн посвящен разговору между Урваши и ее смертным любовником Пуруравой. [1] Более поздние индуистские писания допускают существование многочисленных апсар, которые действуют как служанки Индры или как танцовщицы при его небесном дворе.
Махабхарата
Во многих историях, связанных с Махабхаратой , апсар играют важные второстепенные роли. Эпос содержит несколько списков основных апсар, причем списки не всегда совпадают. Один из таких списков выглядит следующим образом:
Гритачи, и Менака, и Рамбха, и Пурвачитти, и Сваямпрабха, и Урваши, и Мисракеши, и Дандагаури, и Варутини, и Гопали, и Сахаджанья, и Кумбхайони, и Праджагара, и Читрасена, и Читралекха, и Саха, и Мадхурасвана, тысячи этих и других обладали глазами, подобными листьям лотоса, которые занимались соблазнением сердец людей, практикующих суровые аскезы, танцевали там. И, обладая тонкой талией и прекрасными большими бедрами, они начали совершать различные движения, тряся своими глубокими грудями, и бросая взгляды по сторонам, и проявляя другие привлекательные позы, способные похитить сердца, решимости и умы зрителей. [2]
Махабхарата также документирует подвиги отдельных апсар, таких как Тилоттама, спасший мир от неистовствующих братьев-асуров Сунды и Упасунды, и Урваши, пытавшегося соблазнить героя Арджуну.
Тема нимфы и мудреца
Распространенной темой, появляющейся в Махабхарате , является тема апсары, посланной, чтобы отвлечь мудреца или духовного учителя от его аскетических практик. Одна история, воплощающая эту тему, рассказана женщиной по имени Шакунтала, чтобы объяснить свое собственное происхождение. [3] В нем говорится, что мудрец Вишвамитра своим аскетизмом породил такую сильную энергию, что сам Индра испугался. Решив, что мудрец должен отвлечься от своих епитимий, он послал апсару Менаку, чтобы она сотворила ее чары. Менака дрожала при мысли о гневе такого могущественного аскета, но она подчинилась приказу бога. Когда она подошла к Вишвамитре, бог ветра Ваю сорвал с нее одежду. Увидев ее таким образом раздетой, мудрец предался похоти. Некоторое время нимфа и мудрец резвились вместе, в течение которого аскетизм Вишвамитры был приостановлен. В результате Менака родила дочь, которую бросила на берегу реки. Этой дочерью была сама Шакунтала, рассказчица истории.
Натья Шастра
Натья Шастра, основной труд по драматической теории санскритской драмы, перечисляет следующие апсары: Манджукеши, Сукеши, Мисракеши, Сулочана, Саудамини, Девадатта, Девасена, Манорама, Судати, Сундари, Вигадха, Вивидха, Будха, Сумала, Сантати, Сунанда, Сумукхи, Магадхи, Арджуни, Сарала, Керала, Дхрити, Нанда, Супускала, Супуспамала и Калабха.
Апсары в изобразительном искусстве
Апсары в искусстве древней Явы и Бали, Индонезия
Апсара Боробудур, летящая небесная дева, изображенная на барельефе храма Боробудур восьмого века, Ява, Индонезия.
Изображения апсар находятся в нескольких храмах древней Явы, датируемых эпохой династии Сайлендра и концом империи Маджапахит. Обычно они изображаются не как декоративные мотивы, а как неотъемлемая часть сюжета в барельефе, как, например, в Боробудуре, Мендуте, Прамбанане, Плаосане и Пенатаране. В Боробудуре апсары изображаются в виде божественно красивых небесных дев, изображаемых либо стоящими, либо летящими, обычно держащими цветки лотоса, распускающими цветочные лепестки или размахивающими небесными одеждами, как если бы они были крыльями, позволяющими им летать. В храме Мендут близ Боробудура были изображены группы деватов, божественных существ, летающих по небу, в состав которых входили апсары.
Традиционно апсары описываются как небесные девушки, живущие на небесах Индры (Каендран). Они хорошо известны своей особой задачей: быть посланными на землю Индрой, чтобы соблазнить аскетов, которые благодаря своим суровым практикам могут стать более могущественными, чем боги. Эта тема часто встречается в яванских традициях, в том числе в «Какавин Арджунавиваха», написанной Мпу Канвой в 1030–90 246 годах 90 247 года н. э. во время правления короля Аирлангги. История рассказывает, что Арджуна, чтобы победить гиганта Ниватакаваку, занялся медитацией и аскетизмом, после чего Индра послал апсар, чтобы соблазнить его. Арджуне, однако, удалось победить свою похоть, а затем выиграть у богов совершенное оружие, чтобы победить великана.
Яванская индуистско-буддийская традиция также оказала влияние на Бали. В балийском танце часто встречалась тема небесных дев. Танцы, такие как Sanghyang Dedari и Legong , по-своему изображали божественных дев. При дворе султаната Матарам еще жива была традиция изображать небесных дев в танцах. Яванские придворные танцы Бедхая также изображают апсар.
Апсары в искусстве и архитектуре Камбоджи
Две апсары танцуют на каменной колонне в храме XII века под названием Байон в Ангкоре в Камбодже.
Апсары представляют собой важный мотив в каменных барельефах ангкорских храмов в Камбодже. В описаниях храмов часто различают два типа изображений небожителей: изображения фигур, танцующих или готовых танцевать, называемых «апсарами»; и изображения фигур, которые стоят неподвижно, лицом вперед, на манер храмовых стражей или хранителей, которых называют «дэватами». [4] «Дэваты, кажется, воплощают в себе все элементы утонченной элегантности», — писал Маршал. [5]
Резные апсары особенно распространены в Ангкор-Ват, крупнейшем из древних ангкорских храмов. Ученые насчитали более 1860 памятников двенадцатого века, некоторые из них вырезаны на колоннах, некоторые на стенах, некоторые высоко на башнях. В исследовании, опубликованном в 1927 году Сапфо Маршал, каталогизировано удивительное разнообразие причесок, головных уборов, одежды, осанки, украшений и декоративных цветов, которые, по заключению Маршала, были основаны на реальных практиках периода Ангкора. Некоторые апсары появляются, обняв друг друга и, кажется, приветствуя зрителя.
Кхмерский классический танец
Кхмерский классический танец, коренное балетное исполнительское искусство Камбоджи, часто называют «танцем апсара». Это название отражает веру в то, что современный кхмерский классический танец связан неразрывной традицией с танцем, практикуемым при дворах ангкорских монархов, который, в свою очередь, черпал свое вдохновение из мифологического двора богов и его небесных танцоров, апсары.
Апсары в искусстве Чампа
Апсары также были важным мотивом в искусстве Чампа, средневекового соседа Ангкора на востоке вдоль побережья того, что сейчас является центральным Вьетнамом. Особого внимания заслуживают изображения апсар в стиле тракиу в искусстве чамов, стиле, который процветал в десятом и одиннадцатом веках г. н.э. г.
Notes
- ↑ Ригведа, Книга X, Гимн 95.
- ↑ Махабхарата, Книга III: Вана Парва, Раздел 43.
- ↑ Махабхарата , Книга I: Ади Парва, Разделы 71-72.
- ↑ Морис Глейз, Памятники группы Ангкор, 37.
- ↑ Сапфо Маршал, Кхмерские костюмы и украшения богинь Ангкор-Вата .
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Banerjee, P. Apsaras in Indian Dance. Космо, 2003. ISBN 978-8170200604.
- Морис Глейз. Морис. Памятники группы Ангкор. Дж. Мезоннёв, 1993. ISBN 978-2720010910.
- Маршаль, Сапфо. Кхмерские костюмы и украшения богинь Ангкор-Вата . Orchid Press, 2006. ISBN 978-9745240575.
- Эта статья включает текст из одиннадцатого издания Британской энциклопедии , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 31 октября 2021 г.
- Ригведа в английском переводе, подготовленном Ральфом Т.Х. Гриффит доступен онлайн на сайте священных текстов. com.
- «Махабхарата» в английском переводе, подготовленном Кисари Моханом Гангули, доступна в Интернете на сайте священных текстов.com.
- «Памятники группы Ангкор» Мориса Глейза доступны онлайн в английском переводе.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии
в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Апсара история
История этой статьи с момента ее импорта в Энциклопедию Нового Света :
- История «Апсара»
Примечание.