Человек есть мера всех вещей: Человек мера всех вещей Протагор | Субъективность истины
«В чем, по вашему мнению, смысл тезиса софиста Протагора «Человек – есть мера всех вещей…»?» — Яндекс Кью
Философия
Популярное
Сообщества
ПсихологияОбразованиеФилософия
Диана Лаврушева
Философия
·
11,0 K
Ответить1Уточнить
Топ-20
Кондратьев Константин
Философия
3,0 K
кандидат философских наук, доцент кафедры КФУ · 18 мая 2022
Ну, судя по той интерпретации, которую дает Платон (а другой у нас нет, поскольку сочинения самого Протагора не сохранились), эта фраза выражает обычный познавательный релятивизм, в духе нашего современного: «каждый мыслит по-своему» или «у каждого свое мнение». В полном виде фраза звучит так: «человек — есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, а несуществующих — что они не существуют». Другими словами, если я хочу ответить на какой-либо вопрос, тот ответ, который мне кажется правильным — такой и будет. Если вам кажется правильным другой ответ — и это тоже хорошо, тоже правильно. Возьмем банально: существуют ли инопланетяне? Мне кажется — существуют. А вы скажете — нету их. Тогда по Протагору получается, что для меня они — существуют, а для вас — нет. Самое главное, что у нас нет способа узнать, кто же из нас прав, а кто — ошибается.
Именно по этой причине Платон потом иронизирует над позицией Протагора: если любое мнение — истина, тогда почему мы должны прислушиваться к мнению самого Протагора о том, что любое мнение — это истина? Или это — уже не мнение Протагора, а объективная истина? Но ведь сам Протагор утверждает, что никаких объективных истин нет… Особенно забавно, что Протагор был главой движения софистов, которые брались за деньги обучать юношей различным истинам, на что можно резонно спросить: с какой стати я должен прислушиваться к тем истинам, которые рассказывает Протагор, да еще и платить за это деньги, если я сам — мера всех вещей, ничуть не хуже, чем Протагор, а денег не беру?
1 эксперт согласен
Влад Николаев
подтверждает
18 мая 2022
Грамотный ответ знающего и понимающего человека. Приятно видеть на общем фоне.
Комментировать ответ…Комментировать…
Лев Ивлев
Философия
549
Познание начинается с вопроса · 29 мая 2022
Самого Протагора не спросить, а известных свидетельств о его намерениях не осталось, так что изложу мысли, которые зрели у меня, по этому поводу очень давно.
Если философы скромничали и говорили, что лишь тянутся к истине, то софисты смело называли себя мудрецами. Образно, они говорили: «мы познали мир, поэтому за «Софией» милости просим к нам. Население греческих… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Евгения Евдокимова
Психология
1,6 K
Предзапись на курс «Денег есть!», модуль «Будущее денег» https://денег-есть.рф/… · 16 авг 2022 ·
vsem_deneg
Не вводите публику в заблуждение. Полностью фраза звучала иначе.
«Человек – есть мера всех вещей существующих, что они существуют. Несуществующих, что они не существуют».
Евгения Евдокимова
Перейти на wa.me/79164891084
Комментировать ответ…Комментировать…
Galina Topchenkova
Философия
793
Читаю каждый день. Интересуюсь волками и антисоциальной психопатией. · 15 авг 2022
В том, что любой человек есть предел измерения всего: сущего, что тó есть, а не сущего, что тó не есть.
Человек [протагоровский] по-своему измеряет материю — как абстрактное вещество. В его представлении материя — не реальная действительность, а иллюзия ума. Ему нечего взять вовне себя и он доверяет своему представлению о «естьности»* — в ходе ощущений на этот момент и… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Игорь Лев
Образование
5,5 K
Педагогика художественно-конструкторского сотворчества · 18 мая 2022
Для меня это означает: долой праздные, ненужные, неактуальные для меня знания и вопросы. Для меня я, то есть, моё состояние, моя благость есть мера и смысл всего. Ну, а прочие пусть продолжают выяснять про какого-то «человека».
Игорь Лев
Перейти на t.me/igorlev2
Комментировать ответ…Комментировать…
Влад Николаев
Философия
156
ученый-пенсионер · 17 мая 2022
Это укороченная формулировка. Её часто выдают за лозунг гуманизма, скрывая за ним гнилостную философскую сущность софистики, одним из лидеров которой был Протагор. В полном виде: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Заковыристая форма выражения камуфлирует обычный субъективный идеализм, на грани… Читать далее
Леонид Сахаров
17 мая 2022
гнилостную философскую сущность софистики
Заклеймил. Только не понятно что. Варианта два. Это плохая софистика… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Аркадий Туман-Никифоров
Образование
186
Преподаватель истории, философии и психологии.
Темы: история, философия, психология. · 18 мая 2022
«Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Так полностью звучит тезис Протагора. Отсюда понятно, что он хотел сказать: только человек может зафиксировать существование вещи и отразить его в своём познании.
1 эксперт не согласен
Влад Николаев
возражает
18 мая 2022
Полная банальность и узость, непонимание сути этих воззрений, места их в системе мышления и роли в историческом… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Елена Каратеева
Общество
1,6 K
Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.
· 18 мая 2022
Протагор (481 — 411)-древне-греческий философ из Абдер, крупнейший из софистов. Особое значение он придавал воспитанию в духе справедливости, законности и государственного порядка. Платон (Теэтет, 167с) приписывает Протагору такие слова: «Мудрые и хорошие ораторы делают так, чтобы не дурное, а достойное представлялось гражданам справедливым». Поскольку он считал, что… Читать далее
Владимир Садовник
18 мая 2022
Прочитал внимательно Ваш комментарий. Увидел много имён, понятий, цитат и различных выводов. Не нашёл только… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Петр Банный
Предпринимательство
59
Я работаю в Бане Свежесть · 17 мая 2022
Так как только человек меряет все вещи, соответственно он и будет мерой всех вещей, независимо от системы мер. Кто-то меряет «на глазок», кто-то использует инструменты той точности, которую выбирает сам человек, кто-то ошибается или «подгоняет» меру под свои интересы.
1 эксперт не согласен
Влад Николаев
возражает
17 мая 2022
поверхностно
Комментировать ответ…Комментировать…
Леонид Сахаров
2,3 K
Химик по образованию. С детства интересуюсь политикой и вообще всем. · 17 мая 2022 · leokrut.com
У этого высказывания очень много смыслов на самых разных уровнях. Все даже не упомянуть. Вот три из них.
Нет человека, нет ничего. Со смертью человека исчезает весь мир.
В физике есть эффект наблюдателя.
Первичные единицы измерения были прямо взяты из анатомии человека — локоть для примера.
Можно ещё много наговорить по поводу. Это слишком большая тема, чтобы всерьёз.
Леонид Сахаров
Перейти на leokrut.com
1 эксперт не согласен
Влад Николаев
возражает
17 мая 2022
непрофессионально
Комментировать ответ…Комментировать…
О сообществе
Философия
Сообщество для тех, кто интересуется философией.
__________________________________________ «Все люди-философы, поскольку они придерживаются той или иной точки зрения на жизнь и смерть». Карл Поппер.
Эссе на тему: «Человек есть мера всех вещей»
«Человек есть мера всех вещей» (Протагор)
Начнем с того, что человек в своей жизни всегда что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек все же всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое – нет. Каждый человек является мерой истины.
«Человек есть мера всех вещей» — данное высказывание по праву можно называть манифестом релятивизма, оно принадлежит самому известному представителю античной софистики Протагору.
Следует указать, что данный принцип человека-меры был изложен Протагором в сочинении «Антилогии», где показано, что «вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому», что возможно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, «речь идёт о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов».
У фразы есть продолжение: «…существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют».
То есть только человеку определять, что есть истина. Если тебе кажется, что твоя идеология верна, следовательно, она верна. Таким образом, может существовать бесконечное число релятивных истин, одной общей для всех, объективной, просто нет и не может быть в принципе.
Но Протагор делал оговорку, это не значит, что всё можно, пользоваться той истиной стоит, что наиболее удовлетворяет потребности человека в текущую эпоху, а определить это способен лишь философ.
По моему мнению, действительно, человек эта мера всех вещей на земле, он регулирует все происходящее, ограничивает происхождение каких-либо событий. Раньше над человеком доминировал в общем весь мир, животные и так далее, а сейчас времена изменились. Теперь потребитель, а не производитель определяет правила игры. Человек контролирует происходящие события и указывает меру.
Если провести исторический экскурс, то можно отметить, что Платон в диалоге «Теэтет» посвящает много страниц разбору рассматриваемого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует (так оно и есть). Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Критерием истины является выгода, полезность. Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным.
Кант же, развивая дальнейший вывод из положения Протагора, говорил: «истина есть явление для сознания, ничто не есть само по себе одно, а все обладает лишь относительной истиной», т. е. оно есть то, что оно есть, лишь для другого, и это другое есть человек.
Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия…
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
1 000 +
Новых работ ежедневно
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
113641
рейтинг
2772
работ сдано
1254
отзывов
108638
рейтинг
5404
работ сдано
2428
отзывов
76218
рейтинг
1885
работ сдано
1195
отзывов
62710
рейтинг
1046
работ сдано
598
отзывов
Тип работыВыберите тип работыКонтрольнаяРешение задачКурсоваяРефератОнлайн-помощьТест дистанционноЛабораторнаяЧертежЭссеОтветы на билетыПеревод с ин. языкаДокладСтатьяБизнес-планПодбор литературыШпаргалкаПоиск информацииРецензияДругое
Дария
ивгу
очень хорошая и добрая девушка, помогла с заданием и сделала всё очень быстро! благодарю
Ань
ЛЭТИ
Быстрое, качественное выполнения заказа. Преподаватель, которые принимал работу очень прид…
Иван
РЭУ им. Плеханова
Прекрасный автор! Обращаюсь уже в третий раз, работы выполняет без нареканий!
очень хорошая и добрая девушка, помогла с заданием и сделала всё очень быстро! благодарю
Дария
ивгу
Быстрое, качественное выполнения заказа. Преподаватель, которые принимал работу очень придирчивый, но даже у него не возникло замечаний. Спасибо
Ань
ЛЭТИ
Прекрасный автор! Обращаюсь уже в третий раз, работы выполняет без нареканий!
Иван
РЭУ им. Плеханова
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
1 минуту назад
2 минуты назад
4 минуты назад
4 минуты назад
5 минут назад
7 минут назад
9 минут назад
9 минут назад
9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
11 минут назад
Человек — мера всех вещей Определение и значение
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
Сохраните это слово!
Высказывание древнегреческого философа Протагора. Обычно это интерпретируется в том смысле, что индивидуальный человек, а не бог или неизменный моральный закон, является высшим источником ценности.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Слова рядом Человек есть мера всех вещей
манипуляция, манипулятивный, манипулятор, Манипур, Маниса, Человек есть мера всех вещей, манит, манитоба, клен манитоба, манитобан, маниту
Новый словарь культурной грамотности, Третье издание
Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Как использовать Человек есть мера всех вещей в предложении
В первом эпизоде офицеру показывают видео, на котором он стреляет и убивает человека.
Обзор «Вавилона»: тупая жизнь полицейских, радующихся триггеру|Мелисса Леон|9 января 2015 г.|DAILY BEAST
France 24 обеспечивает прямую круглосуточную трансляцию обеих сцен по мере их развития.
Прямая трансляция терактов в Париже||9 января 2015 г.|DAILY BEAST
Этим человеком был Ксавье Кортада, гей, который написал о своем разочаровании тем, что он и его партнер восемь лет не могут пожениться.
Невиданные электронные письма Джеба Буша против однополых браков|Джеки Кусинич|9 января 2015|DAILY BEAST
Но наряду с мультяшным фанком это слишком реальная история жестокости полиции, воплощенная ордой злых Свиней.
«Черный динамит» представляет жестокость полиции: мюзикл|Стерео Уильямс|9 января 2015 г.|DAILY BEAST
Это вершина человеческого счастья: подчинение мужчины Богу, женщины мужчине, нескольких женщин одному мужчине.
Зажигательный роман Уэльбека изображает Францию с президентом-мусульманином|Пьер Ассулин|9 января 2015|DAILY BEAST
Дэви огляделся и увидел, что через лужайку к ним идет старик.
Дэви и Гоблин|Чарльз Э. Кэррил
Сверхъестественный утверждает, что религия была открыта человеку Богом, и что форма этого откровения — священная книга.
Бог и мой ближний|Роберт Блэтчфорд
Всевышний сотворил лекарства из земли, и мудрый человек не возненавидит их.
Библия, версия Дуэ-Реймса|Разное
Он кое-что вспомнил — заветную позу человека, глубоко погрузившегося в дела.
Лето Святого Мартина|Рафаэль Сабатини
Тринадцатого числа того же месяца они привязали к столбу, чтобы сжечь заживо, человека, у которого в доме было двое верующих.
Филиппинские острова, 1493-1898, том XX, 1621-1624|Разное
Мера человека | Classical Wisdom Weekly
Когда в V веке до н. э. в Афинах пришла демократия, город стал процветать. Под руководством Перикла Афины открыли «золотой век» науки и культуры, который будет отмечен несколькими достижениями в области философии, литературы и политики. В это время существовала устоявшаяся система права, которая, как и наша современная правовая система, гарантировала право человека на суд. Любому мужчине, доставленному в суд, было разрешено отстаивать свое дело перед собранием судей, которые рассматривали соответствующее решение. И хотя формального юридического представительства не было, постепенно появилась группа адвокатов, которые за определенную плату выступали в качестве советников обвиняемых. Именно такие возможности породили группу, известную как «Софисты».
Софисты были собранием странствующих учителей, которые бродили по Греции в конце 5-го века, распространяя мудрость и читая лекции за плату. И хотя многие из них нашли работу в качестве адвокатов, многие другие читали лекции по таким предметам, как литературная критика, поэзия и грамматика. Тем не менее, их главной целью было обучение риторике, убеждению, а также искусству завоевания толпы. И хотя софистов часто критикуют, в их услугах оставалась большая потребность.
С упадком аристократии и внезапным подъемом демократии риторика стала чрезвычайно важной для тех, у кого есть политические амбиции. Ранние политики, такие как Фемистокл, были обучены искусству риторики и убеждения и благодаря этому получали высокие политические титулы. Публичное выступление также было важно для среднего гражданина, который всегда рисковал быть привлеченным к суду, где он, и только он один, был бы вынужден защищать себя, используя только силу своих слов.
Тем не менее о софистах часто вспоминают с пренебрежением. Сократ, Платон и Аристотель подвергли их резкой критике. Их обвиняли, и, возможно, справедливо, в том, что они полагаются на убеждение и риторику, чтобы казаться мудрыми, не стремясь на самом деле к какой-либо форме знания. Они могли возбудить толпу своей красноречивой прозой и убедить слушателей согласиться с ними, даже имея более слабый аргумент. Все это время они принимали монеты своих студентов, разбогатев на их лекциях, которые часто распространяли неправду.
Это не значит, что все софисты были ворами и мошенниками. Многие из них были людьми, обладавшими особым складом ума, который привлек их к софизму. В основе софизмов лежит их универсальное понимание, которым они обладали; это подтолкнуло их движение вперед. Это была вера в то, что всякая истина относительна. Именно эта своеобразная идея владела софистами. Многие из них использовали это как оправдание, подтверждение того, что слабые аргументы становятся сильными, при этом постоянно собирая плату. Другие видели философские последствия такой идеи.
«Если ты не знаешь [что такое софист на самом деле], ты не можешь знать, кому ты вверяешь свою душу — будь то чему-то хорошему или чему-то плохому». -Платон (Протагор)
Протагор родился в Абдере, на северо-востоке Греции. Он провел большую часть своей жизни, путешествуя, читая лекции всем, кто мог себе это позволить. В конце концов он отправился в Афины и стал советником правителя Перикла . Человек, который был самопровозглашенным софистом, Протагор выдвинул несколько идей, которые расширили свободную доктрину софизма. Эти идеи будут распространяться на все области человеческой природы и будут частично поддержаны более поздними антропологическими исследованиями. Хотя он и признает себя софистом, Протагора чаще вспоминают как досократовского философа, подарившего нам довольно смелую идею о том, что человек есть мера всех вещей.
Как упоминалось ранее, софизм отвергал идею объективной истины. Протагор расширил это и начал исследовать сущность человеческой природы и то, как она соотносится с такими абстрактными понятиями, как справедливость, добродетель и мудрость. Практически не интересуясь философскими рассуждениями о сущности космоса или существовании богов, Протагор ставит людей во главу угла своих философских изысканий.
Наблюдая за софистами, спорящими друг с другом, у каждого из которых были разные аргументы, но каждый считал себя правым, Протагор пришел к выводу, что истина во многом зависит от мнения. Ценность или ценность идеи полностью определяется человеком, который ее придерживается. Не существует универсальной меры, с помощью которой мы могли бы сравнивать идеи и точно определять их ценность, идеи и их ценность носят субъективный характер, изменяясь так же быстро, как человек меняет свое мнение.
Это может показаться довольно очевидным, когда мы уделяем время воспоминаниям об идеях, которые когда-то так высоко ценились. В детстве вы, несомненно, считали хорошей идеей поздно ложиться спать, смотреть телевизор и есть много конфет. Эти идеи в то время имели для вас большую ценность; их очень высоко ценили.
Тем не менее, все мы становимся старше, и эти идеи, которые мы когда-то высоко ценили, часто затмеваются нашим меняющимся отношением. Политические союзы, отношение к любви, а также приверженность карьере — все это аспекты нас самих, которые, несомненно, меняются в течение нашей жизни. И таким образом мы наблюдаем субъективность знания, постоянно меняющийся ландшафт истины.
«Ни один разумный человек не верит, что кто-либо сознательно ошибается или добровольно совершает подлые и злые дела; они прекрасно знают, что все, делающие им низменные и злые дела, невольно». -Платон (Протагор)
Эта идея релятивизма имеет несколько важных следствий. Если знание и истина субъективны, то это, по-видимому, предполагает, что этическое и моральное поведение также относительны. И Протагор снова совершил этот скачок. Философ считал, что нет ничего изначально хорошего или плохого. Что-то является этичным или правильным только в том случае, если человек или общество считают это таковым. Такие действия, как убийство, воровство, даже изнасилование, являются аморальными просто потому, что так считает наше общество. И если мы потратим время на то, чтобы глубоко обдумать эту идею, мы попадем в очень темное место, где все добро и зло становятся одинаково доступными, морально оправданными, независимо от того, правильное или неправильное у вас мышление.
Сократ провел большую часть своей жизни, блуждая по философской территории объективных этических понятий. Для Сократа такие идеи, как справедливость и добродетель, были не просто мимолетными соображениями, которые были изменены в соответствии с чьими-то предпочтениями. Это были идеалы, которые существовали вечно, без вопросов и компромиссов. Сократ стремился найти эти ответы в многочисленных публичных лекциях, которые он читал на протяжении всей своей жизни. И, конечно же, есть веские аргументы против идей Протагора.
Например, математические свойства должны существовать вечно, независимо от представлений человека. Протагор отвергает это, заключая, что математические принципы не обязательно существуют в природе и, следовательно, являются абстрактными идеями, которые не должны нас интересовать. Могу только предположить, что Пифагор тотчас же перевернулся в гробу.
Противостояние философских идей Протагора и Сократа достигает апогея в платоновском Протагоре , диалог, в котором Сократ и Протагор, теперь уже старик, встречаются лицом к лицу, чтобы обсудить природу добродетели. Протагор, верный форме, произносит очень длинную и очень драматическую речь, в которой рассказывает о сотворении человека Прометеем.
Протагор придерживается мнения, что добродетели можно научить и что софисты содействуют обществу, обучая молодежь. Сократ, конечно же, вступает в дискуссию с короткими и точными вопросами, которые, как он надеется, докажут его точку зрения. Два философа в конце концов уступают друг другу, дополняя друг друга своей мудростью. Тем не менее, похоже, что Протагор выиграл неявным образом. Каждый человек по-прежнему придерживается разных истин, подтверждаемых их собственными убеждениями.
Когда Протагор утверждает, что «человек есть мера всех вещей», он заключает, что все знания, добродетели или мудрость определяются тем человеком или обществом, которые придерживаются этих убеждений. Теплым летним днем в Афины приедет мужчина из Швеции и скажет, что климат жаркий. Приедет мужчина из Египта и скажет, что так холодно. И тем не менее, они оба правы.