Кто придумал ктулху: Откуда пришел Ктулху?

Откуда пришел Ктулху?

Среди всех чудовищ, богов и демонов, созданных фантазией Говарда Филлипса Лавкрафта, Ктулху занимает особое место. Именно рассказ «Зов Ктулху» принято считать первым кирпичиком уникальной авторской мифологии, вдохновившей как самого Лавкрафта, так и многочисленных последователей. Сейчас «Мифы Ктулху» можно признать настоящим явлением, ставшим основой для множества литературных произведений, фильмов, компьютерных игр, философских эссе и оккультных концепций. Мало кто из писателей может похвастаться тем, что создал столь «живучую» мифологию.

Хотя пантеон Великих Древних в настоящее время неимоверно разросся, центральной его фигурой без сомнения остается Ктулху. Внеземное, неизмеримо могущественное и столь же «злое» чудовище, спящее в затонувшем городе, но даже из пучины поддерживающее связь со своими поклонниками и насылающее безумие на все человечество. Большинство Великих Древних с тех пор представлялись примерно схожими: нечто «огромное, бесформенное, слизистое», иногда с крыльями, в большинстве случаев — с щупальцами, столь же могущественное, сколь и чуждое человечеству, находящееся вне моральных норм, которые обычно люди приписывают богам и демонам.

Могло ли подобное божество, равно как и весь лавкрафтовский пантеон, быть созданным исключительно фантазией одного человека, пусть даже и такого, как Говард наш Филлипс? При всем уважении к Мэтру, в этом есть сомнения.

Истоки вдохновения Лавкрафта обычно ищут в литературных образах. Так, автор одной из наиболее подробных биографий Лавкрафта, Сунанд Джоши, в качестве оных называет рассказ Ги де Мопассана «Орля» и роман Абрахама Меррита «Лунная заводь», а также теософские труды. Другие вспоминают стихотворение Теннисона «Кракен», повествующее об огромном чудовище, дремлющем в морской пучине, чтобы проснуться перед концом света. Влияние этих, как и ряда других, образов на творчество Лавкрафта вполне вероятно — однако недостаточно, чтобы создать столь богатую и целостную мифологию. Вспомним Толкиена — британский профессор, человек энциклопедических познаний, при создании своего мира опирался на мощнейший пласт германской и кельтской мифологии, дополненной к тому же христианским мировоззрением автора. Мог ли Лавкрафт, также человек широчайшей эрудиции, опираться на какие-то мифологические образы? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Начнем с региона, в котором сам Лавкрафт располагает местопребывание Р’льеха и спящего в нем Ктулху — с Океании. Напомним, что баркас, на котором моряк Йохансен натыкается на поднявшийся из пучины древний город, вышел из Окленда в Новой Зеландии, а корабль «культистов» «Бдительная», как упоминается в рассказе, «курсировал между островами Тихого океана». Есть ли в мифах здешних народов что-то, похожее на Великого Ктулху? Возможно, что и есть!

Среди всех народов Океании самыми развитыми мифологическими представлениями обладали полинезийцы с их достаточно сложным пантеоном богов. Среди них был Каналоа (Тангароа, Таароа, Тагалоа) — один из четырех главных богов полинезийской мифологии наряду с Тане (Кане), Ронго (Лоно) и Ку (Ту). Под разными именами эти боги были известны всей Полинезии, однако их значимость в общей картине мироздания могла варьироваться от острова к острову. Тангароа, например, представлялся то как верховный бог, творец Вселенной, то как «темный двойник» благого небесного божества, местный «дьявол». Именно таким он изображен в гавайской мифологии, где известен под именем Каналоа, противника небесного бога Кане. Впрочем, оба эти бога не только соперники, но и соработники в деле творения — сюжет хорошо известный многим народам Евразии, где мир создается совместно «добрым» и «злым» богами. Кане создает каноэ, но Каналоа заставляет его плавать; Кане создает человека, а Каналоа — всех ядовитых и попросту неприятных тварей. В частности, он считается прародителем кальмаров, почитавшихся существами демоническими, да и сам представляется в виде некоего головоногого. Одно из имен Каналоа — «Каа-хe’e-хaунa-Вeлa» или «Зловонный Кальмар».

Здесь мы уже вплотную подходим к образу Ктулху — огромного чудовища с головой спрута. И то, что Кальмар-Каналоа именуется «зловонным», тоже, что называется, «в тему». Разве сам Лавкрафт уже в другом своем произведении «Ужас Данвича» не пишет о Великих Древних (к которым относится и Ктулху) «лишь по зловонию Их узнаешь ты их»? Впрочем, и в «Зове Ктулху» вскрытие могилы чудовищного бога ознаменовалось «невыносимым смрадом», а позже, когда моряк Йохансен нанес чудовищу удар бушпритом, разлилось «зловоние тысячи разверстых могил».

В глубинах Тихого океана Лавкрафт расположил могилу и еще одного чудовищного божества, описанного им в соавторском рассказе с Хейзел Хилд «Вне времени». В древнем склепе, затонувшем в морских глубинах, скрывается чудовище под именем Гхатанотхоа, столь ужасное, что одним своим видом способно обращать в камень. Разумеется, щупальца и прочие лавкрафтовские прелести в описании данного монстра присутствуют. Само имя Гхатантохоа созвучно с именем Каналоа или Тангароа — не потому ли, что при создании обоих литературных образов Лавкрафт руководствовался одним и тем же мифологическим первоисточником?

Интересная деталь: Лавкрафт мимоходом упоминает, что культ Гхатанотхоа влился в полинезийскую мистическую доктрину «Ареои». Это реально существующий культ плодородия, практиковавшийся на островах Французской Полинезии, включавший ритуальные убийства и ритуальные же оргии. Один из вариантов происхождения этого культа связывает его как раз с Тагароа или с его сыном Оро, богом войны. Поэтому можно сделать вывод, что некоторое представление о полинезийских культах у Лавкрафта имелось и данное представление могло вдохновить его на создание образа Ктулху.

Автор фэнтези и один из продолжателей Лавкрафта Лин Картер назвал Гхатанотхоа «сыном Ктулху». А у Тангароа есть сыновья и помимо Оро. Один из них — Тинирау, хозяин рыб и морских зверей. Его атрибуты — двутелость, соединение в облике сразу двух природ — человечьей и рыбьей. Его вестниками служат акулы, и каждая рыба может считаться его супругой. Тинирау молятся, чтобы он послал хороший улов. Здесь уже прослеживается связь с иными персонажами Лавкрафта — Глубоководными, что имеют полурыбью, получеловечью внешность и способны смешиваться с людьми. Они же могут дарить тем, кто им поклоняется, множество рыб. В повести «Тени над Иннсмутом» упоминается остров Понапе в Океании, откуда и привел Глубоководных в Новую Англию капитан Оубед Марш. Между прочим, неподалеку, на островах Меланезии, тоже существовали легенды о неких полулюдях-полурыбах.

Неизвестно, был ли Лавкрафт знаком именно с гавайской мифологией, но при его широчайших познаниях и множестве прочитанных книг, не было бы ничего удивительного в том, что сведения о Каналоа все же донеслись до писателя, а остальное додумала его богатая фантазия.

В полинезийских легендах хватало и иных огромных спрутообразных существ, а культ Тангароа имеет ряд интересных для рассматриваемой темы аспектов. Даже гимн Тиирау-Тангалоа в исполнении жрецов с острова Таити звучит необычайно зловеще, заставляя представлять культистов из Иннсмута:

От Поглотителя, от Повелителя Океана

Поднимается туча сюда.

В ночных тенях

Поднимается туча…

Для солнца, встающего из океана,

Для солнца, от Поглотителя, поднимающегося сюда.

Еще один возможный источник вдохновения Лавкрафта — культ вуду, а также связанные с ним обряды и божества. Чуть ли не самый жуткий момент в «Зове Ктулху» — это ритуал в честь Ктулху в луизианских болотах. Это поклонение Лавкрафт прямо именует «вуду культом», явно намекая этим на множество пугающих слухов, что ходили в то время о негритянских богах и их почитателях. В реальном вудуизме довольно сложно найти божество даже отдаленно напоминающее Ктулху, но в данном случае этого и не требуется — вуду вдохновило писателя на создание не божества, но его культистов. Лавкрафт, типичный сын старой Америки, убежденный в расовой неполноценности чернокожих, всегда был склонен демонизировать их — что перенес и в иные из рассказов. Как пишет Мишель Уэльбек в книге «Лавкрафт: против человечества, против прогресса»:

«Что до истязателей, прислужников безыменных культов, то это почти всегда метисы, мулаты, полукровки “самого низкого пошиба”…

Христу, как новому Адаму, пришедшему возродить человечество любовью, Лавкрафт противополагает “негра”, пришедшего возродить человечество скотством и пороком. Ибо день Великого Ктулху близок. Эру его пришествия будет легко распознать: “В этот час люди станут подобными Ветхим: свободными, дикими, по ту сторону добра и зла, отбросив всякий моральный закон, истребляя друг друга с громкими криками в течение веселых разгулов. Освобожденные Ветхие научат их новым способам кричать, убивать, пировать; и вся земля зардеет последней бойней разнузданного экстаза. Тем временем подобающими обрядами культ должен поддерживать живую память о тех прежде бывших нравах и прорекать их возврат”. Этот текст есть не что иное, как исключительно сильный парафраз апостола Павла.

Мы подступаемся здесь к самому нутру расизма у Лавкрафта, который сам себя предназначил в жертвы и который выбрал своих палачей. Он не питает никаких сомнений на сей предмет: “тонко чувствующие человеческие существа” будут побеждены “сальными шимпанзе” (так Лавкрафт называет чернокожих, когда оправдывает запрет на совмещение пляжей для черных и белых); их будут перемалывать, истязать и пожирать; их тела будут рвать на части в гнусных обрядах, под неотвязные звуки исступленных барабанов».

Омерзительный до гротеска ритуал, где человеческие жертвы приносятся под шелест крыльев неведомых дьяволов из глубин черного леса, под пристальным взором неведомой твари с щупальцами — квинтэссенция отношения Лавкрафта к чернокожим вообще и вудуизму в частности. Впрочем, о последнем и без того ходили жуткие слухи, особенно распространенные на американском Юге. Процитированный ниже газетный отрывок, описывающий якобы вудуистский обряд, была бы вполне достоин пера Лавкрафта, если бы не его явный сексуальный подтекст:

«По мере того, как ритм там-тамов и банджо ускоряется, обычно благопристойное поведение негров сменяется разнузданной вакханалией. Их поступь и все извивы тел исполнены первобытной мощи, неведомой тем, кто вращается лишь в приличном обществе. Женщины сдирают с себя одежду и возвращаются к неистовому празднеству уже нагими, вопя вместе с остальными… Нагая белая девушка, что выполняет обязанности жрицы вуду, доведена до исступления заклинаниями и танцами, последовавшими за жертвоприношением черной и белой курицы. Змея, обученная своей роли, движется в такт музыке, обвивая члены девицы, а верующие стоят вокруг или пляшут, наблюдая за извивами змеи. Наконец, когда бедная девушка упала, корчась в эпилептическом припадке, наблюдатель в ужасе бежал прочь».

 

Эта статья из «Нью-Йорк Таймс» (1894 год) рассказывает о церемонии, проводившейся в городе Мобил, штат Алабама. Подобных историй хватало на Юге, в особенности в Луизиане, в Новом Орлеане, с его «королевами вуду» и причудливым франко-негритянским фольклором. Хотя Лавкрафт посетил южные штаты уже после написания «Зова Ктулху», тем не менее, историю Юга он знал и раньше, восхищался «рыцарями» Ку-клукс-клана и всецело одобрял заведенные в южных штатах расовые порядки. Вполне возможно, что вудуистские мотивы в «Зове Ктулху» обязаны своим появлением статье вроде процитированной выше.

Вероятно, впечатления от поездки на Юг вдохновляли Лавкрафта и при написании рассказа «Локон Медузы» (в соавторстве с Зелией Бишоп). Кстати, написан он был в Ричмонде, бывшей столице Конфедерации Южных Штатов. В этом рассказе африканские корни культа Ктулху проступают более отчетливо, так же как и лучше прослеживаются привязки к конкретным вудуистским верованиям. Антураж заброшенного поместья старого Юга, таинственная и зловещая красавица Марселина Бертран с волосами, подобными змеям (отголосок мистерий Дамбаллы, вудуистского бога-змея?), старая зулусская колдунья Софонизба, чуть ли не молящаяся на таинственную хозяйку, которая, как отмечает Лавкрафт в самом последнем предложении, «была, хоть и в обманчиво незначительной степени… негритянкой». Волосы Марселины после ее смерти таинственным образом превращаются в огромную змею, сохраняющую мистическую связь со своей гниющей в могиле хозяйкой — отсылки одновременно и к культу Дамбаллы, и к «живым мертвецам», на легенды о которых так богат вудуизм. Ну а финальный крик старой колдуньи еще больше утверждает нас в мысли, что истоки культа Ктулху находятся на Черном Континенте:

«Иэ! Иэ! ШубНиггурат! Йа Р’Лайх! Н’гаги н’булу бвана н’лоло! Йа, йо, бедная Мисси Танит, бедная Мисси Изида! Марсе Клулу, появись из воды и забери свое дитя — она умерла! Она умерла! У волос больше нет никакой хозяйки, Марсе Клулу. Старая Софи, она знает! Старая Софи, она получила черный камень из Большого Зимбабве в старой Африке! Старая Софи, она танцевала в лунном свете вокруг камня-крокодила до того, как Н’бангус поймал ее и продал на корабль, перевозящий людей! Нет больше Танит! Нет больше Изиды! Нет больше женщиныведьмы, которая бы хранила огонь горящим в большом каменном месте! Йа, йо! Н’гаги н’булу бвана н’лоло! Иэ! ШубНиггурат! Она умерла! Старая Софи знает

 

Все эти примеры, казалось бы, подтверждают мнение авторов вроде Джоши или Уэльбека, акцентирующих особое внимание на «расизме» и «снобизме» Лавкрафта, его подчеркнутой боязни «низших рас» и «полукровок», ставших прототипами лавкрафтовских чудовищ. Однако есть и еще один мифологический пласт, также, возможно, оказавший влияние на создание «Мифов Ктулху». Пласт особенно близкий Лавкрафту, потому что он теснейшим образом связан с его «малой родиной» — Новой Англией и некоторыми близлежащими штатами. Это регион, в истории которого было самое дремучее мракобесие, вплоть до сожжения ведьм; где прижились и укрепились предрассудки, привезенные колонистами из старушки Европы. Лучше всего настроения, из которых вырастал ведьмовской фольклор британских колоний, описал сам Лавкрафт:

«Фанатичные приверженцы верований, сделавших их изгоями среди себе подобных, чьи предки в поисках свободы селились на безлюдье. Здесь они процветали вне тех ограничений, что сковывали их сограждан, но сами при этом оказывались в постыдном рабстве у мрачных порождений собственной фантазии. В отрыве от цивилизации и просвещения все душевные силы этих пуритан устремлялись в совершенно неизведанные русла, а болезненная склонность к самоограничению и жестокая борьба за выживание среди окружавшей их дикой природы развили в них самые мрачные и загадочные черты характера, ведущие свое происхождение из доисторических глубин холодной северной родины их предков. Практичные по натуре и строгие по воззрениям, они не умели красиво грешить, а когда грешили — ибо человеку свойственно ошибаться — то более всего на свете заботились о том, чтобы тайное не сделалось явным, и потому постепенно теряли всякое чувство меры в том, что им приходилось скрывать».

«Картинка в старой книге»

 

«Огромные пространства мрачных девственных лесов, вечно сумеречных, в которых могла водиться любая нечисть; орды меднокожих индейцев, чей странный мрачный вид и жестокие обычаи прямо указывали на их дьявольское происхождение; свобода, данная под влиянием пуританской теократии, в отношении строгого и мстительного Бога кальвинистов и адского соперника этого Бога, о котором очень много говорилось каждое воскресенье; мрачная сфокусированность на своем внутреннем мире из-за лесного образа жизни людей, лишенных нормальных развлечений и увеселений, измученных требованиями постоянного религиозного самопознания, обреченных на неестественные эмоциональные репрессии, да еще вынужденных вести постоянную жестокую борьбу за выживание — все это неизбежно порождало обстановку, в которой не только по уголкам шептались о черных делах ведьм и рассказы о колдовстве и невероятных ужасах передавались из уст в уста много позже жутких дней салемского кошмара».

«Сверхъестественный ужас в литературе»

 

Английский, шотландский, немецкий, ирландский фольклор 18-19 веков переполняли причудливые существа, способные соперничать с самыми жуткими персонажами полинезийских или африканских легенд. Лондонские тошеры верили в «крысиную королеву», обитающую в канализации, жители Линкольшира в болотного духа Тидди Мана с белой бородой и оленьими рогами, на Оркнейских островах появлялось морское чудовище Накилеви, лишенный кожи одноглазый «кентавр» с плавниками вместо копыт и огромной китовой пастью, а в реках Уэльса обитал Водяной Попрыгун, зловредный дух, напоминающий огромную жабу с крыльями и хвостом вместо лап. Народная фантазия породила и более причудливых существ, порой подозрительно напоминающих «бесформенных» и «ужасных» шогготов из фантазий Лавкрафта. Таковы, например, чудовище Без Костей из Соммерсета или медузообразное шетлендское Оно. Легенды же о шабашах ведьм, о «подкидышах», о Малом Народе в тех или иных вариациях имелись чуть ли не во всей Западной Европе. Многие эти суеверия проникли и за океан: поверья о письмах крысам, водяных Мэна, чудовище Кровавые кости, которым пугали детей, или Джерсийском Дьяволе. Часть этих существ могла возникнуть под влиянием индейских легенд, как Вендиго, великан-людоед, но многие твари имели вполне европейское происхождение. Лавкрафт, как человек, досконально знавший историю британских колоний в Америке, с его живейшим интересом к родному штату не мог не знать хотя бы некоторых из этих суеверий — и иные из них угадываются в рассказах — «Фотомодель Пикмана», «Затаившийся ужас», «Крысы в стенах», «Неименуемое» и даже «Тени над Иннсмутом». Лавкрафт вполне мог знать и легенду о Снэлгейстере — неведомом крылатом существе, обитающем возле Голубого хребта в штате Мэриленд. Рассказы о нем появились в среде немецких иммигрантов. «Шнелле Гейст», то есть «быстрый дух», описывается как нечто среднее между птицей и драконом с металлическим клювом, с острыми как бритва зубами, а порой и с подобными осьминогу щупальцами. Вспомним опять-таки «Зов Ктулху»:

«Если я скажу, что в моем воображении, тоже отличающимся экстравагантностью, возникли одновременно образы осьминога, дракона и карикатуры на человека, то, думается, я смогу передать дух изображенного существа. Мясистая голова, снабженная щупальцами, венчала нелепое чешуйчатое тело с недоразвитыми крыльями; причем именно общий контур этой фигуры делал ее столь пугающе ужасной».

 

Снэлгейстер налетает молча с неба и уносит свои жертвы. Самые ранние истории утверждают, что этот монстр высасывает кровь. Семиконечные звезды, которые, по общему мнению, держали Снэллгейстера в страхе, местные знахари рисовали на амбарах. Подобные же символы часто встречаются в произведениях и Лавкрафта, и его последователей.

Нельзя утверждать, что какое-то из упомянутых выше божеств или чудовищ стало конкретным прототипом Ктулху, но очевидно, что все эти мрачные легенды, слухи и суеверия оказали немалое влияние на творчество Лавкрафта. Американская культура и американский фольклор гораздо более многообразны, чем принято считать в России, а смешение различных традиций способно порождать причудливые, порой пугающие образы. Лавкрафт, с его широчайшей эрудицией и глубокой любовью к родной Новой Англии, плоть от плоти которой он был, гениально уловил все эти «глубины сатанинские» американской культуры, воплотив их в образе «пришедших со звезд» чудовищ, оказавшись одновременно их творцом и невольным пророком. Из топких луизианских болот, из густых лесов и пещер Аппалачей и бездонных глубин Океании вышел Великий Ктулху, чтобы с тех пор начать победоносное шествие по всему миру.

Жилец глубин: человек, который придумал Ктулху | Статьи

Стало известно, что шоураннеры знаменитого сериала «Игра престолов» Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс займутся съемками фильма ужасов «Лавкрафт» — вольного переложения биографии американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, создавшего один из самых пугающих фантастических миров в литературе ХХ века. Фильм будет основан на графическом романе Ганса Родионоффа и Кита Гиффса, поместивших писателя в одну реальность с его жуткими творениями. «Известия» решили вспомнить о настоящем, не нарисованном Лавкрафте, короткая жизнь которого хотя и не изобиловала событиями, сама по себе способна порядком напугать привыкшего к добродушным удачливым литераторам современного читателя.

За стеной сна

Родившийся 20 марта 1890 года в Провиденсе, столице штата Род-Айленд, Говард Филлипс Лавкрафт был одним из тех блистательных неудачников, которыми так богата история американской литературы, — во многом его судьба полна параллелями с биографией его кумира и явного предшественника Эдгара Аллана По. Бедность, болезнь, ранняя смерть (По умер в 40, Лавкрафт — в 46 лет), а главное — отсутствие признания. Впрочем, для По прижизненная слава всё же состоялась — хотя бы как для поэта; его мистическую и детективную прозу долго считали пустяками, не заслуживающими внимания плодами литературной поденщины. На долю Лавкрафта не выпало и такого — он и после смерти, до 1960-х, когда состоялось «второе открытие» придуманных им жутких миров, населенных пугающими богами и потусторонними монстрами, оставался в глазах читающей публики сочинителем «страшилок» для дешевых журналов фантастики (которая сама по себе считалась до появления Азимова и Брэдбери жанром низковатым).

Фото: commons.wikimedia.org

Эдгар Аллан По

Впрочем, что фантастика — в известной мере можно провести параллели и с Фолкнером, получившим признание на родине лишь после нобелевки в 1949 году, а до того перебивавшимся сценариями для Голливуда. Фолкнер поместил на литературную карту США придуманный им округ Йокнапатофа в штате Миссисипи — Лавкрафт обогатил географию и топонимику родной ему Новой Англии Аркхемом, Данвичем и Иннсмутом. «Южная готика» Фолкнера открывала безумие в реальности американской глубинки; у Лавкрафта же сама эта глушь (разве что не на диком Юге, а в просвещенных штатах Восточного побережья) оказывалась населенной кошмарными существами, несущими в своих перепончатых лапах гибель и разрушение всему человечеству.

Реаниматор

Реальный Лавкрафт был мало похож на трансцендентального героя комикса Родионоффа и Гиффса — но монстры из бездны определенно преследовали его с самого юного возраста. Отец-коммивояжер попал в сумасшедший дом, когда Говарду было всего два года, и умер, когда мальчику исполнилось восемь. По рассказам очевидцев, весь последний год перед госпитализацией Лавкрафт-старший «говорил странные вещи и вел себя странно»; диагноз в свидетельстве о смерти — «прогрессивный паралич» — в те времена часто служил эвфемизмом для финальной стадии сифилиса. Некоторые биографы ставят под сомнение факт болезни Уинфилда Скотта Лавкрафта: ни у сына, ни у жены симптомов сифилиса не наблюдалось. Впрочем, с психическим здоровьем в этой семье у всех было не очень. По странной иронии судьбы спустя почти 30 лет в ту же больницу Батлер была помещена и мать писателя, Сьюзан. Что случилось с ней на самом деле, неизвестно в точности до сих пор: женщина находилась в тяжелейшей депрессии и галлюцинировала. «Она описывала странных тварей, которые выбираются из-под фундаментов домов», — рассказывала много позже ее соседка Клара Хесс. Сам Говард Филлипс рос болезненным мечтательным ребенком, рано начавшим сочинять рассказы по мотивам собственных жутковатых сновидений и подражая любимым им романтикам — Энн Рэдклифф, Чарльзу Мэтьюрину и, конечно, По. В 18 лет он пережил тяжелый невротический кризис и так и не сумел получить свидетельство об окончании школы (чего стыдился до конца жизни). «Он постоянно дергался», — вспоминал годы спустя одноклассник будущего писателя. Судя по всему, Лавкрафт страдал хореей Сиденхема, болезнью, известной в Средние века как «пляска св. Витта».

Фото: lovecraftian. ru

Маленький Говард с родителями

Юноша рискнул отправить несколько рассказов в журнал «Аргоси», специализировавшийся на том, что позднее назовут pulp fiction: истории о принцессах из джунглей, живых мертвецах и склонных к похищению землянок монструозных пришельцах с иных планет. Сочинения Лавкрафта понравились редактору; вскоре его рассказы начали появляться и в других подобных изданиях. Одновременно начинающий литератор пробовал себя и в поэзии; его первое опубликованное стихотворение странным образом перекликается с нынешними временами: в «Провиденсе в 2000 году» говорилось о родном городе автора, в будущем населенном иммигрантами, изгнавшими из Новой Англии людей белой расы. Страх перед неведомыми пришельцами вообще был одним из лейтмотивов творчества Лавкрафта — будь то рыбоподобные монстры «Морока над Иннсмутом» или таинственные азиатские язычники «Кошмара в Ред-Хуке» (что впоследствии дало Мишелю Уэльбеку, посвятившему Лавкрафту одну из ранних своих литературоведческих работ, небезосновательный повод обвинить его в расизме).

Забвение

Лавкрафт постепенно сам превращался в одного из своих героев-сновидцев; реальная жизнь за окнами викторианского дома на Барнс-стрит, 10, который он снимал, интересовала его всё меньше. Он часто не отвечал на письма издателей журналов, требовавших новых рассказов, и игнорировал пожелания читателей — он описывал неведомый страшный мир, видимый лишь ему одному. При этом Лавкрафт был в самом буквальном смысле графоманом — его эпистолярное наследие оценивается примерно в 100 тыс. писем; больше, кажется, удалось написать лишь Вольтеру. В 34 года он внезапно женится на энергичной журналистке и самодеятельной издательнице Соне Грин (Шафиркиной), уроженке Черниговской губернии, на семь лет старше его самого. Брак распался довольно быстро: Лавкрафт на какое-то время переехал в дом жены в Бруклине, но Нью-Йорк ему категорически не нравился (после разрыва отношений, вполне, однако, дружелюбного, он вернулся в Провиденс). По воспоминаниям Сони, написавшей одну из первых биографий Лавкрафта, Говард вступил в брак девственником — и хотя он тщательно изучил все немногие доступные тогда пособия по «семейной жизни», сама мысль о сексе внушала ему отвращение.

Фото: commons.wikimedia.org

Соня Грин

Соня и Говард официально оформили развод в 1933 году; Лавкрафту оставалось жить уже очень недолго. Эти годы, проведенные по большей части в недорогой квартире в двухэтажном старом доме на Проспект-стрит, 65, в компании престарелой тетушки писателя, были для него и самыми плодотворными. Именно тогда были написаны самые объемные повести Лавкрафта — «Хребты безумия» и «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата». Тетка вскоре умерла, оставив племяннику небольшое наследство, на которое он и существовал — часто впроголодь, отказывая себе в еде, чтобы оплатить расходы на переписку. Самоубийство в 1936 году одного из его корреспондентов — писателя Роберта Хоуарда (придумавшего могучего киммерийца Конана-варвара, большинству из нас знакомого в экранном воплощении Арнольда Шварценеггера) нанесло еще один удар по и без того болезненной психике Лавкрафта. А в начале 1937 года ему самому был поставлен страшный диагноз: рак кишечника. 15 марта того же года он умер, страдая от жутких болей, всеми забытый. Писателя похоронили вместе с родителями на семейном участке на кладбище Суон-Пойнт. Спустя 40 лет после смерти поклонники установили неподалеку от семейной могилы кенотаф в честь Лавкрафта.

Шепчущий во тьме

Вспомнили о нем спустя четверть века после смерти. В 1962 году британский философ и мистик Колин Уилсон в своем исследовании «антиреализма» («Сила мечтать») поставил Лавкрафта в один ряд с Гербертом Уэллсом, Олдосом Хаксли и Дж. Р.Р. Толкином, как одного из пионеров «атаки на рациональное» в литературе ХХ столетия. Мода на всё странное, от старомодного оккультизма до визитов инопланетян, в 1960-е вызвала и новую волну интереса к творчеству автора «Хребтов безумия» (в немалой степени повлиявших на разнообразные конспирологические теории, связанные с Антарктидой). Свою роль сыграл и кинематограф — из-за хитростей американского законодательства и беспечности самого Лавкрафта большая часть его произведений оказались не защищены авторским правом, что развязало руки (и помогло сэкономить бюджеты) создателям десятков хорроров по его рассказам. Вдохновения у Лавкрафта искали и находили и рок-музыканты — достаточно вспомнить Beyond the Wall Of Sleep группы Black Sabbath (по рассказу «За стеной сна») и ставшую знаковой для Metallica инструментальную пьесу The Call Of Ktulu («Зов Ктулху»). Правда, «металлисты» изменили написание имени зловещего морского божества, Cthulhu — то ли для простоты, то ли, как уверяли в давнишнем интервью, из боязни вызвать «чудовище, жильца глубин» (перефразируя известное стихотворение Велимира Хлебникова). Кстати, сам Лавкрафт в одном из писем объяснял, что «имя этой адской сущности было придумано существами, чьи голосовые органы не схожи с человеческими, посему оно не имеет никакого отношения к нашему речевому аппарату <…> и не может быть правильно произнесено человеческим горлом. <…> Приблизительно оно звучит как что-то вроде Khlûl’-hloo». Как верно заметил один из исследователей, «это имя проще прохрипеть, чем выговорить».

Автор фото

Ктулху. Иллюстрация к книге «Зов Ктулху»

Несмотря на все лингвистические сложности, мир и мифология Лавкрафта органично вписались в современность, вплоть до пародийного уровня: в одной из серий «Южного парка» явившийся в город Ктулху убивает Джастина Бибера. Но в отличие от многих своих коллег по цеху pulp fiction первой половины прошлого века, оставшихся в культуре лишь придуманными ими персонажами, Лавкрафт не теряет популярности и как писатель. Того же Хоуарда, Марселя Аллена («Фантомас»), Сакса Ромера («Доктор Фу Манчу») или даже, страшно сказать, Уэллса с его марсианами и морлоками читать сегодня невыносимо скучно. Лавкрафт пугает — по-настоящему — и читателя XXI столетия. Дело и в том, что Лавкрафт был действительно большим писателем — и блестящим стилистом (что, увы, часто теряется при переводе), и виртуозным рассказчиком. И, конечно, в том, что его космогония практически всегда построена на древнейших архетипах человечества — море и сне. Сон — временная смерть древних, и приходящие в нем сны — «смерти лоскутки» Эдгара По. И море — пугающий первобытный океан, скрывающий в себе неведомые опасности и ужасы, жутких монстров глубины и «Иных богов» Лавкрафта. Сам Лавкрафт при этом свято верил в науку — чудовищ в его рассказах губят не заклинания, а глубинные бомбы — и сожалел, что недостаток образования не позволил ему поступить в университет. В конечном счете всё его творчество — рассказ о столкновении рационального реального мира с миром хаоса, становящимся в руках Лавкрафта едва ли не более настоящим, чем наш.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Подлинная история космического существа — кофейной компании Death Wish

Это ужасное существо из глубин терроризировало воображение многих с момента его создания в 1928 году. Лавкрафта и пронизывают его обширное творчество.

В 1919 году Лавкрафту приснился тревожный сон, и в 1920 году он написал об этом в двух письмах своему другу Рейнхарту Кляйнеру. В своем сне Лавкрафт пытается продать сделанную им скульптуру музею древности. Куратор спорит с Лавкрафтом, спрашивая, как он мог попытаться продать что-то новое в место, где ценится антиквариат.

«Почему вы говорите, что это что-то новое? Сны людей старше, чем задумчивый Египет, или созерцательный Сфинкс, или окруженный садом Вавилон, и это было создано в моих снах», — вспоминает Лавкрафт, говоря во сне.

Довольно глубоко и мета, но я подозреваю, что мечты Х. П. Лавкрафт был довольно интересен, если не сказать больше, учитывая то, что он смог создать за свою жизнь.

Лавкрафт, вероятно, черпал вдохновение из разных литературных произведений, чтобы создать Ктулху. Сонет Альфреда Теннисона 1830 года «Кракен» и 189 Уильяма-Скотта Эллиота.6 «История Атлантиды», вероятно, повлияли на автора.

Рассказ «Зов Ктулху» был впервые опубликован в «Weird Tales» в 1928 году. История породила не только существо, но и общую вымышленную вселенную, которая вошла во многие рассказы Лавкрафта, которые он позже упоминается как Мифы Ктулху.

В этом оригинальном рассказе рассказчик рассказывает о своем двоюродном дедушке, у которого была странная скульптура, изображающая существо с характеристиками осьминога, дракона и человека. Затем история раскрывает происхождение Великих Древних, частью которых является Ктулху, и культ, который до сих пор им поклоняется.

Культ постоянно повторяет: «Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn» на протяжении всей истории, что означает «В своем доме в R’lyeh мертвый Ктулху ждет во сне».

История заканчивается тем, что рассказчик узнает о проклятом путешествии моряков, которые на самом деле столкнулись с затерянным городом Р’льех и невольно разбудили существо. В первом описании Ктулху сравнивается с горой, которая ходит, и моряки продолжают говорить:

«Он неуклюже, слюняво вылез из поля зрения и ощупью протискивал свою студенистую зеленую необъятность через черный дверной проем… Звезды снова сошлись, и то, что вековой культ не смог сделать по замыслу, группа невинных моряков сделала случайно. Спустя вигинтиллионы лет Великий Ктулху снова вышел на свободу и жаждал наслаждения ».

Эта идея о великом космическом существе, которое при пробуждении будет сеять хаос в мире, а иногда даже править миром, не нова. Тем не менее, Х.П. Лавкрафт взял эту тему и добавил в сказку гораздо больше мифов и истории, вплетая Великих Древних и самого Ктулху во многие свои работы.

Другие взялись за продолжение наследия Мифов Ктулху в литературе, в первую очередь писатель и основатель Arkham House Publishing Август Дерлет.

Ктулху продолжает будоражить воображение людей во всем мире, и это существо много раз появлялось в комиксах, антологиях ужасов, фильмах, телешоу, видеоиграх и даже музыке — в первую очередь, в песне Metallica «The Call of Ктулу» из альбома «Ride the Lightning».

л.с. Лавкрафт был мастером ужаса и ужаса, что еще раз доказал своим рассказом «Зов Ктулху». Он цитирует свое вымышленное творение «Некрономикон» в истории, а также прекрасно резюмирует истинное значение самого Ктулху: «То не мертво, что может вечно лгать, И со странными эонами даже смерть может умереть».

Посмотрите недавний мини-эпизод Sunday Science нашего подкаста: «Наука о морских монстрах»!0038

 

Ктулху | HP Лавкрафт Вики

Ктулху

Also known as

  • Tulu
  • Clulu
  • Clooloo
  • Cthulu
  • Cthullu
  • C’thulhu
  • Cighulu
  • Cathulu
  • C’thlu
  • Kathulu
  • Kutulu
  • Kulu
  • Kthulhu
  • К’тулу
  • К’тулу
  • Ктулхут
  • Кулху
  • Кутунлуу
  • Ktulu
  • Cuitiliú
  • Thu Thu
  • Xululú
  • Cthulhutl
  • Cutlu
  • Shooloo
  • Thooloo
  • Ka-Thoo-Loo
  • Kuthullhoo
  • Kuthoolhew
  • Hlu-Hlu
  • Khulu
  • Chullao
  • Кхлул-Хлиу
  • Ту-Лу
  • Тако-ика
  • Нагджи-оджинго
  • Верховный жрец Великих Древних
  • Великий Мечтатель
  • Спящий Р’льеха
  • Звездное Отродье
  • Тот, Кто Лежит в Снах
  • Тот, Кто Воскреснет
  • Тот, Кто Грядет
  • Повелитель Водяной Бездны
  • Спящий Бог

Родился

ОПЫТ: Вурл, 23-я туманность

Происхождение

Космос

Родственники

  • Азатот (прапрадедушка)
  • Йог-Сотот (дедушка)
  • Шуб-Ниггурат 901 мать0154
  • Nug (parent)

AWD and EXP:

  • Hastur the Unspeakable (half-brother)
  • Ghatanothoa (offspring)
  • Ythogtha (offspring)
  • Zoth-Ommog (offspring)
  • Cthylla (offspring)
  • T’ith (offspring)
  • Kthanid (brother)
  • Cthaeghya (half-sister)
  • Hnarqu (brother)
  • Kassogtha (sister)
  • Nctosa (offspring)
  • Nctolhu (offspring)
  • Leviathan (потомство)
  • Шаураш-Хо (потомство)

Mate

EXP:

  • Idh-yaa
  • Kassogtha

Филиалы

Великие Древние

Виды

Великие Древние

Первое появление

HPL: «Зов Ктулху»

Appearances

HPL:

  • «The Call of Cthulhu»
  • «The Nameless City»
  • «The Dunwich Horror»
  • At the Mountains of Madness
  • «The Whisperer in Darkness»
  • The Тень над Иннсмутом

Создано

Г. Ф. Лавкрафт

» В своем доме в Р’льех мертвый Ктулху ждет во сне.
~ Г. П. Лавкрафт, «Зов Ктулху»

Ктулху — вымышленная космическая сущность, созданная Лавкрафтом в его рассказе «Зов Ктулху». Впервые опубликовано в февральском номере журнала 9 за 1928 г.0017 Weird Tales , он изображен как осьминоид Великий Древний, обладающий огромной силой, который лежит в смертельном сне в своем затонувшем городе Р’льех под Тихим океаном. Он является тезкой и самым известным элементом Мифов Ктулху, появляющимся в произведениях многих авторов, следующих за Лавкрафтом, и часто упоминается в популярной культуре.

Содержание

  • 1 Котировки
  • 2 Описание
  • 3 верующих
  • 4 История
    • 4.1 Семья
    • 4.2 Генеалогическое древо
  • 5 Сопутствующие материалы
  • 6 Галерея
  • 7 За мифами
    • 7. 1 Наименование
    • 7.2 Художественные образы
  • 8 внешних ссылок
  • 9 Каталожные номера

Котировки

» Не мертво то, что может вечно лежать.

И с чужими эонами даже смерть может умереть.

~ HPL: «Зов Ктулху, Абдул Альхазред
Они не были целиком из плоти и крови. У них была форма […], но эта форма не была сделана из материи. Когда звезды были правы, Они могли прыгать из мира в мир по небу; но когда звезды ошибались, Они не могли жить. Но хотя Они больше не жили, Они никогда не умрут по-настоящему. Все они лежали в каменных домах в Их великом городе Р’льех, сохраненные заклинаниями могучего Ктулху для славного воскресения, когда звезды и земля снова будут готовы для Них.
~ HPL: «Зов Ктулху», Кастро о природе Древних
Когда звезды сойдутся прямо перед Великими Древними, «некая сила извне должна послужить освобождению их тел. Заклинания, сохранившие Их в неприкосновенности, также помешали им сделать начальный шаг.
~ HPL: «Зов Ктулху», Кастро о Культе Ктулху
[В надлежащее время] тайные жрецы заберут великого Ктулху из его могилы, чтобы воскресить Его подданных и возобновить его правление на земле […] Тогда человечество станет подобным Великим Древним; свободный и дикий, за пределами добра и зла, с отброшенными в сторону законами и моралью, и все люди кричат, убивают и упиваются радостью. Тогда освобожденные Древние научат их новым способам кричать, убивать, веселиться и веселиться, и вся земля запылает всепожирающим экстазом и свободой.
~ Кастро, HPL: «Зов Ктулху»
Да! Я! Ктулху фхтагн!
~ Популярное пение Ктулху

Описание

Наиболее подробные описания Ктулху основаны на статуях этого существа. Одна, созданная художником после серии зловещих снов, как говорят, «дала одновременные изображения осьминога, дракона и человеческой карикатуры […] Мясистая голова с щупальцами возвышалась над гротескным чешуйчатым телом с рудиментарными крылья». (HPL: Зов Ктулху ) Другой, извлеченный полицией после рейда на кровавый культ, «представлял собой чудовище смутно антропоидного очертания, но с головой, похожей на осьминога, чье лицо представляло собой массу щупалец, чешуйчатое, похожее на резину тело, огромные когти на задних и передних лапах и длинные узкие крылья сзади». (HPL: Зов Ктулху )

Кастро, культист Ктулху, сообщает, что Великие Древние обладают телепатией и «знали все, что происходит во вселенной». Они смогли общаться с первыми людьми, «формируя их сны», тем самым основав Культ Ктулху, но после того, как Р’льех погрузился под волны, «глубокие воды, полные одной изначальной тайны, через которую не может пройти даже мысль». проход, прервал призрачное общение». (HPL: Зов Ктулху )

Прихожане

Неизвестно, насколько велика толпа тех, кто поклоняется страшному Ктулху, но его культ насчитывает множество ячеек по всему миру. Культ известен тем, что повторяет свою ужасную фразу или ритуал: « Ph’nglui mglw’nafh Cthulhu R’lyeh wgah’nagl fhtagn », что переводится как «В своем доме в Р’льех мертвый К’тулху ждет во сне». (HPL: Зов Ктулху ) Это часто сокращается до «Ктулху фхтагн», что может означать «Ктулху ждет», «Ктулху мечтает», [1] или «Ктулху ждет, мечтая». [2]

Когда существо, наконец, появляется, в рассказе говорится, что «вещь не поддается описанию», но его называют «зеленым, липким отродьем звезд», с «дряблыми когтями» и «ужасным кальмаром». -голова с извивающимися щупальцами». Фраза Йохансена «гора шла или спотыкалась» дает представление о масштабах существа. (HPL: The Call of Cthulhu ) Это подтверждается снами Уилкокса, которые «дико касались гигантского существа высотой в несколько миль», которое шло или ковыляло».

Ктулху изображен как имеющий всемирный культ с центром в Аравии, с последователями в таких отдаленных регионах, как Гренландия и Луизиана. (HPL: Зов Ктулху )

Есть лидеры культа «в горах Китая», которые, как говорят, бессмертны. Ктулху описывается некоторыми из этих культистов как «великий жрец» «Великих Древних, которые жили за много веков до того, как появились люди, и которые пришли в молодой мир с неба». (HPL: Зов Ктулху )

Ктулху также поклоняются нечеловеческие существа, известные как Глубоководные. (HPL: «Тень над Иннсмутом»)

История

Ктулху упоминается в других источниках, иногда описываемых таким образом, который кажется противоречащим информации, содержащейся в самых известных отчетах. Например, вместо того, чтобы включать Ктулху в число Великих Древних, цитата из Некрономикона говорит о Древних: «Великий Ктулху — Их двоюродный брат, но он может лишь смутно шпионить за Ними». (HPL: «Ужас Данвича») Но разные рассказы и персонажи Лавкрафта используют термин «Старые» совершенно по-разному.

Люди-исследователи в Антарктиде обнаружили древний город, например, где Древние описываются как разновидность инопланетян, также известных как Старейшины, которые находились в состоянии войны с Ктулху и его родственниками или союзниками. Первооткрыватели Древних вещей смогли разгадать историю по скульптурным записям:

» С подъемом новых земель в южной части Тихого океана начались грандиозные события […] Другая раса — наземная раса существ, имеющих форму осьминога и, вероятно, соответствующая сказочному дочеловеческому отродью Ктулху — вскоре начала фильтроваться из космоса. бесконечность и спровоцировала чудовищную войну, которая на время отбросила Древних полностью назад к морю […] Позже был заключен мир, и новые земли были отданы отродьям Ктулху, в то время как Древние удерживали море и старые земли. […] [Т] антарктика оставалась центром цивилизации Древних, и все обнаруженные города, построенные там отродьем Ктулху, были уничтожены. Затем внезапно земли Тихого океана снова затонули, унеся с собой страшный каменный город Р’льех и всех космических осьминогов, так что Древние снова стали верховенством на планете.
~ HPL: В горах безумия

Уильям Дайер, участник антарктической экспедиции, также отмечает, что «отродье Ктулху […], по-видимому, состояло из вещества, более сильно отличающегося от того, что мы знаем, чем вещество древнего антарктического Единицы.Они были способны претерпевать невозможные для их противников трансформации и реинтеграции, и поэтому кажется, что они изначально пришли из еще более отдаленных бездн космического пространства […] О первых источниках других существ можно только догадываться, затаив дыхание. » Однако он отмечает, что «Древние могли изобрести космическую структуру, чтобы объяснить свои случайные поражения». (HPL: В горах безумия ) В других историях враги Старейшин повторяют эту космическую схему.

В другом отчете (HPL: «Шепчущий во тьме») есть ссылка на «страшные мифы, предшествовавшие приходу человека на землю — циклы Йог-Сотот и Ктулху — на которые намекает Некрономикон ». Это говорит о том, что Ктулху является одним из существ, которым поклоняется инопланетная раса Ми-го, и повторяет утверждение Старейшин о том, что Ми-го разделяют его неизвестные материальные композиции. Пришествие Ктулху также каким-то неизвестным образом связано со сверхновыми (или, возможно, метафорическими звездами, такими как крупные исторические фигуры): «Я узнал, откуда впервые пришел Ктулху и почему вспыхнула половина великих временных звезд истории». В рассказе мимоходом упоминается, что некоторые люди называют Ми-Го «старыми» (HPL: «Шепчущий во тьме»).

Расследование деятельности культа в Иннсмуте, штат Массачусетс, показало, что Ктулху также поклоняются нечеловеческие существа, известные как Глубоководные. (HPL: «Тень над Иннсмутом»)

Священник Катулос (КРУГ: «Лицо-Череп») — это Ктулху (HPL: Избранные письма 3. 421, «Шепчущий во тьме»)

Семья

С обнаружением подробного описания его отношений мы узнали, что Ктулху происходит от Йог-Сотота, возможно, он родился на Воорле, в 23-й Туманности. Он соединился с Идх-яа на планете Ксот. Его потомки — Гатаноа, Итогта, Зот-Оммог и Ктилла. (ОПИСАНИЕ: Энциклопедия мифов Ктулху (3-е изд.))

Генеалогическое древо

Основная статья: Генеалогическое древо Азатота

Согласно переписке между Лавкрафтом и его коллегой Джеймсом Ф. Мортоном, родителем Ктулху является божество Нуг, потомок Йог-Сотота и Шуб-Ниггурата. . Лавкрафт включает в себя причудливое генеалогическое древо, в котором он сам происходит от Ктулху через Шаураш-хо, Йогаша Упыря, К’баа Змея и Гота Закопателя. (HPL: Избранные письма Лавкрафта 4.617).

Связанные материалы

Основная статья: Cthulhu Mythos в популярной культуре

Gallery

MANE: CTHULHU/Gallery

106109. 9.9.

0110110110110111111.9.9.

117 9.SHED 9.9.

9.9039SLE 9.10.

111179SLE 9003.903.903.903.903.9039. другие Великие Древние, с Великим перевернутым курносым икосододекаэдром как «Ктулху».

Имя

Лавкрафт расшифровал произношение Ктулху как Khlûl’-hloo , хотя С. Т. Джоши указывает, однако, что Лавкрафт дал несколько разных произношений в разных случаях. (EXP: Зов Ктулху и другие странные истории )

» первый слог [из Хлул-хлоо ] произносится гортанно и очень густо. u примерно такие же, как full ; и первый слог мало чем отличается по звучанию от klul , отсюда и h представляет собой гортанную толщину.
~ HPL, Выбранные буквы V

Согласно Лавкрафту, это всего лишь самое близкое, что человеческий голосовой аппарат может приблизиться к воспроизведению слогов чужого языка. [3] Спустя долгое время после смерти Лавкрафта произношение kə-TH’oo-loo стало общепринятым, и игра Call of Cthulhu поддержала его.

Художественные образы

Ктулху послужил источником вдохновения для многих современных художников и скульпторов. Выдающиеся художники, создавшие изображения этого существа, включают, помимо прочего, Пола Кэррика, Стивена Хикмана, Кевина Эванса, Дэйва Карсона, Франсуа Лоне и Урсулу Вернон. Существует множество скульптурных изображений Ктулху, одним из наиболее примечательных из которых является статуя Ктулху Стивена Хикмана, которая была представлена ​​​​в ежегодном выпуске журнала Spectrum [4] и выставлена ​​​​в витринах в библиотеке Джона Хэя Университета Брауна в Провиденсе. Эта статуя Ктулху часто служит отдельным объектом вдохновения для многих работ, самыми последними из которых являются Амулеты Поклонника Ктулху 9.0529 [5] производства российского ювелира. Некоторое время копии статуэтки Ктулху Хикмана производились компанией Bowen Designs, [6] , но в настоящее время они недоступны для продажи.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *