Католики и православные отличия: Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия
Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия
В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?» или говоря проще «отличие католицизма от православия» — католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т. д., но все они являются членами одной Церкви.
1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких.
В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.
Видео лекции Догматы Католической Церкви
Читайте также:
Православные и католики: в чём отличия
29 апреля 2018
Кириллица
Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.
Фото: КириллицаКириллица
У нас разные кресты
Видео дня
Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.
Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων.
Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I.
Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.
Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре.
Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.
Мы по-разному крестимся
У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого… делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».
Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
У них — чистилище, а у нас — мытарства
Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших.
В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.
По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.
«Филиокве»
Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».
Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов.
Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году.
В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI).
В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).
Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней.
Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.
Другое,БЕНЕДИКТ XVI,Йозеф Ратцингер,Иисус Христос,Католическая церковь,РПЦ,
Исправление NPR о различиях между католиками и восточными православными
Католическое духовенство соблюдает целибат, в то время как восточное или православное духовенство может вступать в брак. Церкви также различаются практикой евхаристии или ритуала причастия. Римско-католическая церковь использует пресный хлеб для причастия, а православные церкви используют дрожжевой хлеб.
«Были разногласия даже на действительно глубоком богословском уровне по поводу Троицы, по поводу отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом», — говорит Бретт Уэлен, профессор средневековья в Университете Северной Каролины.
Различия в обычаях и практике, например, в том, как совершать Евхаристию, лежат не между католической и православной церквями, а между западной и восточной церквами в целом. Самым большим обрядом в католической церкви является римский или латинский обряд на Западе. Однако на Востоке есть много других католических обрядов, которые придерживаются тех же обычаев, что и в восточных православных церквях.
Например, византийские католические церкви используют в своих литургиях квасной хлеб и следуют восточной практике причащения младенцев после конфирмации (или того, что называется миропомазанием).
Когда дело доходит до брака, священническое безбрачие является дисциплиной в рамках латинского обряда, тогда как женатые мужчины в восточных обрядах могут быть допущены к священству. (Во многих частях мира латинский обряд позволяет женатым протестантским священнослужителям, ставшим католиками, быть рукоположенными в священники с освобождением от священнического обета безбрачия, но это исключение из правил.) Однако восточный священник не может жениться. после его рукоположения (аналогично тому, как дьяконы римского обряда могут жениться, но не могут вступить в повторный брак после смерти своего супруга), а восточные священники не могут переходить в епископство, если они не овдовели или не состоят в браке (9).0011 Восточный кодекс канонического права 180.3).
Что касается вопроса о Троице, столетия богословских дискуссий сблизили две Церкви по этому вопросу. Основным пунктом разногласий является положение filioque в Символе веры, в котором говорится, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына». Восточные православные говорят, что Святой Дух исходит исключительно от Отца, но если понять, что все, что есть у Сына, в конечном счете исходит от Родившего его Отца, то эти две формулировки могут быть одинаково точными. Согласно Катехизис Католической Церкви , «Эта законная дополнительность, при условии, что она не становится жесткой, не затрагивает тождества веры в реальность той же самой исповедуемой тайны» (248).
Когда речь идет о различиях в дисциплине и даже словарном запасе, используемом для выражения вероучения (например, восточные католики называют мессу «Божественной литургией»), Второй Ватиканский собор учил:
Разнообразие внутри Церкви никоим образом не вредит ее единству ; скорее, оно проявляет его, поскольку католическая церковь считает, что каждая отдельная церковь или обряд должны сохранять свои традиции целиком и полностью. . . хотя они несколько различаются между собой по обряду (если использовать ходячую фразу), то есть по литургии, церковной дисциплине и духовному наследию, тем не менее, каждый в той же мере, что и другие, вверены пастырскому правлению римского понтифика, божественно назначенный преемник св. Петра в первенстве над вселенской Церковью» ( Orientalium Ecclesiarum , 2-3).
Это подводит нас к самой большой разнице между восточно-католической и восточно-православной церквями: папству. Согласно NPR:
«На самом деле только в одиннадцатом веке вы видите, что папа действительно начинает подчеркивать и утверждать авторитет главы церкви», — говорит Уэйлен. «Это способствует возникновению новых антагонизмов с [православной] церковью. Это привело к тому, что папа Лев IX отлучил от церкви патриарха Константинополя, который в свою очередь отлучил папу от церкви».
Есть свидетельства того, что восточные патриархи признавали главенство и авторитет римского епископа задолго до одиннадцатого века. Например, св. Игнатий Антиохийский называл Римскую церковь той, которая учит другие церкви и «председательствует в любви» над ними. На самом деле сочинения Папы Климента (92-99 гг. н.э.) и Папы Сотера (167-174 гг. н.э.) были настолько популярны, что их читали в Церкви наряду с Писанием (Евсевий, История Церкви 4:23:9).
В 19 г. н.э.0, Папа Святой Виктор I отлучил от церкви целый регион церквей за отказ праздновать Пасху в надлежащий день. Хотя святой Ириней считал это неблагоразумным, ни он, ни кто-либо другой не отрицали, что Виктор имел на это полномочия. Действительно, сказал Ириней, «необходимо, чтобы каждая Церковь согласилась с этой Церковью [Римом] из-за ее исключительной власти» ( Против Ересей 3.3.2).
В четвертом веке Константинопольский собор провозгласил, что «Епископ Константинопольский будет иметь первенство чести после епископа Римского, потому что город его есть Новый Рим» (канон 3). Константинополь называли «новым Римом» из-за решения императора Константина перенести туда имперскую столицу, но патриархи в регионе понимали, что их власть по-прежнему находится под первенством Рима, потому что епископ Рима был преемником св. Петра.
Когда дело доходит до вопроса о том, кто кого отлучил от церкви во время Великого раскола, вы должны знать, что эта история более сложна, чем то, о чем сообщает NPR, и хорошо изложена в нашем трактате «Восточное православие». Я просто процитирую его вывод:
Не было какого-то одного события, которое ознаменовало собой раскол, а было соскальзывание в раскол и из него в течение нескольких столетий, перемежающееся временными примирениями. Окончательный разрыв Востока с Римом произошел только в 1450-х годах. . . в 1453 году солдат забыл запереть одни из ворот укрепленного города Константинополя, и турки разграбили город. Когда турки контролировали столицу, остальная часть империи быстро рухнула. Под давлением мусульман большинство восточных церквей отказались от своего союза с Римом, и этот раскол сохраняется до сих пор.
Пожалуйста, молитесь, чтобы встреча Папы Франциска с Патриархом посеяла семена для того, чтобы наши две церкви снова стали одной, как Иисус молился за свою церковь (Иоанна 17:21). Кроме того, ознакомьтесь с этой замечательной статьей моего коллеги Джимми Эйкина, в которой объясняются различия между католической и восточно-православной церквями и почему он в конечном итоге решил стать католиком.
Выдающееся и подробное объяснение различий между католической и восточно-православной церквями Русская церковь и папство Владимира Соловьева (1853–1900), русского православного богослова, осужденного своей церковью за усилия по достижению христианского единства. Папа св. Иоанн Павел II назвал Соловьева одним из великих «свидетелей веры и выдающихся христианских мыслителей» современности. Книгу можно приобрести в издательстве «Catholic Answers Press» через Amazon.com.
Для римо-католиков: вопросы и ответы о православии
На этой странице представлены вводные сведения и ответы на некоторые наиболее распространенные вопросы о различиях между римо-католицизмом и православием. Если у вас есть вопрос, на который здесь нет ответа, или вы хотите получить более подробную информацию, свяжитесь с нами.
Вы также можете найти полезную информацию о сравнении православия с католицизмом у нашего пастора о. «Православие и иноверие» Эндрю Стивена Дамика в виде подкаста или книги.
Для католика, входящего в православный храм, будет много знакомых элементов — богослужения под руководством рукоположенного священства, таинства, древняя традиция, христианское искусство и т. д. Но в православии есть и много незнакомого — в основном женатое священство, причащение младенцев, отсутствие папства и так далее. Также вероятно, что православный храм будет буйством красок по сравнению с более простой скульптурой римских церквей.
Но помимо этих первоначальных впечатлений, на самом деле есть еще многое, что продолжает отделять Рим от Православия. Одной из самых распространенных ошибок является предположение, что внешнее сходство означает, что на самом деле нет никакой серьезной разницы между католицизмом и православием.
Ниже приведены некоторые вопросы и ответы на многие из наиболее распространенных вопросов, которые могут возникнуть у католиков:
Что необходимо для единства Рима и Православных Церквей?
Совершенно по-разному видят ответ на этот вопрос православные и католики. С православной точки зрения ожидается, что католики вернутся к православной вере, которую исповедовала Римская церковь в период до того, как она откололась от православия примерно в 11 веке (Великий раскол). Напротив, основное ожидание Рима от православных состоит в том, что они признают суверенитет Папы над всеми своими церквами. Однако православные христиане не могут принять это условие, так как понимают его как отказ от веры, полученной ими от апостолов.
С точки зрения Православия именно Рим оставил традицию апостолов и ввел новые учения, такие как папская непогрешимость, чистилище и непорочное зачатие, не говоря уже об одностороннем изменении Никейского символа веры, добавив слово Filioque («и Сын») к фразе об исшествии Святого Духа, термину, которого не было в первоначальной версии Символа веры, согласованной Римом с восточными церквами.
Не заблуждайтесь: православные христиане искренне желают союза с римо-католиками, но такого же союза они желают со всеми христианами, да и со всеми людьми, — союза в православной христианской вере, раз и навсегда данной Христом всем Апостолы. У нас много общего, и мы можем утверждать вместе, но есть и существенные различия, которые по-прежнему делают единство еще невозможным.
Чем православное богослужение отличается от римско-католического богослужения?
Еще до 1960-х годов восточно-христианская литургическая традиция отличалась от западной христианской традиции, представленной Римом. Даже тогда это было гораздо более сложным и многовекторным (т. Е. Несколько вещей, происходящих одновременно), разница, которая стала более заметной после крупных литургических изменений, начавшихся в 1960-х годах и продолжающихся с тех пор для католиков.
Православие не вносило подобных изменений в свой образ богослужения. Хотя православное богослужение несколько изменилось за века, изменения были крайне постепенными и сравнительно незначительными. Православное богослужение никогда не модернизировалось и продолжается так же, как и на протяжении веков.
Что касается языка богослужения, то в православии никогда не было единого литургического языка, как в Риме с латынью до 1960-х годов. Языком богослужения обычно был местный язык. В случае некоторых приходов в Америке, где много иммигрантов, возможно, что помимо английского можно услышать язык, используемый в богослужении в рамках служения этим иммигрантам.
Читают ли православные христиане Розарий?
Розарий датируется 1400-ми годами, намного позже раскола между Римом и Православной церковью, поэтому использование Розария неизвестно в Православии. В православии, однако, существует аналогичная практика совершения Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя») с завязанными четками (иногда с четками). Другие краткие молитвы также могут быть связаны с использованием четок, хотя соответствующей системы образных систем медитаций, как это иногда бывает в католицизме, нет.
Как насчет Чистилища?
Чистилище было разработано в римско-католической теологии 12-го века, чтобы объяснить, как мертвые могут отработать остаточный долг, накопленный за грех до Второго пришествия. Учение состоит в том, что лист должен быть чистым, прежде чем человек сможет предстать перед судилищем, что «удовлетворение» должно быть достигнуто либо в этой жизни, либо в промежуточном состоянии Чистилища, прежде чем войти в Царство Небесное. Православный взгляд на спасение больше ориентирован на процесс и не считает грех и благодать поддающимися количественной оценке субстанциями, которые должны каким-то образом находиться в равновесии, прежде чем кто-то сможет войти в Царство Божие. Мы также не верим, что за грехи можно получить «удовлетворение». Богу не нужно быть удовлетворенным, но вместо этого Он желает исцелить нас от наших грехов. Он ничего против нас не имеет.
Есть просто грех, и хотя некоторые из них серьезнее других, православные не делают различия между смертными и простительными грехами, как это делают римо-католики. Все грехи в православии считаются серьезными. Мы продвигаемся к святости (обожение или обожение ), и этот процесс не завершится в этой жизни. Действительно, дело святости вечно, поскольку святость Божья безгранична. Итак, мы находимся в середине процесса освящения в момент нашей смерти. Как мы узнаем, что готовы? Наша работа заключается в том, чтобы убедиться, что мы готовы к своей смерти, и убедиться, что мы провели жизнь, работая ради святости. Вследствие этих различий учение о чистилище отсутствует в православии, как оно отсутствует в римской вере до ее введения в XII веке.
Православные христиане и католики верят в реальное присутствие Христа в Евхаристии. Так верит ли Православие в пресуществление?
Пресуществление как римско-католическая доктрина — это использование аристотелевских философских категорий «субстанции» (то, что делает вещь такой, какая она есть) и «акциденции» (случайные атрибуты вещи) для объяснения того, как получается, что хлеб и вино Евхаристии по-прежнему кажутся хлебом и вином (в их «случайностях»), хотя претерпели изменение в своей «субстанции» и стали Телом и Кровью Христовыми. Это объяснение выходит за рамки простого утверждения, что хлеб и вино становятся Телом и Кровью.
Православные христиане верят в Реальное Присутствие и принимают его как тайну. Западное богословие склонно подходить к богословским вопросам с помощью разума; это наследие августинианства и средневековых схоластов, которые применяли методы греческой философии для исследования богословских вопросов. Православие считает, что некоторые вопросы находятся за пределами разума, поэтому для нас, как для ограниченных человеческих существ, самонадеянно думать, что мы можем использовать свой разум, чтобы понять то, что находится за пределами нас. Как следствие, нам, православным, удобно принимать тайны, подобные Реальному Присутствию, такими, какие они есть — тайны, не чувствуя себя обязанными объяснять их.
Могут ли католики причащаться в православной церкви?
Да, но, как и все остальные, они должны сначала пройти процесс присоединения к Православной Церкви, который включает отказ от прежнего членства в церкви. Неправославные христиане любого рода не могут без этого причащаться в православном храме. Для причастия нет «заходов».
В то же время православным христианам также запрещено причащаться где-либо, кроме православного храма, и они также должны быть подготовлены молитвой, постом и недавней исповедью.
Почему православные все время постятся?
В прежние века римско-католический пост и прочая аскеза во многом были очень похожи на православные — почти половина дней в году были постными! Такого рода практика действительно является частью римско-католической традиции, но в наши дни от нее почти полностью отказались. В настоящее время редко можно найти католика, который по пятницам Великого поста не ест мяса, что было нормальным даже всего несколько десятилетий назад.
Пост — это один из многих инструментов, которые мы используем, чтобы «подчинить» свои тела, как сказал св. Павел (1 Кор. 9:27), чтобы быть чистыми и святыми. Иисус сказал, что когда Он уйдет, Его последователи будут поститься. Подобно ранним христианам, мы постимся, чтобы научиться контролировать свою тягу ко всему нехорошему и святому. Речь идет не о том, чтобы заслужить спасение, это инструмент, помогающий нам совершать свое спасение со страхом и трепетом (Фил. 2:12), позволяющий нам тренировать и укреплять нашу волю, чтобы она могла быть обращена ко Христу.
В частности, мы постимся каждую среду, чтобы отметить день, когда Иисус был предан, и каждую пятницу, чтобы отметить Его смерть на кресте. Кроме того, мы постимся в течение всего постного периода и всего периода Адвента, а также в другое время года.
Православная практика поста при строгом соблюдении означает, что верующий не вкушает никаких продуктов животного происхождения от позвоночных (т. е. мяса, молочных продуктов, яиц и т. д.), ни оливкового масла, ни вина. Этот выбор отражает желание не причинять вреда в эти дни, а также отказ от определенных основных продуктов жизни.
Как православные относятся к первородному греху?
Западно-христианское учение о первородном грехе, первоначально сформулированное святым Августином, предполагает, что мы наследуем вину Адама. Это является следствием неправильного перевода латинской Вульгаты святого Иеронима в Послании к Римлянам 5, которая представляет собой версию Нового Завета, которую Августин использовал при формулировании своего учения. Православные верят, что мы наследуем смертность Адама, а не его вину. То есть Православие имеет дело с действительным состоянием тела и души человека, а не только с его законным положением перед Богом.
Тем не менее, не все римско-католическое богословие (особенно официальная догма) склонялись к этому резкому контрасту в пользу модели «вины», и православие и римо-католицизм иногда понимаются как недалекие друг от друга в этом отношении.
Почему православные не верят в непорочное зачатие?
Мария (как и все мы) родилась смертной в результате Падения. Но для римо-католиков было необходимо особое зачатие Марии, чтобы Христос мог родиться в чистом сосуде — поэтому в 1854 году было объявлено, что она была зачата без «пятна первородного греха». Таким образом, непорочное зачатие является естественным следствием августинской доктрины первородного греха на Западе, но не требуется в православии для объяснения того, как смертная Мария могла родить совершенного Сына. Для православных совершенство Христа в Его человечестве есть результат его соединения с Его Божеством, а не результат рождения от непорочно зачатой матери.
В то же время, если и римо-католики, и православные христиане верят в великую святость Девы Марии (возможно, вплоть до безгрешности), для римо-католиков эта святость есть результат Непорочного Зачатия; то есть она не могла согрешить. Но для православных христиан ее святость есть результат борьбы со страстями, охватившими всех людей после грехопадения. Гораздо похвальнее быть святым, когда в этом нет необходимости.
Каковы различия в вере относительно Успения Марии?
Римские католики верят, что Мария, поскольку она родилась незапятнанной первородным грехом (см. предыдущий вопрос о Непорочном зачатии), не должна была умереть; как следствие, она — единственное человеческое существо, которое попало прямо на небеса, не проходя через смерть.
С другой стороны, православные христиане верят, что Мария унаследовала смертность Адама, как и все другие люди, и поэтому умерла, как и все мы. Однако ее Сын (новый Адам) немедленно воскресил ее из мертвых как один из первых плодов своего Искупления, и затем она была вознесена на небеса. Вот почему на иконе смерти Богородицы (Ее «Успение») она изображена лежащей на смертном одре, а за ней Сын, держащий младенца в пеленках. Младенец представляет душу Его матери, которую Он воскресил к жизни с Ним на небесах. Каждое 15 августа православные празднуют Успение Марии («засыпание»), а не ее Успение.
Таким образом, и римо-католики, и православные верят, что тело Богородицы возносится на небо, а православные считают, что этот процесс включал ее смерть.
Что означает Богородица ?
Может означать «Богородица», но в буквальном смысле означает «Родительница Бога». Титул был дан Деве Марии на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году, чтобы подтвердить, что в Воплощении Бог действительно родился от смертной женщины. Это титул, который могут провозглашать как католики, так и православные!
Почему православным священникам разрешено вступать в брак?
Православным священнослужителям — епископам, священникам и диаконам — после рукоположения не разрешается вступать в брак (в некоторых традициях это относится к рукоположению иподиаконов), хотя женатые мужчины могут быть рукоположены в диаконы и священники. (Епископы соблюдают целибат и часто монашествуют.) Решение жениться или нет должно быть принято до рукоположения, и в случае смерти жены рукоположенный священнослужитель не может жениться повторно, если он навсегда не оставит диаконский сан или священство.
Именно на Первом Латеранском соборе в 1123 году (после Великого раскола) безбрачие стало обязательным для римско-католических священников. До этого местный совет в Эльвире, Испания, в 316 году объявил безбрачие обязательным для духовенства, и эта практика начала распространяться на Западе в последующие столетия при поддержке различных пап.
Православные всегда настаивали на том, что безбрачие традиционно было необязательным для духовенства с первого века, цитируя библейские и другие свидетельства о женатых священниках и епископах (например, Марка 1:30, 1 Тимофею 3:1-5). Также решения поместных соборов не обязательны для исполнения Церковью в целом; только решения Вселенских Соборов являются общеобязательными.
Как и на Западе, епископы соблюдают целибат в православии с 5-го века, канонический закон, изначально установленный для прекращения передачи земельных владений потомкам женатых епископов. Отметим также, что все монахи в Православной Церкви соблюдают целибат. Кроме того, безбрачие всегда понималось как традиция, а не как неизменная доктрина для Рима, поэтому были сделаны исключения из безбрачия римско-католических священников, особенно в последние годы. Нет никаких доктринальных причин, по которым Рим не мог бы восстановить женатое священство.
И православные, и католики крестятся, но почему порядок отличается (православные начинают с правого плеча, а католики — с левого)?
Крестное знамение — это традиция, восходящая по крайней мере ко II веку и совершаемая многими христианами. Существует ряд теорий относительно того, почему существуют некоторые различия в этом, но ни одна из них не была действительно удовлетворительно подтверждена историческими данными. Стоит отметить, что некоторые другие исторические восточные церкви, такие как копты и армяне, совершают крестное знамение примерно так же, как римо-католики.
Римские католики крестятся пятью пальцами рядом друг с другом, чтобы обозначить пять ран Христа (голова, рука, рука, туловище, ноги). Православные крестятся большим, указательным и средним пальцами вместе, представляя Троицу, а четвертый и пятый пальцы, прижатые к ладони, представляют две природы Христа.
Между Православием и Римом нет серьезной доктринальной проблемы.
Почему православным детям разрешено причащаться, а детям-католикам приходится ждать до 1-го или 2-го класса?
Римско-католическая доктрина утверждает, что ребенок должен быть достаточно взрослым, чтобы понять тайну Христа в соответствии со «своими способностями». Он должен уметь различать Евхаристию и обычный хлеб. Западная доктрина придает большое значение роли разума в понимании Бога и в установлении отношений с Ним.
Православие, с другой стороны, верит, что Бог в Своей Сущности непознаваем и пребывает в «божественной тьме». Никто никогда не постигнет тайны Бога, Воплощения или Евхаристии разумом. Зачем же отказывать в благодати таинства тем, чье понимание все-таки ненамного меньше, чем у взрослого? Как следствие, православные не верят в удержание детей (или тех, кто имеет проблемы с развитием и может быть постоянно неспособным к разуму) от принятия Тела и Крови Христовых.
Как и в случае с некоторыми другими обычаями, отсрочка причастия (а также конфирмация) — это то, что постепенно развивалось у римо-католиков. Древнеримская практика в этом отношении была почти идентична православной: крещение, конфирмация (миропомазание) и причастие давались младенцам. Это все еще практика восточно-католических церквей, которые во многом напоминают православие, но принадлежат Риму.
Чем отличается католицизм от православия в канонизации святых?
Для Рима провозглашение святым — это более или менее нисходящий процесс; признанием чудес священноначалием, анализом будущего жития святого под руководством священноначалия; и юридический подход с участием «адвоката дьявола». Для православия святой признается таковым скорее восходящим процессом: община признает святость святого, которая затем исследуется, признается и провозглашается иерархией.
Почему Православная церковь использует дрожжевой хлеб, а Римско-католическая церковь пресный хлеб (вафли)?
Различия между православием и католицизмом в отношении использования хлеба в Евхаристии возникли из-за различий в понимании природы Тайной вечери (как братской трапезы по Евангелию от Иоанна в Православии, как пасхальной трапезы по синоптические евангелия в римском католицизме), и, возможно, также теологический символизм закваски. Православные в целом сохранили символизм «воскресшего хлеба для обозначения воскресшего Христа». Это различие было предметом серьезных споров во времена Великого раскола, хотя сегодня оно меньше обсуждается.
Почему православные христиане говорят, что Святой Дух исходит только от Отца, а не от Отца и Сына?
Формулировка Никео-Константинопольского Символа веры, которая представляет веру, переданную от Апостолов, изначально не включала «и Сына» (на латыни filioque ). Это согласуется с теологией Писания: Евангелие от Иоанна цитирует Самого Христа, говорящего: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. ” (Иоанна 15:26). 9Пункт 0053 filioque был введен на Западе на местном совете в Толедо, Испания, в 589 году. В последующие столетия он распространился на Западе по мере того, как теология (под влиянием франкских теологов Карла Великого) отклонялась от общего понимания с Восток. В 1274 году собор Римско-католической церкви в Лионе, Франция, сделал filioque официальной частью Никейского символа веры на Западе.
Помимо несогласия со словами Христа и противоречия с первоначальным символом веры, filioque также приводит к подчинению Святого Духа: если два Лица Троицы (Отец и Сын) делят то, чего не хватает третьему Лицу (Святому Духу), то как может Дух действительно быть равным Отцу? а сын? Православие усматривает в Троице скорее совершенный баланс: все, что можно сказать о Боге, либо одинаково применимо ко всем трем Лицам, либо однозначно применимо только к одному Лицу.
Как православные относятся к авторитету Папы и первенству Петра?
Римский Патриархат является одним из пяти исторических патриархатов Церкви, наряду с Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским. Православные относились к Папе Римскому с уважением, подобающим «первому среди равных» до Великого раскола. Православные согласны с тем, что исторически первенство отводилось Папе Римскому. Однако православие считает, что первенство всегда понималось как первенство чести и координации, а не первенство суверенной власти. Для православных все епископы принципиально равны.
Римско-католические богословы возразят, что понимание особого статуса папства развивалось на Западе со временем под влиянием Святого Духа; Православие будет настаивать на том, чтобы власть, дарованная первым епископам, апостолам, была дарована раз и навсегда, и что раскрытие власти в них в Теле Христовом не развивается со временем.
Православие также считает, что все православные епископы являются преемниками Петра и что римский папа не может иметь этот статус однозначно.
Почему Православная Церковь отделилась от Римско-Католической?
Дело в том, как вы интерпретируете события истории, не так ли? С православной точки зрения, именно Рим покинул Православную Церковь в период богословского дрейфа, растянувшегося на столетия. С точки зрения Рима, именно Православие впало в раскол, отказавшись признать абсолютную власть папства.
Мы молимся об устранении этого раскола и восстановлении роли Римского Патриархата как первого среди равных в Православной Церкви.