Индоевропейцы кто это: The Indo-European Family | Compendium of Language Management in Canada (CLMC)

индоевропейцев — Ливий

Q475027

Индоевропейцы:  общее название людей, говорящих на индоевропейском языке. Они являются (лингвистическими) потомками людей ямной культуры (ок. 3600-2300 гг. До н.э.) на Украине и юге России и расселились на территории от Западной Европы до Индии в ходе различных миграций в третьем, втором и начале первого тысячелетий. до н.э.

Проблема

Идолы эпохи ранней бронзы (Телль Эзеро, Болгария)

Всегда было известно, что многие языки в Европе родственны. Итальянский, испанский, румынский, французский и португальский языки являются потомками древней латыни. Английский, голландский, фризский, немецкий и скандинавские языки восходят к диалектам древних германцев. Древние языки Ирландии, Уэльса, Корнуолла и острова Мэн имеют общего предка в древнем кельтском языке. В конце восемнадцатого века европейские ученые начали понимать, что эти языковые семьи связаны не только друг с другом, но и с древними персидскими и индийскими языками. Существование этой «индоевропейской языковой семьи» стало неожиданностью. Как это объяснить?

Опыт девятнадцатого века предлагал несколько возможностей. Миграция была обычной практикой в ​​эпоху империализма и могла объяснить, почему языки в разных регионах могут быть похожими. В качестве альтернативы люди могут перенять сначала отдельные слова, а затем и целые языки от своих соседей. Ученые девятнадцатого века обычно выбирали первое объяснение: давным-давно существовала одна индоевропейская нация, которая в результате ряда миграций переселилась в Западную Европу и на Дальний Восток. Но кто были эти люди?

Генеалогическое древо индоевропейских языков

В поисках родины

Первое, что нужно было выяснить ученым, — это природа изначальной родины. Они сделали это, изучив общий словарь индоевропейских языков. В этих языках были похожие слова для одних и тех же деревьев и животных, что позволяло ученым говорить что-то о флоре и фауне родных земель. Там должны были быть медведи, выдры, грифы, журавли, лососи, бобры, дубы, можжевельники, яблони. Большинство из них, конечно, весьма распространены повсеместно, но присутствие выдр и бобров предполагает наличие лесов и обширных заболоченных земель, что исключает большую часть Евразии. Такие слова, как «царь», «повозка» и «плуг», также были интересны, потому что археологи могли найти элитные захоронения, колесницы и сельскохозяйственные орудия.

Погребальный курган: Голямата Косматка (Болгария)

В поисках прародины было несколько неудачных стартов, но, с одной стороны, постоянное накопление данных (например, открытие хеттского, лувийского и тохарского языков в ХХ в. ) и рост нашего понимания путей развития языков, с другой стороны, помогли фальсифицировать некоторые гипотезы. Например, лингвисты обнаружили, что языки не могут развиваться очень быстро или чрезвычайно медленно, что помогло исключить теории, предполагающие необычно быстрое или медленное изменение языка.

В конце ХХ века получила распространение «курганная гипотеза»: первые носители индоевропейских языков принадлежали к ямной культуре, земледельцам-скотоводам, хоронившим своих предводителей в курганах ( курганов , по-русски) и приручившим лошадь, которая позволяла путешествовать на дальние расстояния.

Первые миграции

Карта 1: Ямная культура

Ямная культура (также известная как ямная культура) процветала между 3600 и 2300 годами до н.э. на Украине и на юге России. Некоторые из ямников были земледельцами и возделывали землю, а другие были кочевниками, которые кочевали по степи со своими стадами. Примерно до 3500 г. до н.э. от ямных людей отделились две группы. Первые из них двинулись на восток, вероятно, в качестве пастухов, искавших новые поля в Сибири, и поселились на западе современного Китая.

Археологи называют этот народ афанасьевской культурой. Эти восточные поселенцы продолжали жить там веками. Позже они обратились в буддизм, и, поскольку мы знаем основные концепции этой религии, можно понять буддийские тексты, написанные в западном Китае. Их языки, тесно связанные с древнейшим индоевропейским языком, называются тохарскими А и тохарскими Б.

Дворец Анитты в Канеше, одного из первых известных индоевропейских царей

Вторая группа двинулась на юг, в район Кавказских гор, где они, должно быть, жили довольно долго, прежде чем проследовали в Анатолию. Возможно, они были идентичны майкопской культуре. У них были общие слова для обозначения ярма и тилла с индоевропейцами (доказывая, что они ушли оттуда после того, как ямная культура научилась земледелию), но не имели общих слов для описания повозок, колес, ступиц, осей и т. д. Это доказывает, что они ушли до изобретения колеса и повозки, что, в свою очередь, доказывает, что они разветвились примерно до 3500 г. до н.э.

Карта 2: Расширение Усатово

Прибытие этой второй группы в Анатолию задокументировано в клинописных текстах, найденных в Кюльтепе (древний Канеш), ​​которые относятся к нескольким войнам. Вполне вероятно, что на каком-то этапе был захвачен и сам Канеш. Потомки этих иммигрантов говорили на палайском, хеттском и двух лувийских языках, что можно задокументировать в бронзовом веке. В железном веке мы находим поздние формы лувийского языка в Лидии (западная Турция), Ликии и Карии (оба на юго-западе Турции).

Эти языки сохранили элемент праиндоевропейского языка: окончания пассивного залога на /r/. На родине эта характеристика была утеряна. Его также можно найти в третьей группе, отошедшей на очень ранней стадии, прото-итало-кельтской (ниже). Носителей этого языка, вероятно, можно отождествить с людьми усатовской культуры. (Все отождествления в этой статье, конечно, очень условны, хотя бы потому, что между языком и археологической культурой нет однозначного соответствия.)

Повышенная мобильность

Карта 3: Исчезновение окончаний пассивного залога на /r/

Как указывалось выше, ямники научились приручать лошадей и умели строить повозки (для транспорта, с цельными колесами). Боевые колесницы со спицами были более поздним изобретением. Лошади и повозки давали ямным людям возможность путешествовать на большие расстояния, чем раньше. У этой мобильности было два лица: часто они были просто пастухами, ищущими поля, но могли быть и агрессивными.

Конная могила из Гонур-Деппе

Итак, примерно после 3500 г. до н.э. Ямный район начал расширяться. Как следствие, языковые изменения коснулись уже не всех. Протоитало-кельтская группа уже переместилась на западную периферию, когда пассивные окончания с /r/ исчезли из других языков (обозначены желтым цветом на рисунке ниже; см. карту 3).

Шесть языковых сдвигов

Другие изменения, которые могут быть датированы периодом, скажем, между 3500 и 3000 г. до н.э., которые не достигли всех носителей индоевропейских диалектов:

  1. В прагерманской и прабалто-славянской группе, вероятно расположенной на западе и северо-западе, падежные окончания на / b h / заменены на / m / (обозначены зеленовато-голубоватым цветом на рисунок и на карте 4).
  2. В восточной части Ямного района /к/ стал /с/ (обозначен оранжевым цветом и на карте 5). Этот сдвиг называется разницей между кентум — и сатем -языков.
  3. По-видимому, люди, жившие вдоль северных берегов Черного и Каспийского морей (предки греков, армян и индоиранцев), ввели аугмент /e-/ для обозначения прошедшего времени (карта 6 и обозначены серым цветом).
  4. В протогерманском и протоиталийском языках совершенное время может использоваться как общее прошедшее время (карта 7 и синий).

Расширение индоевропейских языков 4: падежные окончания на /m/ заменить /bh/

Расширение индоевропейских языков 5: Сибилары для веларов в определенных формах

Расширение индоевропейских языков 6: префикс /e/ в прошедшем времени

Расширение индоевропейских языков 7 Совершенное время: используется как общее прошедшее время

Все эти лингвистические сдвиги могут быть реконструированы по более поздним языкам, и поскольку они должны были происходить среди соседних языков, мы имеем представление об относительном положении праязыков в ямном регионе.

Карта 8: Существительные женского рода с суффиксами мужского рода

Наконец, сдвиг, который должен был произойти после четырех упомянутых выше сдвигов и только среди людей, живущих в Юго-Восточной Европе: введение существительных женского рода с суффиксами мужского рода (в прото-италийском и прото-итальянском языках). греческий) (зеленый и карта 8). Постепенно единый индоевропейский язык на постепенно расширяющемся ареале разваливался. К концу ямного периода, около 2300 г. до н.э., люди с западной оконечности региона, должно быть, были почти непонятны людям с восточной оконечности.

На Балканы

Топоры с западного берега Черного моря

В этот момент индоевропейцы уже отошли далеко от своей родины на Украине и юге России. Следуя западному берегу Черного моря, одна группа достигла Нижнего Дуная. Здесь носителей индоевропейских языков называют усатовской культурой.

Карта 9: Западная (шнуровая) экспансия и северная (фатьянова) экспансия

Одним из интереснейших художественных объектов, связанных с этой миграцией, является своеобразная каменная стела, изображающая мужчину или женщину. Эти памятники были найдены вдоль дорог к местам добычи меди. Искусство изготовления этих памятников было перенесено из Крыма на запад индоевропейскими мигрантами. Ниже представлена ​​фотография одного из таких памятников.

Несмотря на то, что территория западного Причерноморья и Нижнего Дуная плодородна, пустовала и предлагала все, что могло понадобиться людям, часть эмигрантов продолжала свой путь на запад. Некоторые двинулись вверх по течению, вдоль реки, к дуге Карпат. Они обычно связаны с культурой Coţofeni. Двигаясь еще дальше, они были носителями культуры шнуровой керамики, родоначальницы итало-кельтской и германской ветвей индоевропейских языков.

Сетевая посуда

Существуют альтернативные теории, потому что движение на крайний запад подразумевает уход с равнин и вход в зону лесов. Почему мигранты изменили свой образ жизни? Одна правдоподобная гипотеза состоит в том, что землю нужно было захватить, потому что чума уничтожила первоначальное население.

В Грецию

Хотя недавние исследования, кажется, прояснили контур индоевропейской миграции, некоторые загадки остаются. Одним из них является происхождение греческого языка и момент его появления на территории нынешней Греции. В археологических данных нет реального разрыва, что, с одной стороны, предполагает, что первыми носителями языка были не воины, а скотоводы, постепенно проникшие в Грецию, а с другой стороны, делает их археологически неуловимыми.

Еще одной загадкой является связь между армянским и греческим языками, потому что оба языка достаточно близки с лингвистической точки зрения, но географически весьма далеки друг от друга. Связь с фракийскими и македонскими языками, которые на самом деле малоизвестны, еще больше усложняет ситуацию.

Микены, «Гробница Атрея»

Обычай хоронить вождей в погребальных курганах существовал во Фракии еще в римскую эпоху (см. фото выше). Микенские могилы-толосы и курганы, упомянутые Гомером, являются другими листьями этого дерева.

Несомненно, первоначальный греческий язык распался на две ветви: микенский греческий язык, написанный на табличках с линейным письмом Б в бронзовом веке, и сохранившийся в виде ионического и аттического диалектов классической эпохи, и дорический, появившийся немного позже.

На восток

Карта 10: Восточная (андроновская) экспансия

К концу третьего тысячелетия до н. э., когда ямная культура и культура шнуровой керамики уже были заменены их преемниками, группы начали двигаться на восток. Археологи называют их синташтинской культурой, а позднее — андроновской культурой; лингвисты называют их индоиранцами. Возможно, они называли себя «арийцами» — слово, известное из древнеперсидского ( арья -) и индийские ( арья -) источники.

Серая посуда из Хурвина, Иран

На территории нынешнего Узбекистана эта группа, похоже, разделилась, одна из них оказалась в Пенджабе, а другая в Иране. Движение этой второй группы задокументировано в распространении простой серой керамики, которую можно увидеть в каждом музее Ирана. Возможно, разделение было вызвано религиозным спором, поскольку слова, обозначающие «демон» и «божество», лингвистически родственны, но богословски противоположны (инд.: 9).0019 асура и дэва ; Персидский: daiva и ahura ).

Индоевропейская ДНК

В начале XXI века ученые стали все больше убеждаться в вышеописанной курганной гипотезе. Это было подтверждено в 2015 году, когда две исследовательские группы независимо друг от друга обнаружили, что индоевропейские мужчины имеют общую гаплогруппу Y-ДНК, которая называется R1a. Это встречается в Западной Европе, на Украине, на юге России, в Узбекистане, Иране и среди жреческой касты на Индийском субконтиненте. Родственная гаплогруппа R1b более характерна для западных индоевропейцев.

Карта 11: Индо-иранская экспансия

Еще одно открытие заключалось в том, что у индоевропейцев была общая генетическая модификация, которая позволяла им пить нечеловеческое молоко (например, козье и коровье). Стойкость лактазы дала молочным животноводам доступ к дополнительному источнику пищи и может частично объяснить их успех. Успех, однако, был также достигнут насилием и убийствами: в то время как в Западной Европе существует преемственность в митохондриальной ДНК, которую люди наследуют от своих матерей, типичная мужская группа Y-ДНК, такая как G2a, подошла к концу. Иммигранты могли убить первоначальное мужское население, и мы можем себе представить, что индоевропейские мужчины сделали с женской половиной первоначального населения: в любом случае они должны были иметь детей от вдов и дочерей умерших мужчин.

Литература

Стела человека (усатовская культура)

  • J.P. Mallory, В поисках индоевропейцев (1989)
  • Б.В. Фортсон, Индоевропейский язык и культура (2010²)
  • Д.А. Энтони, Лошадь, колесо и язык (2007)
  • Дж. Манко, Путешествия предков. Заселение Европы от первых авантюристов до викингов (2014²),
  • Э. Каллауэй, «Степная миграция возрождает споры о происхождении языка», Природа , 18 февраля 2015 г.
  • Э. Каллауэй, «Взрыв данных ДНК освещает бронзовый век», Nature , 10 июня 2015 г.

Эта страница была создана в 2017 году; последнее изменение: 15 октября 2020 г.

Индоевропейская миграция — классическая история

Индоевропейцы — народ, происходящий с равнин Восточной Европы, к северу от Черного и Каспийского морей на территории современной Украины и юга России. Они потомки ямной культуры.

Это были сельские жители, которые в основном занимались скотоводством и земледелием и жили в период неолита (10 200–2000 гг. до н.э.). Также считается, что они были первыми людьми, у которых развились голубые глаза, где-то между 8000 и 4000 годами до нашей эры.

Существует множество теорий о том, как и куда эти люди расселились со своей первоначальной родины. Большинство исторических свидетельств того времени, кажется, поддерживают курганную гипотезу, впервые предложенную в начале 20 -го -го века. Эта теория утверждает, что индоевропейцы мигрировали со своей родины и заселили новые территории, включая Персию, северную Индию и всю Европу.

Кажется, это культура, помешанная на транспорте. Лошади были одомашнены около 5000 лет до нашей эры. А ямные люди умели строить повозки к 3500 г. до н.э. Это дало им возможность путешествовать дальше и жить за счет новых земель вдали от своей родины. Так что именно после этой даты мы можем добавить на нашу карту новые территории, заселенные индоевропейским народом.

Индоевропейская миграция с 4000 по 1000 г. до н.э.

Доказательства в области лингвистики

Давно известно, что различные языки Европы связаны друг с другом. В 18 веке европейские ученые начали понимать, что эти языковые семьи родственны не только друг другу, но и древним языкам Персии и Индии.

Текущие исследования в области лингвистики современных языков подтверждают результаты генетических исследований. Оба они, похоже, подтверждают курганную гипотезу.

Семейное древо индоевропейского языка
Фото предоставлено Университетом Айдахо

На этой диаграмме показаны девять различных языков, которые первыми произошли от исходного индоевропейского языка. Путь, выделенный зеленым цветом, показывает развитие английского языка, на котором мы говорим сегодня.

В исходном индоевропейском языке было много слов, описывающих транспорт, таких как колесо, желток, седло, невеста и т. д. Но у этих людей не было слов для обозначения города или поселка. Это дает нам некоторое представление о культуре и образе жизни, которые они разделяли, живя на равнинах Восточной Европы.

Девять основных языковых семей, которые произошли от индоевропейской, — это индийская, армянская, иранская, германская, балто-славянская, албанская, кельтская, эллинская и италийская. Индоевропейские культуры сегодня охватывают всю Европу и большую часть Азии. Считается, что многие современные языки мира произошли от своего оригинального языка.

Генетические исследования

Курганская гипотеза получила дальнейшее подтверждение в 2015 году, когда две исследовательские группы независимо друг от друга обнаружили, что индоевропейские мужчины имеют общую гаплогруппу Y-ДНК под названием R1a. Это встречается в Западной Европе, на Украине, на юге России, в Узбекистане, Иране и среди жреческой касты на Индийском субконтиненте. Родственная гаплогруппа R1b более характерна для западных индоевропейцев.

Это генетическое исследование подтверждает эмпирические данные о том, что все эти группы людей произошли от ямной народности равнин Восточной Европы.

Эта статья и соответствующая карта будут обновляться в случае обнаружения новых и достоверных свидетельств расселения этой группы людей. Но общая теория о распространении индоевропейцев по всей Евразии верна, учитывая наши современные научные, культурные и лингвистические данные.

Ныне Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода.
2 Коринфянам 3:17

Первоначально опубликовано 1 октября 2020 г.

Исследователь и автор: Томас Акреман

Источники:
  Массовая миграция из степей была источником индоевропейских языков в Европе, Nature, 522: 207–211 by Wolfgang Haak et al

Популяционная геномика Евразии бронзового века Мортен Э. Аллентофт и др.

Геномы верхнего палеолита раскрывают глубокие корни современных евразийцев Джонс, Э.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *