Чем отличается православие от католицизма кратко: О Православии и католичестве / Православие.Ru
«Кто такой католик?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
Детский вопрос
Анонимный вопрос
·
97,5 K
ОтветитьУточнить
Первый
Анна Катышева
38
Выпускница Школы Культурологии НИУ ВШЭ · 15 июл 2019
Католик – это человек, который верит в то, что Иисус Христос — сын самого Высшего Бога, который способен творить чудеса на земле — излечивать людей, влиять на судьбы. Его католики считают своим Богом. Католичество является одним из видов большого направления Веры — христианства, куда так же входит православие (то есть основное вероисповедание в России).
Католики и православные (то есть церковь в России) верят в одного бога, но между этими направлениями существует немало различий. Так, например, главой католической церкви и высшим авторитетом в делах веры является папа римский, который при этом считается не просто главным среди остальных священнослужителей, а некой «заменой» Бога земле.
Кроме того, в католицизме все священники дают обет безбрачия — то есть им нельзя заводить семью. В православии этого не могут делать только некоторые служители церкви, придерживающиеся очень строгих правил.
Креститься принято не справа налево (как в православии), а слева направо. Расторгать брак в католичестве нельзя (православии в некоторых случаях можно).
68,8 K
Адита Сигорян
24 февраля 2020
В православии священник не может жениться после того, как рукоположен в сан. А до этого — может, и это считается… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Александр Раммер
4,2 K
Увлекаюсь историей, публицистикой и компьютерными играми, а также понемногу всем. .. · 2 июл 2019
Католик — это человек, исповедающий католицизм — одну из ветвей христианства.
Отличается католицизм от, например, православия тем, что православные считают святых Отца, Сына и Духа тремя разными сущностями, а католики — проявлением одной и той же.
А вообще католическая церковь является самой крупной из христианских (1,25+ млрд. последователей). Кстати, официально Папа… Читать далее
30,3 K
Rodion S.
12 декабря 2019
Печально, что автор не знает учения о Троице
Комментировать ответ…Комментировать…
Гриша Хартиков
8
Музыкант, математик · 4 мар 2022
С ребенком на такие темы лучше пока не разговаривать. Сначала лучше воспитать его в правильной вере, объяснить, кто такой Бог, кто такой Христос, помочь ему наладить правильные доверительные отношения с Богом. Ребенок еще не в состоянии в полной мере осознать исповедь, покаяние, свою греховность и Божье всепрощение.
Затем, когда он подрастет, станет подростком, когда у… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Православие и католицизм — краткая история раскола — Вера
В статье изложена краткая история раскола Христианской Церкви на Православие и Католицизм. Великая Схизма 1054 года была настоящей трагедией, которая разделила христианский мир на восток и запад, но что ей предшествовало? Автор рассматривает причины возвышения Римской Церкви, а также четыре этапа ее отделения от Православия.
Одной из самых страшных трагедий в истории христианства является раскол Церкви на православных и католиков в 1054 году. Раскол можно сравнить с разводом – в нем много ненависти, интриг, лжи, боли и обиды. Единство — это признак любви, желания слышать друг-друга. Те, кто еще вчера клялись в любви друг другу, сегодня даже есть за одним столом не будут. Особенности церковного раскола в том, что он далеко не всегда проходит со временем. Он принципиальный. И, конечно, за прошедшие 1000 лет история обросла мифами и стереотипами, которые буквально въелись в сознание обывателя и даже вошли в учебники. Любая попытка избавить от этих мифов и кратко изложить причины расхождения воспринимается некоторыми как предательство или отступничество от веры. Ты обязательно должен сыпать проклятиями и злостью.
Иногда мне кажется, что ненависть к католикам является неотъемлемым атрибутом православного человека. Причем, объяснить, чем именно мы отличаемся от «них» и в чем причины этого Раскола мало кто сможет. Чаще всего, люди перечисляют стереотипы и гордо констатируют факт, что «католики злые еретики, которые нас предали, просто потому что они – такие». В этой статье я предлагаю вам без эмоций, штампов и стереотипов краткую историю расколы Единой Церкви на православных и католиков, а также попробовать подумать, кто же и от кого откололся. Для вашего удобства я разбил все на 4 шага.
Как Римская Церковь получила первенство?
Первая половина I века. Ближний Восток. Горстка учеников Иисуса Христа начинает проповедовать новое учение о прощении грехов и воскрешении из мертвых через Богочеловека Мессию Иисуса из города Назарет. Первых христиан мало, их жизнь полна опасностей, у них нет политического влияния, нет союзников и кажется, что весь мир против них. Но уже через пару десятилетий весь греко-римский мир наполнится христианскими общинами. Поначалу они были независимыми друг от друга. Они управлялись епископом или поставленным им пресвитером. Никакой единой структуры в виде Поместных Церквей или Римо-Католической жесткой вертикали власти в первые годы еще нет. Только епископ/пресвитер и община. На заре истории Церкви условный центр находился в Иерусалиме. Оттуда шла миссия в диаспоры, и именно там собирались апостолы – свидетели жизни, учения и воскрешения Иисуса Христа. Конечно, они следят за порядком в Церкви, рукополагая епископов и наставляя общины, но их контроль не тотальный. Да и сложно себе это представить в I веке.
В 60-х годах I века все резко меняется. Начинаются гонения на христиан. Одновременно с этим, националистические настроения среди евреев в Иерусалиме достигли пика. Начался открытый бунт против оккупации Рима. Как вы понимаете, это восстание было обречено на провал, т.к. небольшие силы восставших не шли ни в какое сравнение с военной машиной Римской империи. Итог, думаю, вам известен. Иерусалим окружили. Там начался голод, приведший к каннибализму. Через некоторые время город взяли штурмом и сравняли с землей. Центр христианского мира был уничтожен, и Церковь была вынуждена учиться выживать в новых условиях.
В таких условиях начинает выделяться община города Рим. Тому есть ряд причин:
- Задумывались ли вы, как общины общались друг с другом? Вот, к примеру, община Карфагена впала в ересь и отошла от Церкви. Это значит, что с ней нельзя общаться. Но как об этом узнают христиане из общин Египта или Малой Азии? Пока новости (в разных вариациях) дойдут до удаленных уголков, пройдет очень много времени. Все дороги ведут в Рим. Именно столица всего Греко-Римского мира может быстрее всего реагировать на проблемы и вызовы этого мира и сообщать остальным. Скажу даже больше, римский папа очень быстро стал третейским судьей в спорах остальных общин христианского мира.
- Рим был городом императора и сената. Это центр политической жизни. В христианских общинах Римской Церкви было множество тайных христиан из самой верхушки власти (военные, сенаторы и даже родственники императора). Папа Римский обладал таким большим влиянием, что даже мог спасти от казни плененных христиан.
- Рим был местом последней проповеди и мученической смерти первоверховных апостолов Петра, Павла и множества других великих учителей Церкви. Это, в свою очередь, гарантировало чистоту ее веры.
- Римская Церковь никогда не была обличаема в ереси. Да-да, я не ошибся. Вот закройте на секунду глаза и просто представьте себе мир глазами христианина первого тысячелетия. На востоке постоянно бушуют споры, гремят проклятия, рождаются ереси. То Александрия, то Антиохия и даже Константинополь то и дело «пачкались» в этих спорах. Догматические споры часто приправлялись обильно политическими интригами византийского двора. Короче, на востоке кипит жизнь и споры. На фоне всего этого спокойно стояла Римская Кафедра, которую охотно воспевали в своих письмах некоторые восточные религиозные деятели в типичном византийском льстивом стиле. Там не рождаются ереси. Рим всегда стоит на стороне Православной веры (возьмите хотя бы папу Льва Великого, который был главным защитником Православной веры на IV Вселенском соборе). Да, так есть учение о примате римского папы, да там есть Чистилище и пр. Но они все время оставались местным преданием и Церковь никогда не обличала их на соборе, хотя и восторга по этому поводу было мало.
Это все только самые очевидные причины, которые привели к тому, что сразу после падения Иерусалима в кратчайшие сроки Римская кафедра занимает лидирующее положение в Церкви. НО! Мы можем точно сказать, что, не смотря на уважение, влияние и авторитет папа римский никогда не считался выше остальных собратьев (по крайней мере, на востоке, в древних общинах). Он не мог сместить другого епископа, назначить или отменить решение поместного собора. Да, он мог метать громы и молнии, разрывать общение, но, если вся остальная Церковь считала это лишь его капризами, никто на это не обращал внимание (возьмите, к примеру, конфликты с Константинопольским патриархатом где римские папы разрывали общение и низлагали патриархов и получали полный игнор со стороны всех христиан востока, словно никто этих проклятий не замечает). Впоследствии эти функции у него появились на западе среди новых общин, но об этом позже.
Шаг первый: перенос столицы из Рима в Константинополь
Римская Церковь была хоть и не главной, но особенной именно в силу своего расположения и близости к императору. Но в IV веке при св. равноапостольном императоре Константине происходит событие, которое, на мой взгляд, заложило «бомбу замедленного действия» в отношения востока и запада.
Дело в том, что император Константин решил основать новый Рим и перенести столицу туда. Сказано – сделано, и вот на берегу Мраморного моря возвысился новый город. Какое отношение это имеет к расколу церкви, спросите вы? Я отвечу вам вопросом на вопрос: «А почему епископ Рима имел первенство чести?». С возникновением нового Рима возникает и новый епископ, близкий к императору и сидящий в столице империи. Логично, что он, как имеющий непосредственный доступ к императору, должен помогать тому решать внутрицерковные вопросы (да, тогда любые церковные нестроения часто приводили к волнениям во всей империи, поэтому император был заинтересован в их быстром и безболезненном разрешении). К этому моменту в Римской Церкви уже формируется видение своей исключительности на фоне остальных Поместных Церквей. Возвышение Константинопольского епископа рассматривается ими уже как посягательство на их исключительное положение. Римские папы начинают очень болезненно реагировать на любые попытки оформить новую систему и признать особый статус кафедры Константинополя. Но, несмотря на все протесты пап и обвинения в попытке узурпировать власть в Церкви, на II и IV Вселенских соборах окончательно оформляется новый порядок, который учитывал не только древность кафедры, но и политические реалии империи.
Стоит отметить, что логику римских пап легко переняли сторонники идеи «Москва — Третий Рим».
Шаг второй: Разделение Римской империи и политический кризис на Западе
Римская империя была слишком огромной. Управлять ей становилось все сложнее. Поэтому после смерти императора Феодосия Великого в 395 году она была разделена на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. И это событие также повлияло на грядущий раскол. Если раньше все христианские общины находились в рамках одной империи и в одинаковых условиях, то теперь они четко делятся на две стороны.
На Востоке древние общины долгое время существовали в условиях сильной власти императора и относительного мира. Церковная самостоятельность там была сильно подавлена. На Западе дела обстояли совсем иначе. Там царили политический хаос и постоянная борьба за власть. В итоге, глубокий политический и экономический кризис привел к тому, что в V веке варварские народы просто уничтожили ее, разделив между собой и основав новые государства. В таких условиях единственным источником стабильности была Римская Церковь, по-прежнему связывающая запад в единое целое. Поместные церкви запада в таких условиях сплачиваются вокруг Римского папы и полностью теряют свою независимость, де-факто превращаясь в назначенных им управляющих.
В новых условиях Римская Церковь полностью переориентируется в политическом плане на новые варварские государства, все дальше удаляясь от Византийской империи и пытаясь выжить в меняющемся мире. Это очень хорошо заметно в VII – VIII веках. Там произошло сразу два политических скандала, связанных с Римской Поместной Церковью.
Карта папского государства до его ликвидации
Возникновение папского государства
В 756 году на карте Европы возникает уникальное государство – Папская область. Король франков, уставший постоянно защищать Рим от набегов варваров, подарил Римской Церкви целую провинцию в центре Италии. Таким образом, епископ Рима стал не просто главой всех Поместных Церквей запада, а правителем Рима. Восточная Римская Империя не признала этого, т.к. считала, что эти земли по праву принадлежат ей, а римский папа вступил в сговор с варварами-захватчиками.
Коронация Карла Великого императором
В 800 году в базилике св. Петра папа Лев III короновал Карла Великого императором Рима. Вы представляете, какую реакцию это вызвало у Византии? Епископ по своему желанию дает императорский титул, да еще и кому?! Варвару! Захватчику! Стоит ли говорить, что теплоты в отношения востока и запада это не добавило? Однако, это привело к другим последствиям.
Шаг третий: разное устройство Церкви
Как я уже говорил, первоначально, Православная Церковь была семьей равных независимых Поместных Церквей. Поместные Церкви, в свою очередь, были объединениями общин данной области во главе с епископом самого крупного (или древнего) города. Империя хоть и внесла особенности в это устройство постоянным вмешательством в дела Церкви, но кардинально ничего не изменила. Все поместные Церкви равны, независимы и отличаются лишь почтением (уважением).
Но, в силу написанного мною выше, Римская Церковь на западе рождает новую, ранее неизвестную на востоке, модель устройства Церкви. В Центре ее стоит Рим. Епископ Рима, как наместник апостола Петра обладает абсолютной властью над Вселенской (Кафолической/Католической) Церковью и стоит выше всех прочих епископов. Конечно, на востоке никто не признавал это нововведение, но на западе дела шли иначе. Там постепенно образовался свой мир. Причем, стоит отметить, что нормального общения между древними Поместными Церквями Востока и Поместными Церквями Запада не было. Весь запад представляли посланники папы римского. Подозреваю, что это нежелание общаться было взаимным.
Это новое учение о Церкви, в сочетании с нарастающим конфликтом с патриархом Константинополя и политическим кризисом Востока и Запада, и стало, в итоге, главной причиной раскола 1054 года. Начиная с папы Льва I с каждым столетием папы все меньше считали себя равными прочим патриархам, и все больше считали себя особенными, обладающими абсолютной властью в Церкви. В итоге, это привело к серии конфликтов между Римом и Константинополем. Последним из которых стала схизма 1054 года. Конечно, никогда не подчинявшиеся Римской Церкви древние общины востока и в этот раз отказались ей подчиняться. Весь восток поддержал патриарха Константинополя. Лишившись общения с восточными Церквями, Римская кафедра осталась в своей вселенной, где она была центром всего христианского мира и уже никто не мог претендовать на ее место. Можно сказать, что Римо-Католическая Церковь окончательно сформировалась именно во второй половине XI века, когда они разорвала все контакты с христианами востока и осталась вариться в собственном соку. В итоге, учение о первенстве Римского Папы продолжало эволюционировать. При таких папах как Иннокентии III Римские епископы фактически правили всей Европой. К сожалению, чем выше росла власть Римского епископа тем больше он отдалялся от восточных собратьев, которые по-прежнему не считали его выше себя.
Шаг четвертый: открытая агрессия
Самое удивительное, что схизму 1054 года первоначально никто не воспринимал как конец света. Да, было разорвано общение и начались ожесточенные споры, но в сознании многих христиан запада и востока еще оставалась память о потерянном единстве. Это хорошо показывают династические браки православных и католических правителей, а также воспоминания св. Марка Эфесского, участника Ферраро-Флорентийского собора. К примеру, Жена императора Священной Римской Империи Генриха IV Евпраксия была сестрой Владимира Мономаха, православной.
Хорошо, но когда же настал окончательный разрыв, если не в 1054 году? Ответ прост: он был постепенным.
Первым «звоночком» стали Унии – т.е., поглощение Поместной Православной Церкви. Формально сохраняя богослужение и традиции, Поместная Церковь признавала главенство Римского папы и принимала вероучение Католической Церкви. Часто принятие Унии сопровождалось длительными политическими интригами, а также договорами с местной знатью и правящими кругами. Нежелание Рима обсуждать вопросы, навязывание своей воли убедило многих православных в том, что Рим настроен враждебно и не считает их больше братьями.
Далее последовали Крестовые походы. Конечно, они начались по просьбе Византийской империи, которая терпела поражения от мусульман. Всю Европу охватил ажиотаж. Святая Земля рисовалась в головах людей раем на земле, где течет молоко и мед. Десятки тысяч людей, от детей и нищих до профессиональных солдат целыми армиями шли на Восток, помогать восточным христианам. Проблема заключалась в том, что в освобожденных городах крестоносцы начали ставить своих епископов, а не возвращать местных. Это тоже было сигналом к тому, что никто ни с кем договариваться не собирается.
Еще одним доказательством того, что за братьев восточных христиан уже не считают стало разграбление Константинополя в 1204 году. Участники IV Крестового похода захватили и разграбили столицу Византии, установив там Латинскую Империю. В сознании многих поколений православных это стало символом агрессии и желания уничтожить Православие.
Православные и Католики
Почему я считаю, что именно Римская Церковь отпала от Православия, а не наоборот? Ответ простой, христианство распространялось именно с востока на запад. Вся богословская жизнь зарождалась и кипела именно на востоке. Да, Рим не отпадал в ересь до раскола 1054 года, но отчасти это было продиктовано именно низким уровнем развития богословия (оно начало развиваться позже, в XI веке с приходом схоластики). Это было объективным следствием того упадка, который господствовал на западе с крушением Западной Римской Империи в течение нескольких столетий. Постепенно, Рим обособлялся от всех остальных восточных церквей, создавая новый церковный порядок на западе, центром которого был Рим. В итоге, это привело к конфликту со «старыми» церквями, которым это новое учение не было свойственно.
История раскола христианского мира на православие и католицизм — это трагедия, которая не может быть преодолена уже почти 1000 лет. Я не утверждаю, что указал все причины. Но, я хотел лишь обратить внимание на то, что за любой трагедией кроется длинная история, в которой тесно переплетается множество факторов. Люди часто становятся лишь жертвами обстоятельств и большой игры политиков.
Автор: священник Александр Данилов
Сравнение и противопоставление православных и католиков
РОБЕРТ АЛЛЕН
29 СЕНТЯБРЯ 2017
КЛАСС
… Pool/Getty Images News/Getty Images
Более 1000 лет существовала монолитная христианская церковь. Затем, в 1054 г. н.э., Папа и Константинопольский патриарх отлучили от церкви, что привело к так называемому Великому расколу, во время которого основная христианская церковь разделилась на так называемую католическую церковь на западе и православную церковь на востоке. Хотя между двумя конфессиями есть много общего, как в вере, так и в практике, каждая из них имеет свои отличительные черты.
Исследуйте эту статью
- убеждения
- Ритуалы
- Структура
- Достигнув
1 Вартия
Дивизионные и восточные церкви Ортодокс разделяют много ярлена. , его непорочное рождение, его смерть и последующее воскресение, а также его ожидаемое возвращение на землю. Обе деноминации также признают учения, выраженные на первых семи вселенских соборах.
В основе Великого раскола между Римско-католической и Восточной православной церквями лежало то, как выражалась идея Троицы. В то время как Восточная православная церковь подчеркивала особую индивидуальность каждого члена Троицы, Римско-католическая церковь подчеркивала единство сущности Троицы. Кульминацией этого разделения стал спор о филиокве, который был одним из основных богословских триггеров Великого раскола. Церкви также расходились во взглядах на вечную девственность Марии, а также на природу первородного греха.
2 Ритуалы
Как в римско-католической, так и в восточно-православной церквях есть семь таинств. К ним относятся крещение, конфирмация, покаяние, причастие, брак, священный сан и помазание больных. Сегодня практика этих таинств в обеих церквях почти идентична по форме и содержанию.
Одно заметное различие в ритуалах между двумя группами проявляется в общении. В то время как Восточная православная церковь использует дрожжевой хлеб, Римско-католическая церковь использует пресный хлеб. Каждая из них также придерживается различных взглядов на причастие: Восточная православная церковь верит, что Иисус Христос мистическим образом присутствует в общении, в то время как Римско-католическая церковь верит, что хлеб и вино буквально, но незримо превращаются в тело и кровь Иисуса Христа. .
3 Структура
И римско-католическая, и восточно-православная церкви используют иерархическую форму церковного управления — существует несколько уровней священства, включая священников, монахов, монахинь и различные уровни епископов. В Римско-католической церкви епископа Рима называют Папой, и он находится на вершине организационной иерархии католической церкви. В католической церкви он считается представителем Христа как главы католической церкви на земле. Восточную Православную Церковь возглавляют патриархи, и каждый патриарх является административным главой Православной Церкви в данном географическом регионе. Эти патриархи считаются равными, и ни один из них не имеет власти над другим. Отказ Восточной православной церкви подчиниться воле епископа Рима был основным политическим фактором Великого раскола.
4 Reach
Римско-католическая церковь распространилась по всему миру, доминируя над большей частью западной религии. По состоянию на 2012 год во всем мире насчитывалось около 1,18 миллиарда католиков. В США проживает около 60 миллионов католиков, и католическая церковь играет активную роль в мировых делах, в том числе в международных отношениях через свой собственный город-государство Ватикан.
Во всем мире насчитывается около 200 миллионов последователей православия. Самая большая концентрация восточно-православных христиан находится в Русской православной церкви, которая, по оценкам, насчитывает около 100 миллионов приверженцев. Православию было очень трудно завоевать влияние на Западе, а число православных в США составляет от 1,5 до 3 миллионов — меньше, чем во многих протестантских конфессиях.
Об авторе
Роберт Аллен уже более десяти лет работает писателем на полную ставку. Ранее он работал в сфере информационных технологий в качестве сетевого инженера. Аллен получил степень бакалавра истории и религии/философии в Уэслианском университете Индианы, степень магистра гуманитарных наук в Университете Центрального Мичигана и закончил аспирантуру Христианской теологической семинарии.
Статьи по теме
Что именно разделяет католиков и православных?
Восточные православные завершили свой «Святой и Великий Собор» в минувшие выходные, задуманный как «всеправославное» мероприятие, несмотря на то, что четыре церкви, включая русскую взгляд на факторы, которые отделяют католиков от их сестринских церквей на востоке.
Основными вопросами разногласий являются первенство епископа Рима и элементы тринитарного учения, хотя конфликт существует и по поводу непорочного зачатия, чистилища и других доктрин.
В течение 1000 лет церкви востока и запада находились в общении друг с другом, проведя семь вселенских соборов между 325 и 787 годами для определения христианской веры.
Но со временем культуры латиноязычного запада и грекоязычного востока становились все более отчужденными, между ними росло недоверие и вражда. Время от времени случались расколы, но они были исцелены, такие как акакийский раскол конца пятого века и фотийский раскол 860-х годов.
Первенство епископа Рима
После 1009 года епископ Рима не фигурировал в диптихах – списке епископов, находящихся в общении с поместной Церковью – Константинополя, традиционно считающегося «первым среди равных» в православном мире .
В 1054 г. папская делегация к Константинопольскому Патриарху отлучила патриарха от церкви и в свою очередь была им отлучена. Хотя этот раскол был в такой же степени результатом личной неприязни и непонимания, как и все остальное, раскол так и не был исцелен, как это было с более ранними расколами.
Не менее важным, чем раскол 1054 года, было разграбление Константинополя в 1204 году. Крестоносцы с Запада, которые должны были продолжить свой путь в Иерусалим, чтобы освободить его от контроля мусульман, вместо этого потратили три дня на разграбление и вандализм в столице Византийская империя. Мешок укрепил недоверие и недовольство Востока по отношению к Западу, предотвратив заживление раскола.
Главным богословско-экклезиологическим разделением между восточным православием и католицизмом является роль епископа Рима или Папы. На западе церковное единство выражалось в общении с епископом Рима, как преемником св. Петра.
Папское первенство было определено для католической церкви на Первом Ватиканском соборе, состоявшемся в 1870 году. Этот собор, который католики считали вселенским, учил, что епископ Рима обладает непосредственной и прямой юрисдикцией над всей Церковью, и что, когда он говорит ex cathedra он обладает непогрешимостью.
Восточные православные, с другой стороны, имеют соборную модель Церкви. Для них единство осуществляется через общую веру и общение в таинствах, а не через централизованную власть. Они не признают власти епископа Рима над всеми христианами, но считают его равным другим епископам, хотя и с первенством чести.
Восточное православие поддерживает различные формы соборности: классически это выражалось в «пентархии», смысле пяти патриархатов: Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Однако пентархии бросили вызов появление новых патриархатов за пределами классического христианского мира и их вызовы историческим патриархатам.
Константинополь стал считать себя «Вторым Римом» после падения Римской империи на западе, но после захвата города османами в 1453 году Москва стала считать себя «Третьим Римом». Теория приписывается русскому игумену Филофею Псковскому, который включил ее в письмо, написанное в 1510 г.
Это было подкреплено утверждениями русских православных о том, что Константинопольский патриархат впал в ересь, приняв Флорентийский собор в пятнадцатом веке и (хотя и ненадолго) вступив в союз с епископом Рима.
Соборность известна в Русском Православии как соборность , термин, обозначающий Церковь как общность индивидуального многообразия в свободном единстве.
Отец Сергей Булгаков, русский православный священник, написал в своей работе 1935 года Православной Церкви , что «целостное единство» для Церкви «может быть осуществлено только двумя путями: православной соборностью, «соборностью» или авторитарной монархией католицизма».
Филиокве
Следующим препятствием воссоединению между католиками и православными, помимо вопроса о папском первенстве, является пункт о филиокве – «и Сын», который был добавлен в текст Никео-Константинопольского символа веры в запад, чтобы описать процессию Святого Духа.
Текст символа веры был согласован на Первом Никейском и Первом Константинопольском соборах в 325 и 381 годах соответственно, говоря, что Святой Дух исходит от Отца. Но католическая церковь в Испании добавила к символу веры в шестом веке, чтобы сказать, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, как способ борьбы со скрытым арианством. (По сути, арианство было ересью, преуменьшавшей божественность Христа.)
Добавление filioque медленно принималось на Западе, но на Востоке рассматривалось как новшество, в лучшем случае ненужное, а в худшем — еретическое. По словам митрополита Каллистоса Уэра, некоторые восточные православные считают, что filioque не является еретическим само по себе, при условии, что оно правильно объяснено и понято, но, тем не менее, является несанкционированным дополнением к символу веры.
Папский совет по содействию христианскому единству заявил, что доктрина filioque «не может показаться противоречащей ни монархии Отца», ни роли Отца как единственного источника Духа.
Североамериканская православно-католическая богословская консультация в 2003 году смогла подписать соглашение, в котором говорилось, что филиокве не обязательно должно быть вопросом, разделяющим Церковь. Более того, католики не всегда произносят filioque в символе веры: всякий раз, когда он читается на греческом языке, используется исходный текст, и восточно-католические церкви теперь не читают его, рассматривая его использование как «латинизацию».
Нерушимость брака
Особое значение в последнее время имеет то, что православные и католики также расходятся во мнениях относительно нерасторжимости брака.
Католическая церковь считает, что сакраментальный брак, который был завершен, может быть расторгнут только смертью, в то время как восточные православные признают нерасторжимость как характеристику брака и идеал, к которому нужно стремиться, они обычно признают, что развод и повторный брак может возникнуть.
Восточно-православное принятие развода связано с историческим подчинением Церкви императору в Византийской империи, по словам архиепископа Кирилла Василия, секретаря Конгрегации восточных церквей.
Император Юстиниан II вновь ввел развод в Византийской империи примерно в 700 году, и из-за тесных связей между Константинопольским Патриархатом и империей это нововведение постепенно разрешилось на востоке.
Тем не менее, для восточных православных трудно найти общий ответ по вопросу о браке, и среди них наверняка много противников развода.
Чистилище, Непорочное зачатие и другие разногласия
Чистилище — еще одна тема разногласий. В то время как восточные православные молятся за усопших верующих и, таким образом, имеют некоторое представление о том, что они находятся в ситуации, требующей нашего заступничества, доктрина чистилища не была так ясно развита на Востоке, как на Западе.
Кроме того, большинство православных отвергают непорочное зачатие. Высоко почитая Пресвятую Деву Марию, они видят в Ней цель и завершение истории спасения.
По словам отца Александра Шмемана из Православной церкви в Америке, восточные православные отвергают ее непорочное зачатие «именно потому, что оно делает Марию чудесным «разрывом» в этом долгом и терпеливом росте любви и ожидания, в этом «голоде по жизни». Бога», который наполняет Ветхий Завет».
По словам отца Андрея Лаута, русского православного священника, восточные православные не верят в «первородный грех» в том виде, в каком он был задуман святым Августином Гиппопотамом и принят Церковью на западе.