На костре сожгли галилея: история Галилео Галилея – Статьи
история Галилео Галилея – Статьи
Биография Галилея
Он родился в семье музыканта. С ранних лет мальчика влекло к искусству. Ученый был хорошим исполнителем и волне прилично рисовал. Флорентийские художники — Чиголи, Бронзино и др. — даже советовались с ним о вопросах перспективы и композиции.
Галилей, ставший жертвой церкви, в юности сам подумывал пойти в священники, но по настоянию отца поступил в Пизанский университет изучать медицину. Тогда-то Галилей познакомился с математикой и был очарован этой наукой.
Уже в студенческие годы Галилей заработал среди преподавателей репутацию неукротимого спорщика. Юноша считал, что вправе высказывать собственное мнение по всем научным вопросам, не считаясь с традиционными авторитетами.
До Галилея научные методы мало отличались от теологических, и ответы на научные вопросы по-прежнему искали в книгах древних авторитетов. Галилей был первым, кто начал проводить опыты и теоретические изыскания. Эта позиция, поддержанная Декартом, утвердилась, и наука получила собственный критерий истины и светский характер.
Галилей: открытия
Пропорциональный циркуль Галилея. Источник: pinterest
Галилей изучал инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела, таким образом опровергнув утверждение Аристотеля о том, что скорость падения пропорциональна весу тела.
Ученый сформулировал первый закон механики (закон инерции): при отсутствии внешних сил тело либо покоится, либо равномерно движется.
Галилей является одним из основоположников принципа относительности в классической механике. Он опубликовал исследование колебаний маятника, на основе которых Гюйгенс создаст часы с маятниковым регулятором. С этого момента появилась возможность точных измерений в экспериментальной физике.
Впервые в истории науки Галилей поставил вопрос о прочности стержней и балок при изгибе и тем самым положил начало новой науке — сопротивлению материалов.
Мы можем поблагодарить Галилея за изобретение гидростатических весов для определения удельного веса твёрдых тел; первого термометра; циркуля и микроскопа.
С помощью сконструированного им телескопа Галилей открыл горы на Луне; рассказал, что Млечный Путь состоит из отдельных звёзд; обнаружил 4 спутника Юпитера; фазы Венеры; пятна на Солнце. Рассказал он и о том, что Солнце вращается вокруг своей оси. Галилей отметил также странные «придатки» у Сатурна, но открытию кольца помешали слабость телескопа и поворот кольца, скрывший его от земного наблюдателя.
Гелиоцентризм: утверждение системы
Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. (Pinterest)
Открытия Галилея способствовали утверждению гелиоцентрической системы мира, которую он активно пропагандировал. Слава и авторитет ученого были такими впечатляющими, что он даже ездил в Рим на встречу с Папой Павлом V в надежде убедить понтифика, что коперниканство вполне совместимо с католицизмом.
Церковь же официально определила гелиоцентризм как опасную ересь. Книги Коперника по астрономии были запрещены. Несмотря на это, ученый продолжил свои изыскания. В конце концов, ему предъявили обвинение в ереси. Произошло это после публикации книги «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой», которую ученый готовил почти 30 лет.
Инквизиция: преследование Галилея
Перед судом инквизиции. Источник: pinterest
Приговором суда Галилей, согласившийся отречься от своих убеждений, был признан виновным в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением» о движении Земли. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Остаток жизни ученый провел под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции.
В начале 1980-х церковь реабилитировала Галилея, признав, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.
Сборник: Еретики
В Средние века за отрицание доктрин христианства можно было поплатиться жизнью. Особый церковный суд католической церкви — инквизицию — учредили в 1215 году.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Джордано Бруно: преступление и наказание
Джордано Бруно: преступление и наказание
Бруно, казненному по приказу инквизиции, на момент смерти едва исполнилось 52 года.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Галилей: истина или костёр
Галилей: истина или костёр
Галилео Галилей 22 июня 1633 года отрёкся от своих идей в области астрономии. Произошло это на том же месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Бафомет ордена Храма
Бафомет ордена Храма
Кем был Бафомет, которому, согласно выдвинутым обвинениям, поклонялись рыцари ордена тамплиеров?
- Тесты
- Европа
- XI-XVII вв.
Инквизиция
Инквизиция
Инквизицию учредили для борьбы с ересью самым суровым образом. А что стало бы с тобой, окажись ты в руках инквизиторов?
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Еретик и мельник XVI века
Еретик и мельник XVI века
Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
5 самых известных еретических движений на Руси
5 самых известных еретических движений на Руси
Эти секты радикально отошли от общепринятых религиозных учений.
- Статьи
- Европа
- XIV-XX вв.
Русские ереси
Русские ереси
Как только на Руси христианство стало официальной религией, так почти сразу появились те, кого церковь не желала считать истинно верующими.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Джордано Бруно: преступление и наказание
Бруно, казненному по приказу инквизиции, на момент смерти едва исполнилось 52 года.
- Статьи
- Европа
- XVI-XVII вв.
Галилей: истина или костёр
Галилео Галилей 22 июня 1633 года отрёкся от своих идей в области астрономии. Произошло это на том же месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор.
- Статьи
- Европа
- XIV век
Бафомет ордена Храма
Кем был Бафомет, которому, согласно выдвинутым обвинениям, поклонялись рыцари ордена тамплиеров?
- Тесты
- Европа
- XI-XVII вв.
Инквизиция
Инквизицию учредили для борьбы с ересью самым суровым образом. А что стало бы с тобой, окажись ты в руках инквизиторов?
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Еретик и мельник XVI века
Откуда мы можем знать, о чём думал итальянский еретик в XVI веке? Ответ на этот и другие вопросы давно нашёл отец микроистории Карло Гинзбург.
- Статьи
- Европа
- XV-XVI вв.
Жидовствующие еретики при дворе великого князя
Новгородская ересь проникла в самое сердце государства, а Иван III на протяжении долгого времени покровительствовал отступникам.
- Статьи
- Европа
- XIV-XXI вв.
5 самых известных еретических движений на Руси
Эти секты радикально отошли от общепринятых религиозных учений.
- Статьи
- Европа
- XIV-XX вв.
Русские ереси
Как только на Руси христианство стало официальной религией, так почти сразу появились те, кого церковь не желала считать истинно верующими.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Европа
- XX век
Особое мнение Александра Керенского
- Статьи
- Европа
- XX век
Бабий бунт
- Статьи
- Европа
- XIX век
Приключения путешественников в России 19-го века
- Статьи
- Европа
- XVI-XXI вв.
Казачество: история вольнолюбивых войск (18+)
- Статьи
- Европа
- XIX век
«Живой труп», или Драма на Москве-реке
- Статьи
- Европа
- XII-XIII вв.
Что, если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим
- Статьи
- Европа
- XI век
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- Статьи
- Европа
- XX век
Кто предал Зою?
- Статьи
- Европа
- XX век
Лавочники и государство
- Статьи
- Европа
- XX век
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- Статьи
- Европа
- XX век
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
- Статьи
- Европа
- I век
Самый развратный сапожок
- Статьи
- Европа
- VIII-XV вв.
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- Статьи
- Европа
- XX век
Была ли успешной денацификация в Германии?
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 693378
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 636946
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 511993
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- 📚 Статьи
- 👀 188807
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- 📚 Статьи
- 👀 113493
Особое мнение Александра Керенского
- 📚 Статьи
- 👀 88386
Бабий бунт
- 📚 Статьи
- 👀 80260
Приключения путешественников в России 19-го века
- 📚 Статьи
- 👀 60849
Казачество: история вольнолюбивых войск (18+)
- 📚 Статьи
- 👀 43022
«Живой труп», или Драма на Москве-реке
- 📚 Статьи
- 👀 30195
Что, если бы Ричард Львиное Сердце взял Иерусалим
- 📚 Статьи
- 👀 693378
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
- 📚 Статьи
- 👀 636946
Александр Засс — сильнейший человек в мире
- 📚 Статьи
- 👀 511993
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
- 📚 Статьи
- 👀 213446
Кто предал Зою?
- 📚 Статьи
- 👀 189319
Лавочники и государство
- 📚 Статьи
- 👀 188807
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
- 📚 Статьи
- 👀 163516
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
- 📚 Статьи
- 👀 159280
Самый развратный сапожок
- 📚 Статьи
- 👀 142267
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех
- 📚 Статьи
- 👀 133393
Была ли успешной денацификация в Германии?
Почему Джордано Бруно сожгли, а Коперника и Галилея — нет — Татьянин день
«Термин «лженаука» уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил «А Земля всё-таки вертится»…». Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.
Андрей Зайцев
Галилео Галилея заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил |
На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.
Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».
Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.
Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.
Для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Памятник Джордано Бруно в Риме, фото — ilmattino.it |
Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.
Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000).
Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.
Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор: «Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс).
Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».
Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути |
Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.
Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании.
Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955).
Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Правда о Галилее и его конфликте с католической церковью
Сегодня практически каждый ребенок, вырастая, узнает, что Земля вращается вокруг Солнца.
Но четыре века назад идея гелиоцентрической Солнечной системы была настолько противоречивой, что католическая церковь объявила ее ересью и предупредила итальянского астронома Галилео Галилея отказаться от нее.
Многие люди считают, что церковь преследовала Галилея почти два десятилетия, что он открыто поддерживал веру в гелиоцентризм и что он избежал пыток и смерти только потому, что его влиятельные друзья вмешались в его защиту. Но изучение мелких деталей конфликта Галилея с церковными лидерами не подтверждает этого, по словам выдающегося профессора-исследователя английского факультета Генри Келли.
В статье, опубликованной в этом месяце в журнале «История церкви», Келли проясняет некоторые широко распространенные представления о невзгодах Галилея и церкви.
«Мы можем только догадываться о том, во что он действительно верил», — сказал Келли, который для своего исследования тщательно изучил судебную процедуру, использовавшуюся церковью при расследовании дела Галилея. «Галилей явно преувеличивал правду, когда утверждал на суде в 1633 г., что после 1616 г. он никогда не считал возможным гелиоцентризм. Признание иного увеличило бы покаяние, данное ему, но не подвергло бы опасности его жизнь, так как он согласился отречься от ереси, — и фактически избавило бы его даже от угрозы пыток».
В этом году исполняется 400 лет с начала расследования католической церкви Галилея.
Когда Галилей впервые был вызван римской инквизицией в 1616 году, его не допрашивали, а лишь предупредили, чтобы он не поддерживал гелиоцентризм. В том же 1616 году церковь запретила изданную в 1543 году книгу Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой содержалась теория о том, что Земля вращается вокруг Солнца. После нескольких незначительных правок, убедившихся, что теория солнца представлена как чисто гипотетическая, она была снова разрешена в 1620 году с благословения церкви.
Спустя шестнадцать лет после своей первой встречи с церковью Галилей опубликовал свой «Диалог о двух мировых системах» в 1632 году, и папа Урбан VIII приказал провести против него новое расследование. На этот раз его преследовали, следуя обычным методам римской инквизиции.
Во-первых, 12 апреля 1633 года, до того, как против него были выдвинуты какие-либо обвинения, Галилей был вынужден дать показания о себе под присягой, в надежде получить признание. По словам Келли, это долгое время было стандартной практикой в судебных разбирательствах по поводу ереси, хотя это было нарушением канонического закона следственной надлежащей правовой процедуры. Однако допрос не увенчался успехом. Галилей не признал никаких нарушений.
Кардиналы-инквизиторы поняли, что дело против Галилея будет очень слабым без признания вины, поэтому была заключена сделка о признании вины. Ему сказали, что, если он признается, что зашел слишком далеко в своей трактовке гелиоцентризма, его отпустят с легким наказанием. Галилей согласился и признался, что в своем диалоге он привел более сильные аргументы стороннику гелиоцентризма, чем стороннику геоцентризма. Но он настаивал на том, что не делал этого, потому что сам верил в гелиоцентризм, сказал Келли. Скорее, он утверждал, что просто хвастается своими навыками ведения дебатов.
После формального суда, который состоялся 10 мая того же года, Галилей был признан виновным в «серьезном подозрении в ереси» — меньшем обвинении, чем фактическая ересь.
«В общем, событие 1616 года было не началом 17-летнего судебного процесса, как часто говорят, а не-судом», — сказал Келли. «Настоящий суд над Галилеем длился всего лишь часть одного дня, без какой-либо помпы».
Келли также отметил, что по практике того времени признание Галилеем своей вины, которое отрицало фактическую веру в ересь, вызывало автоматическую проверку его личных убеждений под пытками — новая процедура, принятая церковью на рубеже 17-го века. . Однако Галилея никогда не пытали. Папа постановил, что допрос должен быть прекращен простой угрозой пыток. Это было рутинным ограничением для людей преклонного возраста и слабого здоровья, подобных Галилею, и его не следует списывать на влияние сторонников ученого.
В конце концов, книга Галиео была запрещена, а он приговорен к легкому покаянию и тюремному заключению по усмотрению церковных инквизиторов. После одного дня в тюрьме его наказание было заменено «дачным арестом» на всю оставшуюся жизнь. Он умер в 1642 году.
В последние годы своей жизни Галилей настаивал на истинности геоцентрической Солнечной системы, сказал Келли. История о том, что после того, как он официально отказался от движения земли при вынесении приговора, он пробормотал: «И все же она движется», — романтическая выдумка более позднего поколения.
«Если бы он когда-нибудь заявил, что верит в гелиоцентризм после того, как дал клятву от него, он был бы автоматически приговорен к смертной казни», — сказала Келли.
Однако церковь приложила усилия, чтобы их версия научных убеждений Галилея была преобладающей.
«Самым необычным аспектом судебного разбирательства было то, что приговор был приказано широко опубликовать в научных кругах», — сказал Келли. «Кардиналы утверждали, что Галилей всегда был ортодоксален в своих убеждениях относительно космоса и никогда не верил в гелиоцентрическую ересь и не утверждал ее».
Кто такие мученики науки? | История науки
«Несчастна та земля, которая нуждается в герое», — говорит Галилей своему разочарованному бывшему ученику Андреа в «Жизни Галилея» Бертольда Брехта после того, как он отказался от своей гелиоцентрической теории космоса. Андреа думал, что Галилей примет мученическую смерть, но, столкнувшись со стойкой и винтами с накатанной головкой, астроном, не колеблясь, подписал отречение. «Я боялся физической боли», — признается он.
Репутация Галилея не пострадала от этой слабости. Не обращая внимания на предостережение Брехта, наука делает Галилея героем и мучеником, преследуемым жестокой и невежественной Церковью. Более того, часто подразумевается, что его судьбу мог разделить любой, кто от Средневековья до раннего Просвещения осмелился отстаивать теорию Коперника о том, что Солнце, а не Земля, находится в центре неба. До сих пор широко распространено мнение, что итальянский монах Джордано Бруно был сожжен на костре за то, что придерживался этой точки зрения, за 33 года до отречения Галилея.
Историки науки колеблются между раздражением и покорностью тому факту, что ничто из того, что они говорят, не может развеять эти убеждения. Они могут указать, что книга Коперника, опубликованная в 1543 году, почти за столетие до суда над Галилеем вызвала лишь легкое неодобрение со стороны церкви. Они могут объяснить, что космологические идеи Бруно составляли довольно незначительную часть выдвинутых против него еретических обвинений. Они могут показать, что именно провокационный стиль и личность Галилея — скажем, его готовность высмеять Папу — привели его к неприятностям и что он все равно ошибался в некоторых своих астрономических теориях и спорах с клириками (о приливах и кометах, пример). Они могут показать, что традиционное повествование о науке и церкви было в значительной степени полемическим изобретением Джона Уильяма Дрейпера и Эндрю Диксона Уайта в конце девятнадцатого века. Это не имеет значения. В «битве за разум» наука должна иметь своих героев-мучеников.
Возможно, это потому, что их так трудно найти? Ибо на протяжении всей истории сопротивление идеологической интервенции и манипуляции было довольно слабым. Одним из самых разочаровывающих моих открытий во время работы над книгой «Служение Рейху» было то, как мало ученые в Германии сделали для противостояния нацистам.
Они, конечно, были в экстремальной и опасной ситуации, но несколько немецких художников, писателей (даже журналистов!), промышленников и, да, религиозных деятелей высказали критические замечания, которых не было среди ученых. Австрийский научный редактор Пауль Росбауд, который сам проявил необычайную храбрость, работая шпионом на союзников, отметил, как ученые Геттингенского университета поклялись «встать как один человек в знак протеста», если нацисты осмелятся уволить своих «неарийских» коллег. и все же, когда это произошло, все они, казалось, забыли об этом намерении, а некоторые даже осуждали тех, кто сопротивлялся их увольнению.
Если немногие ученые в Германии нашли в себе мужество, чтобы оказать активное сопротивление нацистам, это частично отражает то, насколько редкой является физическая храбрость — и кто мы такие, чтобы осуждать их за это? Но дело не в этом. Те немецкие ученые, которые не питали симпатии к национал-социалистам, не просто молчали, чтобы спасти свою шкуру и карьеру; они считали это своим долгом. Можно было ворчать в частном порядке, но как профессиональный академик должен был оставаться «аполитичным», верным и патриотичным слугой государства. Когда Эйнштейн публично осудил нацистские законы, его осудили как предателя своей страны, «разжигателя злодеяний», заслуживающего исключения из научных учреждений.
Такое отношение во многом объясняет послевоенное молчание немецких ученых. Дело не только в том, что им не хватило честности и самосознания признаться, как это сделал голландский физик Хендрик Казимир, что их сдерживал страх; большинство из них даже не чувствовали, что есть дело, на которое нужно ответить. Они настаивали, что их цель состояла в том, чтобы просто «оставаться верными науке»: стремление, которое стало щитом от любого признания более широкой гражданской ответственности.
Здесь все еще таится опасность. По моему опыту, отдельные ученые не менее принципиальны, политически активны и страстны, чем любые другие члены общества. Пассивность, которую историк Йозеф Хаберер осуждал в 1969, в котором ученые просто предлагают свои технические советы господствующей политической системе, скорее, кажется, вытекает из науки как института.
Дело не только в том, что науке вообще не хватало структур для организации эффективного сопротивления политическому и идеологическому вмешательству. До недавнего времени многие ученые считали добродетелью избегать «политических» позиций. В колонке The Observer «Рациональные герои» ученых спрашивают, почему так мало из них идут в политику; Триумфальный ответ физика Стивена Вайнберга заключался в том, что в науке «иногда можно быть уверенным, что то, что ты говоришь, правда». Подразумевается, что наука занимает более высокий план, незапятнанный скомпрометированным притворством политики.
Этой точки зрения придерживался и Вернер Гейзенберг, и это позволило ему закрывать глаза на порочность нацистов и продвигаться по карьерной лестнице в Германии, не поддерживая их. «Мы должны добросовестно выполнять обязанности и задачи, которые ставит перед нами жизнь, не задумываясь много о том, почему и почему», — писал он.
На первом месте в политической повестке дня многих ученых стоят не политические вопросы как таковые, а требования дополнительного финансирования. Им следует остерегаться примера немецких физиков вроде Гейзенберга, которые торжествующе заявляли о своем умении получать деньги от нацистов, в то время как на самом деле Гиммлер и Геринг были совершенно счастливы финансировать ручных ученых. «Независимо от того, поддерживают они режим или нет, — написала недавно группа ведущих историков науки, — большинство ученых или, может быть, лучше сказать [действительно!], научных сообществ сделают то, что должны, чтобы иметь возможность наука.