Девушки древней греции: Женщины в Древней Греции — Всемирная историческая энциклопедия

Женщины в Древней Греции — Всемирная историческая энциклопедия

В сравнении с гражданами мужского пола, древнегреческие женщины имели намного меньше прав. Не имея права голосовать, владеть землей или наследовать, женщина в основном находилось дома, и цель ее жизни состояла в воспитании детей. Это, однако, общее описание, и, рассматривая роль женщин в Древней Греции, следует помнить, что информация о конкретных городах-государствах часто отсутствует, и почти всегда представлена через призму восприятия авторов-мужчин. Только в Афинах статус и роль женщин могут быть определены и описаны в подробностях. Мы также не уверены в практическом и повседневном применении правил и законов, уцелевших с древности. Нам тем не менее достоверно ведомо, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других городах. Как и мужчины, они должны были тренироваться, а так же имели право владеть землей и пить вино.

Также существовали категории женщин, информация о которых была менее тщательно задокументирована, чем о таких, как профессиональные женщины, которые работали в магазинах или же проститутки. Социальные правила и обычаи, которые распространялись на последних, были еще менее четко очерчены, чем для женщин-членов семей граждан. В заключение, в отличие от большинства женщин, некоторые, особенно одаренные, поднимались выше ограничений греческого общества и достигали признания в качестве поэтесс (Сапфо), философов (Арета Киренская), лидеров (спартанская царица Горго и Аспасия Афинская) и врачей (Агнодика Афинская).

Симпозиумы и Хетайра

Sebastià Giralt (CC BY-NC-SA)

Женщины в мифологии

Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, греческая религия и мифология наполнена удивительно сильным составом женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная неподражаемым умом, храбростью и честью. Как и для большинства древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества. Неудивительно, что богини плодородия Деметра и Персефона были самыми почитаемыми среди греков.

От ревнивой Геры до Афродиты, использовавшей свои чары, заставляя мужчин потерять рассудок, древнегреческие авторы-мужчины часто представляли женщин как нарушительниц спокойствия. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, которые изо всех сил пытаются сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и милых, сирен. Женщин также часто представляли как управляемых лишь дикой страстью и экстатическими эмоциями (напр. менады). Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная отсутствующему мужу, воплощена в Пенелопе в «Одиссее» Гомера. Музы — воплощение еще одного позитивного женского образа. Они нам известны не только своей физической красотой, но и широким спектром навыков в искусстве. Вопрос о том, имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни, остается открытым, равно как и более интригующий вопрос о мнении самих греческих женщин о созданных мужчинами образцах для подражания. Возможно, мы никогда не сможем найти ответы на эти немаловажные темы.

Афина (после восточного фронтона Парфенона)

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Девочки

Как и во многих других аграрных культурах, где преобладают мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо более высокому риску быть покинутыми родителями при рождении, чем дети мужского пола. Сыновья горожан ходили в школы, где в программу обучения входили чтение, письмо и математика. После освоения этих основ, дети обращались к литературе (напр. Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также является важным элементом образования молодых людей. Девочек воспитывали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые впоследствии можно было бы демонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных фестивалях и церемониях. Конечная цель образования девочки — подготовить ее к женской роли в воспитании семьи, а не напрямую стимулировать ее интеллектуальное развитие.

ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВОЧКИ — ПОДГОТОВИТЬ ЕЕ К ЖЕНСКОЙ РОЛИ В ВОСПИТАНИИ СЕМЬИ, А НЕ НАПРЯМУЮ СТИМУЛИРОВАТЬ ЕЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Важной частью воспитания девочек была педерастия (ее практиковали не только зрелые мужчины и мальчики). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали в себя сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер действовал в качестве наставника для молодежи и обучал сквозь призму своего мирского и практического опыта.

Молодые Девушки

Женщины должны были выходить замуж девственницами. Бракосочетание, как правило, организовывалось отцом, который выбирал жениха и принимал от него приданое. В случае, если женщина не имела отца, ее интересы (перспективы брака и управление имуществом) находились под присмотром опекуна (kurios), дядя или другой родственник мужского пола. При вступлении в брак традиционно в возрасте тринадцати лет, любовь не имела ничего общего с сочетанием мужа и жены. Конечно, между парой могла развиться любовь, но лучшее, на что, в основном, можно было надеяться, — это philia — общее чувство дружбы/любви. Еros, любовь желания, по крайней мере в случае мужчин, находили в другом месте.

Греческое платье Peplos

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Замужние Женщины

В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и выполнять повседневные обязанности. Им помогали рабы, если муж мог их себе позволить. Контакты с несемейными мужчинами не поощрялись, и женщины в основном занимались домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей, а также участвовать в общественных религиозных церемониях и фестивалях. Могли ли женщины посещать театральные представления — все еще спорный вопрос среди ученых. Более достоверно то, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично — вне зависимости от цели.

Замужние женщины, по крайней мере в глазах закона, находились во власти своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, даже не подвергали сомнению мнение, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения за себя. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли вести свою жизнь более справедливо. Ожидалось, что женщины будут хранить верность своим мужьям, но не обратное, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовниц и куртизанок. Любая женщина, которая не защищала честь семьи (и, таким образом, не защищала законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia, в результате чего ей было запрещено участвовать в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь преследований.

Если у женщины умирал отец и у нее были братья, все наследство переходило к ним. Если женщина была единственным ребенком, наследство переходило к ее опекуну или мужу (если женщина была замужняя). В некоторых случаях, когда имущество отца унаследовала одинокая женщина, ей приходилось выходить замуж за ближайшего родственника мужского пола, обычно за дядю. Женщины могли унаследовать после смерти родственников-мужчин при условии, что в очереди не было других родственников-мужчин. Личное же имущество женщин, ограничивалось подаренными членами семьи одеждой и украшениями. Женщины не не имели права составлять завещание, а в случае смерти все их имущество переходило к мужу.

Глава Пенелопы

Carole Raddato (CC BY-SA)

Браки могли быть расторгнуты по трем причинам. Первая и самая распространенная — отречение мужа (apopempsis или ekpempsis). Объяснение не требовалось и лишь ожидалось возмещение приданого. Следующая — случай, когда жена покидала семейный дом (apoleipsis). В этом случае, новый опекун был обязан действовать как ее юридический представитель. Однако это было редкостью, и в результате была подорвана репутация женщины в обществе. Третьим основанием для расторжения была просьба отца невесты вернуть дочь (aphairesis), часто, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен лишь в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, она должна была выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать сохранение собственности в пределах семьи.

Другие роли

Женщины, конечно, также присутствовали в различных других классах неграждан. Как рабыни, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали магазинах и пекарнях. Группа, о которой у нас больше всего информации, — это секс-работницы. Здесь женщины представляли две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной были проститутки в борделях (pornē). К второй категории принадлежали проститутки высшего класса (hetaira). Эти последние женщины получали образование в области музыки и культуры и часто имели продолжительные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, приватных вечеринках для гостей-мужчин.

Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и ​​выступали в роли жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также — Диониса. Жрицы, в отличие от своих коллег-мужчин, имели дополнительное ограничение, заключающееся в том, что их выбирали лишь в случае если те были девственницами или находились за пределами менопаузы. С другой стороны, прихожане могли быть обоих полов, кроме тех ритуалов, где присутствовали определенные ограничения. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и его посещали только замужние женщины. Каждый год в Афинах отбирали четырех молодых женщин, чтобы те служили жрице Афины Полиас и ткали священную одежду (пеплос), которая украшала культовую статую богини. Одной из самых известных женских религиозных ролей обладала престарелая жрица-прорицательница Дельфийского оракула Пифия, истолковывавшая провозглашения Аполлона.

Учёные женщины Древней Греции

Как правило, когда речь идёт об изобретениях, мужчины явно гордятся своим перевесом над женской половиной общества. Ими даже придумана фраза, что все великие открытия совершались во имя прекрасного пола, тем самым красиво намекая на то, что среди женщин не было великих…

Однако, все представители мужского пола несомненно не будут отрицать самого главного и весомого факта: всех великих изобретателей мира родили именно женщины! Кроме того, если Соломон и Сократ считались мудрейшими людьми своего времени, богинями мудрости были всё-таки женщины: греческая Афина Паллада, римская Минерва, древнеиндийская Сарасвати, абхазская Атана, японская Бэнтэн. ..

Во времена античности женский пол не представлял собой тот самый «слабый пол», о котором мы так часто говорим сегодня: он был достоен мужского.

Женщины античности имели возможность учиться в современных им философских школах и даже могли быть отмечены за свой труд. Нам известны представительницы женского пола, которые отличились не только в литературе, но и в естественных науках. В эпоху античности жили такие высокодуховные просвещённые женщины, как Гипатия Александрийская (370-415 н.э.) — феноменальное явление всесторонне образованной женщины.

Кадр из фильма Агора с участие Рэйчел Уайс в роли Гипатии

На протяжении последующих 15 веков Гипатия считается единственной женщиной-учёной в истории человечества. Даже сегодня в истории математической науки и астрономии очень часто упоминается только она.

Эта благородная женщина была последним учёным-язычником западного мира. Её смерть совпала с закатом Римской империи. И, поскольку с тех пор на всём Западе не наблюдалось значительных успехов в развитии математики, астрономии и физики на протяжении тысячи лет, Гипатия стала символом конца эпохи античной науки. После Гипатии настал хаос и варварство Тёмных веков Средневековья.

Гипатия Александрийская (340-415 гг.)

Философ, астроном и математик, последняя руководительница философской школы в Александрии и хранительница знаменитейшей и богатейшей Александрийской библиотеки — изобрела астролябию (прибор для измерения координат небесных тел) и прибор для определения плотности жидкости.

Отцом Гипатии был Теон — известный математик, астроном и механик своего времени. Жили они с дочерью в Мусейоне, в то время бывшим ведущим научным центром Египта. Там же находилась и Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского.

Это было трудное время гонений, когда по приказу епископа Феофила в 391 году был уничтожен Мусейон и почти полностью Александрийская библиотека.

Однажды Гипатия в своей публичной лекции коснулась богословских взглядов епископа Кирилла — племянника и наследника Феофила, образованного человека своей эпохи, который в своё время даже слушал её лекции, указав на их расхождение с прежними постановлениями церковных соборов. Это не прошло бесследно: в 415 году группа сторонников Кирилла под предводительством некоего чтеца Петра напала на Гипатию и убила её. После этого события префект Александрии, Орест, — единственный сильный противник Кирилла — был сломлен.

«Смерть философа Гипатии в Александрии» из «Жития выдающихся ученых, от античности до девятнадцатого века». Луис Фигуер (1866)

События того времени отражены в историческом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора», снятом им в 2009 году.

Если ранее Гипатия рисовалась языческой мученицей, которая за религиозную нетерпимость была растерзана толпой коптских христиан, то сегодня многие полагают, что после смерти Гипатии Александрийская школа неоплатонизма превратилась в своего рода христианский богословский институт, просуществовавший до VII века. Синезий Киренский — ученик Гипатии — прямо говорит о том, что она была «гениальным философским учителем». Историки же упоминают о ней как об «образце интеллектуального аскетизма». Другими словами, Гипатии пришлось многим пожертвовать, включая семейное счастье, несмотря на свою необычайную красоту.

Именем легендарной Гипатии — одного из самых эрудированных в математике и астрономии людей в мире назван кратер на Луне.

Аглаоника (II век до н. э.)

Аглаоника (греч. Ἀγλαονίκη), упоминаемая Плутархом как Аганики (V век до н.э.), — древнегреческий астроном родом из Фессалии (хронологически — первый астроном Древней Греции). Точнее — Аглаоника Игиторас, потому что она была дочерью правителя Фессалии («Игитора» — «Ηγήτορα»).

Нам практически ничего неизвестно из жизни Аглаоника, кроме того, что она была известна своими предвидениями солнечных затмений с точностью до часа, как и её современник Фалес. Этот факт свидетельствует о больших знаниях в области математической астрономии по сравнению с астрономами древнего Вавилона. Сама же Аглаоника, согласно преданию, в вопросе, связанным с определением затмений Луны опять-таки с точностью до часа, утверждала, что спускала Луну с неба (Аполлодарий, ΡόδιονΔ΄ 59). Существует версия, что она была пророчицей и астрологом.

Именем Аглаоника назван кратер на южном полушарии Венеры, диаметр которого равен 64 километрам.

Гипатия из Александрии. Жюль Морис Гаспар (1908)Современный вымышленный образ Аглаоники, вдохновением которому послужил рисунок с древнегреческого сосуда. Eretria Painter

Агнодика (IV век до н.э.)

Агнодика (греч. Ἀγνοδίκη) — первый гинеколог, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причём оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.

Арета Киренская (IV век до н. э.)

Арета или Арети из Кирены (др.-греч. Ἀρήτη) — дочь Аристиппа, основателя киренской школы философии, училась в академии Платона. Она преподавала математтику, физику и моральную философию в Аттике, написав по меньшей мере 40 книг, две из которых были посвящены изучению математики. После смерти своего отца она стала его преемницей и была избрана в руководство школы. Характерно, что среди её учеников было около 100 философов.

Джон Моранс в своём труде «Женщины в науке» отмечает, что эпиграмма на её могиле гласит: «Величие Греции заключается в красоте Елены, в пере Аристиппа, в душе Сократа и в языке Гомера».

АгнодикаАрета Киренская. Джон Уильям Годвард

Аригнота (VI век до н. э.)

Аригнота — философ, писатель, математик с острова Самос. По словам Порфирия, она была дочерью Пифагора.

Аригноти принадлежит много философских трудов и книга «Об арифметике», которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.

Дамо (VI век до н. э.)

Дамо (др.-греч. Δαμώ) — дочь Пифагора и Февны. Преподавала теории Пифагора в Кротонской школе.

Пифагор доверил дочери свои сочинения, наказав ей не оглашать их непосвящённым, а сам уехал в Афины. В течение долгого времени Дамо соблюдала пожелание отца. Позднее она опубликовала геометрическое учение Пифагора с помощью Филолея и Фимарида. Это издание, которое, согласно Ямвлиху (ок. 242-306 гг.), философу-неоплатонику из Сирии, называлось «О Пифагоровой жизни», представляло собой изложение геометрии высшего порядка. По словам греческого астронома Геминуса Родосского (66 г. до н.э.), Дамо принадлежит создание тетраэдра и куба.

Перед смертью Дамо передала философские труды своего отца — своей дочери Витале, знатоку пифагорской математики.

Дино (VI век до н. э.)

Дино (др.-греч. Δεινώ) — жена пифагорейца Вронтиноса Метапонтиноса, ученица и тёща Пифагора, знаток арифмософии. Она изучила неполные цифры. По её теории, цифра является неполной в том случае, когда действительное делимое (то есть делимое, кроме самого себя) при сложении даёт сумму, меньшую по значению с изначальной цифрой. Так, цифра 8 — неполная, потому, что 1+2+4=7.

Эфра (X век до н. э.)

Сквозь завесу истории проглядывает мифический образ Эфры (др. -греч. Αἴθρα) — дочери царя Трезена Питфея и матери Тесея, которая обладала другим даром: уже с Х века до н.э. она преподавала арифметику с помощью абака (счётной доски) и символов по критско-микенской системе.

А также почитайте:

Диолк — древняя дорога-волок через Коринфский перешеек

Кабирские мистерии: когда Филипп Македонский влюбился в Олимпиаду

Храм Зевса Олимпийского и Арка Адриана

Интересные факты о Греции для детей

Интересные факты о Древней Греции

История драхмы — путь из глубины веков

Священное место Древней Олимпии

Загадочный Антикитерский механизм: древний компьютер, обогнавший время

15 наиболее влиятельных древних греков

10 древнегреческих писателей, которых нужно знать

Галерея Аттала — один из крупнейших Торговых центров древности

«Греческий огонь» или Гиперболоид инженера Архимеда

Почти древний Гекзаметр

Семь архитектурных чудес Греции

Лекарственные препараты древних греков

женщин в Древней Греции — Энциклопедия всемирной истории

Статья

Женщины в древнегреческом мире имели мало прав по сравнению с гражданами мужского пола. Не имея возможности голосовать, владеть землей или наследовать, место женщины было в доме, и ее целью в жизни было воспитание детей. Это общее описание, и при рассмотрении греческих женщин следует помнить, что наши источники неполны и не всегда беспристрастны.

К сожалению, информация о конкретных городах-государствах относительно женщин часто отсутствует и почти всегда исходит от авторов-мужчин. Только в Афинах их статус и роль могут быть подробно описаны. Не уверены мы и в практическом и повседневном применении правил и законов, сохранившихся с древности. Мы знаем, что к спартанским женщинам относились несколько иначе, чем в других государствах. Например, они должны были заниматься физическими упражнениями, как мужчины, им разрешалось владеть землей и пить вино.

Удалить рекламу

Реклама

Были также категории женщин, которые менее хорошо задокументированы, чем другие, такие как женщины-профессионалы, работавшие в магазинах, а также проститутки и куртизанки; применяемые к ним социальные правила и обычаи еще более расплывчаты, чем для женщин-членов гражданских семей. Наконец, в отличие от большинства женщин, некоторые исключительные и исключительные поднялись над ограничениями греческого общества и получили прочное признание как поэты (Сапфо Лесбосская), философы (Арета Киренская), лидеры (Горго Спартанская и Аспасия Афины) и врачей (Агнодис Афин).

Симпозиаст и Гетайра

Себастья Хиральт (CC BY-NC-SA)

Женщины в мифологии

Учитывая их ограниченную роль в реальном обществе, в греческой религии и мифологии на удивление много женских персонажей. Афина, богиня мудрости и покровительница Афин, выделяется как могущественная фигура, наделенная умом, отвагой и честью. Опять же, как и в большинстве древних культур, где сельское хозяйство имело решающее значение для общества, женщины-богини плодородия были чрезвычайно важны и особенно почитались — Деметра и Персефона были наиболее почитаемыми у греков.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Как и в другой древней литературе, где доминируют мужчины, женщины часто изображаются в роли возмутителей спокойствия, от ревнивой Геры до Афродиты, использующей свои чары, чтобы сводить мужчин с ума. Мифы и литература изобилуют женскими персонажами, изо всех сил пытающимися сорвать планы героев-мужчин, от верховной ведьмы Медеи до смертоносных, хотя и прекрасных Сирен. Они также могут быть представлены как управляемые только дикой страстью и экстатической эмоцией, такие как менады. Напротив, идеальная целомудренная женщина, верная своему отсутствующему мужу, представлена ​​Пенелопой в гомеровском «9».0029 Одиссея . Музы — еще одно положительное представление, прославленное не только своей физической красотой, но и своими широкими навыками в искусстве. Имели ли эти вымышленные персонажи какое-либо отношение к роли женщин в реальной жизни — открытый вопрос, как и более интригующий вопрос: что сами греческие женщины думали о таких созданных мужчинами образцах для подражания? Возможно, мы никогда не узнаем.

Афина (после восточного фронтона Парфенона)

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Девушки

Как и во многих других аграрных культурах, где доминируют мужчины, младенцы женского пола подвергались гораздо большему риску быть брошенными родителями при рождении, чем дети мужского пола. Дети горожан посещали школы, где учебная программа включала чтение, письмо и математику. После освоения этих основ занятия перешли к литературе (например, Гомер), поэзии и музыке (особенно к лире). Легкая атлетика также была важным элементом в образовании молодого человека. Девочек обучали так же, как мальчиков, но с большим упором на танцы, гимнастику и музыкальные достижения, которые можно было продемонстрировать на музыкальных конкурсах, религиозных праздниках и церемониях. Конечной целью образования девочки было подготовить ее к роли в воспитании семьи, а не непосредственно стимулировать интеллектуальное развитие.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Целью обучения девочки было подготовить ее к роли в воспитании семьи, а не стимулировать интеллектуальное развитие.

Важной частью воспитания девочки была педерастия (она практиковалась не только зрелыми мужчинами и мальчиками). Это были отношения между взрослым и подростком, которые включали сексуальные отношения, но в дополнение к физическим отношениям старший партнер выступал в качестве наставника для молодежи и обучал их через мирской и практический опыт старшего.

Общество молодых женщин

От молодых женщин ожидалось, что они выйдут замуж девственницами, и брак обычно устраивал их отец, который выбирал мужа и принимал от него приданое. Если у женщины не было отца, то ее интересами (перспективами замужества и управлением имуществом) занимался опекун ( kyrios или kurios ), возможно, дядя или другой родственник мужского пола. Женившись в обычном возрасте 13 или 14 лет, любовь не имела ничего общего с совместимостью мужа и жены (9).0029 дамар ). Конечно, между парой могла возникнуть любовь, но лучшее, на что можно было надеяться, это philia — общее чувство дружбы/любви; eros , любовь желания, муж часто искал в другом месте. Ожидалось, что все женщины выйдут замуж, в греческом обществе не было места и роли для одиноких зрелых женщин.

Удалить рекламу

Реклама

Греческое платье Peplos

Mark Cartwright (CC BY-NC-SA)

Замужние женщины

В семейном доме женщины должны были воспитывать детей и обеспечивать повседневные нужды семьи. Им помогали рабыни, если муж мог себе это позволить. Контакты с мужчинами, не входящими в семью, не поощрялись, и женщины в основном занимали свое время домашними делами, такими как работа с шерстью и ткачество. Они могли выходить и посещать дома друзей и могли участвовать в публичных религиозных церемониях и праздниках. Ученые до сих пор спорят о том, могут ли женщины посещать театральные представления или нет. Более ясно, что женщины не могли посещать публичные собрания, голосовать или занимать государственные должности. Даже женское имя нельзя было упоминать публично – по уважительной или плохой причине.

Древние любовники

Игры могавков (Авторское право)

Замужние женщины, по крайней мере, в глазах закона, находились под полной властью своих мужей. Такие писатели, как Аристотель, не сомневаются в том, что женщины интеллектуально неспособны принимать важные решения самостоятельно. На практике, конечно, отдельные пары вполне могли разделить свою жизнь более справедливо. От женщин ожидалось, что они будут верны своим мужьям, но не наоборот, поскольку мужья могли свободно пользоваться услугами проституток, любовников и куртизанок. Любая женщина, которая не сохранила честь семьи (и таким образом не защитила законность мужской линии), была виновна в серьезном преступлении moicheia , что приведет к запрету на участие в публичных религиозных церемониях. Муж, обнаруживший, что его жена вступает в сексуальные отношения с другим мужчиной, мог убить любовника, не опасаясь судебного преследования.

Если у женщины умирал отец, она обычно ничего не наследовала, если у нее были братья. Если она была единственным ребенком, то ее опекун или муж, выйдя замуж, перенимали наследство. В некоторых случаях, когда одинокая женщина наследовала имущество своего отца, она была обязана выйти замуж за своего ближайшего родственника мужского пола, обычно дядю. Женщины могли наследовать смерть других родственников мужского пола при условии, что в очереди не было родственников мужского пола. У женщин действительно было некоторое личное имущество, обычно приобретаемое в качестве подарков от членов семьи, которое обычно представляло собой одежду и украшения. Женщины не могли составить завещание, и после смерти все их имущество переходило к мужу.

Голова Пенелопы

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

Браки могут быть расторгнуты по трем причинам. Первым и наиболее распространенным был отказ мужа ( апопепсис или экпемпсис ). Причин не требовалось, ожидалось только возвращение приданого. Второй причиной увольнения был уход жены из семейного дома ( аполипсис ), и в этом случае новый опекун женщины должен был действовать как ее законный представитель. Однако это было редкостью, и в результате репутация женщины в обществе была подорвана. Третьим основанием для расторжения брака было требование отца невесты вернуть дочь (9).0029 aphairesis ), вероятно, чтобы предложить ее другому мужчине с более привлекательным приданым. Однако этот последний вариант был возможен только в том случае, если у жены не было детей. Если женщина оставалась вдовой, от нее требовалось выйти замуж за близкого родственника мужского пола, чтобы гарантировать, что имущество останется в семье.

Удалить рекламу

Реклама

Другие роли

Женщины, разумеется, присутствовали и в различных других классах неграждан. Будучи рабами, они выполняли всевозможные обязанности, а также работали на предприятиях, таких как магазины и пекарни. Группа, по которой у нас есть больше всего информации, — это секс-работники. Женщины здесь делились на две категории. Первой и, пожалуй, самой распространенной была публичная проститутка ( порно ). Вторым типом была проститутка высшего сословия ( гетера ). Эти последние женщины получили музыкальное образование (особенно игру на флейте) и культуру и часто устанавливали прочные отношения с женатыми мужчинами. Именно этот класс женщин развлекал мужчин (во всех смыслах) на знаменитом симпозиуме, частной попойке только для гостей мужского пола.

Наконец, некоторые женщины участвовали в культах и ​​выступали в качестве жриц определенных женских божеств (особенно Деметры и Афродиты), а также Диониса. У жриц, в отличие от их коллег-мужчин, было дополнительное ограничение: их часто, но не всегда, выбирали, потому что они были девственницами или после менопаузы. С другой стороны, прихожанами могли быть представители обоих полов, и эти ритуалы с ограничениями могли исключать как мужчин, так и женщин. Фестиваль плодородия Фесмофория был самым распространенным из подобных мероприятий, и на нем присутствовали только замужние женщины. Каждый год в Афинах выбирались четыре молодые женщины, которые служили жрице Афины Полиас и ткали священную мантию пеплоса, которая украшала бы культовую статую богини. Возможно, самой известной женской религиозной ролью была пожилая Пифия, оракул в Дельфах, интерпретировавшая воззвания Аполлона.

Вам понравилась эта статья?

Редакционный обзор
Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Библиография

  • Bagnall, R. et al. Энциклопедия древней истории. Уайли-Блэквелл, 2012 г.
  • Бойс-Стоунз и др. Оксфордский справочник по греческим исследованиям. Издательство Оксфордского университета, 2009 г.
  • Хорнблауэр, С. Оксфордский классический словарь. Издательство Оксфордского университета, 2012.
  • Kinzl, H. Спутник классического греческого мира. Уайли-Блэквелл, 2016 г.

Переводы

Мы хотим, чтобы люди во всем мире изучали историю. Помогите нам и переведите эту статью на другой язык! На данный момент мы перевели его на: испанский, персидский, русский, французский, болгарский, арабский, греческий

Об авторе

Марк Картрайт

Марк является штатным автором, исследователем, историком и редактором. Особые интересы включают искусство, архитектуру и изучение идей, которые разделяют все цивилизации. Он имеет степень магистра политической философии и является директором издательства WHE.

Бесплатно для всего мира, при вашей поддержке

Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей к культурному наследию и улучшению исторического образования во всем мире.

Стать участником
Пожертвовать

7 Очаровательные древнегреческие женщины, которых вы должны знать

Терракотовая статуэтка женщины, 2 век до н.э., Музей Метрополитена; Мраморная надгробная стела с изображением сидящей женщины, IV век до н.э., Музей Метрополитена; и Мраморная голова молодой женщины из погребальной статуи, IV век до н.э., Музей Метрополитена 9.0004  

Имеющиеся у нас данные о древнегреческих женщинах в основном представлены глазами мужчин, что часто приводит к искажению и идеализации. Однако были случаи, когда женщины оказывались в центре внимания благодаря своей необычной жизни. Семь женщин в этой статье охватывают весь спектр древнегреческого общества, от цариц до жриц и поэтов. Каждая из этих очаровательных женщин сумела сломать шаблон своим неповторимым образом.

 

Права и обязанности древнегреческих женщин

Терракотовая курильница в виде группы женщин, сидящих у колодца, 4 век до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Величайшая слава женщины заключается в том, чтобы о ней меньше всего говорили мужчины, будь то похвала или порицание.
(Отрывок из похоронной речи Перикла, Фукидид 2:46)

 

Большинство древнегреческих женщин жили в обществе, которое стремилось контролировать свою жизнь. Свидетельства этого можно увидеть на протяжении всех периодов древнегреческой истории. Как показывают приведенные выше слова Перикла, в идеале женщин не должны были видеть и слышать. Возможно, именно поэтому подлинный женский голос в значительной степени отсутствует в истории и литературе Древней Греции.

 

Права и обязанности древнегреческих женщин были тесно переплетены с идеалами общества о том, какой должна быть женщина. В первую очередь ожидалось, что женщины будут производить законных наследников мужского пола для своих мужей. Эти наследники мужского пола, в свою очередь, укрепили гражданское население мужского пола.

 

Женские обязанности были сосредоточены на доме. Их жизнь была домашней и внутренней, в отличие от мужчин, которые должны были стать солдатами, политиками, философами и спортсменами. Замужняя женщина-глава семьи была известна как кирия . kyria отвечал за управление oikos , термин, который относился ко всему домашнему хозяйству, включая всех членов семьи и даже рабов. Это ведение домашнего хозяйства включало: приготовление пищи, производство ткани для изготовления одежды, а также наблюдение за домашними финансами и здоровьем детей и рабов.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Thesmophoria , Фрэнсис Дэвис Милле, 1894–1897, Художественный музей Университета имени Бригама Янга, Прово

 

Образование большинства древнегреческих женщин ограничивалось ранними годами. Ожидалось, что после 12 лет они сосредоточатся на подготовке к семейной жизни. Таким образом, уровень грамотности среди женщин в Древней Греции был низким. Однако из этого были некоторые исключения, в основном среди дочерей элиты, которые могли позволить себе частное обучение.

 

Юридических прав женщин было немного. Они не могли наследовать богатство или имущество независимо от мужчин. Им также не разрешалось голосовать на выборах или участвовать в общественной жизни. Важным исключением из этого правила была религиозная жизнь. Женщины могли занимать должности жриц и участвовать в праздниках и жертвоприношениях в определенное время года. Важным примером была Фесмофория. Этот праздник был предназначен исключительно для женщин и включал посвящение Деметре и Персефоне в честь плодородия и урожая.

 

1. Сапфо: первая известная поэтесса Древней Греции

В дни Сапфо , Джон Уильям Годвард, 1904, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

 

Девушки, гонитесь за фиалкогрудыми Музами светлыми / Дарами и протяжной лирой, любительницей гимнов.
(Сафо, фрагмент)

 

Сапфо, первая женщина-поэт в западной литературе, имеет наследие, которое продолжает сиять и по сей день. Большая часть того, что мы знаем о жизни Сапфо, исходит из фрагментов ее стихов и подробностей, предоставленных другими древними авторами. Часть этой информации из вторых рук сомнительна, но мы можем быть достаточно уверены в некоторых биографических деталях. Сапфо родилась в богатой купеческой семье на острове Лесбос в конце 7 века до нашей эры. Из ее стихов видно, что она была высокообразованной. Некоторые ученые считают, что она обучала девочек искусству поэзии, музыки и танцев.

 

Помпейская фреска с изображением женщины, пишущей на восковой табличке, которую часто называют Сапфо, ок. 55–79 гг. н.э., Национальный археологический музей, Неаполь

 

Любовь и переживания чувств лежат в основе поэзии Сапфо, принадлежавшей к жанру, известному сегодня как лирическая поэзия. Она была пионером этого вида искусства со своими нежными и интимными виньетками, богатыми образностью и чувственностью. Сложность и тонкость ее работы восхищали даже в древности. Платон называл ее «десятой музой», и Катулл бесконечно вдохновлялся ее творчеством.

 

Многие считают, что ее поэзия свидетельствует о ее гомосексуальности, поскольку некоторые из ее любовных стихов адресованы женщинам. Именно от Сапфо произошли термины «лесбиянка» и «сапфик». Мало что известно о жизни древнегреческих женщин 7 века до нашей эры и еще меньше о женской сексуальности того периода. Сапфо и ее прекрасные слова предлагают нам редкий взгляд на мир женщин того времени и их отношения друг с другом.

 

2. Аспазия: Советник по интеллектуальным и политическим вопросам

Мраморный портрет-бюст Аспазии, изображающий ее как добродетельную афинянку, римская копия греческого оригинала, II век н.э., музеи Ватикана

 

Аспазия была одной из самых могущественных женщин, живших в Древней Греции V века. Она родилась в Милете, древнегреческом городе на западном побережье Малой Азии, и в юном возрасте приехала в Афины. Позже она вошла в дом известного полководца и политика Перикла.

 

Точно неизвестно, какова была ее роль в этом доме. Все древние источники о ее жизни написаны мужчинами и поэтому подвержены предвзятости. Некоторые даже описывают ее как гетеру , термин, используемый для описания элитных проституток в Древней Греции.

 

Мы можем быть достаточно уверены, что Аспазия стала любовницей Перикла около 445 г. до н.э. после того, как он развелся со своей женой. Как важный член его семьи, она обладала бы уровнем независимости, неизвестным большинству древнегреческих женщин. Было известно, что она часто выходила на публику, а также принимала и развлекала многих членов афинского высшего общества.

 

Спор Сократа и Аспазии , Николя-Андре Монсио, 1801, ГМИИ им. Пушкина, Москва

 

Интеллект Аспазии часто упоминается в древних источниках. В древней энциклопедии Suda говорится, что она была учителем риторики. Плутарх сообщает нам, что у нее даже были философские дискуссии с Сократом. Говорят также, что она оказала необычайное влияние на Перикла и его политические решения. Это вызвало резкую критику со стороны политических соперников Перикла, а также драматургов того времени, которым нравилось включать в свои пьесы политических деятелей. Аристофан даже обвиняет ее в развязывании Пелопоннесской войны в 9 г.0124 Ахарнийцы .

 

Таким образом, Аспазия представляет собой очаровательный и редкий пример древнегреческой женщины, чей ум и ум позволили ей подняться до беспрецедентного положения в греческом обществе.

 

3. Горго: Царица Спарты

Юные спартанцы на тренировке , Эдгар Дега, ок. 1860 г., Национальная галерея, Лондон

 

Спартанки обладали гораздо большей физической свободой, чем другие древнегреческие женщины. С раннего возраста к ним относились так же, как к мальчикам, в плане ухода и воспитания. Их важность заключалась в их способности оставаться здоровыми и, таким образом, давать спартанскому государству здоровое потомство, которое станет успешными воинами. Они женятся только тогда, когда достигают полной половой зрелости, и их поощряют регулярно заниматься спортом на открытом воздухе, часто обнаженными.

 

Спартанские женщины неудивительно прославились своей уверенностью, стойкостью и напористостью. Королева Спарты Горго представляет нам идеальную фигуру для архетипической спартанской женщины.

 

‘Афинянка: «Почему вы, спартанки, единственные, кто правит своими мужьями?»

Горго: «Потому что только мы матери мужчин».

 

Бронзовая статуя женщины из Спарты, ок. 550–500 гг. до н.э., Британский музей, Лондон

 

Горго была дочерью царя Клеомена I, правившего Спартой с 520 по 490 год до н. э. Как дочь короля, а также его единственный ребенок, она с юных лет очень баловалась. Характер ее детства, возможно, объясняет ее самоуверенность и напористость. Геродот сообщает нам, что она посоветовала своему отцу не вступать в персидские войны в возрасте 9 лет.

 

К 490 г. до н.э. Горго женился на Леониде I, который позже стал царем Спарты. Леонид сыграл очень мужественную роль в персидских войнах, встретив свою смерть в знаменитой битве при Фермопилах в 480 г. до н.э. Но Горго также помогал Спарте в их военных действиях. Судя по всему, когда-то спартанским старейшинам было отправлено важное стратегическое сообщение в виде, казалось бы, пустой восковой таблички. Именно Горго умно посоветовал им соскоблить воск, чтобы открыть спрятанное под ним послание.

 

4. Артемизия I: известный воин и союзник персов

Битва при Саламине , Вильгельм фон Каульбах, 1868 г., Максимилианеум государственного парламента Баварии, Мюнхен

 

Царица Артемизия I была правительницей восточных греческих городов Галикарнаса, Коса, Нисируса и Калимноса в начале 5 века до нашей эры. Во время персидских войн в начале V века большая часть этой части древней Греции была в союзе с персами против остальной Греции. Сама Артемизия стала близким союзником царя Персии Ксеркса во время войны.

 

Очевидно, она пыталась предостеречь Ксеркса от участия в битве при Саламине в 480 г. до н.э. из-за рисков, связанных с ее местоположением. Как оказалось, значительно превосходящие по численности греки использовали умную тактику, чтобы победить большой персидский флот и его союзников. Это сражение считается поворотным моментом в войне, и сегодня историки считают его решающим моментом в западной истории.

 

Алебастрон, используемый для хранения дорогих масел, имя «Ксеркс» написано четыре раза на разных языках, считается подарком Ксеркса Артемизии, ок. 485—465 до н. э., Британский музей, Лондон

 

Артемизия пустила пять своих кораблей против греков при Саламине и лично была капитаном одного из кораблей. Она уникальна среди древнегреческих женщин тем, что активно участвовала в военных действиях и сражалась бок о бок с мужчинами.

 

Геродот рассказывает о ее роли в битве. Вскоре она оказалась в ловушке между вражескими и персидскими кораблями. Чтобы сбежать, она потопила ближайший корабль, чтобы дать ей свободный проход. Этот корабль оказался союзным судном. Но, не подозревая об этом, царь Ксеркс наблюдал с берега, восхищаясь ее умением и храбростью. Говорят, что когда он наблюдал, как его флот терпит поражение, он произнес знаменитые слова: «Мои мужчины стали женщинами, а мои женщины — мужчинами».

 

5. Anyte: поэт и автор эпитафий

Надгробная стела, посвященная Хегесо, знатной афинянке, V век до н.э., Национальный археологический музей, Афины

 

Анит из Тегеи, древнего поселения на греческом Пелопоннесе, жил в начале 3 века до н.э. Мало что известно о ее жизни, но она одна из четырех женщин-поэтов, чьи произведения включены в Греческую антологию . Это собрание сочинений разных авторов, составленное в период поздней античности. Аните наиболее известна своими надгробиями, написанными женщинам и, что интересно, животным.

 

В ее работах есть отголоски Сапфо, которые представляют собой прекрасные снимки жизни древнегреческих женщин. Следующая эпитафия дает нам острое представление о типах мемориалов, установленных женщинами, чтобы почтить память других женщин.

 

Вместо брачного ложа и священных обрядов бракосочетания мать твоя поставила здесь на твою мраморную гробницу девицу, подобную тебе ростом и красотой, Терсис. Итак, теперь мы можем говорить с вами, хотя вы мертвы .’
(Анюте, АП 7:649)

 

Римская мозаика с изображением колесницы с четырьмя лошадьми, 4 век н.э., Rheinisches Landesmuseum Trier, Трир

 

Аните также была очарована миром природы и царством животных. Греки считали, что между людьми и животными можно провести много параллелей. Эпитафии Аните являются прекрасным примером этого. Упоминаемый ниже боевой конь описывается в стиле одного из умирающих героев Гомера в Троянской войне.

 

Эту гробницу построил Дамис для своего стойкого боевого коня, пронзенного насквозь кровью Аресом. Черная кровь пузырилась в его упрямой шкуре, и он заливал землю в своих мучительных смертельных муках .
(Anyte, AP 7:208)

Тот факт, что работы Аните сохранились до наших дней, является свидетельством вечной привлекательности ее кратких изображений человеческого и животного существования.

 

6. ​​Олимпиада: царица Македонии и мать Александра Македонского

Резная подвеска-камея из оникса с изображением Александра Македонского и Олимпиады рядом, 17 век, Фонд Королевской коллекции, Лондон

 

Олимпиада, родом из Эпира, вышла замуж за царя Филиппа II Македонского около 357 г. до н.э. Она родила ему двоих детей, один из которых вырос и стал величайшим воином Древней Греции Александром Македонским. Невероятные военные достижения Александра сделали его легендарной фигурой даже сегодня, но Олимпиада также вела увлекательную собственную жизнь.

 

Когда Александр был еще ребенком, Филипп развелся с Олимпиадой и женился во второй раз на женщине по имени Клеопатра. После развода отношения между Филиппом и Олимпиадой стали враждебными, и позже она удалилась в свой родной Эпир.

 

В 336 г. до н.э. Филипп был убит неизвестным убийцей. Вскоре после этого Олимпиада вернулась в Македонию и воспользовалась возможностью убить Клеопатру и ее маленькую дочь. Этот жестокий поступок проложил Александру путь к восхождению на престол.

 

Золотой медальон с изображением Олимпиады, выпущенный от имени императора Каракаллы в честь Александра Великого, 215–243 гг. н.э., Художественный музей Уолтерса, Балтимор

 

В 323 г. до н.э. Александр умер в возрасте 32 лет после непродолжительной болезни. Затем Олимпиада оказалась втянутой в борьбу за свой трон. Два человека, Полиперхонт и Кассандр, соперничали за власть. Полиперхонт заручился поддержкой Олимпиады в надежде, что ее прославленные связи с престолом принесут ему пользу. Они начали совместную атаку на Кассандра, но его силы были слишком сильны, и Олимпиада в конце концов была вынуждена сдаться. Она была осуждена Македонским собранием, а затем убита родственниками тех, кого она убила.

 

Олимпиада представлена ​​в древних источниках как женщина, питавшая сильную ненависть и страсти. Акцент также сделан на ее преданности культу Диониса, известному своими дикими, экстатичными ритуалами. Трудно сказать, руководствовалось ли ею отчаянием или безжалостностью. Но она, безусловно, была уникальной в своей способности стоять лицом к лицу с самыми влиятельными мужчинами своего времени.

 

7. Лисимаха: жрица Афин

Амфора победы Панафиниев с изображением Афины Полиас в полном боевом облачении у жертвенного алтаря, 550–540 гг. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Большинству древнегреческих женщин запрещалось участвовать в общественной жизни. Но было одно важное исключение — жрицы. Самой уважаемой жрицей в Афинах была жрица Афины Полиас, богини Акрополя. Необычно, что замужние женщины могли занимать этот религиозный пост, и это была работа на всю жизнь. Одной из самых известных жриц Афины Полиады была Лисимаха.

 

Лисимах дожила до 88 лет и воспитала в своей семье четыре поколения детей. Это экстраординарно само по себе, учитывая низкую продолжительность жизни в то время. Плиний Старший рассказывает нам, что она занимала пост жрицы невероятные 64 года. Он также говорит, что город Афины почтил ее заслуги портретной статуей работы скульптора Деметрия. Это была исключительная привилегия для женщины.

 

Мраморный портрет головы старухи, часто идентифицируемой как Лисимах, римская копия греческого оригинала 4 века до н.э., Британский музей, Лондон

 

Некоторые ученые считают, что драматург Аристофан основал своего персонажа Лисистрату в одноименной пьесе на Лисимахе. Лисистрата появляется в комедийной пьесе, но это серьезный и прагматичный персонаж. Это было необычно для Аристофана, но вполне уместно для персонажа, основанного на респектабельной афинской жрице. Лисистрата также представлена ​​как идеализированная гречанка. Она берет на себя ткачество ткани и организует женщин в пьесе, как женщина в своем доме.

 

Было ли это отражением самой Лисимахи, мы, пожалуй, никогда не узнаем. Но эта очаровательная афинская дама представляет собой редкий пример женщины, занимающей престижное положение в обществе. Это общество также принадлежало самому могущественному городу-государству Древней Греции в V веке до нашей эры.

 

Чему мы можем научиться у этих очаровательных древнегреческих женщин?

Краснофигурная ваза с изображением группы женщин с различными женскими аксессуарами, ок. 420–410 гг. до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Подробности из жизни этих семи выдающихся женщин дают нам ценную информацию о жизни женщин Древней Греции.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *