Географическая карта это модель: Географические модели. Географическая карта. План местности

Содержание

Географические карты. | Материал по географии по теме:

Семинар № 2: Географические карты и атласы.

План

1.   Познакомиться с видами графического изображения Земли:

    Глобус — вращающиеся, объемная, шарообразные модели Земли, планет или небесной сферы.

    План местности — чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе в условных знаках. Напоминает вид сверху и похож на аэрофотоснимок, но предметы показаны условными знаки и сопровождаются надписями.

    Географическая карта — это уменьшенное, обобщенное, условно-знаковое изображение.

    Атласы – систематические собрания карт, выполненные по единой программе как целостные произведения.

Сравнительная характеристика географических карт и планов:

Признаки

План местности

Географическая карта

Форма изображения земной поверхности

Плоская

Плоская

Охват территории

Небольшие участки

земной поверхности

Вся поверхность Земли

или ее большие части

Масштаб изображения

1:5000 и крупнее

1:10 000 и мельче

Учет шарообразности Земли

Не учитывается

Картографическая проекция

Направление сторон горизонта

Стрелка «С-Ю»

Меридианы и параллели

Изображение природных и хозяйственных объектов

Подробно, при помощи

 условных знаков

Обобщенное

(генерализованное)

 

 

 2.    Рассмотреть виды масштаба. Научиться переводить численный масштаб в именованный и наоборот.

    Масштаб карты — отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности. Масштаб показывает во сколько раз расстояние на карте уменьшено относительно реального расстояния на местности.

   На картах используют численный, именной и линейный масштабы:

            Численный масштаб:            Именной масштаб:            Линейный масштаб:

2

1

1

3

4 км

0

                1:100 000                                в 1 см 1 км                   

                1:1 000 000                            в 1 см 10 км

 

    Задание 1: Если численный масштаб 1:50 000, то именованный?

При переводе численного масштаба в именованный следует помнить, что масштаб это дробь, следовательно ее числитель и знаменатель указаны в одинаковых единицах измерения. Таким образом, масштаб 1:50 000 можно мысленно прочитать как в 1 см 50 000 см. Чтобы получить именованный масштаб в метрах, нужно вспомнить, что 1 м = 100 см, и разделить 50 000 на 100. В итоге получается: численный масштаб 1:50 000 соответствует именованному — в 1 см 500 м. Чтобы получить именованный масштаб в километрах, рассуждения аналогичны, но при этом нужно вспомнить, что 1 км = 100 000 см.

Ответ: в 1 см 500 м.

 

3.  виды условных знаков и способов картографирования.

    Картографические условные знаки — это графические символы, с помощью которых на карте показывают (обозначают) вид объектов, их местоположение, форму, размеры, качественные и количественные характеристики.

Перечень всех используемых на карте условных знаков содержит легенда карты.

Виды

условных знаков 

Плановные 

Высотные 

Пояснительные 

Масштабные 

Внемасштабные 

Линейные 

Символические 

Геометрические 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные знаки используемые на картах и планах:

 

На картах применяются самые разнообразные способы изображения.

   

    Для отображения деления территории по качественному признаку (почвам, типам лесов) применяется Способ качественного фона (части территории с разным качеством окрашиваются разными цветами или штриховкой).

 

    Способом изолиний показывают величину явлений — температуру воздуха, давление. количество осадков, — распространенных на всей изображаемой территории. Пункты на карте с одинаковыми величинами соединяются тонкими линиями — изолиниями.

 

    Область распространения какого-либо явления (Вечной мерзлоты, плавучего льда, места обитания видов животный и растений) показывают способом ареалов. Области внутри границ ареалов закрашиваются, а сами ареалы различных явлений могут пересекаться.

Лекция ©5 Глобус, географическая карта и план местности

           Глобус. Глобус — это уменьшенная модель земного шара. На нем сохраняются все геометрические свойства изображенных географических объектов (материков, океанов, рек, озер). Их линейные и площадные размеры, углы и формы. На глобусе также отражена градусная сеть. Линии градусной сети являются дугами окружностей и пересекаются под прямым углом. Клетки, образуемые при пересечении параллелей и меридианов, представляют собой равнобокие сферические трапеции. Площадь трапеций, расположенных на одной широте одинакова. Градусная сеть позволяет определить местоположение любой точки на земной поверхности с помощью географических координат — широты и долготы.

         Географическая широта (фи) — угол между плоскостью экватора и отвесной линией в данной точке, иначе — угловое расстояние точки по меридиану от экватора. Она изменяется от 0 (экватор) до 90  градусов (полюса). Различают северную и южную широту. Все точки лежащие на одной параллели имеют одинаковую географическую широту. На глобусе параллели подписывают на нулевом и 180 меридиане.

          Географическая долгота — двухгранный угол, образованный плоскостью начального меридиана и плоскостью меридиана проходящего через данную точку, иначе угловое расстояние точки от начального меридиана. За начальный нулевой меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию. К востоку от него долгота — восточная, к западу — западная. Долгота измеряется от 0 до 180 градусов. Все точки лежащие на одном меридиане имеют одинаковую долготу. На глобусе меридианы подписываются на экваторе. Если развернуть глобус в виде плоскости, то получиться географическая карта.  

           Особенности географических карт и планов. Географическая карта — это уменьшенное, обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, построенное на плоскости, построенное по определенным математическим законам  в системе условных обозначений. Карты показывают размещение на земной поверхности явлений природы и общества, их свойства и взаимосвязи.  

            Географическая карта не является уменьшенной копией местности. Карта — это чертеж, на котором нет ничего лишнего, а показано только необходимое. Математическая основа карт включает масштаб и картографическую проекцию, которые определяют степень уменьшения величины объектов на карте, их правильное географическое положение, а также характер и степень искажений, неизбежных при изображении шара.    

          План- это чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе и в условных знаках, построенный без учета кривизны земной поверхности. Отличие плана от карты: на плане изображаются небольшие участки земной поверхности, на картах же изображены гораздо большие территории и в более мелком масштабе. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. На карты объекты отбирают в зависимости от их содержания и назначения. При вычерчивании планов не учитывается кривизна земной поверхности. На планах направление север-юг показывают стрелкой. На картах направление север-юг определяют меридианы, на направление запад — восток — параллели.      

         Масштаб — это степень уменьшения длины линий на плане или карте по сравнению с их действительной длиной на местности. Масштаб указывается под южной рамкой листа плана или карты. Различают масштаб трех видов: численный, именованный, линейный. Численный масштаб записывается в виде дроби, в числителе которого единица, а в знаменателе число м, показывающие степень уменьшения: М= 1/м. Например, на карте масштаба 1/100000 или 1: 100 000 длины уменьшены по сравнению с действительностью в 100 000 раз. Очевидно, что чем больше знаменатель масштаба, тем в большее число раз уменьшены длины, тем мельче изображение объектов на карте. Именованный масштаб — это пояснение, указывающее соотношение длин линий на карте и на местности. Например, если численный масштаб 1: 100 000, именованный масштаб выглядит так> в 1см — 1км>, так как 1 см на карте соответствует 100 000 см, т.е. 1 км, на местности.  Линейный масштаб служит для измерения по картам длин линий в реальности. Он представляет собой прямую линию, разделенную на равные отрезки, соответствующие десятичным числам расстояний на местности. Отрезки, а называют основанием масштаба. А расстояние на местности, соответствующее основанию, называют величиной линейного масштаба. Для повышения точности определения расстояний крайнее слева основание делят на более мелкие части б, называемые наименьшими делениями линейного масштаба.  При работе с планом и картой часто приходиться переводить численный масштаб в именованный или линейный. Для этого необходимо знаменатель численного масштаба перевести в более крупные меры — метры и километры. Например, если численный масштаб плана 1:5000, это значит что в 1 см на плане соответствует на местности 5000 см или 50 метрам.

          Классификация карт. Географические карты классифицируются по масштабу, обхвату территории, содержанию и назначению. По масштабу географические карты делят на крупномасштабные, построенные в масштабе 1: 200 000 и крупнее; среднемасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 200 000 до 1: 1 000 000 включительно; мелкомасштабные, построенные в масштабе мельче 1: 1 000 000. Крупномасштабные карты называют топографическими, среднемасштабные — обзорно-топографическими, мелкомасштабные — обзорными. По обхвату территории различают карты мира, полушарий, материков и их крупных частей, океанов и морей, государств, областей, районов. По содержанию карты подразделяются на общегеографические и тематические. На общегеографических картах изображают основные элементы местности: рельеф, водоемы, населенные пункты, транспортную сеть, государственные и административные границы и др. При этом ни один элемент земной поверхности не выделен особо. Подробность изображения зависит лишь от масштаба карты, особенностей местности и тех задач, для решения которых предназначается карта. Тематические карты передают с большей подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы данной карты. Среди них различают физико-географические (геологические, климатические, почвенные) и социально-экономические (политические, политико-административные, карты населения, экономические и др.) По назначению выделяют карты многоцелевого  назначения (топографические карты), научно-справочные, учебные, туристические, навигационные, военные и другие.

          Применение карт. Карты широко применяются в научной и практической деятельности. Карта как модель действительности обладает большей информационностью, обзорностью и наглядностью. С картами связаны, и разведка полезных ископаемых, учет и оценка земель, водных и почвенных ресурсов, строительство жилых и промышленных сооружений. Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и биологам. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природным окружением и человеческим обществом. Она развивает географическое мышление и ее нельзя заменить ни текстом, ни живым словом. .      

         Картографические проекции. Искажения на картах. Наиболее точное изображение земной поверхности дается на глобусе. Но шаровая поверхность глобуса не может быть развернута на плоскости без разрывов и складок. Поэтому для создания непрерывного картографического изображения прибегают к растяжениям и сжатиям ее частей. Это приводит к нарушениям геометрического пространства и свойств картографируемых объектов, т.е. искажениям. Только на планах и крупномасштабных картах небольших участков местности искажения не ощутимы. Чем мельче масштаб карты, тем больше искажения. Искажены, могут быть длины линий, горизонтальные углы между определенными направлениями, формы и размеры площади, занимаемой объектом.

Картографические проекции — это математический способ изображения земной поверхности земного эллипсоида (шара) на плоскости. Известно, что при создании карт поверхность модели земного эллипсоида развернуть на плоскости без сжатий и растяжений невозможно. Поэтому используют вспомогательные поверхности — цилиндр, конус, или саму плоскость. Вначале путем проектирования на вспомогательную поверхность переносят линии меридианов и параллелей, совокупность которых составляет картографическую сетку. Затем на ней строят картографическое изображение. По виду вспомогательной поверхности, которая используется для построения, картографические проекции делятся на три основные группы. Цилиндрические, у которых вспомогательной поверхностью является боковая поверхность цилиндра, касательного к эллипсоиду или секущего эллипсоид.  Конические, у которых вспомогательной поверхностью служит боковая поверхность касательного или секущего конуса. Азимутальные, у которых вспомогательной поверхностью является сама касательная ли секущая плоскость.  В зависимости от положения цилиндра, конуса, плоскости по отношению к эллипсоиду различают: прямые или нормальные, проекции, когда ось цилиндра или конуса совпадает с земной осью, а плоскость расположена перпендикулярно к ней; поперечные, когда ось цилиндра или конуса лежит в плоскости экватора, а плоскость перпендикулярна ей и касается эллипсоида в одной из точек экватора; косые, когда ось цилиндра или конуса образует острый угол с земной осью, а плоскость касается эллипсоида в одной из точек между полюсом и экватором. Выбор проекции для той или иной карты определяется положением и размерами изображений территории, содержанием  и назначением карты.  Цилиндрическая проекция. Если глобус обернуть бумажным цилиндром, так, чтобы он касался линии экватора и спроецировать на внутреннюю поверхность цилиндра градусную сеть, получиться нормальная цилиндрическая проекция. Развернув цилиндр мы увидим, что меридианы и параллели образуют сеть прямоугольников. Такая проекция удобна для изображения поверхности всего земного шара, но при этом появляются большие искажения. Все параллели цилиндрической поверхности равны по длине, на глобусе их длина уменьшается к полюсам. Меридианы также равны между собой, но имеют вид прямых параллельных линий, а на глобусе они сходятся у полюсов. Коническая проекция. Если бумажный конус надеть на глобус так, чтобы его ось совпадала с осью глобуса и спроектировать на внутреннюю поверхность конуса градусную сеть, то получиться коническая проекция. Развернув конус мы увидим, что меридианы имеют вид прямых линий лучеобразно расходящихся из одного центра, а параллели — вид конических дуг, имеющих общий центр в точке пересечения меридианов. Углы и площади на таких картах искажаются незначительно. В конической проекции обычно создаются карты России для средней школы. В этой же проекции выполнены карты отдельных материков и отдельных государств.  Азимутальная проекция. Если градусная сеть глобуса спроецировать на две плоскости, касающихся глобуса в противоположных точках экватора, то получиться карта полушарий, созданная в поперечной азимутальной проекции. Полушария принято разделять по меридианам 20 о з.д. и 160 о в.д., так как эти меридианы проходят почти полностью по океанам. Если сравнить карту полушарий с глобусом, то увидим, что средний меридиан изображен прямой линией, остальные меридианы — кривыми, причем длина их увеличивается по мере удаления от среднего меридиана. На краю полушария меридиан имеет  вид  полуокружности, которая в полтора с лишним раза  больше среднего меридиана. На глобусе все меридианы равны по длине. Параллели на карте полушарий имеют вид кривых, непараллельных между собой, тогда как на глобусе они параллельны.      

 

  На картах выполненный способом картограмм, территории закрашиваются по среднему показателю явления (процент распаханности, плотность населения), обычно в административно-территориальных границах.

 

 

    Применяя картодиаграммы, можно отразить изменения явлений во времени, абсолютные или относительные величины по нескольким параметрам. Для этого в пределах контура помещают график, столбчатую или круговую диаграмму, характеризующую территорию, ограниченную контуром.

 

 

 

 

Способ знаков движения применяют для показа перемещения воздуха, вод и других явлений вдоль поверхности Земли. Это полосы или стрелки разной формы и цвета, показывающие направление движения, его характер и интенсивность.

 

Способ количественного фона:  

   

 

 

4.    классификация  карт и атласов.

 

 

5.  определение географических координат

    Обязательным элементом глобуса и карты является градусная сеть, т.е. система меридианов и параллелей.

            Географические полюсы — математически высчитанные точки пересечения воображаемой оси вращения Земли к земной поверхности.

            Экватор — воображаемая линия на земной поверхности, полученная при мысленном расчленении эллипсоида на две равные части (Северное и Южное полушарие). плоскость экватора перпендикулярна оси вращения Земли и проходит через ее центр.

            Полушария мысленно разделены еще множеством плоскостей, параллельных плоскости экватора. Линии их пересечения с поверхностью эллипсоида называются параллелями. Все они, как и плоскость экватора, перпендикулярны оси вращения планеты. Параллели всегда ориентированы с запада на восток. Длина окружности параллелей уменьшается от экватора к полюсам.

            При пересечении земного шара воображаемыми плоскостями, проходящими через ось Земли перпендикулярно плоскости экватора, образуются большие окружности — меридианы. Меридианы ориентированы с севера на юг.

Градусная сеть необходима для отсчета географических координат.

Географическая широта — расстояние вдоль меридиана в градусах от экватора до какой-либо точки.

Географическая долгота — расстояние вдоль параллели в градусах от начального  меридиана до какой-либо точки.

Географические координаты — величины, определяющие положение точки на земной поверхности относительно экватора и нулевого меридиана.

 

        Определение географических координат точки — это определение широты и долготы. Началом отсчета широты является экватор — 0 градусов. К северу от экватора отсчитывают северную широту, к югу — южную. В нашем случае это к югу от экватора и на параллели 20, значит 20 градусов ю.ш. Долгота отсчитывается от нулевого меридиана до 180 градусов. К востоку от нулевого меридиана отсчитывается восточная долгота, к западу — западная. В нашем случае точка лежит к востоку от нулевого меридиана на 100 меридиане, следовательно 100 в.д.

Ответ: координаты искомой точки 20 ю.ш. 100 в.д.

 

6.   определение азимута.

Азимут — угол, образуемый в данной точке или на карте между направлением на север и какой-либо предмет и отсчитывающийся по часовой стрелке.

Если предмет находится строго к северу от точки, в которой находится наблюдатель, то азимут на него составит 0 градусов, к востоку — 90. к югу — 180, к западу — 270. Азимуты могут иметь значение от 0 до 360 градусов.

 Измерение азимута на местности (измерение проводится с помощью компаса):

1. Сориентировать компас по сторонам света — в свободном положении синяя стрелка компаса должна показывать на нулевое деление.

2. Определить угол между направлением на север и нужным объектом (по часовой стрелке).

Измерение азимута по карте:

1. Через начальную точку определяемого направления провести линию, параллельную направлению север — юг;

2. Провести линию соединяющую точку и объект, на который требуется определить азимут;

3. С помощью транспортира измерить образовавшийся угол, учитывая. что азимут всегда отсчитывается по часовой стрелке.

 

7. Научиться измерять расстояние на карте с помощью циркуля-измерителя, линейки и курвиметра.

1. Измерение расстояния по прямой между двумя точками:

Для этого производится измерение необходимого расстояния в сантиметрах с  помощью линейки. Полученную величину умножают на величину масштаба. Например: на корте масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км) расстояние равно 5 см, т.е. на местности это расстояние составляет 1:5 =5 км.  

Измерять расстояние по карте можно также с помощью циркуля-измерителя. В этом случае удобно использовать линейный масштаб.

 

2. Для измерения длины кривой линии (например длины реки) следует использовать тонкую влажную нитку. Ее выкладывают по всем извилинам реки. Затем выпрямив нитку без сильного натяжения, измеряют ее длину в сантиметрах, а по масштабу определяют длину реки в действительности.

Помимо этого для измерения длин по кривой используют курвиметр.

 

3. Расстояние по карте можно измерить с помощью градусной сетки. Для расчета расстояний можно использовать следующие величины: длина дуги 1 градуса меридиана и 1 градуса экватора равна приблизительно 111 км.

 

  Задания для самостоятельной работы:

1. Соотнесите термин и определение.
 

1. Географическая карта.
2. Азимут.
3. Меридиан.
4. План местности.
5. Географическая долгота.
6. Рельеф.
7. Параллели.
8. Ориентирование.
9. Географическая широта.
10. Абсолютная высота.
11. Масштаб.
12. Горизонтали.
 

А) Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде.
Б) Степень уменьшения длин линий местности на карте.
В) Определение своего местоположения относительно сторон горизонта.
Г) Угол между направлением на север и на какой-либо предмет.
Д) Все неровности земной поверхности.
Е) Превышение точки земной поверхности над уровнем моря.
Ж) Условные линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.
З) Плоское, сильно уменьшенное изображение больших участков земной поверхности.
И) Кратчайшие условные линии, соединяющие полюса Земли.
К) Линии, условно проведенные параллельно экватору.
Л) Величина дуги в градусах от экватора.
М) Величина дуги в градусах от начального меридиана.

2.. Заполнить таблицу.

Масштаб

Расстояние на карте

Расстояние на местности

1 : 50 000

 

7,5 км

1 : 1 000 000

4,5 мм

 

1 : 250 000

 

40 км

1 :

13 см

650 км

1 : 40 000 000

2,5 см

 

3. Какие географические координаты имеют города Москва, Омск, Волгоград, Мурманск, Владивосток.

4. самолет вылетел из точки с координатой 60 с.ш. 120 з.д. и пролетел 6660 км на юг, затем он повернул на запад и пролетел еще 523 км. Определите координаты конечной точки маршрута, запишите ход своих рассуждений.

5. По данным географических координат найти города:

        56с.ш. 43 в.д.

        50 с.ш  137 в.д.

        37 ю.ш. 144 в.д.

        0 ю.ш. 78 з.д

7. Укажите соответствие между географическими объектами и явлений и способами их изображения на мелкомасштабной карте

1. Качественный фон

2. Ареалы

3. Линии движения

4. Линейные условные знаки

А. Океанические течения на физической карте

Б. Болота на физической карте

В. Природные зоны

Г. Населенные пункты

Д. Линии разлома земной коры

           

Особенности применения картографической наглядности на уроках географии


 


Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Важное место в числе таких наук занимает картография. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании.


Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия — между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся.


В настоящее время наблюдается повышенное внимание российского общества к образованию и его качеству. Этот показатель является главным в характеристике состояния современной образовательной системы. Образовательная система, как зеркало, отражает облик общества, в котором мы живем. Давая оценку качества образования, мы описываем его положительные и отрицательные стороны, подводим итоги реформирования политической, экономической, социальной сфер жизни нашей страны на новом этапе ее исторического развития. Кроме того, образование определяет облик будущего, тот экономический, интеллектуальный, культурный, нравственный потенциал нового поколения граждан России, с которым она вступила в третье тысячелетие.


Предметная наглядность — это вид наглядности, при котором представления и понятия учащихся формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета изучения. Предметная наглядность находит самое широкое применение в преподавании естественных наук — ботаники, зоологии, химии и др., где имеется возможность не только показать учащимся, но и дать им в руки (а иногда попробовать на вкус, понюхать) изучаемые предметы и явления — растения (с цветком, листьями, корнями), минералы, химические элементы, части скелета, продемонстрировать ход химической реакции, работу сердца лягушки и т.  д.


Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наиболее преуспела география, которая накопила за многовековую историю исследований огромный информационный материал о природных и социально-экономических территориальных системах и комплексах, который в той или иной форме жизненно необходимы людям, живущим на Земле. Именно по этой причине география изучается во всех типах учебных заведений. Поскольку географические знания передавались из поколения в поколение всегда, то были и люди, которые не только знали географию и занимались ею, но и умели передавать (преподавать) эти знания, размышляли над тем, как это лучше осуществить.


Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и предмета их взаимодействия, обладает значительным потенциалом для достижения целей экологического обучения и воспитания учащихся на всех уровнях школьного обучения. Устойчивое развитие территорий, страны и мира, глобальные проблемы человечества рассматриваются в географии и значительная роль должна отводиться ее методике, как предмета формирующего у учащихся целостное представление о мире и процессах в нем происходящих.


Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент — живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.


Значительное место в преподавании географических дисциплин занимает работа с географическими картами. Работа с картами заменяет непосредственное изучение территорий на поверхности Земли, помогает воссоздать образ изучаемых территорий с их основными характерными чертами. При этом развивается их пространственное, географическое мышление. Анализируя содержание карт и сопоставляя их, используются и развиваются приемы логического речевого и пространственного образного мышления. Карта —начала географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. На занятиях географии карта выступает как объект изучения, источник знаний и как средство наглядности. По способу применения выделяются настенные, настольные и электронные географические карты. Кроме того, в обучении географии применяются топографические карты, космоснимки и контурные карты.


На первых уроках в основной школе выявляются картографические умения и навыки учащихся, и прежде всего умеют ли они пользоваться условными обозначениями (легендой) карты, ориентироваться в объектах. Учитель показывает условный знак на карте и просит определить по легенде его значение. Или же по ходу объяснения предлагает ученикам обратиться к своду условных знаков карты. В ходе обучения чтению исторической карты одновременно привлекается настенная карта и ее уменьшенные копии и виде раздаточного материала.


Картографические знания находятся в тесном единстве со знаниями историческими. Поэтому умение пользоваться исторической картой является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории. Этому способствует постоянное наличие исторических карт в кабинете истории, а также поблизости в коридоре. Обращение к картам во внеурочное время помогает ученикам усвоить их обозначения. На уроках рассказ учителя или описание исторических событий всегда сопровождается показом по карте.


Географическая карта в учебном процессе выступает как объект изучения. К основным функциям языка карты относится коммуникация, моделирование и познание. В аспекте реализации этих функций карта являет собой незаменимое средство хранения и передачи пространственной информации, обладая при этом большой информационной емкостью. Картографический образ — основа картографической информации, которая предназначена для восприятия учащимися в виде образных картографических представлений о географических объектах и явлениях, пространственных моделей изучаемых территорий. Картографический образ изучаемых территорий создается всем многообразием условных знаков: их сочетанием и формой, величиной, ориентировкой, цветом, оттенком цвета, внутренней структурой. Для его формирования важным является пространственная комбинация условных знаков, их взаимное расположение, положение относительно пространственных координат, взаимная упорядоченность, объединение или совмещение и другие их отношения. Работа с картой способствует развитию представлений, памяти, логического и пространственного мышления. Систематическая работа с картой формирует умения извлекать заложенную в ней необходимую информацию, способствует усвоению теоретических знаний, формирует образную, пространственную географическую картину мира. По способу применения в учебном процессе выделяют настенные, настольные, топографические и контурные географические карты. Настенные карты — это карты, предназначенные для одновременного обозрения и организации познавательной деятельности учащихся всего класса. Построение таких карт осуществляется с учетом их восприятия с расстояния в несколько метров, что определяет более крупное обозначение условных знаков и, как следствие, высокую степень генерализации карт. Такие карты, как правило, несут в себе сложное географическое содержание, поэтому их применение обеспечивает изучение крупных блоков учебного материала: тем или нескольких тем и даже разделов учебной программы. Настенные карты применяются учителем на всех этапах урока: при объяснении нового материала, повторении и обобщении изученного, при проверке знаний учащихся. Настольные карты предназначены для индивидуальной познавательной деятельности учащихся в классе и при выполнении домашнего задания. Настольные карты для каждого школьного курса географии представлены в учебно-методическом пособии для учащихся: атласе географических карт. В школьных атласах представлена почти вся типология учебных карт: мировые карты и карты отдельных регионов земного шара, общегеографические и тематические карты, карты физико-географические и социально-экономические.


При чтении географических карт часто допускаются следующие ошибки: — не осознают расстояний по картам; — не умеют по картам правильно: по линиям градусной сетки показывать направления сторон горизонта; — неправильно произносят географические названия; — неправильно показывают географические объекты на карте: не пользуются указкой, реки показывают не от истока к устью, а от устья к истоку, моря и государства показывают не по их очертаниям, занимают по отношению к карте такое положение, что показываемый объект не виден учащимся класса. Знание географической карты является третьим составляющим элементом картографической грамотности учащихся. Знать карту — значит ясно представлять по памяти материки, острова, их конфигурацию, особенности береговой линии, рельефа, гидрологической сети, пространственное расположение изучаемых стран, расположение месторождений полезных ископаемых и других изучаемых географических объектов. Знание географической карты определяется наличием у обучаемых пространственных и образных представлений о географических объектах. Поэтому при формировании картографических представлений необходимо в обоснованном сочетании применять различные методы и методические приемы: показ учителем и учащимися географических объектов на карте, составление с помощью карт таблиц, схем, картосхем, графиков, профилей, организовывать работу обучаемых с контурными картами. Особенно яркие образные картографические представление формируются при сочетании в учебном процессе карты и мультимедийных слайдов, снимков земной поверхности с космоса, особенно если это снимки знакомой обучаемым местности. Формирование картографической грамотности обучаемых обеспечивается работой преподавателя с географической картой на каждом занятии. Необходимо помнить, что все объекты, которые называются преподавателем при объяснении нового учебного материала, должны быть им показаны на карте, точно так, как и все называемые объекты при ответе обучаемого должны быть тоже показаны обучаемым на карте. Каждый новый объект, показанный преподавателем на карте, должен быть найден обучаемым на картах атласа. Однако первоначальные и основные элементы картографической грамотности закладываются при изучении начального курса географии, еще в школе.


 


Литература:


 


  1.    Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. — М., 1960.-с.290.

  2.    Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.

  3.    Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.

  4.    Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.

  5.    Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.

  6.    Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.

  7.    Гакаев Р.  А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.

  8.    Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.

  9.    Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.

  10. Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.

  11. Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.

  12. Галай И.  П. Методика обучения географии, Минск.: Аверсэв, 2006. 116 с.

  13. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.

  14. Хлебосолова О. А. Качество школьного географического образования и способы его оценки. Рязань, 2007.

  15. Кузнецов М. В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. — 230с.

  16. Электронный ресурс: Роль картографической наглядности в обучении истории http:// www.bestreferat. ru/ referat-137335.html

Основные термины (генерируются автоматически): географическая карта, знание, представление, учащийся, земная поверхность, историческая карта, историческое образование, картографическая грамотность, картографический образ, непосредственное восприятие.

Изучение карт и моделей Земли

1. Познакомить с понятием модели.

Помогите учащимся понять концепцию модели чего-то реального. Покажите учащимся миниатюрные предметы, представляющие предметы из их повседневной жизни, например, игрушечную машинку или животное. Помогите учащимся описать разницу между реальными предметами и их миниатюрными версиями. Спросите: Чем они похожи на настоящую машину или животное? Чем они отличаются от настоящей машины или животного? Дайте учащимся слова для начала предложений, например:

  • Они похожи, потому что ___.
  • Они разные, потому что ___.

Убедитесь, что учащиеся описывают, как миниатюрная версия может выглядеть как настоящий объект, но люди не могут использовать ее так, как они используют настоящий объект.

 

2. Активизировать предварительные знания учащихся о том, почему мы используем карты.

Покажите учащимся три предоставленные карты: карту парка, карту района и карту сообщества. Проецируя каждую из них, прочитайте ее название вслух. Объясните, что карты — это миниатюрные версии мест на Земле. Попросите учащихся назвать то, что они видят на карте. Объясните, что маленькие картинки — это «символы». Это как миниатюрная версия настоящих вещей. Вместо модели дома небольшая картинка.

 

3. Уменьшите масштаб школы и сообщества учащихся на интерактивной карте.

Найдите школу учащихся, используя функцию поиска в приложении спутниковой карты, таком как Google Maps. Укажите места на карте, как в шаге 2. Спросите: Где дороги? Где здания? Где ты видишь воду? Очень медленно уменьшайте масштаб. Объясните, что виды суши и воды, которые видят учащиеся, становятся меньше по мере того, как мы видим их с большего расстояния. Предложите учащимся представить, что они смотрят на землю с ракеты или шаттла, летящего прямо в космос. В разные моменты попросите учащихся описать то, что они видят. Уменьшайте масштаб, пока учащиеся не смогут увидеть континенты.

 

4. Сравните изображение Земли и земного шара.

Покажите учащимся изображение Земли из космоса. Попросите их описать форму (шар). Поговорите о том, насколько детали на этом изображении похожи на то, что они видели на карте раньше, например, они могут распознать формы континентов и океанов. Затем покажите изображение земного шара и проведите вокруг земного шара. Объясните, что глобусы — это миниатюрные модели Земли. Спросите: Какой формы земной шар? (мяч) Чем земной шар похож на Землю? Чем земной шар отличается от Земли?

Неформальное оценивание

Попросите каждого учащегося заполнить предоставленный рабочий лист «Формы Земли», чтобы проверить его понимание. Предоставьте карандаши для каждого ученика и помощь в чтении по мере необходимости для младших школьников.

Расширение возможностей обучения

Предложите учащимся совместно построить модель своего класса, используя кубики, пластилин или предварительно вырезанные бумажные фигуры. Затем ученики могут «учить уроки» в своем модельном классе своим ученикам-плюшевым животным или воображаемым друзьям.

Предметы и дисциплины
  • География

Цели обучения

Учащиеся будут:

  • описывать разницу между моделью чего-либо и реальной вещью
  • описать места, которые они видят на разных картах
  • объясните разницу между фотографией Земли и глобусом
Подход к обучению
  • Обучение для использования
Методы обучения
  • Демонстрации
  • Обсуждения
  • Визуальная инструкция
Обзор навыков

Это задание нацелено на следующие навыки:

  • Результаты студентов 21 века

    • Обучение и инновационные навыки

      • Общение и сотрудничество

  • Навыки критического мышления

    • Понимание

  • Географические навыки

    • Организация географической информации

Связь с национальными стандартами, принципами и практикой

Стандарты учебных программ Национального совета социальных исследований
  • Тема 3:
    Люди, места и окружение
Национальные географические стандарты
  • Стандарт 1:
    Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации
  • Стандарт 3:
    Как анализировать пространственную организацию людей, мест и окружающей среды на поверхности Земли
Общие базовые государственные стандарты английского языка и грамотности
  • Стандарты чтения информационного текста K-5:
    Ключевые идеи и детали, RI. K.2
  • Стандарты чтения информационного текста K-5:
    Интеграция знаний и идей, RI.1.7
Колледж, карьера и гражданская жизнь (C3) Структура социальных исследований Государственные стандарты
  • Географические представления: Пространственные представления о мире: D2.Geo.2.K-2:
    Используйте карты, графики, фотографии и другие представления для описания мест, а также отношений и взаимодействий, которые их формируют.
  • Географические представления: Пространственные виды мира: D2.Geo.3.K-2:
    Используйте карты, глобусы и другие простые географические модели для определения культурных и экологических характеристик мест.

Что вам понадобится

Предоставленные вами материалы
  • Мелки
  • Блоки, пластилин или предварительно вырезанные фигурки из бумаги (по желанию)
  • Глобус (дополнительно)
  • Миниатюрные предметы, такие как автомобили или пластмассовые животные
  • Фотографии, описанные в модификации активности (опционально)
  • Ножницы (дополнительно)
  • Мягкие игрушки (по желанию)
Требуемая технология
  • Доступ в Интернет: Требуется
  • Техническая установка: 1 компьютер на класс, проектор
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Обучение в больших группах
Другие примечания

Если вы планируете выполнить дополнительное задание, убедитесь, что вы заранее вырезали из бумаги большую мебель, ковры и другие постоянные предметы в классе.

Исходная информация

Важно знакомить учащихся с концепцией карт как представления мест в раннем возрасте. Моделирование использования карт в школе и вне ее может помочь учащимся осознать ценность карт и обрести уверенность в них. Использование карт мест, знакомых учащимся, укрепит их навыки пространственного мышления, прежде чем они начнут изучать государства, страны и континенты.

Предыдущие знания

  • Нет

Рекомендуемые предыдущие действия

  • Использование языка местонахождения

Словарь

глобус

Существительное

Масштабная модель Земли или иногда используется для обозначения самой Земли.

карта

Существительное

символическое изображение выбранных характеристик места, обычно нарисованное на плоской поверхности.

навыки работы с картами

Существительное

навыки чтения и интерпретации карт, от изучения основных правил карт до анализа и понимания карт для достижения целей более высокого порядка.

модель

Существительное

изображение или впечатление объекта, используемое для представления объекта или системы.

Книги

  • Собель, Дэвид. Картографирование с детьми: обучение чувству места в начальной школе. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann, 1998.

Наконечники и модификации

Модификация

Если учащимся трудно понять карты, помогите им подумать о том, чтобы посмотреть на место сверху. Например, покажите учащимся фотографию автомобиля, похожего на игрушечную машинку. Потом покажите фото машины сверху. Объясните, как мы можем смотреть на вещи, а также на места сверху, как если бы мы были высоко и смотрели вниз.

Наконечник

Чтобы помочь учащимся обосновать это задание на собственном опыте, предложите им рассказать о том, как люди, которых они знают, используют карты. Спросите их, видят ли они, что люди используют бумажные карты, карты на мобильных телефонах, карты на компьютерах или все вместе.

Да, карта является моделью

Кэрол | 31 марта 2021 г.

Вы посещаете новый город и только что узнали о фестивале мороженого, который проходит сегодня. Хотя у вас есть адрес, вы не знаете расположение относительно вашего отеля. (И давайте предположим, что ваш мобильный телефон упал в вращающийся чан с мороженым на последнем фестивале, который вы посетили, поэтому вам не нужны GPS-навигаторы!) Фестиваль слишком далеко, чтобы идти пешком? Как вы туда доберетесь? Чтобы помочь вам принять решение, вы смотрите на карту, находите адрес фестиваля мороженого и сравниваете его со своим отелем. Вы только что использовали инструмент, который помог вам визуализировать что-то слишком большое, чтобы увидеть его невооруженным глазом, и он предоставил вам полезную информацию. Карта послужила образцом.

Теперь вы можете подумать, а не должна ли модель охватывать что-то более сложное? Феномен или даже концепция или идея? То, о чем вы думаете, это научная модель. И правда, карта не подходит.

Тем не менее, карты являются информативными представлениями. Они больше похожи на масштабные модели, такие как мини-пластиковый гидросамолет, который вы, возможно, построили в детстве. И карты, и масштабные модели обеспечивают точное представление чего-либо таким образом, чтобы оно было более удобоваримым, простым для восприятия в целом или удобным для пользователя.

Но я бы сказал, что карты идут даже дальше прямого представления. Вот три примера карт как моделей — случаев, когда карта предлагает не только представление, но и уникальную перспективу отображаемой информации.

Картограммы как информационные модели

Картограмма — это карта, на которой каждая область имеет пропорциональные размеры в соответствии с определенной характеристикой. Картограмма населения, подобная изображенной здесь, показывает относительную численность населения разных стран на карте мира в соответствии с заданным масштабом. Чем больше население, тем больше страна на карте.

Многоуровневые карты (или наложения карт) моделируют несколько наборов данных

Многоуровневая карта отображает отдельные фрагменты информации, расположенные непосредственно поверх других и привязанные к определенным географическим точкам. Таким образом, зритель может легко сравнить различные атрибуты, встречающиеся в одном и том же пространстве. Возьмите карту ниже, где белые круги показывают плотность населения (каждая точка представляет 1 миллион человек), а оттенки розового цвета показывают коэффициенты рождаемости на уровне страны (чем темнее оттенок, тем выше коэффициент).

Картограммы как географические модели

На картограмме географические единицы (страна, штат и т. д.) заполняются с использованием цветового градиента или шаблонов для отображения числовых данных. Каждый цвет или шаблон представляет собой значение или диапазон значений. Картограммы являются полезным способом исследования данных по регионам и позволяют сравнивать данные. Здесь мы видим картограмму, показывающую глобальные темпы урбанизации с оранжевым градиентом. Светло-желтый цвет показывает очень низкий уровень урбанизации, а ярко-оранжевый — очень высокий уровень урбанизации.

Да, карта — это модель

Карты формируют наше представление о мире, помогая нам лучше его понять.

Это информативные представления, которые также могут помочь нам визуализировать то, что слишком велико, чтобы увидеть его невооруженным глазом. А некоторые карты даже дают уникальную перспективу имеющейся информации. Все три приведенные выше карты можно использовать в качестве инструментов для открытий, предоставляя людям новый способ визуализации данных.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *