Монстры в наше время: 10 жутких монстров, которые ждут вас в морях и океанах

10 жутких монстров, которые ждут вас в морях и океанах

2 августа 2020 / Анна Полибенцева

К выходу фильма ужасов «Морские паразиты» вспоминаем самых опасных подводных гадов в истории кино.

В мировом океане обитает более 200 тыс видов живых организмов — какой простор для фантазии хоррормейкеров! Даже самое безобидное на вид существо грозит слопать главного героя или утащить его на дно морское. В «Морских паразитах» ирландка Ниса Хардиман, например, превратила обычных медуз в зубастых паразитов, которым тоже подавай человечинку. А «КиноРепортер» вспомнил еще 10 монстров, охотно закусывавших людьми.

Акулы

Миф о кровожадных хищниках со зловещим плавником на спине широко распространился во многом благодаря Стивену Спилбергу и его «зубастой» франшизе, стартовавшей в 1975 году. А тревожная мелодия Джона Уильямса, под которую чудище появлялось на экране, навсегда стала синонимом неизбежной схватки с огромной и свирепой рыбой. После «Челюстей» мода на зубастых монстров захлестнула кинематограф. Они стали антагонистами в «Отмели», «Глубоком синем море», «Цунами 3D» и других картинах. А их вымерший, как нам обещали, прародитель — мегалодон — чуть не проглотил самого Джейсона Стэйтема в «Мег: Монстр глубины».

Пираньи

Стайка зубастых рыбок так и норовит ухватить какую-нибудь красотку за мягкое место — кровь и бикини в одном кадре стали залогом зрительского успеха. Неслучайно вслед за культовыми «Пираньями» Джо Данте на свет появились картины «Рыба-убийца» и «Барракуда» (здесь людоедом выступала щука), а сама лента обзавелась двумя сиквелами. Несмотря на то, что в реальной жизни пираньи никогда не съедали людей целиком, киноперсонажи боятся их как огня. И не зря, ведь по ту сторону экрана от их жертв за считанные секунды остается лишь скелет.

Кракен

Гигантский кальмар будоражил воображение как средневековых мореплавателей, так и современных авторов триллеров. И место в нашем топе он получил абсолютно заслуженно: не каждому удается убить главного героя популярной фэнтези-саги, тем более если это сам капитан Джек Воробей. Однако задолго до этого автор «Челюстей» Питер Бенчли придумал своего головоногого моллюска, который вел разрушительную деятельность у берегов небольшой рыбацкой деревушки. Его роман «Тварь» в 1996 году превратился в мини-сериал, а в 2008-м вышел ТВ-фильм с похожим сюжетом. И все же монстр из «Пиратов Карибского моря» оказался человечнее, ведь он топил корабли не по своему желанию, а по приказу бессердечного Дэйви Джонса.

Гигантский крокодил

Рептилия, которая не прочь полакомиться homo sapiens, обычно живет в труднодоступных для человека местах и смиренно ждет, когда какой-нибудь одинокий путник или группа исследователей свернет не туда и станет его ужином. На экране в пасти этих пресмыкающихся оказывались даже Бриджит Фонда и Сэм Уоррингтон. Фильм с последним, кстати, основан на реальных событиях: в 1970-е в Австралии орудовал 5-метровый крокодил, нападавший на рыболовные суда. Людей эта зверушка пощадила, в ответ на что из него сделали чучело, которое и по сей день выставлено в музее. Наконец, не будем забывать, что монструозный крокодил — герой всех фильмов о Питере Пене.

Несси

Существо, найти следы которого — честь для каждого уважающего себя криптозоолога, перекочевало в популярную литературу и на киноэкран из шотландских городских легенд. Единого мнения о том, как именно выглядит Лох-Несский монстр, нет: по свидетельствам «очевидцев», это нечто среднее между длинношеим тюленем, гигантской лягушкой и крокодилом с короткой головой. Зрители же видели Несси в таких фильмах, как «Лох-Несс» (1996), «Что скрывает Лох-Несс» (2001), «Ужасы Лох-Несса» (2008) и других, где монстр, конечно, больше напоминает динозавра, причем иногда очень даже дружелюбного.

Жаброчеловек

Создание, подобное Ихтиандру, впервые появилось на экранах в 1954 году в американском хорроре «Тварь из Черной лагуны» — на 8 лет раньше, чем вышел в прокат советский «Человек-амфибия». В отличие от отечественного мутанта, заморское существо миловидностью и добротой не отличалось, но так же питало слабость к красивым девушкам. Фильм Джека Арнольда тогда получил два продолжения, которые особой популярностью уже не пользовались. Чего не скажешь о «Хеллбое» Гильермо дель Торо, который дважды (в 2004-м и 2008-м) покорил сердца зрителей в том числе благодаря тому, что главному герою помогал жутковатый на вид Эйб. В 2017-м мексиканец пошел еще дальше в «Форме воды» и, вдохновляясь старыми сюжетами, рассказал новую историю любви дикого, но симпатичного рептилоида и земной женщины.

Гигантский осьминог

В 1970-х с разницей в один год в европейских кинотеатрах появились картины, где персонажи сталкиваются с огромным злобным осьминогом. И, если в итальянских «Щупальцах» прибрежных обитателей терроризирует только головоногий мутант, то британская лента «Вожди Атлантиды» преподносит героям встречу также с плезиозавром и толпой неизвестных науке монстров. Но, на наш субъективный взгляд, спрут-антагонист заслуживает наибольшего внимания, ведь только он своими тентаклями может устраивать массовый террор и, как и кракен, уносить на дно целые корабли.

Гибриды

Американцы Джим Уайнорски и Кевин О’Нилл независимо друг от друга увлеклись хоррорами о скрещивании и на двоих придумали кучу гибридов, среди которых, например, динокрок, кобрагатор, акулозавор, китоволк и птеракуда. Фантазии этим мужчинам не занимать, но, по нашему мнению, пальму первенства получает, конечно же, пираньяконда из одноименной ленты Уайнорски. Пусть это монстр лишь наполовину морской, зато как эффектно он истребляет съемочную группу фильма ужасов! Что может быть ироничнее?

Зубастые скаты

Не только теплые тропические моря кишмя кишат всевозможными гадами, но и вполне себе северное Берингово море, как оказалось, населено жуткими зубастыми тварями-вампирами, очень напоминающими скатов. Монстры защищают золотоносные руды, на которые позарились двуногие разорители, и готовы биться даже на суше, эффектно вылетая из воды с помощью хвоста и капюшона. Кстати, режиссером «Чудовищ Берингова моря» выступил Дон Э. ФонтЛеРой — любитель всяческого хоррор-трэша и постановщик нескольких боевиков с незабвенным Стивеном Сигалом.

Неопознанные существа

Отдельного упоминания заслуживает большая группа морских монстров, жертвы которых так и не смогли идентифицировать своих обидчиков. «Небывалые чудовища», «зловредные и охочие до человеческой плоти организмы», «неизвестное науке создание» — как только их не обзывали. Один из мутантов даже стал доказательством существования у СССР биологического оружия. В культовом «Левиафане» Джорджа П. Косматоса (не путать с одноименным фильмом Андрея Звягинцева) он образовался из тела шахтера, выпившего бутылку водки «Столичная», которую нашел на затонувшем военном советском корабле. И как подобному придумать имя!?

«Морские паразиты» в кино с 1 августа. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Морские паразиты Ниса Хардиман

Поделиться

Бермудский монстр: ученые раскрыли тайны выброшенных на берег чудовищ

https://ria.ru/20180923/1529096775.html

Бермудский монстр: ученые раскрыли тайны выброшенных на берег чудовищ

Бермудский монстр: ученые раскрыли тайны выброшенных на берег чудовищ — РИА Новости, 22.11.2019

Бермудский монстр: ученые раскрыли тайны выброшенных на берег чудовищ

Во время штормов по всему миру на берег выносит десятки погибших морских животных, порой очень странных. Из-за разложения, отсутствия тканей, скелета их часто… РИА Новости, 23.09.2018

2018-09-23T08:00

2018-09-23T08:00

2019-11-22T11:35

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152910/09/1529100952_0:300:3200:2100_1920x0_80_0_0_9cc26b3ebd7656fdccf494e65a04ed69.jpg

чили

бермуды

флорида

новая зеландия

камчатский край

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152910/09/1529100952_0:0:3200:2400_1920x0_80_0_0_b78ce298080d39c2c9b27ff4c7300639.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

чили, бермуды, флорида, новая зеландия, камчатский край

Наука, Чили, Бермуды, Флорида, Новая Зеландия, Камчатский край

МОСКВА, 23 сен — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Во время штормов по всему миру на берег выносит десятки погибших морских животных, порой очень странных. Из-за разложения, отсутствия тканей, скелета их часто не могут идентифицировать даже специалисты, и людское воображение создает таинственных существ, до сих пор ускользавших от наших глаз. «Это чудовище», «Оно покрыто шерстью», «Выглядит живым» — вот первая реакция очевидцев. В подборке РИА Новости — самые загадочные монстры, подброшенные океаном.

25 августа 2018, 23:58

Несси возвращается: в Шотландии вновь увидели Лох-Несское чудовище

Столетний глобстер

В июле 2003 года на берег Чили вынесло огромную бесформенную органическую массу, которая растеклась по земле. Размеры поражали: длина ужасного «студня» — 12 метров, масса — 13 тонн. Заголовки мировых СМИ протрубили: «Чилийский глобстер поставил ученых в тупик».

Глобстером называют неопознанную тушу, выброшенную морем. В прежние времена, до развития генетических методов, было сложно определить вид животного, поэтому глобстеры служили источником вдохновения для криптозоологов — энтузиастов-любителей, ищущих неизвестных науке существ вроде снежного человека и замученных американскими военными пришельцев.

Чилийскому глобстеру повезло. Его посетили сотрудники местного центра изучения морских млекопитающих и визуально определили, что это, вероятно, остов кита.

Затем ученые из США и Новой Зеландии под руководством Сидни Пирса взяли образец органики из туши и провели гистологический анализ. С помощью полимеразноцепной реакции восстановили ДНК. Результаты показали, что это однозначно ткани кашалота, а не, к примеру, кальмара.

Несколькими годами ранее Пирс прославился тем, что раскрыл две тайны сразу — «бермудского блоба», найденного в 1988 году, и «монстра святого Августина», вынесенного на пляж штата Флориды в 1896 году.

Ткани «монстра святого Августина» сто лет хранились в научных лабораториях. Многие исследователи пытались определить вид существа, подозревая в нем гигантского кальмара. Пирс с помощью современных методов установил, что это останки теплокровного позвоночного животного, как и туша «бермудского блоба».

© AFP 2022 / ArmyОстанки кашалота, найденные на чилийском пляже в 2003 году

Бревно со щупальцами

Сильное землетрясение магнитудой 7,8 в Новой Зеландии, произошедшее 14 ноября 2016 года, обнажило часть морского дна вместе с его обитателями. Большинство быстро уползло самостоятельно в привычную водную среду, а огромное двухметровое, покрытое щупальцами существо осталось. Спустя месяц его нашли местные жители.

Объект был в ужасном состоянии, еще шевелился и страшно вонял. К месту происшествия вызвали ученых, которые быстро выяснили, что перед ними — мириады усоногих рачков-балянусов вида Lepas anatifera, облепившие бревно.

Балянусы любят крепиться к днищам судов, мусору и таким образом путешествовать по океану. Мышцы, которыми рачки держатся за поверхность, могут вытягиваться почти на метр.

Опубликовано Melissa Doubleday Пятница, 9 декабря 2016 г.

Волосатый монстр с Камчатки

В августе этого года после сильного шторма на берег Камчатки выбросило странную тушу в два человеческих роста, покрытую шерстью.

Местная жительница разместила фотографии морского чудовища в соцсетях, записала видеоролик на YouTube и попросила всех узнать, что это за существо. Высказывались предположения о том, что останки принадлежат шерстистому мамонту или гигантскому кальмару.

Сотрудники КамчатНИРО опровергли эти домысли и сообщили, что на фото — туша кита или огромной акулы, которая в процессе разложения лишилась жировой прослойки и обросла морскими организмами.

Розовое шевелящееся желе

На этой неделе, 17 сентября, очередного «монстра» обнаружили на берегу Новой Зеландии, к северу от Окленда. Нашедшая его семья поразилась размерам и расцветке существа, похожего на гигантскую медузу.

Фотографии находки отправили в СМИ и ученым из Национального института исследований воды и атмосферы (NIWA). «Монстр» оказался волосистой цианеей — самой крупной из известных на Земле медуз.

Цианея обитает в арктических морях, Атлантике и Тихом океане. Ее купол достигает двух метров в диаметре, а щупальца, усеянные стрекательными клетками, — более двадцати метров в длину. Этот опасный хищник плавает в открытом море и никогда по своей воле не приближается к берегу.

Кливленд Монстерс

Кливленд Монстерс

Дом

ПРОТИВ

Пт, 04 ноября 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 05 ноября 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Ср, 9 ноября 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 11 ноября 19:05

На выезде

ПРОТИВ

Ср, 16 нояб. 19:05

Нет дома

ПРОТИВ

Пт, 18 ноября 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 19 ноября 15:00

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 25 ноября 19:00

Купить билеты

Гости

ПРОТИВ

Сб, 26 ноября 16:00

Домашний

ПРОТИВ

Чт, 01 декабря 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 03 декабря 19:00

Купить билеты

Гости

ПРОТИВ

Пт, 09 декабря 19:05

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 10 декабря 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Вс, 11 декабря 17:00

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 17 декабря 12:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Вс, 18 декабря 18:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Вт, 20 декабря 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Чт, 22 декабря 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 23 декабря 19:00

Домашний

ПРОТИВ

Чт, 29 декабря 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 31 декабря 12:31

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 6 января 20:00

Нет дома

ПРОТИВ

Сб, 7 января 20:00

На выезде

ПРОТИВ

Ср, 11 января 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 13 января 19:05

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 14 января 16:00

Домашний

ПРОТИВ

Вт, 17 января 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Ср, 18 января 19:00

Купить билеты

Нет дома

ПРОТИВ

Сб, 21 января 16:00

На выезде

ПРОТИВ

Вс, 22 января 13:00

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 27 января 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 28 января 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 03 февраля 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 04 февраля 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 10 февраля 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 11 февраля 13:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Вт, 14 февраля 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 17 февраля 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 18 февраля 20:00

Нет дома

ПРОТИВ

Вс, 19 февраля 16:00

Домашний

ПРОТИВ

Ср, 22 февраля 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 24 февраля 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 25 февраля 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Ср, 01 марта 19:00

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 04 марта 13:00

Купить билеты

Дом

ПРОТИВ

Вс, 05 марта 15:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Вт, 07 марта 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 11 марта 19:00

Домашний

ПРОТИВ

Чт, 16 марта 19:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 18 марта 19:00

Купить билеты

Дом

ПРОТИВ

Вс, 19 марта 15:00

Купить билеты

Домашний

ПРОТИВ

Пт, 24 марта 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 25 марта 16:00

На выезде

ПРОТИВ

Вс, 26 марта 15:05

На выезде

ПРОТИВ

Ср, 29 марта 19:05

Домашний

ПРОТИВ

Сб, 01 апр 18:00

Купить билеты

Дом

ПРОТИВ

Вс, 02 апреля 12:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Ср, 5 апр 19:05

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 7 апреля 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 08 апреля 19:05

Домашний

ПРОТИВ

Пн, 10 апреля 19:00

Купить билеты

На выезде

ПРОТИВ

Пт, 14 апреля 19:00

На выезде

ПРОТИВ

Сб, 15 апреля 17:05

Домашний

ПРОТИВ

Вс, 16 апреля 15:00

Купить билеты

#44

Галантный

LW

Франкенштейновские монстры XXI века

Идет загрузка

Франкенштейновские монстры XXI века

Джон Селф, 4 марта 2021 г. Джон Селф беседует с авторами, в том числе с Кадзуо Исигуро, и спрашивает, что эти разумные машины говорят нам о том, что значит быть человеком.

A

Искусственный интеллект всегда кажется не более чем через 30 лет: десятилетиями футуристы и ученые предсказывали в течение одного поколения развитие человеческого интеллекта у машин. Учитывая, что даже самоуправляемые автомобили еще не могут позаботиться о себе, не похоже, что нам нужно какое-то время беспокоиться о том, что нами правят разумные машины. На самом деле, единственное место, где процветали рукотворные люди и , — это мир фантастики.

Больше похоже на это:

—          Возникновение апокалиптической фантастики

—          История, определяющая наши страхи поспорила со своим будущим мужем Перси Шелли и его другом лордом Байроном на написание ужастика: она создала Франкенштейна, историю о женевском ученом, создавшем искусственную жизнь, — и сожалела об этом до конца своих дней. Шелли создала больше, чем знала: ее история не просто считается первым научно-фантастическим романом, но породила армию чудовищных потомков.

Что продолжает привлекать писателей, особенно тех, кто обычно не пишет научную фантастику, к созданию искусственных людей? Как писатели используют этих персонажей, чтобы рассказать нам о себе? Как выглядит монстр Франкенштейна 21-го века?

В «Франкенштейне» Мэри Шелли существо говорит: «Если я не смогу вызвать любовь, я вызову страх». (Фото: Alamy) о. (Одним из определений классики, в конце концов, является книга, которая все еще способна вас удивить.) В романе любознательный студент Виктор Франкенштейн дает жизнь «существу», которое затем сбегает и начинает буйство убийств. «Его душа такая же адская, как и его форма, — заключает Виктор, отвергая свое творение, — полное коварства и дьявольской злобы». Но читатель вынужден пересмотреть свой взгляд на существо, когда он прямо говорит о своем опыте: о своем стремлении к человеческому обществу, о своем постоянном отвержении, о своем восстании против самого себя: «Я одинок и ненавижу… Я создан не для наслаждения». удовольствия», а затем против семьи Виктора, как суррогата его презираемого создателя. «Если я не могу внушить любовь, я вызову страх».

Мы узнаем, что настоящим монстром являются они оба: Виктор за его жестокий отказ сделать спутницу, чтобы смягчить одиночество своего творения, и существо за след смерти, который он оставляет перед тем, как отправиться в свое последнее уединение в арктических морях.

С тех пор, как Шелли задала тренд, другие писатели с энтузиазмом исследовали квазичеловеческие творения, чтобы лучше понять, что делает нас людьми. Одним из последних является Пол Брэддон, чей дебютный роман «Реальность» был опубликован в прошлом месяце и уже выбран для телесериала BBC Studios.

Реальность Пола Брэддона исследует мир будущего с точки зрения Иви, продвинутого «Искусственного Автономного Существа» (Источник: Sandstone) двух выживших высокоразвитых искусственных автономных существ (ААВ), когда такие творения были объявлены вне закона из-за проблем с более ранними моделями. Она живет в бегах со своим мужем-человеком и изначально считает себя человеком: «Она упорно отрицала правду, даже когда улики начали накапливаться и накапливаться». (По иронии судьбы, очень человеческая черта.) Напряжение в истории возникает как из-за ее собственного растущего открытия своей истинной природы, так и из-за ее преследования властями и ее потребности бежать или бороться, чтобы защитить свое существование.

Брэддон говорит BBC Culture, что видит параллели между Франкенштейном и историей Иви. «Подобно чудовищу, она становится изгоем; люди боятся ее, потому что предполагают самое худшее. Подобно монстру Франкенштейна, теоретически Иви может быть кем угодно, но ее возможности ограничены тем, как ее создал ее создатель. ее существование».

The Actuality предлагает богатое рассмотрение этических и философских вопросов об искусственной жизни и интеллекте. Где начинается и заканчивается жизнь? Если AAB вроде Эви может симулировать сознание, есть ли у нее права? И наоборот, если она убьет настоящего человека, сможет ли она нести за это ответственность? В этой истории Иви создана по образцу реальной женщины, и, как объясняет Брэддон, «она регулируется своей программой, чтобы подражать кому-то, кого она никогда не встречала, и вести себя так, как они, — ее «неумолимое стремление быть вторым лучшим» — но даже в этом случае она должен все еще выбирать между правильным и неправильным». Когда Иви находится в бегах, ее решения «имеют последствия для жизни или смерти», — говорит Брэддон. «Временами мне казалось, что я делаю Иви слишком милой для ее же блага, но в конце концов я считаю, что нашел достаточно ее темной стороны, чтобы сбалансировать ситуацию!»

Хаотическая смесь

Конечно, чтобы искусственный человек был реалистичным, чтобы соответствовать остальным из нас, он должен быть хаотичной смесью правильного и неправильного, чтобы найти свой путь, пробираясь сквозь обломки собственные плохие решения. Другим недавним примером является существо по имени Whatitsname из романа Ахмеда Саадави «Франкенштейн в Багдаде», которое было номинировано на Международную Букеровскую премию в 2018 году. В раздираемом войной Ираке в начале 2000-х торговец старьем по имени Хади собирает существо из частей тела человек погибли в ходе конфликта. «Я сделал его полным, чтобы с ним не обращались как с мусором, чтобы его уважали, как и других мертвых людей, и достойно похоронили».

Человекоподобное существо, созданное руками человека, находится в центре сатирического романа Ахмеда Саадави «Франкенштейн в Багдаде» (Фото: Bloomsbury). Видение Саадави сатирично, это самая черная комедия об убийствах «око за око» и дегуманизации людей на войне: существо обнаруживает, что, мстя за каждую смерть, его соответствующие части тела отпадают, поэтому ему приходится убивать больше людей, чтобы заменить их. В конце концов, «он знал, что его миссия, по сути, состоит в том, чтобы убивать, убивать новых людей каждый день, но у него больше не было четкого представления, кого следует убивать и почему». Этот самый современный из монстров даже дает пресс-конференцию, чтобы оправдать свои действия и высмеять своего создателя, ребенка, восставшего против своего родителя: «Ты был просто проводником, Хади. Подумай, сколько глупых матерей и отцов произвели на свет великих людей в истории».

Для Саадави монстр является «зеркальным отражением нас в целом», отражая то, как люди в Ираке «стали либо активными участниками убийств, либо равнодушными к сценам смерти». Выступая перед BBC World Service The Cultural Frontline, он сказал, что «нам нравится видеть себя жертвами и видеть других агрессорами, но в этом случае [Whatsitsname] был и агрессором, и жертвой» — очень похоже на творение Виктора Франкенштейна — и он представляет «монстра внутри каждого — не только в иракцах, но и повсюду».

Другими словами, сшитое существо представляет собой лоскутное одеяло из наших лучших и худших человеческих качеств. Как может быть иначе? Во Франкенштейне человеческое общество, которое отвергло чудовищно выглядящее существо, спровоцировало его серию убийств. Пол Брэддон тоже имел это в виду, когда писал «Действительность»: «У меня есть опасения по поводу того, как мы, люди, будем взаимодействовать с таким классом».

Когда рассказчик романа сам является существом с искусственным интеллектом, возникают большие вопросы о человечестве (Фото: Getty Images)

Центральное место в этих историях занимает не только отношение искусственного человека к их создателю, но и цель их создания. Виктор Франкенштейн создал свое творение из благородного духа научного исследования. (Мы так и не узнаем, , как Франкенштейн создал своего монстра, якобы потому, что он не хочет, чтобы кто-нибудь повторил его ошибку, хотя это ловко избавило Мэри Шелли от необходимости придумывать механику.) В «Действительности», с другой стороны, движущие силы создания Иви менее благородны. Без спойлеров, но «все сводится к тому, что движет человечеством», говорит Брэддон, «что в самом простом смысле можно свести к деньгам, власти и сексу». Могут ли мужчины сделать женщину? Может ли она согласиться на секс? Как и все мы, Эви ограничена обстоятельствами своего рождения.

Секс — это то, без чего история человека или искусственного человека не была бы полной, и роман Жанетт Уинтерсон 2019 года «Франкисштейн» максимально использует его с ее типичной смелостью и остроумием. История Уинтерсона объединяет истоки того, как Мэри Шелли пришла к написанию Франкенштейна, с альтернативным настоящим, где искусственные люди создаются как секс-боты.

Уинтерсон, чье предвидение означает, что она писала об искусственном сексе («теледильдоника») еще в 1992 году, когда написала свой роман «Написано на теле», не удивлена, увидев, что человечество движется по пути, который она предсказала. «Поскольку мы очень глупы, — сказала она, — мы собираемся делить планету с созданной нами небиологической формой жизни, которая умнее нас. Молодец, род человеческий!» Но «Франкисштейн», пожалуй, единственный среди представленных здесь романов об ИИ, очень забавный. «Мир сейчас настолько ужасен, что важно заставить людей смеяться. Это не эскапистская реакция, это способ справиться с этим».

В этом месяце на книжных полках появился более послушный нечеловек, когда Кадзуо Исигуро опубликовал «Клара и солнце», свой первый роман после получения Нобелевской премии по литературе в 2017 году. Клара — искусственный друг, квазичеловеческое устройство, созданное для не дать подросткам стать одинокими. Как и история Иви, история Клары написана с нечеловеческой точки зрения.

В новом романе Кадзуо Исигуро «Клара и солнце» рассказчик — квазичеловеческое устройство или «Искусственный друг» (Источник: Alamy)

Как Исигуро сделал это? «Ну, — говорит он BBC Culture, — я просто довольно безрассудно нырнул, чтобы посмотреть, что произойдет». Он смеется. «Но меня всегда тянуло к немного странным рассказчикам». Он говорит, что Клара как рассказчик имеет «большое преимущество в том, что технически она не является человеком. Таким образом, это очень естественно ставит в уме читателя следующие вопросы: что значит быть человеком? Что люди имеют в виду, когда говорят, что любят кого-то? Так что это очень хороший способ задавать эти вопросы, не выглядя надуманным или претенциозным».

И хотя у Клары меньше шансов выйти из-под контроля, чем у других созданий, описанных здесь, Исигуро также использует своего Искусственного Друга, чтобы представить всю широту человеческой жизни, точно так же, как он сделал это с клонами в «Не отпускай меня». По мере развития своей истории Клара в реальном времени изучает, как люди думают и чувствуют. «Это рассказчик, который, как мне казалось, может содержать невероятно сложную смесь изощренности и наивности», — говорит Исигуро. «И я подумал, что вы могли бы вписать в ее подход всю человеческую жизнь, всего за несколько лет существования этой машины. чувствует, что сделала то, что должна была сделать».

В своем романе «Машины вроде меня» Иэн Макьюэн исследует любовную связь андроидов. триллер, ужас или аллегория, даже если, как выразился Иэн Макьюэн в своем романе об андроидах «Машины, подобные мне», они в конечном итоге представляют собой «чудовищный акт любви к себе». Но во всех случаях они стоят или падают в зависимости от того, как к ним относятся настоящие люди, а это то, что их программирование и обучение ИИ никогда не смогут преодолеть.

Тест Тьюринга для искусственного интеллекта говорит, что если мы не можем отличить искусственный разум от человеческого, мы должны относиться к искусственному разуму как к человеческому. Но человеческие персонажи в этих романах, движимые вполне человеческими предрассудками, этого не делают, боясь непохожести существ или просто обиженных на их совершенство. В романе Шелли чудовище Франкенштейна потенциально могло быть лучше большинства из нас — он смотрел на миролюбивых законодателей из «Жизнеописаний» Плутарха как на образец, — но его доводило до самых низких человеческих импульсов то, как другие вели себя по отношению к нему.

Существо Мэри Шелли помогло читателям понять, что на самом деле означает быть человеком — точно так же, как сейчас это делают его эквиваленты в современной фантастике. (Источник: Alamy) это заставляет не только эти истории жить и процветать. Существа, которые не совсем похожи на нас, могут улучшить наше понимание самих себя, даже если результаты не всегда хороши. На самом деле в «Машинах, подобных мне» Макьюэна персонаж-андроид Адам отмечает, что в мире, которым управляют искусственные люди, без эмоциональных потрясений, без вечных тайн человеческого сердца, большая часть литературы была бы неуместной и излишней. Точно так же, как это не произойдет в ближайшие 30 лет, не так ли?

«Клара и солнце» Кадзуо Исигуро опубликовано Faber; The Actuality Пола Брэддона издается издательством Sandstone Press

Любите книги? Присоединяйтесь к BBC Culture Book Club на Facebook, сообществе фанатиков литературы со всего мира.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *