Латынь движение жизнь: «Le mouvement c»ect la vie» (
Зачем латынь 21-му веку. Гость «Американского Часа»
Александр Генис: Классическим языкам не слишком везло в России. Не зря самый известным учителем их стал чеховский «Человек в футляре», мучивший учеников вымершей грамматикой. Постепенно во всем мире классические штудии перестали привлекать студентов. И их можно понять. Так, сохранилось предание об одном профессоре, начинавшим курс греческой трагедии словами «Еврипид интересен тем, что в его пьесах можно найти все глагольные исключения».
Не удивительно, что в ХХ веке изучение латыни и греческого стало казаться анахронизмом. Зато удивительно, что в 21-м столетии античная мода вернулась, захватив по пути и массовую культуру.
Уже на следующий год после событий 11 сентября «Нью-Йорк Таймс» констатировала: «Американский книжный рынок надевает тогу». И, действительно, в последующие за налетом террористов годы на читателя обрушился целый поток книг из римской истории. Причем, речь идет об очень разных книгах. Например, Майкл Форд предложил читателям добротный исторический роман «Боги и легионы». Тони Перроте выпустил путеводитель древнеримского туриста. Грегори Хэйс – новый перевод Марка Аврелия, книгу которого издательство «Рэндом-Хаус» разумно объявило «первым пособием по психотерапии». Но, пожалуй, интереснее всех с римской темой сейчас обходится Стивен Сэйлор. Он пишет серию детективных романов, в которых частный сыщик с характерным латинским именем Гордиан расследует уголовные дела, восстановленные по судебным речам Цицерона. (Замечу в скобках, что все эти книги наверняка нашли бы готовую аудиторию в России, где тоже оживился интересе к античной истории).
В чем же причина римской моды? Мода красноречива: поверхностные веяния поп-культуры всегда выдают подспудное движение более глубоких пластов жизни, залегающих в таинственной толще коллективного подсознания. Если Америка вновь рядится в тогу, значит, у нее на то есть причины, пусть даже сама она о них и не задумывается. Как иначе объяснить совсем уж неожиданный успех нескольких книг, посвященных уже не римской истории, а ее языку – изучению латыни?
Автор одной из таких книг сегодня — гость «Американского часа». Это — писатель и журналист, Харри Маунт. Его недавно вышедшая книга называется «Не теряйте времени. Добавьте в свою жизнь немного латыни». С автром-латинистом беседует наш корреспондент Ирина Савинова. Надо заметить, что этот разговор, как и все в эти горячие предвыборные дни, начался с политики: латынь и президенты.
Ирина Савинова: Из сегодняшних кандидатов в президенты никто не изучал латынь. Только Руди Джулиани, помышляя стать священником, поверхностно познакомился с «вечным» языком. Неужели, готовясь к политической карьере, кандидаты не видят необходимости обратиться к древним римлянам? Ведь раньше ситуация была иной.
Харри Маунт: Президент Джефферсон был просто одержим любовью к классической литературе. Свое знакомство с ней он начал в возрасте 9 лет в Монтиселло. Он верил, что изучение латыни и греческого – идеальное образование для молодежи, и, преследуя именно эту цель, впоследствии основал университет в Шарлоттсвиле, в штате Виргиния. Логично, что университет построен в стиле античной архитектуры.
В следующие 150 лет тридцать один из сорока американских президентов изучали латынь. Джон Кеннеди учил латынь даже не в одном, а в трех разных учебных заведениях. Большие способности к языку проявил Ричард Никсон. Джордж Буш-старший был активным членом студенческого братства «Власть, единство, истина» (» Auctoritas , Unitas , Veritas «). В последние годы практика обучения латыни в американских учебных заведениях совсем умерла.
Ирина Савинова: Для чего нам сегодня нужно знать латынь?
Харри Маунт: Сам я считаю, что, прежде всего, из-за красоты самого языка. Из-за его огромного влияния на литературу Западного мира. Все известные западно-европейские писатели знали латынь. Шекспир в 16-ом веке изучал латынь, и — в меньшем объеме – греческий язык, в маленькой школе в Стратфорде. Его произведения полны ссылок на классику и классические сюжеты.
Другой причиной, по которой следует учить латынь, является та, что латынь помогает лучше понять современный английский. И не потому, что два языка похожи, а потому, что в латинском есть явления, которых нет в английском, узнав которые, становится понятнее, из чего складывается язык. Узнав все особенности латыни, вы начинаете пользоваться английским с большей гибкостью, ибо знаете наизусть все правила грамматики и строго следуете им.
Ирина Савинова: Говорят, что в военной академии Вест-Пойнт большое внимание уделяют преподаванию классики. Почему?
Харри Маунт: Не знаю о точной причине, но смысл делать это определенно есть. И не только потому, что для кадетов важно перенимать опыт военных операций древних римлян и греков. И не только стратегию определенных битв и тактику ведения боев, но и красоту языка произведений, в которых описываются сражения с варварами. В старших классах школы Билл Клинтон просто не расставался с «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря, как известно, писавшего о многих военных кампаниях. Произведения о войнах, написанные римскими и греческими лидерами-полководцами, стали бесценными произведениями литературы.
Ирина Савинова: Со времен Джефферсона обучение латыни в школах продолжалось 150 лет. Что произошло позже?
Харри Маунт: В 1905 году в 56 процентах американских школ преподавали латынь. В 60-е годы произошел полный крах системы обучения древним языкам. К 1977 году только 6 тысяч студентов в Америке сдавали экзамен по латыни. Но в 2005 году экзамен сдавали уже почти 135 тысяч учащихся. Из этого не следует, что все станут Джефферсонами, но взгляд в прошлое помогает глубже и полнее понять настоящее: изучающим латынь становится заметна римская прослойка под кожей Западного мира. В последнее время опять наблюдается пробуждение интереса к изучению классики.
Ирина Савинова: Может ли это быть связано с событиями 11-го сентября?
Харри Маунт: Возможно, ибо последние несколько лет повсюду наблюдается возрождение интереса к изучению латыни и греческого языка. Возможно, из-за того, что стали больше уважать прочные и незыблемые вещи. Такие, как грамматика, например. Переоценили старомодные истины. Вот почему и моя книга «Не теряйте времени. Добавьте в свою жизнь немного латыни», и посвященная той же теме книга Линн Трасс «Ест, стреляет и уходит» пользуются сегодня в Америке популярностью.
Ирина Савинова: Чем лично вам дорога латынь?
Харри Маунт: Я полюбил латынь в школе, в возрасте 9 лет. Больше всего меня занимает почти математическая точность перевода с латинского на английский, и наоборот. Это — как решать уравнение. Нужно переставлять компоненты, переносить то, что в конце, в самое начало, потому что латинские глаголы стоят в конце предложения. Мне особенно нравятся точность и краткость латыни. Переводя с английского на латынь, мы избавляемся от большого числа английских слов. Это стимулирующее упражнение для ума – найти точное соответствие сказанному в обоих языках. Но один мертв, а другой – живой. И очень интересно отыскивать комбинации английских слов, которые могли бы описать что-то, чего нет в латинском тексте. Ведь в мертвый язык не добавишь новых слов. Переводя с латыни на английский, вы даете волю воображению, вы расширяете возможности оригинала, вводя вместо коротких латинских фраз много длинных английских.
Ирина Савинова: Как звучит латынь?
Харри Маунт: Многие из тех, кто говорят на латыни в Америке и в Англии, почему-то считают, что нужно говорить медленно, тщательно артикулируя каждое слово. Создается впечатление, что это какой-то скучный тяжеловесный язык. Это совершенно не так. Латынь звучит как ритмичное постукивание, тук-тук, тук-тук, это немного похоже на итальянский. Недавно на конференции в Риме, в которой я участвовал, один академик читал вслух Виргилия. Очень красиво, быстро и романтично. Создавалось впечатление, что влюбленный итальянец поет серенаду Софии Лорен где-то в Неаполе, а не читает древний классический текст. Я верю, что латынь так и должна звучать.
Ирина Савинова: У вас есть любимое латинское изречение?
Харри Маунт: Да. В «Энеиде» есть замечательное место. Это место многие любят. Фраза не только звучит красиво, но и по сей день у нее мощный смысл. Много раз на дню у нас возникают идеи, которые несколько тысяч лет назад возникли у римлян, но оформлены они были тогда гораздо красивее. Эней собирается основывать Рим, но его корабль терпит крушение, команда погибает. Эней и его верный друг Акест сидят на итальянском побережье, и Акест подбадривает Энея: «Когда-нибудь ты посмеешься над этим».
Античные афоризмы : Тематический сборник. — Минск : Вышэйшая школа, 1987
%PDF-1.5
%
1 0 obj
>
/Metadata 2 0 R
/PageLabels 3 0 R
/Pages 4 0 R
/StructTreeRoot 5 0 R
/Type /Catalog
>>
endobj
6 0 obj
/Title
/Author
>>
endobj
2 0 obj
>
stream
endstream
endobj
3 0 obj
>
endobj
4 0 obj
>
endobj
5 0 obj
>
endobj
7 0 obj
1136
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
/Type /Page
>>
endobj
12 0 obj
>
/Font >
/XObject >
>>
/Type /Page
>>
endobj
13 0 obj
>
/Font >
/XObject >
>>
/Type /Page
>>
endobj
14 0 obj
>
>>
/StructParents 0
/Type /Page
>>
endobj
15 0 obj
>
>>
/StructParents 1
/Type /Page
>>
endobj
16 0 obj
>
>>
/StructParents 2
/Type /Page
>>
endobj
17 0 obj
>
>>
/StructParents 3
/Type /Page
>>
endobj
18 0 obj
>
>>
/StructParents 4
/Type /Page
>>
endobj
19 0 obj
>
>>
/StructParents 5
/Type /Page
>>
endobj
20 0 obj
>
>>
/StructParents 6
/Type /Page
>>
endobj
21 0 obj
>
>>
/StructParents 7
/Type /Page
>>
endobj
22 0 obj
>
>>
/StructParents 8
/Type /Page
>>
endobj
23 0 obj
>
>>
/StructParents 9
/Type /Page
>>
endobj
24 0 obj
>
>>
/StructParents 10
/Type /Page
>>
endobj
25 0 obj
>
>>
/StructParents 11
/Type /Page
>>
endobj
26 0 obj
>
>>
/StructParents 12
/Type /Page
>>
endobj
27 0 obj
>
>>
/StructParents 13
/Type /Page
>>
endobj
28 0 obj
>
>>
/StructParents 14
/Type /Page
>>
endobj
29 0 obj
>
>>
/StructParents 15
/Type /Page
>>
endobj
30 0 obj
>
>>
/StructParents 16
/Type /Page
>>
endobj
31 0 obj
>
>>
/StructParents 17
/Type /Page
>>
endobj
32 0 obj
>
>>
/StructParents 18
/Type /Page
>>
endobj
33 0 obj
>
>>
/StructParents 19
/Type /Page
>>
endobj
34 0 obj
>
>>
/StructParents 20
/Type /Page
>>
endobj
35 0 obj
>
>>
/StructParents 21
/Type /Page
>>
endobj
36 0 obj
>
>>
/StructParents 22
/Type /Page
>>
endobj
37 0 obj
>
>>
/StructParents 23
/Type /Page
>>
endobj
38 0 obj
>
>>
/StructParents 24
/Type /Page
>>
endobj
39 0 obj
>
>>
/StructParents 25
/Type /Page
>>
endobj
40 0 obj
>
>>
/StructParents 26
/Type /Page
>>
endobj
41 0 obj
>
>>
/StructParents 27
/Type /Page
>>
endobj
42 0 obj
>
>>
/StructParents 28
/Type /Page
>>
endobj
43 0 obj
>
>>
/StructParents 29
/Type /Page
>>
endobj
44 0 obj
>
>>
/StructParents 30
/Type /Page
>>
endobj
45 0 obj
>
>>
/StructParents 31
/Type /Page
>>
endobj
46 0 obj
>
>>
/StructParents 32
/Type /Page
>>
endobj
47 0 obj
>
>>
/StructParents 33
/Type /Page
>>
endobj
48 0 obj
>
>>
/StructParents 34
/Type /Page
>>
endobj
49 0 obj
>
>>
/StructParents 35
/Type /Page
>>
endobj
50 0 obj
>
>>
/StructParents 36
/Type /Page
>>
endobj
51 0 obj
>
>>
/StructParents 37
/Type /Page
>>
endobj
52 0 obj
>
>>
/StructParents 38
/Type /Page
>>
endobj
53 0 obj
>
>>
/StructParents 39
/Type /Page
>>
endobj
54 0 obj
>
>>
/StructParents 40
/Type /Page
>>
endobj
55 0 obj
>
>>
/StructParents 41
/Type /Page
>>
endobj
56 0 obj
>
>>
/StructParents 42
/Type /Page
>>
endobj
57 0 obj
>
>>
/StructParents 43
/Type /Page
>>
endobj
58 0 obj
>
>>
/StructParents 44
/Type /Page
>>
endobj
59 0 obj
>
>>
/StructParents 45
/Type /Page
>>
endobj
60 0 obj
>
>>
/StructParents 46
/Type /Page
>>
endobj
61 0 obj
>
>>
/StructParents 47
/Type /Page
>>
endobj
62 0 obj
>
>>
/StructParents 48
/Type /Page
>>
endobj
63 0 obj
>
>>
/StructParents 49
/Type /Page
>>
endobj
64 0 obj
>
>>
/StructParents 50
/Type /Page
>>
endobj
65 0 obj
>
>>
/StructParents 51
/Type /Page
>>
endobj
66 0 obj
>
>>
/StructParents 52
/Type /Page
>>
endobj
67 0 obj
>
>>
/StructParents 53
/Type /Page
>>
endobj
68 0 obj
>
>>
/StructParents 54
/Type /Page
>>
endobj
69 0 obj
>
>>
/StructParents 55
/Type /Page
>>
endobj
70 0 obj
>
>>
/StructParents 56
/Type /Page
>>
endobj
71 0 obj
>
>>
/StructParents 57
/Type /Page
>>
endobj
72 0 obj
>
>>
/StructParents 58
/Type /Page
>>
endobj
73 0 obj
>
>>
/StructParents 59
/Type /Page
>>
endobj
74 0 obj
>
>>
/StructParents 60
/Type /Page
>>
endobj
75 0 obj
>
>>
/StructParents 61
/Type /Page
>>
endobj
76 0 obj
>
>>
/StructParents 62
/Type /Page
>>
endobj
77 0 obj
>
>>
/StructParents 63
/Type /Page
>>
endobj
78 0 obj
>
>>
/StructParents 64
/Type /Page
>>
endobj
79 0 obj
>
>>
/StructParents 65
/Type /Page
>>
endobj
80 0 obj
>
>>
/StructParents 66
/Type /Page
>>
endobj
81 0 obj
>
>>
/StructParents 67
/Type /Page
>>
endobj
82 0 obj
>
>>
/StructParents 68
/Type /Page
>>
endobj
83 0 obj
>
>>
/StructParents 69
/Type /Page
>>
endobj
84 0 obj
>
>>
/StructParents 70
/Type /Page
>>
endobj
85 0 obj
>
>>
/StructParents 71
/Type /Page
>>
endobj
86 0 obj
>
>>
/StructParents 72
/Type /Page
>>
endobj
87 0 obj
>
>>
/StructParents 73
/Type /Page
>>
endobj
88 0 obj
>
>>
/StructParents 74
/Type /Page
>>
endobj
89 0 obj
>
>>
/StructParents 75
/Type /Page
>>
endobj
90 0 obj
>
>>
/StructParents 76
/Type /Page
>>
endobj
91 0 obj
>
>>
/StructParents 77
/Type /Page
>>
endobj
92 0 obj
>
>>
/StructParents 78
/Type /Page
>>
endobj
93 0 obj
>
>>
/StructParents 79
/Type /Page
>>
endobj
94 0 obj
>
>>
/StructParents 80
/Type /Page
>>
endobj
95 0 obj
>
>>
/StructParents 81
/Type /Page
>>
endobj
96 0 obj
>
>>
/StructParents 82
/Type /Page
>>
endobj
97 0 obj
>
>>
/StructParents 83
/Type /Page
>>
endobj
98 0 obj
>
>>
/StructParents 84
/Type /Page
>>
endobj
99 0 obj
>
>>
/StructParents 85
/Type /Page
>>
endobj
100 0 obj
>
>>
/StructParents 86
/Type /Page
>>
endobj
101 0 obj
>
>>
/StructParents 87
/Type /Page
>>
endobj
102 0 obj
>
>>
/StructParents 88
/Type /Page
>>
endobj
103 0 obj
>
>>
/StructParents 89
/Type /Page
>>
endobj
104 0 obj
>
>>
/StructParents 90
/Type /Page
>>
endobj
105 0 obj
>
>>
/StructParents 91
/Type /Page
>>
endobj
106 0 obj
>
>>
/StructParents 92
/Type /Page
>>
endobj
107 0 obj
>
>>
/StructParents 93
/Type /Page
>>
endobj
108 0 obj
>
>>
/StructParents 94
/Type /Page
>>
endobj
109 0 obj
>
>>
/StructParents 95
/Type /Page
>>
endobj
110 0 obj
>
>>
/StructParents 96
/Type /Page
>>
endobj
111 0 obj
>
>>
/StructParents 97
/Type /Page
>>
endobj
112 0 obj
>
>>
/StructParents 98
/Type /Page
>>
endobj
113 0 obj
>
>>
/StructParents 99
/Type /Page
>>
endobj
114 0 obj
>
>>
/StructParents 100
/Type /Page
>>
endobj
115 0 obj
>
>>
/StructParents 101
/Type /Page
>>
endobj
116 0 obj
>
>>
/StructParents 102
/Type /Page
>>
endobj
117 0 obj
>
>>
/StructParents 103
/Type /Page
>>
endobj
118 0 obj
>
>>
/StructParents 104
/Type /Page
>>
endobj
119 0 obj
>
>>
/StructParents 105
/Type /Page
>>
endobj
120 0 obj
>
>>
/StructParents 106
/Type /Page
>>
endobj
121 0 obj
>
>>
/StructParents 107
/Type /Page
>>
endobj
122 0 obj
>
>>
/StructParents 108
/Type /Page
>>
endobj
123 0 obj
>
>>
/StructParents 109
/Type /Page
>>
endobj
124 0 obj
>
>>
/StructParents 110
/Type /Page
>>
endobj
125 0 obj
>
>>
/StructParents 111
/Type /Page
>>
endobj
126 0 obj
>
>>
/StructParents 112
/Type /Page
>>
endobj
127 0 obj
>
>>
/StructParents 113
/Type /Page
>>
endobj
128 0 obj
>
>>
/StructParents 114
/Type /Page
>>
endobj
129 0 obj
>
>>
/StructParents 115
/Type /Page
>>
endobj
130 0 obj
>
>>
/StructParents 116
/Type /Page
>>
endobj
131 0 obj
>
>>
/StructParents 117
/Type /Page
>>
endobj
132 0 obj
>
>>
/StructParents 118
/Type /Page
>>
endobj
133 0 obj
>
>>
/StructParents 119
/Type /Page
>>
endobj
134 0 obj
>
>>
/StructParents 120
/Type /Page
>>
endobj
135 0 obj
>
>>
/StructParents 121
/Type /Page
>>
endobj
136 0 obj
>
>>
/StructParents 122
/Type /Page
>>
endobj
137 0 obj
>
>>
/StructParents 123
/Type /Page
>>
endobj
138 0 obj
>
>>
/StructParents 124
/Type /Page
>>
endobj
139 0 obj
>
>>
/StructParents 125
/Type /Page
>>
endobj
140 0 obj
>
>>
/StructParents 126
/Type /Page
>>
endobj
141 0 obj
>
>>
/StructParents 127
/Type /Page
>>
endobj
142 0 obj
>
>>
/StructParents 128
/Type /Page
>>
endobj
143 0 obj
>
>>
/StructParents 129
/Type /Page
>>
endobj
144 0 obj
>
>>
/StructParents 130
/Type /Page
>>
endobj
145 0 obj
>
>>
/StructParents 131
/Type /Page
>>
endobj
146 0 obj
>
>>
/StructParents 132
/Type /Page
>>
endobj
147 0 obj
>
>>
/StructParents 133
/Type /Page
>>
endobj
148 0 obj
>
>>
/StructParents 134
/Type /Page
>>
endobj
149 0 obj
>
>>
/StructParents 135
/Type /Page
>>
endobj
150 0 obj
>
>>
/StructParents 136
/Type /Page
>>
endobj
151 0 obj
>
>>
/StructParents 137
/Type /Page
>>
endobj
152 0 obj
>
>>
/StructParents 138
/Type /Page
>>
endobj
153 0 obj
>
>>
/StructParents 139
/Type /Page
>>
endobj
154 0 obj
>
>>
/StructParents 140
/Type /Page
>>
endobj
155 0 obj
>
>>
/StructParents 141
/Type /Page
>>
endobj
156 0 obj
>
>>
/StructParents 142
/Type /Page
>>
endobj
157 0 obj
>
>>
/StructParents 143
/Type /Page
>>
endobj
158 0 obj
>
>>
/StructParents 144
/Type /Page
>>
endobj
159 0 obj
>
>>
/StructParents 145
/Type /Page
>>
endobj
160 0 obj
>
>>
/StructParents 146
/Type /Page
>>
endobj
161 0 obj
>
>>
/StructParents 147
/Type /Page
>>
endobj
162 0 obj
>
>>
/StructParents 148
/Type /Page
>>
endobj
163 0 obj
>
>>
/StructParents 149
/Type /Page
>>
endobj
164 0 obj
>
>>
/StructParents 150
/Type /Page
>>
endobj
165 0 obj
>
>>
/StructParents 151
/Type /Page
>>
endobj
166 0 obj
>
>>
/StructParents 152
/Type /Page
>>
endobj
167 0 obj
>
>>
/StructParents 153
/Type /Page
>>
endobj
168 0 obj
>
>>
/StructParents 154
/Type /Page
>>
endobj
169 0 obj
>
>>
/StructParents 155
/Type /Page
>>
endobj
170 0 obj
>
>>
/StructParents 156
/Type /Page
>>
endobj
171 0 obj
>
>>
/StructParents 157
/Type /Page
>>
endobj
172 0 obj
>
>>
/StructParents 158
/Type /Page
>>
endobj
173 0 obj
>
>>
/StructParents 159
/Type /Page
>>
endobj
174 0 obj
>
>>
/StructParents 160
/Type /Page
>>
endobj
175 0 obj
>
>>
/StructParents 161
/Type /Page
>>
endobj
176 0 obj
>
>>
/StructParents 162
/Type /Page
>>
endobj
177 0 obj
>
>>
/StructParents 163
/Type /Page
>>
endobj
178 0 obj
>
>>
/StructParents 164
/Type /Page
>>
endobj
179 0 obj
>
>>
/StructParents 165
/Type /Page
>>
endobj
180 0 obj
>
>>
/StructParents 166
/Type /Page
>>
endobj
181 0 obj
>
>>
/StructParents 167
/Type /Page
>>
endobj
182 0 obj
>
>>
/StructParents 168
/Type /Page
>>
endobj
183 0 obj
>
>>
/StructParents 169
/Type /Page
>>
endobj
184 0 obj
>
>>
/StructParents 170
/Type /Page
>>
endobj
185 0 obj
>
>>
/StructParents 171
/Type /Page
>>
endobj
186 0 obj
>
>>
/StructParents 172
/Type /Page
>>
endobj
187 0 obj
>
>>
/StructParents 173
/Type /Page
>>
endobj
188 0 obj
>
>>
/StructParents 174
/Type /Page
>>
endobj
189 0 obj
>
>>
/StructParents 175
/Type /Page
>>
endobj
190 0 obj
>
>>
/StructParents 176
/Type /Page
>>
endobj
191 0 obj
>
>>
/StructParents 177
/Type /Page
>>
endobj
192 0 obj
>
>>
/StructParents 178
/Type /Page
>>
endobj
193 0 obj
>
>>
/StructParents 179
/Type /Page
>>
endobj
194 0 obj
>
>>
/StructParents 180
/Type /Page
>>
endobj
195 0 obj
>
>>
/StructParents 181
/Type /Page
>>
endobj
196 0 obj
>
>>
/StructParents 182
/Type /Page
>>
endobj
197 0 obj
>
>>
/StructParents 183
/Type /Page
>>
endobj
198 0 obj
>
>>
/StructParents 184
/Type /Page
>>
endobj
199 0 obj
>
>>
/StructParents 185
/Type /Page
>>
endobj
200 0 obj
>
>>
/StructParents 186
/Type /Page
>>
endobj
201 0 obj
>
>>
/StructParents 187
/Type /Page
>>
endobj
202 0 obj
>
>>
/StructParents 188
/Type /Page
>>
endobj
203 0 obj
>
>>
/StructParents 189
/Type /Page
>>
endobj
204 0 obj
>
>>
/StructParents 190
/Type /Page
>>
endobj
205 0 obj
>
>>
/StructParents 191
/Type /Page
>>
endobj
206 0 obj
>
>>
/StructParents 192
/Type /Page
>>
endobj
207 0 obj
>
>>
/StructParents 193
/Type /Page
>>
endobj
208 0 obj
>
>>
/StructParents 194
/Type /Page
>>
endobj
209 0 obj
>
>>
/StructParents 195
/Type /Page
>>
endobj
210 0 obj
>
>>
/StructParents 196
/Type /Page
>>
endobj
211 0 obj
>
>>
/StructParents 197
/Type /Page
>>
endobj
212 0 obj
>
>>
/StructParents 198
/Type /Page
>>
endobj
213 0 obj
>
>>
/StructParents 199
/Type /Page
>>
endobj
214 0 obj
>
>>
/StructParents 200
/Type /Page
>>
endobj
215 0 obj
>
>>
/StructParents 201
/Type /Page
>>
endobj
216 0 obj
>
>>
/StructParents 202
/Type /Page
>>
endobj
217 0 obj
>
>>
/StructParents 203
/Type /Page
>>
endobj
218 0 obj
>
>>
/StructParents 204
/Type /Page
>>
endobj
219 0 obj
>
>>
/StructParents 205
/Type /Page
>>
endobj
220 0 obj
>
>>
/StructParents 206
/Type /Page
>>
endobj
221 0 obj
>
>>
/StructParents 207
/Type /Page
>>
endobj
222 0 obj
>
>>
/StructParents 208
/Type /Page
>>
endobj
223 0 obj
>
>>
/StructParents 209
/Type /Page
>>
endobj
224 0 obj
>
>>
/StructParents 210
/Type /Page
>>
endobj
225 0 obj
>
>>
/StructParents 211
/Type /Page
>>
endobj
226 0 obj
>
>>
/StructParents 212
/Type /Page
>>
endobj
227 0 obj
>
>>
/StructParents 213
/Type /Page
>>
endobj
228 0 obj
>
>>
/StructParents 214
/Type /Page
>>
endobj
229 0 obj
>
>>
/StructParents 215
/Type /Page
>>
endobj
230 0 obj
>
>>
/StructParents 216
/Type /Page
>>
endobj
231 0 obj
>
>>
/StructParents 217
/Type /Page
>>
endobj
232 0 obj
>
>>
/StructParents 218
/Type /Page
>>
endobj
233 0 obj
>
>>
/StructParents 219
/Type /Page
>>
endobj
234 0 obj
>
>>
/StructParents 220
/Type /Page
>>
endobj
235 0 obj
>
>>
/StructParents 221
/Type /Page
>>
endobj
236 0 obj
>
>>
/StructParents 222
/Type /Page
>>
endobj
237 0 obj
>
>>
/StructParents 223
/Type /Page
>>
endobj
238 0 obj
>
>>
/StructParents 224
/Type /Page
>>
endobj
239 0 obj
>
>>
/StructParents 225
/Type /Page
>>
endobj
240 0 obj
>
>>
/StructParents 226
/Type /Page
>>
endobj
241 0 obj
>
>>
/StructParents 227
/Type /Page
>>
endobj
242 0 obj
>
>>
/StructParents 228
/Type /Page
>>
endobj
243 0 obj
>
>>
/StructParents 229
/Type /Page
>>
endobj
244 0 obj
>
>>
/StructParents 230
/Type /Page
>>
endobj
245 0 obj
>
>>
/StructParents 231
/Type /Page
>>
endobj
246 0 obj
>
>>
/StructParents 232
/Type /Page
>>
endobj
247 0 obj
>
>>
/StructParents 233
/Type /Page
>>
endobj
248 0 obj
>
>>
/StructParents 234
/Type /Page
>>
endobj
249 0 obj
>
>>
/StructParents 235
/Type /Page
>>
endobj
250 0 obj
>
>>
/StructParents 236
/Type /Page
>>
endobj
251 0 obj
>
>>
/StructParents 237
/Type /Page
>>
endobj
252 0 obj
>
>>
/StructParents 238
/Type /Page
>>
endobj
253 0 obj
>
>>
/StructParents 239
/Type /Page
>>
endobj
254 0 obj
>
>>
/StructParents 240
/Type /Page
>>
endobj
255 0 obj
>
>>
/StructParents 241
/Type /Page
>>
endobj
256 0 obj
>
>>
/StructParents 242
/Type /Page
>>
endobj
257 0 obj
>
>>
/StructParents 243
/Type /Page
>>
endobj
258 0 obj
>
>>
/StructParents 244
/Type /Page
>>
endobj
259 0 obj
>
>>
/StructParents 245
/Type /Page
>>
endobj
260 0 obj
>
>>
/StructParents 246
/Type /Page
>>
endobj
261 0 obj
>
>>
/StructParents 247
/Type /Page
>>
endobj
262 0 obj
>
>>
/StructParents 248
/Type /Page
>>
endobj
263 0 obj
>
>>
/StructParents 249
/Type /Page
>>
endobj
264 0 obj
>
>>
/StructParents 250
/Type /Page
>>
endobj
265 0 obj
>
>>
/StructParents 251
/Type /Page
>>
endobj
266 0 obj
>
>>
/StructParents 252
/Type /Page
>>
endobj
267 0 obj
>
>>
/StructParents 253
/Type /Page
>>
endobj
268 0 obj
>
>>
/StructParents 254
/Type /Page
>>
endobj
269 0 obj
>
>>
/StructParents 255
/Type /Page
>>
endobj
270 0 obj
>
>>
/StructParents 256
/Type /Page
>>
endobj
271 0 obj
>
>>
/StructParents 257
/Type /Page
>>
endobj
272 0 obj
>
>>
/StructParents 258
/Type /Page
>>
endobj
273 0 obj
>
>>
/StructParents 259
/Type /Page
>>
endobj
274 0 obj
>
>>
/StructParents 260
/Type /Page
>>
endobj
275 0 obj
>
>>
/StructParents 261
/Type /Page
>>
endobj
276 0 obj
>
>>
/StructParents 262
/Type /Page
>>
endobj
277 0 obj
>
>>
/StructParents 263
/Type /Page
>>
endobj
278 0 obj
>
>>
/StructParents 264
/Type /Page
>>
endobj
279 0 obj
>
>>
/StructParents 265
/Type /Page
>>
endobj
280 0 obj
>
>>
/StructParents 266
/Type /Page
>>
endobj
281 0 obj
>
>>
/StructParents 267
/Type /Page
>>
endobj
282 0 obj
>
>>
/StructParents 268
/Type /Page
>>
endobj
283 0 obj
>
>>
/StructParents 269
/Type /Page
>>
endobj
284 0 obj
>
>>
/StructParents 270
/Type /Page
>>
endobj
285 0 obj
>
>>
/StructParents 271
/Type /Page
>>
endobj
286 0 obj
>
>>
/StructParents 272
/Type /Page
>>
endobj
287 0 obj
>
>>
/StructParents 273
/Type /Page
>>
endobj
288 0 obj
>
>>
/StructParents 274
/Type /Page
>>
endobj
289 0 obj
>
>>
/StructParents 275
/Type /Page
>>
endobj
290 0 obj
>
>>
/StructParents 276
/Type /Page
>>
endobj
291 0 obj
>
>>
/StructParents 277
/Type /Page
>>
endobj
292 0 obj
>
>>
/StructParents 278
/Type /Page
>>
endobj
293 0 obj
>
>>
/StructParents 279
/Type /Page
>>
endobj
294 0 obj
>
>>
/StructParents 280
/Type /Page
>>
endobj
295 0 obj
>
>>
/StructParents 281
/Type /Page
>>
endobj
296 0 obj
>
>>
/StructParents 282
/Type /Page
>>
endobj
297 0 obj
>
>>
/StructParents 283
/Type /Page
>>
endobj
298 0 obj
>
>>
/StructParents 284
/Type /Page
>>
endobj
299 0 obj
>
>>
/StructParents 285
/Type /Page
>>
endobj
300 0 obj
>
>>
/StructParents 286
/Type /Page
>>
endobj
301 0 obj
>
>>
/StructParents 287
/Type /Page
>>
endobj
302 0 obj
>
>>
/StructParents 288
/Type /Page
>>
endobj
303 0 obj
>
>>
/StructParents 289
/Type /Page
>>
endobj
304 0 obj
>
>>
/StructParents 290
/Type /Page
>>
endobj
305 0 obj
>
>>
/StructParents 291
/Type /Page
>>
endobj
306 0 obj
>
>>
/StructParents 292
/Type /Page
>>
endobj
307 0 obj
>
>>
/StructParents 293
/Type /Page
>>
endobj
308 0 obj
>
>>
/StructParents 294
/Type /Page
>>
endobj
309 0 obj
>
>>
/StructParents 295
/Type /Page
>>
endobj
310 0 obj
>
>>
/StructParents 296
/Type /Page
>>
endobj
311 0 obj
>
>>
/StructParents 297
/Type /Page
>>
endobj
312 0 obj
>
>>
/StructParents 298
/Type /Page
>>
endobj
313 0 obj
>
>>
/StructParents 299
/Type /Page
>>
endobj
314 0 obj
>
>>
/StructParents 300
/Type /Page
>>
endobj
315 0 obj
>
>>
/StructParents 301
/Type /Page
>>
endobj
316 0 obj
>
>>
/StructParents 302
/Type /Page
>>
endobj
317 0 obj
>
>>
/StructParents 303
/Type /Page
>>
endobj
318 0 obj
>
>>
/StructParents 304
/Type /Page
>>
endobj
319 0 obj
>
>>
/StructParents 305
/Type /Page
>>
endobj
320 0 obj
>
>>
/StructParents 306
/Type /Page
>>
endobj
321 0 obj
>
>>
/StructParents 307
/Type /Page
>>
endobj
322 0 obj
>
>>
/StructParents 308
/Type /Page
>>
endobj
323 0 obj
>
>>
/StructParents 309
/Type /Page
>>
endobj
324 0 obj
>
>>
/StructParents 310
/Type /Page
>>
endobj
325 0 obj
>
>>
/StructParents 311
/Type /Page
>>
endobj
326 0 obj
>
>>
/StructParents 312
/Type /Page
>>
endobj
327 0 obj
>
>>
/StructParents 313
/Type /Page
>>
endobj
328 0 obj
>
>>
/StructParents 314
/Type /Page
>>
endobj
329 0 obj
>
>>
/StructParents 315
/Type /Page
>>
endobj
330 0 obj
>
>>
/StructParents 316
/Type /Page
>>
endobj
331 0 obj
>
>>
/StructParents 317
/Type /Page
>>
endobj
332 0 obj
>
>>
/StructParents 318
/Type /Page
>>
endobj
333 0 obj
>
>>
/StructParents 319
/Type /Page
>>
endobj
334 0 obj
>
/Font >
/XObject >
>>
/Type /Page
>>
endobj
335 0 obj
>
/Font >
/XObject >
>>
/Type /Page
>>
endobj
336 0 obj
>
/Type /Page
>>
endobj
337 0 obj
>
endobj
338 0 obj
>
endobj
339 0 obj
>
stream
xmMo1[|,O»#8VsXyۯ33|Z`’ 4. &(DA~
Living Latin – часто задаваемые вопросы и развенчание мифов! – QUINQUENNIUM
Движение «Живая латынь» представляет собой подход к латыни, рассматривающий ее как естественный человеческий язык; в результате он направлен на возрождение языка в его разговорной форме. Все больше и больше факультетов классики включают «Живую латынь» в свои учебные программы; некоторые даже преподают латынь в стиле, похожем на факультеты MFL, о которых мы еще услышим в будущем. В качестве вступления Фергус Уолш и Рэйчел Пламмер любезно согласились представить следующие вопросы и ответы: как всегда, оставьте комментарий ниже, чтобы сообщить нам, собираетесь ли вы использовать «Живую латынь» в своих школах, или, если вы уже используете ее, как это помогло вашему учению!
Вопросы Фергуса Уолша, основателя Circulus Dunelmensis, Университет Дарема
Ответы Рэйчел Пламмер, преподавателя классики в школе Даун Хаус
1. Вы вообще не преподаете грамматику? Как вы можете выучить язык без каких-либо явных инструкций по грамматике?
На латыни далеко не уедешь, если не будешь знать хотя бы немного грамматики, так что да, конечно, мы ее учим! Разница в том, что фокус находится на понимать язык, а не расшифровывать запутанную массу окончаний существительных, времен глаголов и путаного синтаксиса. Вам не нужно пытаться преподавать грамматику на латыни, если вы думаете, что ваши ученики ее не поймут — научите их на английском, если хотите, а затем вернитесь к разговорной речи и чтению на латыни, зная, что теперь они лучше владеют грамматикой. осознание содержания текста, что приводит к более глубокому пониманию.
Если вы действительно хотите обучать говорению только на латыни, вам и вашим ученикам будет полезен учебник, предназначенный для этой цели, например, 9 Урберга.0005 Lingua Latina per se Illustrata . Я думаю, что было бы значительно сложнее эффективно излагать грамматику, не имея доступа к необходимым грамматическим терминам в учебнике, который лежит перед вами.
2. Позволяет ли использование и знание латинского словаря, необходимого для разговора о повседневной жизни, читать Вергилия и Цезаря?
Это зависит от того, чем вы занимаетесь в повседневной жизни. Если провести выходные, покоряя Галлию и разделив ее на partes tres , то Цезарь вам очень поможет! Для остальных из нас будет разница в словарном запасе, необходимом для обсуждения нашей обычной жизни, но есть значительное пересечение. Это также зависит от латинского текста, который вы читаете, и выбора, сделанного автором с точки зрения лексики и регистра.
При рассмотрении этого вопроса следует помнить, почему вы используете разговорную латынь для обучения своих учеников? Если это потому, что вы хотите, чтобы они наслаждались вашими уроками и были в восторге от изучения языка, возможно, Вергилий в любом случае не лучшее место для начала. Немногие ученики 7 класса начинают уроки латыни с желанием прочитать Энеида — наверное, еще не знают, что это такое. По моему опыту, им понравится урок латыни с увлеченным учителем, который дает им возможность общаться и взаимодействовать со своим классом на новом языке. Вергилий может прийти позже, когда они научатся любить язык.
3. Должен ли учитель, который хочет использовать коммуникативную педагогику на своих уроках, свободно владеть латынью?
Абсолютно нет! Разговорная латынь с младшими учениками обязательно будет ограничена по объему, поэтому для начала не нужно, чтобы ваша собственная разговорная латынь была намного более продвинутой, чем эта. Помните также, что если вы учитель латыни, вы уже свободно владеете латынью — просто не произносите ее вслух. Нужно улучшать не беглость речи или лингвистические знания, вам просто нужно практиковаться в говорении на латыни, а не читать или писать перевод.
По моему опыту, лучший способ улучшить свои разговорные навыки латыни — посетить мероприятие с погружением, например, летнюю школу. Latinitium ведет список возможностей, и я лично могу порекомендовать те, что в Познани (Польша) и Корке (Ирландия). Также следите за событиями в ARLT: оба автора этой статьи надеются предложить мероприятие по разговорной латыни в своей летней школе 2021 года.
4. Не требуется ли больше времени, чтобы научиться читать классическую литературу, если кого-то обучают коммуникативно, а не методом грамматики-перевода?
На этот вопрос сложно ответить, потому что очень мало людей выучили латынь исключительно коммуникативным методом. Мне кажется, что для изучающих коммуникативную латынь было бы быстрее понять смысл литературы, потому что в центре общения находится передача смысла.
Я обнаружил, что обучение с помощью так называемого метода грамматики-перевода позволило мне расшифровать отдельные слова в фрагменте текста и произвести перевод на английский язык, и я могу делать это довольно успешно, не имея ни малейшего представления о том, что автор пытался общаться.
Только после того, как я начал говорить на латыни, мое желание узнать значение текста превзошло мою потребность выяснить, как согласуются окончания существительных и глаголов. Для меня это лучший способ получить доступ к оригинальным латинским текстам, что, в конечном счете, мы хотим, чтобы наши студенты A-level и студенты университетов могли делать.
5. Коммуникативное преподавание латыни приобрело некоторую популярность среди учителей в Соединенных Штатах, но в американской школьной системе нет такого же публичного экзамена по латыни, как GCSE или A Level в Соединенном Королевстве; Может ли знание латыни улучшить оценку учащегося на экзаменах GCSE или A Level по латыни?
Это очень важный вопрос в контексте того, что Великобритания уделяет большое внимание экзаменационным оценкам, а не учебному пути учащегося. В последние годы мне было очень трудно найти место для введения коммуникативной латыни в моем классе. Трудно оправдать затраты времени на расширение того, как мы используем латынь, когда в экзаменах по латыни на GCSE или A-level нет устных или слуховых элементов и, следовательно, нет очевидной прямой пользы для оценки учащегося.
Тем не менее, я считаю, что мы также должны следить за количеством студентов, выбравших латынь или греческий язык на экзаменах GCSE и A-level, а также за тем, как мы набираем студентов по нашему предмету. Студенты действительно выбирают свои предметы, основываясь не только на планах будущей карьеры, но и на том, какие уроки им больше всего нравятся и какие учителя вызывают у них наибольший энтузиазм в отношении их обучения. Если оживление ваших уроков путем введения разговорной латыни приведет к лучшему обучению, тогда учащиеся получат удовольствие от уроков латыни, и это может привести к повышению мотивации к изучению предмета и косвенно положительно повлиять на их экзаменационную оценку.
Летняя школа латыни JACT, 2019 г.
Если вам нужна дополнительная информация о преимуществах живой латыни и некоторые идеи о том, как вы могли бы внедрить ее в свой класс, вы можете найти полезную следующую статью: Достоинство разнообразия: открывая двери для Расширение педагогической практики в школах и университетах Великобритании | Журнал Классического Преподавания | Cambridge Core
SALVI | Biduum Georgianum
ЭТО МЕРОПРИЯТИЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ.
ВЕРНИТЕСЬ ОСЕНЬЮ 18 ГОДА, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О СЛЕДУЮЩЕМ 9 ГОДУ0005 БИДУМ ГРУЗИНСКИЙ .
SALVI ( Septentriale Americanum Latinitatis Vivae Institutum , также известный как Североамериканский институт живой латыни) рада объявить о появлении Biduum Georgianum , семинара выходного дня по погружению в латынь! Наш расслабляющий и захватывающий трехдневный праздник разговорной латыни пройдет на курорте Twin Rivers в прекрасной Северной Джорджии.
Люди, говорящие на латыни, соберутся вместе, чтобы говорить, готовить, играть и учиться вместе, наслаждаться костром и сальтатио, совершать прогулку по реке Соке, исследовать природу и объединяться в больших и малых группах для дальнейшего развития. наши навыки латыни.
Особенности этого Biduum :
- поддерживающая среда, свободная от запугивания, как всегда
- полное погружение в латынь
- энергичные упражнения и занятия
- знакомство с латынью с точки зрения ученика
- 6 900 возможности участвовать в содержательной дискуссии
- методы, которые вы можете сразу применить в классе
- повседневная жизнь на латыни
- доступ к древней культуре на латыни
- литературные чтения, прочитанные и представленные на латыни
- педагогические дискуссии
- игры для разных стилей обучения
- возможность готовить на латыни при поддержке сотрудников SALVI
- встреча со старыми и новыми друзьями, создание сообщества вместе
Biduum Georgianum предназначен для двух групп людей: это знакомство с латынью для опытных носителей языка, которые хотели бы освежиться и насладиться латынью в обстановке полного погружения перед суетой окончания школы. год. Он также предлагает сокращенную возможность для любопытных ораторов или людей, плохо знакомых с разговорной латынью, окунуться в воду, не тратя на это целую неделю. Biduum — отличное знакомство с тем, каким будет Rusticatio этим летом — возвращайтесь и присоединяйтесь к нам!
Даты программы: 6–8 апреля 2018 г.
Прибытие: пятница, 6 апреля, 14:30–17:30
Отправление: воскресенье, 8 апреля, с 12:00 до 15:00 имеют право посещать этот семинар, если вы закончили среднюю школу, вам исполнилось 18 лет и вы уже выучили латынь. Это может означать, что вы выучили его только на бумаге и хотите активно владеть разговорной латынью, или что вы уже познакомились с разговорной латынью и хотите продолжить это. Biduum не является вводным курсом латыни и не предназначен для людей, не знающих языка. Как правило, люди закончили, как минимум, два года традиционной латыни в колледже или четыре года латинской программы в средней школе. Не обязательно иметь предыдущий опыт общения на латыни.