Не так давно экспедиция: Прямо пойдёшь — жену потеряешь

Прямо пойдёшь — жену потеряешь

В наши дни путешествия по большей части — это способ отдохнуть и развлечься. Но не так давно они были сопряжены с тяготами, неизвестностью и нешуточным риском. Отправляясь в дальние края, следовало быть готовым буквально лишиться жизни. Если не своей, то близкого человека. Однако жадных до исследований учёных это не останавливало, как и разделяющих их страсть близких.

Пора в дорогу

Григорию Потанину не терпелось вновь отправиться в путь. Он уже совершил две Монгольские экспедиции и одну Китайско-Тибетскую, но последнюю хотелось бы повторить, слишком много осталось там неисследованного. Ради того, чтобы побыстрее подготовить отчёт по предыдущим поездкам, учёный даже оставил пост главы Восточно-Сибирского отдела Географического общества, который получил по окончании последнего путешествия в 1886 году.

Работа в Иркутске была интересная, сделать удалось много, но вот обработку собранных материалов и написание отчёта она тормозила. В 1890 году, сдав дела, Потанин вместе с женой перебрался в Петербург, где всего за год подготовил работу, над которой безуспешно трудился уже четыре года. Можно было обращаться в РГО с запросом на очередную экспедицию в Китай.

Карта Центральной Монголии, составленная по сведениям, собранным экспедицией Г.Н.Потанина 1884–1886 годов. Фото: Научный архив РГО

Инициативу путешественника охотно поддержали — привезённые им данные оказались чрезвычайно ценными, но восточная окраина Тибета по-прежнему требовала изучения. Стоило также уделить внимание китайской провинции Сычуань. Географическое общество согласилось выделить часть средств, другую часть покрыл иркутский промышленник и меценат Александр Сибиряков.

Читайте также: Бизнес-ангелы для первопроходцев

Компания для экспедиции подобралась славная. Так, помимо четы Потаниных исследовать азиатские земли отправлялся зоолог и этнограф Михаил Березовский, уже побывавший с ними в двух путешествиях. Талантливый самоучка Буда Рабданов, ухитрившийся самостоятельно овладеть китайским и тибетским, оказался в поездке как переводчик с монгольского. Он хотел получше изучить восточные страны и отказался от какого-либо вознаграждения за работу. Ещё одним участником стал геолог Владимир Обручев, позже прославившийся как автор «Земли Санникова» и других романов.

30 октября 1892 года соратники вышли из Кяхты и направились по почтовому тракту в Калган.

В предыдущем путешествии было сделано множество фотографий. Григорий Потанин, Тангутско-Тибетская экспедиция 1884-1886 годов. Фото: Научный архив РГО

Тяготы пути

Условия путешествия были далеки от комфортных. Супруги Потанины ехали в повозке, которая представляла собой большой закрытый ящик с крохотным окошком, умостившийся на двухколёсной оси. Сидеть приходилось на подушке, вытянув ноги.

«Лошадей в повозку впрягали оригинальным способом: к передним концам оглобель была прикреплена поперечина, которую два всадника клали себе на сёдла и таким образом мчали этот первобытный экипаж, не считаясь ни с ухабами, ни с камнями на дороге. <…> Так приходилось мчаться рысью или вскачь от станции до станции; пассажирам порой казалось, что их посадили в бочку и спустили по косогору. На станциях можно было немного отдохнуть от тряски, пока менялись всадники. <…> Путешественники мирились с тряской и прощали подводчикам, когда из-за их резких движений им случалось удариться друг о друга лбами или прикусить язык, стукнувшись головой о потолок повозки».

Владимир Обручев «Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность»

Подводчики, управлявшие повозками, служили основным развлечением в дороге. Пока ехали по пустыне, смотреть было особо не на что, так что путники наблюдали за весёлыми молодыми проводниками. Среди них были не только мужчины, но и девушки. Как вспоминал позже Обручев, «всё это шумело, кричало и визжало. Молодёжь отпускала шутки, заливалась громким смехом. Весело было смотреть на раскрасневшиеся лица, рассечённые улыбками до ушей. Движения всадников были полны экспрессии. Потанин жалел, что не владел карандашом и не мог зарисовать какую-нибудь позу скачущего монгола».

На ночь останавливались в юртах, ужинали бараниной и местным чаем с молоком и солью, спали на войлоке, разостланном на полу. До Калгана добрались за две недели — этот отрезок пути наблюдений не требовал, так как уже был подробно описан. Также стремительно двинулись на Пекин. В столице, однако, пришлось задержаться на месяц — необходимо было получить паспорта, закупить провизию и местную одежду. Александра Потанина чувствовала себя неважно, проявились признаки сердечной болезни. Однако, несмотря на то что врачи настоятельно советовали ей остаться в Пекине, она была твёрдо намерена ехать с мужем и дальше.

Александра Потанина неизменно сопровождала мужа в экспедициях. Фото: wikipedia.org

16 декабря, наконец, выдвинулись по направлению к городу Сиань, столице провинции Шэньси. Тут тоже ничего исследовать уже не требовалось, так что утром вставали затемно и мчали до девяти вечера, чтобы после непродолжительного отдыха вновь продолжить путь. «Китайского конвоя не брали, и это избавляло от стечения любопытных на улицах, как бывало в прежнем путешествии, — отмечал позднее Обручев. — Китайские солдаты всегда бежали впереди и оповещали население: «Едут заморские черти, выходите на улицу смотреть их»».

Дорога заняла месяц с лишним. Не задерживаясь, отправились в следующий пункт назначения — город Чэнду, столицу Сычуани. Чтобы добраться до него, пришлось проделать 1100 км по горам. Путешественники наняли мулов, которые также везли багаж, супруги Потанины же путешествовали на носилках. На такую адскую работу подряжались разорённые крестьяне, ходившие в отрепьях, так что, когда начальник экспедиции впервые увидел тех, кто пришёл наниматься на работу, он был в ужасе. Однако такой способ передвижения был куда спокойнее, чем езда в местных повозках: носильщики перемещались быстрым шагом, не сбиваясь и не останавливаясь, проделывая около 6 км в час. Но без стрессов не обходилось и тут.

«Через пять дней дорога повернула в горы и пошла по склону большой долины, где она иногда была высечена карнизом в скале, а на подъёмах и спусках была выложена плитами в виде лестницы. <…> Иногда, когда дорога шла высоко по крутому склону, в носилках становилось жутко, особенно если попадались встречные завьюченные мулы — казалось, что вот-вот мул заденет своим грузом носилки и столкнёт их вниз, где в глубине бурлила речка. В таких местах Александра Викторовна иногда просила носильщиков остановиться и дать ей сойти, но они не обращали внимания на её просьбы и бодро бежали вперёд».

Владимир Обручев «Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность»

Перевал в бассейн реки Хань, впадающей в Янцзы, был самым крутым. Посмотрев на череду выложенных крупными плитами лестниц, зигзагами уходящих вверх, Потанины решили пойти пешком.

Местные обычаи

Новый год встретили на постоялом дворе в маленьком горном селении. Хозяева поздравили путешественников, угостив их мясными блюдами и сдобным печеньем. День можно было отдохнуть, наблюдая за тем, как местные жители готовят и едят праздничные кушанья, запускают фонари и фейерверки, играют. Но уже на следующее утро исследователи двинулись дальше.

План китайского города Лань-Чжоу. Фото: Научный архив РГО

Вновь лестницы, горы, перевалы, долины с широко раскинувшимися рисовыми полями. Наконец, остановились в Ячжоу. Оттуда Григорий Потанин съездил к священной горе Эмэйшань.

«По дороге туда часто попадались «о-ми-то-фо» — каменные столбы с изваяниями человеческой головы, расставленные по дорогам. Это, по-видимому, духи — покровители дорог. На шею одного из них был подвешен кошелёк с каким-то вложением, у другого на глаза были нацеплены очки, вырезанные из бумаги, а у третьего губы почернели от масла, которым их мазали поклонники или просители. Часть этого пути Потанин вместе с Рабдановым совершил на плоте из бамбука, на котором сплавляли 20 гробов из белого дерева и нескольких пассажиров вниз по реке Я».

Владимир Обручев «Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность»

Гора высотой 3300 м считалась священной, поскольку иногда над ней можно было увидеть ложные солнца — радужные гало, обрамлявшие восходящее светило. Местные жители были уверены, что это им является сам Будда в ореоле славы. Неудивительно, что вся гора была плотно заставлена кумирнями и монастырями, более половины которых и посетили исследователи. Здесь уже пришлось подниматься пешком, без мулов и носилок.

«Ходьба эта не так легка. Нужно подниматься около 50 вёрст по каменным ступенькам, местами взбираясь как бы на колокольню… каменная лесенка поднимается по высоким гребнистым скалам или косогорам, так что при малейшем скользновении грозит ежеминутная опасность полететь бог знает куда, в бездонную пропасть», — рассказывал Буда Рабданов в письме к Гомбожабу Цыбикову.

Монастыри и кумирни представляли для этнографа Потанина особый интерес. Фото: Научный архив РГО

В одной из кумирен путешественникам посчастливилось попасть на ночное богослужение. Монахи, сложив руки, ходили по определённой траектории и читали молитву «за человеческий род». На верующего буддиста Рабданова это произвело такое впечатление, что он непроизвольно присоединился к монахам в их перемещениях, «ходил, как они, сложив ладони над своей головой, и пел «о-ми-то-фо»».

Читайте также: Аленький цветочек по-азиатски: сказания из экспедиций Григория Потанина

Сердечный удар

Из Ячжоу через два высоких перевала добрались до города Дацзян на окраине Тибета, где провели три месяца. Тибетский постоялый двор изумил путешественников настоящими стёклами в оконных рамах — в Китае их заклеивали бумагой. На одном стекле была вырезана интригующая надпись на русском языке: «Княжна Юсупова».

Григорий Потанин планировал съездить из города налегке вглубь Тибета, посетить Литанг и Батанг. Увы, болезнь его супруги обострилась, дело уже не ограничивалось сердечными припадками. У Александры случился удар, после которого она на некоторое время потеряла способность говорить. Начальник экспедиции спешно засобирался в обратный путь. Потихоньку Александра Потанина стала поправляться, выезжать она не могла, но с удовольствием писала маслом — цветы, которые приносил ей супруг, окрестные пейзажи по берегам местной бурной речки. Наконец она оправилась настолько, чтобы пуститься в дорогу.

Даже на обратном пути Потанин старался собрать новый материал. Фото: Научный архив РГО

Желая собрать побольше материала, Григорий Потанин отправил жену с сопровождающими в Пекин прямой дорогой через Ячжоу, сам же пошёл туда пешком окраинами Тибета. Путешествуя по долинам горных рек, он останавливался то в местных деревнях, то в чуме на земле вместе со сборщиками ревеня, а то и на импровизированной пасеке.

«В одной из деревень Потанину отвели такой верхний этаж, который хозяином дома был превращён в пчельник — на плоской крыше стояли колоды с пчёлами. Не зная этого, путешественники уселись на колоды и подверглись нападению пчёл, которые забирались в рукава под бельё и жалили. В комнаты мезонина принесли можжевельник и устроили дымокур, чтобы выгнать пчёл хотя бы из комнат. Но их налетело очень много на растения, принесённые путешественниками, а от дыма они очумели и, перестав летать, ползали всюду, кружились и заползали на людей. Пришлось переселиться в другой этаж».

Владимир Обручев «Григорий Николаевич Потанин. Жизнь и деятельность»

6 августа Потанин нагнал жену, дальше они ехали вместе. Условия пути оставляли желать лучшего, то и дело приходилось преодолевать перевалы. Буда Рабданов писал Цыбикову: «Оказывается, что мы попали теперь в такое ущелье, что ни назад, ни вперёд и ни в стороны. Кругом снежные горы. Трудно будет нашей больной…»

Увы, сердце Александры Потаниной сдавало. Повторился удар, женщину парализовало, вновь отнялся язык. Надо было срочно добираться до одного из городов, где можно было найти европейских врачей. Чтобы сэкономить время и не тревожить больную тряской, наняли лодку, чтобы спуститься по реке к городу Чунцин, где имелся госпиталь. Но не успели — 19 сентября 1893 года Александры Потаниной не стало. Её тело доставили в Кяхту, где и похоронили 23 января 1894 года.

Григорий Потанин очень тяжело переживал смерть жены. Она была ему надёжным другом и верной помощницей в путешествиях, одной из первых женщин, ставших членом Русского географического общества. Экспедиция закончилась, Потанин вернулся в Петербург, подготовил по её результатам небольшой отчёт и сосредоточился преимущественно на этнографической работе.

Читайте также: Не только декабристки: топ-5 знаменитых пар путешественников

Григорий Потанин продолжал ездить в экспедиции до преклонных лет. Фото: Научный архив РГО

Но через несколько лет тяга к Азии вновь сделала своё дело, и учёный отправился в очередное путешествие — на северо-восток Китая. Так экспедиция, которая, казалось бы, не принесла особых открытий, стала прологом для следующих исследований. В каждой из них русские путешественники добирались до мест, доселе неведомых европейцам. Из каждой привозили новые сведения по географии, геологии, зоологии, этнографии. Даже из той, которую пришлось спешно свернуть.

Ольга Ладыгина

Легендарные экспедиции по версии National Geographic Society

Не так давно Национальное географическое общество США (NationalGeographicSociety) выпустило прекрасно оформленную книгу под названием «Легендарные экспедиции. 50 оригинальных повествований».

Вступительное слово написал сам Майкл Пейлин, занимавший, с 2009 по 2012 годы, пост президента Королевского географического общества (RoyalGeographicalSociety). На обложке книги «Легендарные экспедиции. 50 оригинальных повествований» значится: «Это является лицензированной публикацией Национального географического общества США, одной из крупнейшей в мире общественной научной организации. Со дня своего основания в 1888 году общество организовало свыше 8 тысяч экспедиций и исследовательских проектов, результаты которых были задокументированы как текстовой и визуальной, так и в звуковой форме».

Эта книга попалась мне на глаза в немецком варианте «LegendäreExpeditionen. 50 Originalberichte». Как мне казалось, я вправе был ожидать, что среди 50 легендарных экспедиций достойное место будет отведено и российскими исследователям, создавшим славу географической науке и подавшим пример мужества будущим учёным. Было лишь интересно, какие именно российские экспедиции Национальное географическое общество США и президент Королевского географического общества посчитают легендарными.

Экспедиции, описанные в книге, охватывают более чем 230-летний период: с 1768 по 1999 год. Отсчёт легендарных экспедиций начинается с Первой экспедиции Кука 1768-1771 годов, но почему-то не с самого Джеймса Кука, а с его сопровождающего Джозефа Банкса. Это, видимо, потому, что Банкс впоследствии стал президентом Королевского географического общества, а Кук — нет. Но это к слову.

Я пролистывал страницу за страницей. Кругосветные экспедиции сменялись континентальными, Арктика — Антарктикой, Африка — Азией, но ни на одной из 264 страниц издания не было ни слова о российских путешественниках.

Были американцы, французы, немцы, норвежцы, англичане, шотландцы, швейцарцы, итальянцы, по одному австралийцу, новозеландцу и даже непалец. Превалировали, конечно, англичане и американцы.

Но российских путешественников не было и в помине. Ни одного. Ни Беринга, ни Крузенштерна, ни Литке, ни Врангеля, ни Миддендорфа, ни Семёнова-Тян-Шанского, ни Миклухо-Маклая, ни Пржевальского, ни Грум-Гржимайло, ни Папанина. Ни-ко-го. Словно их и не было никогда вовсе.

Если бы эта книга была написана независимыми авторами, то не было бы никаких претензий. Но книга-то вышла под именем National Geographic Society. И здесь непонятно: то ли это преднамеренное искажение фактов и попытка переписать историю исследований заново, то ли речь идёт о непрофессионализме издателей.

Сама книга построена таким образом, что после коротенького эссе следуют выдержки, взятые из писем, дневников и воспоминаний самих путешественников. Поэтому изначально спорно уже само утверждение, что повествования оригинальны, если, конечно, автор не имел в виду выдержки из оригинальных документов. Да и не 50 их, как оказалось, а целых 54. Причём не все они бесспорны, равно как и упоминаемые исследователи.

Среди 61 имени нашлось место для Бёртона, переводчика Кама-Сутры, для Нэрса, что объявил: «Северный Полюс недоступен!», для Бингема, прототипа Индианы Джонса, для старшего брата Яна Флеминга, автора произведений про агента 007. Часть упомянутых экспедиций овеяны многочисленными скандалами: Пири с Куком, Бёртона со Спиком, Амундсена с Нобиле, вспоминаются фальсификации Ричарда Бэрда.

Первооткрывателям Антарктиды Беллинсгаузену и Лазареву предпочли Дюмон-Дюрвиля, исследовавшего 19 лет спустя лишь отдельные берега Антарктики. Рассказывается про Огюста Пиккара и его полёте на стратостате в стратосферу, но ни слова о Юрии Гагарине. Хочется спросить у автора: «Как можно сравнивать научные заслуги Пржевальского и, с позволения сказать, «заслуги» Янгхазбенда в Тибете?».

Пример данной книги показывает, что необходимо обращать внимание не только на издания, выходящие в России, но и на издания, выходящие за границей, как это эффективно делало РГО в XIX-м и начале XX веков. А то, как оказывается, в Европе и Америке уже выросло целое поколение, которое даже и не догадывается о вкладе российских путешественников в изучение мира. Необходимо интенсивно работать с зарубежными издательствами и оперативно реагировать как на издания географических обществ, так и официальных органов. В противном случае искажённая информация укоренится в сознании, а переубедить с каждым годом будет становиться всё труднее и труднее.

Нет слов, все названные в книге путешественники в высшей степени достойны, чтобы быть в числе легендарных. Поэтому, вполне возможно, что в ближайшее время книга «Легендарные экспедиции. 50 оригинальных повествований» выйдет и на русском языке, так как издание получило очень хорошие отклики читателей в Европе, да и активность NationalGeographic в России достаточно высокая.

Предлагаю членам РГО ознакомиться со списком легендарных мировых путешественников, которые, по мнению Национального географического общества США, в период с 1768 по 1999 годы совершили легендарные экспедиции. Как и в книге, я сначала привожу имя исследователя (в русской транскрипции, но с написанием и на языке оригинала), потом название статьи в переводе на русский, а затем поясняю, о какой экспедиции идёт речь в повествовании. В связи с тем, что ряд упоминаемых в книге экспедиций мало известны в России и не имеют устоявшихся в научной литературе названий, то наименования экспедиций я привожу в соответствии с обозначениями, принятыми в национальных географических науках.

1.      Английский натуралист Джозеф Банкс (англ. JosephBanks). «К Большому Барьерному Рифу и дальше». Первое путешествие Кука 1768-1771 годов.

2.      Английский мореплаватель Джеймс Кук (англ. JamesCook). «Рискованное путешествие к морю Южного полушария». Третье путешествие Кука 1776-1779 годов.

3.      Французский мореплаватель Луи Антуан де Бугенвиле (фр. Louis-AntoinedeBougainville). «ПереезднаТаити». 1-я французская кругосветная экспедиция 1766-1769 годов.

4.      Немецкий учёный Александр фон Гумбольдт (нем. AlexandervonHumboldt). «Ботанические исследования в Южной Америке». Американская экспедиция 1799-1804 годов.

5.      Американские исследователи Мериуэзер Льюис (англ. MeriwetherLewis) и Уильям Кларк (англ. WilliamClark). «В дикой природе Северной Америки». Экспедиция Льюиса и Кларка (1803-1806).

6.      Шотландский исследователь Мунго Парк (англ. MungoPark). «Путешествие к Нигеру». Экспедиция во внутренние районы Западной Африки (1795-1797) и экспедиция в долину реки Нигер (1805-1806).

7.      Английский исследователь Джорж Лион (англ. GeorgeLyon). «Опыт в Сахаре». Экспедиция в Северную Африку (1818-1820).

8.      Английский мореплаватель Джон Франклин (англ. JohnFranklin). «В поисках Северо-Западного прохода». Экспедиция по северо-западной территории Канады (1819-1822).

9.      Английский исследователь Диксон Денем (англ. DixonDenham), шотландские исследователи Хью Клэппертон (англ. HughClapperton) и Уолтер Оудней (англ. WalterOudney). «Маршрут рабов к Чаду». Экспедиция во Внутреннюю Африку (1821-1825).

10.  Французский путешественник Рене Калье (фр. René Caillié). «В поисках легендарного города Тимбукту». Путешествие 1827-1828 годов по региону Судан.

11.  Английский мореплаватель Джон Росс (англ. JohnRoss). «Застрявший во льдах Арктики». Вторая арктическая экспедиция Росса (1829-1833).

12.  Американский путешественник Джон Стефенс (англ. JohnStephens). «Погибшие города Центральной Америки». Путешествие 1841 года на полуостров Юкатан.

13.  Английский натуралист Чарльз Дарвин (англ. CharlesDarwin). «Морское путешествие на «Бигле». Второе путешествие корабля Его Величества «Бигль»» (1831-1836).

14.  Французский мореплаватель Жюль Себастьен Сезар Дюмон-Дюрвиль (фр. JulesSébastienCésarDumontd’Urville). «Первый подход к берегу в Антарктике». Экспедиция к Южному полюсу 1837-1840 годов.

15.  Американский исследователь Илайш Кент Кейн (англ. ElishaKentKane). «Севшие на мель при поиске полюса». Вторая гриннеллская экспедиция (1853-1855).

16.  Английский путешественник Ричард Бёртон (англ. RichardBurton). «В Африке и на Востоке». Путешествие в Мекку 1853 года.

17.  Английский путешественник Чарльз Стёрт (англ. CharlesSturt). «Нанесение на карту Австралии». Третья экспедиция Стёрта 1844-1845 годов.

18.  Английский исследователь Джон Хеннинг Спик (англ. John Hanning Speke).»ИстокНила». Экспедиция в Восточную Африку (1857-1858).

19.  Английский исследователь Сэмюэл Бейкер (англ. SamuelBaker). «Викторианец в Африке». Первое африканское путешествие (1861-1865).

20.  Английский альпинист и исследователь Эдуард Уимпер (англ. EdwardWhymper). «Первое восхождениена Маттерхорн». Восхождение группы Уимпера на Маттерхорн 1865 года.

21.  Немецкие исследователи Карл Кольдевей (нем. CarlKoldewey) и Пауль Хегеманн (нем. PaulHegemann). «Морской путьк Северному полюсу». Вторая немецкая арктическая экспедиция (1869-1870).

22.  Шотландский исследователь и миссионер Давид Ливингстон (англ. DavidLivingstone). «Через Внутреннюю Африку». Замбези-экспедиция (1858-1864).

23.  Английский мореплаватель Джордж Нэрс (англ. GeorgeNares). «Британец на пути к Северному полюсу». Британская арктическая экспедиция (1875-1876).

24.  Англо-американский исследователь Генри Мортон Стэнли (англ. HenryMortonStanley).»Конго-путешествие». Вторая африканская экспедиция (1874-1877).

25.  Английская путешественница Изабелла Бёрд (англ. IsabellaBird). «Англичанка за границей». Путешествие на лошадях через Скалистые горы (англ. RockyMountains) в 1873 году.

26.  Норвежский исследователь Фритьоф Нансен (норв. FridtjofNansen). «Как можно дальше севернее». «Фрам» — экспедиция Нансена (1893-1896).

27.  Английский путешественник Фрэнсис Янгхазбенд (англ. FrancisYounghusband). «Истории из Тибета». Азиатская экспедиция (1886-1887).

28.  Шведский путешественник Свен Гедин (шв. SvenHedin). «Приключение в Центральной Азии». Третья Центрально-азиатская экспедиция (1905-1908).

29.  Итальянский путешественник Герцог Абруцци (итал. Luigi Amedeo Giuseppe Maria Ferdinando Francesco di Savoia, duca degli Abruzzi). «Путешествие в Северный Ледовитый океан». Экспедиция к Северному полюсу на судне «StellaPolare» (1899-1900).

30.  Американский исследователь Арктики Роберт Эдвин Пири (англ. RobertEdwinPeary). «Полюс – следующий». Финальная арктическая экспедиция (1908-1909).

31.  Американский полярный путешественник Фредерик Кук (англ. FrederickCook). «Большой арктический обман». Арктическая экспедиция 1908-1909 годов.

32.  Американский археолог Хайрам Бингем (англ. HiramBingham). «Открытие Мачу-Пикчу». Перуанская экспедиция Йельского университета (1911).

33.  Норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен (норв. RoaldEngelbregtGravningAmundsen). «Первый человек на Южном полюсе». Третье плаванье «Фрама» (1910-1912).

34.  Английский полярный исследователь Роберт Фолкон Скотт (англ. RobertFalconScott). «Трагедия в Антарктике». Британская антарктическая экспедиция (1910-1913).

35.  Австралийский исследователь Дуглас Моусон (англ. DouglasMawson). «Одинокий поход через Антарктику». Австралийская антарктическая экспедиция (1911-1914).

36.  Англо-ирландский исследователь Антарктики Эрнест Шеклтон (англ. ErnestShackleton). «Желание выжить в Антарктике». Имперская трансантарктическая экспедиция (1914-1917).

37.  Английский альпинист Джордж Мэллори (англ. GeorgeMallory). «Мистерия на Эвересте». Британская экспедиция на Эверест 1924 года.

38.  Итальянский дирижаблестроитель и исследователь Арктики Умберто Нобиле (итал. UmbertoNobile). «Цеппелин на вершине мира». Первая и Вторая полярная экспедиция на дирижабле 1926 и 1928 годов.

39.  Английский исследователь Августин Курто (англ. AugustineCourtauld). «Один на полярной шапке Гренландии». Британская арктическая аэроэкспедиция (1930-1931).

40.  Швейцарский исследователь Огюст Пиккар (фр. AugustePiccard). «В стратосфере». Первый в мире полёт в стратосферу на стратостате в 1931 году.

41.  Английский путешественник Питер Флеминг (англ. PeterFleming). «Приключение в Бразилии». Бразильское путешествие 1932 года.

42.  Английская путешественница Фрея Старк (англ. FreyaStark). «Пешком через Аравию». Путешествия в Сирию, Ирак и Иран с 1927 по 1930 годы.

43.  Американский исследователь Уильям Биби (англ. WilliamBeebe). «Исследование глубин». Погружение на батисфере у Бермудских островов в 1930 и 1934 годах.

44.  Американский полярный исследователь Ричард Бэрд (англ. RichardByrd). «На самолёте к полюсам». Полёты над Северным и Южным полюсами в 1926 и 1929 годах.

45.  Норвежский путешественник Тур Хейердал (норв. ThorHeyerdahl). «На «Кон-Тики» через Тихий океан». О плавании на плоту «Кон-Тики» в 1947 году.

46.  Английский путешественник Уилфрид Тесайнджер (англ. WilfredThesiger) «Путешествия в Южной Аравии». О путешествиях по южным районам Аравийского полуострова с 1945 по 1949 годы.

47.  Французский альпинист Морис Эрцог (фр. MauriceHerzog). «Пик Аннапурны». О восхождении в 1950 году на Аннапурна I, одну из вершин горного массива Аннапурна.

48.  Новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари (англ. EdmundHillary) и непальский альпинист Тенцинга Норгея (англ. TenzingNorgay). «Покорение Эвереста». О восхождении на Эверест в 1953 году.

49.  Английский исследователь Вивиан Фукс (англ. VivianFuchs). «Первый переход через Антарктику». Трансантарктическая экспедиция Британского содружества 1955-1958 годов.

50.  Французский исследователь Жак-Ив Кусто (фр. Jacques-YvesCousteau). «Открытия под водой». О первом научном рейсе судна «Калипсо» к Красному морю в 1951 году.

51.  Английский исследователь Уолли Герберт (англ. WallyHerbert). «Пешком через паковый лёд Арктики». Британская трансарктическая экспедиция 1968-1969 годов.

52.  Американские космонавты Нил Армстронг (англ. NeilArmstrong), Эдвин Базз Олдрин (англ. EdwinBuzzAldrin) и Майкл Коллинз (англ. MichaelCollins). «Следы ног на луне». О полёте Аполлон-11 и высадке на луну.

53.  Английский путешественник Ранульф Файнс (англ. RanulphFiennes). «Трансглобальная экспедиция». Трансглобальная экспедиция 1979-1982 годов.

54.  Швейцарский воздухоплаватель Бертран Пикар (фр. BertrandPiccard). «На воздушном шаре вокруг земли». О полёте на воздушном шаре «BreitlingOrbiter 3» в 1999 году вокруг земли.

 

Сергей Мюнх,

Член Красноярского краевого отделения

Русского географического общества

Обзор

: «Мужчины на лодках» размывают пол в воспоминаниях об экспедиции Джона Уэсли Пауэлла /24/theater/review-men-on-boats-blurs-genders-in-recalling-john-wesley-powells-expedition.

html

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Мужчины на лодках Актеры этого фильма пьеса воссоздает экспедицию 1869 года вниз по рекам Грин и Колорадо в Wild Project в Ист-Виллидж. Кредит … Ричард Термин для The New York Times

Мужчины на лодках
Выбор критиков NYT

персонажи «Людей на лодках», взбивающие яркие облака тестостерона, парящие над «Диким проектом» в Ист-Виллидж.

Жители этого шумного театрализованного представления истории Жаклин Бэкхаус, которое открылось в понедельник вечером в качестве заключительного предложения фестиваля новых пьес Clubbed Thumb Summerworks, — ребята, которые всегда готовы пострелять по порогам, ветру и съедобной дикой природе. Они родом из Соединенных Штатов середины 19века, когда напористая, беспрекословная мужественность была чем-то высоким и неоспоримым.

О, и просто чтобы вы знали, среди 10 участников «Людей на лодках» нет ни одного мужчины, по крайней мере, согласно строгому анатомическому определению. С другой стороны, как у нас есть много причин думать в наши дни, пол может быть таким же вопросом восприятия, как и хромосомы.

Задолго до того, как Честити Боно стал парнем по имени Чез, а Брюс Дженнер превратился в Кейтлин, артисты на сцене регулярно меняли пол, демонстрируя подвижность границ между мужчиной и женщиной. Драг-шоу, нарушающие табу, уже много десятилетий являются развратным элементом театра в центре Нью-Йорка.

Но «Люди на лодках» — это не антидраг-шоу, хотя у него определенно есть своя антипатичная сторона. И это не работа сексуальной политики в любом очевидном смысле. Живой сценарий г-жи Бэкхаус и очень гениальная режиссура Уилла Дэвиса не оставляют места для намеков на какой-либо гендерный разрыв между актерами и персонажами.

Тем не менее, трудно представить, чтобы этот 90-минутный отчет о первопроходческом путешествии по девственной западной территории в 1869 году был бы столь же эффективным или занимательным, как с группой мужчин. Основываясь на дневниках Джона Уэсли Пауэлла, который руководил геологической экспедицией вниз по рекам Грин и Колорадо в (тогда) великий неизвестный Большой Каньон, «Люди на лодках» ловко используют очевидную дистанцию ​​между исполнителями и их ролями, чтобы помочь преодолеть расстояние между тогда и сейчас.

Видите ли, чтобы представить себе жизнь в другом, далеком времени, всегда требуется решительный шаг. У прошлого есть свой язык, обычаи и ощущение места человека в мире. Всякий раз, когда артисты экрана и сцены пытаются представить себе, какой, должно быть, была жизнь давным-давно, мы слишком часто осознаем резкие несоответствия, допущенные анахронизмы.

«Люди на лодках» начинается с осознания того, что мы никогда не сможет точно воссоздать, как это было. Перспектива этой пьесы — точка зрения современного читателя, фильтрующего рассказы о другой эпохе через свою собственную чувствительность последних дней. (Это мало чем отличается от того, что делает Лин-Мануэль Миранда в своем великолепном хип-хоп мюзикле «Гамильтон», который открывается на Бродвее в августе. )

Слева направо: Биргит Хуппух, Ханна Кэбелл, Бекка Блэквелл и Даниэль Дэвенпорт в фильме «Мужчины на лодках», основанном на журналах Джона Уэсли Пауэлла. говоря на просторечии 21 века — здесь изображают мужчин, эта точка зрения вплетается в саму ткань спектакля. И у меня есть ощущение, что им может быть легче, чем актерам-мужчинам, усвоить искусственные конструкции мужественности времен Пауэлла. 9″ Мужчины на лодках», как только вы привыкнете к его стилю. Тон комичен, но никогда не мил и не лагерен. И, в конце концов, вы чувствуете, что пьеса уважает своих смелых, хотя и склонных к ошибкам первопроходцев, во всей их природной храбрости и боязливости.

История близка к «Исследованию реки Колорадо и ее каньонов», опубликованному Пауэллом отчету об историческом путешествии, которое он организовал для правительства Соединенных Штатов. Мы следуем за Пауэллом (резкая Келли МакЭндрю), статным одноруким армейским майором, и его командой экспедиции, которые прокладывают себе путь через опасные воды, чтобы создать первую официальную карту региона.

По пути они сближаются, ссорятся, шутят, вспоминают и спорят о направлениях, как любая группа, путешествующая вместе. Ставки, однако, смертельны. Несколько членов команды едва не погибают, когда лодки переворачиваются. Продовольственные пайки и геодезические инструменты теряются в реке. Пьеса начинается с 10 человек в четырех лодках. К концу это соотношение составляет шесть к трем.

Как это происходит, показано в заразительно яркой жизни. «Людей на лодках» можно было бы даже назвать экшеном в том смысле, что 1994 Автомобиль Мерил Стрип, «Дикая река» был боевиком (ну, вроде того). Мужчины, в конце концов, проводят большую часть своего бодрствования в бегущих реках.

А также актерский состав, режиссер и команда дизайнеров, в которую входят Арнульфо Мальдонадо (декорации), Аста Бенни Хостеттер (костюмы), Соломон Вейсбард (освещение) и Джейн Шоу (чей звуковой дизайн дает место для мощной кинематографической эпической музыки) — восхитительно. воссоздать ритмы, спешку и ужас жизни на воде. Это достигается с помощью четырех переносных носов (заменяющих полнотелые лодки), нескольких веревок и остроумно синхронизированных движений тела.

А еще есть сами мужчины, выполненные в тщательно преувеличенном стиле, который одновременно дразнит и сближает с клише архетипического героя-авантюриста. Среди них назойливый Данн (Кристен Зи), который не так уж и тайно считает, что должен быть лидером группы; Самнер (удивительно прямолинейная Доннетта Лавиния Грейс), ветеран Гражданской войны, мечтающая найти дерево, на котором можно залезть и поспать несколько дней; и Старый Шейди (Джесс Барбагалло, веселая в исполнении Уолтера Бреннана), слегка простоватый брат Пауэлла.

Актерский состав завершают Бекка Блэквелл, Ханна Кейбелл, Даниэль Дэвенпорт, Даная Эсперанса, Биргит Хупуч и Лейла Хошнуди, и все они составляют хорошую компанию. И хотя сцена, на которой они обитают, такая же маленькая, как и большинство квартир-студий, они невероятно способны заставить нас поверить, что они действительно бродят по широко открытым пространствам, где человеку любого убеждения слишком легко заблудиться навсегда.

Powell Expedition — арт. Тогда и сейчас.

В 19 веке

Источники/Использование: Некоторое содержимое может иметь ограничения. Посетите СМИ, чтобы узнать подробности.

Предоставлено: «Пропасть Колорадо» Томаса Морана (1837-1926), 1873-1874 гг., холст, масло на алюминиевой основе, 84 3/8 дюйма x 144 3/4 дюйма, Музей Министерства внутренних дел США, INTR 03000

 

Источники/использование: общественное достояние.

Первый лагерь Второй экспедиции Пауэлла. Слева направо показаны: профессор Алмон Харрис Томпсон, Эндрю Хаттан, С.В. Джонс, Джон Ф. Стюард, У.К. Пауэлл, Фрэнк К.А. Ричардсон, Фредерик Делленбо и Ф.М. епископ. Грин-Ривер, Вайоминг. 4 мая 1871 года.

Пауэлл быстро использовал свою известность 1869 года, чтобы начать планировать вторую поездку 1871 года. Искусство и наука были бы оправданием для этого второго путешествия.

Экспедиция Пауэлла 1871 года была лучше организована и оснащена. В отличие от отважной, но разношёрстной команды, присоединившейся к первому путешествию, второе путешествие состояло из тщательно отобранных художников, фотографов и учёных. Изображения этого путешествия, которые мы видим сегодня, были составлены Джоном Карлом «Джек» Хиллерсом (фотограф), Фрэнсисом Марионом Бишопом (топограф), Стивеном Вандивером Джонсом (топограф), Э.О. Биман (фотограф) и Фредрих «Франк» Делленбо (топограф/художник). Науку вели Алмон Харрис Томпсон (географ), Фрэнк Ричардсон (помощник геолога) и Джон Флетчер Стюард (геолог). Делленбоу была назначена роль ведущего художника, а знаменитый художник Томас Моран, который был последним дополнением, получил список приглашенных художников. В 17 лет, когда они спустились на воду, Делленбо научился фотографировать мокрую тарелку и оттачивал свои навыки топографии на реке. Более опытный Моран проводил на ривере очень мало времени, если вообще проводил его. Пауэлл попросил, чтобы Моран проехал верхом по суше из Солт-Лейк-Сити к реке Вирджин, а затем к северному краю Гранд-Каньона, надеясь, что Моран сможет создать изображения Гранд-Каньона, которые будут конкурировать и дополнять его знаменитую картину. Большой Каньон Йеллоустона. Для этого Моран и Делленбо работали с графитом, акварелью и гуашью в полевых условиях, чтобы передать цвета и формы реки и фантастические образования на суше, встречающиеся по всему бассейну. Моран также провел много времени, работая с молодым Джеком Хиллерсом, помогая перетаскивать оборудование и сочиняя многие фотографии. Позже он использовал эти фотографии в своей студии, чтобы помочь ему с нюансами и геологическими деталями страны каньонов.

Целью второй экспедиции было более глубокое понимание уникальной геологии; составить географическую карту; и делать снимки рек Грин и Колорадо. Рассказы, наука и образы, созданные исследователями, питали воображение любопытной публики на Востоке. Фантастические образы, созданные в ходе экспедиции 1871 года, сыграли огромную роль в продаже Западу и концепции Manifest Destiny. Наряду с популярными (но исторически ненадежными) журналами Пауэлла, фотографии, рисунки, гравюры и картины помогли превратить Запад из белого пятна на карте в доступное и привлекательное пространство для заселения. Вместе написанные слова и образы помогли представить Запад как землю обетованную для страны, погрязшей в трясине Реконструкции. Поезда были на месте; большинство коренных жителей были перемещены в западные резервации; и, казалось бы, неограниченные природные ресурсы были доступны для захвата.

 

В 21 веке

Источники/Использование: Некоторое содержимое может иметь ограничения. Посетите СМИ, чтобы узнать подробности.

Картина маслом шпилей осадочных пород на фоне темного неба. Грин-Ривер, Вайоминг,

Работа на плечах Пауэлла и Морана помогла мне понять, как мы добрались до 2019 года, и помогла мне задуматься о будущем Запада. Моя задача заключалась в том, чтобы найти контент в ландшафте, который по большей части нетронутый, необработанный и в естественном состоянии. Конечно, сезонные стоки контролируются многочисленными плотинами, поэтому в каньонах практически не происходит размыва. Этика «не оставлять следов» в речном коридоре оставляет нам пейзаж, который кажется мне пузырем, застывшим во времени. Большая часть земель вдоль реки — это заповедные земли, которых я избегал в течение 30 лет в своих изображениях Запада. ландшафт (и природные ресурсы) Северной Америки до Манифеста Судьбы. Имея это в виду, я посвятил свои композиции менее защищенным землям. Взаимодействие между нашей вторгающейся культурой и реалиями природы завораживает меня. Я часто рисую на окраинах города, за стоянкой для грузовиков или на обочине шоссе, пока мимо проносятся путешественники, направляющиеся в наши нетронутые национальные парки. Каньоны дали мне возможность взглянуть на землю таким образом, который не сильно отличается от того, что испытали Пауэлл и Моран. По иронии судьбы, первозданный характер большей части ландшафта сегодня отражает тяжелую руку культуры, поддерживающую видимость первобытности на благо всех.

Прохладным весенним вечером 2016 года я был удостоен чести, когда руководитель группы SCREE Томас Минкли посетил меня и попросил выступить в качестве ведущего художника. Я быстро взял на себя обязательство и записался в качестве одного из трех членов экипажа, чтобы проплыть все расстояние от Грин-Ривер, штат Вайоминг, до реки Вирджин, штат Невада. Моя роль ведущего артиста имела много граней. Ожидалось, что я буду заниматься искусством; воспитывать себя; исследовать бассейн реки Колорадо; выберите подходящих художников, чтобы присоединиться к нам на реке; и организовать многочисленные художественные выставки. Задолго до запуска я решил провести любое свободное время в поисках мест вдоль реки, чтобы разбить лагерь, порисовать и изучить этот новый предмет. Кроме того, меня побудило глубже изучить полевые рисунки Томаса Морана, чьи работы вдохновляли меня в моей студийной практике на протяжении более десяти лет. Мое исследование архивов Морана музея Гилкриза в Талсе и Йеллоустонского национального парка было удовольствием. Рисование в полевых условиях — сложная задача. Даже если у художника весь день в идеальных условиях, глупо пытаться отрендерить все сразу. В этой области Моран был мастером композиции, линии и цвета. Я надеялся получить представление о том, как он был настолько успешен в своей способности создавать полевые рисунки, которые сохраняли бы визуальную экономию, но обладали тонко настроенной спецификой. Я все еще в тупике, но не забуду свои привилегированные дни в архивах.

Наша 71-дневная 1000-мильная экспедиция по исследованию реки Колорадо (SCREE) длиной в 1000 миль была составлена ​​скорее как второе путешествие Пауэлла по рекам Грин и Колорадо. В поездке вместе работали ученые, художники и писатели. SCREE была экспедицией, направленной наружу. При таком понимании от нас ожидалось, что мы создадим и представим соответствующие работы, представленные на расширенной художественной выставке под названием « Современные виды засушливого Запада: люди, места и пространства». во время нашего путешествия. Помимо меня, в список художников SCREE входили Дэвид Джонс (скульптура), Бейли Рассел (фотография), Уилл Уилсон (фотография) и Эрика Осборн (живопись/рисунок). Они присоединились к экспедиции на более короткие участки. Кроме того, аспирант географии Университета Вайоминга Бен Краушаар провел большую часть своего времени на берегу за видеокамерой, документируя свой опыт. Не было никаких ожиданий, что художники SCREE будут напрямую реагировать на научные исследования, проводимые в экспедиции, что позволило художникам создавать изображения на основе своего личного опыта. Идея заключалась в том, что художники будут заниматься искусством в полевых условиях, а ученые будут собирать данные и обсуждать свои исследования в неформальной обстановке. Если бы одна практика влияла на другую, это происходило бы естественным образом. Работая в полевых условиях, художники сталкивались с могущественной красотой каньонов, осознавая множество проблем, с которыми сталкиваются общественные земли: нехватка воды, реалии коренных американцев и многое другое. Художники SCREE использовали созерцательный подход к действительности рекомендаций Джона Уэсли Пауэлла Конгрессу и мифам, заложенным в Manifest Destiny.

Трудно думать о будущем. Рисовать еще сложнее. Я не уверен, как воспримут мою работу и есть ли у меня какой-либо новый контент, который можно добавить к многоуровневому разговору. На данный момент я могу смиренно надеяться, что моя работа может послужить будущим художникам. Я надеюсь, что это послужит голосом для менее известных общественных земель. Я надеюсь, что вдохновение, которое я почерпнул из эскизов Морана, может быть передано следующему поколению художников. В отличие от 19 9009В экспедициях 2-го века года художники SCREE имели дроны, нашлемные видеокамеры, цифровые фотоаппараты и звукозаписывающие устройства. Это заставило меня задуматься, будет ли вообще будущий художник, который решит использовать графит и акварель? Теперь, я ожидаю, что будет. В конце концов, я использую материалы, которые мало чем отличаются от работ знаменитых художников Барьерного каньона, чьим картинам 10 000 лет, и сегодня их можно увидеть на стенах каньона. Я полагаю, что будущие речные путешественники будут носить с собой альбомы для рисования, журналы, карандаши, акварели, губные гармошки и акустические гитары. Я считаю, что эти материалы будут по-прежнему привлекательными для художников, стремящихся создавать прямые выразительные средства. Я надеюсь, что моя работа может сыграть некоторую защиту для рисования и живописи в мире, который становится все более насыщенным пейзажными изображениями, которые с помощью цифровых манипуляций превращаются в идиллическое совершенство.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *