Католическая церковь и православная церковь отличия: О Православии и католичестве / Православие.Ru
«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»
11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».
Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?
Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т. д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .
Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном… Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Основные расхождения в догматике
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”.
Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Некоторые различия между византийским и латинским обрядом
Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»
Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).
Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).
Окропительное крещение пришло к нам из католичества…
В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.
В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.
В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.
В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).
Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.
У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.
В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.
В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.
Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:
В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.
В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.
Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).
В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).
Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.
Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением <на Литургии Преждеосвященных Даров> с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.
В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
Главные различия православия от католицизма
Православная и католическая церковь, как мы знаем, — две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».
Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.
Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.
Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.
Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.
Главные различия православия от католицизма:
1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает.
Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи
4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;
5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
папа Пий V
9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.
Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека. Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным. А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.
10. В православии существуют две точки зрения на католиков:
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.
исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием
13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.
16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.
17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.
19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).
20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться. Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям. 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:
« … От Церкви часто ждут того же, что ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь должна помогать людям, якобы, решать их политические задачи, быть… неким вождём к достижению этих человеческих побед… Я вспоминаю трудные 90-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или кому-то из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост Президента! Поведите народ к политическим победам!». И Церковь сказала: «Никогда!». Потому что наше дело совсем иное… Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего,… она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель…»
21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.
22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.
явление воскресшего христа марии магдалине
23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.
24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.
25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).
∗∗∗
Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.
Читайте также:
- АРХАНГЕЛ ТРЁХ РЕЛИГИЙ — 10 ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ ОБ АРХАНГЕЛЕ МИХАИЛЕ
- ИЕЗУИТЫ В РОССИИ — «ХОЧУ ЗНАТЬ»
- «7 СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» — ВСЕ, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Различия и сходства между восточно-православными католиками и римо-католиками
ТАША БРЭНДСТЭТТЕР
КЛАСС
Восточно-православная и Римско-католическая церкви имеют одни и те же корни, но очень разные подходы к тому, как они интерпретируют эти корни. Римско-католическая церковь больше сосредоточена на законе, логике и центральной власти Папы, в то время как Восточная православная церковь больше озабочена сохранением тайны веры и управлением на основе консенсуса. С тех пор, как две церкви раскололись во время Великого раскола 1054 года, они разработали различные теологии, связанные с библейским текстом, природой Бога, природой людей и тем, как они относятся к другим религиям.
Explore this article
- Laws and Texts
- Accept the Bible
- Nature of God and the Trinity
- Espouses the Holy Trinity
- Human Nature
- Differ in their interpretation of human nature
- Other Religions
- Отличаются своим отношением к другим религиям
1 Законы и тексты
2 Принимают Библию
И восточное православие, и католицизм признают Библию своим священным текстом, который содержит одни и те же основные книги: Старую и Новый Завет, а также дополнительные книги, называемые Второканоническими. Однако в дополнение к этому Восточная православная церковь также принимает несколько других книг, которых нет в католической Библии, таких как Ездра и 3 и 4 Маккавеи. Православная церковь считает, что законы и учения Церкви могут быть изменены только через совет, в то время как в римско-католической традиции Папа, поскольку он непогрешим, может изменить или создать новый церковный закон.
3 Природа Бога и Троица
4 Обручается со Святой Троицей
Как православная, так и римско-католическая традиция поддерживает Святую Троицу, которая утверждает, что Бог состоит из трех частей: Отца, Сына и Святой Дух. Однако католики следуют Никейскому символу веры, в котором говорится, что Святой Дух исходит от Отца «и Сына». Это заявление, известное как Filioque, вызвало такие богословские споры, что стало одной из основных причин Великого раскола. Восточная православная церковь считает, что Иисус был человеком, его не следует считать таким же, как Бог, и что Святой Дух может исходить только от Отца.
5 Человеческая природа
6 Различаются в своем понимании человеческой природы
Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь также различаются в своем понимании человеческой природы, особенно когда речь идет о первородном грехе. Римский католицизм учит, что платой за то, что Адам и Ева съели запретный плод в Эдемском саду, был первородный грех, который был передан всем людям. Православная церковь, с другой стороны, не верит в первородный грех. Вместо этого они считают, что цена неповиновения Адама и Евы Богу в Эдемском саду — смерть, которую наследует каждый человек. Из-за этого каждая церковь сосредотачивается на разных аспектах цели Иисуса на земле: для католиков это смерть за человеческие грехи; для православных — победить смерть.
7 Другие религии
8 Отличаются отношением к другим религиям
Римский католицизм и восточное православие также различаются отношением к другим религиям. Удивительно, но римско-католическая традиция более открыта для других версий христианства, чем Православная церковь. Хотя Римско-католическая церковь позиционирует себя как «единственную истинную церковь», происходящую непосредственно от святого Петра, она также поддерживает: «Тем не менее, многие элементы освящения и истины находятся вне видимых границ [католической церкви], включая оба другие христианские конфессии, а также другие религии. Православная церковь, с другой стороны, не принимает ни другие христианские конфессии, ни другие религии как пути к Богу. Православный христианин, присоединившийся к другой христианской церкви, считается вероотступником.
ссылки
- 1 Интерактивная Библия: Список книг в христианской Библии, Римско-католической Библии, Греческой православной Библии
- 2 Православный информационный центр: Великий раскол
- 3 Католическая церковь Св. Карла Борромео: Катехизис Католической церкви, второе издание
- 4 GOAA: Основные учения Восточной православной церкви
Об авторе
Наташа Брандштеттер — искусствовед и писатель. У нее степень магистра истории искусств, и вы можете найти ее научные статьи, опубликованные в журналах «Западные пассажи», «История Колорадо» и «Голландская утопия». Она также является автором книг Book Riot и Food Riot, медиа-критиком Pueblo PULP и постоянным автором Femnista.
Статьи по теме
В чем разница? – Христианство FAQ
Римско-католическая церковь и Восточная православная церковь, наряду с протестантизмом, составляют три исторические ветви христианской религии. Католическая и православная ветви отделились друг от друга 1000 лет назад. Сегодня у этих двух традиций много общего, но есть и важные различия.
Римско-католическая церковь и Восточная православная церковь верят в Троицу, вдохновение Библии и воскресение Иисуса Христа. Католицизм и восточное православие расходятся во мнениях относительно исхождения Святого Духа, авторитета папы и имеют разные обряды или литургии.
Католическая церковь или Православная церковь больше? В чем именно заключается их несогласие со Святым Духом? Как соотносятся их представления о Боге, таинствах и иконах? Продолжайте читать, чтобы узнать ответы на эти и другие вопросы.
См. Также католицизм и лютеранство: в чем разница? Узнать больше.
Что католическая и православная церкви думают об Иисусе из Назарета? См. ниже
Сравните католицизм и восточное православие
Римско-католическая церковь ведет свою историю с первого века. Учение Иисуса Христа, роль апостола Петра и писания Нового Завета составляют основу теологии католической церкви.
Католическая церковь подчеркивает, что только она имеет неразрывную цепь преемственности от Христа и апостолов, тогда как Православная церковь и протестантизм не имеют. Православная церковь и протестантизм предлагают аналогичные ответы на это утверждение. Оба утверждают, что католическая церковь, по крайней мере во время их разделения, значительно отклонилась от библейских учений по некоторым вопросам доктрина и практика .
Таким образом, в то время как католическая церковь может иметь институциональную линию преемственности, православная церковь и протестантизм утверждают, что они обладают правильной теологической преемственностью.
Римско -католицизм | Восточный ортодоксальный ортодоксальный | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Название . Слово «католический» в общем употреблении означает «всеобщий». Во фразе «римско-католический» католический относится к всемирному собранию церквей в католической традиции. | «Восточный» относится к географическому району православной традиции, столицей которого был Константинополь. «Западная» церковь относится к римскому католицизму, столицей которого был Рим. «Православный» происходит от греческого слова, означающего «правильная вера». | Основание | Католицизм учит, что его происхождение происхождение самой церкви в первом веке. Должность папы как викария Христа началась с апостола Петра. | В 1054 году нашей эры произошел раскол между Восточной и Западной церквями. Разделение обычно называют расколом между Востоком и Западом. Запад был католическим. Восток был православным*. Евсевий) и Ириней (130-202 гг. н.э.) считаются ранними влиятельными людьми. | Ранние влиятельные лица в Православной церкви включают Патриарха Константинопольского Михаила I Керулария (1000–1059) и так называемых Трех Столпов Православия: Фотия I Константинопольского (810–893), Марка Эфесского (1392–1444) и Григорий Палама (1296-1359). | Членство | Католическая церковь насчитывает более 1,3 миллиарда человек по всему миру. Католицизм, хотя и уходит своими корнями в западный мир, сегодня этнически разнообразен. | Православная церковь сообщает о 220 миллионах членов во всем мире, что делает ее самой маленькой из трех исторических ветвей. Хотя первоначально церковь состояла в основном из греков, сегодня она в основном состоит из людей славянского происхождения (например, русских, украинцев, поляков и т. д.). | Вселенские соборы | Римско-католическая церковь признает и принимает все 21 Вселенский собор. | Православная Церковь принимает первые семь Вселенских соборов 4-8 веков. | Социальное мировоззрение сегодня | Католическая церковь обычно считается консервативной в контексте социально-политического ландшафта западного мира 21-го века. | Православная Церковь консервативна в богословском и социальном плане, согласно общепринятым современным определениям этого термина. | |
* «Восток» и «Запад» относятся к географическим ориентирам в Средиземноморье. В общем смысле «Запад» относится к частям Западной Европы, а «Восток» относится к частям Восточной Европы. Рим был столицей Западной церкви, а Константинополь, ныне Стамбул, был столицей Восточной церкви.
См. также Римско-католический, протестантский и православный: в чем разница? Узнать больше.
Каков взгляд католиков и православных на Библию? См. ниже
Католицизм и православие: сходства и различия
Пункт о «филиокве» всегда был одним из самых существенных различий между католицизмом и восточным православием. «Filioque» — это латинское слово, означающее «от Сына», что относится к Иисусу Христу. Этот термин относится к тому, кто именно послал Святого Духа в Пятидесятницу для осуществления Его уникального служения после вознесения Христа.
Католицизм учит, что Отец и Сын , Иисус Христос послал Святого Духа. Православная Церковь считает, что Дух исходит только от Отца , а не от Сына.
Спорного пункта не было в первоначальной формулировке признания, сформулированного на Первом Никейском соборе в 325 г. или на Первом Константинопольском соборе в 381 г. Имеются данные, свидетельствующие о том, что впервые он был включен в Толедо в 589 г. и официально одобрен в 1017 г. Разногласия по этому пункту явились значительным источником напряженности, приведшей к расколу 1054 г.
Roman Catholicism | Eastern Orthodox | |
---|---|---|
View of the Bible | The Catholic Church teaches that the Bible is the inspired Word of God. Католическая Библия включает второканоническую литературу или апокрифы в их Ветхом Завете (например, Товит, Юдифь, Мудрость Соломона). | Библия является источником доктрины и практики восточного православия. Православные церкви включают второканонические книги или апокрифы в свой Ветхий Завет. Он также включает такие книги, как 1 Ездры и Псалом 151, которые появляются в Септуагинте. |
Взгляд на Бога | Католическая церковь учит, что Бог Триедин. Отец, Сын, который есть Иисус Христос, и Святой Дух — каждый полностью Бог. | Восточное православие верит, что Бог Триедин, но, в отличие от католицизма и протестантизма, не верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а только от Отца. |
Взгляд Христа | Католическая церковь считает, что Иисус из Назарета является воплощением второго лица Троицы. Он был рожден девственником, безгрешным при жизни и умер за грехи человечества. Иисус физически воскрес из мертвых и вознесся на небо. | Вторым лицом Троицы стал человек в лице Иисуса из Назарета, по православным верованиям. Иисус родился от Девы и прожил безгрешную жизнь. Православная Церковь утверждает историческое, физическое воскресение Христа из мертвых. |
Взгляд на спасение | Католицизм учит, что Бог наделяет людей благодатью через таинства. В католическом богословии оправдание включает в себя прощение, возрождение и освящение. Освящение относится к постепенному возрастанию человека в святости и подобии Христу. | Православный взгляд на спасение основан на 2 Петра 1:4 (см. ниже), называемом «обожением», которое относится к процессу уподобления Богу. Обожение не означает, что верующие станут в точности подобными Богу по своей сути. |
Взгляд Святого Духа | Святой Дух — третье лицо Троицы. Он полностью божественен. Дух вселяется в христиан и дает им духовные дары для назидания Церкви. Католицизм верит, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. | Святой Дух является третьим лицом Троицы и полностью Богом, согласно православному учению. Дух отличен от Отца и Сына. «Христос посылает Духа Святого, Который от Отца исходит», — согласно православному учению. |
Человеческий Лидер | Папа Римский является Наместником Христа и главой Церкви на Земле, должность, которую церковное учение восходит к Апостолу Петру. | Вселенский Константинопольский Патриарх во главе Православной Церкви. Православная церковь чтит папу-католика, но не признает за ним высшей власти. |
Ритуалы | Месса, что в переводе с латыни означает «посылать», сосредоточена на Евхаристии, которая, по учению католической церкви, является «источником и вершиной христианской жизни». | Под названием «Божественная литургия» продолжительность службы, использование благовоний, а также образы и символы характеризуют литургию в православных храмах. |
Представление о таинствах или таинствах | В католицизме семь таинств: (1) крещение взрослых и младенцев, (2) конфирмация, (3) Евхаристия, (4) покаяние, (5) миропомазание, (6) рукоположение и (7) брак. Согласно католическому богословию, эти практики являются каналами Божьей благодати. | Православная церковь предпочитает термин «священные тайны». Православное учение условно перечисляет семь: причащение, крещение, миропомазание, исповедь, соборование, брак и рукоположение. |
Вид на Вечерю Господню | «Евхаристия», означающая «благодарить», — это воспоминание, в котором хлеб и чаша становятся телом и кровью Христа. Изменение природы элементов называется пресуществлением. | Православная церковь учит, что хлеб и чаша буквально превращаются в тело и кровь Христа, но не пытается объяснить, как именно это происходит. |
Взгляд на крещение | Иногда называемое «педобаптизмом» (paedo = «ребенок»), согласно католическому учению, детей христианских родителей крестят, чтобы очистить их от первородного греха и возродить. | Епископы и священники совершают крещение, в которое подданные погружаются трижды, по одному разу для каждого члена Троицы. Восточное православие учит, что крещение возрождает человека и делает его членом истинной церкви. |
Иконы | Римско-католическая церковь имеет иконы. Люди используют их по-разному, чтобы усилить свою преданность. Некоторые историки утверждают, что иконы в католицизме никогда не имели такого значения, как в православной церкви. | Восточно-православная традиция на протяжении всей своей истории решительно защищала использование икон, которые, по их мнению, усиливают преданность людей Богу. |
Взгляд последних времен | Католическая церковь подтверждает второе пришествие Христа. Эсхатология церкви амилленаристская. | Восточное православие верит в возвращение Христа, но не имеет полностью развитой эсхатологии, как многие протестантские традиции. Отчасти это связано с тем, что Православная церковь считает книгу Откровения тайной. |
Трансляция | 2 Петра 1: 4 |
---|---|
кдж. господствующее в мире растление похотью. | |
NASB | Ибо через них Он даровал нам Свои драгоценные и великолепные обетования, чтобы через них вы могли стать причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью. |
NIV | Через них он дал нам свои очень великие и драгоценные обетования, чтобы через них вы могли приобщиться к божественной природе, избежав растления в мире, вызванного злыми желаниями. |
См. также Римско-католический и христианский: в чем разница? Узнать больше.
См. соответствующие статьи ниже
Твитнуть
Электронная почта
Статьи по теме
ссылка на католиков, протестантов и православных: в чем разница?
Католик против протестанта против православного: в чем разница?
Римский католицизм, протестантское христианство и восточная православная церковь — три исторические ветви христианской религии.