Актеры советского и российского кино мужчины фото и фамилии: Все российские и советские актёры и режиссёры на официальном сайте канала Дом кино
Все российские и советские актёры и режиссёры на официальном сайте канала Дом кино
Все
Актёры
Режиссёры
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильм «Старик Хоттабыч»?
2023-03-10
Кто замуровал Хоттабыча в бутылку, в каком районе жил Волька и куда приземлился ковёр-самолет?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните фильмы Александра Роу?
2023-03-09
Ко дню рождения знаменитого режиссёра-сказочника!
ТЕСТ: Вспомните фильмы с «женскими» названиями по одному кадру!
2023-03-08
К Международному женскому дню!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Андрея Миронова?
2023-03-07
Ко дню рождения знаменитого актёра!
Эдуард Абалов
АктёрРежиссёр
07.10.192705.08.1987
1927-10-07
1987-08-05
Вадим Абдрашитов
АктёрРежиссёр
Александр Абдулов
Актёр
29.
05.195303.01.2008
1953-05-29
2008-01-03
Всеволод Абдулов
Актёр
29.12.194227.07.2002
1942-12-29
2002-07-27
Павел Абраменков
Актёр
Валентин Абрамов
Актёр
21.02.192228.04.1976
1922-02-21
1976-04-28
Хорен Абрамян
Актёр
01.04.193009.12.2004
1930-04-01
2004-12-09
Андрей Абрикосов
Актёр
14.11.190620.10.1973
1906-11-14
1973-10-20
Григорий Абрикосов
Актёр
30.08.193213.04.1993
1932-08-30
1993-04-13
Сергей Аброскин
Актёр
Евгений Абызов
Режиссёр
Дана Абызова
Актриса
Виктор Авдюшко
Актёр
11.01.192519.11.1975
1925-01-11
1975-11-19
Илья Авербах
АктёрРежиссёр
28.
07.193411.01.1986
1934-07-28
1986-01-11
Дмитрий Аверин
Режиссёр
Дмитрий Аверин
Актёр
Максим Аверин
Актёр
Юрий Аверин
Актёр
28.10.192229.01.1990
1922-10-28
1990-01-29
Ирина Аверина
Актриса
Николай Аверюшкин
Актёр
Виктор Авилов
Актёр
08.08.195321.08.2004
1953-08-08
2004-08-21
Нонна Агаджанова
Режиссёр
Нина Агапова
Актриса
30.05.192619.11.2021
1926-05-30
2021-11-19
Иван Агафонов
Актёр
15.06.193304.09.2005
1933-06-15
2005-09-04
Татьяна Агафонова
Актриса
Ольга Агеева
Актриса
Леонид Агранович
Режиссёр
15.
05.191515.03.2011
1915-05-15
2011-03-15
Михаил Агранович
АктёрРежиссёр
Александр Адабашьян
Актёр
Константин Адашевский
Актёр
11.04.189702.06.1987
1897-04-11
1987-06-02
Регимантас Адомайтис
Актёр
31.01.193720.06.2022
1937-01-31
2022-06-20
Анатолий Адоскин
Актёр
23.11.192720.03.2019
1927-11-23
2019-03-20
Виллен Азаров
Режиссёр
29.04.192407.01.1978
1924-04-29
1978-01-07
Филипп Азаров
Актёр
Ирина Азер
Актриса
Анатолий Азо
Актёр
31.10.193425.11.2007
1934-10-31
2007-11-25
Ованнес Азоян
Актёр
Оксана Акиньшина
Актриса
Амаяк Акопян
Актёр
Игнат Акрачков
Актёр
Артём Аксененко
Режиссёр
Любовь Аксёнова
Актриса
Ольга Аксёнова
Актриса
Татьяна Аксюта
Актриса
Ирина Акулова
Актриса
Тамара Акулова
Актриса
Себастьян Аларкон
Режиссёр
14.
01.194930.06.2019
1949-01-14
2019-06-30
Алан Алда
Актёр
Арина Алейникова
Актриса
Григорий Александров
АктёрРежиссёр
23.01.190316.12.1983
1903-01-23
1983-12-16
Марина Александрова
Актриса
Юлия Александрова
Актриса
Денис Алексеев
Режиссёр
Владимир Алеников
АктёрРежиссёр
Инна Аленикова
Актриса
Вера Алентова
Актриса
Лилиана Алёшникова
Актриса
25.07.193505.08.2008
1935-07-25
2008-08-05
Вуди Аллен
АктёрРежиссёр
Вера Алтайская
Актриса
21.05.191928.12.1978
1919-05-21
1978-12-28
Ирина Алфёрова
Актриса
Людмила Алфимова
Актриса
Адель Аль-Хадад
Актриса
Ольга Альбанова
Актриса
Любовь Альбицкая
Актриса
Вера Альховская
Актриса
12.
03.192413.01.2010
1924-03-12
2010-01-13
Светлана Аманова
Актриса
Пётр Амелин
АктёрРежиссёр
Елена Аминова
Актриса
Верико Анджапаридзе
Актриса
06.10.189731.01.1987
1897-10-06
1987-01-31
Карина Андоленко
Актриса
Сарик Андреасян
Режиссёр
Борис Андреев
Актёр
09.02.191521.04.1982
1915-02-09
1982-04-21
Вадим Андреев
Актёр
Владимир Андреев
Актёр
27.08.193029.08.2020
1930-08-27
2020-08-29
Олег Андреев
Актёр
Елена Андреева
Актриса
Мария Андреева
Актриса
Паулина Андреева
Актриса
Иева Андреевайте
Актриса
Наталья Андрейченко
Актриса
Ольга Андровская
Актриса
21.
07.189831.03.1975
1898-07-21
1975-03-31
Антон Андросов
Актёр
Мария Аниканова
Актриса
Галина Анисимова
Актриса
Наталья Анисимова
Актриса
Николай Анненков
Актёр
21.09.189930.09.1999
1899-09-21
1999-09-30
Исидор Анненский
Режиссёр
13.03.190602.05.1977
1906-03-13
1977-05-02
Олег Анофриев
Актёр
20.07.193028.03.2018
1930-07-20
2018-03-28
Сергей Антимонов
Актёр
30.06.188007.09.1954
1880-06-30
1954-09-07
Григорий Антипенко
Актёр
Ирина Антоненко
Актриса
Владимир Антоник
Актёр
Александр Антонов
Актёр
13.
02.189823.11.1962
1898-02-13
1962-11-23
Анна Антонова
Актриса
Елена Антонова
Актриса
Мария Антонова
Актриса
Сообщение
Не загружается тест?
Для корректной работы страницы отключите, пожалуйста, AdBlock.
Названы самые узнаваемые актёры советского кино — Новости на Фильм Про
Вы их наверняка знаете!
В лицо Юрия Никулина знают практически все, а фамилию Александра Демьяненко, сыгравшего самого знаменитого персонажа отечественного кинематографа – Шурика – помнят не всегда. Это выяснил телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция», который, по данным Mediascope, во время новогодних праздников стал самым популярным тематическим каналом страны.
Названы самые узнаваемые актёры советского кино
Специально ко дню рождения главной киностудии страны (30 января ей исполнится 98 лет) телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» узнал, кто из советских актёров является у россиян самым узнаваемым. Участникам исследования показывали фотографии знаменитых советских актёров, респонденты должны были назвать фамилию. Опрос проводился как онлайн, так и на улицах Москвы. Большинство тех, кто не смог узнать людей на фотографиях, – люди от 18 до 35 лет. В результате рейтинг узнаваемости советских актёров выглядит так:
1. Юрий Никулин – 97%
2. Андрей Миронов – 96%
3. Георгий Вицин – 94%
4. Николай Караченцов – 93%
5. Александр Абдулов – 92,5%
6. Евгений Леонов – 92%
7. Олег Табаков – 90%
8. Анатолий Папанов – 87%
9. Евгений Моргунов – 86%
10. Андрей Мягков – 85%
Имя Юрия Никулина респонденты называли практически без ошибок. Только 3% опрошенных не смогли вспомнить фамилию актёра. Возможно, это связано с тем, что в декабре 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого артиста, и в СМИ было опубликовано много информации о нём, а телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» всю неделю показывал фильмы с участием Никулина. Примечательно, что молодого Юрия Никулина не приняли в ГИТИС, училище имени Щепкина, студию при Малом театре, а на экзамене во ВГИК даже сказали, что для кино он не годится и его вряд ли когда-то будут снимать. После чего выбор будущего актёра пал на цирковое училище. Несмотря на огромное количество комедийных ролей, прославивший его образ Балбеса, Никулин не остался в рамках одного амплуа, а сумел блистательно сыграть драматические роли в картинах «Ко мне, Мухтар», «Они сражались за Родину», «Чучело», «Двадцать дней без войны».
Практически также безошибочно респонденты называли фамилию Андрея Миронова – ещё одного юбиляра 2021 года, известного по фильмам «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Двенадцать стульев». На роль мелкого жулика Димы Семицветова в картине «Берегись автомобиля» режиссёр Эльдар Рязанов утвердил Миронова практически сразу. А вот на кинопробах на роль Козодоева в «Бриллиантовой руке» у актёра был серьезный конкурент – Георгий Вицин. Но утверждён был именно Миронов. Он же и предложил режиссёру фирменный жест героя – откидывание головы назад.
Фамилию Георгия Вицина 94% опрошенных называли без ошибок, хотя некоторые путали артиста с Евгением Моргуновым – коллегой Вицина по трио «Трус-Балбес-Бывалый», которое сделало актёров невероятно популярными. Короткометражка, где впервые появилась троица, «Пёс Барбос и необычный кросс» сразу заслужила любовь зрителей, а кроме того участвовала в короткометражном конкурсе Каннского кинофестиваля и получила почётный диплом на Международном кинофестивале в Сан-Франциско. После Гайдай использовал полюбившиеся образы в картинах «Самогонщики», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Именно Вицин придумал знаменитую сцену, когда Балбес и Бывалый перекрывают дорогу движущемуся автомобилю, крепко держа за руки Труса. И те респонденты, которые не помнили фамилию актёра, называли самого знаменитого его персонажа.
93% опрошенных узнали и Николая Караченцова, хотя в ответ иногда звучали такие фамилии как Райкин, Збруев, Харатьян. На фото, которое показывали респондентам, Караченцов был в одном из самых знаменитых своих образов – Урри из детской киноленты «Приключения Электроника». В актёрском багаже Караченцова более 100 фильмов, среди которых «Старший сын», «Собака на сене», «Трест, который лопнул», «Человек с бульвара Капуцинов». Поклонники французского кино также помнят великолепный голос актёра, который он подарил Жану Полю Бельмондо. И, конечно, не меньший успех Караченцову принесла роль графа Рязанова в культовом спектакле «Юнона и Авось».
Замыкает пятерку лидеров Александр Абдулов, который по узнаваемости лишь на полпроцента отстал от Николая Караченцова. Но в случае с Абдуловым вариантов ошибок было больше. Респонденты называли фамилии Олега Янковского – партнёра Абдулова по фильмам «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона» и Марка Захарова, режиссёра упомянутых картин. Также звучали варианты Домогаров и Жигунов. Александр Абдулов впервые вышел на сцену в возрасте пяти лет в русском драматическом театре города Ферганы, художественным руководителем которого был его отец. Самыми знаменитыми киноработами Александра Абдулова стали картины «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Карнавал», «Чародеи».
Евгения Леонова узнали 92% опрашиваемых, что неудивительно, ведь в Советском Союзе он был одним из самых любимых актёров, и не только благодаря популярным киноработам, но и озвучиванию мультфильма про Винни-Пуха. Сам Леонов в шутку говорил, что он любимый артист шофёров и кондитеров. Георгий Данелия писал, что в одной больнице врач просил Леонова обойти с ним все отделения, так как больным становилось лучше при виде любимого артиста. А картина «Джентльмены удачи», где актёр исполнил две роли, доброго заведующего детским садом Трошкина и вора-рецидивиста Доцента, стала лидером советского проката, в год выхода её посмотрели более 62 млн зрителей.
Лишь 10% опрашиваемых не смогли узнать Олега Табакова. Респондентам показывали фото актёра в роли Людовика XIII из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», видимо, поэтому многие ошибочно называли других исполнителей и персонажей из этой картины: Д’Артаньяна, Дурова, Боярского, Смехова. Кто-то перепутал Олега Табакова с его сыном Антоном. В кино Олег Табаков стал сниматься в 22 года, причём сразу у именитых режиссёров: Михаила Швейцера, Георгия Натансона, Анатолия Эфроса, Сергея Бондарчука. Зрители полюбили актёра по ролям в картине «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Двенадцать стульев», «Москва слезам не верит». Но для Табакова всегда на первом месте оставался театр. Он стал самым молодым из основателей театра «Современник», затем создал знаменитую «Табакерку», а в 2000 году возглавил МХАТ им. А. П. Чехова.
Анатолия Папанова некоторые респонденты путали с Савелием Крамаровым, Евгением Моргуновым и Юрием Никулиным – возможно, от того, что все эти актёры снимались у Леонида Гайдая. Несмотря на тяжелое ранение, полученное на фронте во время Великой Отечественной войны, Анатолий Папанов после демобилизации поступил в ГИТИС. После окончания института служил в театре в Клайпеде, затем в Театре Сатиры в Москве. Первые роли в кино пришли к нему нескоро – только в 1963 году он воплотил образа генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые», за что получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После этого последовали знаменитые роли в фильмах «Берегись автомобиля», «Дети Дон Кихота», «Дайте жалобную книгу», «Бриллиантовая рука», «12 стульев» и многих других.
Несмотря на то, что Евгения Моргунова узнали 86% респондентов, его не раз перепутали с Вячеславом Невинным и Валентином Смирнитским. Наибольшую известность Моргунову принесла роль Бывалого в комедиях Леонида Гайдая. Причём режиссёру его кандидатуру для короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс» предложил Иван Пырьев. Из-за конфликта с Гайдаем на съёмках картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», Моргунова впоследствии не так часто приглашали в кино, одной из ярких его ролей стал образ поэта Соева в картине «Покровские ворота»
Если Андрея Мягкова с кем-то и путали, так это с его героем – Женей Лукашиным из лирической комедии «Ирония Судьбы, или С лёгким паром», а также с Эльдаром Рязановым, режиссёром самого знаменитого новогоднего фильма. Сыграть Лукашина могли Олег Даль, Станислав Любшин, Пётр Вельяминов. Мечтал об этой роли и Андрей Миронов. Но Мягкову удалось убедительнее всех воплотить на пробах образ незадачливого врача. С «Иронии судьбы» началось многолетнее сотрудничество актёра с Рязановым. Впоследствии он сыграл Анатолия Новосельцева в «Служебном романе», Семена Хвостова в «Гараже» и Юлия Карандышева в «Жестоком романсе».
Сложнее всего аудитории было вспомнить фамилию Александра Демьяненко – исполнителя роли Шурика. Хотя в одном из исследований телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» этот герой оказался самым узнаваемым персонажем советского кино. Вот и в этот раз многие респонденты безошибочно называли Шурика, но путались именно в фамилии. Были названы варианты Дьяченко, Деточкин, Лукьяненко, Тимофеев и даже Яковлев. Тем не менее правильно фамилию актёра указали 72% респондентов.
Опрос проводился в январе 2022 года на улицах Москвы, в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция», на сайте Filmpro.ru, Vesti.ru. Всего в исследовании приняли участие 1076 человек возраста от 14 до 75 лет.
Андрей Миронов,
Георгий Вицин,
Евгений Леонов,
Анатолий Папанов,
Александр Абдулов,
Николай Караченцов,
Олег Табаков,
Александр Демьяненко,
Евгений Моргунов,
Андрей Мягков
В избранное
Новинка
Странный советский фильм, предсказавший путинизм
Журнал
Фильм 33-летней давности с обнаженной секретаршей и тортом в виде головы оказался одним из лучших объяснений идей, которыми руководствовался российский лидер.
Иллюстрация Клаве Жечи / Getty Images
Марк Лоуренс Шрад — профессор политологии и директор Российского востоковедения в Университете Вилланова. Он является автором книг «Водочная политика: алкоголь, самодержавие и тайная история российского государства» и «Разгром алкогольной машины: глобальная история сухого закона». Вы можете найти его в Твиттере @VodkaPolitics.
Это мог быть любой сонный промышленный город на территории бывшего Советского Союза. Утомленный бизнесмен из другого города входит в офис местного управляющего фабрикой и получает первый намек на то, что что-то не так, когда видит, что секретарша управляющего печатает, совершенно голая. Когда онемевший посетитель предупреждает менеджера, что его секретарша полностью обнажена, менеджер смотрит и пренебрежительно пожимает плечами — «ну, так она и есть» — прежде чем продолжить свои обычные дела.
Так начинается спуск главного героя во все более причудливое царство, где он вместе со зрителями пытается определить, что реально, а что нет.
Сюрреалистический фильм 1989 года «Город Ноль» ( Город Ноль ) — скрытая жемчужина позднесоветского кинематографа. Он принадлежит к той редкой породе жутко пророческих фильмов, которые в свое время были написаны как мрачная сатира, но теперь проливают яркий свет на нашу современную политическую реальность. Как у Сидни Люмета 1976 вымышленный Network , который предвещал появление сенсационных «информационно-развлекательных» средств массовой информации и их влияние на американскую политику, City Zero кажется поразительно предсказующим современную российскую политическую динамику, включая характерное общественное мировоззрение, которое президент России Владимир Путин использовал для ведения войны с Украиной. в 2022 году.
City Zero, иногда переводится как «Зероград», был написан и снят в разгар гласности — эпохи творческой свободы. Коммунизм советского образца рушился по всей Восточной Европе, а Путин был молодым анонимным агентом КГБ, работавшим в Дрездене, Восточная Германия. Пока сбитый с толку и уставший главный герой City Zero сталкивается с каждым поворотом сюжета, фильм обнажает разрушающуюся социально-политическую систему, основанную больше на фантазиях, чем на реальности, которая изо всех сил пытается сохранить свою идентичность, свою цель и свою власть над своим пленным населением с помощью грубой пропаганды и искажения реальности, как неприкрытых, так и скрытых.
То, что было верно для Советского Союза в его предсмертной агонии в конце 1980-х годов, кажется еще более применимым к сегодняшней путинской России, где политика оправдывается хвалебными гимнами официальному национализму, известному как Русский мир , или «Русский мир». Это санкционированное Кремлем мировоззрение предполагает, что Россия — не обычное национальное государство, а уникальная консервативная «цивилизация», исторически отличная и даже генетически превосходящая своих европейских соседей. После возвращения на пост президента в 2012 году Путин все чаще использовал этот цивилизационный дискурс для защиты интересов этнических русских, русскоязычных и цивилизационных соотечественников за пределами геополитических границ России. Война России в Грузии в 2008 году, аннексия Крыма в 2014 году и опосредованная война на Донбассе, а также полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году — все это было оправдано якобы уникальной цивилизационной миссией России. Следовательно, — а не просто фиговый листок для неоколониальных амбиций Кремля — Русский мир — концепция, достойная понимания сама по себе.
Концептуально Русский мир держится на трех китах: 1) наполненный обидой русский национал-шовинизм, враждующий с Европой и Западом, 2) нелиберальный этатизм, при котором личность и общество служат интересам государства (скорее чем государство, служащее народу), и 3) официальный контроль над информацией и историческими нарративами, что укрепляет эту государственную национальную идентичность. Такая информационная автократия хорошо описана в книге Петра Померанцева «9».0016 Ничто не является правдой, и все возможно: сюрреалистическое сердце новой России , , в котором управляемые Кремлем государственные СМИ искажают как текущие события, так и исторические нарративы в интересах правящего режима. Жители Запада лишь мельком увидели это, когда Путин фактически объявил войну Украине в феврале в гневной часовой лекции по альтернативной истории, в которой он утверждал, что украинской государственности никогда не существовало.
Пожалуй, нет лучшего знакомства с темным, сюрреалистическим этатизмом, чем City Zero, который пропитан той же стойкой тревогой, знакомой западным посетителям путинской России: что за внешним видом нормально функционирующего общества, все кажется немного «неправильным».
Кадр из фильма «Город Ноль» с гигантской «скульптурой» под названием «Мечты»: два многоярусных вращающихся пьедестала, похожих на свадебный торт, которые противопоставляют различия между Русским миром и Западом.
|
Предоставлено Мосфильмом
Рискуя испортить 33-летний иностранный фильм: в конечном счете, из Города Ноль нет выхода. Кроткий обыватель, главный герой по имени Алексей Варакин, сам того не подозревая, оказался в ловушке Русский мир .
Встревоженный встречей с голой секретаршей и планирующий скорейшее возвращение в Москву, Варакин заходит в местный ресторан, чтобы перекусить, и обнаруживает, что шеф-повар каким-то образом приготовил торт в точном подобии его собственной головы. Когда ошеломленный Варакин отказывается есть головной пирог, шеф-повар стреляет в себя, когда на соседней сцене играет регтайм-группа. Дав полиции свидетельские показания, Варакин направляется в вокзал, но все билеты в пустом вестибюле таинственным образом распроданы. Когда он ловит такси, чтобы доехать до ближайшей станции, дорога резко обрывается в лесу. Прогуливаясь по лесу, Варакин обнаруживает, что никакой станции нет, а есть городской краеведческий музей посреди заповедника. За 30 копеек он неохотно проходит обязательную экскурсию, которая начинается в перепрофилированном стволе шахты на глубине 28 метров.
Вот тут-то и начинаются действительно странные вещи.
На протяжении почти 20 минут в сцене подземного музея фильм подчеркивает абсурдность истории, переписанной для повышения ценности государства, как в сегодняшней путинской России. Экскурсовод ведет Варакина мимо одной музейной экспозиции за другой, отмечая все более фантастические исторические реликвии и события, которые не могли произойти в городе, но предположительно имели место: гробница троянских царей, останки римских легионов, ложе Аттилы Великого. Гунн, глава Второго Лжедмитрия (претендент на российский престол в 17 -й -й век) и советский революционер, преданный женой-француженкой, танцовщицей канкана, — все истории, предположительно раскрытые при раскопках шахты-музея. (К сожалению, все костюмированные манекены в каждой музейной диораме на самом деле являются неподвижными, немигающими живыми актерами.)
Все еще цепляясь за какую-то объективную реальность, Варакин возражает, что все это нелепая фантазия и полностью противоречит всей устоявшейся истории. Экскурсовод уверяет, что все это основано на исследованиях ведущих специалистов города: профессоров Ротенберга и Герасимова. (По воле судьбы за годы, прошедшие после выхода фильма, эти фамилии приобрели значение путинской эпохи: двое ближайших приятелей детства Путина по дзюдо, ставшие мультимиллиардерами-олигархами, — Борис и Аркадий Ротенберги, а начальник генерального штаба Путина, архитектор главой российской доктрины гибридной войны и руководителем российских военных операций на Украине является генерал Валерий Герасимов.Для современного зрителя эти имена — жуткое совпадение.)
Вернувшись в шахту истории, Варакин и проводник проходят мимо пропагандистского плаката, на котором написано: «Источник нашей силы — правда нашей истории». Это тоже жуткий предвестник современной политики. Когда Путин изложил свой предлог для вторжения в Украину, отрицая суверенное существование Украины и пытаясь превратить украинцев в часть Русский мир , его вывод был таким же оруэлловским: «правда на нашей стороне — это то, что делает нас по-настоящему сильными».
Экскурсия по истории Варакина завершается гигантской «скульптурой» с надписью «Мечты»: двумя многоярусными вращающимися постаментами, похожими на свадебный торт, которые сопоставляют различия между Русский мир и Запад.
Первая экспозиция напоминает традиционные кремлевские стены и башни из красного кирпича. Люди-манекены, населяющие его, олицетворяют разнообразие, традиции, щедрость, достижения и довольство — все стилизованно и приукрашено — Русский мир . Это потрясающее визуальное изображение утверждения Путина о том, что «Россия — это не просто страна, а особая цивилизация благодаря своим богатым традициям, многонациональному характеру и многочисленным культурам и конфессиям». Советский Союз принял эту русоцентристскую «дружбу народов», в которой ведущую роль играют этнические русские, но в ней нет ничего идейно-советского по своей сути. Действительно, хотя фильм был снят за несколько лет до распада СССР, примечательно, что в «Городе ноль» нет ни малейшего намека на марксизм-ленинизм.
Другой, более ветхий вращающийся дисплей изображает упадок Запада. Жадные до денег бизнесмены изображаются рядом с мятежной молодежью, боевиками, панками, рок-звездами с тушью для ресниц, хиппи и девушками из долины как антитеза «Русский мир». Этот парадокс России как культурной части Европы, но в то же время отличной от нее, вряд ли можно назвать каким-то новым развитием путинской эпохи. Действительно, об этом спорят веками. Тем не менее, то, что это изображено так прямо, вызывает раздражение. Камера показывает растерянного Варакина. Ожидается ли, что он выберет одно или другое? Красная таблетка или синяя таблетка? Россия или Запад? Какой мир правильный? Что реально? (И оба они не изображены настоящими актерами, притворяющимися фальшивыми?)
На этом сцена резко обрывается, без четких ответов.
Вскоре после перевоспитания Варакина доставляют к прокурору города, который делится своей конспирологической теорией о том, что повара по имени Николаев на самом деле убили. Более того, он подозревает, что Варакин — скорее какой-то незнакомец из далекой Москвы — на самом деле является давно потерянным сыном повара, хотя Варакин никогда его раньше не видел. Тем не менее, как свидетель преступления, прокурор просит Варакина не только остаться в городе, но и согласиться с ходившими по городу слухами о том, что он на самом деле сын повара.
Кадр из фильма «Город ноль» с участием прокурора города, разъясняющего идею великого русского духа.
|
Предоставлено Мосфильмом
С удрученным выражением экзистенциального отчаяния Варакин умоляет, что хочет только вернуться домой.
«Вы не в состоянии оценить серьезность николаевского дела», — следует ответ, а затем прокурор зловеще добавляет, «поскольку оно затрагивает интересы государства».
В этот момент прокурор выдвигает стул и передает Варакину, пожалуй, самое лаконичное изложение Русский мир этатизм, при котором русское общество должно служить нуждам государства, а не наоборот.
«Со времен татаро-монгольского нашествия главная объединяющая нас идея, которая вдохновляла поколения наших предков, — это идея государственности», — провозглашает он. «Великое и могучее государство есть тот идеал, ради которого русский готов страдать, терпеть любые лишения. Готов — если потребуется — отдать свою жизнь».
Заметив молчание Варакина, прокурор продолжает:
«Это иррациональная идея. Это не прагматичный европеец, стремящийся извлечь максимум личной выгоды. Это идея великого русского духа, в котором ваша и моя индивидуальность составляет лишь малую второстепенную часть, но которая стократно вознаграждает нас. Это чувство принадлежности к большому организму вселяет в наш дух ощущение силы и бессмертия. Запад всегда стремился дискредитировать наше представление о государственности. Но самая большая опасность лежит не на Западе, а в нас самих. Мы хватаемся за все эти непрекращающиеся и модные западные идеи, соблазненные их очевидной рациональностью и практичностью, не понимая, что именно эти качества дают им роковую власть над нами».
Варакин молчит. — Но ничего, — продолжает прокурор.
«В конце концов наша идея всегда побеждает. Смотрите, все наши революции привели в конце концов не к разрушению, а к укреплению и усилению Государства. Они всегда будут. Но не многие осознают, что настоящий момент является одним из самых критических за всю нашу историю. А дело повара Николаева, на первый взгляд такое тривиальное, имеет глубокое значение».
«Итак… вы не можете покинуть город».
Потерпев поражение, Варакин понимает, что бороться с официальной версией бесполезно. Любая надежда на довольство может исходить только от подчинения санкционированной государством альтернативной реальности. И когда он это делает — и неохотно соглашается на роль сына убитого шеф-повара — жители этого причудливого Города Ноль чествуют его как героя.
Отставка Варакина, несомненно, знакома многим гражданам современной России, особенно после путинского вторжения в Украину, сопровождавшегося подавлением свободы слова в отношении любого, кто сомневается в российской «специальной военной операции». Для независимо мыслящих журналистов, активистов и даже олигархических элит единственным средством политического выживания является либо подчинение себя сюрреалистичности путинского Русский мир или оставить его; и становится все труднее бежать из него, как из ловушки Города Зеро.
Кадр из фильма «Город ноль», в котором ребенок говорит главному герою Алексею Варакину, что он не может покинуть город.
|
Предоставлено Мосфильмом
Фильм заканчивается тем, что горожане, сопровождающие Варакина, совершают полуночный визит к легендарному городскому дубу, которому 1000 лет. Говорили, что великий князь Дмитрий Донской и Иван Грозный оба взяли ветви от дуба, и каждый по очереди стал правителем России. Но теперь дерево силы было мертво и гнило. В то время как горожане были заняты сбором его конечностей в качестве сувениров о некогда существовавшей силе, Варакин убегает, убегая через темную пустыню. Подойдя к берегу реки, он находит лодку без весел. На рассвете он бросается в широкую туманную реку, плывущий по течению и бессильный.
Вернется ли он когда-нибудь в реальный мир? Будет ли Россия? Фильм не дает никаких намеков.
Хотя судьба Варакина и современной России неизвестна, с течением времени любопытно посмотреть, что стало с главными фигурами фильма.
Образ Варакина сыграл актер Леонид Филатов, чьи усталые голубые глаза и участливые манеры противоречили вечным мучениям Варакина. К сожалению, он умер от пневмонии в 2003 году в возрасте 56 лет.
Прокурора сыграл известный советский кинорежиссер Владимир Меньшов, чей фильм Москва слезам не верит получил в 1981 году премию Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке. Но в более поздние годы его личная политика стала практически неотличима от роли, которую он играл в качестве прокурора Города Ноль, особенно в отношении его верности Русский мир . После оккупации Крыма Путиным в 2014 году Меньшов объявил аннексию «сверхъестественным событием», которое не только продемонстрировало «жизнеспособность» России как уникальной цивилизации, но и предоставило «доказательство существования квинтэссенции русского Бога», который принесет спасение Россия после многих лет, когда ее сбивал с пути индивидуалистический, жадный до денег Запад. Вскоре после этого Меньшов будет занесен в черный список Украины, а Путин наградит Меньшова орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Меньшов умер в июле 2021 года от Covid-19..
Но, пожалуй, больше всего меня тревожит эволюция человека, который был соавтором и режиссером «Города Ноль » и «» Карена Шахназарова. В буйной России 1990-х Шахназаров был назначен генеральным директором киностудии «Мосфильм», а в 2011 году сыграл важную роль в загрузке всего каталога фильмов «Мосфильм» на YouTube, включая «Город ноль», где их можно смотреть где угодно бесплатно. , в комплекте с субтитрами.
В последние годы Шахназаров стал главным сторонником путинской Русский мир в сфере культурной политики. Путин наградил его многочисленными государственными наградами, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2012 г.) и орденом Александра Невского (2018 г.). Он принимал активное участие в политике Кремля и путинской партии «Единая Россия», даже возглавляя официальную рабочую группу по внесению поправок в конституцию России.
Что еще более важно, он стал одним из самых откровенных публичных сторонников путинского неоимперского вторжения в Украину, в подстрекательстве которого он обвиняет Соединенные Штаты. Он регулярно появляется в самом популярном и напыщенном рупоре путинской пропаганды, в ночной программе комментариев Владимира Соловьева на российском государственном телевидении. Чтобы восхитить аудиторию, Шахназаров восторженно говорил о путинском восстановлении России как великой цивилизационной империи и предупредил, что «непатриотичные» внутренние оппоненты, которым неудобно размахивать буквой Z — эмблемой «специальной военной операции» на Украине, — столкнутся с «Концлагеря, перевоспитание и стерилизация. Все очень серьезно».
Хотя позже он утверждал, что его комментарии о концлагерях были вырваны из контекста, он снова появился в пропагандистском шоу Соловьева, чтобы провозгласить, что — если Россия потерпит неудачу в своей великой и исторической миссии по завоеванию Украины — именно Западу придется сконцентрироваться лагеря готовы, и пошлет туда всех русских без пощады.
Конечно, здесь, в реальном мире, такая гипербола кажется невообразимой, почти смехотворной. Но если решение Путина вторгнуться в Украину нас чему-то и научило, так это тому, что мы на свой страх и риск пренебрегаем кремлевской эхо-камерой альтернативной реальности. Когда российский крестный отец кинофэнтези применяет свои методы ко всей стране, это должно привлекать наше внимание.
Несмотря на то, что многие сторонние наблюдатели приписывают Путину странное мировоззрение, позволившее развязать чудовищные преступления против Украины, City Zero подчеркивает, что корыстное мировоззрение Кремля вовсе не ново. На самом деле все три столпа Русский мир очевидны в фильме, даже когда Путин был еще скромным офицером КГБ в Восточной Германии. Шовинистический русский национализм в оппозиции к «декадентским» европейским ценностям — как показывают две вращающиеся «скульптуры» в шахте истории — определенно восходит к поколениям. Нелиберальный этатизм, при котором люди служат государству, а не государство служит народу, как пояснил прокурор, также имеет глубокие корни в русской культуре. Наконец, как и в случае с историческим рудником, государственный контроль над информацией и манипулирование историей также являются давней отличительной чертой российского самодержавия, будь то царская цензура или советская пропаганда.
Если уж на то пошло, разница между современным путинизмом и автократиями прошлого в России — скорее в степени, чем в характере. Путинский Русский мир вместо того, чтобы быть выдуманным с нуля, опирается на многие подогретые традиции русского самодержавия; хотя и наполнен силой современных социальных сетей, массового убеждения и информационных технологий, невообразимых для предыдущих поколений автократов.
В 1989 году, когда Берлинская стена рушилась вместе с коммунистическими автократиями Восточной Европы, «Город Зеро» Шахназарова казался подходящей сюрреалистической критикой нелепостей и противоречий самодержавия. Теперь, во всяком случае, это кажется неироничным и тревожным планом того, как автократы могут манипулировать историей, информацией и даже самой реальностью, чтобы удовлетворить потребности государства и корыстные желания его лидера.
- Россия,
- Владимир Путин,
- Украина,
- Клуб культуры,
- Война России с Украиной,
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ выходные
Фильм «Мистер Джонс» разоблачает кампанию фейковых новостей о сталинском геноциде украинцев
Фильм «Мистер Джонс» Джонс» — важная новая историческая драма с очень современным контекстом. Выпущенный в США весной 2020 года, он проливает давно назревший свет на одно из самых страшных преступлений Сталина, а также служит своевременным напоминанием о том, что в сегодняшних разговорах о фейковых новостях на самом деле нет ничего нового.
Написанный Андреа Халупа и поставленный номинированной на «Оскар» режиссером и сценаристом Агнешкой Холланд, этот совместный фильм Польши, Украины и Великобритании рассказывает о борьбе одного человека за разоблачение искусственного сталинского голода на Украине, преступления, которое советский режим отчаянно пытался раскрыть. спрятаться от внешнего мира.
Главный герой фильма — Гарет Джонс, молодой валлийский журналист, который в начале 1930-х годов едет в Советский Союз в надежде взять интервью у Сталина. Вместо этого он раскрывает самую темную тайну диктатора — украинский голод. Главный антагонист Джонса — лауреат Пулитцеровской премии московский корреспондент New York Times Уолтер Дюранти, который использует свой значительный статус, чтобы публично критиковать Джонса и отрицать существование голода. Два ведущих актера, Джеймс Нортон (Гарет Джонс) и Питер Сарсгаард (Уолтер Дюранти), блестяще запечатлели эту борьбу за правду в один из самых мрачных периодов в европейской истории.
Сосредоточившись на журналистской дуэли за контроль над нарративом вокруг сталинского голода, фильм перекликается со многими темами, которые определяют сегодняшнее информационное поле битвы. В нынешнюю эпоху фейковых новостей и альтернативных фактов «Mr. Джонс» показывает, что предыдущие поколения также сталкивались с подобными проблемами. Это иллюстрирует серьезную ответственность средств массовой информации за точное освещение событий, в то же время улавливая неизменное авторитарное стремление к сокрытию и искажению.
Это окно, посвященное информационной войне сталинской эпохи, представляет собой весьма актуальную политическую драму, но именно как исторический фильм «Мр. Джонс» действительно выделяется. Фильм открывает новую важную кинематографическую основу, знакомя широкую международную аудиторию с 1932-33 украинский голод впервые. Голодомор, известный украинцам как Голодомор, был одним из самых страшных злодеяний ХХ века, но он еще не вошёл в мировое сознание в той форме, которая соответствовала бы масштабам и последствиям трагедии.
Подписаться на UkraineAlert
В то время как весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.
Многие зрители будут ошеломлены событиями, описанными в «Mr. Джонс» и уйдет с воодушевлением изучить эту тему более подробно. Вскоре они обнаружат, что споры о том, что именно Гарет Джонс стал свидетелем на Украине в марте 1933 года, продолжают бушевать. реальность голода. Это отрицание принимало множество различных форм за последние девять десятилетий. Это началось с прямого отказа признать голод, а затем переросло в попытки отвергнуть преднамеренный характер массового голода и опровергнуть преследование украинцев.
После распада Советского Союза дискуссия сосредоточилась на том, можно ли квалифицировать Голодомор как акт геноцида против украинского народа. Именно такое определение дал голоду не кто иной, как Рафаэль Лемкин, юрист, придумавший термин «геноцид». Тем не менее, по-прежнему существует значительное сопротивление признанию Голодомора геноцидом. Характерно, что продолжающиеся дебаты о признании носят преимущественно политический, а не академический характер.
С чем именно столкнулся Гарет Джонс в Украине? В марте 1933 года молодой валлиец сел в Москву на поезд, направлявшийся в Харьков, который тогда был столицей Советской Украины. Когда поезд приблизился к российско-украинской границе, он тайком вышел из него и продолжил путь пешком. Хотя он сообщил о нехватке продовольствия на российской стороне границы, вскоре стало ясно, что Украина находится в эпицентре огромного и смертельного голода.
«Почти в каждом селе два месяца назад кончился запас хлеба, почти истощился картофель, не хватало свеклы грубого помола, которая раньше использовалась на корм скоту, а теперь стала основным продуктом питания населения , чтобы продержаться до следующего урожая», — писал Джонс через несколько недель в письме редактору газеты Manchester Guardian [предшественник сегодняшней газеты Guardian — Ред.]. «В каждой деревне я получил одну и ту же информацию, а именно, что многие умирают от голода и что около четырех пятых скота и лошадей погибло. Одна фраза повторялась до печального однообразия в моей голове, а это было: «Все опухли» («все опухли от голода»), и при каждом разговоре мне вбивалось в память одно слово. Это слово было «голод», означающее «голод» или «голод». И я не забуду вздутые животы детей в коттеджах, в которых я спал».
Покинув Советский Союз в конце марта 1933 года, Джонс опубликовал пресс-релиз о своем недавнем опыте пребывания в том, что он назвал «черноземным регионом» Советского Союза. Его подхватили несколько газет, но не New York Times. Другие в равной степени не желали принимать сообщения о голоде. По идеологическим или другим причинам многие из тех, кто симпатизировал Советскому Союзу, не хотели слышать о людях, умирающих от голода в зарождающемся социалистическом раю. В хор опровержений входили некоторые интеллектуальные тяжеловесы того времени, такие как Джордж Бернард Шоу, подписавший коллективное письмо в Manchester Guardian, в котором британские СМИ обвинялись в представлении «положения русских рабочих как рабского и голодного».
Основное опровержение Джонса исходило от самого Дюранти в статье, опубликованной в номере New York Times от 31 марта 1933 года. Этот шедевр дезинформации напрямую атаковал Джонса, обвинив его в поспешных выводах на основе ограниченных фактов и в том, что он не рассказал всей истории. «Условия плохие, но голода нет», — писал Дюранти.
Отвергая разговоры о массовом голоде, Дюранти повторил советскую пропаганду, признав «нехватку продовольствия» из-за бесхозяйственности и саботажа в процессе сельскохозяйственной коллективизации. Как известно, корреспондент New York Times также поделился своими мыслями о ситуации в Украине. «Грубо говоря, вы не сможете приготовить омлет, не разбив яиц», — написал он. Эта пугающая фраза появляется в «Mr. Джонс». Возможно, это лучшее свидетельство цинизма, который позволил Дюранти и его коллегам-московским корреспондентам скрыть массовое убийство миллионов людей.
Нет никаких предположений, что опровержения Дюранти были идеологически мотивированы. Журналист из Ливерпуля был кем угодно, только не попутчиком-коммунистом. Его главным мотивом в сокрытии Голодомора, по-видимому, было желание сохранить свое высокое положение в советской Москве и защитить свой доступ к ведущим большевикам. Ко времени голода 1933 года Дюранти уже добился значительной международной известности за освещение советского эксперимента. Кажется, у него не было сомнений в том, что он следует линии партии, пока Украина голодает.
Критика в адрес Джонса была сомнительной как с этической, так и с фактической точек зрения. Дюранти обвинил валлийца в том, что он представил «довольно неадекватное сечение большой страны». На самом деле, путешествуя по российско-украинскому пограничью и свидетельствуя о различных условиях, с которыми он столкнулся в России и на Украине, Джонс неосознанно наткнулся на одну из основных характеристик Голодомора. Это был далеко не стихийное бедствие, это был голод, который не ограничивался национальными и политическими границами.
Непосредственной причиной голода было стремление Сталина получить контроль над сельскохозяйственным сектором Советского Союза, чтобы финансировать свои амбициозные планы индустриализации и милитаризации. Это означало загнать миллионы крестьян в колхозы. По мере роста сопротивления коллективизации в конце 1920-х — начале 1930-х годов богатая в сельском хозяйстве Украина стала очагом крестьянских восстаний. В ответ Сталин направил тайную полицию для проведения крупномасштабных депортаций, продолжая при этом коллективизацию и реквизицию зерна.
К весне 1932 года изъятие запасов зерна привело к голоду в некоторых частях Украины. В течение года практически вся Украина страдала от массового голода. Испытывали голод и другие хлебопроизводящие районы СССР, в том числе Нижнее Поволжье и Прикубанье Северного Кавказа, которые в значительной степени были заселены украинцами.
Имеющиеся данные указывают на то, что Сталин использовал кризис, чтобы сокрушить то, что он считал украинским национализмом, проявляющимся в украинском сопротивлении коллективизации. Как бывший нарком по делам национальностей, Сталин хорошо разбирался в тонкостях национальной идентичности в СССР. Он считал, что культурное приспособление украинцев в первые годы существования Советского Союза скорее усилило, чем ослабило их сопротивление режиму. Это была ошибка, которую он стремился исправить.
В декабре 1932 года, за несколько месяцев до поездки Джонса на Украину, когда условия голода продолжали ухудшаться, Сталин начал серьезную атаку на украинский язык и культуру. В районах Кубани, заселенных украинцами, эти меры привели к закрытию всех украинских школ, учреждений культуры и газет. Сталин гнался не только за украинским зерном; он также был нацелен на украинскую культуру и, в конечном счете, на саму украинскую идентичность.
В отличие от параллельного процесса коллективизации в России, голод на Украине не ограничивался зернопроизводящими регионами. Влияние Голодомора распространилось на те части страны, которые никогда не считались частью легендарной украинской житницы. Это включало харьковское пограничье Украины, которое Гарет Джонс посетил весной 1933.
Путешествие Джонса произошло до самых смертоносных месяцев Голодомора. Число погибших в Украине не достигнет своего пика до июня 1933 года. Всего, как полагают, только в Харьковской области погибло около миллиона человек. Более половины из примерно четырех миллионов украинцев, погибших от голода, погибли в регионах, которые не принадлежали к зернопроизводящим сельскохозяйственным центрам страны. Единственная причина, по которой эти области так сильно пострадали, заключалась в том, что они были частью Украины.
Когда в конце лета 1933 года условия голода начали отступать, опровержения приобрели новый тон. В августовской статье 1933 года для New York Times Дюранти с опозданием признал, что «нехватка продовольствия», упомянутая в его более ранних отчетах, на самом деле была крупномасштабным голодом. Он признал, что погибло до двух миллионов человек, но отказался списать это на действия советского правительства. Вместо этого он по-прежнему сосредоточился на дискредитации противников, трубя о светлом будущем СССР. Первое предложение его статьи гласило: «Прекрасный урожай, который вот-вот соберут, показывает, что любое сообщение о голоде в России сегодня является преувеличением или злонамеренной пропагандой».
Это продолжающееся обеление сталинского голода на Украине оказалось удобным на международном уровне. В то время, когда демократический мир был гораздо больше обеспокоен недавним приходом Гитлера к власти в Германии и экономическими последствиями Великой депрессии, желание конфронтации с Кремлем было незначительным.
Действительно, пока Украина голодала, США готовились официально признать Советский Союз. Самому Дюранти приписывают значительный вклад в это решение. Его освещение СССР, получившее Пулитцеровскую премию, было широко признано важным для оказания влияния на президента США Франклина Делано Рузвельта и убеждения американского общественного мнения в необходимости установления дипломатических отношений с коммунистическим государством.
Во время ужина, данного министру иностранных дел СССР Максиму Литвинову в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» в ноябре 1933 года в честь установления отношений между Соединенными Штатами и СССР, Дюранти был встречен самыми бурными аплодисментами за весь вечер. Это был момент величайшего триумфа величайшего апологета Сталина.
Аплодисменты Дюранти появляются в фильме Агнешки Холланд. Эта сцена служит подходящим финалом для этого театрализованного рассказа о ранее упущенной из виду главе в истории двадцатого века, которая может многое рассказать современной аудитории об опасностях дезинформации. В фильмах о Голодоморе не может быть хэппи-энда в голливудском стиле, но, по крайней мере, теперь эта история наконец-то рассказана.
Сергей Плохий — профессор истории Украины имени Михаила Грушевского и директор Института украинских исследований Гарвардского университета.
Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.
Подробнее из УкраиныAlert
UkraineAlert — это комплексное онлайн-издание, которое регулярно публикует новости и анализ событий в политике, экономике, гражданском обществе и культуре Украины.