Мифы и легенды и сказания: Мифы, легенды, сказания народов мира

Содержание

Мифы, легенды и предания | История письменности

Английская мифология

Мифы Древней Греции

Мифы Древнего Египта

Мифы Древней Индии

Мифы Древнего Рима

Мифы Древнего Шумера

Верования славян: пословицы и поговорки

Верования славян: славянские символы

Мифология Китая

Мифология Кореи

Мифология Японии

Скандинавская мифология

Слово «миф» произошло от греческого слова mythos, имеющего значения «слово», «сказание» или «рассказ». Мифы или предания существуют в каждой культуре, отражая ее ценности, географические и исторические особенности. К примеру, японские мифы связаны с островным положением страны, мифы американских аборигенов — с их занятиями охотой и собирательством.

Рядом со словом «миф» часто стоит слово «легенда». Оно произошло от латинского legendus, означающее «то, что надо прочитать».  Основное различие между мифом и легендой в том, что мифы описывают мир сверхъестественного или священного, а легенды основаны на реально существующих фактах. Иногда эти различия становятся незаметны, как например, в описании деяний пророков или святых.

Мифы

Тематика мифов обширна, с их помощью люди пыталась объяснить происхождение земли и космоса (космогония), непонятные для них природные явления, проблемы жизни и смерти (эсхатология).

Один из основных вопросов, на который отвечают предания и сказания, это зарождение земли и планет. У многих народов этот процесс представлен в мифах как результат действия сверхъестественной силы, всемогущего существа или богов. До творения  была пустота, или же всюду была только вода, или царил бесконечный хаос – таким мир видели древние создатели мифов. Затем сверхъестественная сила создала землю, небо и всех их обитателей. У скандинавов такой силой был великан, у египтян – бог-творец Пта, у шумеров – боги, у индейцев – Великий Небесный Дух.  Во многих случаях эти идеи перешли в религиозные учения.

Отдельный вопрос – конец жизни на земле. Древние германцы представляли его как финальную битву богов, индейцы – как превращение людей в звезды после появления на небе звезды смерти. Идеи о финальной битве сил добра и зла, о появлении знамения на небе перед концом света вошли во многие религии, что подтверждает связь мифологии и религии.

Темой многих мифов являлось объяснение происхождения явлений природы, появления животных и растений. Движение планет  зачастую связывали с действиями богов: в греческих мифах восход солнца объяснялся появлением на небе колесницы бога Феба. У северо-американских индейцев растение маис (кукуруза) ассоциировалось с образом девушки с шелковистыми волосами.

С возникновением государств появилась потребность в понимании, почему одни люди правят другими. В  древних цивилизациях Китая, Египта, Индии, инков и других народов мифы разъясняли, что власть правителей основана на их божественном происхождении.

Значительное место в мифологической тематике отводилось героям, наделенных неведомой силой и сражавшихся с многочисленными врагами. В русской мифологии это богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие. У скандинавов-викингов бог Тор сражался с великанами, олицетворением зла. В английских сказаниях Беовульф воевал с драконами и заплатил своей жизнью за победу над Ужасом-Летающим -по-Ночам.

Иногда на основе мифов учеными делаются фантастические предположения. Например, африканский народ догоны из Республики Мали в мифах рассказывает о прибытии на Землю в «крутящемся ковчеге» неизвестных существ со звезды Сириус, что, по мнению ученых, может свидетельствовать о возможном прибытии пришельцев на Землю.

Легенды

Этим термином в литературном смысле чаще всего обозначают нереальную историю, основанную на исторических фактах. Всемирно известными являются легенды о Летучем Голландце – корабле — призраке, появление которого фиксировалось в судовых журналов в XVIII-XX столетиях. Легенды о князе Рюрике, приглашенного русами (русскими) на правление, и о князе Олеге, погибшего «от коня своего»,  вошли в учебники истории и стали темами для литературных произведений.

Герои и сюжеты переходили из мифов и легенд одних народов в сказания других; так произошло с образом короля Артура и историей любви Тристана и Изольды из кельтской мифологии. Образы сказочных существ: эльфов, гномов, великанов, валькирий под разными названиями появились в мировой литературе из скандинавской мифологии. Моргены — водные духи из бретонских и валлийских сказаний, которые принимали женский образ и привлекали людей своей красотой, а затем увлекали их в водную пучину, напоминают русалок из русской мифологии.

Мифы и легенды и сегодня важны для нас. Они представляют ценность как образцы литературного творчества; они дают нам возможность мысленно перенестись в другие времена и другие страны. Они вдохновили поэтов и писателей на создание произведений, которые живут века. Для современного читателя они не менее  увлекательны, чем чтение фэнтези.

 

Сказания, народные эпосы, мифы и легенды Узбекистана

История Узбекистана в мифах и легендах: народные предания

Сказания, народные эпосы, мифы и легенды – всё это, как и история является культурным наследием каждого народа. Мир мифов и легенд Узбекистана красочен и богат. Это мир, где народные сказания смешиваются с историей, а предания становятся источником истины. В истории Узбекистана было много эпизодов, когда народы воспевали своих героев и слагали о них легенды. В людской памяти из века в век сохранялись предания о великих подвигах и легендарных героях, великолепных зданиях и прекраснейших женщинах – всё это воплотилось в мифах и легендах Узбекистана. Многочисленные народы, проживающие на территории современного Узбекистана, испокон веков слагали легенды о смелости, храбрости, мужестве и отваге народных героев. Ширак, Томирис, Джалолиддин Мангуберды – все они были историческими личностями, чьи подвиги остались в легендах. Жизнь великих личностей, таких как Тимур, тоже обрастала мифами, которые одновременно пугают и восхищают нас до сих пор. Каждый исторический памятник в Узбекистане окутан мифами и легендами прошлого. В них сконцентрировано миропонимание предков узбекского народа. Зачастую мифы и легенды являются единственным источником, способным рассказать о той или иной эпохе.

Мифы и легенды Узбекистана – это неповторимый и загадочный мир народных преданий и сказаний, которые бережно и кропотливо собирались и предавались из поколения в поколение народом Узбекистана. Древние города: Самарканд, Бухара, Хива окутаны тайнами и суевериями, которые со временем воплотились в мифы и легенды. Древний Самарканд и, сокрытая в его центре тайна могилы Тамерлана, до сих пор тревожат умы людей. Бухара, где даже воздух пропитан духом старины, а узкие улочки старого города помнят дела давно минувших дней, словно живет в мире народных преданий и легенд. Хива – центр Хорезма, где остатки тысячи древних крепостей, как мириады рассыпанных звёзд, хранят в себе древние тайны.

Огромное влияние на содержание мифов и легенд Узбекистана оказали религии центрально-азиатского региона, как доисламские, так и непосредственно ислам. С культом личности святых связаны такие предания как: миф о машаде Куссама в Шахи-Зинде, легенда о мавзолее Чашма Аюб в Бухаре, о мавзолее Ходжи Даниера в Самарканде. Это лишь несколько примеров религиозных мифов и легенд.

Легенды о пророках составляют часть обширной области мусульманских преданий и мифов, связанных с почитанием святых, которым приписывается способность воскрешать мертвых, принимать различные облики, мгновенно переноситься в отдаленные области, предотвращает беды, лечить от болезней.

Узбекистан обладает поистине богатой историей, насыщенной народными преданиями и легендами. Истории о прекрасных городах, великих правителях, бессмертной любви – всё это бережно сохранялось и передавалось тысячами поколений наших предков.

Легенды и мифы Узбекистана:

Легенды и мифы народов мира


Легенда —  это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. Это, эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы.


 


Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями.


 


Миф рассматривается как сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях и определенное представление о мире. 


 


«Миф» — это греческое слово в переводе означающее «рассказ». Мифы называют созданные людьми тысячи или сотни лет назад рассказы о богах и героях, о чудесах и превращениях.


 


Действие мифа происходит то в мире богов, то в мире людей, то в мирах подземных. Но всегда они отражают исторический и культурный опыт того мира, где жили люди, создавшие их.


 


На сегодняшний день мифы и легенды также популярны как много лет назад. А зачем они нужны современному человеку? Да потому что древние мифы легли в основу современной культуры. Без хорошего знания мифов остаются непонятными многие известнейшие произведения литературы, живописи, скульптуры. Например, у А.С. Пушкина есть такие строки:


 


Плещут волны Флегетона,


Своды Тартара дрожат:


Кони бледного Плутона


Быстро к нимфам Пелиона


Из Аида бога мчат.


 


Пять строк – пять загадочных имен! Не зная мифологии, здесь придется после каждой строчки заглядывать в словарь.


 


Материалы нашего сайта могут представить интерес для самых разных кругов читателей. Они расширят кругозор любознательных книгочеев, позволят им глубже понять истоки современной культуры и суть богатого, но пока недостаточно известного  читателю мифологического наследия различных стран.


 


Надеемся наш сайт поможет вам узнать больше о загадочных мифологических существах, интересных повествованиях древнего мира и унесет вас в загадочный мир мифов и легенд.

Святослав


©2015, Валерий Темнухин
 (из поэмы «Каяла»)
 
Святослава 1) сыны, Гориславича 2) внуки
(Игорь 3) да Всеволод 4), братья-друзья)
Храбро мечи взяли в крепкие руки,
Но просчитались эти князья.
 
Ложь пробудили распрею новой:
Старшего князя не взяли в поход.
Снова война стала явью суровой,
Снова покоя лишился народ.
&nbs

Читать далее

раздел: Славянская

Зачин



© 2015, Валерий Темнухин

(из поэмы «Каяла» – вольного переложения

«Слова о полку Игореве»)

                                                   

                                                        *****

Читать далее

раздел: Славянская

Проблема стихотворного переложения и современного издания «Слова о полку Игореве»



Валерий Темнухин 

Признанный шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» знает немало переводов и переложений на современный русский язык. Если говорить о стихотворных переводах, охватывающих весь текст, то следует назвать произведения, созданные в XIX веке Василием Жуковским и Аполлоном Майковым, в XX

Читать далее

раздел: Славянская

Айдо-Хведо



Айдо-Хведо — это змея-радуга. Согласно мифам, именно она появилась первой и существовала до всех остальных. У этой змеи не было семьи, она всегда жила одна. В некоторых мифах Айдо-Хведо пришла на землю вместе с первыми людьми — мужчиной и женщиной. Передвигаясь по земле, она создала поверхность. Горы — это её экскременты, п

Читать далее

раздел: Африканские

кто такие Овды на самом деле?



У всех народов есть свои мифы, легенды и сказания, через которые они показывают свое «представление о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях». Но мало кто знает, что у народа мари распространены былички (устный рассказ человека о его встрече с нечистой силой) об Овдах, легендарных существах женского пола. Есть много версий об их происхождении, но до сих пор нет единого мнения. Тогда кто же такие Овды?



Образ Овды известен народам, живущим между Поволжьем и Приуральем. В мифологических рассказах марийцев, удмуртов, чуваш, татар существует собирательный образ неряшливой женщины, любившей кататься на лошадях. У каждого народа она получила своё имя.


В марийских быличках существуют основные черты Овд: это женщины с длинными волосами и большими грудями, которые они могли закинуть за плечи. Их домом были пещеры и леса. В полночь, когда по поверьям марийцев нечистые силы обладали наибольшей силой, Овды проводили свадьбы. В некоторых быличках, приведённых в «Марийской мифологии» Л. С. Тойдыбековой говорится, что участники свадьбы стучались в дверь к хозяевам и спрашивали разрешения сыграть свадьбу в их доме. На случай отказа хозяев дома проклинали. Марийцы верили, что проклятия Овды всегда сбываются.



Среди марийцев существуют легенды о том, как Овды проклинали деревни. Сюжет у них одинаков: мариец отпускал лошадей пастись на ночь. Наутро лошадки возвращались к хозяину, но одна из них, породистая и благородная, приходила измотанной и очень уставшей. Тогда хозяин, думая поймать таинственного наездника, намазывал спину лошадки смолой или дегтем и отпускали ее вместе со всеми пастись.


Наутро лошадка возвращалась с наездником девушкой-Овдой, которая “намертво” прилипла к спине. Хозяин не щадя бил ее, чтобы другим повадно не было. Овда перед смертью просила о пощаде, но не находила сочувствия и прощения в глазах своего палача. Тогда Овда проклинала всю деревню, предсказывая, что домов в селении не будет больше определенной цифры. В некоторых районах Марий Эл цифра колеблется, но итог одинаков — деревни оказывались на грани вымирания.



На сайте «Команда Кочующие» представлены примеры исчезнувших или находящихся на грани вымирания деревень. Деревня Кусола, что расположена в Волжском районе, была проклята Овдой, которую местные жители чем-то прогневали. Именно наложением проклятия объясняют тот факт, что Кусола находится на грани исчезновения. Деревня Кужмара Звениговского района, считается одним из древнейших сел марийских земель.


Есть мнение, что селу не менее тысячи лет. В те далекие времена Волгу населяли бургасы – один из финно-угорских племен. Марийское Поволжье в те времена преимущественно было занято лесами. Некоторые роды местного племени заменяли традиционное собирательство плодов земледелием. Они расчищали землю от деревьев и использовали ее по прямому назначению.



Параллельно со сменой образа жизни в родах менялась и власть: усиливался патриархат. Роды могли жить только на полянах, т. е. на своих очищенных участка, от чего «кужмарцы» назывались полянными жителями. Все же основное население края вело старый образ жизни. Они жили в лесу и питались его плодами. Лесных жителей называли «Овда», потому что в их роду главенствовали женщины. Уже несуществующая деревня “Посянур” Моркинского района также стала жертвой проклятии Овды.


Овды — это предки древних племен, населяющих Волго-Вятский лесной край? Или это клан колдунов и ведьм ушедшего на восток удмуртского народа? А может они являются Снежными людьми? Версий много, но только вам решать, во что верить.


Автор: Надежда Тимофеева.

Читать «Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды» — Немировский Александр Иосифович, Скогорев Александр Павлович — Страница 1

А. И. Немировский А. П. Скогорев

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА

БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

 

Художник И. Е. Сайко

Иллюстрации А. М. Жданова (шмуцтитулы) и Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

УДК 931 ББК 63. 3(М68

Мифы и легенды народов мира

М68 Библейские сказания и легенды / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. — М.: Литература, Мир книги, 2004. — 432 с.

ISBN 5–8405–0648–6

МИФЫ В БИБЛИИ

Миф — это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой‑то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф — это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых — бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой‑либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой‑либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История — это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы — ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета)[1]. Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» — это известные грекам мидяне, «мешех» — месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» — это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» — это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями — Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять‑таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама — Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Эта же идея, или, точнее, миф, проявляется и в периодизации истории, в которой выражена всемирно–историческая концепция Библии. Анализируя пророчество Даниила, написанное под именем этого древнего пророка автором IV в. до н. э., мы не можем даже установить, какие четыре «будущих» царства он имеет в виду: Ассирийское, Халдейское, Мидийское, Персидское, или Халдейское, Мидийское, Персидское, державу Александра Македонского, или Халдейское, Мидо–персидское, державу Александра Македонского, державу Селевкидов. В тексте можно отыскать основания для каждой из этих четырех четверок. Не случайно впоследствии христианские авторы последним «человеческим царством» считали Римскую империю. Неизменным в этой периодизации является лишь число четыре.

Мифы, легенды, сказания Ямала. Обычаи и традиции народов Севера

Как много было дедовских примет!

Иных из них давно уж нет в помине.

Другие сквозь десятки зим и лет

Дошли до нас и вот – живут поныне.

(Роман Ругин)

Удивительный край Ямал! Первые сведения о Ямальской земле, о коренных народах, проживающих на ней – ненцах и ханты, относятся ХI веку. Однако новгородские купцы проникали на край Земли (именно так переводится с ненецкого слово «Ямал») и раньше. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю, как дождь из туч. Постепенно росло население, менялось административное деление. В крае развернулась широкая торговля пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой, другими товарами. Сегодня мы поговорим о легендах и мифах, бытующих у коренного населения края, о традициях, приметах, обычаях. Много интересного могут нам рассказать они… А что означает слово миф? В переводе с греческого миф – предание, сказание. Однако это было не просто сказание, а попытка древнего человека объяснить окружающий мир.

Миф о создании богом людей (народ ханты)

Когда была готова земля, на ней должны были появиться жители и Нум (Верхний бог у народа ханты) принялся за создание людей. Первая попытка была неудачной, созданные люди стали лесными людьми. Во второй раз возникли люди, сплошь покрытые волосами, которые, однако, поев запрещённой для них богом “ягоды лесных людей” – голубики, утратили волосяной покров и стали жертвами холода и сырости. На третий раз бог взял прутья вербы, сплел из них скелет, покрыл его слоем глины, положил перед собой и дунул на него. Безжизненные фигуры людей пробудились к жизни, и это было началом человеческой истории.

Ненецкий миф о происхождении людей на земле.

В давнишние времена неба не было, земли не было. В некую пору красное небо стало расти, подобное крови. Посреди него некто сидящий вниз смотрит. Внизу сплошь вода. Однажды подумал он так: – Кто же я? Если я дам себе имя – хорошо будет. Теперь я должен назвать себя богом. Что я создам? – Землю создать надо. Откуда-то земли кусок взял он. Этот кусочек земли бросил вниз. Упал кусочек вниз, в оду. Упал – стал расти, в большую землю превратился. Однажды, увидев эту землю, бог сказал: “Земля-то моя в большую землю превратилась. Вот только населения на ней нет, для глаз очень неприятно. Надо создать живое. После этого стал он разные породы животных создавать. Опять однажды взглянул: звери с шумом скачут – люди появились. В водах водяные животные появились. Увеличилось население земли. Думает бог: «Так очень нехорошо! Никогда не умрут. Надо, чтобы понемногу умирали. Тогда их земля будет хорошей. Надо теперь болезни создать. Создал бог болезни. Начали жители земли умирать. Посмотрел опять бог и сказал: «Теперь моя земля стала лучше. Население её сильно возрасти не может, совсем вымереть тоже не может». Много легенд могут рассказать о людях и их родине, так как Ямал край удивительный и загадочный. Издавна на Ямале ходят легенды о «сихиртя» в переводе с ненецкого языка –   «люди, живущие под землёй». Ненцы наделяют маленький удивительный народец сихиртя таинственной силой. Они умеют говорить мысленно, а при встрече приносят радость или беду. Живут под землей, выходят на поверхность только ночью, рыбачить, охотиться. Им известны способы обработки металла, они хранители подземных кладовых золота и серебра. Живописец, график, кандидат исторический наук, научный руководитель – доктор исторических наук, профессор, автор трех монографий: «Шаманы и Боги», 1998; «Мифы и предания ненцев Ямала»., 2001; «Культовые памятники Ямала», 2003, всю свою жизнь посвятил изучению народных верований

В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана – хранителя ду­ховной культуры ненцев.

В книгу Л. А. Лара «Шаманы и боги» вошли записанные автором тексты легенд и шаманских песен, отражающих древнее мировосприятие ненцев. Вы найдете характеристику шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, узнаете о социальной  роли шаманов, их положении в обществе и влиянии на общественную жизнь.

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. У коренных народов Ямала одним из главных обрядов является Обряд поклонения огню. Огонь для народов Ямала – это образ рода, племени, имени, фамилии и славных дел. Огонь – это знак глубокой памяти о предках, о тех, кто ушёл из жизни безвременно. По традиционным представлениям в огне воплощался главный покровитель семейного счастья, любви, согласия и благополучия.

У северных народов есть ещё один интересный обряд: в святых местах в тундре на дерево завязывали ленточки, кусочки тканей, при этом каждый загадывал желание

Хомич, Людмила Васильевна -этнограф, лингвист, кандидат исторических наук, собиратель ненецкого фольклора написала интереснейшую книгу «Ненцы. Традиционная культура. Хозяйство»,2006

Краеведы и просто люди, интересующиеся историей Севера, прекрасно знакомы с работами Людмилы Васильевны Хомич. Можно без всякого преувеличения сказать, что такой подробной и всесторонней монографии, посвященной какому-либо из народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, как ее “Ненцы”, вы больше не найдете.

Народный фольклор передается из поколения в поколение, он учит, он воспитывает, вот, например,

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Ненцы сильно верят приметам. Они для них и запреты, и правила, и предупреждения. Особую роль приметы играли в воспитании подрастающего поколения. Говоря детям: «Не бери палец в рот, ты пока не стал сиротой», — не только предостерегали от угрозы беды, но также воспитывали в них гигиенические, эстетические и этические правила поведения.
С малых лет родители требовали правильно вести себя за столом, предупреждая: «Во время еды нельзя болтать ногой, нельзя зевать, а закончив трапезу, не потягивайся за столом — пища станет безвкусной. Не заметишь, как быстро и бессмысленно будут убывать припасы семьи». А свистеть и петь подавно нельзя за столом — достатка не будет. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». Приметы, используемые в воспитании детей, имели не только предупреждающий характер, но также прививали детям самоуважение.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником. Старики с улыбкой говорят: Звери и птицы издали услышат скрип кастрюль и сковородок, с которых ты скреб остатки пищи. И звон посуды, которую мыл, им не по нраву”. И девочкам родители делали замечания, если видели после разделки рыбы и мяса грязный инструмент. «Не забывай вытирать нож. Когда ты станешь мамой — будешь неряхой, а детки твои не будут вылезать из грязи», — так строго предупреждали, прививая им правила жизни.

В книге Харючи Галины Павловны, известного этнографа «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса» рассматривается соотношение традиционного уклада жизини ненецкого этноса с новейшими явлениями в его культуре в течение последних десятилетий ХХ в. Галина Павловна – автор книги (по отцу принадлежащая к ненецкому роду Яндо) опирается во многом на собственные знания и полезные материалы. Уникальная культура Ямала складывалась многими тысячелетиями. Как свидетельствуют раскопки археологов, этому культурному наследию более 10 тысяч лет. Быт местных жителей формировался в суровых условиях, такие традиции существуют и сейчас. Художественное творчество всегда служило отдушиной и украшением в этих северных широтах, повсеместно поддерживается оно и теперь. Душа народа воплотилась в сохранении веры и языка, произведениях прикладного искусства, национальной одежде, песнях и танцах, соблюдении традиций и обрядов, знании народных праздников, в сказках, легендах, загадках. Песни северных народов передаются из поколения в поколение, при этом каждый исполнитель имеет право вносить что-то новое. Мелодия вольная, как белая снежная равнина, ритм повторяет стук оленьих копыт, текст также свободен, восклицания выравнивают строчки. Танцы, как и песни, могут быть бытовыми, трудовыми, ритуальными, шуточными и личными. Движения танца могут повторять животных или птиц, рассказывать языком хореографии об охоте или рыбалке, изображать занятие рукоделием или укачивание младенца в колыбели. Долгими зимними вечерами в ненецких семьях всегда звучали голоса детей, пелись народные песни, проводились разные народные игры.

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

У одного ум в словах, у другого – в делах.

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Оставленный в тундре запас- и для нас, и для вас.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.

Слово, что лжёт, далеко не уйдёт…

Если русские говорят, что хлеб – всему голова, то ненцы то же самое говорят о чае. Без всякой науки на собственном опыте они познали его профилактические и лечебные действия. Раньше чайные растения в конце лета собирали женщины и дети. Это – куропачья ножка, цветы и листья княженики, тундровые ноготки. Когда появилась возможность покупать чай, сбор трав в больших количествах прекратился, так как ненцы стараются как можно меньше ущерба наносить природе. После угощения в любом чуме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. В бесснежный период воду приходится нести в ведрах издалека по болотистой тундре, а в морозное время таскать снег, греть его, а ведь для этого нужны дрова. И жизнь научила ненцев выходить из трудного положения. У оленеводов имеются вандеи. Вандеи – это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие березовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.

Липатова, Людмила Федоровна (член Союза журналистов Ямала и России ; 1939-). «Дорогами кочевий» собраны свидетельства жителей Ямала и учёных, ищущих истину и получивших удивительные встречи. В этой книге переплетается всё, от бабочек и сохранения природы, до уроков прошлого и мистики

 

И завершает наш библиотечный путеводитель книга «Ямал-регион: историческая ретроспектива и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Ямальские гуманитарные чтения», 2006, в которую входят статьи ученых, журналистов, людей, не равнодушных к своей культуре, к своему народу.

Содержание:
Пархимович, С. Г. К вопросу о миграциях коми в Нижнее Приобье в XII-XVII вв. / С. Г. Пархимович
Белич, И. В. К этнической истории северных селькупов / И. В. Белич
Мартынова, Е. П. Род у нижнеобских хантов / Е. П. Мартынова
Талигина, Н. М. Проблема исследования семейно-бытового обрядового фольклора нижнеобских хантов / Н. М. Талигина
Харючи, Г. П. К вопросу о квалификации священных мест ненцев / Г. П. Харючи
Туров, С. В. Традиционные хозяйственные и промысловые постройки старожильческого населения Обдории / С. В. Туров
Вальгамова, С. И. Словарь И Грамматика П. Е. Хатанзеева как социолингвистический источник / С. И. Вальгамова
Лаптандер, Р. И. Социолингвистическая характеристика п. Антипаюта Тазовского района ЯНАО / Р. И. Лаптандер
Баранова, Т. А. Особенности реализации национально-регионального компонента в системе образования ЯНАО (на примере преподавания лингвистических дисциплин в вузе) / Т. А. Баранова
Макеев, А. Ф. Особенности развития поисково-краеведческой деятельности на Ямале / А. Ф. Макеев

Александр Немировский — Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды читать онлайн

А. И. Немировский А. П. Скогорев

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ НАРОДОВ МИРА

БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

 

Художник И. Е. Сайко

Иллюстрации А. М. Жданова (шмуцтитулы) и Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда

УДК 931 ББК 63.3(М68

Мифы и легенды народов мира

М68 Библейские сказания и легенды / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. — М.: Литература, Мир книги, 2004. — 432 с.

ISBN 5–8405–0648–6

Миф — это вечный праздник ума, торжествующего над косностью сознания, над невозможностью соединения прошлого и будущего с настоящим, над буднями истории, но это и первоистория, восходящая к глубинам Памяти, к пещерному прошлому рода человеческого.

Самуэль Франц

Начиная книгу этой серии «Ранняя Италия и Рим», мы писали: «А где же мифы, где поучительные и увлекательные рассказы о том, как возник мир и как появились его небесные владыки, как складывались у них отношения между собой и людьми?» Впервые, кажется, его поставил римский автор II в. н. э. Цельс. Касаясь Пятикнижия, он заметил, что все оно состоит из самых невероятных и нескладных мифов. «Они рассказывают какой‑то миф как старым бабам и самым нечестным образом изображают Бога сразу, с самого начала, бессильным, неспособным убедить даже единственного человека, которого он создал».

Благодаря этой и подобным оценкам, которые трудно назвать «критикой», современные исследователи Библии стыдливо избегают слова «миф», иногда объясняя это тем, что они не хотят быть непонятыми многомиллионной аудиторией. Некоторые же безбожно путают миф со сказкой и вымыслом. Между тем миф — это своеобразная форма истории, существовавшая у всех известных нам народов на ранних ступенях их развития. В той же названной нами книге, если читатель вспомнит, римская история также неотделима от мифов, ибо первые римские цари и консулы были такими же мифическими персонажами, как Авраам, Исаак, Иаков, а римляне тем не менее гордились, что у них история известна от основания Рима. Почему же создателям Библии надо было отказываться от воссоздания исторического прошлого, оттого, что греки и римляне называли «мифами», а нам чураться этого слова?

И все же даже при поверхностном сравнении библейских и небиблейских классических мифов мы обнаруживаем одно существенное отличие. Главный персонаж первых — бог–творец, создатель мира, жизни и человечества, а не боги, обладающие сходными функциями и также живущие на небесах. Монотеизм наложил отпечаток на все изложение Библии, но не привел к тому, что можно было бы назвать «демифологизацией». Единый Бог не стал схемой, хотя и не наделен какой‑либо внешностью и не допускает собственных изображений. Он не просто «сущий», он вездесущий, проникающий во все стороны жизни, не оставляющий без внимания ничего из того, что касается избранного народа и его вождей. Он водит их на помочах, но иногда предоставляет инициативу, если она не противоречит его установкам. Он обращен к истории более, чем какой‑либо из его собратьев, которых стали называть «языческими богами», поскольку может сказать: «История — это я».

В силу вовлеченности древних евреев в судьбы едва ли не всех народов Переднего Востока, Библия объединила множество исторических фактов и подала их как мифы в плане монотеистической концепции. Эти мифы — ценнейший исторический источник, дающий возможность отдаленным поколениям представить сложные этнические, политические и идеологические процессы не только в области непосредственного пребывания и проживания евреев, но и на всем соседнем с Библией пространстве.

Уже в самом начале первой из библейских книг мы находим описание всего разветвленного семейства народов, произведенного от сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета (Напета)[1]. Несколько десятков сыновей этих трех братьев носят имена этносов, известных евреям и их ближайшим соседям в период написания этой книги. В большинстве случаев их можно отождествить с народами, известными грекоримской традиции под этими же или другими именами. Так, по близости библейского этнонима с греческим народ «гомер» определяется как киммерийцы, а «тирас» как тирсены (так греки называли этрусков). «Мадай» — это известные грекам мидяне, «мешех» — месхи (ныне известные нам турки–месхетинцы). «Иаван» — это ионийцы и другие греческие народности. «Плистим» — это филистимляне, известные грекам как пеласги. Значительная часть «Таблицы народов» отождествлению не поддается, и это одно из свидетельств уникальности и древности этого текста.

Труднообъяснимым является принцип распределения этих народов между тремя братьями — Симом, Хамом, Яфетом. Судя по тому, что сыном Сима назван родоначальник народа арамеев, близких по языку к арабам и евреям, можно думать, что распределение дается по признаку языкового родства. Однако среди сыновей Сима присутствует Элам, за которым скрывается народ, создавший государство в Южной Месопотамии. Его язык не имеет ничего общего с языком евреев, арамеев, халдеев и других семитов, и отнесен он к сыновьям Сима, видимо, по политическим соображениям. То же предположение вызывает потомок Сима Луд, если под ним скрывается родоначальник лидийцев.

Наибольшую вражду у повествователя вызывают потомки Хама, «по–хамски» обошедшегося со своим отцом Ноем. Подчеркивается, что сын Хама Ханаан будет рабом потомков Ноя. Но к сыновьям Хама отнесен Сидон, родоначальник финикийцев, народа, говорившего на родственном еврейскому языке, да и вообще все народы, населявшие страну Ханаан, в том числе и хетты, которых, судя по их языку, мы могли бы рассчитывать встретить среди потомков Яфета. Опять‑таки используется не языковый, а политический подход.

Другие сыновья Хама — Мицраим (Египет) и Фут (родоначальник обитателей соседней с Египтом западной пустыни). Но среди них присутствуют филистимляне и кафтореи, то есть пеласги и критяне, язык которых не имел с египетским ничего общего, но они были поселены фараонами на территории страны Ханаан после неудавшейся попытки обосноваться в низовьях Нила.

На примере главы о народах, малой части Библии, мы можем понять, что, несмотря на вольные или невольные искажения, Библия выходит за узкие этнические и географические рамки античного жанра хроник (анналов), предлагая осмыслить исторический процесс в этическом и политическом планах. Однако было бы ошибкой преувеличить уровень исторического сознания библейских авторов. Пятикнижие, несмотря на эту и подобную ей главы, псевдоисторическое сочинение, целью которого было изложить историю евреев в духе монотеистической концепции, и для извлечения исторических фактов потребовались не только усилия величайших еврейских и европейских умов, но и открытие независимой от Библии информации других передневосточных культур. Несколько более историчны книги Царей, основанные на царских хрониках. Но и здесь факты получают тенденциозное, выгодное жречеству освещение. Бог Израиля рисуется как покровитель царской власти, дарующий ей авторитет у своего народа и обеспечивающий победы над другими народами. По его воле создаются и рушатся царства. С этим же Богом в ассирийский и халдейский периоды связываются мессианистические идеи спасения Израиля и его грядущая слава в персидскую эпоху, а также представления о царстве Божьем, оказавшие столь сильное влияние на христианство.

Мифы и легенды — Мифы и легенды от E2BN

Название рассказа Расположение Дата Язык iPad *
Русалка и волшебный гребень Cury, Корнуолл, Англия 1700–1800 Английский
Рассказ мумии Грейт-Ярмут, Норфолк, Англия 1900 Английский
Поездка с дьяволом Ранворт, Норфолк, Англия 1770 Английский
Месть святого — Эдмунд Восточных англов Бери ул.Эдмундс, Саффолк, Англия 855–1050 Английский
Мудрый волшебник и любопытные кошки Betws-y-Coed, Конуи, Уэльс 1553–1620 Английский
Cymraeg
Ведьма в бутылке Dunstable, Бедфордшир, Англия 1100–1200 Английский
Ананси приносит миру истории Гана Английский
Арахна Прядильщица Греческий миф, действие которого происходит в Древней Лидии (сегодня — Северо-Западная Турция) 600BC — 600BC Английский
Баба-Яга и Василиса Прекрасная Россия 1800–1900 Английский
Каноби Дик Eildon Hills, Scottish Borders, Роксбургшир, Шотландия 1700–1750 Английский
Дедал и Икар Крит и Эгейское море 180BC — 120BC Английский
Деметра и ее дочь Персефона Элевсин, Греция 1100BC — 900BC Английский
Финн МакКул и дорога гигантов Giant’s Causeway, Ко-Антрим, Северная Ирландия Английский
Как обманули тролля Норвегия Английский
Шалтай-Болтай и падение Колчестера Колчестер, Эссекс, Англия 1648 Английский
Люди Каанга Африка Английский
Браслет Матильды Данмоу, Эссекс 1200–1216 Английский
Мод и дракон Мордифорд, Херефорд и Вустер, Великобритания 1300–1400 Английский
Ящик Пандоры Древняя Греция 600BC — 500BC Английский
Персей и Медуза Серифос, Греция 1000BC — 900BC Английский
Лес Рендлшем и ремесло пришельцев Rendlesham, Саффолк, Англия 1980 Английский
Беспокойные духи и звон колоколов Dunwich & the Suffolk Coast, Саффолк, Англия 1700 Английский
Робин Гуд и Серебряная стрела Nottingham, Ноттингемшир, Англия 1100–1220 Английский
Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь Камелот, местонахождение неизвестно Английский
Сэр Персиваль — Рыцарь в сапогах пастуха Камелот, местонахождение неизвестно Английский
Душа сэра Роуленда Алстона Odell, Бедфордшир, Англия 1678–1791 Английский
Убийство дракона и обман дьявола Brent Pelham, Хартфордшир, Англия 1000–1100 Английский
Источник Осифа St Osyth, Эссекс, Англия 600–700 Английский
Тестирование искателя ведьм Генерал Mistley, Эссекс, Англия 1620–1645 Английский
Брошенные дети плачущего леса Watton, Норфолк, Англия 1541–1572 Английский
Черные псы Бунгей Bungay, Саффолк, Великобритания 1165–1577 Английский
Черное яйцо, Пан Гу и мир Китай Английский
Слепой и псих Канада Английский
Церковный шут Smithfield, Лондон, Англия 1120-1999 Английский
Любимая игра дьявола Marston Moretaine, Бедфордшир, Англия 1600–1700 Английский
Сказочный флаг Маклауда Остров Скай, Шотландия Английский
Фермер и кабан Возникновение Бернесса в Сандей, Оркнейские острова, Шотландия Английский
Скрипач, алхимик и черный монах Binham Priory, Норфолк, Англия 1200–1299 Английский
Пылающий Виселица Галлейного холма Лутон, Бедфордшир, Англия 1700–1800 Английский
Призрачная гончая из Лайм-Реджиса Lyme Regis, Дорсет, Англия 1780–1800 Английский
Гигантский Джек О’Легс Weston, Хартфордшир, Англия 1300–1399 Английский
Стеклянный рыцарь Saffron Walden, Эссекс, Англия 1599–1608 Английский
Зеленые дети Вулпита Woolpit, Саффолк, Англия 1135–1155 Английский
Зеленая леди из Лонглит-хауса Longleat, Wiltshire, England 1733–1736 Английский
Гурт Вурм из Шерважского дерева Shervage Wood, Сомерсет, Англия Английский
Призраки без головы из Бликлинг Холла Aylsham, Норфолк, Англия 1537 Английский
Леди из озера Ван Блэк-Маунтин, Уэльс 1170–1230 Английский
Cymraeg
Непринужденный червь Шпиндлстона Хью Bamburgh, Нортумберленд, Англия 547–560 Английский
Червь Лэмбтона Lambton Park, Дарем, Англия 1200–1300 Английский
Человек-фонарь и Wherryman Thurlton, Норфолк, Англия 1809 Английский
Легенда о медвежьей скале Английский
Легенда о Дьявольской дамбе Рич, Кембриджшир, Англия 560–640 Английский
Легенда о Робин Гуде Ноттингемшир, Англия Английский
Легенда о Там О’Шантере Аллоуэй, Шотландия Английский
Легенда о болотах Южный Фенленд, Кембриджшир, Англия 130–200 Английский
Маленький синий человечек Studham, Бедфордшир 1967 Английский
Русалка Зеннора Zennor, Корнуолл, Великобритания Английский
Озорной волынщик Ирландия Английский
Таинственное сокровище незадачливого пирата Wapping, London and Tilbury, Essex, England 1645–1701 Английский
Торговец из Сваффема Swaffham, Норфолк, Англия 1400–1500 Английский
Грабитель Данн, скоба и кольцо Dunstable, Бедфордшир, Англия 1100–1135 Английский
Снегурочка Россия Английский
Пауки и новогодняя елка Германия Английский
Расколотое серое гусиное перо Хантингдон, Кембриджшир, Англия 1646–1649 Английский
История Гелерта Beddgelert, Гвинед, Уэльс Английский
Cymraeg
Меч в камне Великобритания 400–600 Английский
Сокровище Каллоу Ямы Southwood, Норфолк, Англия 1500–1600 Английский
Орфордский дикий человек Орфорд, Саффолк, Англия 1165–1220 Английский
Ведьма и блины Toddington, Бедфордшир, Англия 1249–1251 Английский
Тесей и Минотавр Крит, 65BC — 8BC Английский
Фома Рифм и королева Эльфландии Earlston, Берикшир, Шотландия 1220–1280 Английский
Том Хикатрифт и людоед Смета Тилни, Норфолк, Англия 900–1000 Английский

Ваши истории — мифы и легенды от E2BN

Название истории Расположение Информация Рейтинг
Необычный (Придуманный) Лондон, Великобритания Добавлено: 23 апр 2019
Плохой побег Медузы (выдумка) Лондон Добавлено: 22 апр 2019
Волшебная шкатулка (Made Up) Лондон, Англия Добавлено: 22 апр 2019
Эгоистичная Гера (Придуманная) Англия Добавлено: 22 апр 2019
Клинок правосудия (Сделано) Лондон, Великобритания Добавлено: 22 апр 2019
Удача зеркала (придумывается) Лондон, Великобритания Добавлено: 21 апр 2019
Потерянный ребенок (вымышленный) Греция, Лондон Добавлено: 21 апр 2019
Джордж и золотые деньги (Made Up) Лондон, Англия Добавлено: 20 апр 2019
Преступный мир (Придуманный) Добавлено: 19 апр 2019
Остров искажений (Make Up) Город за пределами Лондона, Англия Добавлено: 18 апр 2019
СОХРАНИТЬ МОЙ ТРИБРИД В СЕКРЕТЕ !!! (Сделано) Лондон, Англия Добавлено: 17 апр 2019
Королева, которой все равно (выдумана) Лондон, Великобритания Добавлено: 08 апр 2019
Ядовитое прикосновение (Сделано) Лондон, Великобритания Добавлено: 03 апр 2019
Эгоистичная Гера (Придуманная) Nottingham, Лондон, Англия Добавлено: 02 апр 2019
Приходите и рискуйте своей ЖИЗНЬЮ! (Сделано) В жутком городке, Америка Добавлено: 04 ноя 2016
Маскар и Медуза (Made Up) Афины / Крит, Греция Добавлено: 26 сен 2016
Лягушачий пирог (сделанный) Падуя, Англия Добавлено: 31 мая 2016
Кража хвоста для лисы (выдуманная) Северная Америка, а затем Азия, Америка? Добавлено: 05 мая 2016
Орёл-оборотень (Made Up) Шотландия, Великобритания Добавлено: 27 мая 2015
Жар-птица (выдуманная) Добавлено: 08 фев 2015
Русалка и осьминог (вымышленные) ПОД МОРЕМ Добавлено: 08 фев 2015
Гигантский кальмар и море 1 февраля (Сделано) Крит, Греция Добавлено: 08 фев 2015
Король гоблинов (придуманный) Город Гонлина, Земля Лала Добавлено: 07 фев 2015
Как русалка получила свою сказку (Придумала) Добавлено: 07 фев 2015
Как птицы и жираф подружились (помирились) Зимбабве, Африка Добавлено: 06 фев 2015
Потерянная принцесса (вымышленная) Царство в городе, серый дом в деревне Добавлено: 20 июн 2014
Как у жирафа появилась длинная шея (сделанная) Добавлено: 20 июн 2014
Как у слона появились большие уши (накрашены) Добавлено: 20 июн 2014
Как у слона получился длинный хобот (вымышленный) Добавлено: 20 июн 2014
Как пауки стали маленькими (составлены) Добавлено: 20 июн 2014
Как лев получил свой рык (Сделано) Добавлено: 20 июн 2014
Как у жирафа появилась длинная шея (сделанная) Добавлено: 20 июн 2014
Как гиена смеялась (выдуманная) Саванна, Кения Добавлено: 20 июн 2014
Как сморщился слон (накрашенный) Добавлено: 20 июн 2014
Как у жирафа появилась длинная шея (сделанная) Чичестер, Англия Добавлено: 20 июн 2014
Последний из Перси (вымышленный) Waterlooville, England Добавлено: 20 июн 2014
Серебряный фантом (придуманный) Сент-Айвс Кембриджшир, Англия Великобритания Добавлено: 19 июн 2014
Морская свинья (вымышленная) Ферма и море Добавлено: 19 июн 2014
Большая битва (придумана) Горы Добавлено: 19 июн 2014
Работа в команде (Made Up) В деревне Добавлено: 19 июн 2014
The Fight (Придуманный) Лес Добавлено: 19 июн 2014
Unitaurix и Unidragdile (составленные) Наплат, Ацталмаклити Добавлено: 19 июн 2014
Правление легендарного дракона (выдумано) Village, Англия Добавлено: 19 июн 2014
Известное волшебное существо (выдумано) Пляж / Джунгли, Бразилия Добавлено: 19 июн 2014
Бедствие (придумано) Нью-Йорк, Америка Добавлено: 19 июн 2014
Пусть будет зеленым (Made Up) Тропический лес, Африка Добавлено: 19 июн 2014
Бой, который никогда не закончился (выдуманный) Лес, Америка Добавлено: 18 июн 2014
Herobrine Costwichie (Сделано) Арибия, Суди Арибия Добавлено: 17 июн 2014
Помогите, они скоро! (Сделано) Эшер, Англия и Северная Европа Добавлено: 17 июн 2014
Ежевичное дерево (сделанное) Суррей, Чилливак Добавлено: 17 июн 2014

Мифы и легенды Страницы учителей

Что такое мифы, легенды и сказки?


Рассказывание историй присуще каждой культуре.Большинству людей нравится слушать рассказы. Рассказчики удовлетворяли потребность в «хорошей истории» с самого начала цивилизации.

У большинства людей есть любимая история из детства, и зачастую эти сказки одновременно увлекательны и пугают. Эти истории включают легенды, мифы и сказки.

Что такое легенды?

Легенда — это полуправдивая история, передаваемая от человека к человеку и имеющая важное значение или символизм для культуры, в которой она возникла.Легенда обычно включает в себя элемент правды или основана на исторических фактах, но с «мифическими качествами». Легенды обычно связаны с героическими персонажами или фантастическими местами и часто охватывают духовные верования культуры, в которой они происходят.

Что такое мифы?

Миф — это история, основанная на предании или легенде, имеющая глубокое символическое значение. Миф «сообщает правду» тем, кто его рассказывает и слышит, а не обязательно фиксирует истинное событие. Хотя некоторые мифы могут быть описанием реальных событий, они были преобразованы символическим значением или сдвинуты во времени или месте.Мифы часто используются для объяснения вселенских и локальных начал и связаны со сверхъестественными существами. Великая сила значения этих историй для культуры, в которой они развивались, является основной причиной того, что они выживают так долго, а иногда и тысячи лет.

Что такое сказки?

Сказка — это популярная сказка, которая передавалась в устной форме из поколения в поколение. Обычно автор неизвестен, и часто существует множество версий сказки. Сказки включают в себя басни, сказки, старинные легенды и даже «городские легенды».Опять же, некоторые сказки могли быть основаны на частичной правде, которая была утеряна или скрыта с течением времени. Сложно категоризировать народные сказки именно потому, что они подходят ко многим категориям.

В чем разница между легендами, мифами и сказками?

Мифы, легенды и сказки трудно классифицировать, и они часто пересекаются. Представьте себе линию (или континуум), как показано ниже, с историческим описанием, основанным на фактах на одном конце и мифах или культурных сказках на другом; по мере того, как вы продвигаетесь к мифическому / сказочному концу линии, то, что событие символизирует для людей или что они думают по этому поводу, приобретает большее историческое значение, чем факты, которые становятся менее важными.К тому времени, когда вы дойдете до дальнего конца спектра, история обретет собственную жизнь, и факты первоначального события, если они когда-либо были, станут почти неактуальными. Это сообщение важно.

Разница между мифами, легендами и баснями [видео]

Мифы, басни, легенды и сказки считаются типами историй. Хотя это все типы историй, у них есть несколько ключевых отличий. Миф — это традиционный рассказ, который используется для объяснения убеждений или взглядов на мир.Они часто используются для объяснения того, как устроен мир, например, мифы о греческих богах. Каждый был богом определенной части природы или идеи. Говорили, что они были причиной существования части природы. Легенда — это история, передаваемая из поколения в поколение в устной форме. Обычно это рассказы о реальных людях, местах и ​​событиях прошлого. Известно, что факты в этих историях несколько преувеличены. Общая цель басни — преподать урок или мораль с помощью персонажей, которые не могут говорить в реальной жизни (например, животных, растений и сил природы).Сказки — это истории для детей, которые часто включают магические или сверхъестественные элементы, такие как эльфы, ведьмы или особые животные. Эти рассказы чаще всего начинаются с фразы «Однажды давным-давно».

Расшифровка стенограммы Привет, ребята! Добро пожаловать в это видео Mometrix о мифах, баснях, легендах и сказках.

Многие из вас, вероятно, выросли вместе с родителями, читая вам книги или смотря фильмы. Что ж, скорее всего, большая часть того, что они вам читали, было мифом, басней, легендой или сказкой.

Давайте посмотрим, что делает что-то мифом, басней, легендой или сказкой.

Миф — это история, придуманная людьми, которые хотели объяснить, как и почему устроен наш мир, как он возник, как мы должны относиться друг к другу, почему случаются ураганы и так далее.
Мифы были чем-то вроде версии науки наших древних предков. Мифы объясняют, как происходили и происходят природные события в действительно древние времена; еще до того, как история началась. Эти мифы обычно передаются от родителей к детям, и когда эти дети вырастают родителями, они рассказывают своим детям и так далее.Слово «миф» на самом деле происходит от греческого слова «мифос», означающего «молва».

Мифы были разделены группами людей по всему миру и стали действительно большой частью их сообщества. Греческая мифология — один из самых популярных примеров этого. Их мифы, как правило, были связаны с различными богами и богинями. Иногда из-за этих мифов даже выделялись дни для больших праздников.

Легенды! Легенды — это истории, которые тоже придумали люди. Однако легенды касаются реальных людей и их поступков. У легенд всегда есть важная цель, но факты всегда немного преувеличены, чтобы сделать их более интересными и захватывающими! Как правило, некоторые факты кардинально меняются, и человек, о котором идет речь в легенде, никогда не делал того, о чем говорится в истории.

Так вот, сказка — это тоже история, которая передается из поколения в поколение. Основная цель басни — преподать урок. Однако все персонажей басни — вещи, о которых обычно нельзя говорить.Сказка о животных, растениях или силах природы, которые могут говорить и действовать как люди.

Сказки , наверное, одни из самых популярных сегодня. Сказки предназначены специально для детей и часто связаны с магией; как крестная фея, эльфы или любой сверхъестественный персонаж. Животные тоже могут быть персонажами сказки. В сказках всегда есть добрые персонажи и злые персонажи. Часто сказки начинаются со слов «когда-то давным-давно».

Итак, давайте сделаем небольшой обзор:

Мифы — — это рассказы о том, как и почему что-то произошло.
Легенды — предназначены для того, чтобы преподать урок о реальном человеке в истории, с некоторыми кардинально измененными фактами.
Басни — — это рассказы, которые передаются из поколения в поколение с хорошим уроком, которые нужно усвоить, и рассказывают о животных, растениях или силах природы, подобных человеку.
Сказки — — это истории, предназначенные специально для детей, с участием волшебных персонажей, добрыми и злыми персонажами и обычно начинающиеся со слов «когда-то давно».

По мере того, как вы практикуетесь в чтении, постарайтесь выяснить, что это за рассказ, и обязательно посмотрите другие наши видео прямо здесь.

Увидимся в следующий раз!

Аудиокнига недоступна | Audible.com

  • Evvie Drake: стартовал больше

  • Роман

  • От:
    Линда Холмс

  • Рассказал:
    Джулия Уилан, Линда Холмс

  • Продолжительность: 9 часов 6 минут

  • Несокращенный

В сонном приморском городке в штате Мэн недавно овдовевшая Эвелет «Эвви» Дрейк редко покидает свой большой, мучительно пустой дом почти через год после гибели ее мужа в автокатастрофе.Все в городе, даже ее лучший друг Энди, думают, что горе держит ее взаперти, а Эвви не поправляет их. Тем временем в Нью-Йорке Дин Тенни, бывший питчер Высшей лиги и лучший друг детства Энди, борется с тем, что несчастные спортсмены, живущие в своих худших кошмарах, называют «ура»: он больше не может бросать прямо, и, что еще хуже, он не может понять почему.

  • 3 из 5 звезд

  • Что-то заставляло меня слушать….

  • От

    Каролина Девушка
    на
    10-12-19

Знаменитые мифы и легенды Древней Греции

«История, география и культура образуют красивую сеть с избранными историями из этих привлекательных, тщательно подготовленных сборников.Каждое введение начинается с общего обсуждения различий между сказками, легендами и мифами, а затем продолжается объяснение некоторых характеристик мифов и верований указанного региона. Каждый том содержит от девяти до одиннадцати историй, рассказанных в реальной жизни (в основном мифов), каждая из которых сопровождается двухстраничными объяснениями связанных культурных практик и истории. Авторы здесь не названы, и для рассказов не цитируются конкретные источники. В примечании для читателей упоминается, что все такие сказки пересказывались устно в течение длительных периодов времени и часто встречаются во многих письменных версиях.Африке уделяется немного меньше внимания истории, культуре и реальной мифологии. Хотя эти тома являются введением в очень широкий круг вопросов, все они богаты содержанием с разнообразными возможностями использования, красивыми иллюстрациями, заключительными списками избранных богов и обширными библиографиями. ВЕРДИКТ Эти названия будут иметь непреходящую ценность и привлекательность ».

Журнал школьной библиотеки

« Захватывающие мифы и легенды, представляющие древние культуры шести континентов, пересказываются и передаются через текст, изображения и фотографии на этих страницах. двенадцать томов.Учитывая, что многие из историй пережили века благодаря устной традиции, очевидно, что для составления книг потребовалось огромное количество исследований. Обладая исключительной репутацией, редакционная группа World Book вместе со своими партнерами из Brown Bear Books выпустила еще один превосходный продукт. Каждый том охватывает истории из определенного региона мира, включая Африку; Древняя Британия и Ирландия; Древний Египет; Древняя Греция; Древний Рим; Австралия, Новая Зеландия и острова Тихого океана; Центральная и Южная Америка; Китай; Канада и север США; юго-запад США и Мексика; Скандинавия; и Южная и Юго-Восточная Азия.

Тома открываются идентичным четырехстраничным введением, в котором авторы сначала объясняют различия между мифами и легендами. Затем они углубляются в краткую предысторию, ведущую к рассказам, передаваемым из поколения в поколение в этой культуре. Студенты не только сами получают удовольствие от рассказов, но и изучают древние религиозные символы и обычаи. Физическая карта сопровождает повествование, чтобы лучше понять географический район.

Чтобы назвать лишь некоторых, некоторые узнаваемые персонажи из историй, включенных в серию, — это Финн Маккул из древней Ирландии, Ворон и Койот из индейцев северных Соединенных Штатов, Сигурд и Локи из Скандинавии, Ромул и Ремус из Древнего Рима и Хо И из Китая.Студенты также встретят много новых сказок. За повествованиями следуют обрывки интересной истории, окружающей их.

Макет, шрифт и большое количество цветов делают эти книги привлекательными и очень доступными. Предыстория каждого тома состоит из глоссария, списка печатных и непечатных ресурсов, указателя и ключа произношения.

Рекомендуется для публичных и школьных библиотек. «

— Жан Эльвекрог

» Этот набор из 12 томов, содержащий цветные фотографии и иллюстрации на каждой странице, понравится учащимся начальных классов всех возрастов; Он предлагает богато иллюстрированные рассказы для чтения вслух для детей младшего возраста с разделами, основанными на фактах, и сопровождающими фотографиями для учащихся средних классов.Представляя коренные народы всего мира, а также исторические цивилизации, большая часть томов посвящена различным регионам мира: Африке, Австралии, Новой Зеландии и островам Тихого океана, Центральной и Южной Америке, Китаю, Канаде и северным странам США, юго-западу США и Мексика, Скандинавия, Южная Азия и Юго-Восточная Азия. Несколько томов охватывают древние общества: Древнюю Британию и Ирландию, Древний Египет, Древнюю Грецию и Древний Рим. За каждым мифом или легендой следует разворот на две страницы, показывающий реальный мир племен, народов или регионов, представленных в истории, иллюстрированный цветными фотографиями мест, людей, искусства, артефактов и материальной культуры. как цветные исторические иллюстрации.Записи включают фонетическое произношение племен, имен и других неанглийских слов. Для каждого тома также имеется глоссарий ».

Ringgold, Inc.

Легенда против мифа — Различие и сравнение

Предполагается, что легенда имеет некую историческую основу и обычно упоминает реальных людей или события. Исторический факт превращается в легенду, когда правда преувеличивается до такой степени, что реальные люди или события приобретают романтизированное, «больше, чем жизнь» качество.Напротив, миф — это тип символического повествования, которое никогда не было основано на фактах. На протяжении всего времени мифы пытались объяснить сложные концепции (например, происхождение Вселенной) с помощью обычных сюжетных приемов, таких как персонификация и аллегории.

Эти слова обычно используются как синонимы для обозначения фиктивной природы чего-либо. Однако исторически и академически разница есть.

Значение

Мифы часто представляют собой традиционные и / или религиозные истории, происходящие из вневременного прошлого.Они включают в себя выдуманных персонажей — обычно сверхъестественных существ, таких как божества и полубоги — и элементы фантастической истории (например, летающий, волшебный ковер) и обычно происходят «за пределами» или «вне» обычных временных рамок. На протяжении всей истории мифы использовались для объяснения, казалось бы, необъяснимых явлений, касающихся того, как и почему мир устроен так, как он работает, или почему люди ведут себя именно так.

Старые мифы обычно когда-то принимались как факт или что-то похожее на факт, как в случае с греческими и римскими богами, сновидениями австралийских аборигенов и даже объяснениями (e.g., демоническая одержимость) от уже излечимых болезней. Со временем разум и наука привели к тому, что многие мифические объяснения потеряли популярность до тех пор, пока они не стали общепринятыми как ложные — мифических — историй.

Легенды также вымышлены, но их происхождение , как полагают, основано на некоторой правде. Первоначально в легендах конкретно упоминались фантастические истории жизни святых (например, Жанны д’Арк), но сегодня они относятся к фантастическим историям из жизни кого-либо или чего-либо известного.Часто характеристики людей, особенно героев в легенде, не поддаются проверке или, возможно, даже ложны, но легенды все же имеют определенное основание. Они, как правило, включают реальных людей из истории или происходящих, скажем, реальных войн, но имеют явно преувеличенные или вымышленные элементы. В легендах исторические личности могут обладать сверхчеловеческими или иными экстраординарными качествами (например, сверхчеловеческой силой), а реальные события могут включать в себя ложные элементы, такие как мудрец или предсказатель, предупреждающий героя о грядущих событиях (предзнаменование, элемент истории).

Многие мифы и легенды содержат мораль и предполагаемые истины о храбрости, добре, трусости и зле. Это одна из причин, по которой их легко спутать.

Примеры мифов и легенд

Это греческий миф, что Прометей украл огонь у Зевса, главного бога, и передал его людям, чтобы они могли согреться. Чтобы наказать его, Зевс приковал Прометея цепью к скале, где его печень съедал орел каждый день, но каждую ночь она снова росла.Нет никаких доказательств того, что это произошло, и у нас даже нет временных рамок для работы, поэтому это считается мифом.

Распространенный современный миф — кошка, переходящая дорогу перед вами, приносит неудачу. Это миф, поскольку он не основан ни на каких убедительных доказательствах.

Истории таких героев, как Робин Гуд и король Артур, относятся к определенному периоду времени и, следовательно, являются легендами.

Проба

Поскольку мифы, как правило, включают в себя сверхъестественные элементы вневременного прошлого, для них нет объективных доказательств.

Легенды — это истории, основанные на исторических событиях или фигурах, поэтому они обычно существуют в течение определенного периода времени и могут быть помещены в реальную временную шкалу. Они могут быть проверены до некоторой степени, хотя это может быть только в очень незначительной степени.

Факт или вымысел?

«Миф» по большей части является синонимом вымысла из-за отсутствия подтверждающих доказательств. Термин «фантазия» также в большинстве случаев является синонимом.

Легенды могут включать факты, но сами они не полностью соответствуют действительности; правда в них со временем искажалась, обычно ради хорошей истории.Например, в то время как Покахонтас и Джон Смит были реальными людьми в американской истории, их отношения и события, приведшие к их встрече, были сильно преувеличены во многих историях, в том числе в анимационном фильме Уолта Диснея 1995 года, Pocahontas .

Список литературы

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *