Цари великие: Российский Императорский Дом — Российские Великие Князья, Цари и Императоры
Российский Императорский Дом — Российские Великие Князья, Цари и Императоры
Князь Новгородский | Годы правления | |
1 | Рюрик I | (862-979) |
Великие Князья единой Киевской Руси | (879-1132) | |
2 | Олег I Вещий | (879-912) |
3 | Игорь I Рюрикович Старый | (912-945) |
4 | Ольга I Равноапостольная, святая | (945-955) |
5 | Святослав I Игоревич | (955-972) |
6 | Ярополк I Святославич | (972-980) |
7 | Владимир I Святославич Равноапостольный, Красное Солнышко, святой | (980-1015) |
8 | Святополк I Владимирович (Ярополкович) Окаянный | (1015-1019) |
9 | Ярослав I Владимирович Мудрый, святой | (1019-1054) |
10 | Изяслав I Ярославич, святой | (1054-1068; 1069-1073 и 1077-1078) |
11 | Всеслав I Брячиславич Полоцкий | (1068-1069) |
12 | Святослав II Ярославич, святой | (1073-1076) |
13 | Всеволод I Ярославич | (1077; 1078-1093) |
14 | Святополк II Изяславич | (1093-1113) |
15 | Владимир II Всеволодович Мономах, святой | (1113-1125) |
16 | Мстислав I Владимирович Великий, святой | (1125-1132) |
Великие Князья Киевские в период удельной раздробленности | (1132-1169) | |
17 | Ярополк II Владимирович | (1132-1139) |
18 | Вячеслав I Владимирович | (1139; 1150-1154) |
19 | Всеволод II Ольгович | (1139-1146) |
20 | Игорь II Ольгович, святой | (1146) |
21 | Изяслав II Мстиславич | (1146-1149; 1150-1154) |
22 | Юрий I Владимирович Долгорукий | (1149-1150; 1150-1151 и 1155-1157) |
23 | Ростислав I Мстиславич, святой | (1154; 1159-1161 и 1161-1167) |
24 | Изяслав III Давыдович | (1154-1155; 1157-1159 и 1161) |
25 | Мстислав II Изяславич, святой | (1167-1169) |
Великие Князья Владимиро-Суздальские | (1169-1238) | |
26 | Андрей I Юрьевич Боголюбский, святой | (1169-1174) |
27 | Михаил I Юрьевич, святой | (1174; 1175-1176) |
28 | Ярополк III Ростиславич | (1174-1175) |
29 | Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо, святой | (1176-1212) |
30 | Юрий II Всеволодович, святой | (1212-1216 и 1218-1238) |
31 | Константин I Всеволодович Мудрый | (1216-1218) |
Великие Князья Владимирские и Великие Князья Московские и Владимирские периода татаро-монгольского владычества | (1238-1480) | |
32 | Ярослав II Всеволодович, святой | (1238-1247) |
33 | Святослав III Всеволодович, святой | (1247-1248) |
34 | Михаил II Ярославич Хоробрит | (1248) |
35 | Андрей II Ярославич Споспешный | (1249-1252) |
36 | Александр I Ярославич Невский, святой | (1252-1263) |
37 | Ярослав III Ярославич | (1263-1271) |
38 | Василий I Ярославич Мизинный | (1272-1277) |
39 | Димитрий I Александрович, святой | (1276-1281; 1282-1293 и 1294) |
40 | Андрей III Александрович Скоросый | (1282; 1293-1294 и 1294-1304) |
41 | Михаил III Ярославич Тверской, святой | (1304-1319) |
42 | Юрий III Даниилович | (1317-1318 и 1319-1322) |
43 | Димитрий II Михайлович Грозные очи | (1323-1326) |
44 | Александр II Михайлович Тверской, святой | (1326-1328) |
45 | Иоанн I Даниилович Калита, святой | (1328-1341) |
46 | Симеон I Иоаннович Гордый | (1341-1353) |
47 | Иоанн II Иоаннович Красный | (1353-1359) |
48 | Димитрий III Иоаннович Донской, святой | (1359 и 1362-1389) |
49 | Димитрий IV Константинович Суздальско-Нижегородский | (1359-1362) |
50 | Василий I (II) Димитриевич | (1389-1425) |
51 | Василий II (III) Васильевич Темный | (1425-1462) |
52 | Иоанн III Васильевич Грозный | (1462-1480 (с 1480 по 1505 – самодержавный Государь всея Русии)) |
Самодержавные Государи всея Руси, Великие Князья Московские и Владимирские | (1480-1547) | |
52 | Иоанн III Васильевич Грозный | (в 1462-1480 – вассал Хана; с 1480 по 1505 – самодержавный Государь всея Руси)) |
53 | Василий III (IV) Иоаннович | (1505-1533) |
54 | Иоанн IV Васильевич Грозный | (1533-1547(с 1547 до 1584 – Царь)) |
Цари Московские и всея Руси | (1547-1721) | |
Дом Рюриковичей | (с 862 – Великокняжеский; в 1547-1598 — Царский) | |
54 | Иоанн IV Васильевич Грозный | (в 1533-1547 – Великий Князь; с 1547 по 1584 – Царь) |
55 | Феодор I Иоаннович, святой | (1584-1598) |
Дом Годуновых | (1598-1605) | |
56 | Борис I Феодорович | (1598-1605) |
57 | Феодор II Борисович | (1605) |
Самозванец | ||
Лжедимитрий I (Г.![]() | (1605-1606) | |
Дом Шуйских | (1606-1610) | |
58 | Василий IV (V) Иоаннович | (1606-1610) |
Междуцарствие. Олигархическое правление Семибоярщины | (1610-1613) | |
Дом Романовых | (с 1613 по настоящее время) | |
59 | Михаил I Феодорович | (1613-1645) |
60 | Алексей I Михайлович Тишайший | (1645-1676) |
61 | Феодор III Алексеевич | (1676-1682) |
62 | Иоанн V Алексеевич | (1682-1696) |
63 | Петр I Алексеевич Великий | (1682-1721 Царь; с 1721 по 1725 – Император Всероссийский) |
Правящие Императоры Всероссийские | (1721-1917) | |
63 | Петр I Алексеевич Великий | (в 1682-1721 Царь; с 1721 по 1725 Император Всероссийский) |
64 | Екатерина I Алексеевна | (1725-1727) |
65 | Петр II Алексеевич | (1727-1730_ |
66 | Анна I Иоанновна | (1730-1740) |
67 | Иоанн VI Антонович | (1740-1741) |
68 | Елисавета I Петровна | (1741-1761) |
69 | Петр III Феодорович | (1761-1762) |
70 | Екатерина II Алексеевна Великая | (1762-1796) |
71 | Павел I Петрович Мученик | (1796-1801) |
72 | Александр I Павлович Благословенный | (1801-1825) |
73 | Николай I Павлович Незабвенный | (1825-1855) |
74 | Александр II Николаевич Освободитель | (1855-1881) |
75 | Александр III Александрович Миротворец | (1881-1894) |
76 | Николай II Александрович Страстотерпец, святой | (1894-1917) |
Главы Дома (де-юре Императоры) в изгнании | (1918 по настоящее время) | |
77 | Кирилл I Владимирович | (1918-1938 (Глава Дома (де-юре Император) с 1918; в 1922 принял звание Блюстителя Государева Престола; в 1924 принял титул Императора Всероссийского в изгнании)) |
78 | Владимир III Кириллович | (1938-1992) |
79 | Мария I Владимировна | (с 1992) |
Правители России | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» знакомит нас с очень интересным событием, которое произошло в 862 году. Именно в этом году варяг Рюрик был приглашен славянскими племенами княжить в Новгород.
Это событие стало основополагающим в отсчете начала государственности восточных славян и получило условное название «Призвание варягов». Именно с Рюрика начинается отсчет правителей русских земель. Наша история очень богатая. Она наполнена и героическими, и трагическими событиями, и все они неразрывно связаны с конкретными личностями, которые история расставила в хронологическом порядке.
Новгородские князья (862–882)
Новгородские князья докиевского периода. Государство Рюрика – так условно можно назвать формирующееся Древнерусское государство. Согласно «Повести временных лет», это время ассоциируется с призванием варягов и переносом столицы в город Киев.
Правитель
Годы правления
Примечание
Рюрик
862–879
Олег
879–882
Киевские князья (882–1263)
К киевским князьям мы относим правителей Древнерусского государства и Киевского княжества. С конца IX по начало XIII века киевский престол считался наиболее престижным, и его занимали самые авторитетные князья (как правило, из династии Рюриковичей), которые признавались остальными князьями в порядке престолонаследия. В конце XII века эта традиция стала ослабевать, киевский престол влиятельные князья не занимали лично, а направляли на него своих ставленников.
Правитель
Годы правления
Примечание
Олег
882–912
Игорь
912–945
Ольга
945–960
Святослав Игоревич
945–972
Ярополк Святославич
972–978
Владимир Святославич
978–1015
Святополк Владимирович
1015–1016; 1018–1019
Ярослав Владимирович Мудрый
1016–1018; 1019 – 20 февраля 1054
Изяслав Ярославич
20 февраля 1054 – сентябрь 1068
Всеслав Брячиславич
сентябрь 1068 – апрель 1069
Изяслав Ярославич
1069–1073
Святослав Ярославич
1073 – 27 декабря 1076
Всеволод Ярославич
декабрь 1076 – июль 1077
Изяслав Ярославич
июль 1077 – 3 октября 1078
Всеволод Ярославич
октябрь 1078 – 13 апреля 1093
Святополк Изяславич
апрель 1093 – 16 апреля 1113
Владимир Всеволодович Мономах
апрель 1113 – 19 мая 1125
Мстислав Владимирович Великий
май 1125 – 15 апреля 1132
Ярополк Владимирович
17 апреля 1132 – 18 февраля 1139
Вячеслав Владимирович
22 февраля – 4 марта 1139
Всеволод Ольгович
5 марта 1139 – 1 августа 1146
Игорь Ольгович
август 1146
Изяслав Мстиславич
13 августа 1146 – после 23 августа 1149
Юрий Владимирович Долгорукий
28 августа 1149 – август 1150
Вячеслав Владимирович
август 1150
Изяслав Мстиславич
август 1150
Юрий Владимирович Долгорукий
август 1150 – начало 1151
Изяслав Мстиславич
март 1151 – 13 ноября 1154
Вячеслав Владимирович
апрель 1151 – декабрь 1154
соправитель
Ростислав Мстиславич
декабрь 1154
Изяслав Давыдович
декабрь 1154 – март 1155
Юрий Владимирович Долгорукий
20 марта 1155 – 15 мая 1157
Изяслав Давыдович
19 мая 1157 – декабрь 1158
Мстислав Изяславич
22 декабря 1158 – апрель 1159
Ростислав Мстиславич
апрель 1159 – 12 февраля 1161
Изяслав Давыдович
12 февраля – 6 марта 1161
Ростислав Мстиславич
март 1161 – март 1167
Владимир Мстиславич
март – май 1167
Мстислав Изяславич
май 1167 – 12 марта 1169
Глеб Юрьевич
12 марта 1169 – февраль 1170
Мстислав Изяславич
февраль – 13 апреля 1170
Глеб Юрьевич
13 апреля 1170 – 20 января 1171
Михалко Юрьевич
1171
Роман Ростиславич
1 июля 1171 – февраль 1173
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
18 февраля – 24 марта 1173
Ярополк Ростиславич
?
соправитель
Рюрик Ростиславич
24 марта – сентябрь 1173
Ярослав Изяславич
ноябрь 1173 – сентябрь 1174
Святослав Всеволодович
январь 1174
Ярослав Изяславич
январь – 2-я половина 1174
Роман Ростиславич
2-я половина 1174 – июль 1176
Святослав Всеволодович
20 июля 1176 – конец августа 1180
Рюрик Ростиславич
конец августа 1180 – лето 1181
Святослав Всеволодович
лето 1181 – 25 июля 1194
Рюрик Ростиславич
лето 1194 – осень 1201
Ингварь Ярославич
1201 – 2 января 1203
Рюрик Ростиславич
2 января 1203 – зима 1204
Ростислав Рюрикович
зима 1204 – лето 1205
Рюрик Ростиславич
лето 1205 – август 1206
Всеволод Святославич Чермный
август – сентябрь 1206
Рюрик Ростиславич
сентябрь 1206 – весна 1207
Всеволод Святославич Чермный
весна – октябрь 1207
Рюрик Ростиславич
октябрь 1207 – 1210
Всеволод Святославич Чермный
1210 – лето 1212
Ингварь Ярославич
лето 1212
Мстислав Романович
лето 1212 – 2 июня 1223
Владимир Рюрикович
16 июня 1223 – май 1235
Изяслав Мстиславич
июнь – конец 1235
Владимир Рюрикович
конец 1235–1236
Ярослав Всеволодович
1236 – 1-я половина 1238
Владимир Рюрикович
1238
Михаил Всеволодович
1238 – после 18 октября 1239
Ростислав Мстиславич
1239–1240
Даниил Романович
1240
Михаил Всеволодович
после 9 апреля 1241 – 1243
Ярослав Всеволодович
1243 – 30 сентября 1246
Александр Ярославович Невский
1249 – 14 ноября 1263
Владимирские великие князья (1157–1425)
Владимирские великие князья – это правители Северо-Восточной Руси. Период их правления начинается с обособления Ростово-Суздальского княжества от Киева в 1132 году и заканчивается в 1389 году, после вхождения Владимирского княжества в состав Московского. В 1169 году Андрей Боголюбский захватывает Киев и провозглашается великим князем, но на княжение в Киев не едет. С этого времени Владимир получает великокняжеский статус и превращается в один из влиятельнейших центров русских земель. После начала монгольского нашествия владимирские князья признаются в Орде старейшими на Руси, а Владимир становится номинальной столицей русских земель.
Правитель
Годы правления
Примечание
Андрей Юрьевич Боголюбский
4 июня 1157 – 29 июня 1174
Михалко Юрьевич
1174
Ярополк Ростиславич
1174 – 15 июня 1175
Михалко Юрьевич
15 июня 1175 – июнь 1176
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
июнь 1176 – 15 апреля 1212
Юрий Всеволодович
апрель 1212 – апрель 1216
Константин Всеволодович
апрель 1216 – 2 февраля 1218
Юрий Всеволодович
февраль 1218 – 4 марта 1238
Ярослав Всеволодович
1238 – 30 сентября 1246
Святослав Всеволодович
1246 – начало 1248
Михаил Ярославович Хоробрит
начало 1248 – зима 1248/1249
Андрей Ярославович
декабрь 1249 – 24 июля 1252
Александр Ярославович Невский
1252 – 14 ноября 1263
Ярослав Ярославович Тверской
1264 – 1272
Василий Ярославович Костромской
1272 – январь 1277
Дмитрий Александрович Переяславский
1277–1281
Андрей Александрович Городецкий
1281–1283
Дмитрий Александрович Переяславский
декабрь 1283 – 1293
Андрей Александрович Городецкий
1293 – 27 июля 1304
Михаил Ярославович Тверской
осень 1304 – 22 ноября 1318
Юрий Данилович
1318 – 2 ноября 1322
Дмитрий Михайлович Грозные Очи (Тверской)
1322 – 15 сентября 1326
Александр Михайлович Тверской
1326–1328
Александр Васильевич Суздальский
1328–1331
Иван Данилович Калита
1328–1331
соправитель
Иван Данилович Калита
1331 – 31 марта 1340
Семен Иванович Гордый
1 октября 1340 – 26 апреля 1353
Иван II Иванович Красный
25 марта 1354 – 13 ноября 1359
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский
22 июня 1360 – декабрь 1362
Дмитрий Иванович Донской
начало января – весна 1363
Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский
весна 1363
Дмитрий Иванович Донской
весна 1363 – 19 мая 1389
Василий Дмитриевич
15 августа 1389 – 27 февраля 1425
Московские князья и великие князья (1263–1547)
В период феодальной раздробленности во главе войск все чаще оказывались московские князья. Им удавалось выходить из конфликтов с другими странами и соседями, добиваясь положительного решения собственных политических вопросов. Московские князья изменили историю: свергли монгольское иго, вернули государству былое величие.
Правитель
Годы правления
Примечание
Даниил Александрович
номинально 1263, фактически с 1272 (не позднее 1282) – 1303
Юрий Данилович
1303 – 1325
Иван I Данилович Калита
1325 – 31 марта 1340
Семен Иванович Гордый
31 марта 1340 – 27 апреля 1353
Иван II Иванович Красный
27 апреля 1353 – 13 ноября 1359
Дмитрий Иванович Донской
1359 – 1389
Василий I Дмитриевич
1389 – 1425
Василий II Васильевич Темный
27 февраля 1425 – 25 апреля 1433
Юрий Дмитриевич
весна – лето 1433
Василий II Васильевич Темный
лето 1433 – 31 марта 1434
Юрий Дмитриевич Звенигородский
31 марта – 5 июня 1433
Василий Юрьевич Косой
5 июня – начало июля 1434
Василий II Васильевич Темный
начало июля 1434 – 7 июля 1445
Дмитрий Юрьевич Шемяка
7 июля – 26 октября 1445
Василий II Васильевич Темный
26 октября 1445 – 12 февраля 1446
Дмитрий Юрьевич Шемяка
12 февраля 1446 – 17 февраля 1447
Василий II Васильевич Темный
17 февраля 1447 – 27 марта 1462
Иван III Васильевич Великий
1449 – 27 марта 1462
соправитель
Василия II
Иван III Васильевич Великий
27 марта 1462 – 27 октября 1505
Иван Иванович Молодой
1470 (по другим данным – 1477) – 7 марта 1490
соправитель
Ивана III
Дмитрий Иванович Внук
4 февраля 1498 – 1502
соправитель
Ивана III
Василий III Иванович
1502 – 27 октября 1505
соправитель Ивана III
Василий III Иванович
27 октября 1505 – 4 декабря 1533
Иван IV Васильевич Грозный
4 декабря 1533 – 16 января 1547
Рюриковичи
В 1547 году государь всея Руси и великий князь Московский Иван IV Васильевич Грозный был венчан царем и принял полный титул «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных»; впоследствии, с расширением границ Русского государства, к титулу добавилось «царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский», «и всея Северныя страны повелитель».
Правитель
Годы правления
Примечание
Иван IV Васильевич Грозный
16 января 1547 – 18 марта 1584
Федор I Иоаннович
18 марта 1584 – 7 января 1598
Годуновы
Годуновы – древний русский дворянский род, который после смерти Федора I Ивановича стал русской царской династией (1598–1605).
Правитель
Годы правления
Примечание
Ирина Федоровна Годунова
7 января – 11 февраля 1598
Жена царя Федора I Ивановича. Великая государыня, правительница
Борис Федорович Годунов
11 февраля 1598 – 13 апреля 1605
Федор II Борисович Годунов
13 апреля – 1 июня 1605
Смутное время
В самом начале XVII века страну поразил глубокий духовный, экономический, социальный, политический и внешнеполитический кризис. Он совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть. Все это поставило страну на грань катастрофы. Толчком для начала Cмуты стало пресечение царской династии Рюриковичей после смерти Федора I Иоанновича и не очень понятная политика новой царской династии Годуновых.
Правитель
Годы правления
Примечание
Лжедмитрий I (предположительно – Григорий Отрепьев)
1 июня 1605 – 17 мая 1606
Василий IV Иванович Шуйский
19 мая 1606 – 17 июля 1610
Романовы
Романовы – русский боярский род. В 1613 году в Москве прошел Земский собор для выборов нового царя. Общее количество выборщиков превысило 800 человек, представивших 58 городов. Избрание на царство Михаила Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.
Правитель
Годы правления
Примечание
Михаил Федорович
21 февраля 1613 – 13 июля 1645
Патриарх Филарет
1 июля 1619 – 1 октября 1633
Соправитель Михаила Федоровича с 1619 по 1633 год с титулом «Великий государь»
Алексей Михайлович
13 июля 1645 – 29 января 1676
Федор III Алексеевич
29 января 1676 – 27 апреля 1682
Иван V Алексеевич
27 апреля 1682 – 29 января 1696
Правил до 1696 года совместно с братом Петром I
Петр I Великий
27 апреля 1682 – 22 октября 1721
До 1696 года правил совместно с братом Иваном V
Российские императоры (1721–1917)
Титул императора всероссийского был принят Петром I 22 октября (2 ноября) 1721 года. Это принятие состоялось по просьбе Сената после победы в Северной войне. Титул просуществовал до Февральской революции 1917 года.
Правитель
Годы правления
Примечание
Петр I Великий
22 октября 1721 – 28 января 1725
Екатерина I
28 января 1725 – 6 мая 1727
Петр II
6 мая 1727 – 19 января 1730
Анна Иоанновна
15 февраля 1730 – 17 октября 1740
Иван VI
17 октября 1740 – 25 ноября 1741
Елизавета Петровна
25 ноября 1741 – 25 декабря 1761
Петр III
25 декабря 1761 – 28 июня 1762
Екатерина II Великая
28 июня 1762 – 6 ноября 1796
Павел I
6 ноября 1796 – 12 марта 1801
Александр I
12 марта 1801 – 19 ноября 1825
Николай I
19 ноября (фактически с 13 декабря) 1825 – 18 февраля 1855
Александр II
18 февраля 1855 – 1 марта 1881
Александр III
1 марта 1881 – 20 октября 1894
Николай II
20 октября 1894 – 2 марта 1917
Временное правительство (1917)
В феврале 1917 года произошла Февральская революция. В результате 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от российского престола. Власть оказалась у Временного правительства.
Львов Георгий Евгеньевич
1 марта – 8 июля 1917
Министр-председатель Временного правительства
Керенский Александр Федорович
8 июля – 25 октября 1917
Министр-председатель Временного правительства
Руководители советского государства
После Октябрьской революции 1917 года было свергнуто Временное правительство, к власти пришли большевики, которые начали строительство нового государства.
Ульянов (Ленин) Владимир Ильич
18 ноября 1918 – 21 января 1924
Председатель СНК
Формальные руководители советского государства (1917–1990)
Формальными руководителями этих людей можно считать только потому, что должность Генерального секретаря ЦК комитета РКП(б) – ВКП(б) – КПСС после смерти В. И. Ленина фактически являлась самой важной государственной должностью.
Каменев Лев Борисович
27 октября – 8 ноября 1917
Председатель ВЦИК
Свердлов Яков Михайлович
8 ноября 1917 – 16 марта 1919
Председатель ВЦИК
Владимирский Михаил Федорович
16 марта – 30 марта 1919
И. о. Председателя ВЦИК
Калинин Михаил Иванович
30 марта 1919 – 19 марта 1946
Председатель ВЦИК, с 30.12.1922 – Председатель ЦИК СССР, с 17.01.1938 – Председатель Президиума ВС СССР
Шверник Николай Михайлович
19 марта 1946 – 15 марта 1953
Председатель Президиума ВС СССР
Ворошилов Климент Ефремович
15 марта 1953 – 7 мая 1960
Председатель Президиума ВС СССР
Брежнев Леонид Ильич
7 мая 1960 – 15 июля 1964
Председатель Президиума ВС СССР
Микоян Анастас Иванович
15 июля 1964 – 9 декабря 1965
Председатель Президиума ВС СССР
Подгорный Николай Викторович
9 декабря 1965 – 16 июня 1977
Председатель Президиума ВС СССР
Брежнев Леонид Ильич
16 июня 1977 – 10 ноября 1982
Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС
Кузнецов Василий Васильевич
10 ноября 1982 – 16 июня 1983
И. о. Председателя Президиума ВС СССР
Андропов Юрий Владимирович
16 июня 1983 – 9 февраля 1984
Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС
Кузнецов Василий Васильевич
9 февраля 1984 – 10 марта 1985
И. о. Председателя Президиума ВС СССР
Черненко Константин Устинович
11 апреля 1984 – 10 марта 1985
Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС
Кузнецов Василий Васильевич
10 марта 1985 – 2 июля 1985
И. о. Председателя Президиума ВС СССР
Громыко Андрей Андреевич
2 июля 1985 – 1 октября 1988
Председатель Президиума ВС СССР
Горбачев Михаил Сергеевич
1 октября 1988 – 15 марта 1990
Председатель Президиума ВС СССР, одновременно Генеральный секретарь ЦК КПСС
Генеральные секретари ЦК РКП(б), ВКП(б), КПСС (1922–1991)
Сталин Иосиф Виссарионович
3 апреля 1922 – 5 марта 1953
Хрущев Никита Сергеевич
фактически 14 марта, формально 7 сентября 1953 – 14 октября 1964
Первый секретарь ЦК КПСС
Брежнев Леонид Ильич
14 октября 1964 – 10 ноября 1982
До 08.04.1966 – Первый секретарь ЦК КПСС, с 08.04.1966 – Генеральный секретарь ЦК КПСС
Андропов Юрий Владимирович
12 ноября 1982 – 9 февраля 1984
Черненко Константин Устинович
13 февраля 1984 – 10 марта 1985
Горбачев Михаил Сергеевич
11 марта 1985 – 24 августа 1991
Президент СССР (1990–1991)
Пост президента Советского Союза был введен 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР с внесением соответствующих поправок в Конституцию СССР.
Горбачев Михаил Сергеевич
15 марта 1990 – 25 декабря 1991
Президенты Российской Федерации (1991–2018)
Должность президента РСФСР была учреждена 24 апреля 1991 года на основании результатов всероссийского референдума.
Ельцин Борис Николаевич
10 июля 1991 – 31 декабря 1999
Путин Владимир Владимирович
31 декабря 1999 – 7 мая 2000
И. о.
Путин Владимир Владимирович
7 мая 2000 – 7 мая 2008
Медведев Дмитрий Анатольевич
7 мая 2008 – 7 мая 2012
Путин Владимир Владимирович
7 мая 2012 – настоящее время
Что может знать мир
Иерусалим был подходящим местом для Иисуса, величайшего царя из всех, чтобы прожить последние мгновения своей жизни.
Иерусалим имел большое культурное и религиозное значение для еврейского народа. Многие из их великих лидеров, Давид, Соломон, Езекия, правили в Иерусалиме во дни славы Израиля. Это было место царей и власти, символ еврейского народа.
В Иерусалиме также находился Храм, место, олицетворяющее присутствие Бога среди Своего народа. В Иерусалиме царь Давид планировал строительство Храма, царь Соломон построил его, а Неемия восстановил его после иудейского плена. Каждый год в город приезжали тысячи паломников, чтобы поклониться Богу в Храме.
Во времена Иисуса город все еще кишел еврейской культурой и религией. Ирод Великий расширил и перестроил великолепный Храм, и город значительно вырос в размерах со времен царя Давида.
Во время служения Иисуса в Иерусалиме существовало шесть основных районов: Город Давида, Нижний город, Верхний город, Деловой район, Храмовая гора и район Нового города, который рос за стенами Иерусалима. Иисус, вероятно, посещал каждую из этих областей в какой-то момент своей жизни.
Иерусалим был местом, где Иисус прожил последние мгновения своей жизни, неся свою трансформирующую жизнь весть в каждый уголок города. И когда ученики следовали за своим раввином до его последних дней, Иерусалим стал местом, где они увидели исполнение его послания и где они начали свое собственное служение во всех уголках мира.
Город и храм Давида
Иисус принес свое послание на Храмовую гору, но руководители Храма так и не признали Иисуса таким, каким он был – величайшим царем из всех.
Храмовая гора в Иерусалиме была впечатляющим сооружением. Ирод Великий расширил территорию бывшего храма до длины, превышающей четыре футбольных поля, заполнив огромные подпорные стены землей. Он построил великолепный храм по образцу первоначального храма, построенного Соломоном много лет назад.
К югу от Храмовой горы стоял Город Давида, Иерусалим времен Давида. Эта часть Иерусалима была размером около десяти акров и граничила с долиной Кедрон на востоке и Тиропейской долиной на западе. Религиозные паломники, посещавшие Храм, проходили через Город Давида, прежде чем войти к южным входам на Храмовую гору.
Иисус, вероятно, побывал в обеих этих областях в течение своей жизни. Его семья ездила в Иерусалим на Пасху каждый год, вероятно, проезжая через город Давида, прежде чем достичь Храмовой горы (см. от Луки 2:41).
Именно во дворах храма Иисус и его семья поклонялись во время своих пасхальных путешествий. Еще мальчиком Иисус начал разделять свою страсть к тексту, и именно на Храмовой горе он, двенадцатилетний мальчик, произвел впечатление на учителей закона (Луки 2:41-52).
Иисус вернулся на Храмовую гору взрослым и страстно говорил о Божьем Царстве, даже когда это злило и оскорбляло лидеров Храма. Иисус изгнал менял с Храмовой горы (Луки 19:45-49). Там он ответил на вопросы фарисеев и саддукеев и высказал свое суждение о лицемерии религиозной элиты (Мф. 21:23-23:39).
Мы не знаем наверняка, что Иисус ходил по городу Давида во взрослом возрасте. Но вполне уместно, что последние дни жизни Иисуса прошли в Иерусалиме — городе, основанном царем Давидом. К сожалению, руководители Храма так и не признали Иисуса таким, каким он был: величайшим царем из всех. Они отвергли его послание о мире и начали замышлять его смерть.
‘
Нижний город
Простые люди поселились в Нижнем городе Иерусалима, где Иисус исцелил слепого.
Простые люди поселились в Нижнем городе Иерусалима, районе, построенном вдоль Западного холма и простирающемся в Тиропейскую долину. К востоку находился город Давида, а на возвышенности к западу был построен Верхний город.
Во времена Езекии был построен туннель для направления воды из источника в Городе Давида в купальню Силоам в Нижнем городе. Этот бассейн обеспечивал городское водоснабжение и мог утолить физическую жажду горожан. Когда Иисус служил городу, он олицетворял живую воду, способную утолить любую жажду.
Возможно, Иисус и его ученики праздновали Тайную вечерю в Нижнем городе. В ту ночь Иисус омыл водой ноги учеников, показывая им, что истинные последователи Бога будут слугами. И через символизм Вечери Иисус открыл, что он будет служить своему народу, даже если умрет за него.
Иисус принес послание надежды в Нижний город, когда исцелил слепого, положив ему в глаза грязь и попросив умыться в Силоамской купальне. Этот человек был физически слеп, но смог увидеть истину об Иисусе, и его вера исцелила его.
К сожалению, многие люди в Иерусалиме были слепы к истинной личности Иисуса как Сына Божьего. Вместо того чтобы утолить свою жажду в Иисусе, они гонялись за другими богами и так и не нашли удовлетворения, которого искали.
‘
Верхний город
Верхний город был домом для дворца Ирода и богатых евреев-эллинистов. Они видели в Иисусе угрозу своей власти, но на самом деле он предлагал им силу, над грехом которой у них не было власти.
Верхний город был построен в самой высокой части Иерусалима. Здесь жили богатые евреи, многие из которых принадлежали к религиозной элите и имели влияние на храмовые практики. Многие из этих евреев приняли римлян и вели богатый эллинистический образ жизни.
В районе Верхнего города археологи обнаружили руины роскошного особняка, принадлежавшего влиятельному религиозному лидеру, очень похожего на дом, куда привезли Иисуса, когда его допрашивали в доме Каиафы.
Самым сложным сооружением Верхнего города был Дворец Ирода, впечатляющее сооружение с богатой мозаикой, большими бассейнами, тщательно продуманными садами и тремя огромными сторожевыми башнями, возвышавшимися над городом.
Несмотря на свое царственное окружение и утонченный образ жизни, Ирод так и не понял правды. Вероятно, именно из своего Иерусалимского дворца он решил убить младенцев Вифлеема, когда услышал о потенциальной угрозе его власти.
Много лет спустя Иисус, вероятно, был доставлен во дворец Ирода для допроса Иродом Антипой. К сожалению, семья Ирода так и не узнала правду об Иисусе: они увидели угрозу своей власти, влиянию и комфорту. Но Иисус предложил им единственный вид власти, который действительно имел значение, — власть над грехом.
‘
Деловой район и Новый город
В день своего распятия Иисус столкнулся с оскорблениями и враждебностью переполненных рыночных улиц. В конце концов, он умер вне стен Иерусалима.
В северной части Иерусалима находился деловой район, район с оживленными рынками и магазинами. На его западной окраине стояла крепость Антония, массивный форт, построенный Иродом Великим и названный в честь его друга Марка Антония.
Иисус был заключен в тюрьму и подвергнут жестокому обращению со стороны римских солдат внутри Антонии. И именно у Антонии Пилат, скорее всего, передал Иисуса кричащей толпе, кричащей: «Распни его!» Из Антонии Иисус был вынужден нести свой крест по многолюдным улицам, встречая по пути насмешки и враждебность.
За пределами делового района город Иерусалим расширялся на север. Состоятельные горожане построили экстравагантные виллы в районе, который через несколько лет после распятия Иисуса был обнесен стеной. Между Новым городом и Деловым районом стояли Садовые ворота, ведущие в старый карьер, общественное место, где обычно происходили распятия.
Иисус коснулся жизней в каждом районе Иерусалима, кто ответил верой, а кто ответил насилием. Но поскольку он умер за грехи мира, его вывели за пределы этого великого города, чтобы умереть публичной унизительной смертью. Его последнее путешествие отражало путешествие козлов отпущения, которых выводили за пределы города в каждый День искупления на протяжении сотен лет.
В день своего распятия Иисус стал последним козлом отпущения, взяв на себя грехи всех людей, чтобы спасение могло быть принесено в каждый уголок мира.
‘
В каждый угол
Путешествуя по Иерусалиму, Иисус никогда не отступал от истины, даже когда это стоило ему жизни.
Путешествуя по Иерусалиму, Иисус разговаривал с самыми разными людьми. Некоторые поняли его сообщение, изменившее жизнь; другие были оскорблены и увидели в нем угрозу. Но независимо от того, с кем он встречался, Иисус всегда говорил свое послание со страстью. Он отказывался отступать от правды, даже когда это стоило ему жизни.
Но Иисус коснулся не только Иерусалима и евреев. Во время своего служения он призывал своих учеников распространять Божье Царство во все уголки мира. В конце концов, эти ученики откликнулись, неся истину далеко за пределы Иерусалима и часто расплачиваясь за это своими жизнями.
Сегодня ученики Иисуса должны нести Царство Божье в каждый уголок нашего мира, начиная с наших собственных городов, школ и предприятий. Некоторые сочтут наше сообщение оскорбительным. Другие увидят в этом угрозу своему влиянию.
Возможно, нам даже придется заплатить цену за то, что мы говорим правду, будь то наша работа, наша репутация или наш образ жизни.
Но где бы мы ни жили и с кем бы ни сталкивались, мы должны помнить, что послание Иисуса адресовано всем, даже тем самым людям, которые кажутся самыми заблудшими. Иисус никогда не просил своих последователей сохранять Царство в своих религиозных кластерах, он просил нас нести его во все уголки мира.
Будете ли вы нести Божью весть в каждый уголок вашей общины? Или это останется скрытым в вашей личной жизни?
Как Anheuser-Busch вышла на новые рынки благодаря черной истории.
Фотоиллюстрация Slate. Фотографии Getty Images Plus, Brands of the World/Budweiser и Amazon.
Остановите меня, если это звучит знакомо: большой постер с впечатляющими портретами чернокожих африканских лидеров на импрессионистическом фоне военных подвигов, технического прогресса или строительства цивилизации. Часто сопровождается виньеткой, содержащей дополнительную информацию о фигурах, таких как Афонсу I, 16 -й -й век, король Конго, описанный как «первый правитель, модернизировавший Черную Африку в большом масштабе», или Аския Мухаммед, который правил империей Сонгай с 1493 по 1528 год и «создал правительственную машину, которая до сих пор почитается за его детализация и эффективность». Все они представлены с помощью привлекательной каллиграфии и отмечены как часть серии «Великие короли Африки» или, в более поздние годы, «Великие короли и королевы Африки».
Если вы американец определенного поколения, и особенно если вы чернокожий, вы, вероятно, сталкивались с такими иллюстрациями. Вы могли видеть их на стенах вашего класса, или в витрине вашего местного магазина, или на страницах ваших любимых журналов. Помимо плакатов, вы могли потреблять эти образы через календари, металлические вывески, зеркала в барах и другие формы материальной культуры. Возможно, вы впервые увидели Африку и ее лидеров, изображенных таким образом — не как «темный континент», а как землю с богатой историей и достижениями. Чего вы, возможно, не знали, так это того, что эти плакаты были частью одного из крупнейших и наиболее амбициозных корпоративных рекламных проектов 2019 года, посвященных истории чернокожих.0100-й век.
Начиная с 1975 года кампания Anheuser-Busch «Великие короли Африки» представила десяткам миллионов людей исторических африканских лидеров, таких как Афонсу и Аския. Он поручил десяткам чернокожих художников создать оригинальные картины и иллюстрации, которые выставлялись на всемирных ярмарках, летних Олимпийских играх, в Капитолии США и других местах. Эти изображения получили более широкое распространение через печатные СМИ и различные образовательные и коммерческие эфемерные товары. Кампания, представляющая собой выдающийся пример грамотного маркетинга под видом корпоративной социальной ответственности, остается образцом того, как многие корпорации сегодня взаимодействуют с историей чернокожих — во благо и во вред. Популярность и продолжающееся влияние серии «Великие короли и королевы» поднимают вопрос: как и почему корпорации, принадлежащие белым, обратились к истории чернокожих в качестве маркетинговой стратегии? И какую роль играют (и должны) корпорации в формировании общественного понимания прошлого африканцев и афроамериканцев?
Чтобы понять, как появились «Великие короли», нам нужно понять слияние трех ключевых тенденций в американской жизни после Второй мировой войны. Во-первых, всплеск активности за гражданские права. Во-вторых, волна поддержки реформы образования и возрождения истории чернокожих. И в-третьих, растущая экономическая мощь чернокожих потребителей. Стремясь избежать преследования со стороны борцов за гражданские права и стремясь выйти на так называемый негритянский рынок, корпорации, принадлежащие белым, рассматривали обращение к истории чернокожих как способ одновременного решения обеих проблем. Первым пионером была табачная компания Lorillard, которая сотрудничала с газетами для чернокожих и журналом Negro History Bulletin 9.0110 , чтобы подготовить редакционную серию, защищающую давние (и в значительной степени вынужденные) отношения между чернокожими и производителями табака. Другой была Pepsi-Cola, которая создала серию аудиодокументальных фильмов, выпущенных на LP и названных Adventures in Negro History , с помощью чернокожих консультантов, таких как Джон Хоуп Франклин, профессор истории Чикагского университета, и Бродус Батлер. , помощник декана в Государственном университете Уэйна. К 1966 году Чикаго Дефендер , , ведущая газета для чернокожих, с одобрением отмечала, что «ведущие фирмы страны подхватили негритянскую историю, и результатом стало не только лучшее понимание негритянского прошлого, но и лучшее отождествление себя с негритянским рынком». Это мнение, по-видимому, разделяли многие в чернокожем сообществе: Pepsi-Cola и другие компании изо всех сил пытались удовлетворить спрос на свои новые маркетинговые материалы, посвященные истории чернокожих.
Производители алкогольных напитков особенно стремились изменить свои отношения с чернокожими потребителями. Опросы потребителей показали, что чернокожие американцы пили больше, чем средний американец, больше заботились о брендах и, благодаря влиянию Великой миграции, были непропорционально городскими жителями. Независимо от того, были ли такие заявления точными, алкогольные бренды прониклись идеей восприимчивого, географически сконцентрированного рынка, который они могли бы использовать. Корпоративные инициативы, посвященные истории чернокожих, и другие кампании по информированию общественности также помогли дистрибьюторам алкогольных напитков сгладить историю расистской рекламы, в которой на протяжении большей части 20 -е -го века чернокожие либо отсутствовали в рекламе, либо использовались таким образом, чтобы усилить их предполагаемую социальную неполноценность. Old Taylor, Schenley и Seagram Company были лишь некоторыми из винокуренных заводов и поставщиков алкогольных напитков, которые участвовали в игре по истории чернокожих, выпуская информационные буклеты, исторические календари и бюсты видных деятелей истории чернокожих. Нуждаясь в рекламных долларах, чернокожие периодические издания, такие как Pittsburgh Courier , отстаивали инициативы, такие как серия Old Taylor «Гениальные американцы», описывая ее как «одну из самых широко известных программ по связям с общественностью в стране».
Человеком, стоящим за появлением Anheuser-Busch в «поездке на выборах» истории чернокожих, был Генри Х. Браун, темнокожий уроженец Хьюстона, который присоединился к компании после окончания Техасского Южного университета в конце 1950-х годов. Продвигаясь вверх по корпоративной лестнице в течение следующих 15 лет, Браун в конце концов был принят на работу в штаб-квартиру компании в Сент-Луисе в 1975 году в качестве директора по продажам, где ему было поручено помогать улучшать репутацию Anheuser-Busch среди чернокожих американцев. Угол истории чернокожих был привлекательным, и Браун и его команда по продажам работали с иллюстраторами рекламного агентства D’Arcy и фокус-группами в колледжах чернокожих над проектом, изучающим влияние исторических африканских правителей. Однако Браун знал, что для успеха проекта необходимо пройти тест на «аутентичность».
Измученные долгой историей пренебрежения и искажения информации со стороны предприятий, принадлежащих белым, многие чернокожие американцы по-прежнему скептически относятся к вновь обретенному корпоративному энтузиазму в отношении своих с трудом заработанных долларов. Такой скептицизм усугублялся неуклюжестью корпоративных рекламодателей, чье желание выйти на черный потребительский рынок было подорвано нечувствительными, неподходящими или просто невежественными рекламными кампаниями. Тем не менее, если все сделано правильно, кампании по истории чернокожих могут стать успешными. Как показали такие компании, как Pepsi-Cola и Schenley, наиболее успешными инициативами в области истории чернокожих были совместные предприятия принадлежащих белым корпораций и черных экспертов — не только чернокожих историков, но и чернокожих руководителей и культурных продюсеров.
С точки зрения отношений с общественностью компания Anheuser-Busch сделала многое правильно, выпустив серию «Великие короли». Компания обратилась за советом к таким фигурам, как Герберт Ковердейл, чернокожий психолог и предприниматель из Чикаго, который ранее консультировал сигареты Marlboro, и Джон Хенрик Кларк, известный чернокожий популярный историк и пионер африканистических исследований, который был привлечен в качестве исторического исследователя. консультант. Anheuser-Busch поручил квартету чернокожих художников — Полу Коллинзу, Хиггинсу Бонду, Лео Диллону и Карлу Оуэнсу — создать первоначальный набор из четырех картин. Он также установил тесные связи с Johnson Publishing, издателем Ebony 9.0110 и другие ведущие журналы Black. Первые четыре картины из серии «Великие короли» были публично представлены в феврале 1976 года на роскошной коктейльной вечеринке, спонсируемой Anheuser-Busch и состоявшейся в штаб-квартире Johnson Publishing в Чикаго.
И все же первоначальная реакция на проект была явно неоднозначной: фокус-группы в колледжах для чернокожих предположили, что их интересуют более современные предметы. Соответственно, Браун подвергался все большему давлению со стороны руководителей Anheuser-Busch, требующих отложить кампанию — похоже, не столько по идеологическим причинам, сколько из соображений стоимости проекта. Это давление является напоминанием о том, что, хотя такие кампании представлялись как форма корпоративной благотворительности, ожидалось, что они также принесут значительные корпоративные выгоды. Несмотря на риторику руководителей компании, таких как Август Буш III, которые отмечали кампанию как свидетельство безусловной роли Anheuser-Busch в продвижении культурного наследия чернокожих и интереса к африканскому прошлому, было ясно, что продолжение серии «Великие короли» было в зависимости от его способности поднять положение Anheuser-Busch в афроамериканском сообществе, что, по возможности, может быть связано с улучшением продаж.
Что в конечном итоге спасло проект, так это феномен, неподконтрольный Anheuser-Busch: сага Алекса Хейли « Roots », опубликованная в 1976 году, и ее адаптация мини-сериала, показанная на канале ABC в начале 1977 года. Эпический пересказ жизни Кунты Кинте, порабощенный африканец и его потомки, Корни очаровали нацию и вызвали массовый всплеск интереса к африканской истории. Браун вспоминает, что Roots вдохнули новую жизнь в кампанию «Великие короли», и Anheuser-Busch быстро завалили просьбами о репринтах иллюстраций из серии. Стремясь извлечь выгоду из этого пыла, Anheuser-Busch создала телевизионную рекламу, которая показывалась во время эфира 9 сентября.0110 Roots и использовали серию «Великие короли» в качестве фона.
Представив «Великих королей» в первую очередь как образовательный проект, компания Anheuser-Busch смогла познакомить детей и молодежь со своим брендом.
К 1977 году первые четыре картины «Великие короли» начали гастролировать по крупным конгрессам чернокожих по всей стране, а репродукции были предоставлены школам, банкам и другим учреждениям для чернокожих. Anheuser-Busch также стремилась привлечь больше художников для создания новых картин, начиная с Чарльза Лилли, который создал образ Ганнибала, правителя Карфагена, и Джона Биггерса, нарисовавшего Тахарку, короля Нубии. К началу 19В 80-х годах около 11 миллионов человек посмотрели картины в музеях, университетских городках, на конгрессах и культурных фестивалях. Anheuser-Busch сообщила, что еще 40 миллионов человек познакомились с серией «Великие короли» через печатную рекламу, и компания получила более 5 миллионов запросов на перепечатку. основной продукт в классах по всей стране. В 1983 году компания расширила серию, включив в нее «Великие королевы». К тому времени, когда Anheuser-Busch пожертвовала серию в фонд United Negro College Fund в 2012 году, она включала в себя 30 картин, созданных примерно двумя дюжинами чернокожих художников, а оценка компании ее аудитории увеличилась в четыре раза.
Помимо огромной популярности, серия Anheuser-Busch «Великие короли и королевы» стала рекламной моделью, которую пытались использовать другие корпорации. Во-первых, Anheuser-Busch представила сериал как годовой праздник чернокожего наследия, выходящий за рамки окна Месяца черной истории, на которое подписаны многие предприятия. Этот подход был принят, хотя и не всегда успешно, такими компаниями, как McDonald’s. Во-вторых, кампания позволила Anheuser-Busch расширить охват не только чернокожих потребителей своей продукции, но и более широкого чернокожего сообщества, в частности, чернокожих детей. Представив «Великих королей» в первую очередь как образовательный проект, а не как рекламную инициативу, компания по производству алкогольных напитков Anheuser-Busch смогла познакомить детей и молодежь со своим брендом. Аналогичным образом другие дистрибьюторы алкоголя и табачных изделий, наряду с компаниями быстрого питания и дистрибьюторами безалкогольных напитков, смогли еще больше расширить свое и без того непропорциональное маркетинговое присутствие в чернокожих городских сообществах с помощью корпоративных инициатив, посвященных истории чернокожих.
Полное унижение доктора Оз и Трампа в Пенсильвании
Собираются ли республиканцы снова делать вид, что они победили, или они признают реальность?
Красная волна не придет
Это была очень плохая ночь для Дональда Трампа

Эти тенденции возвращают нас к основному вопросу: какую роль играют (и должны) корпорации в формировании общественного интереса к истории чернокожих? Генри Браун почти не сожалел о своей роли в феномене «Великих королей и королев», рассматривая его как способ одновременно помочь Anheuser-Busch продавать свою продукцию и способствовать более активному участию в африканской истории. Тем не менее отношения между черной историей, черными потребителями и корпоративной прибылью редко бывают простыми. Для Anheuser-Busch и других компаний, чьи продукты имеют серьезные социальные последствия и последствия для здоровья чернокожих, такие отношения могут быть неэтичными.