Быть а не казаться на латыни: Когда я работал в Северной Каролине, мне подарили майк…➤ MyBook

Латынь – язык государственных символов США (официальные девизы американских штатов)

Теория языка | Филологический аспект №6 (26) Июнь, 2017

УДК 81

Дата публикации 05.06.2017

Шукунда Сергей Захарьевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

Аннотация: Данная статья продолжает тему, затронутую автором ранее в статье “Государственные девизы США — происхождение и идеологическое содержание”. Настоящая статья посвящена изучению официальных девизов американских штатов. Автор подробно рассматривает происхождение девизов в литературе античного мира и определяет наиболее популярных античных авторов, чье творчество послужило источником официальных девизов штатов. Автор указывает на причины использования латыни в официальных девизах штатов. В статье делается вывод, что латынь стала одним из символом исторической связи молодой американской нации с великой европейской культурой.
Ключевые слова: символы США, государственная символика США, античная литература, латинский язык, история США

Latin as the language of the U. S. state symbols (official mottos of U.S. states)

Shukunda Sergei Zaharjevich
M. Lomonosov Moscow State University, RF, Moscow

Abstract: This article continues the topic touched upon in the earlier author’s article «US State mottos: their origin and ideological content.» The present article is devoted to the study of the official mottos of the US states. The author examines in detail the origins of the mottos, which he finds in the antique literature, and determines the most popular ancient authors whose works were the source of the official mottos of the US states. The author points to the reasons for using Latin in the official mottos. The author concludes that Latin served as one of the symbols of the historical link between the young American nation and the great European culture.
Keywords: US official symbols, US state mottos, antique literature, Latin language, US history

Данная статья продолжает тему, затронутую автором ранее в статье “Государственные девизы США – происхождение и идеологической содержание”. [15]

В данной статье автор рассматривает официальные девизы ряда штатов США и прослеживает их истоки в античной литературе.

Корни античной культуры мы обнаруживаем в целом ряде государственных символов США. Это неудивительно, так как античная культура оказала огромное влияние на Соединенные Штаты Америки. Еще в колониальный период учебный план американских колледжей был ориентирован на классические гуманитарные науки. Студенты изучали греческий, латынь, древнюю историю, логику, этику и риторику.

На рубеже двадцатого столетия более 50 процентов учащихся государственных средних школ США изучали латынь. До 1928 года количество учащихся, изучавших в средних школах США латынь, превосходило количество учащихся, изучавших все другие иностранные языки вместе взятые. В середине 1930-х годов число учащихся, изучавших латынь, возросло до 899 000 человек. Это объяснялось тем, что знание латинского языка обычно требовалось для поступления в колледж и считалось признаком образованного человека.

Щедрым источником на яркие фразы, ставшие официальными девизами, послужили работы древнеримского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 до н. э. – 43 до н. э.). Цицерон был одним из самых последовательных сторонников сохранения в Риме республиканского строя. В своих выступлениях в Сенате Цицерон часто выступал против тирании диктаторов, имперских амбиций военачальников, в том числе и против Цезаря, стремившегося стать повелителем мира.

Цицерон оставил обширное литературное наследие, большая часть которого сохранилась до наших дней. Письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра. Также, философские трактаты Цицерона сыграли важную роль в истории древнеримской культуры. Неудивительно поэтому, что политическая элита США не раз обращалась к его произведениям, заимствуя отточенные формулировки его глубоких идей.

Рассмотрим теперь конкретные примеры официальных девизов некоторых штатов США.

Девизом штата Миссури стала фраза “Salus populi suprema lex esto”. Английский перевод – “The welfare of the people shall be the supreme law”, русские переводы – “Да будет благо народа высшим законом”, “Благо народа – высший закон”. Девиз был принят штатом в 1822 году.

Фраза “Salus populi suprema lex esto” передает главный принцип народовластия, когда народ является единственным источником власти.

Данная фраза происходит из Книги III трактата Цицерона “О законах”. Этой фразой Цицерон призывает римских правителей служить интересам народа:

“Regio imperio duo sunto, iique praeeundo, judicando, consulendo praetores, judices, consules appelamino; militiae summum jus habento, nemini parento, illis salus populi suprema lex esto.” [19]

“Пусть будут двое облечены царской властью и пусть они, предводительствуя, судя и держа совет, именуются преторами, судьями, консулами; в военное время пусть они имеют высшую власть, никому не подчиняются, высшим законом для них пусть будет благо народа. ” [14]

В 1670 нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.) в Главе 19 своего “Богословско-политического трактата” повторил ту же мысль: “Коль скоро это так, то следует, что благо народа (salus populi) есть высший закон, к которому должно быть приноровлено все человеческое и божественное.” [1]

В 1689 году английский философ Джон Локк (1632 – 1704) использовал фразу “Salus populi suprema lex esto” в качестве эпиграфа своего второго трактата “О правлении” и отметил ее как основное правило для правительства. [24]

Девиз Северной Каролины – “Esse quam videri”. Английский перевод – “To be rather than to seem”, русский перевод – “Быть, а не казаться”. Девиз был принят Северной Каролиной в 1893 году.

Фраза “Esse quam videri” обнаруживается в 98-й главе трактата Цицерона “О дружбе”, где в контексте главы она несет противоположный смысл:

“Virtute enim ipsa non tam multi praediti esse quam videri volunt. Hos delectat assentatio, his fictus ad ipsorum voluntatem sermo cum adhibetur, orationem illam vanam testimonium esse laudum suarum putant. ” [20]

“Ведь быть наделенными доблестью желает меньшее число людей, чем число тех, кто желает доблестным казаться. Вот этих людей и услаждает поддакивание; вот они, слыша слова, придуманные в соответствии с их желанием, считают эти пустые речи свидетельством их заслуг.” [7]

Римский историк Гай Саллюстий Крисп (86 до н. э. – 35 до н. э.) использовал эту фразу уже в утвердительном смысле в своем сочинении “О заговоре Катилины” (“Bellum Catalinae”), где он описывает римского политического деятеля Марка Порция Катона (Катона Младшего).

“…non divitiis cum divite neque factione cum factioso, sed cum strenuo virtute, cum modesto pudore, cum innocente abstinentia certabat; esse quam videri bonus malebat: ita, quo minus petebat gloriam, eo magis illum sequebatur.” [25]

“Он соперничал не в богатстве с богатым и не во власти с властолюбцем, но со стойким в мужестве, со скромным в совестливости, с бескорыстным в воздержности. Быть честным, а не казаться им предпочитал он. ” [12]

Но еще до Цицерона и Саллюстия древнегреческий драматург Эсхил (525 до н. э. – 456 до н. э.) использовал похожую фразу в своей трагедии «Семеро против Фив» (467 до н. э.). В строке 592 Вестник говорит о гадателе Амфиарае:

“Так речь держал и поднял волхв округлый щит,

Медь полую, без знаков на меди литой:

Быть, не казаться доблестным — завет его.” [11]

Итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.) в своем трактате “Государь” (около 1513 г.) в Главе XV “О тех качествах, за которые людей, а особенно государей хвалят или порицают” изменил смысл этой фразы на противоположный:

“Onde e necessario ad un Principe, volendosi mantenere, imparare a potere essere non buono, ed usarlo e non usarlo secondo la necessitа.” [17]

“Из этого следует, что всякий государь, желающий удержаться, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести уменье казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. ” [8]

У Южной Каролины два девиза – “Dum Spiro Spero” (“While I breathe, I hope” – “Пока дышу, надеюсь”) и “Animis Opibusque Parati” (“Prepared in mind and resources” – “Готовы душою и действием”). Оба эти девиза являются частью герба Южной Каролины и были приняты в 1776 году.

Фраза с этим смыслом встречается у Цицерона в “Письмах к Аттику” (Книга IX, письмо 10):

“Aegroto dum anima est, spes esse dicitur…” [18]

“Как у заболевшего, говорят, есть надежда, пока есть дыхание…”. [10]

В другой форме эта мысль выражена у римского философа-стоика, поэта и государственный деятеля Луция Сенеки (4 до н.э. – 65 н.э.) в его “Нравственных письмах к Луцилию”:

“Citius mori aut tardius ad rem non pertinet, bene mori aut male ad rem pertinet; bene autem mori est effugere male vivendi periculum. Itaque effeminatissimam vocem illius Rhodii existimo, qui cum in caveam coniectus esset a tyranno et tamquam ferum aliquod animal aleretur, suadenti cuidam ut abstineret cibo, ‘omnia’ inquit “homini, dum vivit, speranda sunt”. [16]

“Раньше ты умрешь или позже, — неважно, хорошо или плохо, — вот что важно. А хорошо умереть — значит, избежать опасности жить дурно. По-моему, только о женской слабости говорят слова того родосца, который, когда его по приказу тирана бросили в яму и кормили, как зверя, отвечал на совет отказаться от пищи: “Пока человек жив, он на все должен надеяться”. [9]

Здесь Сенека рассказывает о родосце Телесфоре, который был приближенным царя Лисимаха (361–281 до н.э.), одного из преемников Александра Македонского. Телесфор оскорбил царицу Арсиною, и разгневанный Лисимах, отрезав ему нос и уши, держал его в яме, покуда тот не потерял человеческий облик.

Что касается второго девиза Южной Каролины, “Animis Opibusque Parati”, то он происходит из Книги II “Энеида” одного из величайших поэтов Древнего Рима Публия Вергилия Марона (70 до н.э. – 19 до н.э.). Книга посвящена истории легендарного троянского героя Энея, переселившегося в Италию с остатками своего народа.

“Collectam exsilio pubem, miserabile volgus.

undique convenere, animis opibusque parati.” [26]

“К нам молодежь собралась — поколенье изгнанников жалких!

Шли отовсюду они, и сил и решимости полны.” [3]

В настоящее время официальным девизом Вайоминга является “Equal Rights” (“Равные права”). Этот девиз напоминает о том, что в 1869 конституция Вайоминга предоставила женщинам избирательное право. Однако до того, как Вайоминг стал 44-м штатом США (1890), он имел статус территории прямого федерального подчинения (с 1868 г.). В этот период его официальным девизом была латинская фраза “Cedant arma togae.” Английский перевод – “Let arms yield to the toga”, русский перевод –  “Пусть оружие уступит тоге”.

На самом деле это часть полного латинского выражения “Cedant arma togae, concedat laurea laudi” – “Пусть оружие уступит место тоге, воинские лавры – гражданским заслугам”. Тога – это почетная одежда римских граждан в мирное время. Лавровый венок обычно венчал голову древнеримского императора-победителя.

В своем трактате “Об обязанностях” Цицерон цитирует стих из собственной поэмы (утраченной) “О моем консульстве”:

“Illud autem optimum est, in quod invadi solere ab improbis et invidis audio “cedant arma togae concedat laurea laudi. ” [21]

“Но вот прекрасные слова, которые, как я узнал, бесчестные люди и завистники обыкновенно подвергают нападкам: Меч, перед тогой склонись; ветвь лавра, склонись пред заслугой!” [6]

Публий Вергилий Марон был еще одним популярным у политических лидеров Америки античным автором. Перу Вергилия принадлежит, помимо других произведений, поэма “Георгики” (“О земледелии”). Это произведение было написано поэтом в поддержку политики основателя Римской империи Октавиана Августа (Гай Юлий Цезарь Октавиан Август – 63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) “Назад к земле”, направленной на то, чтобы поощрить большее число римских граждан заниматься сельским хозяйством. В “Георгиках” Вергилий воспевает в поэтических образах прелести сельской жизни. В 29 году до н. э. Вергилий читал “Георгики” самому Октавиану.

Из поэмы “Георгики” происходит девиз штата Оклахома – “Labor omnia vicit”.  Английский перевод – “Labor Conquers All Things”, русский перевод – “Труд побеждает всё”. Девиз утвержден в 1907 году.

“Tum variae venere artes. Labor omnia vicit

improbus et duris urgens in rebus egestas.”

“Разные тут мастерства появились; труд неустанный

Все победил, да нужда в условьях гнетущая тяжких.” [2]

Другое знаменитое произведение Вергилия – патриотический эпос Вергилия “Энеида”, написанный поэтом между 29 г. и 19 г. до н. э. “Энеида” посвящена истории Энея, легендарного троянского героя, переселившегося в Италию с остатками своего народа.

Вторая книга “Энеиды”, по всей видимости, дала штату Колорадо девиз “Nil sine numine”.

Английские переводы – “Nothing without Providence” или “Nothing without God”, русский перевод – “Ничто без провидения”. Девиз был принят штатом в 1861 году.

Фраза “Nil sine numine”, скорее всего, является вариантом строки 777 “Энеиды”: “Non haec sine numine devum eveniunt.”

“Tum sic adfari et curas his demere dictis:

“Quid tantum insano iuvat indulgere dolori,

 O dulcis coniunx? Non haec sine numine divum

 Eveniunt; nec te comitem hinc portare Creusam

 Fas, aut ille sinit superi regnator Olympi. ” [22]

“Мне сказала она, облегчая заботы словами:

Пользы много ли в том, что безумной предался ты скорби,

Милый супруг? Не без воли богов все это свершилось,

И не судьба тебе спутницей взять отсюда Креусу:

Не дал этого нам властитель бессмертный Олимпа!” [4]

Перевод этого девиза нередко вызывал споры, поскольку латинское слово “numen” может переводиться на английский язык как расплывчато звучащее “Providence” (“a force which is believed by some people to control what happens in our lives and to protect us” – Longman Dictionary of Contemporary English), уклончивое “Deity” (“a god or goddess” – Longman Dictionary of Contemporary English) и, наконец, как “God” – строгий Бог монотеистических религий (“the spirit or being who Christians, Jews, Muslims etc pray to, and who they believe created the universe” – Longman Dictionary of Contemporary English). Словарь Merriam Webster’s переводит девиз как “Nothing without the divine will”.

В отчете правительственного комитета по печати Колорадо 1861 года было указано, что создатели печати предполагали перевод девиза на английский язык как “Nothing without the Deity”.

Девизом штату Канзас послужила строка “Ad astra per aspera”. Английский перевод – “To the stars through difficulties”, русский перевод – “К звёздам через тернии”. Девиз был принят в 1861 году.

Канцелярия Губернатора Канзаса дает такое толкование девизу Канзаса: “Этот девиз не только передает пионерский дух ранних поселенцев, но и говорит о трудных временах, которые Канзас пережил, прежде чем стать штатом. Силы сторонников и противников рабства ожесточенно боролись и на полях брани, и в ходе выборов”.

Корни этого выражения относятся к известной латинской фразе “Per aspera ad astra”, которое, в свою очередь, приписывается Луцию Сенеке, использовавшему его в своем сочинении “Геркулес в безумье” (Seneca. Herculas Furens.).

“С земли к светилам гладок быть не может путь.” [5]

Луций Сенека, римский философ, живший в начале первого века нашей эры, был одним из виднейших представителей стоицизма. В словах “Ad astra per aspera” или “Per aspera ad astra” видна его четкая стоическая позиция.

Девиз Нью-Мексико – “Crescit eundo”. Английский перевод – “It Grows As It Goes”, русский перевод – “Растёт на ходу”. Девиз был принят в 1887 году.

Девиз происходит из Книги VI трактата “О природе вещей” (“De Rerum Natura”) римского поэта и философа Тита Лукреция Кара (ок. 99 до н. э. – 55 до н. э.), в которой он описывает атмосферные явления, в частности растущую силу удара молнии.

“Denique quod longo venit impete, sumere debet

 mobilitatem etiam atque etiam, quae crescit eundo

 et validas auget viris et roborat ictum.” [23]

“Издалека, наконец, начиная стремление, будет

Скорость она набирать, а скорость, растя при движеньи,

Всё усиляет ее и удар ее делает резче.” [13]

Намерением тех, кто выбрал девиз для Нью-Мексико, было передать идею динамичного развития их штата.

У Томаса Джефферсона было, по меньшей мере, пять латинских изданий этой поэмы и её переводы на английский, итальянский и французский языки.

Вирджиния в 1776 году выбрала себе в качестве девиза фразу “Sic Semper Tyrannis”. Английский перевод – “Thus Always to Tyrants”, русский перевод – “Такова участь тиранов”. Девиз Вирджинии является сокращенным вариантом фразы “Sic semper evello mortem tyrannis” – “Так всегда я приношу смерть тиранам”.

Эта фраза приписывается Марку Юнию Бруту, одному из убийц Юлия Цезаря 15 марта 44 г. до н.э., хотя исторического подтверждения этому факту нет. Фраза “Sic Semper Tyrannis” часто употреблялась в Европе как девиз против злоупотребления властью.

14 апреля 1865 года во время спектакля в театре Форда в Вашингтоне актер Джон Уилкс Бут выстрелом из пистолета смертельно ранил президента США Линкольна, сидевшего в ложе. Спрыгнув из ложи на сцену, Бут крикнул: “Sic Semper Tyrannis!”.

Штат Айдахо также утвердил в качестве своего девиза латинскую фразу, которая, правда, восходит не к античности, а к позднему Ренессансу. В 1891 г. штат выбрал своим девизом слова венецианского теолога, историка и математика Паоло Сарпи (1522-1623) “Esto perpetua”. Английский перевод “May it last forever”, русский перевод – “Будет всегда”. Это были предсмертные слова Сарпи, которые он обратил к Венеции, избравшей его своим богословом и консулентом.

Выше мы рассмотрели официальные девизы штатов, берущие свое начало в античности. Но даже многие из штатов, самостоятельно придумавших себе девиз в 18-м или 19-м веках, постарались перевести его на латинский язык. В число таких штатов входят Нью-Йорк (“Excelsior”), Западная Вирджиния (“Montani semper liberi”), Аризона (“Ditat Deus”), Миссисипи (“Virtute et armis”), Массачусетс (“Ense petit placidam sub libertate quietem”) и Орегон (“Alis Volat Propiis”).

Это явление можно объяснить тем, что латынь добавляла патину благородной древности государственным символам молодой нации. Эта древность, пусть и декоративная, как бы увеличивала “вес” новичка на мировой политической арене.

Латынь также была символом исторической связи новой американской цивилизации с великой европейской культурой. Эту связь также подчеркивает использование латинских девизов многими американскими университетами.   Изучение происхождения официальных государственных девизов позволяет лучше понять особенности политического мировоззрения людей, которые их создавали, их интеллектуальный и образовательный уровень, а также влияние на них доминировавших политических факторов.


Список литературы

1. Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат. Глава XIX. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/140540/benedikt-spinoza-bogoslovsko-politicheskiy-traktat-67.php)
2. Вергилий. Книга I, строки 145- 146. Перевод С. В. Шервинского. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1375200001
3. Вергилий. Энеида. Книга II. Строки 798-799. Перевод С. А. Ошерова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1375300002
4. Вергилий. Энеида. Книга Вторая. Перевод С. А. Ошерова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://tapirr.narod.ru/texts/poetry/vergiliy_eneida.html#TOC_id3089633
5. Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье. Перевод С.А. Ошерова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/seneca/tragedy/hercul-f.htm
6. Марк Туллий Цицерон. Об обязанностях. Книга I, XX, 77. Перевод В. О. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423775001#113
7. Марк Туллий Цицерон. О дружбе (98). Перевод В. О. Горенштейна. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1423774816#098
8. Никколо Макиавелли. Государь. Глава XV. Перевод Н. С. Курочкина. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://az.lib.ru/m/makiawelli_n/text_1532_il_principe.shtml
9. Нравственные письма к Луцилию. Письмо LXX. Перевод С. Ошерова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1346570070
10. Письма Марка Туллия Цицерона. CCCLXIV. Титу Помпонию Аттику, в Рим. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://e-libra.ru/read/224054-pisma-k-attiku-blizkim-bratu-kvintu-m.-brutu.html
11. Семеро против Фив. Перевод В. И. Иванова. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://skazanie.info/eshil-semero-protiv-fiv)
12. Саллюстий. О заговоре Катилины. Глава 54, стих 6. Перевод В. О. Горенштейна. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1365203748
13. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Книга первая. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://e-libra.ru/read/242660-o-prirode-veshhej.html
14. Цицерон. О законах. Книга III, Глава 3, стих 8- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/ciceron/Zakon_3.html
15. Шукунда С.З. Государственные девизы США — происхождение и идеологическое содержание. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Науч.-информ. изд. центр и ред. журн. «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук» (М.), том 1, № 1. 2016.
16. Epistulae morales ad Lucilium. LXX, 6. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/sen/seneca.ep8.shtml
17. Il Principe di Niccolo Machiavelli. Capitolo XV. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikibooks/it/b/ba/Il_Principe.pdf
http://az.lib.ru/m/makiawelli_n/text_1532_il_principe.shtml
18. Letters to Atticus. Book IX, Letter X, section 3- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/att9.shtml
19. Marcus Tullius Cicero. De Legibus (III, 3, 8) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/leg3.shtml
20. M. TVLLI CICERONIS LAELIVS DE AMICITIA (98) — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/amic.shtml#98
21. M. TVLLI CICERONIS DE OFFICIIS LIBER PRIMVS, XX, 77 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/cicero/off1.shtml
22. P. VERGILI MARONIS AENEIDOS LIBER SECVNDVS — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/vergil/aen2.shtml
23. TITI LVCRETI CARI DE RERVM NATVRA LIBER QVARTVS — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://thelatinlibrary. com/lucretius/lucretius4.shtml
24. The Second Treatise of Civil Government. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.constitution.org/jl/2ndtr00.htm
25. SALLVSTI CRISPI BELLVM CATILINAE. 54-6- [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/sall.1.html#54
26. Vergili Maronis. Aeneidos. Liber II, 798-799 — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.thelatinlibrary.com/vergil/aen2.shtml

← Предыдущая статьяТемпоральная архитектоника концептосферы художественного текста: специфика структуры и частотности хронем в произведении «Jane Eyre»

Следующая статья →Аудиовизуальный перевод как отдельный вид перевода

Расскажите о нас своим друзьям:

Зачем латынь 21-му веку. Гость «Американского Часа»

Александр Генис: Классическим языкам не слишком везло в России. Не зря самый известным учителем их стал чеховский «Человек в футляре», мучивший учеников вымершей грамматикой. Постепенно во всем мире классические штудии перестали привлекать студентов. И их можно понять. Так, сохранилось предание об одном профессоре, начинавшим курс греческой трагедии словами «Еврипид интересен тем, что в его пьесах можно найти все глагольные исключения».

Не удивительно, что в ХХ веке изучение латыни и греческого стало казаться анахронизмом. Зато удивительно, что в 21-м столетии античная мода вернулась, захватив по пути и массовую культуру.

Уже на следующий год после событий 11 сентября «Нью-Йорк Таймс» констатировала: «Американский книжный рынок надевает тогу». И, действительно, в последующие за налетом террористов годы на читателя обрушился целый поток книг из римской истории. Причем, речь идет об очень разных книгах. Например, Майкл Форд предложил читателям добротный исторический роман «Боги и легионы». Тони Перроте выпустил путеводитель древнеримского туриста. Грегори Хэйс – новый перевод Марка Аврелия, книгу которого издательство «Рэндом-Хаус» разумно объявило «первым пособием по психотерапии». Но, пожалуй, интереснее всех с римской темой сейчас обходится Стивен Сэйлор. Он пишет серию детективных романов, в которых частный сыщик с характерным латинским именем Гордиан расследует уголовные дела, восстановленные по судебным речам Цицерона. (Замечу в скобках, что все эти книги наверняка нашли бы готовую аудиторию в России, где тоже оживился интересе к античной истории).

В чем же причина римской моды? Мода красноречива: поверхностные веяния поп-культуры всегда выдают подспудное движение более глубоких пластов жизни, залегающих в таинственной толще коллективного подсознания. Если Америка вновь рядится в тогу, значит, у нее на то есть причины, пусть даже сама она о них и не задумывается. Как иначе объяснить совсем уж неожиданный успех нескольких книг, посвященных уже не римской истории, а ее языку – изучению латыни?

Автор одной из таких книг сегодня — гость «Американского часа». Это — писатель и журналист, Харри Маунт. Его недавно вышедшая книга называется «Не теряйте времени. Добавьте в свою жизнь немного латыни». С автром-латинистом беседует наш корреспондент Ирина Савинова. Надо заметить, что этот разговор, как и все в эти горячие предвыборные дни, начался с политики: латынь и президенты.

Ирина Савинова: Из сегодняшних кандидатов в президенты никто не изучал латынь. Только Руди Джулиани, помышляя стать священником, поверхностно познакомился с «вечным» языком. Неужели, готовясь к политической карьере, кандидаты не видят необходимости обратиться к древним римлянам? Ведь раньше ситуация была иной.

Харри Маунт: Президент Джефферсон был просто одержим любовью к классической литературе. Свое знакомство с ней он начал в возрасте 9 лет в Монтиселло. Он верил, что изучение латыни и греческого – идеальное образование для молодежи, и, преследуя именно эту цель, впоследствии основал университет в Шарлоттсвиле, в штате Виргиния. Логично, что университет построен в стиле античной архитектуры.

В следующие 150 лет тридцать один из сорока американских президентов изучали латынь. Джон Кеннеди учил латынь даже не в одном, а в трех разных учебных заведениях. Большие способности к языку проявил Ричард Никсон. Джордж Буш-старший был активным членом студенческого братства «Власть, единство, истина» (» Auctoritas , Unitas , Veritas «). В последние годы практика обучения латыни в американских учебных заведениях совсем умерла.

Ирина Савинова: Для чего нам сегодня нужно знать латынь?

Харри Маунт: Сам я считаю, что, прежде всего, из-за красоты самого языка. Из-за его огромного влияния на литературу Западного мира. Все известные западно-европейские писатели знали латынь. Шекспир в 16-ом веке изучал латынь, и — в меньшем объеме – греческий язык, в маленькой школе в Стратфорде. Его произведения полны ссылок на классику и классические сюжеты.

Другой причиной, по которой следует учить латынь, является та, что латынь помогает лучше понять современный английский. И не потому, что два языка похожи, а потому, что в латинском есть явления, которых нет в английском, узнав которые, становится понятнее, из чего складывается язык. Узнав все особенности латыни, вы начинаете пользоваться английским с большей гибкостью, ибо знаете наизусть все правила грамматики и строго следуете им.

Ирина Савинова: Говорят, что в военной академии Вест-Пойнт большое внимание уделяют преподаванию классики. Почему?

Харри Маунт: Не знаю о точной причине, но смысл делать это определенно есть. И не только потому, что для кадетов важно перенимать опыт военных операций древних римлян и греков. И не только стратегию определенных битв и тактику ведения боев, но и красоту языка произведений, в которых описываются сражения с варварами. В старших классах школы Билл Клинтон просто не расставался с «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря, как известно, писавшего о многих военных кампаниях. Произведения о войнах, написанные римскими и греческими лидерами-полководцами, стали бесценными произведениями литературы.

Ирина Савинова: Со времен Джефферсона обучение латыни в школах продолжалось 150 лет. Что произошло позже?

Харри Маунт: В 1905 году в 56 процентах американских школ преподавали латынь. В 60-е годы произошел полный крах системы обучения древним языкам. К 1977 году только 6 тысяч студентов в Америке сдавали экзамен по латыни. Но в 2005 году экзамен сдавали уже почти 135 тысяч учащихся. Из этого не следует, что все станут Джефферсонами, но взгляд в прошлое помогает глубже и полнее понять настоящее: изучающим латынь становится заметна римская прослойка под кожей Западного мира. В последнее время опять наблюдается пробуждение интереса к изучению классики.

Ирина Савинова: Может ли это быть связано с событиями 11-го сентября?

Харри Маунт: Возможно, ибо последние несколько лет повсюду наблюдается возрождение интереса к изучению латыни и греческого языка. Возможно, из-за того, что стали больше уважать прочные и незыблемые вещи. Такие, как грамматика, например. Переоценили старомодные истины. Вот почему и моя книга «Не теряйте времени. Добавьте в свою жизнь немного латыни», и посвященная той же теме книга Линн Трасс «Ест, стреляет и уходит» пользуются сегодня в Америке популярностью.

Ирина Савинова: Чем лично вам дорога латынь?

Харри Маунт: Я полюбил латынь в школе, в возрасте 9 лет. Больше всего меня занимает почти математическая точность перевода с латинского на английский, и наоборот. Это — как решать уравнение. Нужно переставлять компоненты, переносить то, что в конце, в самое начало, потому что латинские глаголы стоят в конце предложения. Мне особенно нравятся точность и краткость латыни. Переводя с английского на латынь, мы избавляемся от большого числа английских слов. Это стимулирующее упражнение для ума – найти точное соответствие сказанному в обоих языках. Но один мертв, а другой – живой. И очень интересно отыскивать комбинации английских слов, которые могли бы описать что-то, чего нет в латинском тексте. Ведь в мертвый язык не добавишь новых слов. Переводя с латыни на английский, вы даете волю воображению, вы расширяете возможности оригинала, вводя вместо коротких латинских фраз много длинных английских.

Ирина Савинова: Как звучит латынь?

Харри Маунт: Многие из тех, кто говорят на латыни в Америке и в Англии, почему-то считают, что нужно говорить медленно, тщательно артикулируя каждое слово. Создается впечатление, что это какой-то скучный тяжеловесный язык. Это совершенно не так. Латынь звучит как ритмичное постукивание, тук-тук, тук-тук, это немного похоже на итальянский. Недавно на конференции в Риме, в которой я участвовал, один академик читал вслух Виргилия. Очень красиво, быстро и романтично. Создавалось впечатление, что влюбленный итальянец поет серенаду Софии Лорен где-то в Неаполе, а не читает древний классический текст. Я верю, что латынь так и должна звучать.

Ирина Савинова: У вас есть любимое латинское изречение?

Харри Маунт: Да. В «Энеиде» есть замечательное место. Это место многие любят. Фраза не только звучит красиво, но и по сей день у нее мощный смысл. Много раз на дню у нас возникают идеи, которые несколько тысяч лет назад возникли у римлян, но оформлены они были тогда гораздо красивее. Эней собирается основывать Рим, но его корабль терпит крушение, команда погибает. Эней и его верный друг Акест сидят на итальянском побережье, и Акест подбадривает Энея: «Когда-нибудь ты посмеешься над этим».

Быть скорее, чем казаться: девиз штата Северная Каролина

Я знаю женщину, которая знала женщину, печально известную тем, что перед большинством своих мыслей или мнений предваряет фразу «Я чувствую, как будто…» Женщину, которую я знаю и которую я усыновил фраза в манере, которую можно охарактеризовать как ироническую. Я звонил женщине и спрашивал, не хочет ли она пойти в кино, а она отвечала: «Мне кажется, что нет, не хочу». Или мы сидели на качелях у меня на крыльце во время позднего полудня в Пьемонте в середине лета, и моя подруга тихо заявляла, что ей кажется, что, возможно, идет дождь.

Подруга моей подруги, которая считала, что то, то или другое не из Северной Каролины, и это уместно, учитывая девиз штата Северная Каролина: Esse quam videri. Быть, а не казаться. Мы, жители Северной Каролины, ничего не чувствуем; мы что-то чувствуем или нет. И мы расскажем вам об этом, а не скажем вам, что это может быть чем-то, что вполне могло прийти нам в голову.

Esse quam videri была первой латынью, которую я выучил. Я знал это прежде, чем узнал E pluribus unum, которое я обнаружил на старых монетах, отчеканенных до того, как нация сменила свой девиз всего за три года до моего рождения. Я знал это еще до того, как научился говорить, после ссоры с моими братьями и сестрами, доведенной до диспепсии до тошноты. Bona fide, carpe diem, ergo, даже et cetera — эти латинские фразы, столь распространенные в нашем повседневном употреблении, пришли мне в голову после того, как я познакомился с фразой, которая, если бы я не родился дегтярным пятаком, наверняка была бы малоизвестна.

Может быть, я родился, зная это, так же, как я родился, зная разницу между синим цветом Каролины и синим герцогом (и как всегда отдавать предпочтение первому)? Это, конечно, так кажется. Но в течение нескольких лет моя мать преподавала латынь в средней школе Джордан-Мэттьюз в Сайлер-Сити, а позже, когда мы переехали на восток, она попыталась собрать самых младших из нас за обеденным столом, чтобы обучить нас основам латыни. Я еще не освоил ни одного живого языка, не говоря уже о языке, объявленном мертвым, и я выучил латынь ровно настолько, чтобы иногда давать преимущество в кроссворде. Я не помню, чтобы она учила нас значению Esse quam videri, вероятно, потому, что, по ее мнению, это не было чем-то, что нужно было выучить за обеденным столом.

Esse quam videri был принят в качестве девиза штата в 1893 году. То, что Северная Каролина была последней из первоначальных 13 колоний, придумавших девиз штата, является еще одним свидетельством нашего упорства, вплоть до слов на нашем флаге. Мы предпочли бы, чтобы было точным, чем казалось таким. Мне нравится думать, что эта фраза возникла из-за нашего неофициального прозвища: Tar Heels. Существует несколько теорий относительно происхождения термина Tar Heels, большинство из которых, носящие уничижительный характер, были подарены нам янки. Единственное объяснение, которое не просто кажется правдоподобным — единственное, которое звучит правдоподобно, — это то, что наши войска удерживали позиции во время определенного сражения Гражданской войны, в то время как полки из меньших штатов отступали. Казалось, мы не удержались. Мы чертовски хорошо держали его.

Эта фраза чаще всего приписывается эссе Цицерона «О дружбе», хотя ее также прослеживают до Эсхила. Его принятие произошло в то время, когда образованные мужчины — и те немногие женщины, которым было позволено учиться, — владели греческим и латынью так же свободно, как сегодняшние подростки — текстовой речью. RU 4 настоящий? может быть текстовым переводом нашего девиза. Мы, жители Северной Каролины, реальны, потому что не умеем казаться настоящими.

Конечно, неместному человеку иногда может показаться, что мы говорим вещи, которые на самом деле не имеем в виду. Я знаю многих трансплантатов, которых оскорбляли фразой «нам нужно, чтобы вы все были в доме», после чего прошли годы без официального приглашения на ужин. Но я считаю, что, согласно приличиям, мы на самом деле ведем себя мило. Может показаться, что мы только притворяемся гостеприимными, но правда в том, что вы не можете пригласить каждую снежную птицу в дом на жаркое, особенно в эти дни, когда кажется, что половина Бизона перебралась в Шарлотту. Но если эти чужаки будут оставаться здесь достаточно долго, мы в конце концов найдем время пригласить их на гриль на заднем дворе.

Как бы нам ни нравилась косвенность и преувеличение, на самом деле мы можем быть благородно буквальными. Например, аргумент одного штата Среднего Запада о том, что он обладает правами на термин «первые в полете», потому что братья, которые первыми поднялись в воздух на крылатом существе и поднялись с нашей самой легендарной дюны, были уроженцами этого штата на севере. только кажется выдержанным. Самолет вполне мог быть задуман и спроектирован в Огайо, но небесные ветры не соизволили поднять его с какого-нибудь кукурузного поля за пределами Дейтона.

Но это аргумент, который жители Северной Каролины не опускают до признания. Если Огайо хочет чувствовать себя так, как будто они добрались туда первыми, пусть они. Нас совершенно не смущает, что жители других государств ошибочно принимают веру во что-то за то, что это что-то. Когда вы есть, а не кажетесь, нет причин конкурировать.

Esse Quam Videri будет скорее, чем казаться ЦИФРОВЫМ

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

44 продажи
|

5 из 5 звезд

€6,98

Загрузка

Мало на складе

Включен НДС

Внесен в список 20 января 2023 г.

Один любимый

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *