Мистическая немецкая усадьба 19 века: 30 усадеб, доступных для посещения – «Незабываемая Москва»

что смотреть в Немецкой слободе. Окончание – Москва 24, 09.12.2014

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

M24.ru совместно с интернет-проектом «Прогулки по Москве» открыл рубрику, в которой рассказывает о нетипичных интересных местах в городе для пеших прогулок.

Мы уже публиковали путеводители по району Сокол, где жила советская интеллигенция, и любопытной спальной окраине Восточное Бирюлево. В этом выпуске мы продолжаем гулять по району бывшей Немецкой слободы на Бауманской (часть Басманного района). Во второй части путеводителя мы узнаем, где родился Пушкин, как фабрикант Щапов связан с революционером Бауманом и какие часы создал чародей Яков Брюс.

Немецкая слобода, располагавшаяся на территории современной Бауманской, берет начало в XVII веке. В те времена иностранцев выселили с территории Москвы на правый берег Яузы, где они и отстроили себе отдельное селение.

Позже, в начале XVIII века, слободу начали застраивать дворцами знати. Кроме того, именно эти места тесно связаны с именами Пушкина, Фонвизина, Островского и других известных литераторов.

Анна, жительница района: «Современная Бауманская прочно ассоциируется у меня с именем Александра Сергеевича Пушкина. Здесь он родился, здесь его крестили. Неподалеку от дома, где я живу — деревянная старая постройка, там какое-то время жил дядя великого поэта, в гостях у которого Пушкин часто бывал».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Школа №353 имени Пушкина, Бауманская улица, 40

Школа неспроста носит имя Александра Сергеевича Пушкина – раньше считалось, что именно на этом месте стоял дом, в котором родился великий поэт. На здании даже можно найти мемориальную доску, которая гласит, что Пушкин 26 мая (6 июня) 1799 года появился на свет именно здесь. В ее дворе в 1967 году даже установили бюст молодого поэта с голубем в вихрах.

Москвовед Сергей Романюк, впрочем, выяснил, что на самом деле дом коллежского регистратора Ивана Скворцова, у которого Пушкины в конце XVIII века снимали квартиру, располагался не на нынешней Бауманской (тогда Немецкой) улице, а несколько в стороне от нее – на углу Госпитальной и Малого Почтового переулка.

Дом, в котором в действительности появился на свет Пушкин, был деревянным и сгорел во время пожара 1812 года. Сейчас примерно на этом месте располагается школьная столовая.

Александр, житель района: «Именно здесь, на Бауманской улице, 40, расположена моя школа. Она носит имя Пушкина. К ней в детстве я ходил от дома дворами, минуя метро и шумную Бауманскую. Это мое самое любимое и памятное место в районе. 

Сама школа и все ее окрестности мне тоже дороги. Спортивные площадки, где вечно играли в футбол. Площадь перед школой с памятником Пушкина – там мы толпились после уроков. Детские площадки вокруг, особенно та, что отделана под его сказки. Дворики рядом».

Ольга, жительница района: «На Бауманской живу с 1988 года. Район свой люблю, одни из самых любимых мест — это Пушкинский городок возле школы № 353 имени Пушкина, в которой я училась, а также Лефортовский парк, который небольшой, но очень уютный. Он является историческим местом, а еще в нем можно отвлечься от городской суеты».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Богоявленский собор в Елохове, Спартаковская улица, 15

До начала XVIII века на месте этого собора располагалась деревянная церковь. Первый каменный храм появился здесь в 1717-1722 годах. Интересно, что именно в Елоховской церкви крестили в 1799 году маленького Сашу Пушкина.

В середине XIX века старую церковь разобрали и вместо нее возвели пятикупольный собор. Большую часть денег на его постройку пожертвовал купец Василий Щапов (о его доме и фабрике, которые также располагались на территории Немецкой слободы, читайте далее в путеводителе).

Сейчас в Богоявленском соборе находятся список Казанской иконы Богоматери, прежде хранившийся в Казанском соборе на Красной площади, а также мощи московского чудотворца и святителя Алексия.

Александр, житель района: «Поскольку в этом районе я провел все 28 лет своей жизни, люблю каждый его уголок. Но среди них есть и особенно памятные — например Елоховский собор, который я каждое утро вижу из окна своего дома, и Елоховский проезд (маленькая улочка, прилегающая к скверу напротив собора, на ней много исторических зданий и почти не появляются машины).

В детстве я любил перекресток Нижней Красносельской и Спартаковской улицы. Тогда там стоял магазин «Диета», где мы покупали «разливное» мороженое».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Бывший храм Покрова Пресвятой Богородицы, Малый Гавриков переулок, 29

Этот старообрядческий храм был построен на территории бывшей Немецкой слободы 1911 году, однако много богослужений община здесь провести не успела – в советское время он был закрыт. В помещении храма обосновался дом физкультуры общества «Спартак», кресты были сбиты, а колокола убраны.

В 1992 году уникальное здание в стиле модерн поставили на госохрану, а еще примерно через десять лет – отремонтировали. Но внутри, к сожалению, до сих пор располагается спортивный зал для занятий боксом и борьбой. Храм верующим пока не возвращен.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Колокольня старообрядческой церкви великомученицы Екатерины, Бауманская улица, 18

Когда-то на этом месте стоял дом московского купца Карасева. В 1872 году на втором этаже обустроили домовую церковь, а в 1915 открыли отдельную колокольню.

Эта колокольня чудом уцелела после снова дома. Во дворе, кроме того, сохранились «Карасевские бани», построенные в 1903 году. Их возвели по желанию Московского цинковального завода, которым тоже владел Карасев, для рабочих и окрестного населения.

Кристина, жительница района: «Один мой друг — из семьи старообрядцев. Он очень любит остатки старой колокольни на Бауманской. Говорит, чувствует здесь себя как-то по-особенному».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Усадьба Бутурлиных, Госпитальный переулок, 4

Изначально, в середине XVIII века, главное здание усадьбы было одноэтажным, затем его неоднократно достраивали и перестраивали. Усадьба Бутурлиных тоже тесно связана с именем Александра Пушкина – в детстве поэт часто бывал здесь. Граф Дмитрий Петрович Бутурлин, тайный советник, директор Эрмитажа и внук фельдмаршала Александра Бутурлина и крестник самой Екатерины II, который в те времена владел усадьбой, был Пушкиным родней. Также в усадьбе гостили Карамзин и Вяземский.

В XVIII-XIX веках усадьба выглядела шикарно: ее парки, оранжереи и теплицы с экзотическими растениями простирались до самой Яузы. Местная библиотека славилась не только в России, но и в Европе.

Считалось, что книги, хранившиеся в усадьбе, погибли во время пожара 1812 года. Однако на самом деле библиотека, вероятно, была разграблена, так как некоторые ее экземпляры позже «всплыли» на Сухаревском рынке.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Дом фабриканта Щапова, Бауманская улица, 58/25

В 1826 году на Немецкой (ныне Бауманской) улице купец Василий Иванович Щапов основал текстильную фабрику (в 1918 году она была национализирована и в последствие превратилась в «Красную швею»). На углу с Денисовским переулком в 1884 году был построен особняк, в котором проживали его потомки и продолжатели фабричного дела.

Считается, что дом Щапова, возведенный в конце XIX века, стал первым реализованным проектом архитектора Федора Шехтеля. В те времена ему было всего 24 года, и будущий гений модерна был еще почти никому неизвестен.

Именно во дворе фабрики Щаповых убили революционера Николая Баумана, по фамилии которого затем переименовали район Немецкой слободы. 31 октября 1905 года к оказавшемуся здесь Бауману подбежал кто-то из рабочих и насмерть ударил по голове то ли ломом, то ли водопроводной трубой.

Ни один из свидетелей убийства, опрошенных в 1920-х годах, не узнал человека, который объявил себя виновником смерти революционера. Мужчина назвался дворником фабрики Щаповых. Но исследователи полагают, что на самом деле он был царским агентом.

Кристина, жительница района: «Мне очень нравятся старые, исторические, названия улиц моего района. Немецкая улица вместо Бауманской, например».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Неоготический особняк крестьянина Фролова, Бауманская, 23

Этот необычный дом с готическими декоративными мотивами был в 1913-1914 годах построен для разбогатевшего крестьянина Антона Фролова. Часть Немецкой (ныне Бауманской) улицы, где стоит особняк, тогда называлась Девкиным переулком.

Построено здание по проекту Виктора Мазырина, автора причудливого особняка Арсения Морозова на Воздвиженке, который больше известен как Дом дружбы с народами других стран. Мазырин увлекался спиритизмом, верил, что его душа родилась в Египте и он стал реинкарнацией строителя знаменитых пирамид.

Сейчас в доме крестьянина Фролова расположился ресторан «Немецкая слобода». Еще внутри – три квартиры. А на окнах сохранились старинные витражи.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Деревянный дом начала XX века, Денисовский переулок, 24

Дом купца Крупенникова был построен в 1912-1913 годах. Его архитектура уникальна – на большинство прочих деревянных двухэтажек того времени он совсем не похож. Его можно отнести к стилю неоклассицизма. Сейчас здесь расположен паспортный стол района.

Елена, жительница района: «Я родилась и всю жизнь живу на Бауманской. Здесь и школу окончила, и университет. Из интересных мест, расположенных неподалеку от дома, наверное, в первую очередь приходят в голову Лефортовский парк, набережная реки Яузы, Елоховский собор. Насколько я знаю, он был главным собором Москвы до восстановления Храма Христа Спасителя.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Дом, где жил Фонвизин, Денисовский переулок, 13

Некоторые исследователи утверждают, что Денисовский переулок обязан своим названием проживавшему здесь некоторое время драматургу Денису Фонвизину. Скорее всего, это неправда: обычно в Москве улицы называли не по именам, а по фамилиям домовладельцев. К тому же, Фонвизин собственного особняка здесь никогда не имел.

По одним сведениям, автор «Недоросля» снимал дом №13 в 1791-1792 годах у почтамтского сержанта Шмелева, по другим – в 1785 году.

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Дом Мусина-Пушкина, Спартаковская улица, 2, корпус 1

Алексей Иванович Мусин-Пушкин был археографом и собирал древние рукописи. Считается, что «История государства Российского» Карамзина писалась в основном на документах, собранных именно им. Кроме того, у Мусина-Пушкина хранился подлинник «Слов о полку Игореве», который погиб при пожаре 1812 года.

Еще особняк часто связывают с именем знаменитого чернокнижника Якова Брюса — несмотря на то, что он здесь никогда не жил, а только был женат на одной из родственниц Мусина-Пушкина. Зато Брюс по заказу хозяина дома создал мистические солнечные часы, которые должны были, в том числе, предсказать судьбу своего владельца.

Как гласит легенда, Брюс проклял часы и завещал им показывать только плохое.

Говорят, проклятие сбылось — перед обеими войнами и революцией камень доски-трапеции, на которой некогда были выбиты очертания различных символов и вставлен стержень, становился кроваво-красным. Считается, кроме того, что чародей спрятал в доме клад, найти который можно, проследив за периодически проступающим на доске изображением белого креста. Впрочем, искать сокровища небезопасно — их охраняет призрак самого Брюса.

В начале XIX века Мусины-Пушкины продали усадьбу. Здесь разместилась вторая московская гимназия, где собирался кружок драматурга Островского. После революции особняк занимали красноармейский клуб и два института — индустриально-педагогический и инженерно-строительный.

Александр, житель района: «Старая Басманая всегда была шумной и полной заведений и магазинов. Особенно я любил район перекрестка, где Новая Басманая встречается со Спартаковской и Доброслободской улицей. Здесь расположены кафешки, в которые мы часто ходим с друзьями, и клуб, куда ходили подростками».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Аптекарский переулок

Именно здесь, в переулке, тогда носившем название Живодерный, располагалась одна из первых в России частных аптек, основанных по указу Петра I в 1701 году. Ее открыл Иоганн Готфрид Грегориус, которого царь знал лично. Ранее все аптеки были государственными и обслуживали царский двор.

В современном Аптекарском сохранились двух- и трехэтажные строения. Интересно, что под домом №5/21 лежит кирпичная труба, в которую перед постройкой заключили тот самый ручей Кукуй, который был когда-то границей Немецкой слободы.

Александр, житель района: «В Аптекарском переулке всегда очень спокойно. Особенно в летние месяцы, когда улицы и дворы совсем пустеют. Через этот район я всегда любил ходить либо в сторону метро «Курская», либо к парку Лефортово».

Фото: m24.ru / Владимир Яроцкий

Домовой храм, Посланников переулок, дом 9, строение 2

В конце XIX в переулке разместился Епархиальный свечной завод. При нем появилось училище, верхний этаж которого занял домовой храм. Церковь была обустроена для рабочих завода — считалось, что остальные приходские церкви расположены отсюда слишком далеко.

В советское время здесь располагался клуб, где читали лекции и показывали кино. С 2008 года здесь вновь начали проходить службы.

Палаты Щербаковых-Смирновых, Бакунинская улица, 24

Это поистине уникальное здание — во-первых, оно было построено, как утверждают историки, еще в XVIII веке, во-вторых, полностью сохранило свою первоначальную планировку. Считается, что палаты Щербаковых датируются 1773 годом, однако дом имеет и черты более ранних эпох. Например, характерные для XVII века белокаменные подвалы, сводчатые помещения на первом и втором этажах.

В XVIII веке здесь размещались каменные палаты в лавками и трактиром. Хозяин заведения, купец Щербаков, жил на верхнем этаже. Считается, что однажды в его палатах даже ночевал император Павел Петрович со свитой. В благодарность за гостеприимство Павел подарил Щербакову свой портрет.

Интересно, что позднее здание «дополнилось» таким количеством наслоений, что при прокладке Третьего транспортного кольца разглядеть в доме палаты XVIII века удалось не сразу. Здание даже подлежало под снос, но реставраторам и общественным активистам удалось доказать уникальность строения и отстоять его.

Александр, житель района: «Мне нравится Бакунинская улица. По ней, широкой, всегда людной, с множеством троллейбусов, я часто гулял до Электрозаводской (обратно возвращаясь по набережной Яузы через Лефортово)».

Анна Теплицкая

усадьбы свежий воздух читать Пушкин Немецкая слобода

дворцы, музеи, пляжи, мистическая усадьба и мыс Рока WithPortugal

Будете в Лиссабоне и хотите посвятить свое время только тому, что заслуживает внимания опытного туриста? Тогда позвольте предложить экскурсии в Синтре с русскоязычным гидом. Этот очаровательный город находится всего в 30 минутах езды на автомобиле от Лиссабона. Вы очутитесь в совершенно необычном месте, полном истории, тайн и  мистики. Здесь посчастливится увидеть фантастической красоты дворцы и замки, погулять в великолепных садах и парках, заглянуть в необычные музеи,  почувствовать гармонию и мудрость природы. Расскажем подробнее о самых привлекательных для туристов достопримечательностях в Синтре.

Все статьи про Синтру читайте здесь

Palácio da Pena

Дворец Пена возведен под руководством немецкого архитектора Людвига Фон Эшвегев в середине 19 века. Окружен парком площадью в 200 гектар, где многочисленные тропинки переплетаются между собой и ведут к пещерам, в сады с экзотическими цветами, к фонтанам, мостикам, озерам с лебедями, беседкам с навесами из вьющихся растений и в другие приятные места для отдыха и сближения с природой. 

 

Castelo dos Mouros

Замок Мавров — постройка 8-12 веков. Расположен на одном из холмов горного массива Синтры, на высоте 450 метров. Первоначально принадлежал мусульманским захватчикам. Был отвоеван португальцами и несколько раз реконструирован. Существует легенда, что в одной из пещер гор Синтры мавры спрятали свои сокровища. Правда, пока их никто не нашел.

Palácio de Monserrate

Дворец Монсеррат находится на окраине города. Построен более 500 лет назад.

Рядом со дворцом есть парк, насчитывающий около трех тысяч видов растений, привезенных со всего мира.

Продолжение ниже…

Palácio Nacional de Sintra

Национальный Дворец Синтры в 15-18 веках был излюбленной резиденцией португальских правителей. В его уникальной архитектуре присутствуют элементы готики, романтизма, мануэлино, возрождения и средневековья. Две его грандиозные конусообразные дымовые трубы в 33 метра высотой видны далеко за пределами Синтры. 

Quinta da Regaleira

Усадьба Регалейра с неоготическим дворцом и садами полна мистики и тайн, о которых мы рассказываем в подробностях на нашей экскурсии в Синтре на русском языке.

Территорию усадьбы украшают: католическая часовня, туннели и лабиринты, озера, водопад, тридцатиметровый колодец с оригинальной винтовой лестницей. 

Совет: чтобы сэкономить на посещении местных достопримечательностей, воспользуйтесь скидками и специальными билетами. Подробнее о расценках и расписании работы каждого монумента можно узнать здесь.

Cabo da Roca

Мыс Рока воспевался поэтом Камоишем, который называл его местом, где кончается земля и начинается море. От Синтры до этого мыса дорога на автомобиле занимает около получаса, на автобусе 403 — 50 минут. Утес возвышается на 140 метров над океаном. Кто побывал в этой самой западной точке Европы, может здесь приобрести за 11 евро именной сертификат, подтверждающий данный факт.

 

Совет: на мысе Рока практически всегда очень ветренно. Захватите с собой на всякий случай теплую одежду.

Praia da Adraga

Это пляж, признанный одним из самых лучших и красивых в Европе. Окружен черными скалами, формирование которых началось еще в Юрский период. Имеет все необходимые для пляжного отдыха инфраструктуры.

Praia das maçãs

Наиболее известный и посещаемый пляж Синтры. Идеально подходит для отдыха семьей. Помимо традиционных пляжных сервисов здесь имеются: аквапарк с океанской водой, спортивные и детские площадки, рестораны.

Museu das Notícias

Интерактивный музей, посвященный истории СМИ. Среди популярных выставок: военная журналистика, виртуальная реальность, реклама.

Режим работы: с 9:00 до 19:00. Стоимость входа для взрослых — 8 евро.

MU.SA – Museu das Artes de Sintra

Музей современного искусства расположен в центре Синтры. Организует экспозиции знаменитых португальских и иностранных мастеров, работающих в таких жанрах, как фотография, скульптура, живопись. Вход бесплатный.

Museu do ar

Музей авиации особенно понравится детям и подросткам. Его залы содержат уникальные тематические экспонаты, кроме того посетители могут попробовать себя в роли пилотов. Вход для детей бесплатный, для взрослых — 3 евро.

Приезжайте в Синтру!

Сколько времени лучше всего отвести на посещение Синтры?

Если вы будете заказывать наши экскурсии по Синтре на русском, они займут около 8-10 часов, включая дорогу. 

Отличная идея — остановиться в Синтре  на два-три дня, что позволит максимально насладиться отдыхом и путешествием по этому городу.

На самостоятельную поездку есть смысл потратить весь день. Приехать, например, на поезде или на автобусе утром и вернуться вечером.

В какое время года посоветуете приезжать в Синтру?

Золотой сезон в Синтре — с последней недели июля до начала сентября. В этот период погодные условия весьма благоприятные. Температура воздуха — от +24 до +32 градусов, воды — +19 градусов.  Между тем, отметим, что Синтра великолепна в любое время года!

Что ещё интересного можно бесплатно посмотреть в Синтре?

  • Исторический центр города.
  • Parque da Liberdade.
  • Смотровые площадки: Miradouro de Santa Eufemia, Miradouro da Vigia, Miradouro da Cruz Alta.
  • Родники: Fonte Mourisca, Fonte da Sabuga.

 

ВОЛШЕБНЫЙ И АМУЛЕТИЧЕСКИЙ СВИТОК АЛХИМИКА ИОАННА МИХАИЛА, на немецком и латинском языках, иллюминированный рукописный свиток на пергаменте [Германия, конец 16 или начало 17 века]

Детали

ВОЛШЕБНЫЙ И АМУЛЕТИЧЕСКИЙ СВИТОК АЛХИМИКА ИОАННА МИХАИЛА, на немецком и латинском языках, рукописный свиток с подсветкой на пергаменте [Германия, конец 16 или начало 17 века]

Мощный магический инструмент, содержащий символы, амулеты и талисманы, предназначенный для вызова ангельской и духовной защиты для своего 17-го -го -го века владельца немецкого алхимика Йоханнеса Михаэля.

2710 х 95 мм. 5 мембран с 45 цветными амулетами, сигилами и диаграммами на лицевой стороне, каждая над строкой или абзацем текста, написанного курсивом черными чернилами на немецком или латинском языке, объясняющего их использование; на реверсе ряд молитв и заклинаний с перечислением имен евангелистов и алхимических терминов, а также имя владельца свитка, написанное светло-коричневыми чернилами в нескольких случаях как Иоганн Михаэль, тексты разделены крестами и медальонами (некоторое окрашивание на полях, небольшие утраты в верхний край первой и второй мембран).

Происхождение : (1) Йоханнес Михаэль (конец 16 или начало 17 века): его имя несколько раз появляется в тексте на оборотной стороне свитка. (2) Sotheby’s, 7 декабря 2010 г., лот 34.

Содержание : 45 амулетов, сигилов и диаграмм, начиная с талисманов, обеспечивающих защиту, среди прочего, от neid und haß (гнева и ненависти), den bösen geiß (злые духи) и Zauberij (колдовство), а также один проситель Größen Herren Freundschaft (дружба великих людей). Следуйте традиционным символам ртути, меди, золота и во главе одного из больших талисманов — философского камня, заключенного в Печать Соломона; талисман AGLA ( notariqon , или каббалистическая аббревиатура библейской фразы « Ateh Gibor Le-olam Adonai », «Господь силен вовеки»); и, наконец, дополнительная защита от поражения на войне («Est magna potentia in bello […]’), тюремное заключение («Valet si quis foret incarceratus et ligatus catenis ferreis […]») и чума («Remedium probabilissimu[m] contra pestem»). Последняя диаграмма представляет сигил Амета (или Sigillum Dei Aemeth ), содержащий имена Бога и различных ангелов. Знак наиболее известен в связи с енохианскими работами Джона Ди (1527-1608/9), великого британского математика, астронома, астролога, оккультного философа и советника королевы Елизаветы I, поскольку ему якобы было поручено воссоздать это ангелы, с которыми он контактировал во время сеансов наблюдения с оккультистом и духовным медиумом Эдвардом Келли.

В средневековой церемониальной магии сигилы представляли ангелов и демонов, которых начинающий маг мог попытаться призвать для проявления силы или призыва защиты, как это имеет место в данной рукописи.

Она — художник-мистик XIX века, ради которого нужно переписать историю искусства

Кадр из фильма Beyond the Visible — Хильма аф Клинт , документальный фильм 2019 г. этот век. Это история об одержимом, выдающемся художнике, который в изобилии создавал искусство, выглядящее настолько современным, что в 2199 году оно выглядело более уместным.0050 ст в.; история духовно настроенного художника, пытающегося постичь чудеса мира природы, который баловался оккультизмом на сеансах. Женщина, которая осмелилась вторгнуться туда, где заправляли художники-мужчины в 19 -м веке. Женщина, опередившая свое время на целую вечность. Ее звали Хильма аф Клинт.

Более века назад Хильма аф Клинт яростно трудилась в своей родной Швеции, миниатюрная женщина в черном, с миловидной манерой поведения и пронзительными голубыми глазами, терпеливо готовила темперу из яичного желтка, перемещая по полу огромное полотно. своими крошечными ножками. То, что она оставила после себя, так долго оставалось бездействующим и неоткрытым, что сбило с толку историков искусства, которые все еще имеют дело с этим случайным, но потенциально гигантским произведением скандинавского динамита современного искусства. Знающие люди задаются вопросом, не ошиблись ли книги по истории искусства и действительно ли их следует переписать.

Grupp IV, № 7. De tio strsta,
Маннадерн, 1907 г.
Темпера p бумага uppfodrad
п дук
315*235 см
HAK108
© Stiftelsen Hilma af Klints Verk Группа IV, № 3, Десять крупнейших, Молодежь , 1907. Лебедь № 17, (1915) Голубь № 12 (1915)

1906 г., якобы до того, как Мондриан, Малевич и Кандинский заявили о себе как о пионерах западного абстрактного искусства. Значение этого невозможно переоценить. Еще одна примечательная и довольно пикантная часть этой головоломки состоит в том, что сами работы Хильмы аф Клинт были удивительно похожи на работы «отцов» абстрактного искусства, как будто между ними существовало какое-то сотрудничество или, по крайней мере, обмен идеями между ними. единомышленники-современники.

Давайте попробуем взглянуть на захватывающую жизнь Хильмы аф Клинт в перспективе, поскольку ясно, что в ее истории есть немало противоречивых сюжетных линий. Она родилась в аристократической протестантской семье, ее отцом был «капитан» Виктор аф Клинт, адмирал, математик и иногда скрипач. Лето своего детства она провела на природе в семейной усадьбе на идиллическом острове Адельсё на озере Меларен. С самого начала она была любознательным и одаренным ребенком, проявлявшим живой интерес к ботанике, математике и изобразительному искусству.

Клинт одета как Пелле Снигг, персонаж шведской детской книги, 1905

Когда семья переехала в Стокгольм, она изучала пейзажную и портретную живопись в Tekniska Skolan, а затем в Королевской академии изящных искусств. Она преуспела, и ей предложили стипендию и место жительства в здании Ателье, принадлежащем Академии изящных искусств, плавильном котле культурной и интеллектуальной деятельности, месте, где часто останавливались приезжие художники из-за рубежа. Все это время ей удавалось поддерживать себя в финансовом отношении своими дотошными и традиционными ботаническими рисунками, эскизами и картинами.

В это время она увлеклась теософией Елены Блатавской, философией, основанной на сверхъестественных силах и часто связанной с оккультизмом. Это не было ни необычным, ни необычным в конце 19 / начале 20 века, когда спиритуалистическое движение и практика сеансов процветали в викторианскую эпоху. Фактически, Кандинский, Малевич, Мондриан, Йейтс и Наби также были горячими сторонниками теософского движения. Это было время небывалых научных открытий, сравнимых со сверхъестественным: Генрих Герц открыл электромагнитные волны в 1886 году, а Вильгельм Рентген сгенерировал рентгеновские лучи в 189 году. 5. Хильма аф Клинт была очарована новыми науками и пыталась осмыслить их своим любопытным математическим, музыкальным и художественным мозгом. У нее, казалось, была способность замечать повторяющиеся закономерности в природе, абстрагироваться и упрощать, вечно искать скрытую причину и смысл.

Grupp IX/UW, nr 27. DuvanThe Tree of Knowledge 1913

Интерес Хильмы аф Клинт к духовной стороне вещей усилился, когда в 1880 году умерла ее младшая сестра Гермина. Хильме было 18 лет, ее сестре 10 лет. наиболее фундаментальные аспекты ее личности, пытаясь нарисовать реальную картину Хильмы аф Клинт. Вместе с четырьмя женщинами-единомышленниками, разделявшими ее интерес к паранормальным явлениям, — Анной Кассель, Корнелией Седерберг, Сигрид Хедман и Матильдой Нильссон — была сформирована «пятерка», как они стали известны, вдохновленные поиском духовного просветления.

Комната для сеансов, используемая The Five. Стокгольм, 1890-е гг. Предоставлено Фондом Хильмы аф Клинт, Стокгольм

Хильма аф Клинт была не только основателем De Fem, но и их медиумом. Женщины увлеченно исследовали мистику, паранормальные явления и духовное посредством регулярных спиритических сеансов. Встречи открывались молитвой, затем медитацией, затем христианским словом и заканчивались сеансом. Они полагали, что получали сообщения во время сеанса от Высоких Мастеров («Хога Мастаре»). Якобы в 1904, подсказанная существом из вселенной по имени Амалиэль, Хильме аф Клинт было приказано изобразить «бессмертные аспекты человека» на «астральном плане». поручил ей создать эти работы для «Храма», смутной конструкции для места, где она могла бы поделиться своим искусством и наукой с миром. Она писала яростно — накопились тысячи страниц заметок — и на одной из них она написала: «Картины написаны прямо через меня, без всяких предварительных рисунков и с большой силой. Я понятия не имел, что должны были изображать картины; тем не менее я работал быстро и уверенно, не меняя ни единого мазка». Это было в 44 года, в 1906, что Хильма аф Клинт создала свою первую серию абстрактных работ.

Grupp IV, № 8. De tio största,
Маннаолдерн, 1907 г.
Темпера для перца uppfodrad
па дук
322 × 239 см
HAK109
© Stiftelsen Hilma af Klints VerkAltarpiece № 3, печать, 1915 г.

В 1908 году произошла ключевая встреча между Хильмой аф Клинт и влиятельным австрийским философом, эзотериком и основателем Атропосоциального общества Рудольфом Штайнером. У Хильмы аф Клинт и Рудольфа Штайнера было несколько последующих встреч в течение следующих двух десятилетий, и теории Штайнера, основанные на истинном знании духовного мира, оказали глубокое влияние на более позднюю работу Хильмы аф Клинт. В 1908 она позволила Штайнеру увидеть свои 111 работ из серии «Картины для храма », но он отклонил их, заявив, что они не подходят для теософии на том основании, что черная магия и оккультизм не одобряются и что ее современникам якобы потребуется пятьдесят лет, чтобы расшифровать их. Она была обезумела от этой критики и перестала рисовать на четыре года.

Хильма аф Клинт дала Штайнеру фотографии, некоторые даже раскрашенные от руки изображения ее работ. Вскоре после этого Штайнер познакомился с Кандинским, и нельзя не задаться вопросом, был ли Кандинский, который лично утверждал, что создал первую абстрактную картину в истории в 1911, возможно, видел эти фотографии и, возможно, непреднамеренно, они сформировали его собственное направление в абстрактном искусстве. Ходят слухи, что Хильма аф Клинт намеренно решила не показывать свои абстрактные работы, пока была еще жива, но есть некоторые свидетельства того, что она действительно обсуждала эту возможность с Пегги Клопперс-Мольцер, членом Антропософского общества. Из переговоров ничего не вышло, но несколько лет спустя, в 1928 году, она выставила некоторые из своих больших картин в Лондоне на Всемирной конференции духовных наук. Возможно, согласно мнению Штайнера, мир действительно не был готов к точке зрения Хильмы аф Клинт.

Чтобы немного подробнее рассмотреть невероятное количество работ, оставленных Хильмой аф Клинт, между 1906 и 1915 годами было создано почти 200 работ из серии Картины для храма , полностью вдохновленные спиритизмом. Десять самых больших , последовательность настенных панно — это ключевые работы, в основном написанные маслом и темперой, описывающие жизнь от детства до старости. Они монументальны — более десяти футов в высоту, особенно если учесть миниатюрный (5 футов) рост художника.

Эти работы психоделичны и граничат с поп-артом, они полны повторяющейся иконографии и волнистых линий, кавычек, распутывающихся нитей, органических форм (таких как спиралевидный узор изогнутой раковины улитки) и геометрических символов – квадратов, треугольников , круги, которые часто симметричны, сегментированы и окрашены в соседние оттенки. Используя ее собственную иконографию, в мире Хильмы аф Клинт спирали могли символизировать эволюцию. Мы думаем, что «У» — это духовный мир, перекрывающиеся диски — это единство, а розы — это мужское начало. Предполагается, что Теория цветов Гёте (1810) (в которой, например, зеленый цвет символизирует полную гармонию), возможно, оказала влияние. Ей нравилось исследовать двойственность и противопоставление — например, мужскую и женскую сексуальность. Две работы Лебедь и Голубь являются метафорами трансцендентности и любви соответственно.

Из «Примечаний и методов» Хильмы аф Клинт.

Работа Хильмы аф Клинт одновременно универсальна и эзотерична. Она способствовала нестандартным ассоциациям с цветом: желтый представляет мужской дух, тогда как синий — женский, розовый — цвет, который она обожала, а красный — любовь — как физическую, так и духовную. Ее использование цвета вдохновлено, мило и тонко: синий цвет утиного яйца, розовый лососевый, пыльно-розовый, персиковый и первобытный красный находятся в такой приятной для глаз гармонии на ее полотнах, как будто это организовано высшей рукой.

Grupp IV, nr 1. De tio strsta,
Барнальдерн, 1907 г.
Темпера p бумага uppfodrad
п дук
322*239 см
HAK102
© Stiftelsen Hilma af Klints Verk

После того, как картин для храма были завершены, она заявила, что духовное руководство закончилось. Теперь она использовала акварель и продолжала создавать множество абстрактных работ, хотя и гораздо меньших по размеру. Предмет будет варьироваться от религии до двойственности физического и эзотерического. Две акварели 1930-х годов, The Blitz и Бой в Средиземном море — жуткие предчувствия Второй мировой войны.

Что касается интерпретации этих работ, то их почти юнгианская пространственная и изначальная геометрия может быть проанализирована на нескольких уровнях, если кто-то захочет подойти к ним с интеллектуальной точки зрения. Или вы можете просто позволить им говорить с вами на человеческом уровне — и они это сделают. Необъяснимой реакцией на эти работы является то, как интуитивно они затрагивают аудиторию всех культур и возрастов — от высокоинтеллектуальных искусствоведов до обычных людей с улицы, от старых до молодых. Как будто эти работы предлагают нам портал в наше собственное подсознание, а также в тайны природы, своего рода Алиса в Стране Чудес кроличья нора, залезание в шкаф Лев, Колдунья и Платяной шкаф . И это, без сомнения, именно то, чем их задумала Хильма аф Клинт: наводящие на размышления, интуитивные, мощные, больше, чем просто конфеты для глаз.

Хильма аф Клинт никогда не была замужем. Большую часть жизни она проработала в гордом одиночестве и умерла без гроша в кармане 21 октября 1944 года. Ей было почти 82 года. Хотя мир не видел большую часть ее работ, она была удивительно уверена, особенно для бедной художницы, что ее новаторское наследие оставит неизмеримый след в мире. Она также понимала, что мир в то время не был готов принять ее революционные идеи — как в живописи, так и в письменной форме — и поставила условие, что ее работа должна храниться в секрете до двадцати лет после ее смерти. Она уничтожила всю свою личную переписку и завещала всю свою коллекцию из более чем 1200 картин, 100 текстов, 26 000 страниц заметок и 125 дневников Эрику аф Клинту, своему племяннику. Она была похоронена на морском кладбище в Galärvarvskyrkogården на участке своего отца, без упоминания о ее собственном присутствии на надгробии.

Ящики со всеми ее сокровищами были открыты в конце 1960-х годов. В 1970 году Музею Модерны в Стокгольме предложили подарить ее работы, но они отказались, очевидно, потому, что она не считалась признанным модернистом. Затем Эрик аф Кинт пожертвовал свои работы (более 1200 картин) Фонду Хильмы аф Клинт, откуда они достигли мировой аудитории. Это была выставка 1986 года в Лос-Анджелесе The Spiritual in Art , которая впервые представила миру этот невидимый дальновидный талант. Но когда влиятельная выставка MoMA 2012 года Изобретая абстракцию : 1910-1925 , в частности, не учли Хильму аф Клинт, их решение исключить ее из жанра они объяснили ее связями с оккультизмом. Именно на выставке Pioneer of Abstraction в Стокгольме в 2013 году — самой популярной выставке в истории музея — Хильма аф Кинт наконец-то вышла на международную арену. Последующая выставка ее работ в лондонских галереях Serpentine в 2016 году была в конечном итоге хорошо принята.

С тех пор ее работы выставлялись повсюду, в известных галереях, таких как Гуггенхайм в Нью-Йорке, и в галереях Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Германии, Норвегии, Израиля и Италии. В Стокгольмском музее современного искусства есть специальный зал, где постоянно выставляются работы Хильмы аф Клинт.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *