Что такое лень это: «Неохота работать…» Так ли это плохо? Что такое лень и почему сейчас она нам нужна
«Неохота работать…» Так ли это плохо? Что такое лень и почему сейчас она нам нужна
© AP Photo/Natacha Pisarenko
По данным опроса ВЦИОМ, большинство россиян считают себя трудолюбивыми людьми. Однако 21% опрошенных назвали себя ленивыми. А что такое лень? Какие состояния мы называем этим словом? Что мы имеем в виду, когда называем себя ленивыми?
С точки зрения академической психологии лень — это не совсем научное понятие, одновременно с этим мы довольно часто используем его для объяснения причин поведения людей, описывая их личностные черты или состояния. Ненаучность этого термина связана с тем, что то, что в обыденной речи мы называем ленью, представляет собой широкий спектр психологических явлений, настолько разнообразных, что их трудно сопоставить и обобщить, а это весьма важно для научной терминологии.
Итак, научного определения лени нет. Но мы можем воспользоваться тем, как истолковывает лень словарь Владимира Даля: «неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству». Такое определение дает явное указание на негативность лени, противопоставляя ее труду и трудолюбию, затрагивая одновременно и сферу деятельности и поступков, и общую характеристику личности в целом. В то же время есть другое слово, которое можно противопоставить труду, — это отдых, но в отличие от лени у слова «отдых» отчетливая позитивная коннотация.
Читайте также
Только встал и уже устал: как отличить обычную лень от серьезной болезни
Называя себя ленивыми, мы выражаем недовольство собой, своими достижениями, своей мотивацией и целеполаганием, имея в виду, что мы могли бы сделать и достичь намного больше, если бы не ленились. И тут слышатся ноты самообвинения, то есть мы могли, но не захотели сделать, так как трудно, страшно, тяжело. Мы обвиняем себя, сводя все сложные механизмы нашего поведения к одному очень примитивному объяснению: «Это просто лень! Ты просто ленивый!» Скорее всего, это некое наследство, доставшееся нам от родителей, знакомая с детства формула: у тебя не получилось, потому что ты мало старался, ты ленивый.
Родители или другие взрослые, например учителя, так говорят, потому что им сложно видеть и понимать чувства ребенка, взрослым удобно поощрять покладистость и старательность, не принимая в расчет сложные процессы развития. Таким образом, называя себя ленивым, мы не только выражаем недовольство и обвиняем, но и отмахиваемся от возможности понять себя и те механизмы, которые лежат за состоянием «ничегонеделания», упрощаем и примитивизируем всю сложность напряжений и противоречий, которые скрываются за этим. И жизнь ленивого человека в этом смысле не выглядит такой уж беззаботной и простой.
В немногочисленных психологических исследованиях, пытающихся изучить феномен лени с научной точки зрения, так или иначе указывается на то, что за ним скрываются трудности мотивации, то есть то, что в определении Даля описывается емким словом «неохота». Давайте попробуем рассмотреть несколько различных ситуаций такого «ничегонеделания».
Условное «отсутствие мотивации»
Условно, так как трудно представить себе человека, хоть каким-то образом функционирующего в жизни, у которого нет никаких потребностей, желаний, интересов. В любом случае, если уровень таковых очень резко и значительно снижен, то, скорее всего, мы имеем дело с болезненным состоянием.
Читайте также
Боремся с депрессией: йога и пет-терапия от стресса и плохого настроения
Медицинским языком это состояние называется апатия, и скорее всего она является симптомом психического недомогания. В таком случае очень важно не ругать себя, не обвинять, не обзывать лентяем, а обратиться к врачу. Тот же совет хотелось бы дать тем, кто видит, что что-то похожее происходит с близким человеком, другом, родственником. В самой тяжелой степени проявления такого состояния человек совсем перестает вставать с кровати, он не ест, так как не хочет этого делать, он не проявляет никакого интереса к окружающему миру, он часами смотрит в одну точку, и такое состояние может быть очень опасным не только для психического благополучия, но и для жизни.
Мотивация есть, но где-то не в том месте, где нам хотелось бы ее видеть
Часто ко мне обращаются родители с жалобой на своих детей подросткового возраста, они не хотят учиться, делают учебные задания по минимуму, ничем не интересуются, спортом не занимаются, по дому не помогают. В общем, мой ребенок ленивый, ничего не хочет делать.
Проясняя ситуацию, в разговоре выясняем, что что-то ребенок все-таки делает: он ходит в школу, выполняет домашние задания, а оставшееся время играет в компьютерные игры. И играть ему очень нравится, он делает это с большим энтузиазмом и азартом. Обычно родители спрашивают: «Ну и что мне с этим делать?»
Невозможно дать универсальную рекомендацию или четкий алгоритм решения. Но можно точно сказать, что просто запретить ребенку делать то, чем он действительно увлечен и заинтересован, и принудительно оставить в мире скучных, неувлекательных для него занятий — это решение простое, но не самое удачное.
Искать возможности использовать имеющуюся увлеченность для усиления мотивации деятельности, которая так важна, но малоинтересна, — это не просто, но может быть очень эффективно.
Человек мотивирован, но все время откладывает дела
Вроде бы человек вполне мотивирован, но он все время откладывает выполнение каких-то дел, обычно важных и сложных, а иногда и не очень, например, позвонить какому-то малознакомому человеку. Такое поведение имеет особое название — прокрастинация, и этот феномен довольно хорошо изучен и исследован в психологии, в последние годы это довольно популярная, можно даже сказать, модная тема.
Важно отметить, что прокрастинация — это не состояние, в котором я могу, но не хочу делать. Это работа внутренних механизмов сопротивления, ограждающих нас от столкновения с переживаниями, которые представляют угрозу целостности, значительности, ценности нашего «я».
И несмотря на то, что в моменты оттягивания мы можем заниматься какими-то легкими, не напрягающими нас делами, пьем чай, смотрим сериалы, блуждаем в интернете, прокручиваем ленту в соцсетях, мы ощущаем тревогу, держим в голове необходимость сделать дело, которое откладываем, что давит на нас и вызывает напряжение.
И еще одна ситуация связана с потерей, отсутствием или непониманием смысла того, что мы делаем или должны делать. Такое может ощущаться, в случае, когда, например, выбор осуществляется под напором и давлением другого человека, в отношениях с которым мы чувствуем свою зависимость, мы соглашаемся, но внутреннего согласия на это не имеем.
Читайте также
«Не только бесконечное удовольствие»: что такое счастье и как ему научиться
Например, вчерашний школьник поступает в университет на ту специальность, которую для него выбрали родители. Какое-то время студент пытается учиться, но постепенно делать это становится все сложнее. И вот уже он обнаруживает, что все чаще прогуливает занятия, задания не выполняет, и вроде ему бы не хотелось бросать учебу, но и учиться он не может.
Утрата смысла или ослабление смыслообразования в деятельности, которая ранее приносила ощущение значимости и важности, может возникать как следствие эмоционального выгорания или более сложного личностного кризиса. Скука, бесперспективность, ощущение бесполезности любых усилий, механическое выполнение должностных обязанностей, душевная опустошенность, которую человек пытается заполнить едой, алкоголем, поглощением телевизионных передач или сериалов.
Приведенные примеры показывают, какие сложные, а порой и тяжелые состояния может покрывать то, что мы с легкостью называем ленью. И еще раз хочется повторить, что обвинения и осуждения вряд ли помогут, скорее наоборот. Только внимание и понимание того, что происходит, а также при необходимости обращение к специалисту может помочь.
Справедливости ради нужно сказать о неоднозначности трудолюбия, которым по результатам упомянутого выше опроса характеризуют себя большинство россиян. Согласно исследованиям психологического благополучия, которые активно проводятся в последнее время в связи с пандемией, серьезной проблемой современного человека является трудоголизм, жизненный дисбаланс работы и отдыха, невозможность расслабленности, хроническая усталость и эмоциональное выгорание.
В условиях карантина, ограниченности передвижений и замкнутости в пространстве своего жилища мы парадоксальным образом стали отдыхать еще меньше, резко выросло число жалоб на трудности разделения работы и не работы, и не в пользу последней, усугубились страхи не успеть, не достичь, не заработать, упустить, что держит нас в постоянном напряжении, заставляя перерабатывать, совмещать, хвататься за все, а еще следить за другими успешными и эффективными, счастливыми и все успевающими. Мы чувствуем себя в ловушке беличьего колеса.
Помните слова Королевы из «Алисы в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» И в этом мире загнанности и суеты лень и праздность не выглядят такими уж негативными и порочными. Кажется, что особенно сейчас нам не мешало бы добавить чуть больше лени в коктейль нашей жизни и, может быть, по-хорошему попытаться научиться ленности и ничегонеделанию.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Что такое лень с точки зрения биологии?
Дмитрий Жуков,
доктор биологических наук
«Химия и жизнь» №6, 2016
Лень, по определению В. И. Даля, это «отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству». Совершенно справедливо ее считают недостатком, пороком и даже смертным грехом. Но лень — не абсолютное зло. С точки зрения биологии лень — это чрезмерная реализация принципа экономии энергии.
Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, то есть получить побольше, потратив поменьше. И это не просто умозрительное заключение, а вывод, сделанный на основании измерений. Подсчет энергетических затрат стали активно использовать в исследовании поведения животных примерно с 1970-х годов, чтобы определять приспособительное значение форм поведения. Определение приспособительного значения, или адаптивной ценности той или иной поведенческой формы, — одна из четырех задач этологии, сформулированных нобелевским лауреатом Николасом Тинбергеном.
Использование методологии вычисления баланса затрат и приобретений позволило по-новому увидеть многие проблемы биологии поведения. Например, известно, что птицы поют на заре — почему? Лирическое объяснение — приветствуют наступающий день — не устраивает биологов, людей циничных, ищущих во всем биологическую целесообразность. Крики птиц чаще всего связаны с охраной территории, с репродуктивной активностью, с появлением хищника. Хищников на заре нет, ночные уже легли спать, дневные еще спят. Утренний птичий концерт не может быть брачным сигналом, поскольку происходит круглый год, а не только в сезон размножения. Значит, это, скорее всего, территориальные крики.
Когда стали измерять энергетические затраты на отдельные формы поведения, исследователи были удивлены. Оказалось, что за ночь птицы сильно теряют в весе, например большая синица — до 10% массы тела (точная цифра зависит от температуры воздуха). Следовательно, птицы должны испытывать на заре сильный голод. Так зачем же, как выразился бы простодушный селянин, не евши, не пивши, рожу не мывши, горло драть? Дело в том, что при сумеречном освещении птицы плохо видят, и охота на насекомых, и сбор семян неэффективны в это время суток. Поэтому рассветные часы можно потратить на контакты с соседями, выяснить, кого за прошедшие сутки приели хищники, какие кормовые участки освободились. А после восхода солнца целесообразнее, то есть энергетически выгоднее, не песни петь, а кормиться.
Принцип минимизации энергетических трат соблюдают птицы из отряда врановых Corvus caurinus, когда разбивают раковины, сбрасывая их на камни. Ученые измеряли высоту, с которой они бросают раковины, и подсчитывали количество бросков, необходимых для того, чтобы раковина раскололась. Оказалось, что суммарная высота сброса (произведение количества попыток на расстояние до земли в момент броска) минимальна, если ронять раковину с высоты чуть более 5 м. Именно ее и предпочитают вороны (Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1985).
Хорошо известно, что лень есть двигатель прогресса. Ленивые птицы научились класть орехи на дорогу, где твердую скорлупу раздавливают автомобили. Человек, которому в свое время надоело суммировать одинаковые числа, изобрел операцию умножения. Примеров можно привести множество. Поэтому лень можно назвать лишь чрезмерным следованием адаптивному принципу экономии энергии при удовлетворении актуальной потребности. «Наши недостатки — это продолжение наших достоинств», — справедливо отметил кто-то из французских моралистов. А задолго до него Аристотель в сочинении, названном «Евдемова этика», приводит целую таблицу, в которой каждому свойству человека соответствует его недостаток и излишек. Например, излишек мужества проявляется в безрассудности, а его недостаток мы называем робостью. Два полюса скромности — бесстыдство и застенчивость. В наши дни понятие о золотой середине и вреде крайностей вполне тривиально, но не всегда людям легко увидеть проявление этого принципа в разнообразных частных случаях — будь то лень или, к примеру, депрессия и гнев, да и любые физиологические функции живых организмов.
Вопрос о биологической целесообразности лени усложняется ее многочисленными масками. Часто мы принимаем за проявление лени такие формы поведения, которые определяются не стремлением затратить поменьше сил, средств и времени, а совсем другими потребностями. С другой стороны, некоторые поведенческие формы имеют в своей основе именно потребность минимизации затрат, хотя на лень не похожи. Рассмотрим некоторые из этих ложноположительных и ложноотрицательных масок лени.
Прагматическая маска лени
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — провозгласил Базаров. Часто ленивыми называют людей, которые занимаются вещами, не сулящими никакой практической пользы. Многим кажется, что такие люди занимаются ерундой, потому что им лень прикладывать усилия для накопления некоего видимого, материального ресурса. В «Пикнике на обочине» Стругацких герой размышляет о своем патроне, научном сотруднике: «Сколько уже времени он с этими „пустышками“ бьется, и, по-моему, без всякой пользы для человечества. На его месте я давным-давно бы уже плюнул и чем-нибудь другим занялся за те же деньги». Сам этот персонаж, как мы помним, числился лаборантом, а в нерабочее время занимался высокоприбыльным нелегальным промыслом.
Одно из оправданий непрагматического поведения — его распространенность среди животных. Например, некоторые крысы (как правило, это бета-особи, то есть занимающие вторую, но далеко не последнюю ступень в иерархии) подолгу исследуют новый предмет, помещенный в клетку. Альфа-особи — главные в стае,— убедившись, что незнакомый предмет не представляет опасности и не имеет пищевой ценности, игнорируют его. Аналогичное различие исследовательской активности альфа- и бета-особей недавно было показано для птиц — амадин Гульда (Williams et al., Animal Behaviour, 2012, 84, 1, 159–165, doi:10.1016/j.anbehav.2012.04.025).
Эта закономерность не опровергает принципа экономии энергии. Особи-исследователи, затрачивая энергию на изучение бесполезного предмета, делают долгосрочные инвестиции, ведь условия существования могут измениться, бесполезная сегодня вещь — обрести биологическую значимость. И тогда знания и навыки, приобретенные исследователями, быстро распространятся среди прочих членов их группы. Поэтому любому сообществу живых организмов полезно иметь в своем составе таких «неэкономных» особей.
Дефицит внимания и гиперактивность
Дефицит внимания, часто сопряженный с гиперактивностью, привлек внимание исследователей в последние десятилетия. Соответствующий синдром — СДВГ — все больше интересует врачей. У детей СДВГ обусловлен незрелостью центральной нервной системы, в частности слабостью, неразвитостью систем торможения. Терапевтическим эффектом при СДВГ обладают средства, улучшающие кровоснабжение мозга. Ведь торможение — это очень энергозатратный процесс. Для того чтобы оставаться в неподвижности — двигательной и психической, — нужно затрачивать большое количество энергии. Например, сохранение выражения невозмутимости на лице человека требует работы мимических мышц, причем примерно в три раза большего их количества, чем необходимо для выражения любой эмоции (Эттинген Л. Е. Мифологическая анатомия. М.: ИОИ, 2006). У вполне здоровых, обычных детей случаются приступы гиперактивности, часто к вечеру, когда пора угомониться и идти спать. Это удивляет родителей — пришел с тренировки, должен бы устать, а он бегает, капризничает! Дело именно в том, что ребенок устал. Устала в первую очередь его ЦНС, что проявляется в ослаблении функции торможения и, как следствие, — в двигательном, речевом, психическом возбуждении.
Конечно, СДВГ у детей не имеет отношения к лени. Однако дефицит внимания широко распространен и среди взрослых. Но это уже проявление лени. Людям лень концентрировать внимание — ведь сосредоточение требует активного торможения в ЦНС, а на это нужно расходовать энергию. В результате все шире распространяются клиповое восприятие и клиповое мышление.
Из-за склонности людей к клиповому восприятию один из принципов телевидения и Интернета — короткий кадр. Чтобы удерживать внимание зрителя, кадр должен быть не продолжительнее нескольких секунд. Даже в передаче «Книжное обозрение», шедшей на телеканале «Культура», соблюдался этот принцип. Несмотря на то что передача ориентирована на любителей чтения, казалось бы склонных к сосредоточению, и длилась всего пять минут, кадры мельтешили, как в рекламе или ток-шоу. Ведущий крупным планом, ведущий в профиль, книги общим планом, ведущий с книгой в руке, обложка крупно, ведущий общим планом и т. д. Редкую фразу ведущий заканчивал без смены кадра.
Таким образом, клиповое восприятие основано на нежелании концентрировать внимание, нежелании тратить на это энергию, иными словами, на лени телезрителя, пользователя Интернета, да и простого обывателя.
Заметим, что поощрение неспособности сосредоточиваться, то есть откровенной лени-недостатка, обнаруживается и в современной педагогике, в которой распространен принцип интерактивности. Считается, что без интерактивности никакое обучение невозможно. Действительно, когда речь идет о маленьких детях, это справедливо. Младшие школьники просто не могут смирно просидеть 45 минут, они не в состоянии внимательно слушать и воспринимать информацию так подолгу. Но интерактивность назойливо продвигается и в практику обучения взрослых людей, становится обязательным элементом при построении лекционных курсов. Увлечение интерактивностью — постоянные вопросы, адресованные слушателям, получение ответов, обсуждение этих ответов, — все это превращает лектора в ведущего, а лекцию в шоу.
Мотивационная маска лени
В свое время исследователи были удивлены, обнаружив, что IQ подростков выше, чем у взрослых людей. Неужели люди стремительно глупеют к 30–40 годам? А как же быть с данными о полном созревании головного мозга человека только к 25-летнему возрасту? По счастью, очень быстро выяснили, что все дело в мотивации. Если взрослым испытуемым предварительно сообщали, что результаты тестирования IQ будут учтены при переаттестации кадров, их результаты были значительно лучше, чем у подростков.
Это вполне понятно. Взрослый человек, в отличие от подростка, уже хорошо знает свои достоинства и свои недостатки. Кроме того, у взрослого другие критерии самооценки — профессиональные и карьерные успехи. Его мало интересуют такие абстрактные вещи, как результаты психологических тестов, которые очень важны подросткам, имеющим пока что мало других соревновательных критериев. Наконец, взрослый человек отягощен рядом актуальных проблем, как профессиональных, так и бытовых. Решение этих проблем требует усилий, которые ему просто лень растрачивать на разгадку ребусов, выбор лишних фигур и прочие занятные, но несущественные для него загадки.
Впрочем, взрослого человека можно мотивировать и другим способом, пообещав ему денежное вознаграждение за правильное решение предложенных задач. Тогда он тоже будет стараться. В противном же случае, когда он проходит тест только потому, что его очень попросили, он будет ставить крестики наугад, если задание не решается в течение двух секунд. Наличие мотивации испытуемых и респондентов стоило бы учитывать психологам и социологам, организующим то, что они называют исследованиями.
Психологический тип
Замечательный русский писатель Иван Александрович Гончаров имел прозвище Принц де Лень. Так звали его в обществе, и самому ему это имя очень нравилось. Но был ли автор «Обломова» ленивым человеком? Вовсе нет, судя по тому, сколько он написал. Конечно, собрание его сочинений меньше, чем у Тургенева и Толстого, но Гончаров вынужден был служить, и служил он, занимая должности, отнимавшие много времени и сил. Он вышел в отставку только в 56 лет и только для того, чтобы закончить «Обрыв», писавшийся очень тяжело.
Отчего же появилось это прозвище? Дело в психологических особенностях писателя, которые проявлялись в его поведении. Сам Гончаров отмечал, что наиболее ему ненавистны в петербургской жизни торжественные обеды. Он чуждался светской жизни, да и любой общественной активности, требующей личного присутствия. Живо интересуясь женщинами (см. его сравнительные описания женщин разных народов во «Фрегате „Паллада“»), он так и не женился. В отличие от большинства петербуржцев того времени, он крайне редко менял адреса: через год после кругосветного путешествия поселился на Моховой, где и прожил тридцать лет до самой смерти. Таким образом, его темперамент никак нельзя назвать «кипучим», а, напротив, скорее «ленивым».
Но лень Гончарова не имеет никакого отношения к стремлению экономить энергию, это не та лень, которая составляет существо его самого знаменитого персонажа. Это проявление психологических особенностей данной личности.
И среди животных всех исследованных видов мы тоже обнаруживаем часть особей с низкой двигательной активностью, с низкой активностью социальной. При появлении некой внешней угрозы такие животные проявляют реакцию не бегства, а затаивания. Они показывают высокие способности к решению задач, лишь бы эти решения не требовали лишней беготни и прочей суеты. Такие особи не оттесняются в низ социальной пирамиды. Будучи атакованы, они яростно защищаются, но сами никогда не инициируют конфликт, потому что социально малоактивны.
Таким образом, порой ленью называют слабые проявления двигательной и социальной активности, хотя на самом деле такие люди и животные не экономят энергию, а расходуют на активность, которая малозаметна поверхностному наблюдателю.
Стереотипия — интеллектуальная лень
Говорят, что Исаак Ньютон, отличавшийся многими странностями, выходя из библиотеки, произносил: «Слава Богу, ничего нового». Действительно, мы просматриваем новые поступления для того, чтобы узнать новости, — чему же радоваться, если новостей нет?
Дело в стереотипности мышления. Вообще говоря, стереотипия — это хорошо. Накопление психических, поведенческих и интеллектуальных стереотипов — накопление жизненного и профессионального опыта. Система представлений об окружающем мире дается каждому человеку со значительным трудом. Поэтому переделывать стереотип или же отбрасывать его может только очень неленивый, незаурядный человек.
Говорят, что смена научных парадигм происходит в результате естественного вымирания прежнего поколения ученых. Новое поколение воспринимает революционную парадигму как нечто естественное, поскольку к моменту появления революционных взглядов у этого поколения исследователей не успели сформироваться другие стереотипы. А старое поколение не переучивается, ведь слишком много энергии было потрачено на формирование их — увы, уже устаревших — взглядов.
Плохо, когда стереотипы формируются на скудном основании немногих фактов, застрявших в голове. Пример подобного человека — Рахметов из романа Чернышевского «Что делать?». Он считал, что по всякой научной специальности есть две дельные книги, а остальное — пустословие. Поэтому он прочитывал две книги по каждой из отраслей человеческого знания. Печально, что он имел в своем кругу репутацию широко образованного человека. И среди наших современников много подобных Рахметову, усвоивших одну-две книги и считающих себя специалистами в данной области. В Интернете часто встречаем авторитарные комментарии вроде: «Автор не прав, потому что Докинз пишет не так!» В основе такого поведения лежит самая настоящая лень: человеку неохота изучить другие взгляды на предмет, отличные от тех, что были изложены в первой попавшейся ему на глаза книге. Ричард Докинз — выдающийся деятель науки, но иной раз бывают правы и его оппоненты.
Одно дело, когда не может отказаться от своих взглядов специалист, который потратил, может быть, всю жизнь на построение схемы изучаемого им явления. Это извинительно уже потому, что этот человек, досконально изучивший предмет, сделал достаточно много для общего понимания природы вещей. Мы, например, не осудим И. П. Павлова за то, что он остановился в шаге от открытия гормонов, будучи не в силах отойти от принципа нервизма в регуляции функций.
Но подобная ригидность у сравнительно молодого человека непростительна. И непростительна она не из-за его интеллектуальной слабости, а потому что он ленится читать и думать, заменяет скептицизм верой.
Принцип экономии энергии подталкивает нас к поиску однозначного ответа на имеющиеся вопросы. Первокурсники с тоской вспоминают школьные годы, школьные экзамены, где на поставленный вопрос имелся всегда только один правильный ответ. Поступившим в университет приходится не лениться и разбираться в различных взглядах разных преподавателей на один и тот же вопрос.
Псевдоинтеллектуальная маска лени
Студенты, особенно первокурсники, часто объясняют свою лень — порочную в данном случае — стремлением сохранить силы для учебы. «Голова мне дана, чтобы мыслить, и я не буду забивать ее всякими фактами и теориями» — такую фразу я услышал от одного студента. Не все студенты выражаются столь радикально, но почти все ворчат и недоумевают по поводу «бесполезных» предметов. Математики не понимают — зачем им столько интегралов? Сейчас не XVIII век! Психологи стонут от морфологии ЦНС — да они за всю профессиональную карьеру и близко не подойдут к обнаженному человеческому мозгу! Биолог возмущается тем, что его заставляют учить названия всех отверстий, бугорков и отростков на всех костях человека — он собирается заниматься нейропротеомикой, а тут такой примитив!
Студенты еще не понимают, что главная цель высшего образования — не приобретение конкретных знаний и навыков, а обучение самому процессу обучения. По счастью, жестокие преподаватели не дают увильнуть студенту от «бесполезных» штудий. Но, прикрываясь сохранением сил для интеллектуальной работы, многие норовят попросить у преподавателя презентацию его лекций. А некоторые, ничего не конспектируя, фотографируют во время лекций каждый слайд.
Здесь будет уместно снова вспомнить И. А. Гончарова, который окончил курс в Московском университете в 1834 году. Вот что он писал на склоне жизни про свои студенческие годы:
О литографированных лекциях и помину не было. Это — новейшее баловство, которое, конечно, имеет свою хорошую сторону в том, что сберегает много времени, избавляя слушателей от скучного труда переписывать, хотя… переписка эта служила в то же время и повторением лекций.
Мы должны были записывать изустную речь профессора, и этот трудный процесс приносил нам массу добра. Стенографии не было, ловить каждое слово и записывать нельзя, следовательно, надо было схватывать общий смысл каждого периода и сжато излагать на бумаге. Легко понять, как такая умственная гимнастика должна была изощрять соображение, развязывать ум и перо! (выделено мною. — Д.Ж.) Нет, слава богу, что у нас не было литографированных лекций!
Порой слышишь и такое мнение, что на лекции можно не ходить, если прочтешь учебник. Обратимся опять к мнению И. А. Гончарова:
Да и как студенту не посещать лекций? Что же он делает, спросили бы мы, и почему он студент? Говорят — он дома может заниматься, читать книги в библиотеках, составлять по ним записки и т. д. Тогда зачем университет, кафедра и профессор? — спросили бы мы.
Под личным руководством опытного представителя знания, кроме догматики науки, фактов, событий, почерпается сила убеждения, взгляд, критическая оценка, передаваемая нередко с жаром, с увлечением. Никакой книжный курс этого не даст!
И в то же время мудрый человек подчеркивает необходимость обильного дополнительного чтения (о чем было сказано в разделе «Стереотипия — интеллектуальная лень»):
Профессорские лекции, как бы они ни были полны, содержательны, исполнены любви к знанию самого профессора, все-таки суть не что иное, как только программы, систематические, постепенные указатели, регулирующие порядок приобретаемых знаний. Кто послушает только их и сам не заразится живой жаждой чтения, у того, можно сказать, все прослушанное в университете будет — как здание на песке.
Конечно, эти советы предназначены тем, кто хочет стать специалистом в своей области. Все эти рекомендации можно проигнорировать и тем не менее получить диплом, а то и прослыть широко образованным человеком.
Подводя итоги
Итак, лень — это чрезмерное проявление потребности экономить энергию, необходимую для удовлетворения всех потребностей живого организма. Как и в огромном количестве других случаев, и повышенная, и пониженная активность ведет к снижению адаптивной ценности данной формы поведения. Неумение отдыхать столь же пагубно, как и неумение перестать отдыхать. Нужно соблюдать золотую середину.
И второй вывод, который мы должны сделать: лень часто маскируется другими формами поведения; с другой стороны, то, что окружающие считают ленью, часто имеет в своей основе не стремление к экономии энергии, а совсем другие механизмы.
Продуктивной вам лени, читатель!
Почему они разные и как они связаны — решение проблемы прокрастинации
Люди часто ошибочно полагают, что прокрастинация — это то же самое, что и лень, или что прокрастинация всегда вызвана ленью. Это может привести к различным проблемам, таким как ненужное чувство вины перед прокрастинаторами и трудности в преодолении прокрастинации из-за непонимания ее причин.
Следующая статья проясняет заблуждения относительно связи между прокрастинацией и ленью, объясняя, что это за явления, каковы между ними различия, как они связаны и каковы практические последствия всего этого.
Содержание
Что такое прокрастинация
Прокрастинация — это акт неоправданного откладывания решений или действий. Например, если кто-то без причины откладывает работу над заданием до самого крайнего срока, несмотря на намерение работать над ним, этот человек откладывает.
Прокрастинация — это распространенное явление, которое хронически затрагивает примерно 20 % взрослых и 50 % студентов колледжей. Это связано с различными проблемами, такими как плохая успеваемость , ухудшение занятости и финансового положения, ухудшение эмоционального состояния, ухудшение психического здоровья, ухудшение физического здоровья и задержка в лечении своих проблем.
Существует множество различных типов прокрастинации, которые могут возникать по разным причинам и приводить к разным результатам. Тем не менее, следующие основные черты, определяющие прокрастинацию, характерны для большинства ее типов:
- Она связана с ненужной задержкой.
- Задержка обычно приводит к негативным последствиям с точки зрения таких факторов, как производительность прокрастинатора или эмоциональное благополучие, и эти негативные последствия обычно можно ожидать заранее. Таким образом, прокрастинация обычно считается неадаптивное поведение, а не адаптивное .
- Задержка часто — но не всегда — непреднамеренна, а это означает, что она происходит, несмотря на намерение прокрастинатора сделать все вовремя.
Что такое лень
Лень можно определить как добровольное нежелание прилагать необходимые усилия. Например, если кто-то никогда не делает домашнюю работу только потому, что не хочет прилагать усилий, даже зная, что это помешает ему достичь своих целей, этот человек ленив.
Лень может включать любое усилие (например, умственное или физическое), и люди, которые проявляют лень, обычно делают это, несмотря на то, что могут предсказать, что их поведение приведет к негативным последствиям, таким как снижение производительности или упущенные возможности.
Не существует общепринятого определения лени как психологического конструкта. Соответственно, его определение здесь основано на том, как оно было определено в ограниченном предыдущем исследовании, которое было проведено по этому понятию. Кроме того, ее определение здесь также объясняет связь лени с некоторыми устоявшимися психологическими понятиями, такими как 9. 0014 добросовестность , самоконтроль (также называется самодисциплина и сила воли ), регулирование усилия ( также называется управление усилием ), импульсивность , и мотивация , а также родственные понятия , например праздность , инерция и acedia .
Из этих понятий лень наиболее сильно связана с более низкой добросовестностью, где добросовестность — это черта дисциплинированности, ориентированности на достижения, трудолюбия, сосредоточенности и организованности. Это особенно связано с трудолюбием гранью добросовестности, которая иногда явно характеризуется как склонность к усердной работе, а не к лени, и которая часто оценивается с помощью утверждений, относящихся к усилиям, которые люди прикладывают к своей работе. работы, отражая либо лень (например, «я мало прилагаю усилий к своей работе»), либо ее отсутствие (например, «я прилагаю усилия»).
Лень относится и к другим понятиям и явлениям. Например, это может быть связано с тенденцией находить трудоемкие задачи неприятными, например, из-за низкой потребности в познании в случае задач, требующих когнитивных усилий. Точно так же лень также может быть связана с большей тенденцией прилагать усилий, обесценивая усилия, обесценивая результаты, для достижения которых требуются усилия.
В целом универсального определения лени как психологического конструкта не существует. Тем не менее, основываясь на прошлых исследованиях этого и связанных с ним конструктов, лень можно разумно определить как добровольное нежелание прилагать необходимые усилия, что полезно для понимания лени в связи с прокрастинацией.
Чем не является лень
Лень отличается от подобных понятий, в том числе:
- Отсутствие мотивации. Например, ленивый человек может быть сильно мотивирован на достижение определенной цели, но ничего не делает для ее достижения, так как не хочет прилагать никаких усилий. В качестве альтернативы тот, кто не мотивирован для достижения цели, может ничего не делать для ее достижения, даже если он не ленив, поскольку не видит причин для этого.
- Отсутствие самоконтроля. Например, ленивый человек может обладать сильным самоконтролем, поэтому он может легко избегать вовлечения в отвлекающие искушения, но все же не активно добиваться своих целей из-за нежелания прилагать усилия. С другой стороны, человек с низким уровнем самоконтроля может испытывать трудности в достижении своих целей из-за отвлекающих искушений, даже если он не ленив.
- Воспринимаемое усилие. Например, ленивый человек может воспринимать цель как требующую небольших усилий, но все же решить не стремиться к ней, потому что он вообще не хочет напрягаться. В качестве альтернативы, кто-то может иррационально воспринимать цель как требующую гораздо больших усилий, чем на самом деле, и поэтому не стремиться к ней, даже если он не ленив.
Однако лень также может сочетаться с этими понятиями. Например, ленивому человеку также может не хватать мотивации и самоконтроля, и он воспринимает цели как требующие больше усилий, чем они есть на самом деле.
Различные концепции лени
Лень обычно концептуализируется как черта личности , где она характеризует хроническую и относительно стабильную предрасположенность человека во времени, и в этом случае ее также можно обозначить как долгосрочная или хроническая лень. Однако его также можно концептуализировать как состояние , когда оно характеризует расположение человека в определенный момент времени, и в этом случае его также можно назвать краткосрочным , преходящим или острым . лень.
Кроме того, хотя лень обычно имеет отрицательный оттенок, особенно когда используется для описания чьей-либо личности, иногда он используется и с положительным значением. Например, некоторые люди могут с гордостью охарактеризовать себя как ленивых, чтобы показать, что они эффективно используют ресурсы, такие как свое время и усилия. Кроме того, иногда проводится различие между ленью, которая обычно приводит к0014 отрицательных исходов (описанных как деструктивных , контрпродуктивных или неадаптивных лени), и лени, которая обычно приводит к положительным исходам (описывается как творческих , продуктивных , или адаптивная лень).
Более позитивные коннотации лени отражают концептуализацию ее как нежелания прилагать усилия, независимо от причин этого и результатов, к которым это приводит. Однако эта концептуализация проблематична, поскольку, когда ожидается, что отсутствие усилий приведет к положительному результату, было бы правильнее рассматривать это как стратегическое использование ресурсов, а не как лень. Например, если кто-то не хочет прилагать усилий для работы над определенной задачей, потому что знает, что задача гарантированно провалится и нет никакой пользы от работы над ней, это, как правило, не будет считаться ленью. Точно так же, если кто-то не хочет прилагать усилия в данный момент, потому что важнее сделать перерыв и мысленно перезарядиться после предыдущей тяжелой работы, это также не будет считаться ленью. Это связано с критикой концепции активное промедление , имеющее сходство с этой формой лени.
Наконец, нежелание прилагать необходимые усилия обычно не считается ленью, если оно не является полностью добровольным, например, если оно вызвано глубинной проблемой, такой как истощение, эмоциональное выгорание или депрессия. Однако могут быть случаи, когда поведение, обусловленное такими проблемами, по-прежнему считается ленью, особенно неформально, например, когда кто-то устал после долгого рабочего дня и говорит, что ему лень мыть посуду.
Разница между прокрастинацией и ленью
Прокрастинация и лень – это два разных понятия: прокрастинация предполагает откладывание без необходимости, тогда как лень подразумевает добровольное нежелание прилагать необходимые усилия. Соответственно, прокрастинация — это не лень , и прокрастинировать можно, даже если не лень, или лениться, но не прокрастинировать.
Например, кто-то, кто хочет работать над проектом, может откладывать это (т. е. откладывать на потом), потому что не знает, с чего начать, хотя и не ленив. В качестве альтернативы, тот, кто не хочет усердно работать над проектом, потому что не хочет прилагать никаких усилий (т. е. потому что он ленив), может приступить к проекту без каких-либо задержек (т. какого-либо подходящего стимула.
Таким образом, неправильно широко полагать, что прокрастинация — это просто форма лени, что прокрастинаторы просто ленивы или что прокрастинаторы не заботятся о своей склонности к прокрастинации. На самом деле прокрастинаторы могут быть трудолюбивыми людьми, которые очень мотивированы действовать и преодолевать свою прокрастинацию. Таким образом, они часто намереваются работать так же усердно или усерднее, как не прокрастинаторы, и могут даже работать усерднее на практике. Один человек описывает свой опыт решения этой проблемы следующим образом:
«Давайте проясним: я не ленивый. У меня нет недостатка в энергии, мне неинтересно лежать на диване, у меня нет телевизора, я никогда не ношу пижаму весь день. Просыпаться после 7:30 для меня — это сон, даже в субботу. Мне вообще нравится работать.
Тем не менее, я проявляю постоянную неспособность выполнять свои повседневные задачи, поручения и проекты любым способом, который можно было бы считать своевременным. Почти все должно достичь какой-то «страшной точки», чтобы я, наконец, сдвинулся с места. Например, когда я ждал до последнего возможного дня, чтобы подать заявку на продление аренды, имея три месяца на подготовку. В конце концов, это заняло около пятнадцати минут, но, очевидно, мне нужно было быть в дне, чтобы потерять свой дом, чтобы сделать это».
— Из книги «Прокрастинация — это не лень» (Дэвид Кейн, 2011 г.)
Связь между прокрастинацией и ленью
быть подключенным, в первую очередь, в тех случаях, когда люди медлят, хотя бы частично, из-за лени. Например, если кто-то неоднократно откладывает работу над задачами просто потому, что не хочет прилагать необходимые усилия, даже зная, что это приведет к негативным для него результатам (например, некачественная работа), то этот человек откладывает выполнение задачи. лени и может быть охарактеризована как ленивый прокрастинатор .
Связь между ленью и прокрастинацией соответствует сильной связи, обнаруженной между прокрастинацией и связанными с ней понятиями, такими как низкая добросовестность, низкий уровень самоконтроля и высокая импульсивность. Кроме того, эта ассоциация также согласуется с тенденцией откладывать на потом из-за приоритета краткосрочной регуляции настроения над долгосрочными достижениями в том смысле, что люди откладывают на потом, потому что они хотят чувствовать себя комфортно в краткосрочной перспективе, даже если это означает, что они не в состоянии достичь своих долгосрочных целей.
В связи с этим типом прокрастинации, с которым особенно связана лень, является гедонистическая прокрастинация , которая включает добровольное откладывание дел из-за приоритета приятных занятий или из-за отсутствия заботы. Этот тип прокрастинации в первую очередь противопоставляется тревожной прокрастинации , которая включает в себя откладывание дел, несмотря на намерение поработать над ними и несмотря на осознание того, что промедление обречено на провал и иррационально.
Важно отметить, что эта связь не означает , что прокрастинация всегда вызвана ленью. Скорее это означает, что промедление может быть иногда вызвано — возможно, частично — ленью.
Другие причины прокрастинации
Когда людям нужно что-то сделать, они полагаются прежде всего на свой самоконтроль, чтобы заставить себя это сделать. Кроме того, их самообладание часто подкрепляется их мотивацией, что помогает им действовать своевременно.
Прокрастинация возникает, когда такие факторы, как беспокойство и страх неудачи, перевешивают самоконтроль и мотивацию людей, которые также могут быть ослаблены такими проблемами, как истощение или отдаленные результаты.
Согласно этой психологической схеме, лень является фактором, который играет роль, противоположную самоконтролю и мотивации, подобно таким факторам, как тревога. В частности, чем более неохотно кто-то прилагает усилия, тем больше вероятность того, что они без необходимости откладывают их.
Однако, согласно той же схеме, у прокрастинации помимо лени есть много других причин, таких как неприятие задачи, перфекционизм, тревога, страх неудачи, истощение, абстрактные цели и отдаленные результаты. Это означает, что не все, кто откладывает дела на потом, делают это из-за лени, и даже люди, которые в какой-то степени откладывают дела на потом из-за лени, скорее всего, вынуждены откладывать дела и по другим причинам.
Приписывание прокрастинации лени
Люди часто приписывают прокрастинацию, в том числе собственную, лени.
Эта атрибуция неверна, поскольку предполагает, что все прокрастинация всегда вызвана ленью, поскольку прокрастинация также может быть вызвана другими проблемами. Однако эта атрибуция может быть правильной в тех случаях, когда речь идет о конкретном случае, когда кто-то действительно медлит из-за лени. Тем не менее, есть несколько важных предостережений, которые следует иметь в виду в отношении такой атрибуции:
- Люди часто неправильно понимают, что такое прокрастинация и лень, или они могут определять эти понятия по-разному.
- Люди могут ошибочно предположить, что кто-то, в том числе и они сами, медлит из-за лени, тогда как на самом деле их поведение обусловлено другими проблемами, такими как истощение, апатия или депрессия.
- Даже в тех случаях, когда люди в какой-то степени прокрастинируют из-за лени, это не означает, что лень является единственной или главной причиной их прокрастинации.
С другой стороны, важно также иметь в виду, что люди иногда ошибочно полагают, что лень не играет никакой роли в прокрастинации, как в целом, так и в конкретных случаях, когда она действительно играет роль. Это может происходить по разным причинам, например, из-за того, что они не знают о связи между двумя понятиями, из-за того, что они занимаются самосовершенствованием, приписывая прокрастинацию причинам, которые, по их мнению, лучше отразятся на их личности, или что они предпочитают приписывают прокрастинацию причинам, которые подтвердят их ранее существовавшие убеждения.
Как преодолеть прокрастинацию
Чтобы перестать прокрастинировать прямо сейчас , определите самый маленький возможный шаг, который вы можете сделать, чтобы продвинуться к своим целям, и попытайтесь начать именно с этого крошечного шага, позволяя себе делать ошибки во время попытки. Например, если вам нужно написать эссе, вы можете решить начать с написания всего одного предложения, принимая при этом, что оно не будет идеальным и может быть даже довольно плохим поначалу.
Кроме того, вы также можете упростить начало работы, например, подготовив все необходимое для работы, не пытаясь приступить к самой работе, а также усложнить прокрастинацию, например, устранив потенциальные отвлекающие факторы от ваша среда.
Чтобы преодолеть прокрастинацию в долгосрочной перспективе, сделайте следующее:
- Установите конкретные и реалистичные цели. Например, если вы хотите начать заниматься спортом, хорошей целью может быть «успеть пробежать 1 милю подряд к концу месяца», а плохими целями могут быть «побегать немного» (неконкретно) и «пробежать марафон». к концу месяца» (нереалистично).
- Оцените свою прокрастинацию. Во-первых, определите ситуации, в которых вы откладываете без необходимости, чтобы выяснить, как вы откладываете (например, просматривая социальные сети). Затем подумайте об этих ситуациях, чтобы также выяснить , где и , когда вы откладываете (например, при запуске или завершении задач, утром или вечером, дома или в библиотеке). Наконец, выясните , почему вы прокрастинируете (например, из-за перфекционизма, страха, беспокойства, депрессии, СДВГ, поиска острых ощущений или абстрактных целей), возможно, после прочтения, почему люди прокрастинируют.
- Создайте план действий, основанный на соответствующих методах борьбы с прокрастинацией , принимая во внимание цели, которые вы ставите, и характер вашей проблемы с прокрастинацией.
- Реализуйте свой план , а затем отслеживайте свой прогресс и совершенствуйте свой подход, в первую очередь выясняя, какие методы работают для вас и как вы можете реализовать их наиболее эффективно.
Ниже приведены ключевые методы борьбы с прокрастинацией, которые вы можете использовать:
- Разбейте задачи на управляемые шаги (например, подзадачи, которые вы можете легко выполнить).
- Сделайте крошечный первый шаг (например, поработайте всего 2 минуты).
- Разрешите себе совершать ошибки (например, признав, что ваша работа будет несовершенной).
- Облегчить выполнение действий (например, подготовив все необходимое заранее).
- Сделайте работу более приятной (например, послушайте музыку).
- Затруднить прокрастинацию (например, устранив потенциальные отвлекающие факторы).
- Задержка перед тем, как поддаться импульсу прокрастинировать (например, сначала сосчитав до 10).
- Установите сроки (например, решив, что вы завершите определенную задачу к завтрашнему вечеру).
- Спланируйте, как вы будете справляться с препятствиями (например, приняв решение, что если произойдет X, вы сделаете Y).
- Определите свои страхи и избавьтесь от них (например, подумав, какой совет вы бы дали другу).
- Повысьте свою мотивацию (например, отмечая серии дней, когда вы достигаете своих целей).
- Увеличьте свою энергию (например, делая необходимые перерывы).
- Улучшите свою среду (например, добавив напоминания о своих целях).
- Использовать социальные приемы (например, подражание образцу для подражания).
- Использование методов тайм-менеджмента (например, последовательное чередование работы и отдыха).
- Создание стартовых ритуалов (например, обратный отсчет от пяти до нуля).
- Начните с лучшей или худшей задачи (например, с самой легкой или самой сложной).
- Развивайте самоэффективность (например, размышляя о своих успехах).
- Развивайте самосострадание (например, напоминая себе, что все делают ошибки).
- Лечение основных состояний (например, СДВГ).
Для получения дополнительной информации об этих методах и способах их эффективного использования см. руководство о том, как перестать прокрастинировать.
Вы можете использовать любую комбинацию методов, которую вы хотите , но следует начать с нескольких, которые кажутся наиболее подходящими для вашей ситуации.
Вероятно, вам будет полезно записывать такие вещи, как ваши цели и планы. Это может иметь различные преимущества, например, помочь вам мыслить более ясно и сделать ваши решения более конкретными.
Вы можете использовать аналогичный подход в качестве вмешательства, чтобы помочь другому человеку перестать прокрастинировать , выполняя вышеуказанное от его имени, делая это вместе с ним или поощряя его делать это самостоятельно.
Наконец, помните, что несовершенное действие, как правило, лучше, чем бездействие , так что вы получите больше пользы, если попытаетесь сделать только некоторые из вышеперечисленных действий, чем если застрянете, ничего не делая. Кроме того, чем дольше вы откладываете, тем больше вероятность, что вы ничего не сделаете, поэтому вы должны начать прямо сейчас, понимая, что сначала вы, вероятно, сделаете что-то неправильно, но со временем вы сможете улучшить свой подход. .
Если вы чувствуете себя перегруженным, просто начните с первой техники в этом разделе (совершение крошечного шага), пока не почувствуете, что готовы сделать больше. Определение
в кембриджском словаре английского языка
Переводы слова laziness
на китайский (традиционный)
懶惰…
Увидеть больше
на китайском (упрощенном)
懒惰…
Подробнее
на испанском языке
pereza, pereza [женский род, единственное число]…
Подробнее
на португальском
preguiça, preguiça [женский род]…
Увидеть больше
на других языках
на французском языке
на японском языке
на турецком языке
на голландском языке
на чешском языке
на датском языке
на индонезийском языке
на тайском языке
на вьетнамском языке ese
на польском
на малайском
на немецком
на Норвежский
на украинском
paresse [женский род], праздность [женский род], paresse…
Увидеть больше
怠惰(たいだ)…
Узнать больше
тембеллик…
Узнать больше
luiheid…
Подробнее
леност…
Подробнее
dovenskab…
Увидеть больше
кемаласан…
Подробнее
Подробнее
sự lười nhác…
Подробнее
lenistwo…
Узнать больше
kemalasan…
Увидеть больше
умереть Faulheit…
латскап [мужской род], avslappetet [мужской род], латскап…
Подробнее
линощі, ледарство…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Как произносится лень ?
Обзор
лазарет
БЕТА
бездельничать
ленивый
лениво
лень
бездельник
ленивый
ленивая река
ленивая Сьюзан
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Попробуйте пройти тест
Слово дня
излучать
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈreɪ.di.eɪt/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈreɪ.di.eɪt/
для производства тепла и/или света или (тепла или света) для производства
Об этом
Блог
Набраться смелости: разговор о смелости