Лицо женское: Как нарисовать женское лицо шаг за шагом

Содержание

Как нарисовать женское лицо шаг за шагом










Добро пожаловать на новый урок рисования набросков от Wacom. Сегодня мы будем учиться рисовать женское лицо. Это один из моих любимых видов рисунков. Конечно, каждое лицо немного отличается от всех других лиц, в зависимости от происхождения, возраста и т.д., не говоря уже о том, что у каждого художника свой стиль. Иногда даже одно и то же лицо утром выглядит совершенно иначе, чем вечером.

В этом пошаговом руководстве мы изучим некоторые базовые принципы, которыми художники-портретисты, карикатуристы, авторы комиксов и аниме по всему миру уже много лет руководствуются при рисовании реалистичных лиц. Конечно же, это необязательные правила, и каждый художник может адаптировать и переосмысливать их, придерживаясь собственного стиля. Берясь за столь сложную задачу как рисование женского лица, имеет смысл попрактиковаться в следовании этому руководству.

В ходе этого курса мы будем рисовать воображаемое женское лицо и изучать некоторые важные приемы и техники, позволяющие придать ему реалистичный вид. Начнем с построения формы головы, затем добавим черты лица и, наконец, добавим немного тонкой проработки и цвета. Надеюсь, Вы почерпнете из этого курса вдохновение и в будущем сами сможете использовать предложенный подход.

Этот курс в основном рассчитан на новичков, но и опытный художник сможет открыть для себя что-то новое. Кроме того, я собираюсь рассказать о рабочем процессе на компьютере с графическим планшетом и о преимуществах цифровых устройств. Но Вы сможете следить за курсом и в том случае, если будете рисовать пером на бумаге.

Желаю Вам получить настоящее удовольствие как от процесса рисования, так и от его результатов.

Оглавление



Как нарисовать женское лицо Глава A:
Геометрические фигуры




01 Начнем с круга

Для начала создадим небольшой чертеж-построение. С помощью кое-каких базовых шаблонов можно легко определить расположение головы, глаз, носа и рта.


Начнем с круга. Нарисовать круг – это не самая простая задача. Если у Вас не сразу получится и ваш круг похож на картошку в стиле кубизма, попробуйте зафиксировать запястье и нарисовать круг вращением предплечья. А еще можно сделать, как я: попытаться приблизиться к форме круга при помощи нескольких быстрых движений. Не волнуйтесь, если Ваш чертеж-построение выглядит не слишком красиво. В конце от него вообще ничего не останется.


02 Центральная ось

Теперь мы набросаем прямую линию, проходящую через центр круга. Я называю ее «центральной осью», поскольку левая и правая стороны должны быть более или менее симметричными, как это и бывает на реальных лицах.


03 Вертикальные разметочные линии

Настало время разметки: пересечем круг пополам горизонтальной линией. Отложим высоту этого полукруга вниз по удлиненной центральной оси.


Внутри круга каждую половинку тоже разделим пополам двумя короткими линиями. Таким образом, мы разделили круг на 4 части и отложили вниз еще одну высоту полукруга.



04 Еще один круг

Теперь нам понадобится круг поменьше. Не волнуйтесь, мы почти закончили построение. Малый круг пролегает от третьей разделительной линии и достает до самой нижней. То есть, его величина составляет ¾ величины большого круга. Обозначим также центр меньшего круга.


05 Щеки

Построение закончено. Пора рисовать все остальное. Соедините два круга в единую форму. Эти соединенные круги образуют череп и нижнюю челюсть. Поскольку никакие кости из них не выступают, это должно быть довольно легко.


Соединительные линии можно сделать прямыми или изогнутыми наружу, в зависимости от того, насколько упитанным должно выглядеть, по Вашей задумке, лицо. Щеки могут быть и впалыми, если Вы хотите добиться изможденного вида.


06 Вертикальное позиционирование

Теперь когда мы завершили построение, мы точно знаем, где должно быть расположено все, что нужно:

• Линия в верхней четверти – это линия волос.

• Линия в центре круга – ее можно проигнорировать. Но опытные художники знают: чтобы сделать четверть, нужно сначала сделать половину.

• Линия ниже предназначена для глаз. Да, они действительно расположены настолько низко. Почти посредине лица.

• Нос заканчивается точно на нижнем краю нашего первого круга.

• А рот находится в центре малого круга.


07 Горизонтальное разделение

Чтобы нарисованные глаза и рот не оказались слишком широкими или слишком узкими, мы еще раз разделим лицо, на сей раз по горизонтали. Разрезаем каждую сторону пополам, затем образовавшиеся части еще раз пополам. В итоге получаем восемь частей одинаковой ширины.


Левый глаз пролегает от второй до четвертой разделительной линии, а правый зеркально отражает его с другой стороны. Зрачки располагаются по центру глаз на третьей разделительной линии, ровно посередине каждой из половин лица.


Рот по ширине приблизительно равен расстоянию между зрачками. Набросайте оба глаза, рот и небольшую U-образную линию для носа. Это не обязательно должно быть идеально, но постарайтесь четко обозначить угловые точки.


08 Форма головы

Теперь, когда мы уже знаем, где расположены глаза, рот и нос, некоторые направляющие линии можно стереть. Ту, которая обозначает линию волос, оставьте: ближе к концу она нам еще понадобится. Теперь, когда перед нами впервые предстало лицо, мы можем немного доработать форму головы. У женщин форма головы более сглаженная, менее угловатая, чем у мужчин. Поэтому контуры формы головы следует рисовать более плавными изгибами.


Начнем с U-образной кривой на подбородке. Постарайтесь нарисовать подбородок максимально симметрично. Чем ýже подбородок, тем женственнее будет выглядеть лицо. Но если подбородок будет слишком узкий, то так можно и пришельца случайно нарисовать.


Когда Вы уже довольны подбородком, начните с новой линии в верхней части лба. Сначала пройдемся по кругу, который был на нашем наброске. На уровне глаз форма нашей головы имеет едва заметные вмятины. Пройдя эту вмятину, изящно обведите щеку и нарисуйте почти прямую линию к подбородку: здесь эти линии и встретятся.



09. Выражение лица

Теперь нам нужно определиться, какое душевное состояние передает это женское лицо. Его выражение зависит в первую очередь от того, куда направлены уголки бровей и рта – вверх или вниз. В моем случае это довольное лицо, выражающее хорошем настроении. Уголки рта слегка приподняты, брови относительно нейтральны.


10 Окончание предварительного рисунка

Наш предварительный рисунок закончен. Я обозначил область, где будут находиться брови, и слегка набросал губы. Но не волнуйтесь: мы сейчас начнем вникать во все детали.



Как нарисовать женское лицо

Глава B: Подробно о чертах лица

В этой главе мы подробнее займемся чертами лица.


11 Предварительный рисунок в качестве ориентира

Разместите предварительный рисунок отдельным слоем на заднем плане и сделайте чуть посветлее, чтобы можно было использовать его в качестве некой направляющей, но такой, чтобы не слишком отвлекала.


12 Верхнее веко

Форма верхнего века отличает одного человека от другого. Даже небольшие отличия существенным образом сказываются на восприятии лица. Как правило, верхнее веко (особенно женское) представляет собой кривую, которая сравнительно резко поднимается, а затем постепенно опадает. Самый простой способ добиться этой кривизны – начать с наружного края.



13 Нижнее веко и зрачок

Нижнее веко имеет более плоский изгиб, чем верхнее. Оно не начинается именно в той точке, где заканчивается верхнее веко. Верхнее веко заходит чуть дальше наружу. Кроме того, нижнее веко может быть слегка изогнутым вверх как во внешнем, так и во внутреннем уголке. У смеющегося человека эта кривизна во внешнем уголке особенно выражена, поскольку мышцы, принимающие участие в смехе, подталкивают вверх внешние края глаз.


В зависимости от того, насколько важна для нас эта черта лица, мы можем предпринять несколько попыток, проводя эту линию.



Расположите зрачок; он должен прилегать к верхнему веку. Таким образом создается эффект глаза, смотрящего прямо на нас.


14 Радужная оболочка и складка верхнего века

Складка верхнего века – это самая романтичная складка на всем лице. Утолщения, нанесенные на верхнее веко в определенных точках, создают разные эффекты. Например, припухшие, высоко поднятые складки век создают хорошо известный «заспанный» образ. Стóит поэкспериментировать со складкой верхнего века, так как она способна выражать совершенно разные настроения.



Стандартная складка века, когда глаз находится в состоянии покоя, пролегает почти параллельно верхнему веку. Но поскольку в природе вещи редко бывают совсем уж параллельными, складка может немного отдаляться от века к середине линии и снова приближаться к нему ближе к центру лица.


Геометрически радужная оболочка представляет собой круг, концентрический по отношению к зрачку. По ширине она занимает примерно половину глаза. Конечно же, мы не рисуем полный круг, потому что радужная оболочка прикрыта веками сверху и снизу. Возможно, проще будет сначала нарисовать полный круг для радужной оболочки, а затем удалить прикрытые части.


15 Бровь

Чтобы нарисовать бровь, сделайте набросок участка, который потом нужно будет заполнить волосками. Этот участок заострен к концу, обращенному наружу. Женские брови, как правило, немного ýже, чем мужские, и могут иметь более высокую арку. Но тут нужна осторожность – такая бровь может казаться слишком строгой.

Волоски на бровях начинаются с внутренней стороны под углом 45 градусов и становятся более пологими по мере приближения к наружной стороне. Лучше всего рисовать эти волоски густыми быстрыми штрихами. Начните с внутренней стороны и рисуйте каждый волосок под углом, чуть более смещенным к горизонтали.

В нашу цифровую эпоху слишком сильно торчащие волосы можно легко стереть с помощью графического планшета.


16 Еще один глаз

На своем планшете Вы можете копировать и даже зеркально отражать вещи. Однако мы понимаем, что глаза и лица существовали задолго до цифровой эпохи. И никогда глаза, составляющие пару, не выглядят совершенно одинаково. И последний, но не менее важный аргумент: Вы должны практиковаться!


17 Текстура радужки

Глаз и особенно радужная оболочка – сложные структуры, состоящие из множества изысканных форм и цветов. Мы можем подойти к их изображению графически, нарисовав множество динамично чередующихся черных и белых тонких линий, идущих от зрачка к краю радужки. Позже мы сможем заполнить радужную оболочку цветом.


18 Отражение света

Последний штрих придается отражению света в глазах. Это может быть простая белая точка, несколько точек, окно или даже целый пейзаж. Мы попробуем добиться приятного эффекта с помощью простой формы, которая закрывает не слишком много площади глаза. Мы не хотим освещать весь глаз. Лучше меньше, да лучше.



19 Рот

Рот – это не плавно скользящая линия. Уголки рта, т.е. внешние края линии рта, следует обозначить чуть большим нажимом или небольшими угловыми складками. Типичная особенность женского рта – небольшой изгиб посредине ротовой складки.


Я сделал рот немного ýже, чем на предварительном рисунке: так мне показалось более гармоничным.


Не забывайте: нужно всегда смотреть на свой рисунок в целом и проверять, все ли элементы на своих местах. Возможно, Вам захочется что-то изменить? Как-то улучшить?


20 Верхняя губа

Мужские и женские лица также различаются толщиной и изогнутостью губ. Начинаем рисовать верхнюю губу как можно более симметрично двумя слегка восходящими быстрыми штрихами


от уголков рта по направлению к середине. На втором этапе позволяем этим двум штрихам превратиться в букву V, оформленную двумя круто изогнутыми кривыми.


21 Нижняя губа

Нижняя губа может быть чуть толще верхней, но это не обязательно. Ближе к середине линия может стать более плоской.


Рот может в итоге оказаться похожим на стикер, прилепленный к лицу. Чтобы избежать этого, нужно прибегнуть к маленькому рисовальному трюку. Оставьте зазор между линией нижней губы и уголками верхней губы. Пусть эта линия плавно заканчивается, будучи направленной к уголкам рта.



22 Кончик носа

Как известно, нос выдается вперед дальше остальных черт лица. Это нетрудно изобразить на рисунке в профиль, но на виде спереди представляет определенные трудности. Поскольку в нашем распоряжении только два измерения, придется работать с вещью, называемой «сокращением перспективы». Оно может представлять некоторую трудность, особенно для новичков, но мы можем избежать любых проблем, применив простую формулу: нарисуем кончик носа в виде небольшой горизонтальной линии, направленной немного вверх. С обеих сторон от кончика носа продолжим эту линию слегка изогнутыми наружу штрихами.


23 Ноздри

Ноздри начинаются очень близко к внешним сторонам кончика носа. Они почти горизонтальны на нижнем конце, а верхним концом указывают примерно в направлении внутренней глазной складки на противоположной стороне лица.


Теперь нам следует проверить лицо в целом. Нос: слишком большой или слишком маленький? Слишком широкий? Слишком узкий? Можете менять нос сколько угодно, пока не останетесь довольны. Большинство графических программ могут помочь Вам в этом, предоставив инструмент преобразования.


24 Корректировка формы головы

Теперь, когда мы нарисовали все важные части лица, рекомендуется еще раз скорректировать форму головы. В принципе, мы можем перенести форму головы из предварительного рисунка в окончательный практически таким же образом. Вы можете заметить некоторые места, требующие незначительных изменений.



25 Две линии

Среди всевозможных теней и морщин, которые могут быть на лице, я выбрал две, которые мне нравится использовать, особенно на женских лицах.


Одна из них – подбородочная складка под нижней губой. Она очерчивает подбородок и визуально расширяет область рта.


Вторая – это тень на щеке (слева). Это одна из типичных черт женского лица. Обычно требуется несколько попыток, чтобы тень на щеке оказалась именно там, где и должна быть, чтобы лицо не выглядело слишком костлявым или ухмыляющимся.


26 Два прямоугольника

Еще раз: этот шаг касается определения положения. Уши пролегают от линии глаз до кончика носа. Когда мы смотрим на лицо спереди, уши кажутся не круглыми, а почти плоско прилегающими к голове. Нарисуйте два маленьких прямоугольника слегка V-образной формы.


27 Уши

Одним из больших преимуществ женских лиц является то, что уши чаще всего прикрыты прядями волос, так что, возможно, их вообще не придется рисовать. Ухо представляет собой довольно сложную структуру с множеством углов, борозд и теней. Возможно, его вообще следует описать подробнее в отдельном курсе.

Поэтому я показал на рисунке, как нарисовать несколько абстрактное ухо за три простых шага. Два прямоугольника помогут нам это сделать.

В следующей главе наше нарисованное лицо обретет волосы и последние штрихи, включая цвет.


Как нарисовать женское лицо
Глава C: Волосы и последние штрихи



28 Линия волос

Надеюсь, Вы не стерли ту маленькую направляющую линии волос. А если стерли – не волнуйтесь: мы сможем наметить расположение волос исходя из остальных частей лица.

Волосы, как и уши, – сами по себе целая наука и, по правде говоря, нуждаются в отдельном учебном курсе. Но я ограничусь несколькими строчками для их описания.

Начнем с чернового наброска макушки и внешних границ прически. Лучше всего нарисовать их на отдельном слое, чтобы потом можно было легко скрыть предварительный рисунок волос. Линия пробора проходит от вспомогательной линии роста волос – в нашем случае чуть правее центра – вверх по кривой, как можно более элегантной. От макушки волосы с обеих сторон ниспадают к ушам. В зависимости от того, насколько свободной должна выглядеть прическа, ее можно ограничить несколькими расположенными рядом линиями.


29 Шея

Волосы, снова появившиеся ниже ушей, свободно ниспадают, что мы отобразим несколькими быстрыми штрихами. Мы также можем обозначить и шею.


Рисуя линии волос, Вы пометите некоторые изгибы, завитки или участки, которые захочется добавить. Пока что не нужно слишком их детализировать.


30 Направление ниспадания волос

На этом этапе речь не идет о рисовании неспешными осторожными линиями: волосы нужно рисовать быстро и размашисто. Конечно же, мы не вырисовываем каждый отдельный волосок, а скорее изучаем направление ниспадания волос в разных местах. Позже мы сможем обозначить их несколькими четкими штрихами. Волосы растут прядями, и в пределах этих прядей все они растут и ниспадают в одном направлении (а не вкривь и вкось). На моем рисунке изображены несколько прядей волос и участков прически, весьма произвольно. Помните: Ваше воображение ничем не ограничено. Волосы – это часть работы, неизменно приносящая удовольствие.



31 Окончательное оформление волос

Как только Ваша рука привыкает к быстрым движениям, линиям и изгибам штрихов, обозначающих волосы, становится намного легче четко очертить разметавшуюся прическу. Рекомендую снова использовать для окончательной прорисовки волос отдельный слой. В нем мы сможем ориентироваться по предварительно нарисованной прическе, а потом, как уже было сказано, просто скроем его. Если понадобится, мы сможем также стереть слишком длинные волосы, «залезающие» на лицо, не стирая самого лица. При прорисовке прически стóит поэкспериментировать с разной толщиной линий и степенью покрытия. На нашем рисунке я выделяю отдельные пряди более темной линией, а внутри прядей обозначенные разделительные линии делаю намного светлее и менее заметными. Самой важной вещью при рисовании волос остается скорость, с которой проводится линия. И, к счастью, в цифровом рисунке любой несовершенный штрих можно отменять и переделывать до тех пор, пока не получится.


32 Дополнительная проработка деталей

Конечно, возможности для проработки деталей практически безграничны. Вот несколько примеров, которые могут быть интересными:


• Добавление еще одной «искорки» в глаза.


• Текстурирование губ той же техникой, что применялась для радужки.


• Добавление легкой тени в нижней части ноздрей.


33 Бонус: немного цвета в конце.

Надеюсь, Вам понравилось. Возможно, Вы даже почерпнули несколько полезных советов для своих будущих рисунков. Конечно, охватить все аспекты столь творческой темы как рисование в одном учебном курсе невозможно.

Мы рассмотрим ее более подробно и в вариациях в следующих курсах, таких как: «Как рисовать лицо с разных перспектив», «Лица разного возраста», «Волосы – нос – уши в деталях», «Раскрашивание лиц», «Другие части тела», «Руки – ноги – тело», «Мужское лицо» и т.д.

Этот учебный курс посвящен тому, чтобы дать прочную основу, на которой сможет развиваться любой начинающий художник. Как и в любом другом виде искусства, результаты зависят от регулярной практики. Не расстраивайтесь, если Вам не понравятся Ваши первые рисунки. С каждым рисунком у Вас будет получаться все лучше. Следите за нашими обновлениями, вдохновляйтесь и ищите радость в творчестве.


Создавайте выразительные лица. Подготовка к работе с Wacom One.


Wacom One наилучшим образом подходит для того, чтобы передать в рисунке черты лица. Естественное поверхностное трение и минимальный отражающий эффект создают на 13,3-дюймовом экране ощущение работы пером по бумаге. Перо в Вашей руке ощущается легким и естественным, а в выбранной Вами программе превращается в карандаш, кисть или мел. Его даже можно использовать как ластик. Идеально подходит для того, чтобы, оттачивая детали, создавать реалистичные лица. В комплект поставки входит программное обеспечение для решения творческих задач, а также возможность подключения к Mac или PC и некоторым устройствам на базе Android.


Рекомендуемый продукт

Интерактивный дисплей Wacom One 13

Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.

Купить Wacom One 13


Узнайте больше о рисовании


Узнайте больше



Посмотреть все семейства продуктов Wacom


Графические планшеты

Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью высокочувствительного блокнота и точного пера и наблюдайте за своими работами на экране.



Купить сейчас


Интерактивные дисплеи

Рисуйте, занимайтесь дизайном и творите прямо на экране с высоким разрешением при помощи точного пера.



Купить сейчас


Графические компьютеры

Творите безо всяких ограничений благодаря повышенной производительности устройства, точному перу и потрясающему дисплею.



Купить сейчас


Планшеты Smartpad

Пишите пером по бумаге и конвертируйте свои рукописные заметки в цифровой формат.



Купить сейчас


Стилус

Ведите записи и быстро фиксируйте идеи на своем мобильном устройстве при помощи стилуса Wacom.



Купить сейчас


Информация о Wacom

Wacom ставит своей глобальной целью сближение людей и технологий с помощью естественного интерфейса. Эта концепция сделала компанию ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и интерактивных дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для сохранения и обработки цифровых подписей. Высокие технологии, которые легли в основу интуитивных устройств ввода Wacom, используются для создания превосходных работ цифрового искусства, фильмов, спецэффектов, разработок в области моды и дизайна по всему миру, а также позволяют индивидуальным и корпоративным пользователям выразить свою индивидуальность с помощью одной из лучших технологий интерфейсов. Компания Wacom, основанная в 1983 году, является международной компанией с головным офисом в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) и имеет дочерние и аффилированные компании по всему миру, которые занимаются маркетингом и продажами более чем в 150 странах. 

Узнать больше о Wacom



Back to top


A+
A

Читать онлайн «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич – ЛитРес

© Светлана Алексиевич, 2013

© «Время», 2013

– Когда впервые в истории женщины появились в армии?

– Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в греческих войсках воевали женщины. Позже они участвовали в походах Александра Македонского.

Русский историк Николай Карамзин писал о наших предках: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти: так при осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами».

– А в новое время?

– Впервые – в Англии в 1560–1650 годы стали формировать госпитали, в которых служили женщины-солдаты.

– Что произошло в ХХ веке?

– Начало века… В Первую мировую войну в Англии женщин уже брали в Королевские военно-воздушные силы, был сформирован Королевский вспомогательный корпус и женский легион автотранспорта – в количестве 100 тысяч человек.

В России, Германии, Франции многие женщины тоже стали служить в военных госпиталях и санитарных поездах.

А во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии – 225 тысяч, в американской – 450–500 тысяч, в германской – 500 тысяч…

В Советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне…

Из разговора с историком

Миллионы убитых задешево

Протоптали тропу в темноте…

Осип Мандельштам

1978–1985 гг

Пишу книгу о войне…

Я, которая не любила читать военные книги, хотя в моем детстве и юности у всех это было любимое чтение. У всех моих сверстников. И это неудивительно – мы были дети Победы. Дети победителей. Первое, что я помню о войне? Свою детскую тоску среди непонятных и пугающих слов. О войне вспоминали всегда: в школе и дома, на свадьбах и крестинах, в праздники и на поминках. Даже в детских разговорах. Соседский мальчик однажды спросил меня: «А что люди делают под землей? Как они там живут?». Нам тоже хотелось разгадать тайну войны.

Тогда и задумалась о смерти… И уже никогда не переставала о ней думать, для меня она стала главной тайной жизни.

Все для нас вело начало из того страшного и таинственного мира. В нашей семье украинский дедушка, мамин отец, погиб на фронте, похоронен где-то в венгерской земле, а белорусская бабушка, папина мама, умерла от тифа в партизанах, двое ее сыновей служили в армии и пропали без вести в первые месяцы войны, из троих вернулся один. Мой отец. Одиннадцать дальних родственников вместе с детьми немцы сожгли заживо – кого в своей хате, кого в деревенской церкви. Так было в каждой семье. У всех.

Деревенские мальчишки долго еще играли в «немцев» и «русских». Кричали немецкие слова: «Хенде хох!», «Цурюк», «Гитлер капут!».

Мы не знали мира без войны, мир войны был единственно знакомым нам миром, а люди войны – единственно знакомыми нам людьми. Я и сейчас не знаю другого мира и других людей. А были ли они когда-нибудь?

* * *

Деревня моего детства после войны была женская. Бабья. Мужских голосов не помню. Так у меня это и осталось: о войне рассказывают бабы. Плачут. Поют, как плачут.

В школьной библиотеке – половина книг о войне. И в сельской, и в райцентре, куда отец часто ездил за книгами. Теперь у меня есть ответ – почему. Разве случайно? Мы все время воевали или готовились к войне. Вспоминали о том, как воевали. Никогда не жили иначе, наверное, и не умеем. Не представляем, как жить по-другому, этому нам надо будет когда-нибудь долго учиться.

В школе нас учили любить смерть. Мы писали сочинения о том, как хотели бы умереть во имя… Мечтали…

А голоса на улице кричали о другом, манили больше.

Я долго была книжным человеком, которого реальность пугала и притягивала. От незнания жизни появилось бесстрашие. Теперь думаю: будь я более реальным человеком, могла ли бы кинуться в такую бездну? От чего все это было – от незнания? Или от чувства пути? Ведь чувство пути есть…

Долго искала… Какими словами можно передать то, что я слышу? Искала жанр, который бы отвечал тому, как вижу мир, как устроен мой глаз, мое ухо.

Однажды попала в руки книга «Я – из огненной деревни» А. Адамовича, Я. Брыля, В. Колесника. Такое потрясение испытала лишь однажды, читая Достоевского. А тут – необычная форма: роман собран из голосов самой жизни. из того, что я слышала в детстве, из того, что сейчас звучит на улице, дома, в кафе, в троллейбусе. Так! Круг замкнулся. Я нашла то, что искала. Предчувствовала.

Алесь Адамович стал моим учителем…

* * *

Два года не столько встречалась и записывала, сколько думала. Читала. О чем будет моя книга? Ну, еще одна книга о войне… Зачем? Уже были тысячи войн – маленькие и большие, известные и неизвестные. А написано о них еще больше. Но… Писали мужчины и о мужчинах – это стало понятно сразу. Все, что нам известно о войне, мы знаем с «мужского голоса». Мы все в плену «мужских» представлений и «мужских» ощущений войны. «Мужских» слов. А женщины молчат. Никто же, кроме меня, не расспрашивал мою бабушку. Мою маму. Молчат даже те, кто был на фронте. Если вдруг начинают вспоминать, то рассказывают не «женскую» войну, а «мужскую». Подстраиваются под канон. И только дома или, всплакнув в кругу фронтовых подруг, они начинают говорить о своей войне, мне незнакомой. Не только мне, всем нам. В своих журналистских поездках не раз была свидетельницей, единственной слушательницей совершенно новых текстов. И испытывала потрясение, как в детстве. В этих рассказах проглядывал чудовищный оскал таинственного… Когда женщины говорят, у них нет или почти нет того, о чем мы привыкли читать и слышать: как одни люди героически убивали других и победили. Или проиграли. Какая была техника и какие генералы. Женские рассказы другие и о другом. У «женской» войны свои краски, свои запахи, свое освещение и свое пространство чувств. Свои слова. Там нет героев и невероятных подвигов, там есть просто люди, которые заняты нечеловеческим человеческим делом. И страдают там не только они (люди!), но и земля, и птицы, и деревья. Все, кто живут вместе с нами на земле. Страдают они без слов, что еще страшнее.

Но почему? – не раз спрашивала я у себя. – Почему, отстояв и заняв свое место в когда-то абсолютно мужском мире, женщины не отстояли свою историю? Свои слова и свои чувства? Не поверили сами себе. От нас скрыт целый мир. Их война осталась неизвестной…

Хочу написать историю этой войны. Женскую историю.

* * *

После первых встреч…

Удивление: военные профессии у этих женщин – санинструктор, снайпер, пулеметчица, командир зенитного орудия, сапер, а сейчас они – бухгалтеры, лаборантки, экскурсоводы, учительницы… Несовпадение ролей – там и здесь. Вспоминают как будто не о себе, а о каких-то других девчонках. Сегодня сами себе удивляются. И на моих глазах «очеловечивается» история, становится похожей на обычную жизнь. Появляется другое освещение.

Встречаются потрясающие рассказчицы, у них в жизни есть страницы, которые могут соперничать с лучшими страницами классики. Человек так ясно видит себя сверху – с неба, и снизу – с земли. Перед ним весь путь вверх и путь вниз – от ангела к зверю. Воспоминания – это не страстный или бесстрастный пересказ исчезнувшей реальности, а новое рождение прошлого, когда время поворачивает вспять. Прежде всего это – творчество. Рассказывая, люди творят, «пишут» свою жизнь. Бывает, что и «дописывают» и «переписывают». Тут надо быть начеку. На страже. В то же время боль расплавляет, уничтожает любую фальшь. Слишком высокая температура! Искреннее, убедилась я, ведут себя простые люди – медсестры, повара, прачки… Они, как бы это точнее определить, из себя достают слова, а не из газет и прочитанных книг – не из чужого. А только из своих собственных страданий и переживаний. Чувства и язык образованных людей, как это ни странно, часто больше подвержены обработке временем. Его общей шифровке. Заражены вторичным знанием. Мифами. Часто приходится долго идти, разными кругами, чтобы услышать рассказ о «женской» войне, а не о «мужской»: как отступали, наступали, на каком участке фронта… Требуется не одна встреча, а много сеансов. Как настойчивому портретисту.

Долго сижу в незнакомом доме или квартире, иногда целый день. Пьем чай, примеряем недавно купленные кофточки, обсуждаем прически и кулинарные рецепты. Рассматриваем вместе фотографии внуков. И вот тогда… Через какое-то время, никогда не узнаешь, через какое и почему, вдруг наступает тот долгожданный момент, когда человек отходит от канона – гипсового и железобетонного, как наши памятники – и идет к себе. В себя. Начинает вспоминать не войну, а свою молодость. Кусок своей жизни… Надо поймать этот момент. Не пропустить! Но часто после длинного дня, заполненного словами, фактами, слезами, остается в памяти только одна фраза (но какая!): «Я такая маленькая пошла на фронт, что за войну даже подросла». Ее и оставляю в записной книжке, хотя на магнитофоне накручены десятки метров. Четыре-пять кассет…

Что мне помогает? Помогает то, что мы привыкли жить вместе. Сообща. Соборные люди. Все у нас на миру – и счастье, и слезы. Умеем страдать и рассказывать о страдании. Страдание оправдывает нашу тяжелую и нескладную жизнь. Для нас боль – это искусство. Должна признать, женщины смело отправляются в этот путь…

 

* * *

Как они встречают меня?

Зовут: «девочка», «доченька», «деточка», наверное, будь я из их поколения, они держались бы со мной иначе. Спокойно и равноправно. Без радости и изумления, которые дарит встреча молодости и старости. Это очень важный момент, что тогда они были молодые, а сейчас вспоминают старые. Через жизнь вспоминают – через сорок лет. Осторожно открывают мне свой мир, щадят: «Сразу после войны вышла замуж. Спряталась за мужа. За быт, за детские пеленки. Охотно спряталась. И мама просила: “Молчи! Молчи! Не признавайся”. Я выполнила свой долг перед Родиной, но мне печально, что я там была. Что я это знаю… А ты – совсем девочка. Тебя мне жалко…». Часто вижу, как они сидят и прислушиваются к себе. К звуку своей души. Сверяют его со словами. С долгими годами человек понимает, что вот была жизнь, а теперь надо смириться и приготовиться к уходу. Не хочется и обидно исчезнуть просто так. Небрежно. На ходу. И когда он оглядывается назад, в нем присутствует желание не только рассказать о своем, но и дойти до тайны жизни. Самому себе ответить на вопрос: зачем это с ним было? Он смотрит на все немного прощальным и печальным взглядом… Почти оттуда… Незачем уже обманывать и обманываться. Ему уже понятно, что без мысли о смерти в человеке ничего нельзя разглядеть. Тайна ее существует поверх всего.

Война слишком интимное переживание. И такое же бесконечное, как и человеческая жизнь…

Один раз женщина (летчица) отказалась со мной встретиться. Объяснила по телефону: «Не могу… Не хочу вспоминать. Я была три года на войне… И три года я не чувствовала себя женщиной. Мой организм омертвел. Менструации не было, почти никаких женских желаний. А я была красивая… Когда мой будущий муж сделал мне предложение… Это уже в Берлине, у рейхстага… Он сказал: “Война кончилась. Мы остались живы. Нам повезло. Выходи за меня замуж”. Я хотела заплакать. Закричать. Ударить его! Как это замуж? Сейчас? Среди всего этого – замуж? Среди черной сажи и черных кирпичей… Ты посмотри на меня… Посмотри – какая я! Ты сначала сделай из меня женщину: дари цветы, ухаживай, говори красивые слова. Я так этого хочу! Так жду! Я чуть его не ударила… Хотела ударить… А у него была обожженная, багровая одна щека, и я вижу: он все понял, у него текут слезы по этой щеке. По еще свежим рубцам… И сама не верю тому, что говорю: “Да, я выйду за тебя замуж”.

Простите меня… Не могу…».

Я ее поняла. Но это тоже страничка или полстранички будущей книги.

Тексты, тексты. Повсюду – тексты. В городских квартирах и деревенских хатах, на улице и в поезде… Я слушаю… Все больше превращаюсь в одно большое ухо, все время повернутое к другому человеку. «Читаю» голос.

* * *

Человек больше войны…

Запоминается именно то, где он больше. Им руководит там что-то такое, что сильнее истории. Мне надо брать шире – писать правду о жизни и смерти вообще, а не только правду о войне. Задать вопрос Достоевского: сколько человека в человеке, и как этого человека в себе защитить? Несомненно, что зло соблазнительно. Оно искуснее добра. Притягательнее. Все глубже погружаюсь в бесконечный мир войны, все остальное слегка потускнело, стало обычнее, чем обычно. Грандиозный и хищный мир. Понимаю теперь одиночество человека, вернувшегося оттуда. Как с другой планеты или с того света. У него есть знание, которого у других нет, и добыть его можно только там, вблизи смерти. Когда он пробует что-то передать словами, у него ощущение катастрофы. Человек немеет. Он хочет рассказать, остальные хотели бы понять, но все бессильны.

Они всегда в ином пространстве, чем слушатель. Их окружает невидимый мир. По меньшей мере три человека участвуют в разговоре: тот, кто рассказывает сейчас, этот же человек, каким он был тогда, в момент события, – и я. Моя цель – прежде всего добыть правду тех лет. Тех дней. Без подлога чувств. Сразу после войны человек рассказал бы одну войну, через десятки лет, конечно, у него что-то меняется, потому что он складывает в воспоминания уже всю свою жизнь. Всего себя. То, как он жил эти годы, что читал, видел, кого встретил. Наконец, счастлив он или несчастлив. Разговариваем с ним наедине, или рядом еще кто-то есть. Семья? Друзья – какие? Фронтовые друзья – это одно, все остальные – другое. Документы – живые существа, они меняются и колеблются вместе с нами, из них без конца можно что-то доставать. Что-то новое и необходимое нам именно сейчас. В эту минуту. Что мы ищем? Чаще всего не подвиги и геройство, а маленькое и человеческое, нам самое интересное и близкое. Ну, что больше всего хотелось бы мне узнать, например, из жизни Древней Греции… Истории Спарты… Я хотела бы прочитать, как и о чем тогда люди разговаривали дома. Как уходили на войну. Какие слова говорили в последний день и в последнюю ночь перед расставанием своим любимым. Как провожали воинов. Как ждали их с войны… Не героев и полководцев, а обычных юношей…

История – через рассказ ее никем не замеченного свидетеля и участника. Да, меня это интересует, это я хотела бы сделать литературой. Но рассказчики – не только свидетели, меньше всего свидетели, а актеры и творцы. Невозможно приблизиться к реальности вплотную, лоб в лоб. Между реальностью и нами – наши чувства. Понимаю, что имею дело с версиями, у каждого своя версия, а уже из них, из их количества и пересечений, рождается образ времени и людей, живущих в нем. Но я бы не хотела, чтобы о моей книге сказали: ее герои реальны, и не более того. Это, мол, история. Всего лишь история.

Пишу не о войне, а о человеке на войне. Пишу не историю войны, а историю чувств. Я – историк души. С одной стороны, исследую конкретного человека, живущего в конкретное время и участвовавшего в конкретных событиях, а с другой стороны, мне надо разглядеть в нем вечного человека. Дрожание вечности. То, что есть в человеке всегда.

Мне говорят: ну, воспоминания – это и не история, и не литература. Это просто жизнь, замусоренная и не очищенная рукой художника. Сырой материал говорения, в каждом дне его полно. Всюду валяются эти кирпичи. Но кирпичи еще не храм! Но для меня все иначе… Именно там, в теплом человеческом голосе, в живом отражении прошлого скрыта первозданная радость и обнажен неустранимый трагизм жизни. Ее хаос и страсть. Единственность и непостижимость. Там они еще не подвергнуты никакой обработке. Подлинники.

Я строю храмы из наших чувств… Из наших желаний, разочарований. Мечтаний. Из того, что было, но может ускользнуть.

* * *

Еще раз о том же… Меня интересует не только та реальность, которая нас окружает, но и та, что внутри нас. Мне интересно не само событие, а событие чувств. Скажем так – душа события. Для меня чувства – реальность.

А история? Она – на улице. В толпе. Я верю, что в каждом из нас – кусочек истории. У одного – полстранички, у другого – две-три. Мы вместе пишем книгу времени. Каждый кричит свою правду. Кошмар оттенков. И надо все это расслышать, и раствориться во всем этом, и стать этим всем. И в то же время не потерять себя. Соединить речь улицы и литературы. Сложность ещё в том, что о прошлом мы говорим сегодняшним языком. Как передать им чувства тех дней?

* * *

С утра телефонный звонок: «Мы с вами не знакомы… Но я приехала из Крыма, звоню с железнодорожного вокзала. Далеко ли это от вас? Хочу рассказать вам свою войну…».

Так?!

А мы собрались с моей девочкой поехать в парк. Покататься на карусели. Как объяснить шестилетнему человечку, чем я занимаюсь. Она недавно у меня спросила: «Что такое – война?». Как ответить… Я хочу отпустить ее в этот мир с ласковым сердцем и учу, что нельзя просто так цветок сорвать. Жалко божью коровку раздавить, оторвать у стрекозы крылышко. А как объяснить ребенку войну? Объяснить смерть? Ответить на вопрос: почему там убивают? Убивают даже маленьких, таких, как она. Мы, взрослые, как бы в сговоре. Понимаем, о чем идет речь. А вот – дети? После войны мне как-то родители это объяснили, а я своему ребенку уже не могу объяснить. Найти слова. Война нам нравится все меньше, нам все труднее найти ей оправдание. Для нас это уже просто убийство. Во всяком случае, для меня это так.

Написать бы такую книгу о войне, чтобы от войны тошнило, и сама мысль о ней была бы противна. Безумна. Самих генералов бы тошнило…

Мои друзья-мужчины (в отличие от подруг) ошарашены такой «женской» логикой. И я опять слышу «мужской» аргумент: «Ты не была на войне». А может быть, это и хорошо: мне неведома страсть ненависти, у меня нормальное зрение. Невоенное, немужское.

В оптике есть понятие «светосила» – способность объектива хуже-лучше зафиксировать уловленное изображение. Так вот, женская память о войне самая «светосильная» по напряжению чувств, по боли. Я бы даже сказала, что «женская» война страшнее «мужской». Мужчины прячутся за историю, за факты, война их пленяет как действие и противостояние идей, различных интересов, а женщины захвачены чувствами. И еще – мужчин с детства готовят, что им, может быть, придется стрелять. Женщин этому не учат… они не собирались делать эту работу… И они помнят другое, и иначе помнят. Способны увидеть закрытое для мужчин. Еще раз повторю: их война – с запахом, с цветом, с подробным миром существования: «дали нам вещмешки, мы пошили из них себе юбочки»; «в военкомате в одну дверь зашла в платье, а в другую вышла в брюках и гимнастерке, косу отрезали, на голове остался один чубчик…»; «немцы расстреляли деревню и уехали… Мы пришли на то место: утоптанный желтый песок, а поверху – один детский ботиночек…». Не раз меня предупреждали (особенно мужчины-писатели): «Женщины тебе напридумывают. Насочиняют». Но я убедилась: такое нельзя придумать. У кого-то списать? Если это можно списать, то только у жизни, у нее одной такая фантазия.

О чем бы женщины ни говорили, у них постоянно присутствует мысль: война – это прежде всего убийство, а потом – тяжелая работа. А потом – и просто обычная жизнь: пели, влюблялись, накручивали бигуди…

В центре всегда то, как невыносимо и не хочется умирать. А еще невыносимее и более неохота убивать, потому что женщина дает жизнь. Дарит. Долго носит ее в себе, вынянчивает. Я поняла, что женщинам труднее убивать.

* * *

Мужчины… Они неохотно впускают женщин в свой мир, на свою территорию.

На Минском тракторном заводе искала женщину, она служила снайпером. Была знаменитым снайпером. О ней писали не раз во фронтовых газетах. Номер домашнего телефона мне дали в Москве ее подруги, но старый. Фамилия тоже у меня была записана девичья. Пошла на завод, где, как я знала, она работает, в отделе кадров, и услышала от мужчин (директора завода и начальника отдела кадров): «Мужчин, что ли, не хватает? Зачем вам эти женские истории. Женские фантазии…». Мужчины боялись, что женщины какую-то не ту войну расскажут.

Была в одной семье… Воевали муж и жена. Встретились на фронте и там же поженились: «Свадьбу свою отпраздновали в окопе. Перед боем. А белое платье я себе пошила из немецкого парашюта». Он – пулеметчик, она – связная. Мужчина сразу отправил женщину на кухню: «Ты нам что-нибудь приготовь». Уже и чайник вскипел, и бутерброды нарезаны, она присела с нами рядом, муж тут же ее поднял: «А где клубника? Где наш дачный гостинец?». После моей настойчивой просьбы неохотно уступил свое место со словами: «Рассказывай, как я тебя учил. Без слез и женских мелочей: хотелось быть красивой, плакала, когда косу отрезали». Позже она мне шепотом призналась: «Всю ночь со мной штудировал том “Истории Великой Отечественной войны”. Боялся за меня. И сейчас переживает, что не то вспомню. Не так, как надо».

Так было не один раз, не в одном доме.

Да, они много плачут. Кричат. После моего ухода глотают сердечные таблетки. Вызывают «скорую». Но все равно просят: «Ты приходи. Обязательно приходи. Мы так долго молчали. Сорок лет молчали…»

Понимаю, что плач и крик нельзя подвергать обработке, иначе главным будет не плач и не крик, а обработка. Вместо жизни останется литература. Таков материал, температура этого материала. Постоянно зашкаливает. Человек больше всего виден и открывается на войне и еще, может быть, в любви. До самых глубин, до подкожных слоев. Перед лицом смерти все идеи бледнеют, и открывается непостижимая вечность, к которой никто не готов. Мы еще живем в истории, а не в космосе.

Несколько раз я получала отосланный на читку текст с припиской: «О мелочах не надо… Пиши о нашей великой Победе…». А «мелочи» – это то, что для меня главное – теплота и ясность жизни: оставленный чубчик вместо кос, горячие котлы каши и супа, которые некому есть – из ста человек вернулось после боя семь; или то, как не могли ходить после войны на базар и смотреть на красные мясные ряды… Даже на красный ситец… «Ах, моя ты хорошая, уже сорок лет прошло, а в моем доме ты не найдешь ничего красного. Я ненавижу после войны красный цвет!»

 

* * *

Вслушиваюсь в боль… Боль как доказательство прошедшей жизни. Других доказательств нет, другим доказательствам я не доверяю. Слова не один раз уводили нас от истины.

Думаю о страдании как высшей форме информации, имеющей прямую связь с тайной. С таинством жизни. Вся русская литература об этом. О страдании она писала больше, чем о любви.

И мне об этом рассказывают больше…

* * *

Кто они – русские или советские? Нет, они были советские – и русские, и белорусы, и украинцы, и таджики…

Все-таки был он, советский человек. Таких людей, я думаю, больше никогда не будет, они сами это уже понимают. Даже мы, их дети, другие. Хотели бы быть, как все. Похожими не на своих родителей, а на мир. А что говорить о внуках…

Но я люблю их. Восхищаюсь ими. У них был Сталин и ГУЛаг, но была и Победа. И они это знают.

Получила недавно письмо:

«Моя дочь меня очень любит, я для нее – героиня, если она прочтет вашу книгу, у нее появится сильное разочарование. Грязь, вши, бесконечная кровь – все это правда. Я не отрицаю. Но разве воспоминания об этом способны родить благородные чувства? Подготовить к подвигу…»

Не раз убеждалась:

…наша память – далеко не идеальный инструмент. Она не только произвольна и капризна, она еще на цепи у времени, как собака.

…мы смотрим на прошлое из сегодня, мы не можем смотреть ниоткуда.

…а еще они влюблены в то, что с ними было, потому что это не только война, но и их молодость. Первая любовь.

* * *

Слушаю, когда они говорят… Слушаю, когда они молчат… И слова, и молчание – для меня текст.

– Это – не для печати, для тебя… Те, кто был старше… Они сидели в поезде задумчивые… Печальные. Я помню, как один майор заговорил со мной ночью, когда все спали, о Сталине. Он крепко выпил и осмелел, он признался, что его отец уже десять лет в лагере, без права переписки. Жив он или нет – неизвестно. Этот майор произнес страшные слова: «Я хочу защищать Родину, но я не хочу защищать этого предателя революции – Сталина». Я никогда не слышала таких слов… Я испугалась. К счастью, он утром исчез. Наверное, вышел…

– Скажу тебе по секрету… Я дружила с Оксаной, она была с Украины. Впервые от нее я услышала о страшном голоде на Украине. Голодоморе. Уже лягушку или мышь было не найти – все съели. В их селе умерла половина людей. Умерли все ее меньшие братья и папа с мамой, а она спаслась тем, что ночью воровала на колхозной конюшне конский навоз и ела. Никто не мог его есть, а она ела: «Теплый не лезет в рот, а холодный можно. Лучше замерзший, он сеном пахнет». Я говорила: «Оксана, товарищ Сталин сражается. Он уничтожает вредителей, но их много». – «Нет, – отвечала она, – ты глупая. Мой папа был учитель истории, он мне говорил: “Когда-нибудь товарищ Сталин ответит за свои преступления…”»

Ночью я лежала и думала: а вдруг Оксана – враг? Шпионка? Что делать? Через два дня в бою она погибла. У нее не осталось никого из родных, некому было послать похоронку…

Затрагивают эту тему осторожно и редко. Они до сих пор парализованы не только сталинским гипнозом и страхом, но и прежней своей верой. Не могут ещё разлюбить то, что любили. Мужество на войне и мужество мысли – это два разных мужества. А я думала, что это одно и то же.

* * *

Рукопись давно лежит на столе…

Уже два года я получаю отказы из издательств. Молчат журналы. Приговор всегда одинаков: слишком страшная война. Много ужаса. Натурализма. Нет ведущей и направляющей роли коммунистической партии. Одним словом, не та война… Какая же она – та? С генералами и мудрым генералиссимусом? Без крови и вшей? С героями и подвигами. А я помню с детства: идем с бабушкой вдоль большого поля, она рассказывает: «После войны на этом поле долго ничего не родило. Немцы отступали… И был тут бой, два дня бились… Убитые лежали один возле одного, как снопы. Как шпалы на железнодорожной станции. Немцы и наши. После дождя у них у всех были заплаканные лица. Мы их месяц всей деревней хоронили…».

Как забыть мне про это поле?

Я не просто записываю. Я собираю, выслеживаю человеческий дух там, где страдание творит из маленького человека большого человека. Где человек вырастает. И тогда он для меня – уже не немой и не бесследный пролетариат истории. Отрывается его душа. Так в чем же мой конфликт с властью? Я поняла – большой идее нужен маленький человек, ей не нужен большой. Для нее он лишний и неудобный. Трудоемкий в обработке. А я его ищу. Ищу маленького большого человека. Униженный, растоптанный, оскорбленный – пройдя через сталинские лагеря и предательства, он все-таки победил. Совершил чудо.

Но историю войны подменили историей победы.

Он сам об этом расскажет…

Как нарисовать женское лицо поэтапно

Добро пожаловать на новый урок рисования Wacom. Сегодня мы научимся рисовать женское лицо. Это, как мы все знаем, может быть прекрасным зрелищем, а также одним из моих любимых. Конечно, все лица выглядят немного по-разному, в зависимости от их происхождения, возраста, количества ушей и т. д., не говоря уже о стиле каждого художника. Иногда даже одно и то же лицо утром выглядит совершенно иначе, чем вечером.

В этом пошаговом руководстве мы изучим некоторые основные принципы, которые художники портретов, карикатур, комиксов и аниме во всем мире используют в течение многих лет при рисовании реалистичных лиц. Конечно, это не обязательные правила, и каждый художник может адаптировать и интерпретировать их в своем собственном стиле. С такой сложной задачей, как женское лицо, может быть чрезвычайно полезно практиковаться и помнить об этом руководстве.

В этом курсе мы нарисуем женское лицо из нашего воображения и научимся некоторым основным приемам и техникам, чтобы оно выглядело реалистично. Мы начнем с создания формы головы, затем добавим черты лица и, наконец, добавим лицу тонкую настройку и цвет. Я надеюсь, что курс вас вдохновит, и вы сможете использовать этот подход для себя в будущем.

Этот курс в основном рассчитан на новичков, но и опытный художник может открыть для себя что-то новое. Также я расскажу о рабочем процессе на компьютере с графическим планшетом и преимуществах цифровых устройств. Тем не менее, вы можете пройти курс и с ручкой и бумагой.

Желаю вам приятного времяпрепровождения и отличных результатов.

Содержание

Как нарисовать женское лицо Глава A:
Геометрические фигуры

01 Начните с круга

Сначала сделайте небольшой строительный чертеж. С помощью некоторых основных фигур можно легко расположить голову, глаза, нос и рот.

Начнем с круга. Нарисовать круг — не самая простая вещь в мире. Если у вас не получается сразу и ваш круг выглядит как кубистская картофелина, попробуйте зафиксировать запястье и начертить круг от вращения предплечья. Вы также можете, как и я, попытаться приблизиться к форме круга с помощью нескольких быстрых штрихов. Не волнуйтесь, если ваш строительный чертеж выглядит не очень красиво. Вы его вообще не увидите в конце.

02 Центральная ось

Теперь нарисуем прямую линию в центре круга. Я называю это «центральной осью», потому что левое и правое должны быть более или менее симметричными, как это бывает в лицах.

03 Вертикальные направляющие

Время для некоторых рекомендаций: Вырежьте круг горизонтальной линией. Переносим высоту этой полуокружности вниз на вытянутую центральную ось.

Внутри круга каждую половинку снова разрезаем пополам двумя маленькими линиями. Таким образом, мы разделили круг на 4 части и добавили еще одну высоту полукруга внизу.

04 Еще один круг

Теперь нам нужен круг поменьше. Не волнуйтесь, мы почти закончили строительство. Малый круг идет от третьей линии деления до самого низа. Значит, он в ¾ меньше большого круга. Также отмечаем центр меньшего круга.

05 Щеки

Строительство завершено. Время рисовать остальные. Соедините два круга в одну фигуру. Эти соединенные круги составят череп и нижнюю челюсть, так как нет торчащих костей, это должно быть довольно легко.

Вы можете сделать соединительные линии прямыми или изогнутыми наружу, в зависимости от того, насколько насыщенным вы хотите, чтобы лицо выглядело. Щеки также могут впасть внутрь, если вы хотите выглядеть более изможденным.

06 Вертикальное расположение

Как хорошо, что мы построили так смело. Потому что теперь мы точно знаем, где все должно располагаться:

• В верхней четверти находится линия роста волос.

• Окружность-средняя линия — ну, может быть, мы могли бы ее опустить. Но опытные художники знают: чтобы сделать четвертак, нужно сначала сделать половинку

• Следующая линия – для глаз. Да, они действительно такие низкие. Они сидят на полпути к лицу.

• Нос заканчивается точно на нижнем краю нашего первого круга.

• Рот находится в центре маленького круга.

07 Горизонтальное подразделение

Чтобы не рисовать глаза и рот слишком широко или слишком узко, мы снова разделяем лицо, на этот раз по горизонтали. Разрезаем каждую сторону пополам, затем еще раз пополам. Это дает нам в общей сложности восемь частей одинаковой ширины.

Левый глаз проходит от второй до четвертой разделительной линии, а правый отражает ее с другой стороны. Зрачки располагаются посередине глаз на третьей линии деления, ровно посередине каждой половины.

Ширина рта равна расстоянию между зрачками. Нарисуйте пару глаз, рот и небольшую U-образную линию для носа. Это не обязательно должно быть идеально, но обязательно четко определите угловые точки.

08 Форма головки

Теперь, когда мы знаем, где расположены глаза, рот и нос, мы можем удалить некоторые направляющие. Оставьте один для линии роста волос, он нам понадобится снова в конце. Теперь, когда мы впервые видим лицо, мы можем немного изменить форму головы. Женская форма головы более мягкая и менее угловатая, чем у мужчин. Поэтому очертания формы головы следует рисовать более мягкими изгибами.

Начнем с U-образной кривой на подбородке. Старайтесь рисовать подбородок максимально симметрично. Чем уже подбородок, тем женственнее будет выглядеть лицо. Но если подбородок слишком узкий, мы можем случайно нарисовать инопланетянина.

Когда закончите с подбородком, начните с новой линии в верхней части лба. Во-первых, следуйте за кругом из нашего эскиза. На уровне глаз форма нашей головы делает едва заметный провал внутрь. Оказавшись там, элегантно обведите щеку и проведите почти прямую линию к подбородку, где наши линии встречаются.

09. Настроение нашего лица

Теперь нужно решить, в каком состоянии находится лицо нашей женщины. Это зависит в первую очередь от того, направлены ли брови и рот вверх или вниз. Я выбрал удовлетворенное, добродушное лицо. Рот направлен немного вверх, брови относительно нейтральны.

10 Конец предварительного чертежа

Наш предварительный рисунок готов. Я указал области для бровей и немного набросал губы. Но не волнуйтесь, мы сразу же рассмотрим все детали.

Как нарисовать женское лицо

Глава B: Детали лица

В следующей главе мы позаботимся о деталях нашего лица.

11 Предварительный чертеж для ориентации

Поместите свой предварительный рисунок в качестве отдельного слоя на задний план и сделайте его немного светлее, чтобы вы могли использовать его в качестве ориентира, не отвлекая слишком много внимания.

12 Верхнее веко

Форма верхнего века у разных людей разная. Даже небольшие различия сильно влияют на внешний вид лица. В основном верхнее веко (особенно женское веко) описывает кривую, которая относительно резко поднимается вверх, а затем слабо падает. Самый простой способ получить эту кривую — начать снаружи.

13 Нижнее веко и зрачок

Нижнее веко описывает чуть более плоскую дугу, чем верхнее. Он не начинается непосредственно в конечной точке верхнего века. Верхнее веко выходит немного дальше наружу. Кроме того, нижнее веко может слегка выгибаться вверх как снаружи, так и внутри. У смеющегося человека это внешнее искривление особенно выражено, потому что мышцы смеха толкают внешние края глаз вверх.

В зависимости от того, насколько важна для нас эта характеристика лица, мы можем провести эту линию несколько раз.

Поместите зрачок так, чтобы он прилегал к верхнему веку. Это создает эффект глаза, смотрящего прямо на нас.

14 Радужка и складка верхнего века

Складка верхнего века – самая романтичная складка лица. Морщины век, которые касаются верхнего века в определенных точках, создают разные эффекты. Например, преувеличенно высокие складки на веках создают хорошо известный вид спальни. Стоит поэкспериментировать со складкой верхнего века, так как она может выражать совершенно разное настроение.

Стандартная складка века в состоянии покоя проходит почти параллельно верхнему веку. Поскольку в природе вещи редко бывают точно параллельными, складка века может немного отодвигаться от века к середине линии и снова приближаться к середине лица.

Геометрически радужка представляет собой круг, концентричный зрачку. Его ширина составляет примерно половину от общей площади глаза. Конечно, полный круг мы не рисуем, потому что радужная оболочка прикрыта веками сверху и снизу. Может быть проще сначала нарисовать полный круг для радужной оболочки, а затем удалить закрытые части.

15 Брови

Для брови нарисуйте область, которую затем заполните волосами. Эта область скорее направлена ​​наружу. Женские брови, как правило, немного уже, чем у мужчин, и могут иметь более крутую дугу. Но будьте осторожны — это может показаться серьезным.

Волосы бровей начинаются внутри под углом 45 градусов и становятся более плоскими кнаружи. Лучше всего рисовать волосы большим количеством быстрых штрихов. Начните с внутренней стороны и нарисуйте каждый волосок под слегка смещенным углом.

В век цифровых технологий слишком торчащие волосы можно легко стереть с помощью графического планшета.

16 Еще один глаз

Вы также можете копировать и даже зеркально отображать объекты на своем планшете. Однако глаза и лица были задолго до цифровой эпохи. И никогда не бывает двух одинаковых глаз. И последнее, но не менее важное: вы должны практиковаться!

17 Текстура ириса

Глаз и особенно радужная оболочка представляют собой сложные структуры, состоящие из множества прекрасных форм и цветов. Мы можем подойти к этому изображению графически, нарисовав множество быстро чередующихся черных и белых тонких линий от зрачка к краю радужной оболочки. Мы также можем заполнить радужную оболочку цветом позже.

18 Отражение

Последний штрих взгляду придает отражение света. Это может быть простая белая точка, несколько точек, окно или даже целый пейзаж. Мы достигаем приятного эффекта с помощью простой формы, которая не закрывает слишком много глаза. Мы не хотим освещать весь глаз. Меньше — больше.

19 Рот

Рот не плавно бегущая линия. Углы рта, т. е. внешние края линии, должны быть обозначены чуть большим нажимом или небольшими угловыми складками. Характерной чертой женского рта является небольшая кривизна ротовой складки посередине.

Я сделал рот немного уже, чем на предварительном рисунке, потому что он показался мне более цельным.

Не забывайте всегда смотреть на свой рисунок в целом и проверять, все ли на своих местах. Может быть, вы хотите что-то изменить? Что можно улучшить?

20 Верхняя губа

Мужские и женские лица также отличаются толщиной и кривизной губ. Верхнюю губу начинаем максимально симметрично двумя слегка восходящими, быстро прорисованными штрихами

от уголков рта к середине. На втором этапе мы позволяем двум штрихам превратиться в букву V с двумя крутыми кривыми.

21 Нижняя кромка

Нижняя губа может быть немного толще верхней, но это не обязательно. Линия может стать немного плоской к середине.

Рот может немного напоминать наклейку, приклеенную к лицу. Чтобы предотвратить это, просто используйте небольшой трюк с рисованием. Оставьте зазор между линией нижней губы и уголками верхней губы, пусть линия плавно выходит наружу и указывает на уголки рта.

22 Кончик носа

Известно, что нос больше всего выступает от лица. Это может быть немного проще рисовать в профиль, но в анфас это представляет определенные трудности. Поскольку в нашем распоряжении есть только два измерения, нам приходится работать с так называемым «укорочением перспективы». Это может быть проблемой, особенно для начинающих, но мы можем избежать любых проблем, применив простую формулу: нарисуйте кончик носа в виде небольшой горизонтальной линии, направленной немного вверх. С обеих сторон от кончика носа продолжаем слегка выгнутыми наружу штрихами.

23 Ноздри

Ноздри начинаются очень близко к внешним сторонам кончика носа. Они почти горизонтальны на нижнем конце и направлены на верхний конец примерно в направлении противоположной внутренней глазной складки.

Теперь надо проверить лицо в целом. Нос слишком большой или слишком маленький? Слишком широко? Слишком узкий? Вы можете менять нос, пока не будете удовлетворены. Большинство графических программ также могут помочь вам с инструментом трансформации.

24 Регулировка формы головки

Теперь, когда мы нарисовали все важные части лица, рекомендуется в последний раз настроить форму головы. В принципе, мы можем перенести форму головы с предварительного рисунка на окончательный рисунок примерно таким же образом. Вы можете заметить некоторые пятна, которые нужно немного изменить.

25 Две линии

Среди множества возможных теней и морщин, которые могут быть на лицах, я выбрал два, которые мне нравится использовать, особенно на женских лицах.

Одна из них — складка подбородка под нижней губой. Он подчеркивает подбородок и зрительно расширяет область рта.

Еще одна тень от щеки (слева). Это одна из типичных черт женского лица. Обычно требуется несколько попыток, чтобы получить тень от щеки там, где она должна быть, чтобы лицо не выглядело слишком костлявым или ухмыляющимся.

26 Две коробки

Опять же, этот шаг связан с определением позиции. Уши тянутся от глаз к кончику носа. Когда мы видим лицо спереди, уши кажутся не круглыми, а почти плоскими на голове. Нарисуйте две маленькие, слегка V-образные коробки.

27 Уши

Одним из больших преимуществ женского лица является то, что уши обычно покрыты большим количеством волос, поэтому нам, возможно, даже не придется их рисовать. Ухо представляет собой довольно сложную структуру со множеством углов, складок и теней, и, вероятно, его следует более подробно описать в отдельном курсе.

Поэтому я указал на рисунке, как нарисовать несколько абстрактное ухо в три простых шага. В этом нам помогают две коробки.

В следующей главе наше лицо получит волосы и последние штрихи, включая цвет.

Как нарисовать женское лицо
Глава C: Волосы и последний штрих

28 Волосы

Надеюсь, вы не стерли небольшую направляющую для волос. Если у вас есть, не волнуйтесь, мы можем расположить волосы, наблюдая за остальной частью лица.

Волосы, как и уши, сами по себе являются наукой и в основном нуждаются в собственном обучении. Но я ограничусь несколькими строками, чтобы описать его.

Начнем с грубого наброска вершины и внешних краев прически. Лучше всего нарисовать это на отдельном слое, чтобы потом можно было легко скрыть предварительный рисунок волос. Линия пробора проходит от вспомогательной линии волосяного покрова — здесь чуть правее центра — восходящим движением, максимально элегантным. От макушки волосы спадают к ушам с обеих сторон. В зависимости от того, насколько свободной должна выглядеть прическа, несколько линий, идущих рядом, также могут ограничивать прическу.

29 Горловина

Ниже ушей снова появляются волосы, которые свободно падают несколькими быстрыми взмахами. В этом случае мы также можем указать на шею.

Во время рисования линий волос вы заметите определенные кривые, завитки или области, которые вы хотели бы добавить. Пока не вдавайтесь в подробности.

30 Направление падения волос

Этот шаг заключается не в том, чтобы рисовать медленные осторожные линии, а в том, чтобы рисовать волосы широким и быстрым способом. Конечно, мы не рисуем каждый волосок, а изучаем направление падения волос в разных местах. Позже мы можем определить их несколькими четкими штрихами. Волосы растут пучками, и внутри этих пучков все они растут и падают в одинаковых направлениях (не крест-накрест). Я создал несколько пучков волос и областей прически на изображении совершенно произвольно. Нет предела вашему воображению. Волосы — это всегда самое интересное.

31 Окончательный вариант прически

Как только ваша рука привыкнет к быстрым движениям, линиям и изгибам мазков волос, вам будет намного легче определить четкую, размашистую прическу. Для окончательной прорисовки волос рекомендуется снова использовать отдельный слой. Здесь мы можем ориентироваться на заранее нарисованную прическу, а потом, как уже было сказано, просто скрыть ее. При необходимости мы также можем стереть слишком длинные волосы, торчащие в лицо, не стирая само лицо. При рисовании прически стоит поэкспериментировать с разной шириной линий и степенью покрытия. На нашем рисунке я выделил отдельные пряди более темной линией, в то время как внутри прядей указанные линии разделения намного светлее и менее заметны. Самым важным при рисовании волос по-прежнему остается скорость линии. И, к счастью, в цифровом рисовании любой несовершенный штрих можно отменить до тех пор, пока он не подойдет.

32 Дополнительные детали

Конечно, возможности для проработки деталей практически безграничны. Вот несколько примеров, которые могут быть забавными:

• Добавление еще одной точки света в глазу.

• Текстурируйте губы той же техникой, что и радужку.

• Добавление тонкой тени в нижней части ноздрей.

33 Бонус: Немного цвета в конце.

Надеюсь, вам было весело и вы нашли для себя несколько полезных советов для будущих рисунков. Конечно, вы не можете охватить все аспекты творческой темы в одном уроке.

Более подробно и вариации мы рассмотрим в будущих курсах, таких как: Как нарисовать лицо с разных точек зрения, Лица разных возрастов, Волосы — нос — уши в деталях, Раскрашивание лиц, Другие части тела, Руки — ноги — тело, а Мужское лицо и т.д.

Этот учебник разработан, чтобы обеспечить прочную основу, на которой может строить любой начинающий художник. Как и в любом виде искусства, результаты зависят от регулярной практики. Не расстраивайтесь, если вам не нравятся ваши первые рисунки. С каждой картиной вы будете становиться лучше. Оставайтесь с нами, вдохновляйтесь и получайте удовольствие от этого.

Создавайте выразительные лица. Начните работу с Wacom One.

Wacom One идеально подходит для оживления черт лица. Естественное поверхностное трение и минимальное отражение создают ощущение пера на бумаге на 13,3-дюймовом экране. Перо кажется легким и естественным в вашей руке и трансформируется в карандаш, кисть или мел в выбранной вами программе. Его даже можно использовать как ластик. Идеально подходит для уточнения деталей для создания реалистичных лиц. Программное обеспечение Creative поставляется вместе с возможностью подключения к вашему Mac или ПК, а также к некоторым устройствам Android.

Рекомендуемый продукт

Перьевой дисплей Wacom One 13
Рисуйте, проектируйте и создавайте прямо на экране с высоким разрешением с помощью точного пера.

Купить Wacom One 13

Подробнее о чертеже

Узнать больше

Посмотреть все семейства продуктов Wacom

Графические планшеты

Делайте наброски, рисуйте и редактируйте изображения с помощью сенсорного планшета, точного пера и наблюдайте, как ваши творения появляются на экране.

Купить сейчас

Перьевые дисплеи

Рисуйте, проектируйте и создавайте прямо на экране с высоким разрешением с помощью точного пера.

Купить сейчас

Ручные компьютеры

Создавайте что угодно и где угодно с помощью повышенной вычислительной мощности, точного пера и великолепного дисплея.

Купить сейчас

Smartpads

Пишите ручкой на бумаге и конвертируйте рукописные заметки в цифровой формат.

Купить сейчас

Стилус

Пишите и быстро записывайте идеи на мобильном устройстве с помощью стилуса Wacom.

Купить сейчас

О Wacom

Видение Wacom заключается в том, чтобы сблизить людей и технологии с помощью технологий естественного интерфейса. Это сделало ее ведущим мировым производителем интерактивных графических планшетов и дисплеев, а также цифровых стилусов и решений для хранения и обработки цифровых подписей. Передовая технология интуитивно понятных устройств ввода Wacom использовалась для создания некоторых из самых захватывающих цифровых произведений искусства, фильмов, спецэффектов, моды и дизайна по всему миру и предоставляет бизнес-пользователям и домашним пользователям передовые технологии интерфейса для выражения их индивидуальности. Основан в 1983, Wacom — глобальная компания, базирующаяся в Японии (Токийская фондовая биржа 6727) с дочерними компаниями и филиалами по всему миру для поддержки маркетинга и распространения в более чем 150 странах.

Узнайте больше о Wacom

Вернуться к началу

А +
А

Как нарисовать женское лицо за 8 шагов

Сегодня вы узнаете как нарисовать женское лицо для начинающих художников. Так что, если у вас никогда не было удачного рисунка лица, этот пост в блоге изменит для вас правила игры.

Это сообщение в блоге, которое я бы посоветовал вам сохранить и просмотреть позже в качестве ссылки для ваших будущих рисунков.

Вы узнаете основные пропорции , ​​где и как разместить все черты лица , такие как нос, уши и губы.

СОБЕРИТЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ:

Чтобы начать обучение, вам необходимо иметь под рукой несколько вещей. Перед началом убедитесь, что вы готовы.

Получите следующие предметы: 

  • Карандаш HB
  • Карандаш 2B
  • Бумага для рисования 
  • Ластик

Все материалы собраны? Давайте начнем!

Как нарисовать женское лицо за 8 шагов?

Шаг 1: Нарисуйте контур лица и вспомогательные линии

Начните с наброска овала лица. Он должен иметь форму овального яйца , которое обычно более узкое к низу.

Это сильно различается от человека к человеку. Чтобы убедиться, что лицо именно такое, как вы хотите, запомните эту пропорцию:

Полуширина лица должна входить в лицо 3 раза.

Проведите линию посередине лица. Это поможет вам сохранить правильные пропорции во всем.

Далее разделим лицо на 4 равные части.

Каждая линия представляет линию роста волос, глаза, нос и рот.

Шаг 2: Нарисуйте глаза

Глаза рисовать сложнее всего. Новички обычно помещают их высоко на лоб, но на самом деле их 9.0307 прямо посередине лица .

На каком расстоянии должны быть глаза?

Типичная голова имеет ширину 5 глаз. Вы можете измерить это место линейкой и разделить результат на 5. В результате у вас получится измерение для 1 глаза.

Подробнее здесь: Как рисовать глаза для начинающих.

Шаг 3: Нарисуйте нос и брови

Носы также представляют собой сложную задачу. Так что помните это правило, ширина носа от начала одного глаза и другого.

У некоторых людей нос немного более узкий или более широкий, но это то, что характерно для большинства людей.

Итак, как рисовать брови?

Брови заканчиваются линией, проведенной от конца ширины носа до конца глаза. Таким образом очень легко найти конец брови.

Шаг 4: Нарисуйте губы

Чтобы определить длину губ, проведите линию от середины глаза вниз.

Ширина подбородка равна ширине носа.

От основания носа до линии подбородка вы можете найти, где расположить надбровные дуги верхней и нижней губ.

Середина губ расположена в ⅓ нижней части лица.

Шаг 5: Нарисуйте уши

Очень легко представить, что у людей маленькие уши.

На самом деле они довольно большие. Вот как их правильно расположить:

Уши расположены от линии бровей до кончика носа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *