Чувства человека 5: фантазии и реальность / Хабр
фантазии и реальность / Хабр
В голове современного образованного человека существует такая «пуля» как миф о том, что у него есть пять чувств и опциональное шестое – непостижимое.
Обычно в этот список пяти чувств включают зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Отдельно выделяют из них зрение и слух и отмечают, что это главные поставщики информации в мозг. Так ли это? И что от нас скрывали долгие годы?
На самом деле чувств, отражающих объективную реальность у человека намного больше, и вы об этом давно догадываетесь.
Итак, попробуем составить расширенный список чувств и тех видов чувствительности, которые есть в нашем организме.
- Зрение
- Слух
- Обоняние
- Осязание
- Двумерно-пространственное чувство
- Дискриминационная чувствительность
- Чувство давления на опору
- Вкус
- Суставно-мышечное чувство
- Вибрационная чувствительность
- Вестибулярный аппарат
- Чувство равновесия
- Ориентация головы относительно силы притяжения
- Чувство ускорения
- Болевая чувствительность
- Температурная чувствительность
И это только те чувства, которые явно можно распознать сознательно! Далеко не полный спектр чувств, но достаточный для того, чтобы в пух и прах разбить миф о пяти чувствах.
Мало того, по мнению нашего организма, основным чувством, под обработку которого заточен наш мозг, является далеко не зрение. При сравнении суммарной толщины нервных волокон зрительного нерва с суммарной толщиной проводящих волокон глубокой чувствительности окажется, что зрительные нервы тоньше в, примерно, 2 раза.
Глубокая чувствительность (суставно-мышечное чувство, вибрационная чувствительность и чувство давления на опору) даёт в 4 раза больше информации (площадь поперечного сечения проводника пропорциональна квадрату толщины), чем широко распиаренная роль зрения!
Миф о пяти чувствах – тяжёлое наследие христианского мировоззрения, отделяющего бренное тело от духовной реальности. Игнорирование остальных чувств в нашей культуре приводит к широкому распространению нарушений осанки, хроническим мышечным зажимам и хроническим болям от неумения правильно использовать своё тело.
В силу воспитания, концентрируя своё внимание вовне (а «стандартные» 5 чувств относятся к реальности внешнего мира), мы отключаем сознательное восприятие внутренней реальности.
Чем чреват такой перекос?
Во-первых, поддержание качества движений и позы отдаётся на откуп автоматическим реакциям. Без сознательного контроля эти реакции обедняют репертуар движений, приводят к закреплению привычной позы и выражения лица. Со временем хронические мышечные зажимы приводят к появлению хронических болей. Обезболивающие препараты занимают первые позиции в списках наиболее популярных лекарств в аптеках. Доходит до афоризмов вроде: «Если тебе после 40 лет ничего не болит, то ты уже в раю»…
Во-вторых, человек отрывается от реальности происходящего здесь и сейчас. Тела нет в прошлом или будущем, оно находится только в настоящем. Сознательное внимание к процессам, происходящим в теле, создаёт якорь, позволяющий начать жить здесь и сейчас, там, где чувственная реальность создаёт максимум удовлетворения от жизни.
В-третьих, человек без якоря ощущения своего тела, плохо понимает свои внутренние потребности и часто идёт на поводу внешних влияний, навязываемых окружением. Достижение не своих целей приносит много разочарований и мало радости.
Вспомните наиболее радостные моменты своей жизни, и соотнесите с расширенным списком чувств. Вспомните восторг от каруселей и американских горок. Тающую негу от профессионального релаксирующего массажа. Внутреннюю собранность и эйфорию при ускорении мощной машины. Интерес и азарт при прыгании с камня на камень на берегу моря. Невесомость во время плавания. Контраст тепла и холода во время банных процедур…
Опираясь только на часть чувств, быть целостным человеком невозможно. Целостные люди такие же, как и все, просто они однажды смогли почувствовать что-то внутри себя.
Легко ли вернуть чувство себя? – Относительно легко, если ваши убеждения позволяют отвлечься от внешней реальности и заняться собой. Для начала попробуйте несколько минут в день обращать внимание на точки опоры тела, как тело меняет опору при движении, сидении, лежании.
P.S. Больше уроков на развитие глубоких видов чувствительности можно найти в моей серии статей на Гиктаймсе, посвящённых туннельным синдромам верхней конечности. Можно начать со второй статьи.
P.P.S. По поводу ссылки — она ведет на захабренную статью на Гиктаймсе о снятии напряжения с надплечий, 20К+ просмотров, 231 помещения в избранное. Метод проверен пользователями Гиктаймса на себе. Ни один пользователь при этом не пострадал.
Почему чувств на самом деле не пять? • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсАнтропология чувствАудиолекцииМатериалы
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Автор Мария Пироговская
Мы все знаем, что чувств у нас пять. Откуда мы это знаем? Из здравого смысла или из обыденного языка, который подсказывает нам выражение «шестое чувство» — то есть чувство, которого нет. Кто-то знает из похода в Эрмитаж с его малыми голландцами, на чьих картинах аллегорически изображаются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. А кто-то читал Аристотеля: в трактате «О душе» он рассуждал об ощущениях, которые отличают животных и людей от остального живого мира. Первое отличие заключается в чувстве осязания; еще одной, особой формой осязания является вкус; со вкусом сходно обоняние — оно опосредовано водой или воздухом; наконец, зрение и слух трактуются как возможность воспринимать цвета и звуки. Для Аристотеля зрение — самое важное из чувств, поскольку оно делает возможной фантазию и тем самым отделяет ощущение от мышления, то есть животную душу от человеческой. Так пять чувств стали осмысляться иерархически: наверху — зрение и слух, то есть интеллектуальные высшие чувства; внизу — животные чувства: вкус, обоняние и осязание.
Еще вроде бы говорят о шестом чувстве. И еще есть чувство голода. А равновесие (его еще называют проприоцепцией) — это чувство или нет? А болевой порог? А ощущение температуры? Картина оказывается весьма запутанной. Получается, что, помимо канонических пяти чувств, о которых известно всем, есть еще какие-то, знания о которых принадлежат специалистам: медикам, неврологам и так далее.
Допустим, вы пришли в поликлинику к терапевту и начинаете ему рассказывать, чтó и где у вас болит, ноет, жжет и так далее. В какой-то момент врач понимает, что с вами происходит, и говорит: «Вот на это, пожалуйста, не обращайте внимания, эти ощущения вам и мне не важны, я не буду на них строить диагноз. А вот на этих ощущениях, наоборот, давайте сосредоточимся». Получается, что мы можем направлять свое внимание на какие-то сигналы своего тела и потом полученное знание переводить в слова. А другие телесные ощущения мы, напротив, можем оставлять на периферии и жить с ними в фоновом режиме — так люди, например, привыкают к хронической боли.
У всех нас есть тела, и эти тела оснащены особым чувственным аппаратом, который передает в мозг данные о состоянии внешней среды и самого тела. Кажется, что это епархия нейрофизиологов, неврологов или когнитивных исследователей. Но так ли это? Помимо собственно нейрофизиологических сигналов, мы можем рассматривать чувственное восприятие еще и как некоторый культурный и социальный процесс. Социальные антропологи предлагают рассматривать процесс чувствования или процесс ощущения как социальное явление — подобно религии, родственным отношениям или покупкам в магазине. Сенсорные данные незаметно для нас самих окрашены социальными значениями. То, что и как мы чувствуем, что выделяем как значимое, а что игнорируем, влияет на отношения между людьми.
Например, в нейрофизиологии существует понятие шестого чувства. Это вовсе не интуиция в бытовом смысле, а ощущение собственного тела, его внутренний отклик от суставов, мышц, конечностей, их положения и движения. Шестое чувство — проприоцепцию — в конце XIX века описал английский нейрофизиолог Чарлз Шеррингтон, но попытки как-то назвать, обозначить внутреннее ощущение тела возникали гораздо раньше, еще в ренессансной медицине. Это то, как мы ощущаем свое тело и его движения в пространстве, то есть суставно-мышечное чувство. Обычно мы не рефлексируем над этими ощущениями и замечаем их, только если что-то пошло не так, — только тогда наше внимание фокусируется на этих ощущениях. Например, если по просьбе невролога нам надо стоять на одной ноге или закрыть глаза и вытянуть руки. Или если мы занимаемся танцами или йогой и специально учимся фокусировать внимание на отклике тела (то, что в разных школах йоги называется «быть в теле»). В других, менее удачных случаях внимание будут привлекать поломки соответствующей сенсорной системы. Например, невролог Оливер Сакс в книге «Человек, который принял жену за шляпу» описал случай полной утраты проприоцепции: у его пациентки Кристины из-за полиневрита пропало ощущение собственного тела от макушки до пяток. В качестве компенсации она должна была пользоваться зрением и выстраивать все свои движения заново, обдумывая их последовательность и следя за ними глазами. Из гиперправильных и оттого странных движений и поз Кристины окружающим казалось, что с ней что-то не так: то ли пьяная, то ли еще что-то. Но понять и назвать это «не так» они не могли. Оказывается, сидеть на стуле, стоять, заходить в автобус — это очень сложные операции, которые мы совершаем бессознательно благодаря беспроблемно работающей проприоцепции. Более того, мы совершаем их «как-то», то есть в соответствии с нормами телесного поведения, принятыми в нашем обществе.
Другое незамечаемое и редко проблематизируемое чувство — ощущение тепла и холода. Его еще называют термоцепцией. С осязанием из «большой пятерки чувств» оно не связано: за ощущение тепла и холода отвечают особые рецепторы в коже. Например, в разных культурах существуют разные наборы терминов, которыми выражаются градации температуры, и у нас есть представления о приемлемой или неприемлемой температуре тела или дома. Скажем, мы умиляемся скандинавской культуре хюгге, но не отдаем себе отчет в том, что люди ходят дома в красивых вязаных свитерах с оленями потому, что в квартире приемлемой температурой считается 16–18 градусов, а не привычные нам 20–24 (зато мы сразу заметим, если с привычной нам температурой что-то случится: поздно подключат паровое отопление или в середине октября внезапно можно будет ходить без куртки).
Какие-то следы иначе осмысленной термоцепции можно обнаружить в языковых метафорах. Мы говорим о горячих и холодных людях — для нас эти метафоры стерты, но когда-то они имели реальный медицинский смысл: в античной медицине температура была присуща каждому из четырех темпераментов и считалась рабочей и постоянной характеристикой человеческого тела. Сообразно температуре, горячим сангвиникам рекомендовались одни лекарства и продукты, а холодным меланхоликам — другие. Если же обращаться к более далекой от нас культуре, можно увидеть еще более затейливые способы включения термоцепции в социальные отношения. Например, у индейцев цоциль, которые живут в мексиканском штате Чьяпас, время и пространство обладают температурными характеристиками. Согласно космологии цоциль, солнце создавало мир четыре раза и три раза разрушало с помощью кипящего дождя; солнце и солнечное тепло служат референтными точками для называния времени суток, месяца и года, а разные точки пространства имеют разную температуру; стороны света называются по силе жары и так далее.
Если вернуться к примеру с терапевтом, то можно сказать, что даже такое несомненное чувство, как боль, может иметь совершенно разные социальные смыслы. Ощущение боли (ноцицепция) есть у всех. На индивидуальном уровне это ощущение может довольно сильно варьировать: это называют болевым порогом — у кого-то он высокий, у кого-то — низкий. На уровне социума разнообразия не меньше: одни виды боли могут не замечаться, другие положено терпеть, к третьим относятся с большим вниманием. На ситуацию влияет и то, кто испытывает боль и кому на нее жалуются. Представьте себе ребенка в диалоге с родителями, или молодого солдата в диалоге со старшими по званию, или пожилую женщину на приеме у терапевта: представления о том, что такое боль, в каждой из этих ситуаций будут разными. А если перейти на уровень сравнения культур между собой, то контраст будет еще более сильным. Например, американские медицинские антропологи обнаружили, что довольно сложно измерить уровень боли. Инструмент, который используется для измерения, — визуально-аналоговая шкала, которая состоит из условных гримас и цифр от 1 до 10: чем сильнее гримаса, тем больше цифра и тем большую боль человек испытывает. Визуально-аналоговая шкала предполагает универсальный характер боли — однако выясняется, что на оценку сильно влияют социальные характеристики пациента и сама коммуникативная ситуация (разговор с врачом или парамедиками).
В одном исследовании сравнивали восприятие боли у рожениц из Бельгии и Нидерландов. У этих стран общий язык, похожие политические системы и среда обитания. Однако отношение к родовой боли и обезболиванию оказалось разным — до такой степени, что исследователи говорят о двух разных «культурах боли». Что различается, какие факторы могли повлиять на формирование этих разных культур боли? С одной стороны, в этих странах разные религиозные ландшафты. С другой — медицинская помощь устроена по-разному. В Бельгии преобладает медицинская модель больничных родов: весь процесс происходит под контролем врачей, и боль кажется ненужным осложнением и без того непростой ситуации. В Голландии популярны домашние роды, и боль считается подспорьем для акушерки и самой роженицы — тем самым она нормализуется, женщины в большей степени готовы ее терпеть. То есть социальные и культурные различия дают себя знать и на уровне ощущения боли и коммуникации о ней.
Столкновение разных культур боли и разных языков ощущений можно наблюдать и внутри одного общества. Самый очевидный пример — этнические меньшинства внутри большого общества. Менее очевидный — периоды активного культурного импорта, когда старая, привычная культура боли сталкивается с новой. В качестве примера можно привести Россию конца XVII века (новая прививка западной гуморальной медицины на фоне устоявшегося подхода к телу и болезням, который определялся религиозными воззрениями и верой в колдовство). Здоровьем царя и его ближайшего окружения занимался Аптекарский приказ — это тогдашний аналог Министерства здравоохранения. Он занимался наймом иностранных докторов, комплектованием московских аптек, покупкой импортных лекарств и заготовкой трав. Там же хранились «дохтурские сказки» — своего рода медицинские карточки. Они были составлены во время большой кремлевской диспансеризации 1673 года, когда царь Алексей Михайлович, боявшийся заразы, велел всем ближним боярам подробно описать свои недомогания иностранным докторам. Так один способ описания боли столкнулся с другим: бояре говорили о своих ощущениях, а врачи переводили услышанное на более привычный им язык гуморальной медицины. Результаты получались выразительные: «хипохондрика и оморок», «по сказке больного тараканы в голове, от того глух и оморок», «гортанью и низом лягушки малые шли». Получается, что в XVII веке одни люди мыслили свою телесность в терминах лягушек, сглаза и порчи, а другие — в терминах ипохондрии и других понятий западной медицины.
Ощущением тела, ощущением температуры и боли сенсорные системы человеческого тела не исчерпываются. У нас есть чувство времени (хроноцепция), ощущения голода и жажды, ощущение высоты, разные физиологические рефлексы (например, зуд). К этому примешиваются разнообразные социальные чувства, такие как стыд. Но все эти чувства в разных культурах играют разные когнитивные и символические роли. Этнографические исследования разных культур показывают, что различение основных чувств универсально. Но осмысление чувств, а также их ассоциация (то есть связь друг с другом) в разных обществах разная. И в разные исторические периоды одни чувства как бы усиливаются и выходят на передний план — то есть выдвигаются в социальное пространство. Общество начинает о них думать и уделять им больше внимания, чем остальным. А другие чувства как будто уходят в тень, их статус и возможности не обсуждаются. Все эти различия носят культурный, а не физиологический характер: нельзя сказать, что индейцы амазонской сельвы физиологически обладают более развитым слухом или обонянием, чем обитатели Стокгольма или Москвы. Важно другое: в обществе индейцев и в шведском обществе слух и обоняние будут наделяться разным статусом, будут иметь разный социальный смысл и будут работать в разных сферах. Такие специфические сочетания, когда одни чувства оказываются почему-то значимее других, когда поломка одной сенсорной системы может компенсироваться, а поломка другой воспринимается как трагедия, в антропологии называют чувственными конфигурациями.
Если попытаться описать, чем одна конфигурация чувств может отличаться от другой, то получится три варианта. Во-первых, одно и то же чувство может занимать разные места в культурном универсуме. Что это значит? Грубо говоря, в одной культуре рефлексия по поводу сенсорных данных будет большой, а в другой — маленькой. Например, в одной культуре будут много думать о слухе или температуре, а где-то это не будет вообще никак обсуждаться. Во-вторых, могут различаться значения чувств: в одном обществе на ощущении температуры будут держаться базовые категории, а в другом термоцепция будет актуализироваться лишь в очень специальных случаях. В-третьих, чувственным данным может приписываться разная степень надежности. Например, юридическую силу может иметь лишь то, что человек увидел своими собственными глазами: это значит, что зрению приписывается очень высокая степень надежности, оно дает «окончательное свидетельство». Но это не константа, иначе мы бы не сталкивались с таким важным социальным регулятором, как слухи и пересказы, где услышанное своими ушами считается вполне надежным источником информации.
Все это должно привести нас к мысли, что человек вместе с присущими ему сенсорными системами — существо не постоянное. Наоборот, он меняется во времени и пространстве, и вместе с эпохой изменяются его мировоззрение, его эмоциональный язык, его чувствительность, а также социальный смысл его ощущений. Первыми об этом стали задумываться историки французской школы «Анналов» еще в 1930-е годы, а сейчас в социальных и гуманитарных дисциплинах мысль о подвижности ощущений представляет собой некоторый консенсус, из которого исходят и историки, и антропологи.
Я уже упоминала важность внимания для тех или иных ощущений. Для описания общества некоторые исследователи даже прибегают к такой метафоре, как нервная система. Нервная система не существует отдельно от человека: она пронизывает его тело, она определяет его чувствительность, его болевые точки, его реакции на раздражители. В каком-то смысле именно она диктует, что будет для нас приятным или отталкивающим. Мы можем представить ощущения как часть такой социальной нервной системы: общество говорит нам, что в телесных сигналах важно, а что нет, на что нужно обратить особое внимание, а чем пренебречь. Для совместного существования людям нужна договоренность по поводу того, что и как они ощущают, — общие правила. Согласованность представлений о плохом и хорошем, здоровом и опасном, прекрасном и отвратительном распространяется и на сенсорные впечатления, на то, как телесный опыт оформляется в соответствии с культурными нормами. Поэтому можно сказать, что любое общество в буквальном смысле слова основано на консенсусе: мы договариваемся мыслить и чувствовать в унисон (разумеется, до некоторой степени). Интересно, что эти значения заключены уже в самих терминах: русское слово «чувство» может означать и нейрофизиологическое ощущение, и эмоцию, и некоторую социальную норму (например, мы говорим о чувстве стыда или чувстве справедливости). В английском языке слово «sense» тоже многозначно: это не только канал восприятия окружающего мира, но и здравый смысл, своего рода общественный разум. Самое интересное для историка и антрополога — когда консенсус нарушается, ощущения и чувства, вызванные каким-то поводом, вдруг рассогласовываются и возникают конфликты. Например, когда кто-то трогает руками скульптуру в музее, или выставляет кондиционер на температуру, некомфортную для большинства окружающих, или называет ужасным запах чьих-то духов. Через конфликты можно получить доступ к тем социальным кодам, которые определяют, что представляет собой приемлемое сенсорное поведение, и указывают, что же значит чувственный опыт разного рода.
У разных социальных групп это приемлемое сенсорное поведение будет разным: какие-то различия окажутся вопиющими, какие-то будут тонкими, почти незаметными. Можно сказать, что одни правила сенсорного поведения будут одинаковыми для всего общества: их должны выполнять все, а их несоблюдение приведет к исключению. Например, мы различаем приемлемые и неприемлемые запахи, разрешенные и запрещенные прикосновения, температурные режимы — желанные в одних ситуациях и вызывающие тревогу в других. Это различение, которое отделяет приемлемое от неприемлемого, приятное от пугающего, упорядоченное от хаотичного, управляется «здравым смыслом». В антропологию это понятие ввел американский антрополог Клиффорд Гирц: так Гирц обозначил существующую в культуре систему готовых решений и объяснений, которая позволяет носителям этой культуры быстро справляться с огромным спектром жизненных ситуаций. Другие правила — более нюансированные — будут обязательны для одной группы и немыслимы для другой: они будут сигнализировать о социальных барьерах и границах, которые создаются возрастом, гендером, уровнем доходов или образования. Собственно, всеми этими правилами, а также их нарушениями и конфликтами и занимается антропология чувств, или сенсорная антропология, а также дружественные ей дисциплины — теория коммуникации и микроистория.
Как вообще возникает мысль изучать ощущения в перспективе социальных и гуманитарных наук? Во-первых, до какой-то степени эта проблематика унаследована от ранней антропологии, с того времени, когда между социальной и физической антропологией еще не было жесткого водораздела. В попытках докопаться до предыстории цивилизаций антропологи пытались построить прогрессивную шкалу. Обществам приписывались разные уровни развития, и в зависимости от уровня развития эти общества располагались на той или иной эволюционной ступени. Для определения уровня развития использовались разные параметры, от форм брака до наличия или отсутствия письменности. Одним из таких параметров были ощущения. Антропологи предполагали, что восприятие туземца и восприятие современного европейца качественно различны: папуас воспринимает цвета или запахи не так, как англичанин. Это «не так» отчасти исходило из уже упоминавшейся аристотелевской иерархии чувств — или, по крайней мере, апеллировало к ней: туземцам как существам более близким к природе приписывалось более виртуозное владение «животными» чувствами осязания и обоняния. С европейскими культурами, в свою очередь, ассоциировалось изощренное зрение — высшее интеллектуальное чувство. Вопросы о физиологии восприятия входили в исследовательские планы первых антропологических экспедиций. Любопытно, как интерпретировались результаты: несмотря на то что обнаруженные различия (в названиях цветов) оказывались или ничтожными, или могли быть побочным шумом экспериментов, европейцы начала XX века считали, что нашли подтверждение иной сенсорной природы аборигенов, а вовсе не культурные различия. Так европейцы конструировали себя в качестве обладателей рационального и цивилизованного зрения — и конструировали туземцев как первобытных и интуитивных носителей низших чувств.
Объяснение разной чувствительности разных обществ отсылками к природе было характерно и для ранних биологических теорий. В качестве примера можно привести одну эксцентричную классификацию живых существ. Ее придумал в начале XIX века немецкий натуралист Лоренц Окен. Он предлагал делить все живое на пять классов в зависимости от приоритетного обладания тем или иным органом чувств: осязающие беспозвоночные; рыбы — у которых впервые появляется язык и, соответственно, вкус; рептилии, у которых ноздри соединяются с ротовой полостью, — это обоняние; птицы, получающие внешнее ухо, — это слух; и млекопитающие, вооруженные всеми этими чувствами в их полноте и особенно подвижным глазом. Не останавливаясь на этом, Окен делал следующий шаг и предлагал распространить этот принцип и на человеческие расы: в зависимости от ведущего чувства он выстраивал их от «осязающего» африканца к «созерцающему» европейцу. Сейчас нам такие построения кажутся курьезными, но они в какой-то форме работали вплоть до начала XX века и даже повлияли на расовые теории в евгенике.
Интересно, что в какой-то форме связка «европейская цивилизация — зрение» могла направлять и научные интересы в гуманитарных и социальных дисциплинах. Например, изучение вернакулярных чувственных классификаций началось именно с цвета: в 1960-е годы лингвистика стала искать универсальные цветовые номинации и пыталась построить эволюционную траекторию их освоения. Здесь возникает вопрос: почему так? Значит ли это, что зрение и особенности его применения заинтересовали исследователей в первую очередь потому, что они разделяли европейскую культурную иерархию чувств, где зрению исторически отводилось первое место?
О самом зрении и его борьбе со слухом за первое место в конфигурации чувств пойдет речь в следующей лекции.
Радио ArzamasНовый выпуск подкаста «Вашими молитвами» — о кадише
Этнограф и фольклорист Мария Каспина рассказывает о кадише сироты, еврейской поминальной молитве, в которой нет ни слова о смерти
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Аудиолекции
25 минут
1/4
Почему чувств на самом деле не пять?
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Читает Мария Пироговская
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
18 минут
2/4
Зрение и слух: что важнее?
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
17 минут
3/4
Обоняние: запах между естественным и безобразным
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
Читает Мария Пироговская
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
18 минут
4/4
Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Читает Мария Пироговская
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Материалы
Пять лучших книг о пяти чувствах
Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание в рассказах и исследованиях
История чувств, рассказанная через искусство
От средневековой фрески до современных инсталляций
Собаки лают — к дождю? Тест про слух в фольклоре
Что значат звуки в русских приметах
Льдистый глаз, волосы дыбом, одна ноздря: страх в фольклоре
Что пугает в фольклоре и как тело реагирует на испуг
Русский дух и кожаная пушка: запахи в фольклоре
Чем пахнут иностранцы, грешники, покойники и дьявол
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Наши основные эмоции Инфографика | Список человеческих эмоций
Вставить это изображение на свой сайт
Расшифровка инфографики
Когда вы видите улыбающихся людей, вы понимаете, что они счастливы. Когда они плачут, ты знаешь, что им грустно. В разных культурах узнаваемые выражения лица и определенные реакции стали ассоциироваться с основными эмоциями. Вы улавливаете эти визуальные сигналы от человека к человеку, но знаете ли вы, что в них входит?
Ниже мы рассмотрим теории основных эмоций, а также то, как они представлены и чем они отличаются от сложных эмоций.
Начните или продвиньте свою карьеру психолога
Хотите узнать больше о теориях эмоций и влиянии эмоций на человека психологически и физически? Рассмотрим степень онлайн-психологии в Университете Западной Алабамы.
Исследовательские степени
Шесть основных эмоций
Широко распространенная теория основных эмоций и их выражений, разработанная Полом Экманом, предполагает, что у нас есть шесть основных эмоций. Они включают печаль, счастье, страх, гнев, удивление и отвращение. [1]
Печаль
Эмоциональное состояние, характеризующееся чувством разочарования, горя или безнадежности
Выражение: Хмурый взгляд, потеря внимания в глазах, слезы
Радость
Приятное эмоциональное состояние, вызывающее чувство радость, удовлетворение и удовлетворение
Выражение: Улыбка, смех
Страх
Первичная эмоция, которая важна для выживания и вызывает реакцию «бей или беги»
Выражение: широкие глаза, напряженные растягиваемые губы
гнев
Эмоциональное состояние, приводящее к ощущению враждебности и разочарования
Выражение: Следие, Экбров, складываемые, жесткие губы
Сюрприз
AB эмоциональное состояние, положительное или отрицательное, после чего-то неожиданного
Выражение: Поднятые брови, открытый рот, вздох
Отвращение
Сильная эмоция, вызывающая чувство отторжения
Выражение лица: Сморщенный нос, рвотные позывы, отсутствие зрительного контакта
Другие теории основных эмоций
Существует множество других теорий основных эмоций. Они включают, но не ограничиваются:
- Колесо эмоций: Разработано Робертом Плутчиком, объединяет восемь основных эмоций в пары противоположностей [1]
Радость-Печаль
Гнев-Страх
Доверие-Недоверие
Удивление-Предвкушение
- Четыре основных эмоции: На основе исследований Института неврологии и психологии Университета Глазго предполагается, что существует только четыре основных эмоции [2]
Счастье
Печаль
Страх/Удивление
Гнев/Отвращение
Основные и сложные эмоции
В отличие от основных эмоций, сложные эмоции проявляются по-разному у разных людей и культур. Некоторые примеры сложных эмоций включают горе, ревность и сожаление.
Сложные эмоции состоят из двух или более основных эмоций. Например, страх, гнев и отвращение составляют сложную эмоцию ненависти. [3]
Основная эмоция | Комплекс эмоций |
Выражение универсально узнаваемо | Выражение лица меняется, и его трудно распознать |
Производится автоматически | Требуется когнитивная обработка |
Чистый, не подлежит деконструкции | Состоит из множества эмоций |
Эмоции, как простые, так и сложные, играют огромную роль в том, как мы живем, в нашем физическом здоровье и в наших межличностных отношениях.
«Эмоции меняют то, как мы видим мир и как мы интерпретируем действия других». – Пол Экман, «Выявление эмоций: распознавание лиц и чувств для улучшения общения и эмоциональной жизни»
Изучение основных эмоций далеко не завершено. Хотите узнать больше о теориях эмоций и влиянии эмоций на человека психологически и физически? Рассмотрим степень онлайн-психологии в Университете Западной Алабамы. Если у вас уже есть степень бакалавра в области психологии, рассмотрите возможность получения степени магистра в области экспериментальной психологии в Интернете. В UWA вы получите степень полностью онлайн в одном из самых доступных учебных заведений штата. Наше культурно и интеллектуально разнообразное учреждение и гибкая структура позволяют вам бросить вызов себе, в то же время вписывая образование в свой напряженный образ жизни.
- психология сегодня.com
- theatlantic.com
- Dictionary.apa.org
маленьких веточек | 5 естественных человеческих эмоций
Существует 5 естественных эмоций, которые все люди чувствуют и должны выражать.
Любовь, Горе, Страх, Зависть и Гнев.
К сожалению, большинству из нас не было позволено в полной мере выразить эти чувства в детстве и бороться сейчас, во взрослом возрасте.
Проблема в том, что когда 5 естественным человеческим эмоциям не разрешается здоровое выражение, они превращаются в неестественные эмоции, с которыми становится очень трудно работать.
Невыраженная Любовь становится Владением.
От горя до депрессии.
От страха до паники.
Зависть к ревности.
От гнева к ярости.
Давайте на минутку остановимся на Горе.
Многие люди думают о горе, как о потере любимого человека.
Но в жизни есть много других вещей, о которых мы можем скорбеть.
А у детей горе совсем другое.
Они могут испытать горе, потеряв любимую игрушку или одеяло.
Это может быть трудно понять родителям.
«Это просто одеяло, мы говорим… Я куплю тебе новенькое».
Но это не то же самое.
Нам нужно найти время, чтобы увидеть наших детей, проникнуть в чувства, которые они испытывают, и помочь им пройти через них, не отвлекаясь и не отвлекаясь.
Это не так просто сделать. Это ежедневная практика.
Это требует, чтобы мы осознали, что воспитание касается нас, а не ребенка.
Даже когда наш 3-летний ребенок бросается в продуктовом магазине и начинает кричать и плакать.
Найдите минутку и представьте родителя, стоящего над своим ребенком, требующего, чтобы он перестал плакать, угрожающего ему, раздражающегося и злящегося на него…
Что выглядит хуже: плачущий ребенок или паникующий взрослый?
Но почему мы паникуем?
У нас есть свои «мысли» о том, что значит, когда наши дети дают волю, но мы также боимся осуждения со стороны окружающих нас людей.
Можем ли мы здесь сделать паузу и согласиться как сообщество поддерживать друг друга в любви, принятии, поддержке и неосуждении, поскольку взрослые на этой планете позволяют нашим детям без стыда выражать свои чувства?
Когда вы увидите, как это происходит, посмотрите на ребенка с любовью.
Покажите родителю поддерживающий взгляд или даже скажите: «Ты отлично справляешься».
Наша невербальная коммуникация настолько сильна.
Мы можем невербально выражать все 5 естественных человеческих эмоций.
Лучшее, что мы можем сделать, когда у наших детей бурная реакция, это молчать. Наблюдать. Будьте в курсе. Позвольте ребенку полностью почувствовать эмоцию в своем теле и знайте, что это естественная часть его личности.
Повышение уровня липазы 3 или 4 степени наблюдалось у 4 человек. В настоящее время нет доказательств того, что это лекарство вызывает проблемы со здоровьем костей. Приложение Johns Hopkins Guide для iOS, iPhone, iPad и Android включает www.farmaciasinreceta.org. Алискирен 150–300 мг в сутки или рамиприл 5–10 мг в сутки назначали в течение 12 недель с факультативной дополнительной терапией гидрохлоротиазидом (12.
). большое количество людей с клинической депрессией сегодня.
Если вам не разрешалось выражать любовь, возможно, вы стали собственником своих детей или супруга.
Если вам не позволялось чувствовать страх, возможно, во взрослом возрасте вы панически относитесь ко всему. Или вы не хотите показывать свою панику, поэтому просто пытаетесь все контролировать…
Сейчас как никогда нам нужно быть духовным партнером для наших детей.
Имея возможность общаться, доверять и делиться со всей планетой, будем ли мы теми, к кому приходят наши дети, когда им трудно?
Что происходит, когда мы реагируем на наших детей осуждением, страхом, упреками, критикой и т. д.?
Свои самые глубокие чувства и мысли они хранят в другом месте.
Чего они действительно хотят, так это чтобы им доверяли и чтобы их услышали.
Можем ли мы действительно быть рядом с ними, не вставляя свои собственные планы?
Тяжело. У нас самих так много невыраженных эмоций, которые нужно выпустить. Но после многих лет удерживания за них, как мы начинаем освобождать их?
Подтверждение — первый шаг.
Признание того, что вы можете быть частью проблемы, и принятие на себя ответственности за свою часть отключения.
Наши дети не намеренно «бросают вызов» нам, не пытаются «спровоцировать» нас или не хотят быть «плохими».
Им нужно, чтобы мы поняли, что любое поведение проистекает из попытки удовлетворить основную потребность. Итак, давайте полюбопытствуем.
Что им может понадобиться?
Что нам может понадобиться?
Мы не должны их контролировать. Мы должны владеть своими чувствами по поводу того, что делают наши дети.
Мы все заслуживаем того, чтобы 5 естественных человеческих эмоций стали частью нашего путешествия.
Чувства не могут быть неправильными, они просто есть.
Как родитель, мы должны быть осторожны, чтобы не сваливать свои эмоции на детей и не возлагать на них ответственность за то, что мы чувствуем.
Когда мы позволяем нашим детям выражать свои естественные эмоции, не чувствуя за них ответственности, может начаться настоящее партнерство в жизни.
Место доверия, понимания и любви.
Это касается любого возраста и любых отношений.
Мы должны перейти в место любопытства вместо суждения.
Большую часть времени мы боремся не за правоту, мы боремся за то, чтобы нас услышали.
Когда мы сможем позволить себе и тем, кого мы любим, в полной мере испытать наши естественные эмоции, динамика наших отношений резко изменится.
Еще один полезный совет, который предлагает Лори, — стереть 2 слова из своего словаря: Успех и Ошибка .
Это иллюзии.
Дети понятия не имеют, что означают эти слова, пока мы не впустим их в свою жизнь.
Спросите себя, что действительно важно для вашего ребенка в школе.
В том, что им поставлена пятерка, или в том, что они развивают хорошие социальные навыки, развивают свой эмоциональный интеллект, сочувствуют другим, находят любовь и действительно, по-настоящему счастливы?
Можем ли мы вдохнуть в свою жизнь и позволить им вдохнуть в свою жизнь, оставаться верными своим собственным путям?
Есть красота в признании того, что наши дети приходят через нас, а не к нам. Это освобождает всех.
Некоторые родители могут застрять в идее жертвоприношения. Режим «Я должен пожертвовать всем, что хочу и в чем нуждаюсь, ради своих детей».
Это неправда и не здорово.
Наши дети хотят, чтобы мы процветали так же, как мы хотим, чтобы они процветали.
Когда мы показываем им, как оставаться верными своему пути, чтить свое сердце и любить нашу повседневную жизнь, это дает им разрешение делать то же самое.
Наши дети преподносят нам один из величайших подарков, которые мы можем получить,
они стоят там как «зеркала», показывая нам все места, в которых нам нужно расти.
В этом интервью мы также коснемся того, как естественная эмоция зависти является источником соперничества между братьями и сестрами, и как не допустить, чтобы она переросла в ревность, подавляя эту эмоцию.
Позволяя нашим детям полностью выражать свои естественные эмоции, даже дикую истерику, они не накапливают этот стресс в своем теле.
В ходе этого разговора мы быстро обдумываем множество идей и концепций.
Если вы обнаружите, что это что-то для вас открыло, у вас есть более глубокие вопросы или вам нужны разъяснения, не стесняйтесь спрашивать!
Вы можете связаться со мной по адресу christina@littlesprigs.