Какой у человека смысл жизни: В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти

В чем смысл жизни: почему люди веками ищут ответ на этот вопрос и можно ли его найти

174 904

Познать себяЧеловек среди людей

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Философы, клирики, психологи на протяжении веков отвечали на этот вопрос, но ни один ответ не оказался универсально верным. Потому что у каждого человека свой смысл в жизни.

Этим вопросом задавались все мировые религии, и все они по-своему на него отвечали. Иисус говорил, что смысл жизни в вере в Бога и в том, чтобы обрести царство Божие после смерти. Будда верил, что смысл жизни состоит в том, чтобы прожить ее в гармонии, отринув желания и ненависть.

Мухаммед сказал, что жизнь доверена людям Богом, с тем, чтобы посвятить ее пониманию Бога, и это ведет к вечной жизни.

Платон заметил, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее жить». Стало быть, смысл жизни заключается в том, чтобы ее исследовать, чтобы ее постичь. Ницше связывал его со смертью Бога, а следовательно, с утратой веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Камю считал, что мы сами создаем смысл своей жизни, принимая решения.

Но никто не предложил определенного, четкого, если угодно, универсального ответа. Возможно, потому что для начала все же стоит ответить на другой вопрос, который стоит рядом: «Почему мы хотим это знать?» Это куда более уместный вопрос, хотя бы потому, что на него можно ответить.

Итак, зачем же люди вот уже на протяжении многих веков заняты поисками жизненного смысла?

Да потому что никто из нас не хочет соглашаться с тем, что жизнь бессмысленна. Вместо того чтобы принять этот факт и двигаться дальше, многие люди тратят всю свою жизнь, чтобы его найти. Они ищут его в религии, философии, психологии.

Люди думают, что если они разбогатеют и станут знаменитыми, то смогут обмануть смерть. Есть безумцы, которые полагают, что они смогут победить смерть, захватив мир. Отрицание смерти и поиск смысла жизни — великая ложь, которая определяет жизнь множества людей на планете.

Отрицание, как и любой защитный механизм, имеет побочный эффект. Чем яростнее мы что-то отрицаем, тем сильнее оно наполняется смыслом. Чем больше мы отрицаем смерть, тем меньше мы замечаем, как уверенно к ней идем. Яркий пример — сколько людей отрицают изменения в климате, несмотря на факты. Зигмунд Фрейд сказал бы на это, что мы бессознательно хотим смерти, бессознательно желаем ее планете.

В восточной традиции практикуются методы глубокой медитации, где главная вещь, над которой размышляют, — смерть. Люди проводят множество часов, медитируя о своей смерти. Они буквально представляют, визуализируют, как лежат в могиле и гниют! Смысл этого действа в том, чтобы достичь состояния, в котором не будет привязанности к жизни, чтобы мы могли полностью осознать, что смертны.

Только приняв факт неотвратимости смерти, мы сможем освободиться от тяготеющей привязанности к жизни и от проблем, которые она несет

Цепляясь за жизнь, во всем пытаясь нащупать смысл, мы приходим к ложным богам, ценностям, мифам, которые ранят не только нас, но и других. Если мы придумаем, что смысл в молении Богу, то всякий, кто ему не молится, будет ниже нас. Если мы решим, что какая-то группа людей (к которой мы, очевидно, принадлежим) — группа «хороших людей», то другая, очевидно, станет «группой плохих». И то и другое ведет к напряжению и разногласиям.

Будда и его последователи не цеплялись за жизнь. Они медитировали о смерти, отказываясь от тщеславных представлений о жизни, жажды мести, власти или славы, от зависти и соперничества. Для тех, кто привык искать смысл с упорством маньяка, такая медитация безумна. Но для буддийских монахов безумство в том, чтобы так упорно цепляться за свою жизнь и думать, что смерть — это то, что бывает с другими.

Источник: Psychcentral

Текст:Никита ПеченегинИсточник фотографий:Shutterstock

Новое на сайте

«Как научиться спорить и отстаивать себя в конфликтах?»

«Плохое настроение — приступ переедания»: что нужно знать о нервной булимии

Как распознать и лечить геморрой — советы врача

Эмпатия, честность и уважение: 10 особенностей хороших родителей — мнение психоаналитика

Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник

Зимняя бьюти-рутина: как избежать сухости и шелушений кожи — 5 главных советов

Как избавиться от тревоги и жить спокойно

«Меняю работу каждые полгода и всегда повторяю один сценарий»

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Смысл жизни: в чем смысл жизни?

Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

Какое место смерть занимает в жизни человека?

О смерти, наверное, написано и сказано практически все, и добавить к этому что-либо трудно. Однако, если мы посмотрим, какое место занимает смерть в жизни человека, в его реальной жизни, повседневных заботах, мыслях, предметах, то увидим, что это место ничтожно мало, значительно меньше, чем какое-нибудь изменение фасона одежды или скандала вокруг рок-звезды. И, как писал один старый автор, самая большая, самая разительная, самая-самая страшная нелогичность в жизни человека — это та, что он не готовится к смерти, не готовится к тому, что в жизни его является самым верным и неизбежным.

Психолог такую ситуацию объяснит довольно просто. Он скажет, что смерть вытесняется из сознания, из психики, и что это вытеснение необходимо и даже полезно, отчасти об этом уже говорил Федор Ефимович Василюк. На самом деле, если мы задумаемся о смерти то, как мы сможем продолжить эту часто суетную жизнь, как мы будем делать все наши дела и делишки?

И, действительно, получается такая коллизия, о которой сегодня говорили, которая идет еще от блаженного Августина: «Пока мы живы, смерти нет, а когда умрем, не будет жизни». Эти состояния разделены, и вопрос в том, как их искать вместе.

Но тем не менее и в психологическом плане смерть встречается с жизнью. Причем она встречается с жизнью не где-то на периферии коллизий психической реальности, а в очень важном, едва ли не центральном месте. Это место — проблема смысла жизни.

Смысл жизни

Для того, чтобы как-то подтвердить эти слова, позволю себе небольшое психологическое отступление. Что есть смысл? Смысл не есть предмет, название, слово, Смысл — это улавливаемое нами, отражаемая связь между предметами. Обычно это связь между предметами и ситуацией меньшей по отношению к ситуации большей. Скажем, понять смысл того, почему вы пришли на эту конференцию, исходя из этой конференции, невозможно. В каждом случае мы должны выйти за границы этой конференции, и тогда окажется, что один, скажем, пришел, чтобы получить знания, другой — чтобы написать диссертацию, третий — себя показать и т. д. То есть в каждом случае мы должны выйти из данной ситуации и войти в контекст ситуации более широкой.

Далее. Каждый смысл возгоняется, восходит по вертикали в некую иерархию, лестницу, потому что ответ, что я пришел себя показать, тут же подразумевает новый вопрос: а ради чего ты хочешь себя показать? И там приходится отвечать: ради того, что я обладаю такой профессией или еще что-то. Вопрос о профессии вновь подразумевает вопрос: а ради чего тебе эта профессия?

И такая возгонка неизбежно ведет к последнему вопросу: ради чего ты живешь?

И вот здесь мы вновь обнаруживаем себя в ситуации: понять смысл жизни, исходя из жизни, из ее контекста и ситуации — нельзя по определению. Потому что по определению: смысл есть отношение меньшего к большему.

Смысл жизни как проблема, как сам вопрос может быть поставлен лишь в том случае, если мы отнесем его к чему-то, что более нашей жизни, что выходит за грань нашей жизни. Именно здесь происходит реальная встреча со смертью.

И эта возгонка подразумевается в нашей жизни, даже когда мы ее и не осуществляем. Подобно тому, как в Римской империи все дороги вели в Рим, все вопросы о смысле, или точнее, о смыслах, разлитых в нашей жизни, так или иначе ведут к этому главному и существенному смыслу жизни.

И последнее, когда мы говорим о смыслах, то речь не идет о некоторых декларациях, которые человек произносит. Речь идет о внутренней субъективной реальности. Смысл — это суверенная территория души. Поэтому смысл нельзя навязать, его нельзя преподать. Истине не обучаются, истина переживается. Это старое положение философов.

Когда происходит встреча со смертью? В онтогенезе, т. е. в ходе индивидуального психического развития это происходит несколько раз. Ведь постановка вопроса о смысле жизни — это вечная по сути дела постановка. Здесь нет какого-то определенного ответа на всю жизнь. Но острота высвечивания этой проблемы приходится на главные, переломные моменты человеческой жизни.

У Маршака есть такое стихотворение «Четыре года без смерти». Он вспоминает, что до четырех лет он был бессмертен, т. е. смерть в это время как бы не присутствовала в его жизни, а в четыре года он вдруг понял, что когда-то умрет, конечно, в бесконечном пространстве-времени, но умрет. Как он горько это переживал, плакал.

Затем смерть появляется в очень важном возрасте — примерно в 9-10 лет. Это вообще довольно таинственный возраст, потому что в эти годы человека очень часто сопровождают тяжелые болезни, выводящие его на грань смерти. Если просмотреть биографии многих людей, то обнаружится, что в этот период жизни многие из них были тяжело больны.

Затем следует подростковый период. Это конечно, наиболее драматический возраст. Главный драматизм подросткового возраста заключается в том, что здесь впервые с полной отчетливостью и ясностью человек понимает свою смертность. В подростковом возрасте появляются первые самоубийства, появляются первые игры с этой гранью. И как мы знаем, подростковый возраст — это наиболее возвышенный, философский возраст, когда человек решает проблемы связанные со всем своим будущим, со всем смысловым содержанием смысла жизни.

Далее, следует выделить кризис, манифестируемый достаточно ярко в 30-летнем возрасте. За ним с периодичностью примерно в 10 лет следуют кризисы смысла жизни 40 лет, 50 лет, и т. д.

Помню запись 51-летнего Толстого в «Исповеди». Он пишет: «две мыши — белая и черная — то и дело подтачивают корни куста, на ветвях которого я вишу над пропастью. Я держусь за ветви жизни, зная, что неминуемо меня пожрет дракон смерти».

Вопрос о смысле жизни

Помимо закономерностей возрастных, есть и структурные закономерности в решении вопроса о смысле жизни. Они теснейшим образом связаны с теми ступенями или структурами смысловой сферы, которые можно наметить.

Можно говорить об эгоцентрическом уровне, когда человек воспринимает себя как единицу, центр, а другие, все окружение выполняет служебную роль в зависимости от того, помогают они его желаниям или нет. Если помогают — они хорошие, если не помогают, то они враги. Смерть здесь воспринимается как конец личного благополучия, как стимулятор эгоцентрической работы. Соответственно смысл жизни рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от блага других людей.

Смерть такого человека как бы уничтожает его, все становится бессмысленным после его смерти.

Следующий важный уровень — это группоцентрический, где центральной является группа, общность, с которой человек себя идентифицирует. Отношение к другим тесно зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит. Если принадлежит, то другой человек достоин жалости, сожаления, любви, снисхождения. Если не принадлежит, то эти чувства на него могут не распространяться. В этом случае смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы, с которой он себя идентифицирует. Мы все жили в таком мире, где такая центрация была официальной: «забота у нас такая, работа у нас большая — жила бы страна родная, и нету других забот!» «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей!» И так далее. Здесь главный смысл заключается в том, чтобы жил определенный «кусок» общности. Он может быть разным — от семьи до страны. Он может быть совершенно разным по объему, но психологически — это одно и то же: жили бы «мои», жили бы «мы», «наши», а что касается остальных, то это безразлично.

И, наконец, следующая ступень, которую можно назвать гуманистической, просоциальной. На этой ступени любой другой человек, принадлежит он моей группе или нет, обладает в смысловом восприятии такой же ценностью, как я сам. На этой ступени впервые появляется нравственность, потому что до этого о нравственности мы говорить не можем. Можно говорить о морали: группоцентрической или корпоративной. Но мораль, как известно, есть во всех слоях общества, начиная от преступников и кончая работниками торговли и т. д. Только на уровне нравственного сознания начинает действовать императив Канта или если говорить проще, старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В качестве примера переживания подобного нравственного состояния можно сослаться на 37-летнего Эйнштейна, который во время тяжелой, угрожающей смертью болезни писал: «Я настолько чувствую связь с другими людьми, что мне все равно, где кончается моя жизнь» отсюда и смысл жизни.

На уровне нравственного сознания смысл жизни более широкий и светлый, чем тот , который присутствует в групповой морали. Он преображает деятельность человека, хотя этот смысл относится ко всему человечеству, он, строго говоря, конечен, поскольку конечно человеческое существование и человечество как таковое также конечно. Другое дело — в каких масштабах и сроках эта конечность заключена.

И, наконец, последняя ступенька, которую можно обозначить, — это ступень духовная или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает рассматривать себя как существо, связанное, соотнесенное с духовным миром. Тогда он сам и любой другой человек приобретает не только гуманистическую, общечеловеческую, но и определенную сакральную ценность. Здесь, на этой ступени, устанавливается его личная «формула», связь с духовным миром, личная форма связи с Богом. На этой ступени смерть рассматривается вообще не как конец личного бытия, а как переход от одного состояния жизни к другому, переход от изменений душевно-телесных к изменениям духовно-бестелесным. И по сути на этой ступени и только на этой ступени возможно появление бесконечного смысла жизни, смысла жизни, не уничтожимого фактом физической смерти.

Жизненная коллизия разрешается нахождением смысла жизни только в религии. Поэтому смерть называют козырной картой религии, в частности, постигая нашу культуру, козырной картой христианства. Потому что другие подходы не могут покрыть эту карту.

В заключение я хотел бы вернуться к сомнению, которое было высказано старым автором о том, что стоит ли людям думать о смерти пока они живы. Это сомнение принадлежит многим психологам, которые считают, что мысль о смерти надо вытеснять, поскольку она только мешает жизни. На самом деле то или иное решение вопроса о смысле жизни, которое, как я пытался показать, необходимым образом связано со смертью, играет едва ли не важнейшую роль в организации жизни человека, в организации самых разных проявлений этой жизни.

Если говорить о медицине. Медицина не может существовать вне концепции жизни и смерти. Я позволю себе сказать, что она начинается с этой концепции. Более того, позволю себе высказать утверждение, что если нет этой концепции, то это не медицина вообще, какими бы инструментами она ни обладала. Потому что основы медицины были заложены Гиппократом, его клятвой. В клятве речи нет ни о каких инструментах. В ней речь идет об определенной организации на подобии ордена. Врач — это не профессия наряду с другими типа слесарь-сантехник или инженер. Это особая профессия, в которую должны входить люди с особым сознанием и призванием.

Возьмем любое проявление современной медицины, о которых очень хорошо говорила Валентина Васильевна Николаева, например отношение ребенка к ситуации болезни. Дети в больницах не играют, они замкнуты, они фиксированы на своих родителях, они воспринимают болезнь только как ограничение. Все это целиком относится к советской больнице.

Все это соответствует в лучшем случае уровню группоцентрической морали или группоцентрическому пониманию смысла жизни, потому что в центре советской больницы находится болезнь, а не человек, не ребенок.

Если бы в центре нормальной больницы находился ребенок, то тогда все было бы повернуто по-другому. Потому что задача врача и задача такого рода больницы, где находятся дети, тяжело больные дети, — сделать так, чтобы они там жили, а не просто лечились. Сейчас лечение — центр больничного распорядка, к которому приноравливается жизнь больного ребенка. Нужно повернуть наоборот. В центре — жизнь ребенка, ее смысл. Лечение — это средство, «которое должно пристраиваться » и соответствовать смыслу жизни ребенка.

И такие больницы есть. У нас, правда, я их не видел. Я видел их за границей. В подобной больнице ребенок может жить, общаться со сверстниками, шутить. Он не будет зафиксирован на родителях.

Все эти вопросы являются ключевыми. Если они не будут решаться, если на понимании смысла жизни не будет строиться образование медиков, то тогда мы так и останемся на представлении о человеке как организме, которым надо манипулировать, вырезать его органы, торговать ими или передавать по наследству и т. д.

Понимание смысла жизни, возгонка этого понимания до уровня подлинных духовных ценностей является основанием человеческой медицины.


Серафим Саровский так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

 

Ответы священников о смысле жизни:

Если человек не знает, чем ему заниматься в этой жизни, то как и о чем ему просить у Бога?

Почему Господь меня создал, если Он знал, какая я буду грешная и никчемная?Как сделать реализацию «светского» таланта служением Господу?

Для чего нам дана жизнь?

Как относиться к людям, которые пожертвовали жизнью, защищая животных?

Как понять, для чего я рождена? Как избавиться от страхов?

 

Читайте также:

Протодиакон Андрей Кураев: Смысл жизни

Старец Паисий Святогорец: О глубочайшем смысле жизни

Протоиерей Михаил Шполянский: Смысл жизни: путь бабочки

Cтарец Илий о смысле жизни

Подборка материалов о смысле жизни

Словарь Правмира — Жизнь

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

В чем смысл жизни?

1. Есть ли смысл в жизни?

Слишком настойчиво задаваться вопросом, в чем может заключаться «смысл жизни», вы выдаете себя за тяжеловесного, странного или просто наивного человека.

В наши дни люди часто говорят – иногда с грустью, иногда более агрессивно и цинично, – что «жизнь просто не имеет смысла».

Этому часто приводят две причины. Первая связана с религией . Когда-то, как гласит история, жизнь имела ясный смысл, данный нам Богом: она заключалась в поклонении Ему и жизни в соответствии с Его велениями. Но по мере того, как религиозная вера пришла в упадок, предположительно умер не только бог, но вместе с ним и смысл, который он когда-то гарантировал.

Современная наука является второй причиной нынешнего кризиса смысла. Ученые говорят нам, что существование, возникшее в результате случайного взаимодействия химических веществ и газов, имеет смысл, но довольно мрачный, безжалостный и узкий: для человека — как и для всех других живых существ (например, амебы) — смысл жизнь — это выживание и распространение своего генетического материала. Звучит очень правдиво и в то же время подчеркнуто тщетно и меланхолично.

Здесь мы хотим рассуждать следующим образом: задумываться о смысле жизни — чрезвычайно важная деятельность, жизнь имеет ли существенное значение — и на самом деле существует ряд практических шагов, которые мы можем предпринять, чтобы в конечном итоге вести жизнь с максимальной значимостью.

Начнем с того, что в жизни нет смысла, кроме того, который мы можем найти сами как биологический вид. Нет никакого объективного смысла, записанного в звездах, в священной книге или в последовательностях ДНК.

То, что, по-видимому, побуждает людей жаловаться на то, что жизнь лишена смысла, — это определенные разновидности несчастья. Рассмотрим несколько центральных примеров:

  • — Вы находитесь в отношениях, но интенсивность, которую вы испытали в начале, давно прошла. Кажется, вы больше не говорите ни о чем важном, не делитесь уязвимыми чувствами и идеями. Это кажется, как вы выразились, «бессмысленным». Или же вы одиноки и, хотя у вас много друзей, каждый раз, когда вы их видите, разговор кажется поверхностным и тривиальным.
  • — Вы учитесь в университете, чтобы получить степень. Вы записались на курс отчасти потому, что часто не понимаете, кто вы и чего хотите. Вы думали, что чтение книг и посещение лекций прольют свет на вещи, но темы скучны и не связаны с вашим замешательством. Вы жалуетесь, что это кажется бессмысленным.
  • — Вы работаете в крупной прибыльной компании и зарабатываете приличную сумму каждую неделю, но работа, по большому счету, не кажется важной. Под этим вы имеете в виду две вещи: то, что вы, похоже, не вносите большого вклада в чью-либо жизнь, а также то, что нет никакой глубокой части вас, которую вы могли бы привнести или включить в свою работу. С таким же успехом это может сделать робот. Из этих нитей мы можем начать экстраполировать теорию значения.

2. Три столпа смысла

Значение можно найти, в частности, в трех видах деятельности: Общение, Понимание и Обслуживание.

Давайте сначала рассмотрим связь . Мы по своей природе изолированные существа, и кажется, что некоторые из наших наиболее значимых моментов связаны со случаями связи: с возлюбленным, например, когда мы раскрываем нашу интимную физическую и психологическую сущность или когда мы завязываем дружеские отношения там, где они существенны. истины о наших соответствующих жизнях могут быть разделены. Или в путешествии в новую страну, когда мы заводим разговор с незнакомцем и испытываем волнующее чувство победы над языковыми и культурными барьерами. Или когда нас трогают книги, песни и фильмы, в которых раскрываются глубоко наши собственные эмоции, которые мы никогда раньше не видели столь ясно и красиво воплощенными.

Тогда есть значение, которое возникает через понимание . Речь идет об удовольствии, которое можно почувствовать всякий раз, когда мы устраняем замешательство и недоумение в отношении себя или мира. Мы можем быть учеными-исследователями или экономистами, поэтами или пациентами психотерапии; удовольствие от нашей деятельности проистекает из общей способности отображать и понимать то, что когда-то было болезненно незнакомым и странным.

В-третьих, есть сервис . Одна из самых значимых вещей, которые мы можем сделать, — это служить другим людям, пытаться улучшить их жизнь, либо облегчая источники страданий, либо создавая новые источники удовольствия. Таким образом, мы могли бы работать кардиохирургами и каждый день осознавать значение нашей работы или же быть в компании, которая вносит скромные, но реальные изменения в жизнь людей, помогая им лучше спать ночью, находя их ключи или восхищая их эстетически. с элегантной мебелью или гармоничными мелодиями. Или же мы могли бы служить друзьям или нашим собственным семьям, или, возможно, самой земле. Нам часто говорят, что мы считаем себя эгоистичными по своей природе. Но некоторые из самых значимых моментов наступают, когда мы преодолеваем свое эго и ставим себя на службу другим или планете. Следует добавить, что для того, чтобы служение ощущалось значимым, оно должно быть синхронизировано с нашими родными, искренними интересами. Не каждый найдет смысл в медицине или социальной работе, балете или графическом дизайне. Это тот случай, когда мы достаточно знаем о себе, чтобы найти свой особый путь к служению.

Вооружившись такими идеями, мы можем двигаться к определению не чего иного, как смысла жизни. Смысл жизни заключается в стремлении к человеческому процветанию через общение, понимание и служение.

3. Жизнь, наполненная смыслом

Чтобы жизнь была наполнена смыслом, мы также видим, что определенные вещи должны быть в игре.

Нам нужны отношения с другими людьми: не обязательно романтические (в нашем обществе с этим слишком преувеличены), но какие-то связи, в которых мы делимся важными вещами. Это могут быть, конечно, отношения с книгами или песнями.

Нам также нужна культура, способствующая пониманию себя и мира. Враги этого включают в себя окружение СМИ, которые выбрасывают хаотичную информацию, или академическую среду, которая продвигает мертвые, бесплодные исследования.

И, наконец, нам нужна хорошая работа, что означает мир, наполненный предприятиями и организациями, ориентированными не только на прибыль, но и на помощь и искреннее улучшение человечества. Кроме того, нам нужно помочь людям открыть свою особую внутреннюю «настройку», которую они могут вложить в свою работу, чтобы люди не просто служили сами по себе, но служили таким образом, который соответствует их сердечным интересам.

К сожалению, на пути к полноценной жизни существует множество препятствий. В области общения: это такие вещи, как чрезмерный акцент на сексе, недооценка дружбы, отсутствие добрососедства или отсутствие питательной культуры. Это также, на внутреннем уровне, ошибки в эмоциональном программном обеспечении, из-за которых человек боится сближаться с другими.

Что касается понимания, то это отсутствие хороших средств массовой информации, подозрение в самоанализе и психотерапии, а также напыщенный и бессвязный академический мир.

Что касается сферы услуг, то это чрезмерно преувеличенная забота о деньгах в отдельных лицах и компаниях, которая делает акцент на финансовой выгоде, а не на реальных потребностях других. Это слишком большие системы, в которых человек теряется и не может увидеть результат своей работы. А внутренне речь может идти о внутренней робости, снобизме или стадном менталитете, что мешает как следует познать себя и свои подлинные таланты.

Чтобы построить более осмысленный мир, мы должны сделать акцент на эмоциональном воспитании, на сообществе, на культуре самоанализа и на более честном капитализме.

Возможно, у нас еще нет осмысленной жизни, но очень важно подтвердить, что концепция осмысленной жизни в высшей степени правдоподобна и что она включает в себя элементы, которые можно четко назвать и за которые можно постепенно бороться.

Самопознание

Самостоятельная археология

Самая фундаментальная идея, лежащая в основе современной психотерапии, состоит в том, что для того, чтобы излечиться от неврозов…

View

Самопознание

На проекции

Одной из самых увлекательных идей в психотерапии является концепция проекции. Проще говоря, это означает…

View

Самопознание

Плюсы болезни

Очень странно говорить о плюсах болезни. Неужели одни минусы? Но вместо того, чтобы…

Посмотреть

Самопознание

Почему родители обижают своих детей

Одним из самых странных и печальных явлений психологической жизни является то, что есть родители, слишком много родителей, которые заканчивают…

Посмотреть

Спокойствие

О том, что вас «запустили»

Феномен «триггера» — хотя иногда он может применяться слишком широко — стоит на вершине…

View

Работа

Должен ли я следовать за своими мечтами?

Когда дело доходит до решения, что делать с нашей жизнью, мы часто сталкиваемся с тем, что выглядит как…

Просмотр

Эта статья доступна только в приложении

В чем смысл жизни?

ГлавнаяМатериалы АлфавитДуховная жизньДары Христа Смысл жизни

Вопрос

Ответ

В чем смысл жизни? Как найти цель, исполнение и удовлетворение в жизни? Как можно достичь чего-то непреходящего значения? Многие люди никогда не задумывались над этими важными вопросами. Они оглядываются спустя годы и удивляются, почему их отношения развалились и почему они чувствуют себя такими опустошенными, хотя, возможно, достигли того, чего намеревались достичь. Как указывает книга Екклесиаста, многие цели обнаруживают свою пустоту только после того, как годы были потрачены впустую на их преследование (Екклесиаст 1-2).

В нашей гуманистической культуре люди легко упускают из виду смысл жизни. Они гонятся за многими вещами, думая, что в них найдут смысл и цель. Некоторые из этих занятий включают успех в бизнесе, богатство, хорошие отношения, секс, развлечения и делание добра другим. Люди свидетельствовали, что, хотя они и достигли своих целей богатства, отношений и удовольствий, внутри все еще оставалась глубокая пустота, чувство пустоты, которое, казалось, ничто не могло заполнить.

Автор книги Екклесиаста искал смысл жизни во многих напрасных занятиях. Он описывает чувство пустоты, которое он испытал: «Бессмысленно! бессмысленно! . . . Совершенно бессмысленно! Все бессмысленно» (Екклесиаст 1:2). Царь Соломон, автор Екклесиаста, обладал безмерным богатством, мудростью, которой не было ни у кого из людей его времени или нашего времени, сотнями женщин, дворцами и садами, которым завидовали все королевства, лучшей едой и вином и всевозможными развлечениями. В какой-то момент он сказал, что все, чего желало его сердце, он преследовал (Екклесиаст 2:10). И все же он резюмировал жизнь «под солнцем» — жизнь, прожитую так, как будто все, что есть в жизни, — это то, что мы можем видеть своими глазами и ощущать своими чувствами, — как бессмысленную. Чем объясняется эта пустота? Бог создал нас для чего-то большего, чем то, что мы можем испытать здесь и сейчас. Соломон сказал о Боге: «Он вложил вечность в сердца людей» (Екклесиаст 3:11). В глубине души мы осознаем, что «здесь и сейчас» — это еще не все.

В книге Бытия мы находим ключ к пониманию смысла жизни в том, что Бог сотворил человечество по Своему образу (Бытие 1:26). Мы были специально созданы Богом, и это придает нам внутреннюю ценность; ничто не может дать нам большей ценности. Созданные, чтобы отражать Его образ, у нас есть цель: прославлять Бога; ничто не может дать нам большего удовлетворения.

Прежде чем человечество пало и проклятие греха пришло на землю, были истинны следующие вещи:
1) Бог создал человека социальным существом (Бытие 2:18–25)
2) Бог дал человеку работу (Бытие 2:15)
3) Бог имел общение с человеком (Бытие 3:8) 90 143
4) Бог дал человеку власть над землей (Бытие 1:26).
Эти факты имеют значение, связанное со смыслом жизни. Бог хотел, чтобы человечество имело удовлетворение в жизни, но на наше состояние (особенно в том, что касается нашего общения с Богом) неблагоприятно повлияло грехопадение и последующее проклятие на земле (Бытие 3).

Книга Откровения показывает, что Бог озабочен восстановлением смысла жизни для нас. Бог разрушит это настоящее творение и создаст новое небо и новую землю. В то время Он восстановит полное общение с искупленным человечеством, а неискупленные будут осуждены и брошены в озеро огненное (Откровение 20:11–15). С проклятием греха будет покончено; больше не будет греха, печали, болезни, смерти или боли (Откровение 21:4). Бог будет обитать с человечеством, и они будут Его детьми (Откровение 21:7). Таким образом, мы завершаем круг: Бог создал нас для общения с Ним; человек согрешил, нарушив это общение; Бог восстанавливает это общение в вечном состоянии. Идти по жизни, достигая всего, что мы намеревались достичь, только для того, чтобы умереть в разлуке с Богом навеки, было бы немыслимо трагично! Но Бог нашел способ сделать возможным вечное блаженство (Луки 23:43), а жизнь на земле — удовлетворительной и значимой. Как достигается это вечное блаженство и «рай на земле»?

Смысл жизни, восстановленный через Иисуса Христа

Настоящий смысл жизни, как сейчас, так и в вечности, заключается в восстановлении наших отношений с Богом. Это восстановление возможно только через Божьего Сына, Иисуса Христа, который примиряет нас с Богом (Римлянам 5:10; Деяния 4:12; Иоанна 1:12; 14:6). Спасение и вечная жизнь – это дар Божий, когда мы доверяем Иисусу Христу как Спасителю. Как только спасение получено по благодати через веру, Христос делает нас новыми творениями, и мы начинаем путешествие, сближаясь с Ним и учась полагаться на Него.

Бог хочет, чтобы мы знали смысл жизни. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). «Полная» жизнь — это жизнь, наполненная смыслом и лишенная бесцельных блужданий.

Смысл жизни заключен в славе Божией. Призывая Своих избранных, Бог говорит: «Приведите всех, называющих Меня своим Богом, ибо Я сотворил их для Моей славы. Это Я создал их» (Исаия 43:7). Мы были созданы для славы Божьей. Всякий раз, когда мы заменяем Божью славу своей собственной, мы становимся идолопоклонниками и упускаем смысл жизни. Иисус сказал: «Если кто-то хочет идти за мной, он должен отвергнуться себя, взять свой крест и следовать за мной.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *